Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Налоговый контроль за расходами физических лиц


Налоговый контроль за расходами физических лиц

     
     Л.А. Панина,
советник налоговой службы II ранга

     
     Установление государственного контроля за расходами граждан является необходимой мерой по защите интересов государства и общества. Значение проводимого налогового контроля за расходами физических лиц состоит не в том, чтобы тотально контролировать приобретение определенного имущества гражданами, а в том, чтобы эти денежные средства были получены правомерным путем и с них надлежащим образом были уплачены налоги и сборы. С введением налогового контроля за расходами физических лиц появляется реальная возможность выявить граждан, которые получают доход от занятия:
     
     незаконным предпринимательством, то есть осуществлением предпринимательской деятельности без регистрации либо без специального разрешения (лицензии) в случае, если такое разрешение (лицензия) обязательно, или с нарушением условий лицензирования, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере;
     
     лжепредпринимательством, то есть созданием коммерческой организации без намерения осуществлять предпринимательскую или банковскую деятельность, имеющим целью получение кредитов, освобождение от налогов, извлечение иной имущественной выгоды или прикрытие запрещенной деятельности, причинившим крупный ущерб гражданам, организациям или государству;
     
     легализацией (отмыванием) денежных средств или иного имущества, приобретенных незаконным путем;
     
     деятельностью, имеющей целью приобретение или сбыт имущества, заведомо добытого преступным путем;
     
     незаконным оборотом драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга, то есть совершением сделок, связанных с драгоценными металлами, природными драгоценными камнями либо с жемчугом, в нарушение правил, установленных законодательством Российской Федерации, а равно незаконным хранением, перевозкой или пересылкой драгоценных металлов, природных драгоценных камней либо жемчуга в любом виде, состоянии, за исключением ювелирных и бытовых изделий и лома таких изделий, и др.
     
     Под легализацией (отмыванием) денежных средств или иного имущества, приобретенных незаконным путем, понимается согласно ст. 174 УК РФ совершение финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом, приобретенными заведомо незаконным путем, а равно использование указанных средств или иного имущества для осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности.
     
     Расходы физического лица, не соответствующие его доходам, проверяются на легальность их получения. Если это был легальный доход, но с него не был уплачен подоходный налог, то в зависимости от размера суммы подоходного налога, полагающегося к уплате, физическое лицо привлекается к налогообложению в порядке, установленном НК РФ или УК РФ.
     
     Так, если имеются неопровержимые доказательства, свидетельствующие о несоответствии крупных расходов физического лица его доходам, и с этих доходов не был уплачен подоходный налог, то такое физическое лицо привлекается к налогообложению с одновременной уплатой пени и штрафных санкций в порядке, установленном НК РФ, если подлежащая уплате сумма подоходного налога составляет менее двухсот минимальных размеров оплаты труда.
     
     В случае если доказано, что подлежащая уплате сумма подоходного налога составляет более двухсот минимальных размеров оплаты труда, материалы на физическое лицо передаются в органы налоговой полиции для привлечения к уголовной ответственности по ст. 198 УК РФ.
     
     Впервые в Российской Федерации государственный контроль за соответствием крупных расходов на потребление фактически получаемым физическими лицами доходам был введен Федеральным законом от 20.07.1998 N 116-ФЗ "О государственном контроле за соответствием крупных расходов на потребление фактически получаемым физическими лицами доходам" (далее - Федеральный закон от 20.07.1998 N 116-ФЗ), согласно которому государственному контролю подлежало соответствие крупных расходов доходам физических лиц, обязанных уплачивать подоходный налог в соответствии с Законом РФ от 07.12.1991 N 1998-1 "О подоходном налоге с физических лиц", приобретающих в собственность следующее имущество.
     
     Однако порядок проведения государственного контроля за соответствием расходов, установленный Федеральным законом от 20.07.1998 N 116-ФЗ, вызвал крайне негативную реакцию в связи с нарушением конституционных прав и свобод граждан, а также отсутствием механизма реализации порядка проведения государственного контроля обязанных лиц, регистрирующих сделки.
     
     Так, статьей 49 Конституции Российской Федерации провозглашено, что каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность. Статьей 51 Конституции Российской Федерации также провозглашено, что никто не обязан свидетельствовать против себя самого.
     
     Из-за отсутствия в вышеприведенном Федеральном законе механизма реализации порядка проведения государственного контроля обязанные лица, регистрирующие сделки, не могли осуществлять налоговый контроль за расходами физических лиц из-за того, что не устанавливалось право лиц и организаций, занимающихся регистрацией имущества (приобретения имущества), сообщать в налоговый орган сведения о совершенных физическими лицами сделках.
     

     Правовые основания осуществления контроля над расходами физических лиц

     
     С учетом вышеназванных причин в Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) были внесены дополнения о налоговом контроле за расходами физических лиц, регулирующие отношения физического лица, организаций или уполномоченных лиц, налоговых органов, связанных с проведением налогового контроля за расходами физического лица. Одновременно в связи с принятием Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации" признан утратившим силу Федеральный закон от 20.07.1998 N 116-ФЗ.
     
     Начиная с 1 января 2000 года к имуществу, расходы на приобретение которого контролируют налоговые органы, относятся следующие объекты:
     
     1) недвижимое имущество, за исключением многолетних насаждений;
     
     2) механические транспортные средства, не относящиеся к недвижимому имуществу;
     
     3) акции открытых акционерных обществ, государственные и муниципальные ценные бумаги, а также сберегательные сертификаты;
     
     4) культурные ценности;
     
     5) золото в слитках.
     
     Целью проведения налогового контроля за расходами физического лица согласно п. 1 ст. 86.1 НК РФ является установление соответствия крупных расходов физического лица его доходам.
     
     Действующий налоговый контроль за расходами физических лиц предусматривает следующий круг лиц, участвующих в его осуществлении:
     
     физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, приобретающие в собственность имущество, расходы на которое подлежат налоговому контролю. Под физическими лицами (налоговыми резидентами Российской Федерации) понимаются физические лица, фактически находящиеся на территории Российской Федерации не менее 183 дней в календарном году;
     
     должностные лица налогового органа, которые посредством получения информации от организаций или уполномоченных лиц, осуществляющих регистрацию имущества, расходы на которое подлежат налоговому контролю, осуществляют регистрацию сделок с этим имуществом, а также регистрацию прав на это имущество;
     
     органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним; органы, занимающиеся регистрацией механических транспортных средств; лица, регистрирующие сделки с ценными бумагами; нотариусы; уполномоченные лица и организации, регистрирующие сделки с золотом в слитках.
     
     У каждого из участников налогового контроля над расходами есть свои права и обязанности, установленные НК РФ.
     
     Физические лица, расходы которых подлежат налоговому контролю, имеют право в соответствии с подпунктом 13 п. 1 ст. 21 НК РФ требовать соблюдения налоговой тайны.
     
     Согласно подпунктам 7 и 9 п. 1 ст. 23 НК РФ в обязанности налогоплательщиков входит предоставление налоговому органу необходимой информации и документов в случаях и порядке, предусмотренных Кодексом.
     
     В соответствии с п. 2 ст. 86.3 НК РФ физические лица обязаны при получении письменного требования налогового органа, основанного на имеющихся у него сведениях, дать пояснения об источниках и размерах средств, которые были использованы на приобретение имущества, и представить в течение 60 календарных дней специальную декларацию с указанием всех источников и размеров средств, израсходованных на приобретение имущества, указанного в требовании налогового органа.
     
     Согласно п. 3 ст. 86.3 НК РФ физическое лицо, представляющее специальную декларацию, вправе приложить к ней копии документов, заверенные в установленном законом порядке, которые подтверждают указанные в ней сведения. По требованию налоговых органов составителем специальной декларации или его представителем должны быть представлены для ознакомления подлинники документов, копии которых были приложены к указанной декларации.
     
     В случае если произведенные расходы превышают доходы, заявленные физическим лицом в его де-кларации за предыдущий налоговый период, или налоговые органы не располагают информацией о доходах физического лица за предыдущий налоговый период, налоговые органы обязаны составить акт об обнаруженном несоответствии и в месячный срок направить физическому лицу письменное требование о даче пояснений об источниках и размерах средств, которые были использованы на приобретение имущества. Вместе с требованием физическому лицу высылается и бланк специальной декларации об источниках и размерах средств, израсходованных на приобретение имущества.
     
     Обязанности организаций или уполномоченных лиц, связанных с проведением налогового контроля за расходами физического лица, заключаются в следующем.
     
     Органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, обязаны не позднее 15 дней после регистрации сделок купли-продажи недвижимости направить в налоговые органы по месту своего нахождения информацию о зарегистрированных сделках.
     
     Органы, осуществляющие регистрацию механических транспортных средств, обязаны не позднее 15 дней после регистрации направить в налоговые органы по месту своего нахождения информацию о зарегистрированных транспортных средствах, не относящихся к недвижимому имуществу.
     
     Лица, регистрирующие сделки с ценными бумагами, обязаны не позднее 15 дней после регистрации сделок купли-продажи ценных бумаг направить в налоговые органы по месту своего нахождения информацию о зарегистрированных сделках по купле-продаже ценных бумаг.
     
     Нотариусы обязаны не позднее 15 дней после удостоверения сделки купли-продажи культурных ценностей направить в налоговые органы по месту своего нахождения информацию об этой сделке.
     
     Уполномоченные лица и организации, регистрирующие сделки с золотом в слитках, обязаны не  позднее 15 дней после регистрации сделки купли-продажи золота в слитках направить в налоговые органы по месту своего нахождения информацию о зарегистрированной сделке.
     

     Недвижимое имущество, за исключением многолетних насаждений

     
     Согласно ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) к недвижимым вещам (недвижимому имуществу, недвижимости) относятся земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе леса, многолетние насаждения, здания, сооружения.
     
     К недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты.
     
     Недвижимым имуществом (недвижимостью), права на которое подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", являются земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все объекты, которые связаны с землей так, что их перемещение без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, жилые и нежилые помещения, леса и многолетние насаждения, кондоминиумы, предприятия как имущественные комплексы.
     
     Согласно ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним проводится учреждением юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории регистрационного округа по месту нахождения недвижимого имущества. Порядок создания и структура учреждений юстиции по регистрации прав, а также принципы их размещения  определяются субъектами Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ.
     
     Согласно законодательству Российской Федерации под воздушным судном понимается летательный аппарат, поддерживаемый в атмосфере за счет взаимодействия с воздухом, отличного от взаимодействия с воздухом, отраженным от поверхности земли или воды; морское судно - это самоходное или несамоходное плавучее сооружение, используемое в целях торгового мореплавания; под судами рыбопромыслового флота подразумеваются обслуживающие рыбопромысловый комплекс суда, используемые для промысла водных биологических ресурсов, а также приемотранспортные, вспомогательные суда и суда специального назначения; маломерные суда - это водные транспортные средства валовой вместимостью менее 80 регистровых тонн, пассажировместимостью 12 и менее человек, с главными двигателями мощностью менее 55 кВт или подвесными моторами независимо от мощности.
     
     К маломерным судам относятся:
     
     катера - моторные суда со стационарным двигателем мощностью менее 55 кВт;
     
     моторные лодки - моторные суда с подвесным мотором (моторами) независимо от мощности;
     
     парусно-моторные суда - суда с парусным вооружением, имеющие стационарный двигатель или подвесной мотор (моторы), используемые для движения;
     
     парусные суда - суда с парусным вооружением;
     
     гидроциклы (водные мотоциклы) - бескорпусные водные транспортные средства, имеющие механический двигатель;
     
     несамоходные (буксируемые) суда - плавдачи, плашкоуты, баржи;
     
     гребные суда - суда, осуществляющие движение с помощью весел.
     
     Государственная инспекция по маломерным судам Российской Федерации проводит регистрацию, учет и техническое освидетельствование указанных судов и других водных транспортных средств, кроме военных и спортивных судов, катеров и лодок, являющихся табельным имуществом морских и речных судов, а также принадлежащих гражданам гребных лодок грузоподъемностью менее 100 килограммов, байдарок - менее 150 килограммов и надувных судов - менее 225 килограммов.
     
     Согласно ст. 33 Воздушного кодекса Российской Федерации государственная регистрация и государственный учет воздушных судов осуществляются следующим образом.
     
     Воздушные суда, предназначенные для выполнения полетов, подлежат государственной регистрации в следующем порядке:
     
     - гражданские воздушные суда - в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации с выдачей свидетельств о государственной регистрации или в Государственном реестре гражданских воздушных судов иностранного государства при условии заключения соглашения о поддержании летной годности между государством эксплуатанта и государством регистрации. Данные о гражданских воздушных судах включаются в Государственный реестр гражданских воздушных судов Российской Федерации при наличии сертификатов летной годности (удостоверений о годности к полетам). Ведение Государственного реестра гражданских воздушных судов Российской Федерации возлагается на специально уполномоченный орган в области гражданской авиации.
     
     Экспериментальные воздушные суда подлежат государственному учету с выдачей соответствующих документов специально уполномоченным органом в области оборонной промышленности.
     
     Воздушное судно, зарегистрированное или учтенное в установленном порядке в Российской Федерации, приобретает национальную принадлежность Российской Федерации.
     
     Право собственности и иные вещные права на судно, а также ограничения (обременения) прав на него (ипотека, доверительное управление и другие) подлежат регистрации в Государственном судовом реестре или судовой книге.
     
     Регистрация судна в Государственном судовом реестре или судовой книге, права собственности и иных вещных прав на судно, а также ограничений (обременений) прав на него является единственным доказательством существования зарегистрированного права, которое может быть оспорено только в судебном порядке.
     
     Правила регистрации судов и прав на них в мор-ских торговых портах утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области транспорта, а правила регистрации судов и прав на них в морских рыбных портах - федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства.
     

     Механические транспортные средства, не относящиеся к недвижимому имуществу

     
     В соответствии с постановлением Правительства РФ от 12.08.1994 N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" регистрацию механических транспортных средств на территории Российской Федерации осуществляют:
     
     подразделения ГИБДД МВД России - автомото-транспортных средств с рабочим объемом двигателя более 50 куб.см, имеющих максимальную конструктивную скорость более 50 км/ч, и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования;
     
     органы государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (органы гостехнадзора) - тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним;
     
     таможенные органы Российской Федерации - транспортных средств, зарегистрированных в других странах и временно находящихся на территории Российской Федерации сроком до 6 месяцев;
     
     автомобильные службы ВС РФ, пограничных войск, внутренних войск, войск правительственной связи, обеспечивающих связь с органами военного управления, железнодорожных войск Российской Федерации, войск гражданской обороны, а также автомобильные службы иных министерств и ведомств, имеющих воинские формирования, - транспортных средств ВС РФ и других войск.
     
     Собственники автомототранспортных средств, тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин, а также прицепов к ним либо лица, от имени собственников владеющие, пользующиеся или распоряжающиеся на законных основаниях указанными транспортными средствами, обязаны в установленном порядке зарегистрировать их или изменить регистрационные данные в ГИБДД или органах гостехнадзора в течение срока действия регистрационного знака "Транзит" или в течение 5 суток после приобретения, таможенного оформления, снятия с учета транспортных средств, замены номерных агрегатов или возникновения иных обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных.
     
     Кроме того, гражданам Российской Федерации, иностранным юридическим и физическим лицам, а также лицам без гражданства выдаются паспорта на автомототранспортные средства с рабочим объемом двигателя более 50 куб.см и максимальной конструктивной скоростью более 50 км/ч, прицепы к ним, подлежащие регистрации в ГИБДД МВД России, и на шасси транспортных средств, не входящие в комплект транспортного средства. Паспорта выдаются собственникам транспортных средств и (или) шасси либо лицам, от имени собственников пользующимся и (или) распоряжающимся транспортными средствами и (или) шасси на основании доверенности, таможенными органами или подразделениями ГИБДД.
     
     К механическим транспортным средствам, имеющим менее 4 колес, рабочий объем двигателя более 50 куб.см и максимальную скорость более 50 км/ч, относятся мотоциклы, мотороллеры и другие мототранспортные средства. Эти транспортные средства принадлежат к категории "А" по классификации Конвенции о дорожном движении.
     
     К механическим транспортным средствам для перевозки пассажиров, имеющим не менее 4 колес и не более 8 мест для сидения (кроме места водителя), относятся автомобили, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3,5 тонн. К ним же относятся и механические транспортные средства для перевозки грузов, максимальная масса которых не более 3,5 тонн. Эти транспортные средства принадлежат к категории "В" по классификации Конвенции о дорожном движении.
     
     К механическим транспортным средствам для перевозки пассажиров, имеющим более 8 мест для сидения (кроме места водителя) с максимальной массой не более 5 тонн, относятся автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров. К ним же относятся и механические транспортные средства для перевозки пассажиров, имеющие более 8 мест для сидения (кроме места водителя) с максимальной массой более 5 тонн. Эти транспортные средства принадлежат к категории "D" по классификации Конвенции о дорожном движении.
     
     К механическим транспортным средствам для перевозки грузов с максимальной массой более 3,5 тонн, но не превышающей 12 тонн, относятся автомобили, за исключением принадлежащих к категории "D". К ним же относятся и механические транспортные средства для перевозки грузов с максимальной массой более 12 тонн. Эти транспортные средства принадлежат к категории "С" по классификации Конвенции о дорожном движении.
     
     Регистрации подлежат также прицепы и полуприцепы с максимальной массой, не превышающей 0,75 тонн, прицепы с максимальной массой более 0,75 тонн , но не более 3,5 тонн, прицепы и полуприцепы, максимальная масса которых 3,5 тонны, но не более 10 тонн, и прицепы и полуприцепы, максимальная масса которых более 10 тонн.
     

     Акции открытых акционерных обществ, государственные и муниципальные ценные бумаги и сберегательные сертификаты

     
     К сделкам с ценными бумагами, расходы на приобретение которых контролируют налоговые органы, относятся сделки, совершенные с акциями открытых акционерных обществ (ОАО), с государственными и муниципальными ценными бумагами и со сберегательными сертификатами.
     
     Федеральным органом исполнительной власти по проведению государственной политики в области рынка ценных бумаг, контролю за деятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаг является ФКЦБ России.
     
     Согласно п. 3 ст. 86.2 НК РФ обязанность по проведению налогового контроля за расходами физического лица возложена на лиц, регистрирующих сделки с ценными бумагами, которые обязаны после регистрации сделок купли-продажи ценных бумаг направить в налоговый орган по месту своего нахождения информацию о зарегистрированных сделках по купле-продаже ценных бумаг. Такими лицами согласно Федеральному закону от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" являются профессиональные участники рынка ценных бумаг, под которыми понимаются юридические лица, в том числе кредитные организации, а также граждане (физические лица), зарегистрированные в качестве предпринимателей, которые осуществляют следующие виды деятельности.
     
     Под брокерской деятельностью понимается совершение гражданско-правовых сделок с ценными бумагами в качестве поверенного или комиссионера, действующего на основании договора поручения или комиссии, а также доверенности на совершение таких сделок при отсутствии указаний на полномочия поверенного или комиссионера в договоре. Профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий брокерскую деятельность, именуется брокером.
     
     Дилерской деятельностью признается совершение сделок купли-продажи ценных бумаг от своего имени и за свой счет путем публичного объявления цен покупки, продажи определенных ценных бумаг с обязательством покупки, а также продажи этих ценных бумаг по объявленным лицом, осуществляющим такую деятельность, ценам. Профессиональный участ-ник рынка ценных бумаг, осуществляющий дилерскую деятельность, именуется дилером. Дилером может быть только юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией.
     
     Деятельностью по управлению ценными бумагами считается осуществление юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем от своего имени за вознаграждение в течение определенного срока доверительного управления переданными ему во владение и принадлежащими другому лицу в интересах этого лица или указанных этим лицом третьих лиц, в том числе и ценными бумагами. Профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий деятельность по управлению ценными бумагами, именуется управляющим.
     
     Клиринговая деятельность - это деятельность по определению взаимных обязательств (сбор, сверка, корректировка информации по сделкам с ценными бумагами и подготовка бухгалтерских документов по ним) и их зачету по поставкам ценных бумаг и расчетам по ним.
     
     Депозитарной деятельностью признается оказание услуг по хранению сертификатов ценных бумаг, а также учету и переходу прав на ценные бумаги. Профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий депозитарную деятельность, именуется депозитарием. Депозитарием может быть только юридическое лицо.
     
     Деятельностью по ведению реестра владельцев ценных бумаг считается сбор, фиксация, обработка, хранение и предоставление данных, составляющих систему ведения реестра владельцев ценных бумаг. Деятельностью по ведению реестра владельцев ценных бумаг имеют право заниматься только юридические лица. Лица, осуществляющие деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг, именуются держателями реестра (регистраторами).
     
     Деятельностью по организации торговли на рынке ценных бумаг признается предоставление услуг, непосредственно способствующих заключению гражданско-правовых сделок с ценными бумагами между участниками рынка ценных бумаг. Профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий деятельность по организации торговли на рынке ценных бумаг, называется организатором торговли на рынке ценных бумаг.
     

     Культурные ценности

     
     Нотариус обязан направить в налоговый орган по месту своего нахождения информацию о сделке удостоверения купли-продажи культурных ценностей.
     
     Понятие "культурные ценности" определено Основами законодательства Российской Федерации о культуре, в соответствии с которым:
     
     культурные ценности - это нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла, произведения культуры и искусства, результаты и методы научных исследований культурной деятельности, имеющие историко-культурную значимость здания, сооружения, предметы и технологии, уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты.
     
     Статьей 4 Федерального закона от 15.04.1998 N 64-ФЗ "О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации" установлено, что к культурным ценностям относятся:
     
     культурные ценности - имущественные ценности религиозного или светского характера, имеющие историческое, художественное, научное или иное культурное значение: произведения искусства, книги, рукописи, инкунабулы, архивные материалы, составные части и фрагменты архитектурных, исторических, художественных памятников, а также памятников монументального искусства и другие категории предметов, определенные в ст. 7 Закона РФ от 15.04.1993 N 4804-1 "О вывозе и ввозе культурных ценностей";
     
     перемещенные культурные ценности - культурные ценности, перемещенные в осуществление компенсаторной реституции с территорий Германии и ее бывших военных союзников - Болгарии, Венгрии, Италии, Румынии и Финляндии на территорию Союза ССР в соответствии с приказами военного командования Советской Армии, Советской военной администрации в Германии, распоряжениями других компетентных органов Союза ССР и находящиеся в настоящее время на территории Российской Федерации.
     
     Статьей 6 Закона РФ "О вывозе и ввозе культурных ценностей" установлено, что под культурными ценностями, подпадающими под действие названного Закона, понимаются движимые предметы материального мира, находящиеся на территории Российской Федерации, а именно:
     
     культурные ценности, созданные отдельными лицами или группами лиц, которые являются гражданами Российской Федерации;
     
     культурные ценности, имеющие важное значение для Российской Федерации и созданные на территории Российской Федерации иностранными гражданами и лицами без гражданства, проживающими на территории Российской Федерации;
     
     культурные ценности, обнаруженные на территории Российской Федерации;
     
     культурные ценности, приобретенные археологическими, этнологическими и естественно-научными экспедициями с согласия компетентных властей страны, откуда происходят эти ценности;
     
     культурные ценности, приобретенные в результате добровольных обменов;
     
     культурные ценности, полученные в качестве дара или законно приобретенные с согласия компетентных властей страны, откуда происходят эти ценности.
     
     Статьей 7 Закона РФ "О вывозе и ввозе культурных ценностей" определено, что к культурным ценностям относятся также следующие категории предметов:
     
     исторические ценности, в том числе связанные с историческими событиями в жизни народов, развитием общества и государства, историей науки и техники, а также относящиеся к жизни и деятельности выдающихся личностей (государственных, политических, общественных деятелей, мыслителей, деятелей науки, литературы, искусства);
     
     предметы и их фрагменты, полученные в результате археологических раскопок;
     
     художественные ценности, в том числе:
     
     картины и рисунки целиком ручной работы на любой основе и из любых материалов;
     
     оригинальные скульптурные произведения из любых материалов, в том числе рельефы;
     
     оригинальные художественные композиции и монтажи из любых материалов;
     
     художественно оформленные предметы культового назначения, в частности иконы;
     
     гравюры, эстампы, литографии и их оригинальные печатные формы;
     
     произведения декоративно-прикладного искусства, в том числе художественные изделия из стекла, керамики, дерева, металла, кости, ткани и других материалов;
     
     изделия традиционных народных художественных промыслов;
     
     составные части и фрагменты архитектурных, исторических, художественных памятников и памятников монументального искусства;
     
     старинные книги, издания, представляющие особый интерес (исторический, художественный, научный и литературный), отдельно или в коллекциях;
     
     редкие рукописи и документальные памятники;
     
     архивы, включая фото-, фоно-, кино-, видеоархивы;
     
     уникальные и редкие музыкальные инструменты;
     
     почтовые марки, иные филателистические материалы, отдельно или в коллекциях;
     
     старинные монеты, ордена, медали, печати и другие предметы коллекционирования;
     
     редкие коллекции и образцы флоры и фауны, предметы, представляющие интерес для таких отраслей науки, как минералогия, анатомия и палеонтология;
     
     другие движимые предметы, в том числе копии, имеющие историческое, художественное, научное или иное культурное значение, а также взятые государством под охрану как памятники истории и культуры.
     

     Золото в слитках

     
     Уполномоченными лицами, регистрирующими сделки с золотом в слитках, являются кредитные организации.
     
     Согласно Федеральному закону от 26.03.1998 N 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" под операцией с драгоценными металлами понимаются действия, выражающиеся в переходе права собственности и иных имущественных прав на драгоценные металлы и драгоценные камни (обращение драгоценных металлов и драгоценных камней), в том числе их использование в качестве залога.
     
     В Российской Федерации действуют биржи драгоценных металлов и драгоценных камней, предназначенные для совершения юридическими и физическими лицами сделок, связанных с обращением, в том числе и стандартных и мерных слитков, аффинированных драгоценных металлов.
     
     Операции с драгоценными металлами, в том числе золотом в слитках, осуществляются кредитными организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации.
     
     Специально уполномоченные банки в пределах прав, предоставленных Положением о совершении сделок с драгоценными металлами на территории Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30.06.1994 N 756, могут:
     
     совершать сделки купли-продажи слитков золота и серебра как за свой счет, так и за счет клиентов (по договорам комиссии или поручения) со специально уполномоченными банками, Банком России, промышленными потребителями, инвесторами;
     
     совершать операции со слитками золота и серебра по специальным счетам, открываемым ими в соответствии с принятой международной банковской практикой и с учетом требований названного Положения.
     
     Правила совершения банками сделок купли-продажи мерных слитков драгоценных металлов с физическими лицами утверждены постановлением Правительства РФ от 30.06.1997 N 772, в соответствии с которыми купля-продажа слитков осуществляется с оформлением кассовых документов.
     
     В кассовых документах на проданные (купленные) слитки по каждому типу слитков указываются наименование металла, масса, чистота, номер, цена слитка, общее количество слитков, а также дата заключения сделки и общая сумма, уплаченная гражданином либо подлежащая выплате гражданину. Банки обеспечивают правильность оформления документов.
     
     Приказом Банка России от 25.03.1997 N 02-101 было введено в действие Положение о порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории Российской Федерации, в соответствии с которым кредитные организации совершают операции с драгоценными металлами на основании договоров, заключенных с клиентами.