Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Налогообложение природных ресурсов

     

Налогообложение природных ресурсов*1


А.И. Салина,

заместитель руководителя Департамента
налоговой политики Минфина России

     _____
     *1. Текст главы 26 «Налог на добычу полезных ископаемых» НК РФ, принятой Федеральным законом от 08.08.2001 N 126-ФЗ, вместе с комментарием будет опубликован в последующих номерах журнала в разделе «Официальные документы — комментарии».
          
     В целях упрощения налоговой системы, сокращения общего числа налогов и обязательных платежей, снижения налоговой нагрузки, а также соблюдения баланса интересов государства и налогоплательщиков законодательными и исполнительными органами власти ведется работа по совершенствованию налогового законодательства Российской Федерации, главным образом посредством доработки Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ, Кодекс).
     
     Действующее законодательство Российской Федерации о недрах включает раздел платы при пользовании недрами, который носит рамочный характер и не дает достаточно четкого определения основных элементов налогообложения при исчислении специальных налогов при пользовании недрами.
     
     Вместе с тем согласно ст. 17 НК РФ налог считается установленным лишь в случае, если определены налогоплательщики и следующие элементы налогообложения: объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, а также порядок и сроки уплаты налога.
     
     Проект главы “Налог на добычу полезных ископаемых” НК РФ приведен в соответствие с частью первой Кодекса, то есть в нем содержатся все элементы налогообложения.
     
     Порядок исчисления и уплаты налога основывается на действующем порядке исчисления платы за пользование недрами при добыче полезных ископаемых.
     
     При подготовке главы “Налог на добычу полезных ископаемых” НК РФ большое внимание уделялось определению размера ставок по минерально-сырьевым ресурсам и установлению ставок по нефтедобывающим отраслям.
     
     Были предложены несколько вариантов главы “Налог на добычу полезных ископаемых”.
     
     Один из вариантов готовился специалистами Минэкономразвития России и МНС России и предполагал использование различных коэффициентов при определении ставки налога на добычу полезных ископаемых, таких как:
     
     - коэффициент выработанности запасов (К1);
     

     - коэффициент сложности геологического строения (К2);
     
     - коэффициент районирования (К3);
     
     - коэффициент дебитности (К4);
     

     - коэффициент качества сырья (К5);
     

     - коэффициент экономических условий (К6), рассчитываемый как отношение средней за налоговый период цены Дайтинг Бренд к показателю, установленному НК РФ.
     
     Предполагалось установить базисную ставку на углеводороды (Сб), равную 21 %.
     
     С учетом того, что налоги при пользовании недрами несут в себе фискальную направленность, предлагалось производить расчет конкретной ставки (Сн) по месторождению (лицензионному участку) согласно формуле:
     
     для углеводородов: Сн = Сб х К1 х К6 х (К2 + К3 + + К4 + К5)/4;
     
     для прочих полезных ископаемых: Сн = Сб х К1 х х (К2 + К3)/2.
     
     Таким образом, предпринималась попытка выполнить требования, вытекающие из базового Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 “О недрах” о необходимости учета горно-геологических и экономико-географических условий при введении налогов на конкретные месторождения.
     
     Однако данные коэффициенты вызывали много вопросов: почему необходимо использовать именно такие коэффициенты, почему не применять коэффициенты, установленные постановлением Правительства РФ от 02.02.1998 N 165 “Об утверждении методики дифференциации ставок акциза на нефть, включая газовый конденсат”, в том числе коэффициент извлечения нефти (КИН), обводненность добываемой продукции и т.д.
     
     Кроме того, возникли опасения, что некоторые из этих коэффициентов станут причиной неэффективной разработки месторождений, приведут к злоупотреблениям при применении понижающих коэффициентов и помешают администрированию. В ходе неоднократных встреч с нефтяниками, геологами и другими специалистами выдвигалось предложение ввести плоскую шкалу налогообложения с одним только поправочным коэффициентом - экономическим, используемым фактически для борьбы с трансфертным ценообразованием.
     
     Соответствующее решение было принято на уровне Правительства РФ, и новый вариант проекта Федерального закона “О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса, отмене и внесении изменений в некоторые другие законодательные акты Российской Федерации”, доработанный Минфином России (согласованный с заинтересованными министерствами и ведомствами), был представлен на рассмотрение Государственной Думы.
     
     Указанный проект Федерального закона был прежде всего направлен на разработку главы “Налог на добычу полезных ископаемых” НК РФ.
     

     Указанным проектом Федерального закона в налоговую систему Российской Федерации взамен существующих в настоящее время платы за пользование недрами, отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы и акцизов на нефть вводится налог на добычу полезных ископаемых и устанавливаются единые налоговые ставки по каждому виду полезных ископаемых.
     
     Одновременно предполагается отмена отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы и акцизов на нефть и газовый конденсат. В целом, предлагаемая глава “Налог на добычу полезных ископаемых” НК РФ базируется на сложившейся системе взимания платежей при пользовании недрами, что обеспечивает простоту применения новых норм.
     
     Ставки налога на добычу полезных ископаемых установлены с учетом части отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы, зачисляемой в бюджетную систему Российской Федерации (50-60 % в зависимости от вида полезных ископаемых), среднесложившейся ставки платы за недра по действующей системе, а при добыче нефти - с учетом ставки акциза.
     
     Налоговые ставки по всем видам минерально- сырьевых ресурсов устанавливаются (для целей налогообложения) в процентах от стоимости добытых ресурсов, а по нефти на период 2002-2004 годы - в рублях за тонну добытой нефти, с учетом коэффициента, характеризующего динамику мировых цен на нефть.
     
     При этом предусматривается корректировка налоговой ставки по нефти с применением коэффициента, характеризующего динамику мировых цен на нефть, что позволит обеспечить гибкость налогообложения в случае резкого изменения конъюнктуры мирового рынка. Таким образом, действует принцип: низкие цены на нефть ведут к снижению налоговой нагрузки, при высоких ценах на нефть налоговая нагрузка увеличивается, но остается в разумных пределах.
     
     Эта мера фактически была принята для борьбы с применяемыми нефтяными компаниями трансфертными ценами.
     
     В настоящее время цены минерального сырья, которые применяются для исчисления суммы налогов при пользовании недрами, значительно отличаются от цен “свободного” рынка, в результате чего создаются неравные условия хозяйствования и (или) ущемляются интересы хозяйствующих субъектов. В бюджеты недопоступают значительные средства, а у некоторых компаний появляются незаслуженные сверхприбыли. Статьи 20 и 40 НК РФ не позволяют в настоящее время применять для целей налогообложения рыночные цены. Поэтому временно (2002-2004 гг.) налог на добычу будет взиматься в абсолютных рублях с тонны добытой нефти. По истечении этого периода предполагается внести изменения в указанные статьи НК РФ, что позволит урегулировать вопросы, связанные с трансфертным ценообразованием и предусмотреть возможность взимания налога в адвалорных ставках с 1 января 2005 года.
     
     Следует отметить, что предлагаемые изменения и дополнения предполагают применение для целей налогообложения рыночных цен, увеличивая тем самым налоговую базу по платежам при пользовании недрами и, соответственно, бюджетные поступления.
     

     В ряде случаев предусматривается установление нулевой ставки налога при добыче полезных ископаемых.
     
     Отмена отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы освобождает добывающие организации от осуществления финансирования геолого-разведочных работ в принудительном порядке. Действующий порядок зачастую порождает неэффективное распределение затрат на геолого-разведочные работы.
     
     Благодаря включению затрат на геолого-разведочные работы в состав затрат по налогу на прибыль компании смогут самостоятельно планировать в этой части состав и структуру геолого-разведочных работ в соответствии с их наиболее перспективными направлениями.
     
     Одновременно рассматривается вопрос о целевом выделении в федеральном бюджете сумм на геолого-разведочные работы согласно федеральным программам геологического изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы.
     
     Ко времени второго чтения в Государственной Думе глава поменяла не только нумерацию: с 27 она стала 26, - но претерпела содержательные изменения. Прежде всего принято решение, что необходимо уйти от понятия “первый товарный продукт”, хотя по действующему Федеральному закону от 30.12.1995 N 224-ФЗ “О ставках отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы” ставки отчислений на ВМСБ устанавливаются от стоимости первого товарного продукта, и поэтому в представленном правительственном варианте главы для определения налоговой базы использовалось понятие “первый товарный продукт”.
     
     Так, в частности, налоговая база определялась как стоимость добытых полезных ископаемых.
     
     Количество добытых полезных ископаемых определялось как количество первого товарного продукта добытого полезного ископаемого.
     
     Стоимость добытого полезного ископаемого определялась как стоимость первого товарного продукта добытого полезного ископаемого.
     
     Было несколько статей по определению количества и стоимости первого товарного продукта добытого полезного ископаемого.
     
     Первый товарный продукт определялся отдельно в отношении каждого полезного компонента, содержащегося в добытом из недр минеральном сырье (извлеченного из отходов, потерь).
     
     Была также специальная статья по определению даты получения первого товарного продукта, это:
     

     - день поступления товарного продукта на склад готовой продукции (складирования) после первичной обработки (подготовки) добытого минерального сырья;
     
     - день отгрузки товарного продукта получателю (при совершении операций по реализации товара или иных операций, не признаваемых реализацией товара) либо день передачи на дальнейшую переработку (обогащение, технологический передел) без помещения на склад готовой продукции;
     
     - день подачи товарного продукта в магистральный трубопровод или в сеть получателю;
     
     - день направления товарного продукта на собственные технологические и производственные нужды.
     
     Однако Государственная Дума приняла решение уйти от понятия “первый товарный продукт”. В принятой главе НК РФ полезным ископаемым признается продукция добывающих отраслей промышленности, содержащаяся в фактически добытом (извлеченном) из недр минеральном сырье (породе, жидкости и иной смеси), первая по своему качеству соответствующая государственному стандарту Российской Федерации, стандарту отрасли, региональному стандарту, международному стандарту, а в случае отсутствия указанных стандартов для отдельного добытого ископаемого - стандарту организации (предприятия). Таким образом, вводится понятие для целей налогообложения - стандарт качества добытого сырья.
     
     Кроме того, принимается решение повысить ставки практически по всем полезным ископаемым и изменить ставку и экономический коэффициент, применяемый по нефти в первые три года. Ставки стали более дробными. Предполагалось налогообложение производить по следующим налоговым ставкам (в скобках приведены принятые Государственной Думой ставки):
     
     1) 2,5 (3,8) % при добыче следующих полезных ископаемых:
     
     калийные соли;
     
     торф (4);
     
     2) 3 % при добыче следующих полезных ископаемых:
     
     черные металлы (4,8);
     
     апатито-нефелиновые и фосфоритовые руды (4,0);
     
     3) 3,5 % при добыче следующих полезных ископаемых:
     
     горно-химическое неметаллическое сырье [за исключением калийных солей, апатитовых и фосфоритовых руд (5,5)];
     
     соль природная и чистый хлористый натрий (5,5);
     

     радиоактивные металлы (5,5);
     
     уголь каменный, уголь бурый и горючие сланцы (4,0);
     
     теплоэнергетические и промышленные воды (5,5);
     
     4) 4,5 % при добыче следующих полезных ископаемых:
     
     неметаллическое сырье, используемое в основном в строительной индустрии (5,5);
     
     горно-рудное неметаллическое сырье (6,0);
     
     битуминозные породы (6,0);
     
     подземные пресные и минеральные воды (7,5);
     
     другие полезные ископаемые, не включенные в другие группировки (6,0);
     
     5) 6 % при добыче следующих полезных ископаемых:
     
     кондиционный продукт пьезооптического сырья, особочистого кварцевого сырья и камнесамоцветного сырья (6,5);
     
     редкие металлы, как образующие собственные месторождения, так и являющиеся попутными компонентами в рудах других полезных ископаемых (8,0);
     
     золото - 6,0;
     
     6) 7 (6,5) % при добыче драгоценных металлов;
     
     7) 8 % при добыче следующих полезных ископаемых:
     
     природные алмазы, другие драгоценные и полудрагоценные камни (8,0);
     
     цветные металлы (8,0);
     
     многокомпонентная комплексная товарная руда - 8,0;
     
     8) 16,5 (16,5) % при добыче газа горючего природного и газового конденсата;
     
     9) 16,5 (16,5) % при добыче нефти (с 1 января 2005 года);
     
     425 руб. за 1 тонну при добыче нефти (с 1 января 2002 года по 31 декабря 2004 года).
     
     Налоговые ставки по нефти в период с 1 января 2002 года по 31 декабря 2004 года применяются с коэффициентом, характеризующим динамику мировых цен на нефть. Данный коэффициент определяется налогоплательщиком самостоятельно ежеквартально как отношение среднего за предыдущий налоговый период уровня цен маркерного сорта нефти Дейтид Брент (пересчитанные в рубли за 1 тонну нефти) к сумме в размере 4300 руб.
     
     Однако Государственной Думой принят другой вариант.
     
     В период с 1 января 2002 года по 31 декабря 2004 года налоговая ставка при добыче нефти составляет 340 руб. за 1 тонну нефти. При этом указанная налоговая ставка применяется с коэффициентом Кц, характеризующим динамику мировых цен на нефть.
     
     Данный коэффициент ежеквартально определяется налогоплательщиком самостоятельно по формуле:
     

,

     
     где Ц - средний за налоговый период уровень цен сорта нефти “Юралс” в долларах США за баррель;
     
     Р - среднее значение за налоговый период курса   доллара США к рублю, устанавливаемого Банком   России.
     
     Ежедневные котировки сорта нефти “Юралс” доводятся не позднее последнего числа каждого месяца через официальные источники информации уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.
     
     Сумма налога исчисляется как произведение соответствующей налоговой ставки, исчисленной с учетом коэффициента, и величины налоговой базы.
     
     Налоговые нагрузки считались в основном по крупным отраслям народного хозяйства, таким как добыча сырой нефти и природного газа, так как именно эти отрасли дают свыше 80 % поступлений в бюджет.
     
     Расчеты налоговой нагрузки на нефтяной комплекс производились независимыми экспертами с учетом всех предполагаемых изменений для внесения в НК РФ:
     
     - ставка по прибыли 24 %;
     
     - новые таможенные пошлины (установленные законодательно);
     
     - отмена налогов с оборота;
     
     - применялись различные варианты цен на нефть и т.д.
     
     В результате уточненных расчетов номинальная налоговая нагрузка на нефтяной комплекс снижается с 42,3 (по действующей налоговой системе) до 41,7 % (налоги в процентах от выручки), или на 0,6 пункта.
     
     По ОАО “Газпром” налоговая нагрузка по ресурсным платежам снизилась на 0,7 пункта по сравнению с действующей налоговой системой.
     
     Государственной Думой также принято решение для налогоплательщиков, осуществивших за счет собственных средств поиск и разведку полезных ископаемых и не являющихся плательщиками ВМСБ, по состоянию на 1 июля 2001 года уплачивать налог по ставке с коэффициентом 0,7.
     
     При выполнении соглашений о разделе продукции, заключенных в соответствии с законодательством Российской Федерации, налоговые ставки применяются с коэффициентом 0,5. Одновременно сохраняются так называемые “дедушкины оговорки” (стабилизационные нормы) для старых соглашений: Сахалин - 1, Сахалин - 2, Харьягинское и Самотлорское соглашения.
     
     Принято также следующее принципиальное решение: в целях ограничения предельных параметров совокупной налоговой нагрузки и предельного размера обязательных платежей принять законодательно размер таможенных пошлин. В связи с этим статьей 4 законопроекта должны быть внесены изменения в Закон РФ от 26.03.1991 N 2054-1 “О таможенном тарифе”, которые предполагают нулевую ставку таможенных пошлин при цене нефти сырой марки “Юралс” до 109,5 долл. США за тонну; 35 % от разницы между сложившейся ценой нефти сырой марки “Юралс” в долларах США за тонну и 109,5 долл. США, но не более 182,5 долл. США за тонну; свыше 182,5 долл. США - в размере, не превышающем 25,53 долл. США и 40 % от разницы, сложившейся за предшествующие месяцы.
     

     Кроме того, субъекты законодательной инициативы пришли к выводу о необходимости включения в указанную главу НК РФ статьи, регламентирующей распределение средств от уплаты налога на добычу полезных ископаемых между бюджетами разных уровней бюджетной системы Российской Федерации.
     
     В представленном Правительством РФ варианте не была предусмотрена норма, касающаяся распределения средств, поступающих от уплаты налога на добычу полезных ископаемых между бюджетами разных уровней, так как предполагалось, что распределение этих средств будет осуществляться в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации при подготовке федеральных законов о федеральном бюджете на очередной финансовый год.
     
     Был принят компромиссный вариант, и статьей 11 предлагаемого к подписанию Федерального закона предусматривается дополнить ст. 48 Бюджетного кодекса Российской Федерации нормой, регулирующей распределение суммы налога на добычу полезных ископаемых между бюджетами разных уровней в следующих пропорциях.
     
     При добыче углеводородного сырья:
     
     - 80 % от суммы налога зачисляются в доход федерального бюджета;
     
     - 20 % от суммы налога зачисляются в доход бюджета субъекта Российской Федерации.
     
     При добыче углеводородного сырья на территории автономного округа, входящего в состав края или области:
     
     - 74,5 % от суммы налога зачисляются в доход федерального бюджета;
     
     - 20 % от суммы налога зачисляются в доход бюджета округа;
     
     - 5,5 % от суммы налога зачисляются в доход бюджета края или области.
     
     При добыче общераспространенных полезных ископаемых 100 % суммы налога подлежит уплате в бюджеты субъектов Российской Федерации.
     
     По прочим полезным ископаемым:
     
     - 40 % от суммы налога зачисляются в доход федерального бюджета;
     
     - 60 % от суммы налога зачисляются в доход бюджета субъекта Российской Федерации.
     
     При добыче прочих полезных ископаемых, добытых на территории автономного округа, входящего в состав края (области), сумма налога определяется в порядке, установленном соглашением между автономным округом и краем (областью).
     
     При добыче любых полезных ископаемых на континентальном шельфе Российской Федерации вся сумма налога зачисляется в федеральный бюджет.
     

     Самые жаркие дискуссии велись по поводу системы доступа к российским магистральным трубопроводам. В результате было принято решение: статьей 7 в Федеральный закон от 17.08.1995 N 147-ФЗ “О естественных монополиях” вносится изменение следующего содержания: “Право доступа к системе российских магистральных трубопроводов… предоставляется российским организациям, осуществляющим добычу нефти, пропорционально объемам добытой нефти, сданной в систему магистральных трубопроводов, с учетом стопроцентной пропускной способности магистральных трубопроводов”. Таким образом, законодатель лишает Правительство РФ права регулировать этот процесс.
     
     13 июля 2001 года Государственной Думой принят Федеральный закон “О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации”, включающий главу 26 части второй “Налог на добычу полезных ископаемых” НК РФ.
     
     Указанным законопроектом в систему налогов и сборов Российской Федерации вводится налог на добычу полезных ископаемых. Предусматривается внесение изменений в главу 22 “Акцизы” в части вопросов, касающихся отмены акцизов на нефть.
     
     Предлагается дать уточнение редакции ст. 188 главы 22 “Акцизы” НК РФ в части определения налоговой базы при реализации (передаче) подакцизного минерального сырья (акциз на газ).
     
     Одновременно вносятся изменения в Закон РФ “О недрах” в части норм, регулирующих на сегодняшний день порядок исчисления и распределения платы за пользование недрами при добыче полезных ископаемых. Перечень неналоговых платежей за пользование недрами, установленных в разделе 5 “Платежи при пользовании недрами” Закона РФ “О недрах”, уточнен.
     
     При пользовании недрами вносятся следующие платежи:
     
     - разовый платеж за пользование недрами;
     
     - регулярные платежи за пользование недрами;
     
     - плата за геологическую информацию о недрах, полученную за счет государственных средств;
     
     - сбор за участие в конкурсе (аукционе);
     

     - сбор за выдачу лицензий.
     
     Государственной Думой принято решение исключить из Закона РФ “О недрах” плату за пользование акваторией и участками морского дна, так как эта плата должна регулироваться водным законодательством.
     
     Кроме того, пользователи недр уплачивают налоги и сборы, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и производят другие платежи, предусмотренные законодательством Российской Федерации. Сохраняются стабилизационные нормы внесение платежей по старым соглашениям о разделе продукции.
     
     Пользователи недр, выступающие стороной соглашений о разделе продукции, вносят платежи при пользовании недрами в соответствии с законодательством Российской Федерации.
     
     При заключении соглашений о разделе продукции предусматривается раздел добытого минерального  сырья между Российской Федерацией и пользователем недр в соответствии с Федеральным законом от 30.12.1995 N 225-ФЗ “О соглашениях о разделе продукции”. Пользователь недр, являющийся стороной соглашения о разделе продукции, освобождается от взимания отдельных налогов и иных обязательных платежей в части и в порядке, которые установлены Федеральным законом “О соглашениях о разделе продукции” и законодательством Российской Федерации. Взимание указанных налогов и платежей заменяется разделом продукции согласно условиям соглашения, заключенного в соответствии с вышеуказанным Федеральным законом. Распределение продукции, полученной государством в результате раздела произведенной продукции в соответствии с условиями соглашения, или ее стоимостного эквивалента между Российской Федерацией и субъектом Российской Федерации, на территории которого расположен предоставляемый в пользование участок недр, осуществляется на основе договоров, заключаемых соответствующими органами исполнительной власти Российской Федерации и органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
     
     Таким образом, при принятии представленного законопроекта снимаются основные преграды привлечения в отрасли народного хозяйства, особенно в отрасли добычи сырой нефти и природного газа, инвестиций, так как создается стабильная и предсказуемая налоговая система.