Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О нормах и нормативах на представительские расходы, расходы на рекламу и на подготовку и переподготовку кадров на договорной основе с учебными заведениями


О нормах и нормативах на представительские расходы,
расходы на рекламу и на подготовку и переподготовку
кадров на договорной основе с учебными заведениями

     
     М.С. Горбачева,
ведущий специалист Департамента налоговой политики Минфина России

     
     Минфин России внес приказом от 01.03.2001 N 18н (далее - Приказ N 18н) изменения и дополнения в Нормы и нормативы на представительские расходы, расходы на рекламу и на подготовку и переподготовку кадров на договорной основе с учебными заведениями, регулирующие размер отнесения этих расходов на себестоимость продукции (работ, услуг) для целей налогообложения, и порядок их применения, утвержденные приказом Минфина России от 15.03.2000 N 26н (далее - Приказ N 26н).
     
     Данные изменения и дополнения введены в действие с 1 апреля 2001 года.
     
     Положением о составе затрат, утвержденным постановлением Правительства РФ от 05.08.1992 N 552 (с изменениями и дополнениями), установлено, что для целей налогообложения производится корректировка представительских расходов, расходов на рекламу и на подготовку и переподготовку кадров на договорной основе с учебными заведениями.
     
     Данные расходы включаются в себестоимость продукции (работ, услуг) для целей налогообложения с учетом утвержденных в установленном порядке лимитов, норм и нормативов. К таким лимитам, нормам и нормативам, в частности, относятся нормы расходов на рекламу и представительские расходы; нормы расходов на подготовку и переподготовку кадров на договорной основе с учебными заведениями. Указанные нормы и нормативы и порядок их применения были утверждены письмом Минфина России от 06.10.1992 N 94 (с изменениями от 29.04.1994 N 56). В бухгалтерском учете данные затраты отражаются без ограничений.
     
     Представляется целесообразным остановиться на отдельных наиболее существенных изменениях и дополнениях, внесенных в Приказ N 18н.
     
     Нормы расходов на рекламу увеличены, размеры нормативов расходов на рекламу установлены в зависимости от объема выручки от продажи продукции (работ, услуг).
     
     Изначально минимальный норматив на рекламные расходы был определен письмом Минфина России от 06.10.1992 N 94 (с изменениями и дополнениями) и составлял 2 % от объема выручки организации, не превышающего 2 млрд руб. Приказом N 26н при объеме выручки организации до 30 млн руб. норматив предельных расходов на рекламу увеличен и установлен в размере 5 % от выручки от продажи продукции (работ, услуг), включая НДС, и являлся минимальным.
     
     Приказом N 18н представилось возможным увеличить нормативы предельных расходов на 50 %. С учетом этого минимальный предельный размер расходов на рекламу составит 7,5 %, что приведет к увеличению абсолютной суммы расходов на рекламу, учитываемой в качестве базовой, по шкале, когда объем выручки от продажи продукции (работ, услуг) не превышает 30 млн руб. Кроме того, на 50 % повысились предельные размеры расходов на рекламу, применяемые при объеме выручки свыше 30 млн руб. и свыше 300 млн руб.
     

     

Объем выручки от продажи продукции (работ, услуг), включая НДС

Предельные размеры расходов на рекламу, принимаемых при налогообложении прибыли

1

2

До 30 млн руб. включительно

7,5 % от объема

Свыше 30 млн руб.

2,25 млн руб. + 3,75 % с объема, превышающего 30 млн руб.

Свыше 300 млн руб.

12,375 млн руб. + 1,5 % с суммы, превышающей 300 млн руб.

     
     Что касается предельных сумм расходов на рекламу для организаций, осуществляющих свою деятельность в сфере предоставления туристских услуг, то, как и прежде, они могут увеличить исчисленную предельную сумму расходов на рекламу в два раза.
     
     Предлагаемые увеличения нормативов расходов на рекламу приведут в 2001 году к уменьшению поступлений в бюджет налога на прибыль и, следовательно, к снижению налоговой нагрузки на организации.
     
     Приказом N 18н не изменены нормы предельных размеров представительских расходов организации, установленных Приказом N 26н.
     
     Изменено формирование базы страховых организаций для исчисления предельного размера представительских расходов и расходов на рекламу.
     
     В соответствии с Приказом N 26н страховые организации для расчета предельных размеров представительских расходов и расходов на рекламу использовали показатель - суммы поступлений, определенные в соответствии с подпунктами 1 и 2 раздела 1 Положения об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль страховщиками, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.05.1994 N 491 "Об особенностях определения налогооблагаемой базы для  уплаты налога на прибыль страховщиками".
     
     Вместе с тем следует иметь в виду, что выручка страховщика формировалась за вычетом страховых выплат, отчислений в страховые резервы и страховых взносов по договорам, переданным в перестрахование.
     
     Вследствие внесения изменений в Приказ N 26н страховые организации при расчете предельных размеров представительских расходов используют показатель "страховые премии (взносы) по договорам страхования, сострахования и по рискам, принятым в перестрахование, за вычетом страховых премий (взносов) по рискам, переданным в перестрахование", определяемый как сумма строк 010 и 080 ф. N 2 "Отчет о прибылях и убытках страховой организации", утвержденной приказом Минфина России от 28.11.2000 N 105н "О формах бухгалтерской отчетности страховых организаций и отчетности, представляемой в порядке надзора".
     
     При расчете предельных размеров расходов на рекламу страховые организации используют показатель "страховые премии (взносы) по договорам страхования, сострахования и по рискам, принятым в перестрахование, за вычетом страховых премий (взносов) по рискам, переданным в перестрахование".
     

     Внесенные изменения позволят страховым компаниям увеличить свои расходы на рекламу и представительские расходы за счет увеличения базы, от которой будут насчитываться эти предельные размеры, поскольку теперь не будут исключаться из суммы полученных страховых премий расходы на страховые выплаты, а также отчисления в страховые резервы.
     
     Следует обратить внимание читателей на внесение дополнений в статью, регулирующую расходы на подготовку и переподготовку кадров.
     
     К расходам на подготовку и переподготовку кадров, как и раньше, относятся расходы, необходимые для обеспечения деятельности организации, связанные с оплатой предоставляемых в соответствии с договором, заключенным с образовательным учреждением, образовательных услуг, предусмотренных уставом образовательного учреждения, а также дополнительного образования кадров этой организации.
     
     Приказ N 18н уточняет редакцию второго абзаца п. 3 Приказа N 26н. Теперь вышеуказанные расходы подлежат включению в себестоимость продукции (работ, услуг) при условии заключения договоров с государственными и негосударственными профессиональными образовательными учреждениями, получившими государственную аккредитацию и/или имеющими соответствующую лицензию, а также зарубежными образовательными учреждениями.
     
     Дополнение Приказа N 26н словами ”имеющими соответствующую лицензию'' обусловлено поступающими запросами налогоплательщиков о применении п. 3 Приказа N 26н. В связи с этим Минфин России уже разъяснял данную ситуацию письмом от 13.06.2000 N 04-00-11 (доведенным до налогоплательщиков письмом МНС России от 17.07.2000 N ВГ-6-02/536).
     
     Изменения и дополнения, внесенные в Приказ N 26н, будут способствовать повышению эффективности исследования конъюнктуры рынка, распространению информации, связанной с производством и реализацией товаров (работ, услуг), а также снижению налоговой нагрузки налогоплательщиков.