Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Ответы на вопросы


Ответы на вопросы

    
О налоге на прибыль

     

Г.В. Зинькова,
ведущий специалист Департамента налоговой политики Минфина России

     
     Согласно приказу Комитета труда и занятости Правительства г. Москвы от 23.07.1999 N 128 наша организация получает на безвозвратной основе средства целевого финансирования для создания рабочих мест для инвалидов и молодежи до 18 лет.

     
     В каком порядке подлежат обложению налогом на прибыль полученные целевые средства?

     
     В соответствии с Законом РФ от 29.12.1991 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (далее - Закон N 2116-1) средства целевого финансирования налогообложению не подлежат.
     
     Целевой счет, образованный в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и Законом г. Москвы от 12.11.1997 N 47 "О квотировании рабочих мест в городе Москве", предназначен для финансирования мероприятий, связанных с созданием рабочих мест сверх установленных квот для инвалидов и молодежи в возрасте до 18 лет, а также специальных рабочих мест, специализированных предприятий (цехов, участков) для инвалидов.
     
     Приказом Комитета труда и занятости Правительства г. Москвы от 23.07.1999 N 128 утвержден Временный порядок финансирования проектов работодателей по созданию рабочих мест из средств целевого счета по сбору финансовых средств за невыполнение условий квотирования рабочих мест в г. Москве и финансированию мероприятий, связанных с созданием рабочих мест для инвалидов и молодежи до 18 лет.
     
     Поскольку указанным порядком предусмотрено, что финансирование создания рабочих мест осуществляется строго по определенным статьям сметы затрат, таким как оборудование; вспомогательные материалы, оснастка, запчасти; сырье и материалы; установка, монтаж (демонтаж) и наладка оборудования, приобретаемого в соответствии с данной сметой, строительно-монтажные работы, в том числе реконструкция производственных помещений, и оговорены условия возврата целевых денежных средств на счет целевого финансирования Комитета в случае их использования не по назначению, указанные средства, по нашему мнению, для целей налогообложения учитываться не должны.
     
     В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету "Учет государственной помощи" ПБУ 13/2000, утвержденным приказом Минфина России от 16.10.2000 N 92н, предусмотрен порядок списания бюджетных средств со счета учета целевого финансирования на финансовые результаты как внереализационные доходы в зависимости от вида направления бюджетных средств.
     
     Так, при направлении указанных средств на финансирование капитальных вложений списание бюджетных средств производится на протяжении срока полезного использования внеоборотных активов, подлежащих согласно действующим правилам амортизации, или в течение периода признания расходов, связанных с выполнением условий предоставления бюджетных средств на приобретение внеоборотных активов, не подлежащих амортизации согласно действующим правилам. При этом целевое финансирование учитывается в качестве доходов будущих периодов при вводе объектов внеоборотных активов в эксплуатацию с последующим отнесением в течение срока полезного использования объектов внеоборотных активов в размере начисленной амортизации на финансовые результаты как внереализационные доходы.
     
     При направлении бюджетных средств на финансирование текущих расходов списание указанных средств производится в период признания расходов, на финансирование которых они предоставлены. При этом целевое финансирование признается в качестве доходов будущих периодов в момент принятия к бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, начисления оплаты труда и осуществления других расходов аналогичного характера с последующим отнесением на доходы отчетного периода при отпуске материально-производственных запасов в производство продукции, на выполнение работ, оказание услуг и при осуществлении других расходов аналогичного характера.
     
     В связи с тем, что балансовая прибыль по данным бухгалтерского учета отличается от прибыли, принимаемой при налогообложении в соответствии с положениями Закона N 2116-1, для целей налогообложения необходимо производить корректировку прибыли (убытка) по данным бухгалтерского учета, заполняя Справку к расчету (налоговой декларации) налога от фактической прибыли (Приложение N 4 к инструкции МНС России от 15.06.2000 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций", далее - Инструкция N 62).
     
     Таким образом, при заполнении Справки (Приложения N 4) следует использовать строку 4.22 - амортизационные отчисления, начисленные по амортизируемому имуществу, полученному безвозмездно, и строку 5.6 - стоимость безвозмездно полученного имущества от других предприятий, учтенная по правилам бухгалтерского учета в составе внереализационных доходов; строка 4.17 не заполняется.
     

     Можно ли относить на себестоимость продукции (работ, услуг) плату за превышение нормативов за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов?

     
     В постановлении Правительства РФ от 31.12.1995 N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" говорится о том, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации определяют порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов, предусматривая меры экономического воздействия за ущерб, наносимый системам канализации и окружающей среде, в том числе за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ; предусматривают корректировку размера платы за сверхнормативный сброс сточных вод и загрязняющих веществ.
     
     Таким образом, порядок учета дополнительных сумм оплаты за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов во многом определяется положениями нормативных актов местных органов власти.
     
     Учитывая сущность платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов (в том числе за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ) и требования Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утвержденного приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н, считаем, что для организаций-плательщиков указанные суммы подлежат включению в себестоимость продукции (работ, услуг) как расходы, связанные с оплатой услуг.
     
     В настоящее время балансовая прибыль по данным бухгалтерского учета отличается от прибыли, принимаемой для целей налогообложения в соответствии с положениями Закона N 2116-1.
     
     Перечень затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и порядок формирования финансовых результатов, учитываемых при расчете налогооблагаемой прибыли, определяются федеральным законом. Впредь до принятия такого федерального закона следует руководствоваться действующим порядком, определяющим в целях налогообложения состав затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себе-стоимость продукции (работ, услуг), и порядок формирования финансовых результатов.
     
     В настоящее время действует Положение о составе затрат.
     
     Согласно подпункту "з" п. 2 указанного Положения платежи за предельно допустимые выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в природную среду осуществляются за счет себестоимости продукции (работ, услуг), а платежи за превышение их - за счет прибыли, остающейся в распоряжении природопользователей.
     
     Таким образом, при исчислении налогооблагаемой прибыли балансовая прибыль по данным бухгалтерского учета подлежит корректировке. Для этого при заполнении Справки к расчету налога от фактической прибыли (Приложение N 4 к Инструкции N 62) используется отдельная строка 1.2' "в".
     

     Относится ли имущество богослужебного назначения (в частности мечеть) к объектам социальной инфраструктуры? Может ли малое предприятие заявить льготу по налогу на прибыль при осуществлении строительства мечети как объекта социального назначения?

     
     Пунктом 4 ст. 6 Закона N 2116-1 для малых предприятий, осуществляющих, в частности, строительство объектов жилищного, производственного, социального и природоохранного назначения (включая ремонтно-строительные работы), при выполнении определенных условий предусмотрена льгота по налогу на прибыль.
     
     При решении вопроса об отнесении объектов к объектам социального назначения (социальной инфраструктуры) следует руководствоваться совместным письмом Госкомстата России, Минфина России и Госналогслужбы России от 23.12.1992 N 17-1-17/179; N 04-02-04; N ВГ-6-01/458.
     
     В указанном письме приведен перечень объектов жилищного и коммунального строительства, здравоохранения, физкультуры, социального обеспечения, народного образования, культуры и искусства, бытового обслуживания населения, которые могут быть отнесены к объектам социальной инфраструктуры. Объекты богослужебного назначения, в частности мечети, в данном перечне не предусмотрены.
     
     Таким образом, малые предприятия, осуществляющие строительство мечети, применять вышеуказанную льготу по налогу на прибыль не могут.
     

М.С. Горбачева,
ведущий специалист Департамента налоговой политики Минфина России

     
     Имеет ли право ремонтное предприятие, занимающееся ремонтом сельскохозяйственной техники, воспользоваться льготой в соответствии с п. 5 ст. 1 Закона N 2116-1 как предприятие, обслуживающее сельское хозяйство?

     
     В соответствии с п. 5 ст. 1 Закона N 2116-1 не являются плательщиками налога на прибыль предприятия любых организационно-правовых форм по прибыли от реализации произведенной ими сельскохозяйственной и охотохозяйственной продукции, а также произведенной и переработанной на данных предприятиях собственной сельскохозяйственной продукции, за исключением сельскохозяйственных предприятий индустриального типа, определяемых по перечню, утвержденному законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации.
     
     Решая вопрос о применении вышеуказанной льготы, необходимо исходить из того, что данная льгота предоставляется только предприятиям, получающим прибыль непосредственно от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции. Основная цель данной льготы состоит в стимулировании развития сельскохозяйственных производителей.
     
     Целью ремонтно-обслуживающей базы агропромышленного комплекса (ремонтно-технические предприятия и ремонтные заводы) является осуществление ремонта и обслуживание сельскохозяйственных предприятий, а не производство сельскохозяйственной продукции. Вследствие этого на их деятельность не может быть распространена льгота по налогу на прибыль, установленная для сельскохозяйственных производителей.
     
     Ремонтные предприятия, обслуживающие сельское хозяйство, относятся в соответствии с Общесоюзным классификатором отраслей народного хозяйства (ОКОНХ) к сфере материального производства (шифр 14934 "Ремонт тракторов и сельскохозяйственных машин"). Следовательно, вышеупомянутые предприятия в соответствии с Законом N 2116-1 имеют право на льготу при направлении прибыли на финансирование капитальных вложений производственного назначения. Таким образом, действующее налоговое законодательство позволяет указанным организациям уменьшать налоговую базу при направлении прибыли на инвестиции.
     

     Имеет ли право некоммерческая организация направлять часть прибыли, полученной от предпринимательской деятельности, на осу-ществление основной уставной деятельности? Существует ли ограничение на процентное соотношение предпринимательской и основной деятельности некоммерческой организации?

     
     Согласно п. 10 ст. 2 Закона N 2116-1 некоммерческие организации, имеющие доходы от предпринимательской деятельности, уплачивают налог с полученной от такой деятельности суммы превышения доходов над расходами.
     
     В соответствии с п. 2.12 Инструкции N 62 организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям. Порядок исчисления сумм превышения доходов над расходами некоммерческих организаций производится аналогично порядку, установленному для исчисления налогооблагаемой прибыли предприятия.
     
     В составе доходов и расходов некоммерческих организаций не учитываются доходы, образующиеся в результате целевых отчислений на содержание указанных организаций, поступившие от других предприятий и граждан, членские вступительные взносы, долевые (паевые и целевые вклады участников этих организаций) и расходы, производимые за счет этих средств. Ведение учета доходов и расходов от предпринимательской деятельности производится отдельно.
     
     При определении суммы расходов от предпринимательской деятельности по некоммерческим организациям следует руководствоваться Положением о составе затрат, утвержденным постановлением Правительства РФ от 05.08.1992 N 552 (с изменениями и дополнениями).
     
     Законодательством Российской Федерации ограничений на процентное соотношение предпринимательской и основной деятельности предприятия не установлено.
     
     Прибыль, оставшуюся после уплаты в бюджет налога на прибыль, некоммерческая организация вправе направить в установленном порядке на осущест-вление основной уставной деятельности, в том числе на компенсацию осуществленных накладных расходов, оплату труда и других расходов в соответствии с реальными потребностями предприятия.
     

     Организация закупает сувениры и подарки для своих партнеров и гостей. Относятся ли такие затраты к представительским?

     
     В соответствии с подпунктом "и" п. 2 Положения о составе затрат в себестоимость продукции (работ, услуг) включаются затраты организации по приему и обслуживанию представителей других организаций (включая иностранные), прибывших для переговоров с целью установления и поддержания взаимного сотрудничества.
     
     Приказом Минфина России от 15.03.2000 N 26н определено, что к представительским расходам относятся расходы, связанные с проведением официального приема (завтрака, обеда или другого аналогичного мероприятия) представителей (участников), их транспортным обеспечением, посещением культурно-зрелищных мероприятий, буфетным обслуживанием во время переговоров и мероприятий культурной программы, оплатой услуг переводчиков, не состоящих в штате организации.
     
     Законодательством не предусмотрено отнесение затрат предприятия по закупке сувениров и подарков к представительским затратам, следовательно, вышеупомянутые затраты производятся за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты налога на прибыль.
     

Е.Ю. Лунина,
ведущий специалист Департамента налоговой политики Минфина России

     
     Согласно учетной политике предприятия для целей налогообложения выручка от реализации продукции (работ, услуг) определяется по мере оплаты. Для целей бухгалтерского учета предприятие относит на себестоимость все затраты, подлежащие включению в данном отчетном периоде в соответствии с отгруженной продукцией, а при корректировке себестоимости для целей налогообложения предприятие включает только затраты, оплаченные им в данный отчетный период, независимо от выручки по заключенным договорам. Таким образом, себестоимость корректируется не в зависимости от объема полученной выручки, а в зависимости от объ-ема фактически оплаченных расходов, приходящихся на полученную выручку. Правомерны ли действия предприятия?

     
     В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утвержденным приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н, и Положением по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99, утвержденным приказом Минфина России от 06.05.1999 N 32н, введенным в действие с 1 января 2000 года и устанавливающим правила формирования в бухгалтерском учете информации о доходах и расходах, предусмотрены два метода учета доходов и расходов организации: кассовый метод и метод начисления. При методе начисления установлен порядок признания в бухгалтерском учете доходов и расходов организации в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и иной формы осуществления. При кассовом методе признаются оплаченные доходы и затраты.
     
     До введения в действие главы 25 НК РФ, определяющей порядок налогообложения прибыли, организации, применяющие в соответствии с п. 13 Положения о составе затрат порядок определения выручки от реализации продукции (работ, услуг) на дату зачисления денежных средств на расчетный счет, обязаны произвести корректировку расходов, учитываемых по правилам бухгалтерского учета, с учетом требований законодательства на долю оплаченной выручки к сумме выручки, учтенной организацией по счету реализации.
     

     Для будущего сотрудничества и заключения выгодных контрактов организация передает потенциальным потребителям на безвозмезд-ной основе образцы товаров, импортируемых ею в Российскую Федерацию. Можно ли стоимость переданных товаров списывать за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия?

     
     В соответствии с подпунктом "у" п. 2 Положения о составе затрат затраты, связанные с рекламой, включая стоимость приобретенных и изготовленных образцов товаров, переданных согласно контрактам, соглашениям и иным документам непосредственно покупателям или посредническим организациям бесплатно и не подлежащих возврату, включаются в себестоимость продукции (работ, услуг).
     
     Для целей налогообложения расходы на рекламу включаются в себестоимость продукции (работ, услуг) в пределах норм, утвержденных в установленном порядке.
     
     С 1 апреля 2000 года нормативы расходов на рекламу устанавливаются Нормами и нормативами на представительские расходы, расходы на рекламу и на подготовку и переподготовку кадров на договорной основе с учебными заведениями, регулирующими размер отнесения этих расходов на себестоимость продукции (работ, услуг) для целей налогообложения, утвержденными приказом Минфина России от 15.03.2000 N 26н, с введением которых утратило силу письмо Минфина России от 06.10.1992 N 94 "Нормы и нормативы на представительские расходы, расходы на рекламу и на подготовку и переподготовку кадров на договорной основе с учебными заведениями, регулирующие размер отнесения этих расходов на себестоимость продукции (работ, услуг), и порядок их применения".
     
     С 1 апреля 2001 года введен в действие приказ от 01.03.2001 N 18н "О внесении изменений и дополнений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 15 марта 2000 г. N 26н “О нормах и нормативах на представительские расходы, расходы на рекламу и на подготовку и переподготовку кадров на договорной основе с учебными заведениями, регулирующих размер отнесения этих расходов на себестоимость продукции (работ, услуг) для целей налогообложения, и порядке их применения”".
     
     Общая величина фактических расходов на рекламу, относимых на себестоимость продукции (работ, услуг) для целей налогообложения, не должна превышать предельных размеров, исчисленных по нормативам, установленным данным приказом.
     
     Расходы, произведенные сверх предельных размеров, исчисленных по нормативам на рекламу, не уменьшают налогооблагаемую базу по налогу на прибыль. Источником осуществления данных расходов является прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия.
     

     В ходе осуществления хозяйственной деятельности у предприятия образуются древесные отходы, которые не используются на комбинате и не подлежат продаже ввиду отсутствия покупательского спроса. Отходы передаются физическим лицам на безвозмезд-ной основе для использования в бытовых целях. Можно ли расходы по отгрузке, транспортировке отходов физическим лицам включать в себестоимость продукции (работ, услуг) и принимать для целей налогообложения?

     
     Положением о составе затрат определено, что в себестоимость продукции включаются затраты, непосредственно связанные с производством и реализацией продукции (работ, услуг).
     
     Подпунктом "у" п. 2 Положения о составе затрат предусмотрено включение в себестоимость продукции (работ, услуг) затрат, связанных со сбытом продукции, а именно: упаковкой, хранением, транспортировкой до пункта, обусловленного договором, погрузкой в транспортные средства (кроме случаев, когда они возмещаются покупателями сверх цены на продукцию).
     
     Расходы по отгрузке и транспортировке древесных отходов, образовавшихся в результате хозяйственной деятельности предприятия и передаваемых на безвозмездной основе физическим лицам, в состав затрат, учитываемых при налогообложении прибыли, не включаются.
     

В.К. Мареева
     

     Учитывая, что единый налог, уплачиваемый при упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности, не был включен в перечень налогов, установленных Законом РФ от 27.12.1991 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", правомерно ли его взыскание ?

     
     Правовые основы введения и применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства определены Федеральным законом от 29.12.1995 N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства".
     
     Введение названного Федерального закона было вызвано необходимостью снижения расходов организации по ведению учета и отчетности и исчислению налогов, а также облегчения контрольной работы налоговых органов.
     
     Федеральный закон "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" предоставил возможность малым предприятиям, численность которых не превышает 15 человек, перейти на упрощенную систему налогообложения, при которой юридические лица вместо совокупности федеральных, региональных и местных налогов уплачивают один налог (единый) с валовой выручки (в федеральный бюджет в размере 3,33 % и в бюджет субъекта Российской Федерации и местный бюджет в размере не более 6,67 % от суммы валовой выручки) или с совокупного дохода (в размере 10 % в федеральный бюджет и не более 20 % в бюджет субъекта Российской Федерации и местный бюджет), исчисляемый по результатам хозяйственной деятельности за отчетной период. Для организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, сохраняется действующий порядок уплаты таможенных платежей, государственных пошлин, налога на приобретение автотранспортных средств, лицензионных сборов, отчислений в государственные социальные внебюджетные фонды (единый социальный налог).
     
     В соответствии со ст. 18 НК РФ упрощенная система налогообложения субъектов малого предпринимательства наряду с системой налогообложения в свободных экономических зонах, системой налогообложения в закрытых административно-территориальных образованиях, системой налогообложения при выполнении договоров концессии и соглашений о разделе продукции отнесена к специальным налоговым режимам.
     
     Статьей 7 Федерального закона от 31.07.1998 N 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) установлено, что федеральные законы и иные нормативные правовые акты, действующие на территории Российской Федерации и не вошедшие в перечень актов, утративших силу, определенный ст. 2 настоящего Федерального закона, действуют в части, не противоречащей части первой НК РФ, и подлежат приведению в соответствие с частью первой НК РФ.
     
     Изданные до введения в действие части первой НК РФ нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства РФ по вопросам, которые согласно части первой НК РФ могут регулироваться только федеральными законами, действуют впредь до введения в действие соответствующих федеральных законов.
     
     Учитывая изложенное, а также то обстоятельство, что переход на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности носит добровольный характер, взимание единого налога в связи с применением упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства является правомерным.
     

     Многопрофильная организация, переведенная на уплату единого налога на вмененный доход на основании свидетельства об уплате единого налога, применяет упрощенную систему налогообложения. Должна ли такая организация представлять в налоговый орган выписку из Книги учета доходов и расходов по форме, утвержденной приказом Минфина России от 22.02.1996 N 18? Каков порядок ведения бухгалтерского учета и представления в налоговые органы бухгалтерской отчетности многопрофильной организации, переведенной на уплату единого налога на вмененный доход?

     
     Пунктом 1 ст. 11 Федерального закона от 31.07.1998 N 148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" предусмотрено, что Федеральный закон от 29.12.1995 N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" применяется в части, не противоречащей Федеральному закону "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности".
     
     В соответствии с п. 4 ст. 4 вышеприведенного Федерального закона налогоплательщики (вне зависимости от места регистрации), осуществляющие наряду с деятельностью на основании свидетельства иную предпринимательскую деятельность, ведут раздельный бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций, проводимых ими в процессе деятельности на основании свидетельства и в процессе иной деятельности.
     
     Таким образом, организации, переведенные на уплату единого налога на вмененный доход на основании свидетельства об уплате единого налога и применяющие по конкретному виду деятельности упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, должны по такому виду деятельности (связанному с применением упрощенной системы) вести Книгу учета доходов и расходов по форме, утвержденной приказом Минфина России от 22.02.1996 N 18, выписку из которой (наряду с другими документами) следует представлять в налоговый орган в порядке, установленном п. 7 ст. 5 Федерального закона от 29.12.1995 N 222-ФЗ.
     
     Уместно также напомнить, что многопрофильные организации, переведенные на уплату единого налога на вмененный доход на основании свидетельства об уплате единого налога, применяющие упрощенную систему налогообложения и осуществляющие иную деятельность, не связанную с уплатой единого налога на вмененный доход, должны вести бухгалтерский учет и представлять в налоговые органы бухгалтерскую отчетность в соответствии с Правилами бухгалтерского учета.
     

     Учитываются ли для целей налогообложения средства, полученные в погашение убытков, причиненных изъятием или временным занятием земельных участков для государственных и общественных нужд, а также ограничением прав пользователей земли, и средства, полученные в возмещение упущенной выгоды?

     
     Положением о порядке возмещения убытков собственникам земли, землевладельцам, землепользователям, арендаторам и потерь сельскохозяйственного производства, утвержденным постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 28.01.1993 N 77 (с изменениями и дополнениями), в частности, предусмотрено, что убытки, причиненные изъятием или временным занятием земельных участков для государственных и общественных нужд, а также ограничением прав пользователей земли или ухудшением качества их земель в результате влияния, вызванного деятельностью предприятий, учреждений, организаций и граждан, подлежат возмещению в полном объеме (включая упущенную выгоду в расчете на предстоящий период, необходимый для восстановления нарушенного производства) пользователям земли, понесшим эти убытки. При выкупе или продаже земельных участков убытки собственников земли, включая упущенную выгоду, учитываются в стоимости (цене) выкупаемого или продаваемого участка.
     
     Возмещение убытков, включая упущенную выгоду, производится предприятиями, учреждениями и организациями, которым отведены земельные участки, а также предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами, деятельность которых вызывает ограничение прав пользователей земли или ухудшение качества их земель.
     
     Убытки, вызванные возникшими неудобствами в использовании земли, определяются суммой единовременных затрат на строительство дамб, мостов, дорог, подъездов, других сооружений, а также на приобретение лодок, катеров, паромов и иных транспортных средств. Убытки, необходимые для восстановления ухудшенного качества земель, включают затраты на проведение почвенных, агрохимических и других специальных обследований и изысканий, а также мероприятий, обеспечивающих восстановление качества земель, и определяются проектной документацией. Убытки (затраты), связанные с ограничением прав пользователей земли, включают затраты на выполнение строительных, мелиоративных и иных работ, приобретение материалов и оборудования, необходимых для восстановления сокращающихся объемов производства.
     
     Упущенная выгода является частью убытков пользователей земли, причиненных изъятием или временным занятием земельных участков. Убытки в виде упущенной выгоды вызываются прекращением получения ежегодного дохода пользователями земли с изымаемых земель в расчете на предстоящий период, необходимый для восстановления нарушенного производства. Возмещение упущенной выгоды производится предприятиями, учреждениями и организациями, которым отведены изымаемые земельные участки, в размере единовременной выплаты, равной доходу, теряемому в течение периода восстановления нарушенного производства.
     
     В соответствии с Законом N 2116-1 не являются плательщиками налога на прибыль предприятия любых организационно-правовых форм по прибыли от реализации произведенной ими сельскохозяйственной и охотохозяйственной продукции, а также произведенной и переработанной на данных предприятиях собственной сельскохозяйственной продукции, за исключением сельскохозяйственных предприятий индустриального типа, определяемых по перечню, утверждаемому законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации.
     
     В то же время прибыль, полученная такими предприятиями от иных видов деятельности, подлежит обложению налогом в общеустановленном порядке.
     
     Следует иметь в виду, что порядок налогообложения средств, полученных в возмещение убытков собственникам земли, землевладельцам, землепользователям, арендаторам и потерь сельскохозяйственного производства, причиненных изъятием или временным занятием земельных участков для государственных и общественных нужд, а также ограничением прав пользователей земли или ухудшением качества их земель в результате влияния, вызванного деятельностью предприятий, учреждений, организаций и граждан, разъяснен письмом МНС России от 28.03.2001 N 02-1-16/54 "Об учете при налогообложении сумм, полученных в возмещение убытка".
     
     Указанным письмом предусмотрено, что средства, полученные в погашение убытка для целей налогообложения, рассматриваются как внереализационные доходы [в соответствии с п. 14 и 15 Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденного постановлением Правительства РФ от 05.08.1992 N 552 (с изменениями и дополнениями)] и учитываются за минусом фактически полученных убытков организации.
     
     Что касается средств, полученных в возмещение упущенной выгоды, то они также отражаются в составе внереализационных доходов и подлежат налогообложению в общеустановленном порядке.
     

А.А. Альферович,
советник налоговой службы III ранга

     
     На базе сельскохозяйственного производственного кооператива (рыболовецкого колхоза) ведется совместная деятельность по рыбодобыче. В ней участвуют семь коммерческих организаций (рыболовецких колхозов). Кооператив, осуществляющий учет результатов этой деятельности, ежеквартально сообщает каждому участнику этой деятельности (рыболовецким колхозам) о суммах причитающейся им доли прибыли для ее учета при налогообложении. В свою очередь, остальные участники совместной деятельности отражают данную прибыль в бухгалтерской отчетности.

     
     Согласно п. 5 ст. 1 Закона РФ от 27.12.1991 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" указанные колхозы не являются плательщиками налога на прибыль по прибыли от реализации и переработки выловленной ими рыбы.

     
     Учитывая, что результатом совместной деятельности является прибыль от реализации выловленной рыбы, колхозы при расчете налога от фактической прибыли исключают прибыль, полученную в рамках этой деятельности, из налогооблагаемой базы. Вправе ли они уменьшать прибыль для целей налогообложения на сумму прибыли, полученной в результате осуществляемой ими совместной деятельности по вылову рыбы?

     
     Распределяется ли для целей налогообложения между участниками этой деятельности (простыми товарищами) убыток, полученный при ее осуществлении?

     
     В соответствии со ст. 1041 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) два или несколько лиц (товарищей) обязуются соединить свои вклады и совместно действовать без образования юридического лица для извлечения прибыли или достижения иной не противоречащей закону цели.
     
     Сторонами договора простого товарищества, заключаемого для осуществления предпринимательской деятельности, могут быть только индивидуальные предприниматели и (или) коммерческие организации.
     
     Согласно ст. 1043 ГК РФ внесенное товарищами имущество, которым они обладали на праве собственности, а также произведенная в результате совместной деятельности продукция и полученные от такой деятельности плоды и доходы признаются их общей долевой собственностью, если иное не установлено законом или договором простого товарищества либо не следует из существа обязательства.
     
     Внесенное товарищами имущество, которым они обладали по основаниям, отличным от права собственности, используется в интересах всех товарищей и составляет наряду с имуществом, находящимся в их общей собственности, общее имущество товарищей.
     
     Ведение бухгалтерского учета общего имущества товарищей может быть поручено ими одному из  участвующих в договоре простого товарищества юридических лиц.
     
     Согласно п. 5 ст. 1 Закона N 2116-1 не являются плательщиками налога на прибыль предприятия любых организационно-правовых форм по прибыли от реализации произведенной ими сельскохозяйственной и охотохозяйственной продукции, а также произведенной и переработанной на данных предприятиях собственной сельскохозяйственной продукции, за исключением сельскохозяйственных предприятий индустриального типа, определяемых по перечню, утверждаемому законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации.
     
     Если указанные предприятия являются участниками совместной деятельности, следует иметь в виду следующее.
     
     В соответствии с п. 11 ст. 2 Закона N 2116-1 объединяемые предприятиями в целях осуществления совместной деятельности денежные средства, остающиеся в их распоряжении после уплаты налога, иное имущество, а также средства от добровольных пожертвований и взносов граждан не подлежат обложению налогом.
     
     При этом объектом налогообложения является прибыль, которая получена в результате использования указанных средств.
     
     Предприятие, осуществляющее учет результатов совместной деятельности, ежеквартально сообщает каждому участнику этой деятельности и налоговому органу по месту нахождения указанного предприятия о суммах причитающейся каждому участнику совместной деятельности доли прибыли для ее учета при налогообложении независимо от фактического распределения этой прибыли.
     
     Прибыль, полученная в результате совместной деятельности нескольких предприятий без создания юридического лица, а также полученная полным товариществом, распределяется между участниками совместной деятельности или членами полного товарищества до налогообложения на основании заключенного ими договора. Прибыль, полученная каждым участником совместной деятельности или членом полного товарищества, являющимся юридическим лицом, после распределения включается во внереализационные доходы (в доходы) и облагается налогом в составе валовой прибыли (дохода) по  установленным ставкам налога на прибыль (доход).
     
     Учитывая изложенное, предприятие, не являющееся в соответствии с п. 5 ст. 1 Закона N 2116-1 плательщиком налога на прибыль от реализации произведенной им сельскохозяйственной продукции, а также произведенной и переработанной на нем собственной сельскохозяйственной продукции, уплачивает налог на прибыль с суммы дохода, полученной в рамках договора простого товарищества в результате любой совместной деятельности, в том числе по производству и реализации сельскохозяйственной продукции.
     
     Убыток, полученный при исполнении договора простого товарищества (договора о совместной деятельности), для целей налогообложения между  участниками этой деятельности не распределяется.
     

     Работник нашего ломбарда занизил цену заложенного имущества. В установленный срок сумма кредита, обеспеченного залогом этого имущества, не была возвращена залогодержателем. Ломбард реализовал невостребованный залог по цене меньшей, чем предоставленный кредит, и оказался в убытке.

     
     После продажи залога ломбардом согласно ст. 358 ГК РФ требования ломбарда к залогодателю (должнику) погашаются, даже если сумма, вырученная при реализации заложенного имущества, недостаточна для их полного удовлетворения. Ломбард не смог взыскать (что подтверждено документально) указанный убыток со своего работника, виновного в занижении стоимости залога.

     
     В соответствии с п. 15 Положения о составе затрат в состав внереализационных расходов, учитываемых для целей налогообложения, включаются убытки от списания долгов, нереальных для взыскания. В связи с этим могут ли убытки, понесенные ломбардом при реализации невостребованного залога по вине своего работника, быть учтены для целей налогообложения в составе внереализационных расходов?

     
     В соответствии со ст. 4 Закона N 2116-1 перечень затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и порядок формирования финансовых результатов, учитываемых при расчете налогооблагаемой прибыли, определяются федеральным законом.
     
     Согласно п. 2.3 Инструкции N 62 до принятия указанного закона при определении состава затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ,  услуг), следует руководствоваться Положением о составе затрат.
     
     Пунктом 15 Положения о составе затрат определено, что в состав внереализационных расходов включаются, в частности, убытки от долгов, нереальных для взыскания.
     
     Согласно п. 1 и 2 ст. 2 Закона N 2116-1 объектом обложения налогом является валовая прибыль предприятия, уменьшенная (увеличенная) в соответствии с положениями, предусмотренными указанной статьей.
     
     Валовая прибыль представляет собой сумму прибыли (убытка) от реализации продукции (работ, услуг), основных фондов (включая земельные участки), иного имущества предприятия и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.
     
     Таким образом, убытки от внереализационных операций учитываются для целей налогообложения прибыли только в пределах внереализационных доходов от этих операций.
     
     Согласно п. 2 ст. 358 ГК РФ договор о залоге вещей в ломбарде оформляется выдачей ломбардом залогового билета.
     
     Принимая во внимание вышеизложенное, ломбард вправе убытки от продажи отдельных вещей, залог которых оформлен одним залоговым билетом, в том числе убытки от долгов, нереальных для взыскания, учесть для целей налогообложения в пределах внереализационного дохода от продажи других вещей, залог которых оформлен тем же залоговым билетом.
     
     При этом ломбарду необходимо иметь в виду следующее.
     
     В соответствии с п. 5 ст. 358 ГК РФ в случае невозвращения в установленный срок суммы кредита, обеспеченного залогом вещей в ломбарде, ломбард вправе на основании исполнительной надписи нотариуса по истечении льготного месячного срока продать это имущество в порядке, установленном для реализации заложенного имущества (п. 3, 4, 6 и 7 ст. 350 ГК РФ).
     
     Пунктом 6 ст. 350 ГК РФ предусмотрено, что, если сумма, вырученная при реализации заложенного имущества, превышает размер обеспеченного залогом требования залогодержателя, разница возвращается залогодателю.
     
     Указанная разница является кредиторской задолженностью ломбарда до ее возврата залогодателю.
     
     Согласно п. 8 Положения по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99, утвержденного приказом Минфина России от 06.05.1999 N 32н (с изменениями и дополнениями), внереализационными доходами являются суммы кредиторской задолженности, по которым истек срок исковой давности.
     
     Следовательно, в случае если вышеназванная разница не будет возвращена залогодателю, ломбард вправе отнести соответствующую задолженность перед залогодателем к своим внереализационным доходам только по истечении срока исковой давности.
     
     Статьей 196 ГК РФ общий срок исковой давности устанавливается в три года.
     

О.Б. Охонько,
советник налоговой службы I ранга

     
     Вправе ли арендатор в случае аренды имущества у физических лиц включать в себестоимость продукции (работ, услуг) расходы по добровольному страхованию этого имущества?

     
     При заключении договора аренды и уплате арендной платы следует руководствоваться ст. 421, 614, 616 и др. ГК РФ.
     
     Учитывая указанные статьи ГК РФ, затраты по добровольному страхованию арендуемого имущества арендатор может отнести на себестоимость продукции в пределах норм, установленных законодательством Российской Федерации, при условии, что страхование является необходимым условием при заключении договора аренды с отнесением фактических расходов на себестоимость согласно подпункту "р" п. 2 Положения о составе затрат.
     
     Согласно данному подпункту п. 2 Положения о составе затрат в себестоимость продукции (работ, услуг) включаются платежи (страховые взносы) по добровольному страхованию средств транспорта (водного, воздушного, наземного) и иного имущества независимо от того, является страхователь собственником страхуемого имущества или же владеет им на законных основаниях (договор лизинга, аренды и т.д.).
     
     При этом расходы по добровольному страхованию арендуемого имущества учитываются у арендатора в течение срока договора аренды только в случае, если указанное имущество не застраховано у арендодателя.
     
     Вышеизложенное справедливо и в случае аренды имущества у физических лиц.
     

     При расчетах с подрядчиком в выставляемых справках о выполненных работах по форме КС-3 согласно договору учитывается стоимость материалов, оставшихся после выполнения работ, с уменьшением суммы оплаты на эту величину. Уменьшается ли на стоимость этих материалов выручка от выполненных работ у подрядчика?

     
     В соответствии со ст. 40 НК РФ, если иное не предусмотрено указанной статьей, для целей налогообложения принимается цена товаров, работ или услуг, указанная сторонами сделки.
     
     Иначе говоря, условия и цена сделки определяются соответствующим договором между заказчиком и подрядчиком.
     
     Как следует из вопроса, подрядчик выполняет строительные работы для заказчика, причем по договору предоставленные заказчиком для выполнения работ излишки материалов после завершения работ передаются в собственность подрядчика.
     
     Соответственно, на стоимость указанных материалов уменьшается сумма денежных средств, уплачиваемых заказчиком за объем выполненных подрядчиком работ.
     
     При этом договорная стоимость работ не изменяется.
     
     Таким образом, расчет заказчика с подрядчиком частичной передачей материальных ценностей не должен уменьшать объем выручки от реализации работ, услуг у подрядчика.
     
     Доходы подрядчика, возникающие при сдаче работ, отражаются в бухгалтерском учете согласно Положению по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99, утвержденному приказом Минфина России от 06.05.1999 N 32н.
     

     Признаются ли в качестве убытков от списания дебиторской задолженности, подлежащих отнесению на внереализационные расходы для целей налогообложения, суммы задолженности банка, образовавшиеся в связи с неплатеже-способностью банка в размере остатков денежных средств на расчетном счете?

     
     В соответствии с Положением о составе затрат в состав внереализационных расходов включаются убытки от списания дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, и других долгов, нереальных для взыскания.
     
     В соответствии с ГК РФ Федеральный Закон от 08.01.1998 N 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" устанавливает основания признания должника несостоятельным (банкротом) или объявления должником о своей несостоятельности (банкротстве), регулирует порядок и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства), проведения внешнего управления и конкурс-ного производства и иные отношения, возникающие при неспособности должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов.
     
     Таким образом, взаимоотношения между предприятием-должником и его кредиторами регулируются ГК РФ и указанным Федеральным законом.
     
     Пунктом 1 ст. 4 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" предусмотрено, что состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей определяются на момент подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом.
     
     При этом требования кредиторов, по которым не заявлено возражений, считаются установленными в размере, составе и очередности удовлетворения, которые определены внешним управляющим [ст. 75 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)"].
     
     На основании вышеизложенного и определяется сумма взаимных требований должника и кредитора.
     
     Согласно п. 15 Положения о составе затрат в состав внереализационных расходов включаются убытки от списания дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, и других долгов, нереальных для взыскания.
     
     В соответствии с п. 5 ст. 114 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" требования кредиторов, не удовлетворенные по причине недостаточности имущества должника, считаются погашенными.
     
     На основании вышеизложенного после получения организацией от ликвидационной комиссии уведомления о том, что сформированная конкурсная масса является недостаточной для удовлетворения требований кредитора, непогашенная дебиторская задолженность (в том числе остатки денежных средств на расчетном счете) может быть списана на убытки как долги, нереальные для взыскания.