Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О налоге на прибыль

     

О налоге на прибыль

         

А.А. Альферович,
советник налоговой службы III ранга


     Многопрофильное предприятие занимается видами деятельности, облагаемыми разными ставками налога на прибыль, - торговая и посредническая деятельность, виды деятельности, переведенные на уплату единого налога на вмененный доход от определенных видов деятельности (деятельность нестационарных и других точек общественного питания с численностью работающих до 5 человек; розничная торговля, осуществляемая через палатки, лотки, столики и другие места организации торговли, не имеющие стационарной торговой площади).
     
     Учитывая, что хозяйственное общество по результатам 2000 года имеет убыток, а от посреднической деятельности - прибыль, просим ответить:
     
     - может ли организация, независимо от результатов деятельности в целом по предприятию, уменьшить налогооблагаемую прибыль от посреднической деятельности на суммы, направленные на финансирование капитальных вложений производственного назначения, а также на погашение кредита банка, полученного и использованного на эти цели, включая проценты по кредиту;
     
     - следует ли в данном случае распределять сумму льготы по видам деятельности, по одной из которых отсутствует налогооблагаемая прибыль?

     
     В соответствии с подпунктом “а” п. 1 ст. 6 Закона РФ от 27.12.1991 N 2116-1 “О налоге на прибыль предприятий и организаций” (далее - Закон N 2116-1) при исчислении налога на прибыль облагаемая прибыль при фактически произведенных за-тратах и расходах за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, уменьшается на суммы, направленные предприятиями отраслей сферы материального производства на финансирование капитальных вложений производственного назначения (в том числе в порядке долевого участия), а также на погашение кредитов банков, полученных и использованных на эти цели, включая проценты по кредитам.
     
     Согласно п. 2.10 инструкции МНС России от 15.06.2000 N 62 “О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций” (далее - Инструкция N 62), если многопрофильное предприятие имеет несколько видов деятельности, по которым установлены разные ставки, исчисление налога производится по прибыли от каждого вида деятельности по соответствующим ставкам независимо от результатов деятельности в целом по предприятию.
     
     Пунктом 4.7 Инструкции N 62 установлено, что если предприятие имеет виды деятельности, прибыль от которых облагается налогом по разным ставкам (например полученная от строительства и посреднических операций и сделок), то льготы по налогу на прибыль распределяются пропорционально выручке, полученной от каждого вида деятельности в общей сумме выручки от реализации продукции (работ, услуг).
     

     При этом в соответствии с постановлением Президиума ВАС РФ от 23.02.1999 N 4937/98 указанными пунктами Инструкции N 62 определены порядок исчисления налога по различным ставкам и порядок определения пропорции, в которой в этом случае уменьшается облагаемая прибыль. Причем применение этих норм обусловлено наличием налогооблагаемой прибыли от различных видов деятельности.
     
     Таким образом, вышеуказанная льгота распределяется многопрофильным предприятием пропорционально выручке, полученной от каждого вида прибыльной деятельности.
     
     Пунктом 2.10 Инструкции N 62 установлено, что общепроизводственные и общехозяйственные расходы (например содержание дирекции и охраны предприятия, содержание зданий и их текущий ремонт, командировочные расходы, расходы на оплату труда и т.д.) распределяются пропорционально размеру выручки, полученной от каждого вида деятельности в общей сумме выручки. Для предприятий, осуществляющих торговую деятельность, под выручкой от данного вида деятельности понимается валовая прибыль, определяемая как разность между ценой продажи и ценой покупки реализуемых товаров без НДС и акцизов. При определении общей суммы выручки для указанных целей по торговой деятельности принимается валовая прибыль, а по иным видам деятельности - выручка от реализации продукции (работ, услуг).
     
     При этом общепроизводственные и общехозяйственные расходы распределяются многопрофильной организацией пропорционально размеру выручки, полученной от каждого вида деятельности в общей сумме выручки вне зависимости от того, прибыльным или убыточным он (вид деятельности) является.
     
     Что касается распределения доходов и расходов от внереализационных операций между посреднической и торговой деятельностью организации, то валовую прибыль от посреднической деятельности формируют доходы (расходы) только по тем внереализационным операциям, которые непосредственно связаны с оказанием посреднических услуг.
     
     Если не представляется возможным определить принадлежность внереализационных операций к указанному конкретному виду деятельности, то доходы (расходы) от них облагаются по ставке, предусмотренной для налогообложения торговой деятельности.
          

     В соответствии с п. 6 ст. 6 Закона РФ от 27.12.1991 N 2116-1 “О налоге на прибыль предприятий и организаций” не подлежит налогообложению прибыль, полученная телерадиовещательными компаниями от производства и распространения продукции средств массовой информации.
     
     Являются ли субъектами указанной льготы организации телевещания (телекомпании)?
     
     Какую продукцию средств массовой информации производят телерадиовещательные компании? Правильна ли следующая трактовка льготы: не подлежит налогообложению прибыль, полученная телерадиовещательными компаниями от производства и (или) распространения продукции средств массовой информации?
     
     Трансляция произведенных нашим открытым акционерным обществом телематериалов занимает только половину эфирного времени. Льготируется ли прибыль от трансляции нашей телекомпанией телепередач, являющихся собственностью других юридических лиц?
     
     Как выявить продукцию средств массовой информации рекламного и эротического характера?

     
     Согласно п. 6 ст. 6 Закона N 2116-1 не подлежит налогообложению прибыль, полученная редакциями средств массовой информации, издательствами, информационными агентствами, телерадиовещательными компаниями, организациями по распространению периодических печатных изданий и книжной продукции, передающими центрами от производства и распространения продукции средств массовой информации и книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, в части, зачисляемой в федеральный бюджет; полученная полиграфическими предприятиями и организациями от оказания услуг по производству книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, продукции средств массовой информации в части, зачисляемой в федеральный бюджет; полученная редакциями средств массовой информации, издательствами, информационными агентствами, телерадиовещательными компаниями и организациями по распространению периодических печатных изданий и книжной продукции от других видов деятельности и направленная ими на финансирование капитальных вложений по основному профилю их деятельности. Льготы, предусмотренные настоящим абзацем, не распространяются на прибыль, полученную от производства и распространения продукции средств массовой информации рекламного и эротического характера, а также изданий рекламного и эротического характера.
     
     При этом ст. 1 Федерального закона от 01.12.1995 N 191-ФЗ “О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания Российской Федерации” определено, что в целях названного Федерального закона понимаются:
     

     под теле-, радио-, видео-, кинохроникальной программой - совокупность периодических аудио-, аудиовизуальных сообщений и материалов (передач), имеющая постоянное название и выходящая в свет (в эфир) не реже одного раза в год;
     
     под продукцией средства массовой информации - тираж или часть тиража отдельного номера периодического печатного издания, отдельный выпуск теле-, радио-, кинохроникальной программы, тираж или часть тиража аудио- или видеозаписи программы;
     
     под распространением продукции средства массовой информации - продажа (подписка, доставка, раздача) периодических печатных изданий, аудио- или видеозаписей программ, трансляция теле-, радиопрограмм (вещание), демонстрация кинохроникальных программ;
     
     под организацией теле-, радиовещания (телерадиовещательной компанией - ТРК) - организация, осуществляющая производство, монтаж, расстановку во времени и распространение с использованием электромагнитных волн (по эфирным, кабельным, проводным и иным электромагнитным системам) звуковой (радиовещание), визуальной и аудиовизуальной (телевещание) массовой информации и данных, предназначенных для получения непосредственно телезрителями и радиослушателями;
     
     под средством массовой информации рекламного характера - средство массовой информации, в котором реклама превышает 40 % объема отдельного номера периодического издания, а в теле-, радиопрограммах - 25 % объема вещания;
     
     под средством массовой информации эротического характера - периодическое печатное издание или теле-, радиопрограмма, которые в целом и систематически эксплуатируют интерес к сексу.
     
     Таким образом, не подлежит налогообложению прибыль, полученная телерадиовещательными компаниями (в том числе телекомпаниями) от производства и (или) трансляции отдельных выпусков телепрограмм, в которых реклама не превышает 25 % объема вещания и которые в целом и систематически не эксплуатируют интерес к сексу.
     

     Согласно п. 3.49 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49, при инвентаризации резервов предстоящих расходов и платежей проверяется правильность и обоснованность созданных в организации резервов.
     
     При этом в соответствии с п. 3.54 названных Методических указаний инвентаризация резерва сомнительных долгов, созданного у организации, применяющей метод определения выручки от реализации продукции (работ, услуг) по мере отгрузки товаров (выполнения работ, услуг) и предъявления покупателю (заказчику) расчетных документов, заключается в проверке обоснованности сумм, которые не погашены в сроки, установленные договорами, и не обеспечены соответствующими гарантиями. Таким образом, создание резерва сомнительных долгов у указанных организаций признается правомерным.
     
     Пунктом 15 Положения о составе затрат установлено, что в состав внереализационных расходов включаются суммы сомнительных долгов по расчетам с другими предприятиями, а также отдельными лицами, подлежащие резервированию в соответствии с законодательством.
     
     Учитывая изложенное, вправе ли наша организация, применяющая вышеуказанный метод определения выручки и определяющая для целей налогообложения выручку от реализации продукции (работ, услуг) по оплате, создать резерв сомнительных долгов за счет финансовых результатов, учитываемых для целей налогообложения?

     
     В соответствии с п. 70 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н, организация может создавать резервы сомнительных долгов по расчетам с другими организациями и гражданами за продукцию, товары, работы и услуги с отнесением сумм резервов на финансовые результаты организации.
     
     При этом право создания резервов сомнительных долгов за счет финансовых результатов, учитываемых для целей налогообложения, имеют организации, определяющие для целей налогообложения выручку от реализации продукции (работ, услуг) по отгрузке, поскольку эти организации учитывают при исчислении налогооблагаемой прибыли выручку от реализации продукции (работ, услуг) независимо от того, оплачена она или нет.
     
     Таким образом, организации, определяющие для целей налогообложения выручку от реализации продукции (работ, услуг) по оплате, указанного права не имеют.
     

     В состав нашего открытого акционерного общества входят филиалы, имеющие отдельный баланс и расчетный счет, по месту нахождения которых общество состоит на учете в налоговых органах.
     
     Одна из территориальных налоговых инспекций, на налоговом учете в которой состоит общество по месту нахождения своего филиала, требует от нас составления и представления расчета (налоговой декларации) от фактической прибыли филиала по форме, приведенной в Приложении N 9 к Инструкции N 62, с отметкой налогового органа по месту нахождения головной организации.
     
     Как заполнять строки 1-4 декларации?
     
     В строке 5 предлагается указывать налогооблагаемую прибыль, рассчитанную исходя из средней величины удельного веса по структурному подразделению (строка 5 “б” “Налогооблагаемая прибыль исходя из средней величины удельного веса” приложения к Методическим указаниям Госналогслужбы России от 04.08.1995 N НП-4-01/46н).
     
     Наша организация сообщает налоговым органам по месту нахождения филиалов сведения о суммах налога на прибыль, определенных исходя из фактически полученной прибыли, по форме, приведенной в вышеназванных Методических указаниях, в соответствии с письмом МНС России от 29.02.2000 N ВГ-6-02/158.
     
     В связи с этим просим разъяснить, считаются ли выполненными обязанности налогоплательщика, если в налоговый орган по месту нахождения филиала вышеуказанные сведения были представлены в виде письма на нашем фирменном бланке?

     
     Согласно п. 4 ст. 1 Федерального закона от 31.07.1998 N 147-ФЗ “О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации” до введения в действие части второй НК РФ признававшиеся до 1 января 1999 года самостоятельными налогоплательщиками по отдельным налогам филиалы и представительства организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов в порядке, предусмотренном действующими федеральными законами, регулирующими порядок взимания конкретных налогов, уплаты налогов филиалами и представительствами, не имеющими отдельного баланса и (или) расчетного (текущего) счета.
     
     В соответствии с п. 1.4 Инструкции N 62 организации, в состав которых входят филиалы и представительства, имеющие отдельный баланс и расчетный (текущий, корреспондентский) счет, расчеты по налогу на прибыль производят в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 01.07.1995 N 660 “О порядке расчетов с федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Российской Федерации по налогу на прибыль предприятий и организаций, в состав которых входят территориально обособленные структурные подразделения, не имеющие отдельного баланса и расчетного (текущего, корреспондентского) счета” (далее - Постановление N 660) и Методическими указаниями Госналогслужбы России по применению указанного Постановления, направленными письмом Госналогслужбы России от 04.08.1995 N НП-4-01/46н (зарегистрированным в Минюсте России 14.08.1995, регистрационный N 932) (с изменениями и дополнениями, зарегистрированными в Минюсте России 28.11.1995 N 986) (далее - Методические указания по применению указанного Постановления N 660).
     
     Указанные организации могут применять вышеупомянутый порядок с учетом следующих особенностей.
     

     Сведения о суммах авансовых взносов налога на прибыль, а также суммах налога, определенных исходя из фактически полученной прибыли, и о суммах дополнительных платежей в бюджеты субъектов Российской Федерации (возврата из бюджетов) сообщаются организацией филиалам, представительствам, а также налоговым органам по месту нахождения этих подразделений соответственно до начала квартала и в десятидневный срок со дня, установленного для представления квартальных и годовых бухгалтерских отчетов применительно к п. 2 вышеназванных Методических указаний.
     
     Следует иметь в виду, что сведения по налогу на прибыль в части, зачисляемой в бюджеты субъектов Российской Федерации, организациями (плательщиками) представляются в произвольной форме  (письменное указание, распоряжение, задание и так далее о причитающихся к уплате суммах, подписанные руководителем и главным бухгалтером головной организации) в виде выписок из расчета (налоговой декларации) налога от фактической прибыли, справки об авансовых взносах налога в бюджет исходя из предполагаемой прибыли, расчета дополнительных платежей в бюджет (возврата из бюджета), исчисленных исходя из сумм доплат (уменьшения) налога на прибыль и авансовых взносов налога, скорректированных на учетную ставку Банка России за пользование банковским кредитом.
     
     Представление организацией иной дополнительной информации, а также отметки налоговых органов на указанных сведениях вышеупомянутым порядком не предусмотрены.
     

     Наша авиакомпания (открытое акционерное общество) имеет ряд официально зарегистрированных представительств за рубежом. Финансирование представительств осуществляется путем перечисления средств на счета за рубежом согласно утвержденной смете расходов на год. Статьи сметы включают представительские расходы. Согласно п. 13 письма МНС России от 15.02.2001 N ВГ-6-02/139 “Разъяснения по отдельным вопросам, связанным с применением налогового законодательства о налогообложении прибыли (дохода) юридических лиц” затраты организации, связанные с приемом и обслуживанием представителей других организаций, после выхода приказа Минфина России от 06.10.1992 N 94 могут относиться к представительским расходам, вне зависимости от места осуществления этих расходов, организацией, осуществляющей их прием.
     
     В вышеуказанном письме не разъяснено, что подразумевается под местом осуществления расходов. Кроме того, отсутствует прямое указание на возможность отнесения к представительским расходам затрат организации по проведению приема и обслуживания представителей других организаций за границей.
     
     В связи с этим какие из понесенных в 2000 году расходов по проведению приема и обслуживания представителей других организаций наша авиакомпания вправе отнести на затраты производства, включаемые в себестоимость продукции (работ, услуг)? Относятся ли для целей налогообложения к представительским расходы представительств нашей авиакомпании за рубежом на территории представительства и в других местах (ресторане, кафе и т.д.) в 2000 году?

     
     В соответствии со ст. 4 Закона N 2116-1 перечень затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и порядок формирования финансовых результатов, учитываемых при расчете налогооблагаемой прибыли, определяются федеральным законом.
     
     Согласно п. 2.3 Инструкции N 62 до принятия указанного закона при определении состава затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), следует руководствоваться Положением о составе затрат.
     
     В соответствии с подпунктом “и” п. 2 Положения о составе затрат в себестоимость продукции (работ, услуг) включаются затраты организации по приему и обслуживанию представителей других организаций (включая иностранные), прибывших для переговоров с целью установления и поддержания взаимного сотрудничества, а также участников, прибывших на заседания совета (правления) и ревизионной комиссии организации (представительские расходы).
     
     Согласно п. 1 письма Минфина России от 06.10.1992 N 94 “Нормы и нормативы на представительские расходы, расходы на рекламу и на подготовку и переподготовку кадров на договорной основе с учебными заведениями, регулирующие размер отнесения этих расходов на себестоимость продукции (работ, услуг), и порядок их применения”, действовавшего до 1 апреля 2000 года, представительские расходы, связанные с коммерческой деятельностью, определены как затраты предприятия по приему и обслуживанию представителей других предприятий, организаций и учреждений (включая иностранные), прибывших для переговоров с целью установления и поддержания взаимовыгодного сотрудничества, а также участников, прибывших на заседания совета (правления) предприятия и ревизионной комиссии.
     
     К представительским расходам относятся затраты, связанные с проведением официального приема (завтрака, обеда или другого аналогичного мероприятия) представителей (участников), их транспортным обеспечением, посещением культурно-зрелищных мероприятий, буфетным обслуживанием во время переговоров и мероприятий культурной программы, оплатой услуг переводчиков, не состоящих в штате предприятия.
     

     Указанные расходы включаются в себестоимость продукции (работ, услуг) в пределах утвержденных советом (правлением) смет предприятия на отчетный год. Общая сумма расходов по смете и фактические расходы, относимые на себестоимость продукции (работ, услуг), не должны превышать предельных размеров, исчисляемых по нормативам, приведенным в приложении 1 к названному письму.
     
     Включение представительских расходов в себестоимость продукции (работ, услуг) разрешается только при наличии оправдательных первичных документов, в которых должны быть указаны дата и место, программа проведения деловой встречи (приема), приглашенные лица, участники со стороны предприятия, величина расходов. Предприятиям рекомендуется определить конкретный порядок расходования средств на представительство, их документального оформления и контроля, включая установление круга лиц, имеющих отношение к этой стороне деятельности предприятия.
     
     При этом в соответствии с п. 12 письма Госналогслужбы России от 27.10.1998 N ШС-6-02/768 “Методические рекомендации по отдельным вопросам налогообложения прибыли” для целей налогообложения к представительским расходам относятся затраты организации по приему и обслуживанию представителей других организаций (включая иностранные), прибывших для переговоров, проводимых в месте расположения организации, осуществляющей их прием, с целью установления и поддержания взаимного сотрудничества.
     
     Согласно п. 2 ст. 11 НК РФ местом нахождения российской организации является место ее государственной регистрации.
     
     Таким образом, до 1 апреля 2000 года организация была не вправе для целей налогообложения отнести к представительским расходам затраты по приему и обслуживанию представителей других организаций (включая иностранные), прибывших для переговоров, проводимых вне территории Российской Федерации.
     
     В соответствии с п. 1 Норм и нормативов на представительские расходы, расходы на рекламу и на подготовку и переподготовку кадров на договорной основе с учебными заведениями, регулирующих размер отнесения этих расходов на себестоимость продукции (работ, услуг) для целей налогообложения, и порядке их применения, утвержденных приказом Минфина России от 15.03.2000 N 26н, введенных в действие с 1 апреля 2000 года, представительские расходы, связанные с деятельностью организации, - это расходы организации по приему и обслуживанию представителей других организаций (включая иностранные), участвующих в переговорах с  целью установления и (или) поддержания взаимовыгодного сотрудничества, а также участников, прибывших на заседания совета (правления) или другого аналогичного органа организации.
     
     При этом названными нормами и нормативами место проведения указанной деловой встречи (приема) не ограничено местом нахождения организации.
     

     Учитывая изложенное, с 1 апреля 2000 года организация вправе включить представительские расходы в себестоимость продукции (работ, услуг) вне зависимости от места проведения указанной встречи (приема) и места нахождения организации, то есть даже в случае их проведения вне территории Российской Федерации.