Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Налогообложение игорного бизнеса в России


Налогообложение игорного бизнеса в России

     
     А.Г. Шереметьев,
советник налоговой службы III ранга

     
     Система налогообложения игорных заведений действует в России более двух лет.
     
     Федеральным законом от 31.07.1998 N 142-ФЗ "О налоге на игорный бизнес" (далее - Федеральный закон N 142-ФЗ) вместо налога на доходы казино, иных игорных домов (мест) и другого игорного бизнеса по ставке 90 % введен фиксированный налог на игорный бизнес с единицы объекта игорного бизнеса (способа ведения игорного бизнеса). Объектами налогообложения были определены игровые столы, игровые автоматы, кассы тотализаторов и кассы букмекерских контор. В соответствии с Федеральным законом N 142-ФЗ под игорным заведением понимается предприятие, в котором на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности в области игорного бизнеса проводятся азартные игры и (или) принимаются ставки на пари: казино, тотализатор, букмекерская контора, зал игровых автоматов и иные игорные дома (места).
     
     Федеральным законом N 142-ФЗ предусмотрены лишь минимальные ставки налога на перечисленные объекты налогообложения, зачисляемые непосредственно в федеральный бюджет. Для пополнения доходной части своих бюджетов субъекты Российской Федерации имеют право устанавливать единую ставку налога на игорный бизнес. Сумма превышения размера ставки налога, установленной законом субъекта Российской Федерации, над минимальной ставкой, определенной Федеральным законом N 142-ФЗ, подлежит зачислению в бюджет соответствующего субъекта Федерации. При этом Федеральным законом N 142-ФЗ предусмотрено, что ставки налога на каждый объект налогообложения устанавливаются в размере, кратном установленному Федеральным законом минимальному размеру оплаты труда (МРОТ), который до 31 декабря 2000 года был равен 83 руб. 49 коп., а с 1 января 2001 года в соответствии с Федеральным законом от 19.06.2000 N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" для исчисления налогов, сборов, штрафов и иных платежей составляет 100 руб. В конце 2000 года в 62 субъектах Российской Федерации были приняты единые ставки налога на игорный бизнес. Справочная информация по ставкам налога по каждому виду объектов налогообложения приведена в таблице 1.
     

Таблица 1

     

Объект налогообложения

Размер ставок налога в год *1, МРОТ

Средний коэффициент повышения единой


 

Минимальная ставка, зачисляемая в федеральный бюджет

Средние единые ставки в субъектах Российской Федерации

ставки по сравнению с минимальной

Игровой стол, предназначенный для проведения азартных игр, в которых игорное заведение участвует через своих представителей как сторона

1200

2007

1,67

Игровой стол, предназначенный для проведения азартных игр, в которых игорное заведение участвует через своих представителей как организатор и (или) наблюдатель

100

315

3,15

Игровой автомат

45

75

1,68

Касса тотализатора

1200

1931

1,61

Касса букмекерской конторы

600

989

1,65

     _____
     *1 До вступления в действие Федерального закона от 12.02.2001 N 8-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “О налоге на игорный бизнес”».    
          
     Для того чтобы выяснить, являются ли приведенные ставки слишком высокими или, наоборот, низкими, следует проанализировать динамику изменения объектов обложения налогом на игорный бизнес в целом по Российской Федерации и по отдельным регионам. При этом необходимо учитывать и ряд других факторов, оказывающих непосредственное влияние на развитие игорного бизнеса в конкретном регионе: общий уровень экономического развития данного региона; средний уровень доходов, получаемых различными слоями населения в этом регионе; уровень единых ставок налога, устанавливаемый законодательными органами в конкретном регионе; возможное увеличение абсолютной суммы налога в случае повышения установленного МРОТ и т.д. Необходимо отметить, что в первоначальном проекте Федерального закона "О налоге на игорный бизнес" ставки налога были на порядок выше, но при этом субъекты Российской Федерации не имели возможности их повышать.
     
     Кроме того, необходимо иметь в виду, что в настоящее время при существующих законодательно установленных нормах доходы, полученные непосредственно от игорного бизнеса, не облагаются налогами, объектом обложения которых является выручка от реализации продукции (товаров, работ, услуг). В частности, доходы игорных заведений, полученные ими непосредственно от игорного бизнеса, не должны облагаться следующими налогами: налогом на пользователей автодорог; налогом с продаж; сбором за право использования местной символики; налогом на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы.
     
     Для составления объективной картины развития игорного бизнеса в Российской Федерации после вступления в силу Федерального закона N 142-ФЗ рассмотрим динамику роста количества игорных заведений и общего количества зарегистрированных объектов налогообложения в налоговых органах по их видам. Динамика их изменения в 1998-2000 годах представлена в таблице 2.
     

Таблица 2

Отчетный период

Количество игорных

Зарегистрированные объекты налогообложения, единиц


 

заведений

Всего

Всего игровых

В том числе:

Игровые автоматы

Кассы тотализатора

Кассы букмекерских


 


 


 

столов

Игорное заведение участвует как сторона

Игорное заведение участвует как организатор и (или) наблюдатель


 


 

контор

Сентябрь 1998

1004

14 155

1514

1192

322

12 618

4

19

Январь 1999

1402

19 076

1814

1351

463

17 223

7

32

Июль 1999

2514

23 157

2135

1510

625

20 973

6

43

Январь 2000

2705

26 209

2755

1861

894

23 389

8

57

   
     В конце 2000 года на территории Российской Федерации функционировало более 2700 игорных заведений, в которых было размещено около 3000 игровых столов (из них более 2300 предназначалось для проведения азартных игр, в которых игорное заведение участвует через своих представителей как сторона), более 32 000 игровых автоматов, 100 касс тотализаторов и букмекерских контор.

     
     Таким образом, в течение рассматриваемого периода в общем по стране наблюдается постоянный рост как общего количества игорных заведений, так и каждого вида зарегистрированных в налоговых органах объектов обложения налогом на игорный бизнес. Так, количество игорных заведений, состоящих на учете в налоговых органах, в сентябре 2000 года увеличилось по сравнению с сентябрем 1998 года в 2,6 раза при общем увеличении объектов налогообложения в 2,4 раза. При этом максимальный темп прироста в абсолютном и относительном выражении в отчетном периоде был зафиксирован по игровым автоматам (общее количество за два года увеличилось на 19 338 единиц, или на 253,2 %) и кассам букмекерских контор (увеличение на 75 единиц, или на 494,7 %).
     

     Что касается поступления налога в зависимости от вида объектов налогообложения, то наибольшая доля поступлений в бюджетную систему Российской Федерации приходится на игровые столы: в федеральный бюджет - более 65 %, в бюджеты субъектов Российской Федерации - более 73 %. Информация о поступлении налога на игорный бизнес в разрезе объектов налогообложения приведена на рисунке.
     
     В настоящее время игорный бизнес распространен в 76 регионах Российской Федерации, получив при этом наибольшее развитие в 7 регионах: Краснодарском крае, Самарской, Нижегородской, Новосибирской, Ростовской областях, в городах Москва и Санкт-Петербург (данные регионы обеспечивают наибольшую долю поступлений налога на игорный бизнес в федеральный бюджет).
     
     При этом в 15 субъектах Российской Федерации количество игорных заведений составляет менее 5 единиц, а в 14 субъектах Российской Федерации - от 5 до 9 единиц. Справочная информация о количестве игорных заведений в некоторых субъектах Российской Федерации и их доле поступлений в федеральный бюджет приведена в таблице 3.     
 


          

Таблица 3

     

Субъект Российской Федерации

Количество игорных заведений, единиц

Доля поступлений в федеральный бюджет, в % от общей суммы


 

в 1998 году

в 2000 году

в 1998 году

в 2000 году

г. Москва

312

289

38,21

29,34

г. Санкт-Петербург

176

628

14,36

14,31

Самарская область

17

59

2,07

4,72

Нижегородская область

48

147

2,20

3,45

Новосибирская область

25

32

3,44

3,24

Приморский край

17

20

2,99

2,49

Краснодарский край

40

126

1,09

2,48

Ростовская область

66

102

2,40

2,46

Московская область

34

69

1,09

1,72

Свердловская область

15

57

0,88

1,69

Волгоградская область

69

106

0,89

1,48

Челябинская область

11

35

0,73

1,44

Другие регионы

572

952

29,65

31,18


     Налоговые поступления в бюджет от данной сферы деятельности увеличились в несколько раз по сравнению с аналогичным периодом времени, в котором действовала система налогообложения доходов казино, так как отпала необходимость показывать "нулевые" балансы с использованием различных схем сокрытия доходов. Переход на новую систему налогообложения позволил упростить сбор налога и в то же время обеспечил увеличение поступлений реальных "живых денег" в бюджетную систему Российской Федерации.
     
     На взгляд автора, Федеральный закон N 142-ФЗ позволил повысить эффективность контроля со стороны налоговых органов за уплатой налогоплательщиками в бюджет налога на игорный бизнес, ограничил хаотический рост числа игорных заведений, прекратил порочную практику сдачи "нулевых" или с убытком балансов. Понятно, что по своей природе казино фактически не бывает убыточным, хотя до принятия Федерального закона N 142-ФЗ в 65 регионах Российской Федерации, имевших в то время игорные заведения на своей территории, 40 казино работали якобы себе в убыток.
     
     Среднемесячное поступление денежных средств от налога на игорный бизнес в 2000 году в федеральный бюджет составляло 26 776 тыс. руб. (19 951 тыс. руб. в 1999 году, то есть рост составил 34,2 %), а в консолидированный бюджет 52 386 тыс. руб. (32 861 тыс. руб., рост составил 59,4 %). По сравнению с первым полугодием 1998 года, когда действовала прежняя система налогообложения игорных заведений, среднемесячные поступления в бюджетную систему Российской Федерации в 1999 году от данного вида предпринимательской деятельности выросли более чем в 14 раз, а в 2000 году - более чем в 22 раза. Таким образом, измененная в августе 1998 года система налогообложения игорных заведений, с одной стороны, позволила значительно повысить налоговые поступления от данного вида предпринимательской деятельности в государственную казну, с другой стороны - способствовала развитию игорного бизнеса в России, упростив порядок налогообложения и снизив налоговую нагрузку на предприятия, занятые в этой сфере. Все это создало условия для осуществления ими предпринимательской деятельности без необходимости нарушать закон.