Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Табачный рынок уходит в тень


Табачный рынок уходит в тень

     
     В.В. Старицын

     
     Если в высокоразвитых странах число потребителей табачных изделий постоянно сокращается, ведется активная борьба за здоровый образ жизни и вводятся различные ограничения, связанные с курением, то в нашей стране число курильщиков растет, законодательные ограничения не существенны и рынок табачных изделий считается развивающимся и перспективным. Однако бюджетные поступления от оборота табака и табачных изделий остаются в лучшем случае на прежнем уровне, а время от времени и уменьшаются. Естественно, что подобное положение вызывает повышенный интерес к сфере производства и реализации табачных изделий со стороны федеральных органов налоговой полиции.
     
     Предварительный анализ, проведенный специалистами налоговой полиции, показывает, что табачный рынок нашей страны претерпел за последние годы значительные изменения. Резкий переход к рыночной экономике в начале 90-х годов нарушил прежние хозяйственные связи табачных фабрик. Сократилось производство сигарет и папирос. Утратили свои позиции такие традиционные для нас экспортеры готовой табачной продукции, как Болгария и Куба, производители табака из Молдавии и Грузии. Но высокий потребительский спрос и весомая прибыль от реализации сигарет быстро все расставили по местам. Табачное производство перешло на новые организационно-правовые формы деятельности и стало стремительно наращивать объемы продукции. Соответственно росли и объемы продаж. Ныне население России только по официальным данным потребляет примерно 270 млрд сигарет в год. Определенная доля из них - отечественного изготовления. Остальные - импорт. Причем в последнее время россияне стали отдавать явное предпочтение более дорогим и качественным табачным изделиям. Но, к сожалению, на бюджетные поступления это практически никак не повлияло.
     
     Специалисты ФСНП России считают, что за прошедшие годы табачный рынок криминализовался почти в такой же степени, как и рынок алкогольной продукции. По разным данным, объем теневого оборота составляет от 20 до 45 % всего объема продаж. В ходе оперативно-розыскных мероприятий, проведенных ровно год назад в рамках специальной общероссийской операции под условным наименованием "Табак", в разных регионах были обнаружены подпольные цеха и целые фабрики по производству фальсифицированных сигарет. Причем чаще всего подделывали такие популярные сорта, как "Мальборо", "Бонд", "Петр I". Реализовывались они по поддельным документам, с использованием реквизитов как мифических, так и вполне реальных фирм. Практически повсеместно в торговой сети продавались табачные изделия с фальшивыми специальными и акцизными марками. Подделывались и сертификаты качества, давалась неправильная информация о стране-изготовителе, искажались данные о предельном уровне смол и никотина. Во время операции "Табак" оперативники налоговой полиции возбудили 38 уголовных дел, составили свыше 3 тыс. административных протоколов, изъяли из оборота почти 6,5 млн пачек "левых" табачных изделий на сумму более 37 млн руб.
     
     Итоги этой масштабной акции были тщательно проанализированы и выводы доложены в Правительство РФ. По мнению налоговых полицейских, для оздоровления обстановки в сфере производства и реализации табачной продукции было необходимо срочно разработать и принять ряд нормативно-правовых актов, направленных на государственное регулирование табачного рынка. В апреле прошлого года Правительство РФ издало постановление от 12.04.2000 N 337 "О лицензировании деятельности по производству и оптовой торговле табачными изделиями".
     
     Этот документ должен был сыграть определенную роль в расстановке сил на табачном рынке. И год спустя руководство ФСНП России решило провести вторую общероссийскую операцию по выявлению и пресечению незаконного производства и оборота табачной продукции. Причем спланирована она была таким образом, чтобы не только разобраться с конкретными преступлениями и правонарушениями в данной сфере, но и выявить механизмы уклонения от налоговых платежей предприятиями и организациями, связанными с производством и оборотом табачной продукции, определить, как работает правительственное постановление о лицензировании.
     
     В феврале-марте нынешнего года операция "Табак-2" прошла практически по всех регионах России. Она позволила составить более или менее целостное представление о положении на табачном рынке.
     
     Введение лицензирования привело к тому, что быстро разорились и были вынуждены прекратить деятельность многочисленные мелкие производители, работавшие на полукустарном оборудовании с сомнительным сырьем. Затаились и глубже ушли в "тень" откровенные фальсификаторы. Ныне действуют только 76 табачных фабрик. Причем примерно половина из них выпускает дешевые сигареты типа "Прима". Остальные принадлежат международным компаниям, контролирующим более 90 % столичного и более 60 % периферийного табачного рынка страны. Это прежде всего такие гиганты, как "Балканская звезда", "Донской табак", "Лиггет Дукат", В.А.Т. и "Филип Моррис".
     
     Но даже некоторое усиление государственного контроля и укрепление позиций крупных респектабельных фирм главной проблемы не решили. Страна наводнена поддельными сигаретами, значительная часть табачной продукции реализуется через фиктивные фирмы, до 80 % импортных сигарет являются контрабандными. "Табачные" деньги по-прежнему поступают в бюджеты всех уровней в гораздо меньшем объеме, чем должны. Более того, по информации, которой располагает ФСНП России, на табачный рынок все более настойчиво продолжают прорываться криминальные структуры. Их привлекают в первую очередь широкие возможности для отмывания преступных капиталов и высокая доходность торговли табачными изделиями. Ведь по данным российской ассоциации "Табакпром" повышение цены на каждую пачку сигарет на 1-2 руб. приводит в масштабе страны к получению прибыли, эквивалентной 1,5 млрд долл. США.
     
     В ходе операции "Табак-2" налоговые полицейские проверили более 60 предприятий-производителей, свыше 1300 предприятий оптовой торговли, почти 13 тыс. предприятий розничной торговли. Было возбуждено 77 уголовных дел, составлено более 5000 административных протоколов, наложено штрафных санкций на сумму более 3 млн руб., изъято из оборота 7 млн пачек табачных изделий, имеющих сомнительное происхождение. В результате бюджеты всех уровней пополнились 12,4 млн руб.
     
     Выяснилось, что абсолютное большинство недобросовестных производителей и торговцев табачными изделиями не утруждало себя изобретением сложных, многоступенчатых афер или комбинаций. Например, сотрудники УФСНП России по Омской области установили, что ОАО "Табачная фабрика “Омская”" всего за два года не заплатило в бюджеты всех уровней налогов на сумму 10 млн 975 тыс. руб. Причем внятного объяснения от руководства фирмы причин подобной "забывчивости" оперативники так и не дождались.
     
     Сотрудниками УФСНП России по Московской области было возбуждено уголовное дело в отношении ООО "ТК Арбат", несвоевременно и лишь частично перечислившего акцизы в бюджет, в результате чего образовалась недоимка в размере 870 тыс. руб. Ими же установлен факт реализации фирмой ООО "Берилл 2000" табачных изделий с фальшивыми марками. Сотрудники УФСНП России по Ярославской области, проверив ООО "Золотое кольцо", обнаружили, что фабрика производит и реализует сигареты под товарными знаками "Прима" и "Космос". Согласно законодательству право использования охраняемого товарного знака можно приобрести, лишь заключив лицензионное соглашение или договор уступки с владельцем знака. В данном случае ими являются Ассоциация производителей табачной продукции "Табакпром" и фирма "Ява". Таких соглашений ООО "Золотое кольцо" не заключало и предпочло действовать пиратским способом, за что и поплатилось. Здесь обнаружены и изъяты более 480 тыс. пачек "Примы" и 370 тыс. пачек "Космоса". В отношении руководителей ООО возбуждено уголовное дело.
     
     Выпуск табачных изделий под чужими брэндами приобрел ныне широкомасштабный характер. Например, оперативники УФСНП России по Республике Северная Осетия-Алания совместно с коллегами из Ставропольской таможни разыскивают лиц, причастных к изготовлению и перевозке 1 млн пачек сигарет, на которых стоит известная торговая марка "WEST".
     
     Налоговые полицейские считают одним из важнейших итогов операции "Табак-2" то, что им удалось выявить и проанализировать наиболее характерные схемы уклонения от уплаты налогов в процессе реализации готовой табачной продукции. Ведь именно оптовая и розничная торговля сигаретами приносит предпринимателям наибольший доход и открывает широкие возможности для сокрытия его от налогообложения. Эти схемы особой сложностью не отличаются, но тем не менее действуют весьма эффективно.
     
     Скажем, некоторые предприятия осуществляют оптовую торговлю табачными изделиями под видом розничной. Суть схемы в том, что в результате они платят лишь единый налог на вмененный доход. Из-за несовершенства действующих законов оптовым торговцам выгоднее расставаться с 1-2 % фактических доходов, чем отдавать государству налог с прибыли. Довольно широко используется и занижение налогооблагаемой базы. С этой целью регистрируются фирмы-однодневки, содержатся целые штаты нелегальных реализаторов, использующих фиктивные документы организаций оптовой торговли. В большинстве случаев за недобросовестными торговцами тянется целый шлейф нарушений налогового законодательства. Это и отсутствие необходимых лицензий, акцизных марок, сертификатов соответствия, и отгрузка на фабриках-производителях дилерам табачной продукции с марками устаревшего образца, и оформление документов, в которых занижены цена закупки и ее объем. Классической является схема, когда торговец закупает сигареты напрямую в Москве (например на рынке у Киевского вокзала), документально оформляет сделку, а приехав в родной город, подлинные документы уничтожает и приходует товар по поддельным документам с завышением затрат...
     
     Массовые нарушения, выявленные в процессе проведения общероссийской операции "Табак-2", наглядно продемонстрировали, что введение лицензирования деятельности по производству и оптовой торговле табачными изделиями ситуацию на табачном рынке существенно не изменило. А по убеждению самих налоговых полицейских, только силовыми методами направить поток табачных денег в законное русло вряд ли возможно. Аналитики ФСНП России разработали ряд предложений, реализация которых, как они считают, поможет навести порядок в данной сфере. Среди них - подготовка совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами проекта закона "О государственном регулировании производства и оборота табачной продукции", внесение изменений и дополнений в действующее законодательство, предусматривающее административную ответственность за правонарушения в сфере производства и оборота табачной продукции. Кроме того, крайне необходимо привести в соответствие с постановлением Правительства РФ о запрете реализации табака и табачных изделий без марок акцизных сборов нормативную базу, регулирующую ввоз и реализацию табачной продукции иностранного производства. И, наконец, в связи с тем, что ныне органы налоговой полиции не уполномочены принимать решения по административным нарушениям, предусмотренным КоАП РСФСР, целесообразно в обсуждаемый сейчас Думой новый Кодекс об административных правонарушениях внести положение, расширяющее права ФСНП России в данном направлении.
     
     Эти законодательные инициативы готовы поддержать владельцы и руководители крупнейших табачных компаний. Теневой оборот наносит ощутимый ущерб не только государству, но и законопослушным производителям и торговцам табачными изделиями.