Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

"Горячая линия" от 5 июня 2001 года


"Горячая линия" от 5 июня 2001 года

     
     1. Каков порядок постановки на учет и уплаты в соответствующий бюджет налогов филиалами и иными обособленными подразделениями?

     
     Согласно ст. 55 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) представительством или филиалом являются обособленные подразделения юридического лица, расположенные вне места его нахождения, осуществляющие все его функции или их часть и представляющие его интересы. Представительства и филиалы не являются юридическими лицами.
     
     На основании ст. 55 ГК РФ в Налоговом кодексе Российской Федерации (НК РФ) установлено следующее:
     
     - филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений;
     
     - в целях проведения налогового контроля налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации и месту нахождения ее обособленных подразделений;
     
     - организация, в состав которой входят обособленные подразделения, расположенные на территории Российской Федерации, а также в собственности которой находится подлежащее налогообложению недвижимое имущество, обязана встать на учет в качестве налогоплательщика в налоговом органе как по своему месту нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения и месту нахождения принадлежащего ей недвижимого имущества.
     
     Порядок расчета и уплаты налогов организаций, в состав которых входят обособленные подразделения, устанавливается в соответствующих главах части второй НК РФ, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
     
     Так, например, в ст. 9 Федерального закона от 27.12.2000 N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год" установлено, что в 2001 году в доходы федерального бюджета перечисляются все суммы НДС, что стало основой для выхода письма МНС России от 12.02.2001 N ВГ-6-03/130.
     

     2. Какой порядок уплаты пени по налогам за отчетный месяц установлен в случае наличия переплаты налогов в следующем месяце?

     
     Согласно ст. 75 НК РФ пеней признается установленная этой статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более  поздние по сравнению с установленным законодательством о налогах и сборах сроки.
     
     Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.
     
     В п. 5 ст. 78 НК РФ установлено, что по заявлению налогоплательщика и по решению налогового органа сумма излишне уплаченного налога может быть направлена на исполнение обязанностей по уплате налогов или сборов, на уплату пеней, погашение недоимки, если эта сумма направляется в тот же бюджет (внебюджетный фонд), в который была направлена излишне уплаченная сумма налога.
     

     3. Каков порядок начисления и уплаты НДС до введения в действие главы 21 НК РФ и в настоящее время по строительно-монтажным работам, осуществленным хозспособом?

     
     Законом РФ от 06.12.1991 N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" (с изменениями и дополнениями) не предусмотрено исчисление НДС от строительно-монтажных работ, осуществленных хозспособом.
     
     Однако в п. 11 инструкции Госналогслужбы России от 11.10.1995 N 39 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на добавленную стоимость" (с изменениями и дополнениями) определялась налогооблагаемая база по НДС, о чем также свидетельствует письмо Минфина России от 12.11.1996 N 96 "О порядке отражения в бухгалтерском учете отдельных операций, связанных с налогом на добавленную стоимость и акцизами".
     
     Введенная в действие Федеральным законом от 31.07.1998 N 147-ФЗ часть первая НК РФ не определила базу по исчислению НДС по строительству, осуществляемому хозспособом, и арбитражная практика также подтверждала неправомерность начисления этого налога начиная с 1996 года.
     
     В то же время введенная с 1 января 2001 года глава 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ четко установила в ст. 146 объект налогообложения - выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления, а в ст. 159 - налоговую базу.
     
     Следовательно, законодательство Российской Федерации устанавливает, что выполненные строительно-монтажные работы для собственного потребления являются объектом налогообложения по НДС, а налоговая база определяется как стоимость выполненных работ, исчисленная исходя из всех фактических расходов налогоплательщика на их выполнение.
     

     4. Индивидуальный предприниматель оказывал услуги организациям по ведению бухгалтерского учета и был переведен на уплату единого налога на вмененный доход. Правильно ли это?

     
     Единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности, как следует из ст. 1 Федерального закона от 31.07.1998 N 148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности", устанавливается и вводится в действие нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
     
     Плательщиками единого налога на вмененный доход являются юридические и физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в сферах, которые поименованы в п. 1 ст. 3 указанного выше Федерального закона. В подпункте 5 п. 1 ст. 3 Федерального закона указана предпринимательская деятельность по оказанию предпринимателями консультаций, а также бухгалтерских, аудиторских и юридических услуг.
     
     При этом аудиторская деятельность регулируется Указом Президента Российской Федерации от 22.12.1993 N 2263 "Об аудиторской деятельности в Российской Федерации" и другими законодательными и нормативными актами.
     
     В соответствии с п. 2 ст. 6 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" руководители организаций могут в зависимости от объема учетной работы передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту.
     
     Следовательно, если законодательством органов государственной власти субъектов Российской Федерации в перечень плательщиков единого налога на вмененный доход включены предприниматели, оказывающие организациям услуги по ведению бухгалтерского учета, и определен объект налогообложения при применении единого налога, то имеются основания для занятия этой деятельностью и осуществлению расчетов по этому налогу.
     

     5. Как производится расчет льготы по налогу на прибыль на финансирование капитальных вложений при осуществлении видов деятельности, относящихся к сфере материального производства и непроизводственной сфере?

     
     Согласно подпункту "а" п. 1 ст. 6 Закона РФ от 27.12.1991 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (с изменениями и дополнениями) в случае фактического осуществления затрат за счет прибыли, остающейся в распоряжении организации, при исчислении налога на прибыль производится ее снижение на суммы, которые направлены организациями сферы материального производства на финансирование капитальных вложений объектов производственного назначения (в том числе в порядке долевого участия), а также на погашение кредитов банков, полученных и использованных на эти цели, включая и проценты по кредитам.
     
     В п. 4 Методических рекомендаций по отдельным вопросам налогообложения прибыли (доведены письмом Госналогслужбы России от 27.10.1998 N ШС-6-02/768) указано, что льгота предоставляется организациям всех организационно-правовых форм при направлении ими прибыли на финансирование капитальных вложений по развитию видов деятельности, указанных по кодам 10000-87900 Общесоюзного классификатора "Отрасли народного хозяйства" (ОКОНХ), утвержденного Госкомстатом СССР, Госпланом СССР, Госстандартом СССР (с изменениями и дополнениями).
     
     При осуществлении организацией видов деятельности, относящихся к сфере материального производства и непроизводственной сфере, для получения вышеуказанной льготы по налогу на прибыль необходимо ведение раздельного учета прибыли от видов деятельности.
     
     Аналогичное мнение содержится в письме Департамента налоговой политики Минфина России от 30.03.2001 N 04-02-05/69.
     
     Ответы по остальным заданным вопросам содержатся в журналах "Налоговый вестник" за 2000-2001 годы.