Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Ответы на вопросы


Ответы на вопросы

     
     В.И. Макарьева,
государственный советник налоговой службы II ранга

     
     А.А. Владимирова
     

     1. В п. 6.6 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99 указано, что величина оплаты определяется (уменьшается или увеличивается) с учетом суммовых разниц, возникающих в случае, если оплата производится в рублях в сумме, эквивалентной сумме в иностранной валюте (условных денежных единицах). Оказывает ли это влияние на стоимость основных средств?

     
     В соответствии с введенными Положениями по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99 и "Расходы организации" ПБУ 10/99, утвержденными приказами Минфина России от 06.05.1999 N 32н и N 33н, как величина поступления, так и величина оплаты начиная с 1 января 2000 года определяются (уменьшаются или увеличиваются) с учетом суммовых разниц, возникающих в случае, если оплата производится в рублях в сумме, эквивалентной сумме в иностранной валюте (условных денежных единицах). Под суммовой разницей следует понимать разницу между рублевой оценкой фактически произведенной оплаты, выраженной в иностранной валюте (условных денежных единицах), исчисленной по официальному или иному курсу, согласованному на дату принятия к бухгалтер- скому учету соответствующей кредиторской задолженности, и рублевой оценкой этой кредиторской задолженности, исчисленной по официальному или иному согласованному курсу на дату признания расхода в бухгалтерском учете.
     
     На основании этого в п. 8 Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденного приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н, установлено, что фактические за-траты на приобретение и сооружение основных средств определяются (уменьшаются или увеличиваются) с учетом суммовых разниц, возникающих в случае, если оплата производится в рублях в сумме, эквивалентной сумме в иностранной валюте (условных денежных единицах).
     
     Иначе говоря, в бухгалтерском учете стоимость основных средств, приобретенных организацией с оплатой в рублях в сумме, эквивалентной сумме в иностранной валюте, будет исчислена в оценке на дату принятия к бухгалтерскому учету, то есть с учетом суммовых разниц.
     

     2. По какой причине не производится начисление амортизационных отчислений по объектам основных средств некоммерческих организаций?

     
     В ст. 50 ГК РФ указано, что юридические лица, не преследующие цель извлечения прибыли и не распределяющие полученную прибыль между участниками, являются некоммерческими организациями.
     
     Некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям.
     
     Амортизационные отчисления по основным средствам - это возмещение балансовой (первоначальной или восстановительной) стоимости основных фондов предприятий, что следует из п. 11 Положения о порядке начисления амортизационных отчислений по основным фондам в народном хозяйстве, утвержденного Госпланом СССР, Минфином СССР, Госбанком СССР, Госкомцен СССР, Госкомстатом СССР и Госстроем СССР 29.12.1990 N ВГ-21-Д/144/7-24/4-73.
     
     Сумма начисленной амортизации относится на себестоимость выпускаемой продукции, выполненных работ или оказанных услуг ежемесячно, а в сезонных производствах - за период работы предприятия в году.
     
     В связи с этим в п. 48 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н, и п. 48 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом Минфина России от 20.07.1998 N 33н, установлен порядок, по которому не подлежат амортизации объекты основных средств некоммерческих организаций.
     
     На основании п. 35 Положения о порядке начисления амортизационных отчислений в п. 17 ПБУ 6/01 предусмотрено, что по объектам основных средств некоммерческих организаций производится начисление износа в конце отчетного года по установленным нормам амортизационных отчислений. Движение сумм износа по указанным объектам учитывается на отдельном забалансовом счете.
     
     Согласно Плану счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению, утвержденных приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, информация о движении сумм износа по объектам основных средств некоммерческих организаций содержится на забалансовом счете 010 "Износ основных средств".
     
     В случае выбытия указанных объектов (включая продажу, безвозмездную передачу и т.п.) сумма износа по ним списывается со счета 010 "Износ основных средств".
     

     3. В п. 51 Положения по ведению бухгалтер-ского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации установлен порядок списания предметов стоимостью не более одной двадцатой установленного в соответствии с подпунктом "б" п. 50 этого Положения лимита за единицу по мере их отпуска в производство или эксплуатацию. Какой порядок действует в настоящее время в связи с отсутствием в бухгалтерском учете счета по учету малоценных и быстроизнашивающихся предметов?

     
     Согласно ПБУ 6/01 начиная с бухгалтерской отчетности 2001 года при принятии к бухгалтерскому учету активов в качестве основных средств учитывается длительность их использования.
     
     Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению" введены в действие новый План счетов и Инструкция по его применению с 1 января 2001 года, которыми не предусмотрено, как ранее, учитывать отдельно МБП.
     
     В связи с этим предметы со сроком службы до 12 месяцев учитываются в составе материалов на отдельном субсчете "Инвентарь и хозяйственные принадлежности", а со сроком службы свыше 12 месяцев - в составе основных средств.
     
     В п. 18 ПБУ 6/01 определено, что объекты основных средств стоимостью не более 2000 руб. за единицу (что составляет 1/20 часть от 100-кратного размера установленного законодательством Российской Федерации минимального размера месячной оплаты труда) разрешается списывать на затраты производства (расходы на продажу) по мере их отпуска в производство или эксплуатацию. В целях обеспечения сохранности этих объектов в производстве или при эксплуатации в организации должен быть организован надлежащий контроль за их движением.
     

     4. Изменился ли в связи с введением в действие ПБУ 6/01 порядок учета произведенных организацией вложений в арендованные основные средства?

     
     В ст. 616 и 623 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) устанавлено:
     
     арендатор обязан поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества, если иное не определено законодательством или договором аренды;
     
     произведенные арендатором отделимые улучшения арендованного имущества являются его собственностью, если иное не предусмотрено договором аренды;
     
     в случае если арендатор произвел за счет собственных средств и с согласия арендодателя улучшения арендованного имущества, не отделимые без вреда для имущества, арендатор имеет право после прекращения договора на возмещение стоимости этого улучшения, если иное не предусмотрено договором аренды;
     
     стоимость неотделимых улучшений арендованного имущества, производимых арендатором без согласия арендодателя, возмещению не подлежит, если иное не предусмотрено законом;
     
     улучшения арендованного имущества, как отделимые, так и неотделимые, произведенные за счет амортизационных отчислений от этого имущества, являются собственностью арендодателя.
     
     В п. 65 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств определено, что капитальные затраты на арендованные основные средства, подлежащие после прекращения договора аренды передаче арендодателю, амортизируются ежемесячно арендатором в течение срока аренды исходя из способа начисления амортизационных отчислений, установленных арендодателем по объекту, на который произведены указанные затраты.
     
     В п. 5 ПБУ 6/01 указано, что в составе основных средств учитываются также капитальные вложения в арендованные объекты основных средств, что свидетельствует о сохранении порядка учета этих операций.
     

     5. Какие возможности есть у строительной организации для списания расходов, связанных с изобретательством и рационализацией?

     
     Согласно подпункту "д" п. 2 Положения о составе затрат в себестоимость продукции (работ, услуг) включаются затраты, связанные с изобретательством и рационализаторством, а именно: проведение опытно-экспериментальных работ; изготовление и испытание моделей и образцов по изобретениям и рацио-нализаторским предложениям; организация выставок, смотров, конкурсов и других мероприятий по изобретательству и рационализации; выплата авторских вознаграждений и т.п.
     
     В соответствии с п. 2 постановления Правительства РФ от 05.08.1992 N 552 Минстрой России разработал и утвердил 04.12.1995 за N БЕ-11-260/7 Типовые методические рекомендации по планированию и учету себестоимости строительных работ.
     
     Учитывая п. 5 раздела III "Расходы на организацию работ на строительных площадках" Приложения N 1 к Типовым методическим рекомендациям по планированию и учету себестоимости строительных работ, как расходы, связанные с организацией работ на строительных площадках, строительные организации относят следующие расходы по изобретательству и рационализации:
     
     на проведение опытно-экспериментальных работ, изготовление и испытание моделей и образцов по изобретениям и рационализаторским предложениям;
     
     на организацию выставок и смотров, конкурсов и других мероприятий по изобретательству и рационализации;
     
     на выплаты вознаграждений авторам изобретений и рационализаторских предложений;
     
     на выплаты премий за содействие по внедрению изобретений и рационализаторских предложений и другие.
     
     Организациям необходимо обратить внимание на то, что работа, проводимая по рационализации и изо-бретательству, должна способствовать увеличению экономической эффективности путем повышения производительности труда, сокращения сроков производства продукции и ее реализации, улучшению технологии и повышению качества выпускаемой продукции (работ, услуг), внедрению эффективных материалов, повышению уровня использования основных фондов, улучшению деятельности предприятия в целом.
     
     По статье "Рационализация и изобретения" могут быть отнесены стоимость израсходованных материалов и изделий на проведение исследований, опытов, испытаний и внедрение рационализаторских предложений; расходы по оплате труда и единому социальному налогу работников, занятых рационализаторской и изобретательской деятельностью; стоимость выполненных работ и оказанных услуг цехов, хозяйств и сторонних организаций; при необходимости расходы на оплату экспертиз и консультаций, изготовление моделей и образцов, испытание разработанных изобретений, техническое усовершенствование и другие аналогичные расходы.
     

     6. В соответствии с подпунктом "и" п. 2 Положения о составе затрат как затраты по управлению производством на себестоимость продукции (работ, услуг) относятся расходы по содержанию служебного автомобильного транспорта. Какие расходы по топливу и горюче-смазочным материалам принимаются у организаций для целей налогообложения?

     
     В соответствии с подпунктом "и" п. 2 Положения о составе затрат как затраты, связанные с управлением производством, относятся расходы на содержание служебного автомобильного транспорта. Для целей налогообложения затраты на содержание служебного автотранспорта принимаются в пределах, установленных законодательством.
     
     Департамент налоговой политики Минфина России в письме от 30.11.1999 N 04-02-05/1 сообщил о том, что в связи с отсутствием предельных размеров затрат по содержанию служебного автотранспорта, включая списание горюче-смазочных материалов, горюче-смазочные материалы учитываются в сумме фактически произведенных затрат. При этом необходимым условием для отнесения на себестоимость продукции (работ, услуг) затрат по списанию горюче-смазочных материалов является наличие правильно оформленных документов, которые подтверждают фактические суммы на их приобретение и выполнение производственной цели при эксплуатации автомобиля.
     
     В соответствии с постановлением Совета Министров-Правительства РФ от 18.05.1993 N 457 "Об утверждении Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации" Департаментом автомобильного транспорта разработаны Нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте (Р3112194-0366-97) со сроком действия до 1 января 2002 года.
     
     Понятие "норма расхода топлива или смазочных материалов" применительно к автомобильному транспорту подразумевает установленное значение меры потребления данного расходного материала при работе конкретного автомобиля.
     
     Учет дорожно-транспортных, климатических и других эксплуатационных факторов производится с помощью ряда поправочных коэффициентов, ре-гламентированных в форме процентов повышения или снижения исходного значения нормы. Принимая во внимание многообразие условий эксплуатации автомобильной техники, состояние дорог, особенности перевозок грузов и пассажиров, а также в случае острой производственной необходимости введения новых поправочных коэффициентов руководители краев, республик в составе Российской Федерации, руководители министерств и ведомств вправе ввести новые поправки к нормам расхода топлива.
     
     Для новых моделей и модификаций автомобильной техники, на которые Департаментом автомобильного транспорта Минтранса России не утверждены базовые нормы расхода топлива, руководитель предприятия вправе ввести в действие приказом по предприятию временную норму сроком до одного года, которая устанавливается в соответствии с требованиями Методики определения базовых норм расхода топлива на автомобильном транспорте, утвержденной Федеральной автомобильно-дорожной службой 14 октября 1996 года.
     
     Минтранс России утвердил 29 апреля 1997 года Нормы расхода топлива и смазочных материалов (по за-ключению Минюста России от 16.07.1999 N 5717-ЭР данный документ в регистрации не нуждается).
     

     7. При доставке материальных ценностей организацией была произведена оплата таможенных пошлин. Как осуществляется списание этих расходов?

     
     В п. 6 Положения по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" ПБУ 5/98, утвержденного приказом Минфина России от 15.06.1998 N 25н, определено, что фактической себестоимостью материально-производственных запасов, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на приобретение (за исключением НДС и иных возмещаемых налогов, кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации).
     
     К фактическим затратам на приобретение материально-производственных запасов относятся и таможенные пошлины.
     
     Подтверждением того, что суммы таможенных пошлин относятся на затраты производства, и является п. 6 Положения о составе затрат, в котором указано, что стоимость материальных ресурсов, отражаемая по элементу "Материальные затраты", формируется исходя из цен на приобретение (без учета НДС), наценок (надбавок), комиссионных вознаграждений,  уплачиваемых снабженческим и внешнеэкономическим организациям, стоимости услуг товарных бирж, включая брокерские услуги, таможенных пошлин, платы за транспортировку, хранение и доставку, осу- ществляемые сторонними организациями.
     
     О включении таможенных пошлин в стоимость приобретенных запасов свидетельствует и п. 6 ПБУ 5/01.
     

     8. Организация при производстве особого вида алкогольной продукции произвела дополнительные затраты, позволяющие идентифицировать свою продукцию. Принимаются ли эти затраты для целей налогообложения?

     
     В соответствии с подпунктом "а" п. 2 Положения о составе затрат в себестоимость продукции (работ, услуг) включаются затраты, имеющие непосредственное отношение к производству и реализации выпускаемой организацией продукции (работ, услуг), в том числе расходы по контролю за производственным процессом и качеством выпускаемой продукции.
     
     Маркировка алкогольной продукции идентификационной (специальной региональной) маркой осуществляется с целью защиты от подделок качества алкогольной продукции.
     
     В связи с этим в п. 17 письма МНС России от 15.02.2001 N ВГ-6-02/139 сообщено, что расходы организации, связанные с приобретением и нанесением идентификационных (специальных региональных) марок на продукцию, являются затратами, непо-средственно связанными с реализацией продукции.
     
     Кроме того, в соответствии с п. 4 ст. 12 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (с изменениями и дополнениями) при маркировке алкогольной продукции субъекты Россий-ской Федерации в целях защиты от подделок могут вводить специальные защитные меры в отношении поступающих в розничную продажу спиртных напитков с учетом предложений органов местного самоуправления и поставщиков.
     
     Однако при этом необходимо учитывать и п. 4 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, в котором указано, что основной задачей бухгалтер-ского учета является предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.
     

     9. Так как ст. 196 ГК РФ определяет общий срок исковой давности по списанию кредиторской задолженности, то на какой счет подлежат отнесению суммы НДС?

     
     При приобретении материально-производственных запасов уплаченные (причитающиеся к уплате) организацией суммы НДС отражаются на счете 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям" в корреспонденции со счетом 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками".
     
     Списание накопленных на указанном счете, субсчет "Налог на добавленную стоимость по приобретенным материально-производственным запасам", сумм НДС отражается по кредиту этого счета в корреспонденции, как правило, со счетом 68 "Расчеты по налогам и сборам".
     
     Но так как согласно п. 14 Положения о составе затрат суммы кредиторской задолженности с истекшим сроком исковой давности списываются на финансовые результаты, то, следовательно, и суммы НДС, которые не могут быть списаны в дебет счета 68 "Расчеты по налогам и сборам" в связи с тем, что оплата организацией-покупателем не произведена, относятся также на счет финансовых результатов.
     
     В бухгалтерском учете указанные операции отражаются следующим образом:
     
     1) по дебету счета 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям" и кредиту счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" отражаются суммы НДС по приобретенным материально-производственным запасам;
     
     2) по дебету счета 60 и кредиту счета 91 "Прочие доходы и расходы" списывается кредиторская задолженность с истекшим сроком исковой давности или не подтвержденная соответствующими документами при инвентаризации;
     
     3) по дебету счета 91 и кредиту счета 19 списываются суммы НДС по кредиторской задолженности.
     
     Указанное подтверждено Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, ут-вержденной приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н.
     
     Поскольку в п. 2 Закона РФ от 27.12.1991 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (далее - Закон N 2116-1) установлено, что валовая прибыль, подлежащая налогообложению, представляет собой сумму прибыли (убытка) от реализации продукции (работ, услуг), основных фондов (включая земельные участки), иного имущества предприятия и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям, списанные в уменьшение финансовых результатов суммы НДС по кредиторской задолженности учитываются для целей налогообложения.
     

     10. Включаются ли в налогооблагаемую базу безвозмездно полученные организациями денежные средства от иностранных инвесторов на финансирование капитальных вложений?

     
     В соответствии с п. 6 ст. 2 Закона РФ от 27.12.1991 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (с изменениями и дополнениями) в налогооблагаемую базу не включаются безвозмездно полученные организациями денежные средства от иностранных инвесторов на финансирование капитальных вложений производственного назначения при условии их использования в течение одного года с момента получения. При нецелевом использовании полученных средств или в случае их неиспользования в течение одного года с момента получения они подлежат налогообложению в составе внереализационных доходов в том отчетном периоде, в котором осуществлено нецелевое расходование этих средств или истек срок их использования по целевому назначению.
     
     Аналогичное содержится в п. 2.7 инструкции МНС России от 15.06.2000 N 62 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций".
     

     11. В п. 13 Положения о составе затрат определено, что для целей налогообложения (кроме акцизов) выручка от реализации продукции (работ, услуг) определяется либо по мере ее оплаты, либо по мере отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг) и предъявления покупателю (заказчику) расчетных документов. Какой показатель для реализации продукции (работ, услуг) принять при определении отгрузки (передачи) подакцизных товаров?

     
     Для целей исчисления и уплаты акцизов моментом реализации подакцизных товаров (за исключением природного газа) до 1 января 2001 года в соответствии со ст. 5 Федерального закона от 06.12.1991 N 1993-1 "Об акцизах" являлся день отгрузки (передачи) подакцизных товаров, включая произведенные из давальческого сырья.
     
     В п. 1 ст. 195 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ, Кодекса) установлено, что дата реализации подакцизных товаров и (или) минерального подакцизного сырья, перечисленных в подпункте 8 п. 1 ст. 181 НК РФ, за исключением бензина автомобильного с октановым числом свыше "80", подпунктах 9 и 10 п. 1 и подпункте 2 п. 2 ст. 181 Кодекса, определяется как день оплаты указанных подакцизных товаров и (или) подакцизного минерального сырья.
     
     Иначе говоря, дата реализации (передачи) подакцизных товаров и (или) подакцизного минерального сырья, не перечисленных выше, определяется как день отгрузки (передачи) соответствующих подакцизных товаров и (или) подакцизного минерального сырья, а для поименованных в подпункте 8 п. 1 ст. 181 НК РФ (автомобильный бензин за исключением бензина с октановым числом свыше "80"), подпунктах 9 и 10 п. 1, подпункте 2 п. 2 ст. 181 Кодекса [дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, природный газ] реализацией продукции является день оплаты подакцизных товаров и (или) подакцизного минерального сырья.
     
     Постановлением Правительства РФ от 06.09.1998 N 1069 были внесены изменения в п. 13 Положения о составе затрат, утвержденного постановлением Правительства РФ от 05.08.1992 N 552, касающиеся формирования выручки от реализации для целей налогообложения подакцизных товаров (за исключением природного газа).
     
     Так как исчисление акцизов, как было установлено Федеральным законом от 14.02.1998 N 29-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “Об акцизах”", осуществляется в момент отгрузки подакцизных товаров, то в связи с этим и была внесена поправка в п. 13 Положения о составе затрат.
     
     Исходя из вышеизложенного и письма Правительства РФ от 29.12.1998 N ЮМ-П13-38813 абзац шестой п. 13 Положения о составе затрат определяет только данные по исчислению акцизов по дате отгрузки, а выручка от реализации подакцизных товаров для целей налогообложения при исчислении налога на прибыль устанавливается предприятием исходя из условий хозяйствования и заключаемых договоров.
     

     12. В подпункте 8 п. 1 ст. 3 Федерального закона от 31.07.1998 N 148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" установлено, что плательщиками единого налога являются юридические и физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица в сфере розничной выездной (нестационарной) торговли горюче-смазочными материалами. Осущест-вляется ли пересчет единого налога у юридических лиц этого вида деятельности в случае выявления излишков при инвентаризации товарно-материальных ценностей?

     
     Как установлено в ст. 1 Федерального закона от 31.07.1998 N 148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности", единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности устанавливается и вводится в действие нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
     
     Нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации определяются сферы предпринимательской деятельности в пределах того перечня, который поименован в ст. 3 вышеуказанного Федерального закона, порядок и сроки уплаты единого налога.
     
     Согласно подпункту 8 п. 1 ст. 3 Федерального закона "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" розничная выезд-ная (нестационарная) торговля горюче-смазочными материалами, так же как и торговля в розницу, может быть по законодательству местных органов власти переведена на уплату единого налога на вмененный доход.
     
     В соответствии со ст. 2 вышеуказанного Федерального закона вмененный доход - потенциально возможный валовой доход плательщика единого налога за вычетом потенциально необходимых затрат, рассчитываемый с учетом совокупности факторов, непосредственно влияющих на получение такого дохода, на основе данных, полученных путем статистических исследований, в ходе проверок налоговых и иных органов, а также оценки независимых организаций.
     
     Сумма единого налога рассчитывается с учетом ставки, значения базовой доходности, числа физических показателей, влияющих на результаты предпринимательской деятельности, а также повышающих (понижающих) коэффициентов базовой доходности, определяющихся в зависимости от места нахождения предпринимательской деятельности, ассортимента реализуемой продукции (работ, услуг) и других факторов, влияющих на результаты предпринимательской деятельности.
     
     Приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49 утверждены Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, при этом основными целями инвентаризации являются выявление фактического наличия имущества; сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета; проверка полноты отражения в учете обязательств.
     
     Иначе говоря, при инвентаризации горюче-смазочных материалов организации осуществляют сверку данных фактического их наличия и по данным бухгалтерского учета. При выявлении излишков горюче-смазочных материалов, то есть тогда, когда списано в расход больше, чем следовало, корректируются финансовые результаты организации с отражением по дебету счета 41 "Товары" и кредиту счета 91 "Прочие доходы и расходы".
     
     В связи с тем, что вмененный доход для уплаты единого налога определен организации исходя из потенциально возможного получения валового дохода за вычетом потенциально необходимых затрат, на выявленные излишки по горюче-смазочным материалам единый налог перерасчету не подлежит.
     

     13. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 20.12.1994 N 2204 и постановлением Правительства РФ от 18.08.1995 N 817 списывается неистребованная организацией-кредитором дебитор-ская задолженность по истечении четырех месяцев со дня получения организацией-
     должником товаров (работ, услуг). В каких случаях эта списанная задолженность принимается для целей налогообложения?

     
     Согласно Указу Президента Российской Федерации от 20.12.1994 N 2204 "Об обеспечении правопорядка при осуществлении платежей по обязательствам за поставку товаров (выполнение работ или оказание услуг)" и постановлению Правительства РФ от 18.08.1995 N 817 "О мерах по обеспечению правопорядка при осуществлении платежей по обязательствам за поставку товаров (выполнение работ или оказание услуг)" установлен срок исковой давности по списанию задолженности, связанной с расчетами с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками и другими организациями.
     
     Указанными документами введен особый порядок списания дебиторской и кредиторской задолженности по выполнению организациями сделок по договорам поставок продукции (работ, услуг), то есть, не дожидаясь истечения общего срока исковой давности (три года по ст. 196 ГК РФ), эта задолженность по истечении четырех месяцев относится на финансовые результаты у кредитора (дебитора).
     
     При этом списание в убыток дебиторской задолженности не означает ее аннулирования. С момента списания эта задолженность в соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению, утвержденными приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, должна учитываться за балансом в течение пяти лет с момента списания для наблюдения за возможностью ее взыскания в случае изменения имущественного положения  должников.
     
     Списанная по истечении четырех месяцев на убытки невзысканная дебиторская задолженность со дня фактического получения организацией-должником товаров (выполнения работ или оказания услуг) не снижает финансовый результат для целей налогообложения прибыли у организации-кредитора (поставщика продукции, работ, услуг).
     
     Согласно п. 15 Положения о составе затрат в состав внереализационных расходов включаются убытки от списания дебиторской задолженности, по которой срок исковой давности истек, и других долгов, нереальных для взыскания.
     
     При этом необходимо учесть, что Положение о составе затрат устанавливает порядок формирования финансовых результатов и для организаций, учитывающих выручку от реализации продукции (работ, услуг) для целей налогообложения как "по методу отгрузки", так и "по методу оплаты".
     
     В связи с этим списанная дебиторская задолженность за продукцию (работы, услуги) на финансовые результаты не принимается для целей налогообложения у организаций, данные по реализации у которых учитываются "по методу оплаты", а у других организаций - которые не приняли необходимых мер ко взысканию с покупателей задолженности за отгруженную им продукцию (выполненные работы, оказанные услуги).
     

     14. Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств установили порядок, согласно которому первоначальной стоимостью основных средств, бывших в эксплуатации, признается сумма фактических за-трат организации на приобретение. В этом случае меняется порядок начисления амортизационных отчислений в связи с тем, что они уже начисляются от остаточной стоимости. С какого периода следует принимать для целей налогообложения амортизационные отчисления от фактической стоимости приобретения основных средств, которые ранее использовались другой организацией?

     
     Руководствуясь п. 8 ПБУ 6/01, утвержденного приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н (ранее п. 3.2 ПБУ 6/97, утвержденного приказом Минфина России от 03.09.1997 N 65н), первоначальной стоимостью основных средств является сумма фактических затрат организации на приобретение, сооружение и изготовление основных средств (за исключением сумм НДС и иных возмещаемых налогов).
     
     На основании вышеуказанного в п. 21 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом Минфина России от 20.07.1998 N 33н (с изменениями и дополнениями), установлен порядок, согласно которому основные средства, которые использовались организацией-поставщиком, принимаются организацией-покупателем по фактическим затратам на приобретение, включая также фактические затраты на доставку объектов основных средств и их приведение в состояние, пригодное для использования.
     
     Пример.
     
     Остаточная стоимость основных средств исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах приобретаются аналогичные объекты, у организации-поставщика составила 50 тыс. руб. (балансовая стоимость за вычетом начисленных амортизационных отчислений) и произведены фактические затраты по доставке их сторонней организацией, хранению, монтажу и другие аналогичные расходы по доведению до состояния возможного использования на сумму 20 тыс. руб. В этом случае первоначальной стоимостью приобретенных основных средств, бывших в эксплуатации у организации-поставщика, является сумма 70 тыс. руб., то есть не учитываются, как это было ранее, амортизационные отчисления по доведению указанных основных средств до первоначальной (восстановительной) стоимости.
     
     Так как были внесены изменения в определение стоимости приобретаемых основных средств, бывших в эксплуатации, то возникла необходимость и в установлении порядка начисления амортизационных отчислений по этим основным средствам, что и было основанием для выхода письма МНС России (по согласованию с Минэкономразвития России и Минфином России) от 11.09.2000 N ВГ-6-02/731, установившего порядок расчета срока фактической эксплуатации приобретаемых основных средств, использованных ранее их собственниками, и норм амортизации.
     
     Как сказано в последнем абзаце вышеуказанного письма МНС России, порядок действует в части объектов основных средств, приобретаемых после 1 января 2000 года.
     

     15. Внесены ли изменения в порядок признания и принятия к бухгалтерскому учету средств, поступающих из бюджета, у организаций-получателей?

     
     При отражении в бухгалтерском учете средств целевого финансирования из бюджета необходимо обеспечивать выполнение требований Положения по бухгалтерскому учету "Учет государственной помощи" ПБУ 13/2000, утвержденного приказом Минфина России от 16.10.2000 N 92н (по заключению Минфина России от 20.11.2000 N 9898-ЮД не нуждается в государственной регистрации), и Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденного приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н (по заключению Минюста России от 09.11.2000 N 9558-ЮД не требует государственной регистрации).
     
     Если ранее информация о движении средств, предназначенных для осуществления мероприятий целевого назначения (средств, поступивших от других предприятий, субсидий правительственных органов и др.), отражалась на счете 96 "Целевые финансирование и поступления", то по новому Плану счетов и Инструкции по его применению средства целевого назначения, полученные в качестве источников финансирования тех или иных мероприятий, показываются по кредиту счета 86 "Целевое финансирование".
     
     Кроме того, использование целевого финансирования отражается по дебету счета 86 "Целевое финансирование" в корреспонденции со счетами 20 "Основное производство" или 26 "Общехозяйственные расходы" в случае направления средств целевого финансирования на содержание некоммерческих организаций, 83 "Добавочный капитал" - при использовании средств целевого финансирования, полученного в виде инвестиционных средств, 98 "Доходы будущих периодов" - при направлении коммерческой организацией бюджетных средств на финансирование расходов и т.п.
     
     В п. 47 Методических рекомендаций о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организации, утвержденных приказом Минфина России от 28.06.2000 N 60н, изложен порядок отражения некоммерческими организациями остатков неиспользованных целевых средств, согласно которому по статье "Целевые финансирование и поступления" в бухгалтерской отчетности некоммерческие организации отражают остатки поступивших и неиспользованных целевых средств в качестве вступительных членских и добровольных взносов и иных источников. Данные об остатках средств целевого финансирования на начало отчетного периода по их видам и источникам, об их поступлении и использовании в течение отчетного периода, остатках на конец отчетного периода некоммерческими организациями приводятся в отчете о целевом использовании полученных средств (форма N 6).
     
     Остатки сумм получаемых коммерческой организацией средств целевого финансирования (из бюджета, от других организаций и граждан) отражаются по группе статей "Доходы будущих периодов". Уменьшение этих остатков осуществляется по мере признания в отчетном периоде внереализационных доходов (при отпуске на цели деятельности организации материально-производственных запасов, приобретенных за счет целевых средств; начисление амортизации по имуществу, приобретенному за счет указанных средств; завершении и сдаче научно-исследовательских работ и пр.).
     
     Иначе говоря, установленный порядок определяет образование доходов будущих периодов для дальнейшего списания расходов, финансирование которых осуществляется за счет средств целевого финансирования.
     

     16. В п. 16 ПБУ 9/99 определен порядок признания в бухгалтерском учете прочих поступлений. В связи с тем что Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцией по его применению оставлен порядок отражения в бухгалтерском учете и отчетности операций с векселями, применяемыми при расчетах между организациями за поставку товаров, выполненные работы и оказанные услуги, то как учитываются при налогообложении проценты по векселю, не указанные в виде процентной ставки?

     
     Во исполнение постановления Правительства РФ от 26.09.1994 N 1094 "Об оформлении взаимной задолженности предприятий и организаций векселями единого образца и развитии вексельного обращения" Минфином России в письме от 31.10.1994 N 142 "О порядке отражения в бухгалтерском учете и отчетности операций с векселями, применяемыми при расчетах между организациями за поставку товаров, выполненные работы и оказанные услуги" (в ред. от 16.07.1996 N 62) установлен порядок отражения в бухгалтерском учете у организаций, являющихся векселедателями и векселеполучателями, операций с векселями, применяемыми при осущест-влении расчетов за поставку продукции (работ, услуг) путем выдачи векселя.
     
     В частности, при получении векселя сумма, указанная в векселе, отражается у организации-получателя денег по векселю (векселедержателя) по дебету счета 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками", субсчет "Векселя полученные", в корреспонденции с кредитом счета 46 "Реализация продукции (работ, услуг)", а по новому Плану счетов - счета 90 "Продажи".
     
     Разность между суммой, указанной в векселе, и суммой задолженности за поставленные товары (продукцию), выполненные работы и оказанные услуги, в счет оплаты которых получен вексель, отражается по кредиту счета 80 "Прибыли и убытки", субсчет "Доходы по векселю" (счет 91 "Прочие доходы и расходы" по новому Плану счетов).
     
     В Инструкции по применению Плана счетов, утвержденной приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, говорится о том, что если по полученному векселю, обеспечивающему задолженность покупателя (заказчика), предусмотрен процент, то по мере погашения этой задолженности производится запись по дебету счета 51 "Расчетные счета" или 52 "Валютные счета" и кредиту счета 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" (на сумму погашения задолженности) и 91 "Прочие доходы и расходы" (на величину процента).
     
     При этом аналитический учет по счету 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" должен обеспечить учет векселей: а) срок оплаты которых не наступил; б) дисконтированных (учтенных) в банках; в) по которым денежные средства не поступили в срок.
     
     В п. 3 ст. 43 НК РФ установлено, что процентами признается любой заранее заявленный (установленный) доход, в том числе в виде дисконта, полученный по долговому обязательству любого вида (независимо от способа его оформления). При этом процентами признаются, в частности, доходы, полученные по денежным вкладам и долговым обязательствам.
     
     Принимая во внимание Федеральный закон от 11.03.1997 N 48-ФЗ "О переводном и простом векселе", постановление Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров СССР "О введении в действие Положения о переводном и простом векселе" от 07.08.1937 N 104/1341, процентная ставка должна быть указана в векселе.
     
     Вышеизложенное свидетельствует о том, что п. 16 Положения по бухгалтерскому учету "Учет доходов организации" ПБУ 9/99, утвержденного приказом Минфина России от 06.05.1999 N 32н, не может быть применим в части момента признания процентов по векселю (если они не указаны) ни для целей бухгалтерского учета, ни для целей налогообложения.
     

     17. В соответствии с п. 4 ст. 35 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (с изменениями и дополнениями) при наличии стоимости чистых активов общества меньше его уставного капитала необходимо пересмотреть величину уставного капитала. Как это отражается в бухгалтерском учете?

     
     Согласно п. 4 ст. 35 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (в ред. от 13.06.1996 N 65-ФЗ, от 24.05.1999 N 101-ФЗ) если по окончании второго и каждого последующего финансового года в соответствии с годовым бухгалтерским балансом, предложенным для утверж-дения акционерам общества, или с результатами аудиторской проверки стоимость чистых активов общества оказывается меньше его уставного капитала, общество обязано объявить об уменьшении своего уставного капитала до величины, не превышающей стоимости его чистых активов.
     
     В соответствии со ст. 35 вышеуказанного Федерального закона приказом Минфина России и ФКЦБ России от 05.08.1996 N 71/149 утвержден Порядок оценки стоимости чистых активов акционерных обществ, который используется акционерными обществами при отражении данных по стр. 150 ф. N 3 "Отчет об изменении капитала", о чем свидетельствует п. 102 Методических рекомендаций о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организации.
     
     Уменьшение уставного капитала до стоимости чистых активов общества отражается в бухгалтерском учете по дебету счета 80 "Уставный капитал" и кредиту счета 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)", но после внесения соответствующих изменений в учредительные документы организации.
     
     Регулирование размера уставного капитала за счет средств, учтенных на счете 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)", предусмотрено Инструкцией по применению Плана счетов и подтверждено в письме Департамента методологии бухгалтерского учета и отчетности Минфина России от 19.04.2001 N 16-00-16/59.