Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О трудовом законодательстве


О трудовом законодательстве

     
     Н.З. Ковязина,
зам. начальника отдела Минтруда России

     

Оплата труда

     
     Обязана ли администрация производить индексацию оплаты труда при повышении минимального размера оплаты труда?

     
     Индексация денежных доходов населения в настоящее время заменяется иными методами государственного регулирования доходов населения, что предусмотрено ст. 1 Закона РСФСР от 24.10.1991 N 1799-1 "Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР", а именно: пересмотром уровня оплаты труда, размеров пенсий, социальных пособий и т.д.
     
     Регулирование оплаты труда производится путем пересмотра минимального размера оплаты труда, изменением тарифных ставок работников бюджетных организаций.
     
     Индексация заработной платы в связи с ростом индекса потребительских цен может быть предусмотрена в отраслевом тарифном соглашении, коллективных и трудовых договорах.
     

     Постановлениями Правительства РФ от 14.09.1994 N 1161 и от 27.12.1997 N 1639 предусмотрены надбавки сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны и работникам шифровальной службы. Могут ли эти надбавки применяться по обоим постановлениям одновременно для работников шифровальной службы?

     
     Выплата надбавок, устанавливаемых в соответствии с названными постановлениями Правительства РФ, производится сверх установленных действующим законодательством других надбавок и доплат.
     
     Однако если наряду с ежемесячной процентной надбавкой за стаж работы в структурных подразделениях по защите государственной тайны установлена надбавка (вознаграждение) за выслугу лет (непрерывную работу), сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны выплачивается одна из указанных надбавок (вознаграждение) большего размера.
     

     В каких размерах следует устанавливать надбавки водителям за классность и надо ли их выплачивать водителям, не работающим на линии?

     
     В соответствии со ст. 80 КЗоТ РФ и постановлением Правительства РФ от 15.11.1991 N 5 стимулирующие выплаты, в частности надбавки за высокую квалификацию, определяются предприятиями самостоятельно и производятся в пределах имеющихся средств.
     
     Конкретные размеры и условия их выплаты фиксируются в коллективных договорах или положениях об оплате труда.
     
     Для определения ежемесячной надбавки за классность водителям можно руководствоваться приложением N 21 к постановлению ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 17.09.1986 N 1115, которое носит рекомендательный характер.
     
     Надбавка за классность, установленная водителям, не должна выплачиваться за дни работы, не связанной с работой на линии.
     

     Как оплачиваются часы работы, приходящиеся на ночное время в праздничный день?

     
     В соответствии со ст. 89 КЗоТ РФ работа в праздничные дни оплачивается не менее чем в двойном размере.
     
     Статья 90 КЗоТ РФ предусматривает право работника на повышенную оплату в ночное время.
     
     Оплата работы в праздничные дни не отменяет начисление доплат за работу в ночное время, приходящееся по графику на праздничные дни.
     
     При этом работа в ночное время оплачивается не в двойном размере, а в тех размерах, которые установлены в организации, но не ниже предусмотренных законодательством.
     
     За работу в праздничные дни премия начисляется на заработок по одинарным сдельным расценкам или на одинарную тарифную ставку, если иное не предусмотрено коллективным договором, иным правовым актом организации.
     

     Какими нормативными актами следует руководствоваться при формировании штатных расписаний?

     
     Нормативных документов, обязывающих предприятия иметь штатные расписания, в настоящее время не имеется. Однако нет и документов, отменяющих практику составления штатных расписаний.
     
     По общим правилам структуру и штаты организации определяют самостоятельно, то есть штатное расписание в организации может меняться так часто, как это необходимо.
     

Средний заработок

     
     В нашей организации установлен расчетный период для исчисления среднего заработка 12 календарных месяцев. Какой расчетный период надо применять при расчете среднего заработка для представления справки в службу занятости?

     
     В соответствии со ст. 30 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" пособие безработным гражданам, уволенным по любым основаниям, устанавливается в процентном отношении к среднему заработку, исчисленному за последние три месяца по последнему месту работы, если они в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, имели оплачиваемую работу не менее 26 календарных недель на условиях полного рабочего дня (недели) или на условиях неполного рабочего дня (недели) с пересчетом на 26 календарных недель с полным рабочим днем (неделей). Поэтому расчетный период 12 календарных месяцев при исчислении среднего заработка для представления справки в службу занятости применяться не может.
     

     Работник направлен в командировку с 31 января 2001 года по 21 февраля 2001 года, а затем командировка была продлена по 27 февраля 2001 года. Следует ли для исчисления среднего заработка применять один расчетный период или разные и какой?

     
     В соответствии со ст. 116 КЗоТ РФ за командированными работниками сохраняется в течение всего времени командировки средний заработок.
     
     Поскольку законодательством Российской Федерации не установлены специальные правила его подсчета, в этих целях применяется Порядок исчисления среднего заработка в 2000-2001 годах, утвержденный постановлением Минтруда России от 17.05.2000 N 38.
     
     В соответствии с данным Порядком расчетным периодом для исчисления среднего заработка являются три календарных месяца (с 1-го до 1-го числа), предшествующих событию, с которым связана соответствующая выплата (в данном случае, командировке).
     
     Таким образом, при направлении работника в командировку с 31 января 2001 года по 21 февраля 2001 года расчетным периодом для исчисления среднего заработка для оплаты всего времени нахождения в командировке будут три календарных месяца (с 1-го до 1-го числа), предшествующих месяцу направления работника в командировку, в данном случае - октябрь, ноябрь и декабрь 2000 года.
     
     При продлении командировки с 22 февраля 2001 года по 27 февраля 2001 года расчетный период будет тот же, так как это продолжение одного и того же события, а не новое событие.
     

     Имеет ли администрация право сократить прогульщику продолжительность дней отпуска на число дней прогула?

     
     Действующее трудовое законодательство не предусматривает уменьшение количества дней отпуска, установленного законодательством, как меру дисциплинарного взыскания.
     
     До 8 декабря 2000 года в соответствии с разъяснением Минтруда России от 08.02.1993 N 3 "О порядке уменьшения ежегодного оплачиваемого отпуска за прогул" (утверждено постановлением Минтруда России от 08.02.1993 N 18) работникам, совершившим прогул без уважительной причины (в том числе отсутствовавшим на работе без уважительной причины более трех часов в течение рабочего дня непрерывно или суммарно), ежегодный оплачиваемый отпуск уменьшался на число дней прогула. Но при этом продолжительность отпуска не могла быть менее 24 рабочих дней, так как ежегодный оплачиваемый отпуск предоставляется работникам продолжительностью не менее 24 рабочих дней в расчете на шестидневную рабочую неделю.
     
     Отпуск уменьшался за тот рабочий год, в котором были допущены прогулы, независимо от времени использования отпуска.
     
     Таким образом, на практике применение этой нормы было возможно только на тех предприятиях, где установленная продолжительность ежегодного отпуска превышала 24 рабочих дня.
     
     Однако решением Верховного Суда Российской Федерации от 08.12.2000 N 2000-1331 данное разъяснение Минтруда России признано недействительным.
     
     Учитывая изложенное, уменьшение ежегодного оплачиваемого отпуска за прогул без уважительных причин производиться не должно.