Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О лизинге отечественной авиационной техники

     

О лизинге отечественной авиационной техники

     

А.О. Диков,
советник налоговой службы I ранга

          
     Ряд федеральных законов содержит нормы, касающиеся государственного регулирования и способствующие лизингу в отдельных отраслях народного хозяйства. Так, в соответствии с Федеральным законом от 25.02.1999 N 39-ФЗ “Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений” одним из направлений государственного регулирования инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, является развитие в Российской Федерации финансового лизинга. Согласно Федеральному закону от 08.01.1998 N 10-ФЗ “О государственном регулировании развития авиации” одной из целей государственного регулирования развития авиации является создание системы лизинга российской гражданской авиационной техники как основы обновления парка летательных аппаратов; одним из направлений государственной поддержки развития авиации этот Федеральный закон называет предоставление в установленном законом порядке налоговых льгот российским авиационным организациям, приобретающим и эксплуатирующим российскую авиационную технику, в том числе на лизинговой основе.
     
     Вышеуказанные нормы Федерального закона “О государственном регулировании развития авиации” в части предоставления налоговых льгот не соответствуют законодательству о налогах и сборах, так как основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов устанавливаются законодательством о налогах и сборах, к которому указанные законы не относятся. Таким образом, льготное налогообложение субъектов лизинговой деятельности возможно только на основании и в порядке, предусмотренном законодательством о налогах и сборах.
     
     Налоговое стимулирование лизинговой деятельности является одним из наиболее распространенных и эффективных рычагов воздействия на рынок лизинговых услуг (наряду с непосредственным направлением бюджетных средств на поддержку лизинговых операций в отдельных отраслях народного хозяйства).
     
     В соответствии с подпунктом 7 п. 1 ст. 151 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) при ввозе поставляемых по лизингу племенного скота, сельскохозяйственной техники, технологического оборудования, предназначенного исключительно для организации и модернизации технологических процессов, НДС уплачивается с отсрочкой до момента постановки этих товаров на учет лизингополучателем, но не более чем на шесть месяцев. Иных льгот и изъятий из общего порядка уплаты НДС указанной главой Кодекса не предусмотрено.
     
     В то же время необходимо учитывать, что одной из основных задач проводимой в стране налоговой реформы является сокращение чрезмерного количества необоснованных налоговых льгот и изъятий из общего режима налогообложения.
     

     Действующее законодательство о налогах и сборах предусматривает для участников лизинговой деятельности ряд льгот и исключений, к которым, в первую очередь, относятся следующие.
     
     В соответствии с Положением о составе затрат (в ред. постановления Правительства РФ от 31.05.2000 N 420) в себестоимость продукции (работ, услуг), в частности, включаются затраты на оплату процентов по полученным заемным средствам, включая кредиты банков и других организаций, используемым лизингодателем для осуществления операций лизинга; плата за аренду отдельных объектов основных производственных фондов (или их отдельных частей), а также лизинговые платежи (подпункты “с”, “ч” п. 2 Положения о составе затрат). К элементу “Прочие затраты” в составе себестоимости продукции (работ, услуг) относятся, в том числе, лизинговые платежи (п. 10 Положения о составе затрат). Указанные суммы уменьшают налогооблагаемую базу предприятий и организаций по налогу на прибыль.
     
     В отношении вопроса об ужесточении налогового режима для иностранных производителей авиационной техники необходимо отметить следующее. В соответствии с подпунктом 7 п. 1 ст. 150 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) ввоз на таможенную территорию Российской Федерации технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к нему, ввозимых только в качестве вклада в уставные (складочные) капиталы организаций. Согласно подпункту “щ” ст. 5 Закона РФ от 06.12.1991 N 1992-1 “О налоге на добавленную стоимость” освобождается от уплаты налога технологическое оборудование (комплектующие и запасные части к нему), аналоги которого не производятся в Российской Федерации, по перечню, утверждаемому Правительством РФ. Данная льгота предоставляется по технологическому оборудованию, в отношении которого ранее предоставлялась льгота по НДС, и оплаченному до 1 января 1999 года. Авиационная техника может быть освобождена от обложения налогом на добавленную стоимость в соответствии с постановлением Правительства РФ от 18.10.2000 N 806 “Об освобождении от обложения НДС технологического оборудования (комплектующих и запасных частей к нему), аналоги которого не производятся на территории Российской Федерации” (льгота фактически действует только для той авиационной техники, которая была  оплачена до 1 января 1999 года). В случае если авиационная техника поставляется на территорию Российской Федерации не в качестве вклада в уставный капитал организаций или аналоги которого производятся на территории Российской Федерации, то она подлежит обложению НДС на общих основаниях.
     
     Относительно льгот по налогу на прибыль предприятий и организаций необходимо отметить, что Закон РФ от 27.12.1991 N 2116-1 “О налоге на прибыль предприятий и организаций” не содержит отдельных льгот по прибыли, полученной от использования импортной авиационной техники.
     

     Ужесточение налогового режима в отношении иностранных товаропроизводителей может привести к инициированию идентичных правовых актов в зарубежных странах по отношению к товарам российского производства, что неизбежно повлечет за собой снижение экспорта аналогичных российских товаров и поступление валютной выручки в страну.
     
     Таким образом, разрабатывать меры по ужесточению налогового режима в отношении иностранных производителей авиационной техники нецелесообразно.
     
     Как уже указывалось, ликвидация значительного числа налоговых льгот с целью выравнивания налогового бремени является одним из приоритетных направлений налоговой реформы, проводимой в рамках модернизации российской экономики на 2001-2002 годы. При этом за счет уменьшения нагрузки на фонд оплаты труда, ликвидации налогов с оборота и значительных изменений в правилах расчета базы налогообложения прибыли, стимулирующих инвестиционную деятельность, планируется достичь общего снижения налогового бремени.
     
     По нашему мнению, в рамках проводимой налоговой реформы следует продолжать уменьшать число отдельных налоговых льгот, в том числе и для субъектов лизинговой деятельности. Введение той или иной налоговой льготы для отдельных видов плательщиков или видов деятельности без применения дополнительных мер поддержки и создания благоприятного экономического климата может привести не столько к процветанию соответствующего вида деятельности, сколько к созданию неравных условий конкуренции хозяйствующих субъектов. Это в полной мере применимо и к отношениям лизинга. Стимулирование и поддержку лизинговой деятельности необходимо проводить, в первую очередь, посредством принятия комплекса мер по созданию благоприятного экономического климата для развития инвестиционной деятельности, вообще, и привлечения частных и корпоративных инвестиций в область лизинговых операций, в частности. Общее снижение налогового бремени и изменение порядка формирования базы налогообложения прибыли после принятия главы “О налоге на прибыль (доход) организаций” НК РФ должны стать одним из стимулов развития инвестиционной деятельности и лизинга в России.