Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Упрощенная система налогообложения, учета и отчетности


Упрощенная система налогообложения, учета и отчетности

     

Л.В. Емельянова,
советник налоговой службы I ранга

     

     За нарушение каких условий в течение календарного года субъект малого предпринимательства, применяющий упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, может быть переведен на ранее установленную систему налогообложения?

     
     Согласно ст. 5 Федерального закона от 29.12.1995 N 222-ФЗ “Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства” (далее - Закон N 222-ФЗ) официальным документом, удостоверяющим право применения субъектами малого предпринимательства упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности, является патент, выдаваемый сроком на один календарный год налоговыми органами по месту постановки организаций и индивидуальных предпринимателей на налоговый учет.
     
     Пунктом 7 ст. 5 Закона N 222-ФЗ определено единственное условие, при котором плательщики (организации) единого налога на совокупный доход в течение срока действия патента (календарного года) переводятся на ранее принятую систему налогообложения, учета и отчетности, а именно: при превышении определенной вышеуказанным Законом предельной численности работающих.
     
     Других ограничений, в том числе по доле средств в уставном капитале и объему валовой выручки, для данной категории налогоплательщиков действующее законодательство об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности не устанавливает.
     
     Таким образом, организация, получившая патент на применение упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности, будет являться плательщиком единого налога на совокупный доход в течение всего календарного года, при соблюдении условия по предельной численности работающих.
     

     Каким законодательным актом следует руководствоваться при определении статуса субъекта малого предпринимательства в целях применения Закона N 222-ФЗ?

     
     В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации” (далее - Закон N 88-ФЗ) для получения соответствующего статуса субъекты малого предпринимательства обязаны подавать заявление установленного Правительством РФ образца в исполнительные органы власти, уполномоченные действующим законодательством.
     
     Учитывая, что до настоящего времени Правительство РФ не определило орган исполнительной власти, выполняющий функции регистрации и подтверждения статуса субъекта малого предпринимательства, порядок такой регистрации отсутствует.
     

     МНС России совместно с Министерством Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства в рамках внесения изменений и дополнений в Закон N 88-ФЗ ведется работа по уточнению порядка получения статуса субъекта малого предпринимательства.
     
     Для принятия решения о переводе на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей налоговые органы руководствуются нормами ст. 2 Закона N 222-ФЗ, согласно которым действие упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности распространяется на индивидуальных предпринимателей и организации (субъекты малого предпринимательства) с предельной численностью работающих (включая работающих по договорам подряда и иным договорам гражданско-правового характера) до 15 человек, независимо от вида осуществляемой ими деятельности, если в течение года, предшествующего кварталу, в котором произошла подача заявления на право применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности, совокупный размер валовой выручки данного налогоплательщика не превысил суммы стотысячекратного минимального размера оплаты труда, установленного законодательством Российской Федерации на первый день квартала, в котором произошла подача заявления.
     
     Учитывая, что упрощенная система налогообложения, учета и отчетности распространяется только на субъекты малого предпринимательства, при отнесении коммерческих организаций к данной категории налогоплательщиков необходимо руководствоваться положением п. 1 ст. 3 Закона N 88-ФЗ. В этих целях налоговые органы должны ознакомиться с учредительными документами налогоплательщика.
     
     Согласно ст. 5 Закона N 222-ФЗ официальным документом, удостоверяющим право применения субъектами малого предпринимательства упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности, является патент, выдаваемый сроком на один календарный год налоговыми органами по месту постановки организаций и индивидуальных предпринимателей на налоговый учет.
     
     Патент выдается налоговыми органами организациям и индивидуальным предпринимателям по месту их постановки на налоговый учет на основе  письменного заявления, подаваемого не позднее чем за один месяц до начала очередного квартала, при соблюдении следующих условий:
     
     если общее число работников, занятых в организации, не превышает предельной численности, установленной в соответствии с вышеуказанным Федеральным законом;
     

     если организация не имеет просроченной задолженности по уплате налогов и иных обязательных платежей за предыдущий отчетный период;
     
     если организация своевременно сдала необходимые расчеты по налогам и бухгалтерскую отчетность за предыдущий отчетный период.
     
     Решение о переходе организации или индивидуального предпринимателя на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности выносится налоговым органом в пятнадцатидневный срок со дня подачи заявления организацией или индивидуальным предпринимателем.
     
     В целях принятия решения о переводе налогоплательщика на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности целесообразно проверять и устанавливать статус субъекта малого предпринимательства одновременно с подачей заявления на право приобретения патента.
     
     По истечении срока действия патента по заявлению организации или индивидуального предпринимателя налоговый орган выдает патент на очередной (годичный) срок действия с регистрацией новой книги учета доходов и расходов.
     
     Учитывая изложенное, при переводе организаций на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности налоговым органам в части определения круга налогоплательщиков, имеющих право применять данный налоговый режим, следует руководствоваться соответствующими нормами вышеуказанных федеральных законов.
     

     Следует ли организации, применяющей упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, производить зачисление единого налога по месту нахождения своих филиалов?

     
     Пунктом 1 ст. 1 Закона N 222-ФЗ установлено, что упрощенная система налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства применяется для организаций и индивидуальных предпринимателей. Законом N 222-ФЗ не предусмотрено по организациям, в состав которых входят филиалы, производить зачисление единого налога по месту нахождения филиалов.
     
     Учитывая изложенное, уплата единого налога с совокупного дохода (валовой выручки) производится организацией (субъектом малого предпринимательства), перешедшей на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, по месту ее постановки на налоговый учет по ставкам, установленным в данном регионе, независимо от наличия и места нахождения ее филиалов.
     
     Согласно п. 4 ст. 5 Закона N 222-ФЗ филиалы и подразделения субъектов малого предпринимательства, перешедших на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, представляют в налоговый орган по месту постановки на налоговый учет нотариально заверенные копии патентов, выданных организации. Копии патентов предъявляются в налоговый орган по месту осуществления деятельности с целью контроля за предпринимательской деятельностью на территории субъекта Российской Федерации.
     

     При этом налоговые органы осуществляют налоговый контроль за соблюдением филиалами субъектов малого предпринимательства, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, налогового законодательства по другим видам налогов (кроме единого налога на совокупный доход) в соответствии с порядком, установленным МНС России.
     

     Могут ли организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, организовать простое товарищество и вести бухгалтерский учет совместной деятельности в порядке, предусмотренном для данной системы налогообложения?

     
     В соответствии со ст. 1041 ГК РФ по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) двое или несколько лиц (товарищей) обязуются соединить свои вклады и совместно действовать без образования юридического лица для извлечения прибыли или достижения иной не противоречащей закону цели.
     
     Сторонами договора простого товарищества, заключаемого для осуществления предпринимательской деятельности, могут быть только индивидуальные предприниматели и (или) коммерческие организации.
     
     Согласно п. 1 ст. 1 Закона N 222-ФЗ упрощенная система налогообложения, учета и отчетности применяется для субъектов малого предпринимательства - организаций и индивидуальных предпринимателей.
     
     В связи с тем что при заключении договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) юридического лица не образуется, положения Закона N 222-ФЗ на простое товарищество распространяться не должны. Следовательно, ведение учета операций, осуществляемых в рамках договора совместной деятельности, общего имущества по упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности не производится.
     
     Согласно ст. 1043 НК РФ ведение бухгалтерского учета общего имущества товарищей может быть поручено ими одному из участвующих в договоре простого товарищества юридических лиц.
     
     Что касается ведения бухгалтерского учета хозяйственных операций простого товарищества организацией-товарищем и организацией, ведущей общие дела, необходимо руководствоваться Указаниями по отражению в бухгалтерском учете операций, связанных с осуществлением договора простого товарищества, утвержденными приказом Минфина России от 24.12.1998 N 68н.
     

     Какой показатель учитывается в качестве дохода (вознаграждения) от совместной деятельности в составе внереализационных доходов при расчете налогооблагаемой базы по единому налогу субъектами упрощенной системы налогообложения?

     

     Согласно ст. 1048 ГК РФ прибыль, полученная товарищами в результате их совместной деятельности, распределяется пропорционально стоимости вкладов товарищей в общее дело, если иное не предусмотрено договором простого товарищества или иным соглашением товарищей.
     
     При этом доля прибыли участника простого товарищества для учета ее должна определяться при налогообложении в соответствии с пунктом 2.13 инструкции МНС России от 15.06.2000 N 62 “О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций”. Вышеуказанная доля прибыли участника простого товарищества учитывается в качестве дохода от совместной деятельности в составе внереализационных доходов при расчете налогооблагаемой базы по единому налогу субъектами упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности.
     

     Распространяется ли действие ст. 40 НК РФ на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности?

     
     Часть первая НК РФ устанавливает общие принципы налогообложения в Российской Федерации, определяет правила и процедуры, которыми должны руководствоваться все участники налоговых правоотношений, их права и обязанности.
     
     Статьей 40 НК РФ установлены общие правила о ценах, применяемые в целях налогообложения.
     
     В соответствии с установленными нормами если цены сделок отличаются от рыночных более, чем на 20 %, налоговые органы вправе вынести мотивированное решение и доначислить налоги и пени исходя из этих рыночных цен.
     
     НК РФ, а также иными законодательными актами не предусмотрено исключение из этих правил для субъектов малого предпринимательства, применяющих упрощенную систему налогообложения.
     
     Таким образом, установленный ст. 40 НК РФ порядок подлежит применению и в случае, если сделки совершаются субъектами малого предпринимательства, применяющими упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности.
     

     Следует ли включать в валовую выручку у строительной организации-генподрядчика, применяющей упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, объемы работ, выполненных субподрядчиком?

     
     В соответствии с п. 3 ст. 3 Закона N 222-ФЗ валовая выручка исчисляется как сумма выручки, полученной от реализации товаров (работ, услуг), продажной цены имущества, реализованного за отчетный период, и внереализационных доходов.
     

     В соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и Инструкцией по его применению, утвержденными приказом Минфина СССР от 01.11.1991 N 56 (с изменениями и дополнениями) в строительных организациях в выручку от реализации продукции (работ, услуг) включается стоимость законченных объектов строительства или работ, выполненных по договорам подряда и субподряда, определяемая по документам, служащим основанием для расчетов между заказчиками и подрядчиками или субподрядчиками.
     
     Однако на строительные организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, названный порядок исчисления выручки не распространяется.
     
     Во избежание двойного налогообложения при исчислении единого налога на совокупный доход организацией, являющейся генподрядчиком, в составе валовой выручки следует учитывать разницу между общими поступлениями и суммами, перечисленными субподрядчикам.
     
     В связи с этим общая сумма поступлений отражается названной организацией в графе 4 “Доходы - всего” Книги учета доходов и расходов субъектов малого предпринимательства, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, а в графе 5 “в том числе не принимаемые для расчета налога” показываются суммы, перечисленные субподрядчикам.
     

     Подлежит ли возврату стоимость патента в части, превышающей сумму оплаты единого налога?

     
     В соответствии с п. 2, 3 ст. 5 Закона N 222-ФЗ годовая стоимость патента для субъектов малого предпринимательства, подпадающих под действие данного Закона, устанавливается с учетом ставок единого налога, при этом ежеквартальная оплата годовой стоимости патента засчитывается в счет обязательства по уплате единого налога организации, а для индивидуальных предпринимателей годовая стоимость патента является фиксированным платежом, заменяющим уплату единого налога на доход за отчетный период.
     
     Из содержания Закона N 222-ФЗ и ст. 18 НК РФ следует, что предусмотренный порядок уплаты единого налога является одним из видов и специальным налоговым режимом системы налогообложения. В связи с этим не имеется оснований считать, что стоимость патента является лишь платой за предоставленное право перехода на упрощенную систему налогообложения, а плата за патент не содержит признаков налогового платежа. Таким образом, оплата годовой стоимости патента является, по сути, авансовым платежом единого налога и в случае превышения патента над расчетными данными единого налога подлежит возврату либо зачету по окончании действия патента в порядке, предусмотренном главой 12 НК РФ.
     

     Одним из условий выдачи патента на применение упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности является отсутствие просроченной задолженности по уплате налогов и иных обязательных платежей. Какие платежи относятся к “иным обязательным”? Может ли к таковым относиться штраф, не взысканный в судебном порядке?

     

     В соответствии с п. 4 ст. 5 Закона N 222-ФЗ одним из условий выдачи патента является отсутствие просроченной задолженности по уплате налогов и иных обязательных платежей.
     
     Исходя из анализа действующего законодательства Российской Федерации к “иным обязательным платежам”, по нашему мнению, относятся все сборы, взносы и платежи, обладающие установленными частью первой НК РФ признаками налогов и сборов, включая пени и штрафы.
     
     Кроме того, согласно ст. 61 Федерального закона от 27.12.2000 N 150-ФЗ “О федеральном бюджете на 2001 год” к обязательным платежам приравниваются возврат бюджетных кредитов, а также плата за пользование ими.
     
     Вместе с тем, учитывая, что налоговые санкции (штрафы) взыскиваются с налогоплательщиков только в судебном порядке (п. 7 ст. 114 НК РФ), штрафы за совершение налоговых правонарушений следует отнести к обязательным платежам в контексте толкования п. 4 ст. 5 Закона N 222-ФЗ, если судом вынесено решение об их взыскании.
     

     Какой период является отчетным при переходе организации-субъекта малого предпринимательства со II квартала на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности?

     
     Согласно п. 4 ст. 5 Закона N 222-ФЗ патент выдается организациям и индивидуальным предпринимателям налоговыми органами по месту их постановки на налоговый учет на основе письменного заявления, подаваемого не позднее чем за один месяц до начала очередного квартала, при соблюдении следующих условий:
     
     если общее число работников, занятых в организации, не превышает предельной численности, установленной в соответствии с указанным Федеральным законом;
     
     если организация не имеет просроченной задолженности по уплате налогов и иных обязательных платежей за предыдущий отчетный период;
     
     если организация своевременно сдала необходимые расчеты по налогам и бухгалтерскую отчетность за предыдущий отчетный период.
     
     В целях принятия решения о переводе организации на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности со II квартала организация должна представить в налоговые органы расчеты по налогам и бухгалтерскую отчетность за предыдущий отчетный год.
     

     Что понимается под предельной численностью работающих в целях применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности?

     

     В соответствии со ст. 2 Закона N 222-ФЗ действие упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности распространяется на индивидуальных предпринимателей и организации с предельной численностью работающих (включая работающих по договорам подряда и иным договорам гражданско-правового характера) до 15 человек, независимо от вида осуществляемой ими деятельности.
     
     Согласно Инструкции по заполнению организациями сведений о численности работников и использовании рабочего времени в формах федерального государственного статистического наблюдения, утвержденной постановлением Госкомстата России от 07.12.1998 N 121, лица, работающие по договорам подряда и иным договорам гражданско-правового характера, учитываются при определении средней численности.
     
     Таким образом, в целях применения Закона N 222-ФЗ при расчете численности необходимо руководствоваться вышеназванной Инструкцией Госкомстата России.