Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Представительские расходы, расходы на рекламу и на подготовку кадров для страховых организаций


Представительские расходы, расходы на рекламу и на подготовку кадров для страховых организаций

     
     М.В. Романова,
советник налоговой службы I ранга

     
     Основные нормативные документы, регулировавшие и регулирующие данные затраты начиная с 1992 года:
     
     1) письмо Минфина России от 06.10.1992 N 94 "Нормы и нормативы на представительские расходы, расходы на рекламу и на подготовку и на переподготовку кадров на договорной основе с учебными заведениями, регулирующие размер отнесения этих расходов на себестоимость продукции (работ, услуг), и порядок их применения";
     2) письмо Минфина России от 29.04.1994 N 56 "О внесении изменений и дополнений в письмо Министерства финансов Российской Федерации от 6 октября 1992 г. N 94 “Нормы и нормативы на представительские расходы, расходы на рекламу и на подготовку и переподготовку кадров на договорной основе с учебными заведениями, регулирующие размер отнесения этих расходов на себестоимость продукции (работ, услуг), и порядок их применения”";
     
     3) письмо Росстрахнадзора от 08.06.1994 N 03/2-7 "О внесении изменений и дополнений в письмо Министерства финансов Российской Федерации от 6 октября 1992 года N 94 “Нормы и нормативы на представительские расходы, расходы на рекламу и на подготовку и переподготовку кадров на договорной основе с учебными заведениями, регулирующие размер отнесения этих расходов на себестоимость продукции (работ, услуг), и порядок их применения”";
     
     4) приказ Минфина России от 10.08.1999 N 51н "О порядке определения размеров представитель-ских расходов и расходов на рекламу страховыми организациями" (зарегистрирован в Минюсте России 06.09.1999 N 1888);
     
     5) приказ Минфина России от 15.02.2000 N 26н "О нормах и нормативах на представительские расходы, расходы на рекламу и на подготовку и переподготовку кадров на договорной основе с учебными заведениями, регулирующих размер отнесения этих расходов на себестоимость продукции (работ, услуг) для целей налогообложения, и порядке их применения";
     
     6) приказ Минфина России от 01.03.2001 N 18н "О внесении изменений и дополнений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 15.03.2000 N 26н “О нормах и нормативах на представительские расходы, расходы на рекламу и на подготовку и переподготовку кадров на договорной основе с учебными заведениями, регулирующих размер отнесения этих расходов на себестоимость продукции (работ, услуг) для целей налогообложения, и порядке их применения”".
     
     На основании примеров рассмотрим порядок определения расходов на рекламу, представительских расходов и расходов на подготовку кадров для страховых организаций в течение 2001 года.
     
     Предельные размеры представительских расходов за 2001 год определяются в пределах норм, указанных в следующей таблице.
     

Таблица 1

     

Объем выручки от продажи продукции (работ, услуг), включая налог на добавленную стоимость

Предельный размер расходов на рекламу, принимаемые при налогообложении прибыли

До 30 млн руб. включительно

1 % от объема

Свыше 30 млн руб.

0,3 млн руб. + 0,5 % с объема , превышающего 30 млн руб.

     
     При этом необходимо иметь в виду, что для страховых организаций с IV квартала 1999 года до 1 апреля 2001 года в виде объемного показателя брались поступления, указанные в п. 1 и п. 2 Положения N 491.
     
     Пример.
     
     Взносы по прямому страхованию за I квартал 2001 года - 600 млн руб.
     
     Взносы по рискам, принятым в перестрахование за I квартал 2001 года, - 120 млн руб.
     
     Взносы по рискам, переданным в перестрахование за I квартал 2001 года, - 280 млн руб.
     
     Общий объем выручки от реализации услуг по страхованию за I квартал 2001 года (п. 1 и 2 раздела I Положения N 491) - 42,7 млн руб.
     
     До 30 млн руб. - предельный размер представительских расходов 0,3 млн руб.
     
     С 12,7 млн руб. ( 42,7 - 30) - предельный размер представительских расходов 0,0635 млн руб. (12,7 х 0,5 %).
     
     Общий размер представительских расходов, относимых на себестоимость для целей налогообложения, составит 0,3635 млн руб. (0,3 + 0,0635).
     
     Фактический размер представительских расходов за I квартал 2001 года - 0,2143 млн руб.
     
     Превышения над нормативом нет.
     
     Поскольку с 1 апреля 2001 года для страховых организаций изменился объемный показатель для определения представительских расходов, представительские расходы рассчитываются за 2001 год следующим образом.
     
     Взносы по прямому страхованию за I квартал 2001 года - 600 млн руб.
     
     Взносы по рискам, принятым в перестрахование за I квартал 2001 года, - 120 млн руб.
     
     Взносы по рискам, переданным в перестрахование за I квартал 2001 года, - 280 млн руб.
     
     Фактический размер представительских расходов за I квартал 2001 года - 0,2143 млн руб.
     
     Взносы по прямому страхованию за 2001 год - 2600 млн руб.
     
     Взносы по рискам, принятым в перестрахование за 2001 год, - 420 млн руб.
     
     Взносы по рискам, переданным в перестрахование за 2001 год, - 680 млн руб.
     
     Фактический размер представительских расходов за 2001 год - 15 млн руб.
     
     Поскольку с 1 апреля 2001 года база для расчета представительских расходов другая, то во II-IV кварталах представительские расходы нарастающим путем рассчитываются отдельно от первого квартала.
     

     Взносы по прямому страхованию за 2001 год за минусом взносов, поступивших в I квартале, - 2000 млн руб.
     
     Взносы по рискам, принятым в перестрахование за 2001 год за минусом взносов, поступивших в I квартале, - 300 млн руб.
     
     Взносы по рискам, переданным в перестрахование за 2001 год за минусом взносов, поступивших в I квартале, - 400 млн руб.
     
     В объем включаются взносы по договорам страхования, сострахования и перестрахования за минусом рисков, переданных в перестрахование:
     
     2000 + 300 - 400 = 1900 млн руб.
     
     До 30 млн руб. - предельный размер представительских расходов 0,3 млн руб.
     
     С 1870 млн руб. (1900 - 30) - предельный размер представительских расходов 9,35 млн руб. (1870 х 0,5 %).
     
     Общий размер представительских расходов, относимых на себестоимость для целей налогообложения, составит 9,65 млн руб (0,3 + 9,35).
     
     Фактический размер представительских расходов за 2001 год за минусом расходов за I квартал - 14,7857 (15 - - 0,2143) млн руб.
     
     Представительские расходы производятся за счет чистой прибыли 5,1357 млн руб. (14,7857 - 9,65).
     
     Предельные размеры расходов на рекламу за 2001 год определяются в соответствии с таблицей 2.     
     

    Таблица 2

     

Объем выручки от продажи продукции (работ, услуг), включая налог на добавленную стоимость

Предельный размер расходов на рекламу, принимаемых при налогообложении прибыли


  
 

с 1 апреля 2000 года

с 1 апреля 2001 года

До 30 млн руб. включительно

5 % от объема

7,5 % от объема

Свыше 30 млн руб.

1,5 млн руб. + 2,5 % с объема, превышающего 30 млн руб.

2,25 млн руб. + 3,75 % с объема, превышающего 30 млн руб.

Свыше 300 млн руб.

8,25 млн руб. + 1 % с суммы, превышающей 300 млн руб.

12,375 млн руб. +1,5 % с суммы, превышающей 300 млн руб.

     
     Пример.
     
     Взносы по прямому страхованию за I квартал 2001 года - 600 млн руб.
     
     Взносы по рискам, принятым в перестрахование за I квартал 2001 года, - 120 млн руб.
     
     Взносы по рискам, переданным в перестрахование за I квартал 2001 года, - 280 млн руб.
     
     Общий объем выручки от реализации услуг по страхованию за I квартал 2001 года (п. 1 и 2 раздела I Положения N 491) - 42,7 млн руб.
     
     До 30 млн руб. - предельный размер расходов на рекламу 1,5 млн руб.
     
     С 12,7 млн руб. ( 42,7 - 30) - предельный размер расходов на рекламу 0,3175 млн руб. (12,7 х 2,5 %).
     
     Общий размер расходов на рекламу , относимых на себестоимость для целей налогообложения, составит 1,8175 млн руб. (1,5 + 0,3175).
     
     Фактический размер расходов на рекламу за I квартал 2001 года - 0,5143 млн руб.
     
     Превышения над нормативом нет.
     

     Поскольку с 1 апреля 2001 года для всех предприятий увеличился предельный размер расходов на рекламу, расходы рассчитываются за 2001 год следующим образом.
     
     Взносы по прямому страхованию за I квартал 2001 года - 600 млн руб.
     
     Взносы по рискам, принятым в перестрахование за I квартал 2001 года, - 120 млн руб.
     
     Взносы по рискам, переданным в перестрахование за I квартал 2001 года, - 280 млн руб.
     
     Фактический размер расходов на рекламу за I квартал 2001 года - 0,5143 млн руб.
     
     Взносы по прямому страхованию за 2001 год - 2600 млн руб.
     
     Взносы по рискам, принятым в перестрахование за 2001 год, - 420 млн руб.
     
     Взносы по рискам, переданным в перестрахование за 2001 год, - 680 млн руб.
     
     Фактический размер расходов на рекламу за 2001 год, - 25 млн руб.
     
     Поскольку с 1 апреля 2001 года база для расчета расходов на рекламу другая, то во II-IV кварталах расходы на рекламу нарастающим путем рассчитываются отдельно от I квартала.
     
     Взносы по прямому страхованию за 2001 год за минусом взносов, поступивших в I квартале, - 2000 млн руб.
     
     Взносы по рискам, принятым в перестрахование за 2001 год за минусом взносов, поступивших в I квартале, - 300 млн руб.
     
     Взносы по рискам, переданным в перестрахование за 2001 год за минусом взносов, поступивших в I квартале, - 400 млн руб.
     
     В объем включаются взносы по договорам страхования, сострахования и перестрахования за минусом рисков, переданных в перестрахование:
     
     2000 + 300 - 400 = 1900 млн руб.
     
     До 300 млн руб. - предельный размер расходов на рекламу 8,25 млн руб.
     
     С 1570 млн руб. (1900 - 300) - предельный размер представительских расходов 15,7 млн руб. (1870 х 1 %).
     
     Общий размер представительских расходов, относимых на себестоимость для целей налогообложения, составит 23,95 млн руб. (8,25 + 15,7).
     
     Фактический размер расходов на рекламу за 2001год за минусом расходов за I квартал - 24,4857 млн руб (25 - - 0,5143).
     
     Расходы на рекламу производятся за счет чистой прибыли 0,5357 млн руб. ( 24,4857 - 23,95)
     

Фонд оплаты труда

     
     При заключении договоров с профессиональными образовательными учреждениями на предоставление услуг организации по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров следует иметь в виду, что общая величина расходов, относимых на себестоимость продукции (работ, услуг) для целей налогообложения, не может превышать 4 % расходов на оплату труда работников, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг).
     
     В пункте 7 Положения о составе затрат перечислены затраты на оплату труда, которые относятся на себестоимость продукции (работ, услуг) для целей налогообложения.
     
     Приказом Минфина России от 01.03.2000 N 18 учтено, что вышеуказанные расходы подлежат включению в себестоимость продукции (работ, услуг) при условии заключения договоров с государственными и негосударственными профессиональными образовательными учреждениями, получившими государственную аккредитацию (имеющими соответствующую лицензию), а также зарубежными образовательными учреждениями.
     
     Пример.
     
     Фонд оплаты труда в 2001 году составил 160 млн руб., а затраты на подготовку кадров - 30 млн руб.
     
     Предельный размер 6,4 млн руб. (160 х 4 %).
     
     Затраты на подготовку и переподготовку кадров производятся за счет собственных средств 23,6 млн руб. (30 - 6,4).