Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Проблемы налогообложения доходов физических лиц (с точки зрения налоговых агентов)

     

Проблемы налогообложения доходов физических лиц (с точки зрения налоговых агентов)

          

Е.Е. Смирнова,
инспектор налоговой службы I ранга

     
     С 1 января 2001 года вступила в действие часть вторая Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), которая содержит 23 главу “Налог на доходы физических лиц”, во многом усовершенствовавшую систему налогообложения доходов физических лиц введением новых налоговых льгот, изменением налоговых ставок и порядка декларирования доходов и т.д. Но, по нашему мнению, не все проблемы были решены, о чем свидетельствуют результаты опроса ряда московских организаций с целью определения соответствия проводимых преобразований ожиданиям налоговых агентов и непосредственно физических лиц-налогоплательщиков.
     
     90 % участвовавших в исследовании считают, что новый порядок расчета налога на доходы физических лиц значительно упрощен, а 100 % оценивают удобство новой отчетности по налогу (хотя ежеквартальное представление отчетов давало бухгалтеру возможность контролировать полученные в ходе расчетов результаты).
     
     63 % опрошенных считают, что законодательство о подоходном налогообложении стало более понятным, а принятие НК РФ дает гарантию стабильности действующей системы налогообложения доходов физических лиц, хотя некоторые ситуации должны быть прописаны более четко. В то же время 37 % респондентов считают, что законодательство не стало более доступным для понимания, а многие позиции требуют детального описания (отмечается, что необходим анализ спорных моментов, часто возникающих при взаимодействии с налоговыми органами).
     
     60 % респондентов уверены в том, что с 2001 года будут более активно использоваться налоговые льготы, но остальные убеждены, что этого не произойдет в силу следующих причин:
     
     - недостаток информации у налогоплательщиков о полагающихся им льготах, в том числе введенных в 2001 году (на оплату лечения, образования и т.п.);
     
     - нежелание контактировать с работниками налоговых органов и проводить значительное время в налоговых инспекциях при подаче налоговой декларации, затруднения при ее составлении;
     
     - незначительные суммы, которые можно сэкономить в результате применения льгот.
     
     В то же время 87 % опрошенных уверены в том, что получение льгот по налогу на доходы физических лиц в налоговых органах при подаче налоговой декларации по итогам года ущемляет права налогоплательщиков, так как для них важно получать льготу ежемесячно при расчетах по заработной плате, а не в следующем году после подачи налоговой декларации, ее обработки налоговым инспектором, изучения всех представленных документов. Хотя для бухгалтерии проще не рассчитывать необлагаемые суммы (при строительстве или приобретении жилья и т.п.), для работника взаимоотношения с бухгалтером организации, в которой он работает, считаются более эффективными, чем с сотрудниками налоговых служб.
     

     В этой связи лишь 15 % участвовавших в исследовании отметили, что льгота по приобретению или строительству жилья стала более результативной. На такую оценку повлиял и тот факт, что с 2001 года не исключаются при налогообложении доходов физических лиц затраты на приобретение или строительство дачи или садового домика, хотя при покупке или строительстве жилого дома или квартиры имущественный вычет не превышает 600 тыс. руб. (в 2000 году - 417,45 тыс. руб.), без учета сумм, направленных на погашение ипотечных кредитов, взятых на эти цели. Отметим и необходимость подачи налоговой декларации для получения данной льготы, к которой многие налогоплательщики относятся скептически.
     
     63 % опрошенных считают, что введенные в 2001 году вычеты на детей и иждивенцев (300 руб. ежемесячно на каждого до месяца, в котором совокупный доход работника превысит 20 тыс. руб., вместо действовавшего в 2000 году порядка: 166,98 руб. ежемесячно до того месяца, когда совокупный доход превысит 15 тыс. руб., и 83,49 руб. до того месяца, когда совокупный доход превысит 50 тыс. руб.) более справедливы, но 37 % респондентов выражают уверенность в том, что положение работников не изменится, так как определение фиксированной суммы вычета не принимает во внимание инфляционный процесс. Парадоксально, что вследствие предоставления одиноким родителям вычетов на детей в двойном размере умаляется значение официального оформления брака. Отмечается, что предел 20 тыс. руб. для предоставления вычетов работникам должен быть увеличен или вообще отменен (как это было, например, в 1997 году, когда размер минимальной месячной оплаты труда вычитался по основному месту работы вне зависимости от совокупного дохода).
     
     Выявилось неоднозначное отношение к изменению порядка льгот для отдельных категорий граждан. 50 % отметили ухудшение условий (например в 2000 году у тех, кто имел право на вычет из совокупного годового дохода суммы, не превышающей дохода, облагаемого по минимальной ставке - 50 тыс. руб., в 2001 году размер вычета составляет 3 тыс. руб. за каждый календарный месяц - то есть 36 тыс. руб. в год).
     
     Что касается налогообложения дивидендов, а также доходов от выигрышей в лотереях и т.п., отмечается следующее: проанализировать сложившуюся ситуацию можно лишь при рассмотрении конкретных примеров (ведь в зависимости от сумм полученного дохода можно определить применяемую в настоящий момент налоговую ставку и сравнить с предшествующими показателями).
     

     20 % респондентов считают, что введение части второй НК РФ добавило прав налогоплательщикам (предоставлены новые налоговые льготы), 20 % - что прав стало меньше (особенно отмечается необходимость во многих случаях подавать налоговую декларацию), 60 % - права налогоплательщиков остались прежними (их больше “на бумаге”, чем фактически). Но в целом 53 % опрошенных считают, что в 2001 году система льгот стала лучше.
     
     57 % респондентов считают, что заработная плата будет показываться в отчетности реально и фактически возрастет в связи с произошедшими изменениями в налоговом законодательстве, а 43 % убеждены в том, что скрываемые доходы не будут выводиться “из тени” вследствие следующих причин:
     
     - рост заработной платы зависит от финансовой возможности организации увеличить заработную плату (следовательно, себестоимость продукции, работ, услуг), а это неминуемо отразится на цене продукции, работ и услуг и на конкурентоспособности товаров;
     
     - нестабильность экономики и непоследовательность политических мероприятий может привести к тому, что в дальнейшем при отражении всех реально полученных доходов система налогообложения доходов физических лиц станет более жесткой (для усиления фискальной функции налога и пополнения государственного бюджета) и приведет к новому “уходу в тень”;
     
     - действующие ставки единого социального налога (взноса), который не может не рассматриваться в тесной увязке с налогом на доходы физических лиц, не позволяют организациям увеличить фонд оплаты труда;
     
     - для организации в целом удельный вес налога на доходы физических лиц не является большим в общих расходах (в отличие, например, от НДС). Поэтому нет необходимости в его минимизации, следовательно, в тщательном анализе изменений в законодательстве и в корректировке сложившихся показателей отчетности организации.