Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О применении индивидуальными предпринимателями упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности и единого налога на вмененный доход


О применении индивидуальными предпринимателями упрощенной системы
налогообложения, учета и отчетности и единого налога на вмененный доход

     
     И.М. Андреев,
советник налоговой службы I ранга

     
     Вправе ли индивидуальные предприниматели, осуществляющие на основе свидетельства о государственной регистрации деятельность по сдаче в аренду движимого и недвижимого имущества, применять упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства?

     
     В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 29.12.1995 N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" (далее - Закон N 222-ФЗ) действие упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности распространяется на индивидуальных предпринимателей и организации с предельной численностью работающих (включая работающих по договорам подряда и иным договорам гражданско-правового характера) до 15 человек независимо от вида осуществляемой деятельности при условии, что в течение года, предшествующего кварталу, в котором произошла подача заявления на право применения данного налогового режима, совокупный размер валовой выручки указанных налогоплательщиков не превысил суммы 100 000-кратного минимального размера оплаты труда, установленного законодательством Российской Федерации на первый день квартала, в котором произошла подача такого заявления.
     
     Под действие упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности не подпадают организации, занятые производством подакцизной продукции, организации, созданные на базе ликвидированных структурных подразделений действующих предприятий, а также кредитные организации, страховщики, инвестиционные фонды, профессиональные участники рынка ценных бумаг, предприятия игорного и развлекательного бизнеса и хозяйствующие субъекты других категорий, для которых Минфином России установлен особый порядок ведения бухгалтерского учета.
     
     Иных ограничений в применении субъектами малого предпринимательства упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности, в том числе по видам осуществляемой ими деятельности, Законом N 222-ФЗ не установлено.
     
     При этом следует иметь в виду, что согласно ст. 23 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
     
     В соответствии с положениями действующего Закона РСФСР от 07.12.1991 N 2000-1 "О регистрационном сборе с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, и порядке их регистрации" государственная регистрация физического лица, изъявившего желание заниматься предпринимательской деятельностью, осуществляется соответствующим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
     
     В качестве подтверждения государственной регистрации индивидуальному предпринимателю выдается свидетельство установленного образца, в котором указываются те виды предпринимательской деятельности, которые он вправе осуществлять в целях получения дохода.
     
     К таким видам деятельности может быть отнесена любая не запрещенная действующим законодательством Российской Федерации деятельность, направленная на систематическое извлечение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг, в том числе и деятельность, осуществляемая на основе заключенных договоров гражданско-правового характера (договоров поставки, комиссии, аренды, поручения и т.д.), при условии, что она указана в свидетельстве о государственной регистрации субъекта предпринимательской деятельности.
     
     Исходя из изложенного, а также учитывая установленный Законом N 222-ФЗ для субъектов малого предпринимательства принцип добровольности выбора применяемой системы налогообложения, учета и отчетности, индивидуальные предприниматели, осуществляющие на основе свидетельства о государственной регистрации деятельность, направленную на извлечение доходов от сдачи в аренду движимого или недвижимого имущества, вправе применять упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности в общеустановленном порядке.
     
     Правовых оснований для отказа в выдаче патентов данной категории налогоплательщиков у налоговых органов не имеется.
     

     Статьей 1 Федерального закона от 19.06.2000 N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" с 1 января 2001 года установлен минимальный размер оплаты труда в сумме 200 руб. в месяц, а с 1 июля 2001 года - 300 руб. в месяц. Однако статьей 5 данного Федерального закона определено, что до внесения изменений в соответствующие федеральные законы, определяющие порядок исчисления налогов, сборов, штрафов и иных платежей в зависимости от минимального размера оплаты труда, исчисление указанных платежей производится с 1 января 2001 года исходя из базовой суммы, равной 100 руб.

     
     Какой в этом случае следует применять минимальный размер оплаты труда для исчисления предельной величины совокупной валовой выручки, установленной статьей 2 Закона N 222-ФЗ, если данный критерий напрямую не связан с исчислением налогов, а является лишь одним из условий применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности?

     
     Упрощенная система налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства является специальным налоговым режимом, предусматривающим особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода времени.
     
     Согласно положениям Закона N 222-ФЗ организации и индивидуальные предприниматели вправе применять данный налоговый режим только при условии соблюдения ими ряда определенных данным Законом ограничений, в том числе и по величине совокупной валовой выручки, устанавливаемой в зависимости от определенного законодательством Российской Федерации минимального размера оплаты труда.
     
     Учитывая, что для субъектов малого предпринимательства соблюдение указанного выше ограничения является одним из основных условий применения данного налогового режима, исчисление предельной величины совокупной валовой выручки осуществляется исходя из базовых сумм минимального размера оплаты труда, предусмотренных ст. 5 Федерального закона от 19.06.2000 N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда".
     

     Индивидуальный предприниматель осущест-вляет деятельность в сфере розничной торговли через сеть принадлежащих ему магазинов розничной торговли с общей числен-
     ностью работающих 75 человек, при этом по каждому магазину численность не превышает 30 человек.

     
     Подпадает ли в этом случае деятельность индивидуального предпринимателя под действие единого налога на вмененный доход, либо он обязан уплачивать налоги в обще-
установленном порядке?

     
     В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 31.07.1998 N 148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" (далее - Закон N 148-ФЗ) плательщиками единого налога являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие свою деятельность в сферах, определенных региональным законодательством в пределах перечня, установленного данным Законом N 148-ФЗ, в том числе и в сфере розничной торговли, осуществляемой через магазины с численностью работающих до 30 человек, а также иные торговые структуры, как имеющие, так и не имеющие стационарную торговую площадь.
     
     Согласно положениям ст. 8 Закона N 148-ФЗ документом, подтверждающим уплату налогоплательщиками единого налога на вмененный доход, является свидетельство об уплате данного налога, которое выдается налоговыми органами отдельно на каждый вид предпринимательской деятельности, а также на каждое отдельно расположенное место осуществления такой деятельности.
     
     Законодатель, принимая данный Закон, установил, что для предприятий, вид деятельности которых предполагает возможность ее осуществления одновременно в нескольких отдельно расположенных местах, обложению единым налогом с вмененного дохода подлежит вмененный доход, устанавливаемый отдельно по каждому месту осуществления такой деятельности.
     
     Учитывая данное обстоятельство, а также предусмотренное Законом N 148-ФЗ по деятельности в сфере розничной торговли через магазины ограничение численности работающих до 30 человек, субъекты предпринимательской деятельности, осуществляющие розничную торговлю через сеть отдельно расположенных магазинов, являются в установленном порядке плательщиками единого налога на вмененный доход при условии соблюдения ими указанных выше ограничений по каждому входящему в такую сеть магазину, независимо от их количества и места расположения.
     

     Индивидуальным предпринимателем в установленном порядке подано заявление о выдаче ему патента на право применения в 2001 году упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности. В истекшем году данный налоговый режим применялся предпринимателем с 1 июля, то есть начиная с квартала, в котором произошла его официальная регистрация.

     
     За какой период года следует определять совокупный размер валовой выручки индивидуального предпринимателя в целях соблюдения установленного статьей 2 Закона N 222-ФЗ ограничения по выручке?

     
     Подлежат ли включению в состав совокупной валовой выручки предпринимателя доходы, полученные им по основному месту работы до момента государственной регистрации?

     
     В соответствии со ст. 2 Закона N 222-ФЗ действие упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности распространяется на индивидуальных предпринимателей и организации с предельной численностью работающих (включая работающих по договорам подряда и иным договорам гражданско-правового характера) до 15 человек независимо от вида осуществляемой ими деятельности при условии, что в течение года, предшествующего кварталу, в котором произошла подача заявления на право применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности, совокупный размер валовой выручки данных налогоплательщиков не превысил суммы 100 000-кратного минимального размера оплаты труда, установленного законодательством Российской Федерации на первый день квартала, в котором произошла подача такого заявления.
     
     Согласно ст. 3 данного Закона валовая выручка исчисляется как сумма выручки, полученной от реализации товаров (работ, услуг), продажной цены имущества, реализуемого за отчетный период, и внереализационных доходов.
     
     Исходя из изложенного, а также учитывая предоставленное указанным Законом N 222-ФЗ вновь зарегистрированным субъектам предпринимательской деятельности право применения данного налогового режима с момента их официальной регистрации, совокупный размер валовой выручки для такой категории налогоплательщиков определяется как выручка, полученная от осуществляемой на основе патента деятельности за период года, непосредственно предшествующий кварталу, в котором подано заявление на право применения в очередном году упомянутой выше системы.
     
     Иные доходы, полученные индивидуальными предпринимателями в течение отчетного периода, включению в состав их совокупной валовой выручки для вышеуказанных целей не подлежат.
     

     Обязаны ли индивидуальные предприниматели, использующие в своей деятельности автотранспортные средства, вести путевую документацию, утвержденную приказом Мин-транса России от 30.06.2000 N 68?

     
     В соответствии со ст. 1 НК РФ законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из Налогового кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.
     
     Федеральные законы и иные нормативные правовые акты о налогах и сборах, изданные до введения в действие НК РФ, действуют в части, ему не противоречащей.
     
     Нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства РФ по вопросам, регулируемым федеральным законодательством, действуют впредь до введения в действие соответствующих федеральных законов.
     
     Таким образом, к налоговому законодательству Российской Федерации, регулирующему порядок ведения индивидуальными предпринимателями учета доходов и расходов, связанных с осуществляемой деятельностью, относятся:
     
     - НК РФ;
     
     - Закон N 222-ФЗ;
     
     - Закон N 148-ФЗ;
     
     - иные федеральные законы о налогах и сборах;
     
     - нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства РФ.
     
     Вышеуказанными законодательными актами о налогах и сборах в целях определения налоговой базы предусматривается обязанность индивидуальных предпринимателей вести учет доходов и расходов от осуществляемой ими деятельности.
     
     При этом следует иметь в виду, что согласно части второй ст. 54 НК РФ индивидуальные предприниматели исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных учета доходов и расходов и хозяйственных операций в порядке, определенном Минфином России и МНС России.
     
     В целях применения законодательства о налогах и сборах к затратам индивидуальных предпринимателей, принимаемым к вычету при исчислении налогов и (или) сборов, относятся суммы фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов применительно к составу затрат, учитываемых при налогообложении доходов организаций.
     
     Документами, подтверждающими понесенные индивидуальными предпринимателями расходы, могут служить кассовые чеки, товарно-транспортные накладные, счета, корешки приходных кассовых ордеров, хозяйственные договора, платежные поручения и иные оформленные в установленном порядке документы, подтверждающие произведенные индивидуальными предпринимателями затраты.
     
     К таким документам, в частности, относятся и путевые листы на используемые индивидуальными предпринимателями в осуществляемой деятельности автотранспортные средства в части отнесения пропорционально пробегу произведенных ими расходов на приобретение горюче-смазочных материалов и проведение технического обслуживания (осмотра) на затраты, связанные с извлечением доходов от такой деятельности.
     
     Учитывая данное обстоятельство, а также в целях обеспечения безопасного функционирования автомобильного транспорта, принадлежащего индивидуальным предпринимателям, и унификации действующих форм учетной документации, Минтранс России приказом от 30.06.2000 N 68 "О введении путевой документации для индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозочную деятельность на автомобильном транспорте", зарегистрированным в Минюсте России 03.07.2000 N 2298, утвердил формы путевых листов грузового автомобиля, автобуса и легкового автомобиля, журнала регистрации путевых листов, а также порядок их заполнения для индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих автотранспортные средства на правах собственности, аренды (или других законных основаниях), при осуществлении ими перевозочной деятельности на коммерческой основе, а также за собственный счет для производственных целей.
     
     Данный нормативный акт после регистрации в Минюсте России является актом прямого действия и подлежит обязательному применению всеми индивидуальными предпринимателями, использующими в своей деятельности автотранспортные средства, вне зависимости от осуществляемого ими вида деятельности и целей применения таких средств.
     

     В каком порядке производится уплата единого налога на вмененный доход индивидуальными предпринимателями, состоящими на налоговом учете на территории одного региона, а осуществляющими свою деятельность на территории других субъектов Российской Федерации, в случае если:

     
     - по месту постановки индивидуальных предпринимателей на налоговый учет единый налог на вмененный доход введен в действие, а по месту осуществления деятельности он не введен;

     
     - по месту постановки индивидуальных предпринимателей на налоговый учет единый налог на вмененный доход не введен в действие, а по месту осуществления деятельности он введен?

     
     Статьей 10 Закона N 148-ФЗ установлено, что все индивидуальные предприниматели и организации в месячный срок со дня официального опубликования регионального нормативного правового акта о едином налоге на вмененный доход обязаны представить в налоговый орган по месту налогового учета расчет суммы единого налога, подлежащей уплате в очередном налоговом периоде.
     
     В соответствии со ст. 83 НК РФ в целях проведения налогового контроля индивидуальные предприниматели подлежат постановке на налоговый учет по месту их жительства.
     
     НК РФ не предусмотрел постановку на налоговый учет индивидуальных предпринимателей по месту осуществления их деятельности.
     
     Таким образом, с момента введения на территории соответствующего субъекта Российской Федерации единого налога на вмененный доход под его действие подпадают все без исключения организации и индивидуальные предприниматели, состоящие на налоговом учете на территории данного региона и осуществляющие свою деятельность в сферах, определенных региональным законодательством в пределах перечня, установленного ст. 3 вышеуказанного Закона.
     
     На налогоплательщиков, не состоящих на учете в налоговых органах данного региона, положения регионального законодательного акта о едином налоге на вмененный доход не распространяются.
     
     Индивидуальные предприниматели, перешедшие на уплату единого налога на вмененный доход, независимо от места осуществления деятельности производят уплату единого налога только по месту постановки на налоговый учет в порядке, предусмотренном ст. 6 и 7 Закона N 148-ФЗ, и не подлежат привлечению к уплате налогов и сборов, действующих на территории других субъектов Российской Федерации, на которых они осуществляют свою деятельность.
     
     Официальным документом, подтверждающим уплату налогоплательщиками единого налога на вмененный доход, является свидетельство об уплате данного налога, выдаваемое им налоговыми органами по месту постановки на налоговый учет отдельно на каждый вид деятельности и место осуществления такой деятельности.
     
     В аналогичном порядке производится и налогообложение доходов индивидуальных предпринимателей, не являющихся плательщиками единого налога на вмененный доход по месту налогового учета, но при этом извлекающих доходы на территории других субъектов Российской Федерации, на которых осуществляемая ими деятельность подпадает под действие законодательства о едином налоге на вмененный доход этих регионов.
     

     Индивидуальный предприниматель изъявил желание применять упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности.

     
     Свою деятельность он осуществляет не по месту постановки на налоговый учет. В каком налоговом органе ему должен быть выдан патент на право применения данного налогового режима - по месту жительства предпринимателя либо по месту осуществления деятельности?

     
     В соответствии со ст. 5 Закона N 222-ФЗ официальным документом, удостоверяющим право применения субъектами малого предпринимательства упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности, является патент, выдаваемый сроком на один календарный год налоговыми органами по месту постановки организаций и индивидуальных предпринимателей на налоговый учет.
     
     Согласно ст. 83 НК РФ в целях проведения налогового контроля физические лица, осуществляющие в установленном порядке предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, подлежат постановке на учет в налоговом органе по месту их жительства.
     
     Поскольку НК РФ не предусмотрен учет индивидуальных предпринимателей по месту осуществления их деятельности, патент на право применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности выдается предпринимателям только по месту постановки на налоговый учет (по месту жительства).
     
     Выданный в таком порядке патент действителен для предъявления на территории любого субъекта Российской Федерации, на которой индивидуальные предприниматели осуществляют свою деятельность.
     
     Учитывая изложенное, индивидуальные предприниматели, изъявившие желание применять упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности независимо от места осуществления своей деятельности, производят оплату годовой стоимости патента только по месту налогового учета.
     
     В случае если патент на право применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности выдан индивидуальному предпринимателю налоговым органом по месту осуществления деятельности, суммы платежей, внесенных им за такой патент, подлежат в установленном порядке возврату либо по согласованию между налоговыми органами зачету в счет оплаты годовой стоимости патента по месту постановки предпринимателя на налоговый учет.
     

     Правомерно ли установление нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации о едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности особого порядка исчисления и уплаты единого налога?

     
     В соответствии со ст. 1 Закона N 148-ФЗ единый налог на вмененный доход устанавливается и вводится в действие нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и обязателен к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации. Этим органам предоставлено право определять конкретные виды деятельности, результаты от занятия которыми подлежат налогообложению единым налогом на вмененный доход, размер вмененного дохода и иные составляющие формул расчета сумм единого налога, налоговые льготы, порядок и сроки уплаты единого налога, а также иные особенности взимания единого налога, в том числе и физические показатели, характеризующие тот или иной вид деятельности в различных сопоставимых условиях и особый порядок их применения при осуществлении таких видов деятельности.
     
     Таким образом, с момента введения на территории соответствующего субъекта Российской Федерации законодательства о едином налоге на вмененный доход налогоплательщики, подпадающие под его действие, производят исчисление и уплату данного налога в порядке и на условиях, предусмотренных региональным законодательством.
     

     Являются ли индивидуальные предприниматели, уплачивающие единый налог на вмененный доход, плательщиками НДС?

     
     В соответствии со ст. 1 Закона N 148-ФЗ единый налог на вмененный доход устанавливается и вводится в действие нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и обязателен к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации.
     
     Со дня введения единого налога на вмененный доход на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации с плательщиков единого налога на вмененный доход не взимаются платежи в государственные внебюджетные фонды, а также налоги (за исключением поименованных в ст. 1 данного Федерального закона), предусмотренные ст. 19-21 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", в том числе и НДС, предусмотренный главой 21 НК РФ.
     
     Учитывая прямое действие Закона N 148-ФЗ, индивидуальные предприниматели, перешедшие на уплату единого налога на вмененный доход, вне зависимости от наличия у них оснований, предусмотренных главой 21 НК РФ, освобождаются от обязанности по уплате НДС.