Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Налоговая система Республики Беларусь


Налоговая система Республики Беларусь

     
     К.А. Сумар,
Председатель государственного налогового комитета Республики Беларусь

     
     Н.Т. Мамбеталиев,
ответственный секретарь СРНС, к.т.н.

     

1. Общие положения

     
     В современном цивилизованном обществе налоги - основная форма доходов государства, которые аккумулируются в бюджете для финансирования расходов на развитие хозяйства, содержание органов управления, оборону, а также на обеспечение членам общества гарантий в области образования, здравоохранения, социального обеспечения, охраны правопорядка.
     
     Начавшийся в 90-х годах процесс либерализации экономической жизни на просторах бывшего СССР привел к появлению в Республике Беларусь тысяч независимых предприятий и предпринимателей, десятков коммерческих банков и страховых компаний, а также к формированию рынка ценных бумаг и активизации внешней торговли. Это потребовало скорейшего принятия соответствующих законодательных актов, направленных на обеспечение цивилизованного сбора налогов с учетом всего многообразия новых хозяйственных форм и отношений. В связи с этим особенно актуальным стало создание налоговой системы, соответствующей изменившимся экономическим условиям.
     
     Как следствие, в начале 1992 года взамен существовавшей на базе командно-административной экономики была введена в действие новая, ориентированная на рынок система налогообложения. Ее основу составил Закон "О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь", а также специальные акты налогового законодательства, определяющие по каждому виду налога конкретные объекты обложения, порядок уплаты, ставки и льготы. Первоначально налоговая система включала 15 основных налогов и 8 видов отчислений в различные внебюджетные фонды, в результате чего общий уровень налоговой нагрузки на экономику в 1992 году составил 43,9 % от ВВП. В дальнейшем налоговая система неоднократно корректировалась с точки зрения перечня налогов, размеров ставок, предоставления льгот. Соответственно, колебалась и величина налоговой нагрузки, которая нашла отражение в таблице 1.
     

Таблица 1

    

    
 

  
 

  
 

  
 

  
 

  
 

  
 

  
 

  
 

в %


 

1993

1994

1995

1996

1997

1998

1999

2000

Прогноз 2001

Реальная налоговая нагрузка на экономику (без учета фонда соцзащиты)

39,3

40,1

32,1

28,5

31,2

30,4

32,0

31,8

32,6 - 30,5

Реальная налоговая нагрузка на экономику (с учетом фонда соцзащиты)

49,6

49,4

42,6

39,2

41,9

41,1

42,4

42,2

43,2 - 41,1

Недоимка по платежам в бюджет и внебюджетные фонды, в % к ВВП

15,3

13,4

4,6

7,6

1,3

0,5

0,3

0,5

0,5

Номинальная налоговая нагрузка на экономику (с учетом фонда соцзащиты)

65,0

62,8

47,2

46,9

43,1

41,6

42,7

42,7

43,7 - 41,6

       

     Общая характеристика структуры налогов и сборов Республики Беларусь в их количественном выражении представлена в таблице 2.
     

Анализ структуры налоговых поступлений в бюджет Республики Беларусь

    
Таблица 2

    
 

  
 

  
 

в % к ВВП


 

1998

1999

2000

Налог на добавленную стоимость

9,2

9,2

9,0

Местные налоги и сборы от выручки

0,3

0,3

0,6

Республиканский фонд поддержки производителей с/х продукции

1,6

1,7

2,0

Дорожный фонд

2,1

2,4

1,9

Фонд стабилизации экономики производителей с/х продукции

0,0

1,5

1,3

Местный целевой бюджетный жилищно-инвестиционный фонд

0,0

0,0

0,7

Другие внебюджетные фонды местных Советов депутатов

0,0

0,03

0,07

Целевые сборы на содержание в/ж фонда

0,6

1,4

1,2

Целевые сборы на содержание ДДУ

0,0

0,0

0,8

Акцизы

3,9

3,5

2,8

Всего косвенных налогов и сборов

17,7

20,0

20,4

Налог на прибыль

4,4

4,9

4,4

Налог на доходы

0,2

0,3

0,5

Подоходный налог

3,7

3,1

3,0

Налог на недвижимость

0,9

0,3

0,8

Рентный сбор

0,0

0,0

0,2

Местные налоги из прибыли

0,7

0,8

0,8

Всего прямых налогов и сборов

9,9

9,4

9,7

Чрезвычайный налог

0,9

0,8

0,8

Земельный налог

0,4

0,3

0,2

Налог на добываемые из природной среды ресурсы

0,1

0,04

0,03

Экологический налог за переработку нефти

0,1

0,1

0,1

Государственный фонд содействия занятости

0,3

0,3

0,3

Фонд охраны природы

0,2

0,2

0,1

Другие целевые бюджетные фонды

0,0

0,0

0,01

Внебюджетный фонд на содержание ДДУ

0,7

0,8

0,0

Налоги за пользование лесными фондами

0,1

0,1

0,1

Отчисления в фонд социальной защиты населения

10,7

10,4

10,4

Всего налогов и сборов, относимых на себестоимость

13,5

13,0

12,1

Реальная налоговая нагрузка

41,1

42,4

42,2

   

     В настоящее время в Республике Беларусь насчитывается 26 видов налогов и других платежей в бюджет. В зависимости от выполняемых функций и источника уплаты они могут быть объединены в 7 укрупненных групп:
     
     1) налоги и отчисления, уплачиваемые из выручки от реализации продукции (работ, услуг), а именно:
     
     налог на добавленную стоимость;
     
     акцизы;
     
     местные налоги и сборы от выручки;
     
     отчисления в Республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки и отчисления средств пользователями автомобильных дорог;
     
     целевые сборы в местные целевые бюджетные фонды стабилизации экономики производителей сельскохозяйственной продукции и продовольствия, жилищно-инвестиционные фонды и целевой сбор на финансирование расходов, связанных с содержанием и ремонтом жилищного фонда;
     
     2) налоги на прибыль и доходы, к которым относятся:
     
     налог на прибыль;
     
     налог на дивиденды и приравненные к ним доходы;
     
     подоходный налог с физических лиц;
     
     налог на доходы иностранных юридических лиц, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство;
     
     налоги на доходы, полученные в отдельных сферах деятельности (налог на игорный бизнес, налог на доходы от осуществления лотерейной деятельности и налог на доходы, полученные в отдельных сферах деятельности);
     
     3) налог на недвижимость;
     
     4) налог на приобретение автотранспортных средств и местные налоги и сборы (кроме налогов с продаж и сборов за услуги, включаемых в выручку), уплачиваемые за счет средств, остающихся в распоряжении плательщиков; оффшорный сбор, относимый на финансовые результаты плательщиков;
     
     5) налоги, сборы и отчисления, относимые субъектами предпринимательства на себестоимость продукции (работ, услуг). К этой группе относятся:
     
     чрезвычайный налог и обязательные отчисления в Государственный фонд содействия занятости, уплачиваемые единым платежом от фонда заработной платы;
     
     земельный налог;
     
     экологический налог;
     
     плата за проезд по автомобильной дороге Брест - Минск - граница Российской Федерации (М1/Е30);
     
     - плата за проезд по автомобильным дорогам общего пользования тяжеловесных и крупногабаритных транспортных средств;
     
     - плата за размещение отходов производства и потребления в окружающей среде;
     
     - плата, взимаемая за древесину, отпускаемую на корню;
     
     6) единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции и налог для субъектов хозяйствования, применяющих упрощенную систему налогообложения;
     
     7) прочие сборы.
     

2. Краткая характеристика основных налогов, взимаемых в бюджет Республики Беларусь

     

     2.1. Налог на добавленную стоимость

     
     Налог на добавленную стоимость (НДС) - важнейший доходный источник, за счет которого формируется более 25 % доходов бюджета Республики.
     
     НДС облагаются обороты по реализации товаров (работ, услуг) и товары, ввозимые на таможенную территорию Республики Беларусь. С 2000 года в Республике Беларусь применяется зачетный метод исчисления НДС, аналогичный используемому в Российской Федерации.
     
     Основная ставка НДС - 20 %; кроме того, применяются и пониженные ставки в размере 10 и 0 %.
     
     Наиболее широко используется пониженная ставка - 10 %, которая установлена при реализации определенных видов товаров и услуг [продукция растениеводства (за исключением цветов, декоративных растений), животноводства (за исключением пушного звероводства), рыбоводства и пчеловодства, продовольственных товаров и товаров для детей, услуг по изготовлению и ремонту одежды и обуви, ремонту часов, сложной бытовой техники и радиоэлектронной аппаратуры, услуг парикмахерских, бань, прачечных и химчисток и т.д.].
     
     При этом налоговая ставка в размере 10 % применяется только при налогообложении указанной продукции, реализуемой на территории Республики Беларусь. При реализации такой продукции за пределами Республики Беларусь их налогообложение производится с применением налоговой ставки в размере 20 %, если не применяется ставка в размере 0 %.
     
     НДС по нулевой ставке облагаются экспортируемые товары, строительные работы, транспортные услуги, услуги по производству товаров из давальческого сырья (материалов).
     
     Индивидуальные предприниматели являются плательщиками НДС в последующем отчетном месяце, если их выручка от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий месяц превысила размер 3000 минимальных заработных плат, установленных на этот месяц законодательством Республики Беларусь. Вместе с тем они могут стать плательщиками НДС независимо от размера полученной выручки за предшествующий месяц при представлении соответствующего заявления в налоговый орган по месту своей регистрации в качестве налогоплательщика.
     

     2.2. Акцизы

     
     Объектом обложения акцизами в зависимости от вида установленных ставок акцизов являются:
     
     а) по произведенным в Республике Беларусь подакцизным товарам:
     
     объем произведенных подакцизных товаров в натуральном выражении в случае применения твердых (специфических) ставок акцизов;
     
     стоимость подакцизных товаров, определяемая исходя из отпускных цен без учета акцизов в случае установления адвалорных ставок акцизов;
     
     б) по подакцизным товарам, ввозимым на таможенную территорию Республики Беларусь:
     
     объем ввозимых подакцизных товаров в натуральном выражении в случае применения твердых (специфических) ставок акцизов;
     
     таможенная стоимость, увеличенная на подлежащие уплате суммы таможенной пошлины и сборов за таможенное оформление, по подакцизным товарам, в отношении которых установлены адвалорные ставки акцизов.
     
     Основной перечень подакцизных товаров и налоговые ставки отражены в таблице 3.
     

Таблица 3

     

Наименование подакцизной продукции

Ставка акциза

Алкогольная продукция

Ставки акцизов в белорусских рублях за 1 литр безводного (стопроцентного) этилового спирта, содержащегося в готовой продукции

Алкогольная продукция за исключением ниже перечисленной

4690

Ликеро-водочные изделия с объемной долей этилового спирта до 28 % включительно

3550

Коньяк

3100

Бренди, кальвадос, коньячные напитки

2020

Вермуты и вина, за исключением натуральных, игристых, шампанских, шипучих и газированных

555

Вина натуральные виноградные и плодовые, шипучие и газированные

62 за литр готовой продукции

Вина игристые и шампанские

610 за литр готовой продукции

Напитки винные с объемной долей этилового спирта до 20 % включительно (плодовые, плодовые крепкие, виноградные)

4450

Напитки винные с использованием концентрированных пищевых основ и натурального сырья, ввозимых на территорию Республики Беларусь

2600

Напитки слабоалкогольные с объемной долей этилового спирта до 7 % включительно

1000

Пиво

42 за литр готовой продукции

Спирт:

  
 

- этиловый из пищевого сырья

1,8 евро за 1 литр безводного (стопроцентного) этилового спирта

  
 

  
 

- спирт-сырец из пищевого сырья, отпущенный на ректификацию предприятиям Республики Беларусь

0 евро за 1 литр безводного (стопроцентного) этилового спирта

- ректификованный, отпущенный предприятиям Республики Беларусь на производство алкогольной продукции, сброженно-спиртованных плодово-ягодных соков (виноматериалов), уксуса

0 евро за 1 литр безводного (стопроцентного) этилового спирта

- гидролизный технический

0,1 евро за 1 литр безводного(стопроцентного) этилового спирта

Спиртосодержащие растворы (настои, экстракты, ароматизированные спирты), отпущенные предприятиям Республики Беларусь на производство безалкогольных напитков

0 евро за 1 литр

Табачная продукция:

  
 

- табак трубочный

17,5 евро за 1 кг

- табак курительный, за исключением табака, используемого в качестве сырья для производства табачной продукции

8,8 евро за 1 кг

- сигары

0,5 евро за 1 штуку

- сигариллы

3,5 евро за 1000 штук

- сигареты с фильтром

1,8 евро за 1000 штук

- сигареты без фильтра

0,8 евро за 1000 штук

- папиросы

0,5 евро за 1000 штук

Ювелирные изделия (включая изделия с бриллиантами)

5 %

Микроавтобусы и автомобили легковые, в том числе переоборудованные в грузовые, независимо от рабочего объема двигателя, за исключением легковых автомобилей, предназначенных для профилактики и реабилитации инвалидов

10 %

Нефть сырая

16,5 евро за 1 тонну

Бензины автомобильные:

  
 

бензины автомобильные (кроме марок АИ-91, А-92, АИ-93, АИ-95, А-96, А-98)

80 + 15 евро за 1 тонну

бензины автомобильные марок АИ-91, А-92, АИ-93

100 + 20 евро за 1 тонну

бензины автомобильные марок АИ-95, А-96, А-98

115 + 20 евро за 1 тонну

Дизельное топливо товарное

50 + 10 евро за 1 тонну

     

     2.3. Отчисления в Республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки и отчисления средств пользователями автомобильных дорог

     
     Эти отчисления уплачиваются в размере 2 % от выручки от реализации продукции, работ и услуг (у банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, за исключением Национального банка Республики Беларусь, - дохода за вычетом расходов по уплате процентов, комиссионных и прочих банковских расходов; у юридических лиц независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, осуществляющих торговую, заготовительную деятельность и деятельность по предоставлению услуг общественного питания, - валового дохода; у страховых и перестраховочных организаций - балансовой прибыли). С 15 марта по 30 июня 2001 года размер этих отчислений увеличен до 2,4 %.
     

     2.4. Целевые сборы в местные целевые бюджетные фонды стабилизации экономики производителей сельскохозяйственной продукции и продовольствия, жилищно-инвестиционные фонды и целевой сбор на финансирование расходов, связанных с содержанием и ремонтом жилищного фонда

     
     Целевые сборы уплачиваются в размере 2,5 %, а налоговая база аналогична отчислениям в Республиканский фонд поддержки производителей сель-скохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки и отчислениям средств пользователями автомобильных дорог.
     

     2.5. Налоги на прибыль и доходы

     
     Прибыль юридических лиц облагается налогом на прибыль по ставке 30 %.
     
     По ставке 15 % облагается прибыль малых предприятий (кроме предприятий розничной торговли), балансовая прибыль которых составляет в год не более 5000 минимальных заработных плат со среднегодовой численностью работающих на них: в промышленности - до 200 человек; в науке - до 100 человек; в строительстве и других отраслях производственной сферы, общественном питании и бытовом обслуживании - до 50 человек; в других отраслях непроизводственной сферы - до 25 че- ловек.
     
     Прибыль предприятий агропромышленного комплекса, полученная от производственно-технического и некоторых других видов обслуживания предприятий агропромышленного комплекса, облагается налогом по ставке 10 %.
     
     Прибыль предприятий агропромышленного комплекса, полученная от строительства и ремонт