Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Ответы на вопросы


Ответы на вопросы

     
     В.И. Макарьева,
государственный советник налоговой службы II ранга
     
А.А. Владимирова
     

     1. В п. 6 ст. 64 ГК РФ установлено, что требования кредиторов, не удовлетворенные из-за недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица, считаются погашенными. Погашенными считаются также требования кредиторов, не признанные ликвидационной комиссией, если кредитор не обращался с иском в суд, а также требования, в удовлетворении которых решением суда кредитору было отказано. Можно ли списать на финансовые результаты эту задолженность и уменьшить ее на сумму не взысканной дебиторской задолженности?

     
     В соответствии с п. 1 ст. 65 ГК РФ признание юридического лица банкротом влечет его ликвидацию. Основанием для признания судом юридического лица банкротом либо объявления им о своем банкротстве, а также порядок ликвидации такого юридического лица устанавливаются законом о несостоятельности (банкротстве), которым является Федеральный закон от 08.01.1998 N 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон N 6-ФЗ), определяющий порядок ликвидации организаций, продажи имущества должника и меры по обеспечению требований кредиторов.
     
     Очередность удовлетворения требований кредиторов установлена в ст. 64 ГК РФ. Согласно п. 6 ст. 64 ГК РФ, а также ст. 46, 75, 114 и других Закона N 6-ФЗ требования кредиторов, не удовлетворенные по причине недостаточности имущества должника, считаются погашенными.
     
     При продаже имущества ликвидируемого юридического лица оно не проводится по счетам реализации, как это осуществляется в сфере деятельности, что следует из экономической сути ст. 63 ГК РФ.
     
     В соответствии с п. 2.4 Приложения 2 к приказу Минфина России от 28.07.1995 N 81 "О порядке отражения в бухгалтерском учете отдельных операций, связанных с введением в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" при ликвидации юридического лица реализуются денежные средства и иное имущество, принадлежащие ему, а полученные средства направляются на погашение обязательств.
     
     При составлении ликвидационного баланса и списании убытков от дебиторской задолженности по истечении срока исковой давности и других долгов, нереальных для взыскания, они могут быть списаны как внереализационные расходы за счет внереализационных доходов, образованных за счет невостребованной кредиторской задолженности.
     

     2. В п. 13 ПБУ 3/2000 определен порядок, согласно которому курсовые разницы подлежат зачислению на финансовые результаты как внереализационные доходы или внереализационные расходы, кроме курсовых разниц, связанных с формированием уставного (складочного) капитала организации. В п. 14 и 15 Положения о составе затрат в составе внереализационных доходов и расходов для целей налогообложения учитываются положительные и отрицательные курсовые разницы по валютным счетам, а также курсовые разницы по операциям в иностранной валюте. В чем заключается отличие?

     
     Исходя из п. 12, 13, 14 Положения по бухгалтерскому учету "Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте" ПБУ 3/2000, утвержденного приказом Минфина России от 10.01.2000 N 2н, курсовые разницы отражаются в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в том отчетном периоде, к которому относится дата исполнения обязательств по оплате или за который составлена бухгалтерская отчетность. При этом курсовые разницы подлежат зачислению на финансовые результаты организации как внереализационные доходы или внереализационные расходы (кроме курсовых разниц, связанных с формированием уставного (складочного) капитала организации).
     
     По системе бухгалтерского учета курсовые разницы зачисляются на финансовые результаты организации по мере их принятия к бухгалтерскому учету.
     
     Согласно п. 75 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н, пересчету подлежат остатки валютных средств на валютных счетах организации, другие денежные средства (включая денежные документы), краткосрочные ценные бумаги, дебиторская и кредиторская задолженность в иностранных валютах.
     
     Более конкретный перечень пересчета в рубли определен в п. 7 ПБУ 3/2000, который устанавливает, что пересчету подлежат денежные знаки в кассе организации; средства на счетах в кредитных организациях; денежные и платежные документы; краткосрочные ценные бумаги; средства в расчетах (включая по заемным обязательствам) с юридическими и физическими лицами; остатки средств целевого финансирования, полученные из бюджета или иностранных источников в рамках технической или иной помощи Российской Федерации в соответствии с заключенными соглашениями (договорами), выраженные в иностранной валюте. Пересчет указанных операций, выраженных в иностранной валюте, производится в рубли на дату совершения операций в иностранной валюте, а также на отчетную дату составления бухгалтерской отчетности. Кроме того, пересчет стоимости денежных знаков в кассе организации и средств на счетах в кредитных организациях, выраженной в иностранной валюте, может производиться по мере изменения курсов иностранных валют, котируемых Банком России.
     
     Для целей налогообложения необходимо руководствоваться п. 14 и 15 Положения о составе затрат, согласно которым в состав внереализационных доходов организациями включаются положительные курсовые разницы по валютным счетам, а также курсовые разницы по операциям в иностранной валюте, а в состав внереализационных расходов - отрицательные курсовые разницы по валютным счетам, а также курсовые разницы по операциям в иностранной валюте.
     
     Даты совершения отдельных операций в иностранной валюте определены в Приложении к ПБУ 3/2000, а именно по:
     
     а) банковским операциям по валютным счетам - дата зачисления денежных средств на валютный счет или их списания с валютного счета организации в кредитной организации;
     
     б) кассовым операциям с иностранной валютой - дата оприходования денежных знаков в кассу организации или выдача денежных знаков из кассы организации;
     
     в) доходам организации в иностранной валюте - дата признания доходов организации в иностранной валюте;
     
     г) расходам организации в иностранной валюте - дата признания расходов организации в иностранной валюте;
     
     д) импорту материально-производственных запасов, иного имущества - дата перехода права собственности к импортеру на импортированные товары, иное имущество;
     
     е) импорту услуг - дата фактического потребления услуги;
     
     ж) погашению задолженности в иностранной валюте по суммам, выданным работникам организации под отчет на осуществление определенных расходов, - дата утверждения авансового отчета;
     
     з) формированию уставного (складочного) капитала организации и образованию задолженности его собственников по вкладам в него - дата приобретения статуса юридического лица.
     
     Курсовые разницы по формированию уставного (складочного) капитала списываются на добавочный капитал.
     
     Следовательно, хотя в п. 7 ПБУ 3/2000 и определено списание на финансовые результаты курсовых разниц по средствам в расчетах, для целей налогообложения они не учитываются.
     

     3. Федеральный закон от 31.07.1998 N 148-ФЗ определил порядок введения в действие единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности. На уплату единого налога на вмененный доход переведена столовая предприятия. Учитываются ли для целей налогообложения выявленные при инвентаризации излишки продуктов, предназначенных для приготовления обедов?

     
     Федеральным законом от 31.07.1998 N 148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" установлен порядок введения в действие единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, в том числе юридических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере общественного питания.
     
     В п. 1 ст. 6 указанного Федерального закона установлено, что порядок исчисления единого налога определяется нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
     
     Юридические лица, переведенные на уплату единого налога на вмененный доход, не производят платежи в государственные внебюджетные фонды и не уплачивают налоги, предусмотренные ст. 19-21 Закона РФ от 27.12.1991 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями), за исключением поименованных в ст. 1 Федерального закона "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности".
     
     Сумма единого налога, как это установлено в ст. 5 Федерального закона, рассчитывается с учетом установленной ставки, значения базовой доходности, числа физических показателей, влияющих на результаты предпринимательской деятельности, а также повышающих (понижающих) коэффициентов базовой доходности, определяемых в зависимости от показателей, которые указаны в п. 2 указанной статьи.
     
     Поскольку единый налог устанавливается на вмененный доход и не определяется порядок пересчета от фактических результатов деятельности организации, то в случае выявления при инвентаризации излишков продуктов, предназначенных для приготовления пищи, их оприходование в бухгалтерском учете не влияет на показатель единого налога на вмененный доход организации общественного питания.
     

     4. В связи с введением в действие приказов Минфина России от 30.03.2001 N 26н и N 27н как отражаются в бухгалтерском учете результаты переоценки основных средств?

     
     Согласно приказу Минфина России от 30.03.2001 N 27н "О внесении изменений и дополнений в нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету" внесены изменения в п. 8 Положения по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99, утвержденного приказом Минфина России от 06.05.1999 N 32н, и в п. 12 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утвержденного приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н, касающиеся того, что с отчетности 2001 года в состав внереализационных доходов и расходов включаются суммы дооценки и уценки внеоборотных активов.
     
     Указанные изменения вызваны внесенными изменениями в Положение по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденное приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н, в п. 15 которого сказано, что сумма дооценки объекта основных средств, равная сумме его уценки, проведенной в предыдущие отчетные периоды и отнесенной на счет прибылей и убытков в качестве операционных расходов, относится на счет прибылей и убытков отчетного периода в качестве дохода. Сумма уценки объекта основных средств в результате переоценки относится на счет прибылей и убытков в качестве расходов.
     
     Кроме того, в п. 15 ПБУ 6/01 указано, что превышение суммы уценки объекта основных средств над суммой его дооценки, зачисленной в добавочный капитал организации в результате переоценки, проведенной в предыдущие отчетные периоды, относится на счет прибылей и убытков в качестве операционного расхода.
     
     Из вышеизложенного следует, что если при переоценке основных средств суммы уценки по ним были отнесены на счет 91 "Прочие доходы и расходы" как операционные расходы, то сумму возникающей по этим основным средствам дооценки необходимо списать как операционные доходы.
     
     В п. 15 ПБУ 6/01 обращено внимание организаций на то, что переоценивать группы однородных объектов основных средств по текущей (восстановительной) стоимости необходимо путем индексации или прямого пересчета по документально подтвержденным рыночным ценам. При принятии решения о переоценке по таким основным средствам следует также учесть, что они в последующем переоцениваются регулярно, чтобы стоимость основных средств, по которой они отражаются в бухгалтерском учете и отчетности, существенно не отличалась от текущей (восстановительной) стоимости.
     

     5. На основании п. 2 ст. 64 Федерального закона "Об акционерных обществах" по решению общего собрания акционеров были вы-плачены вознаграждения и компенсированы произведенные расходы в связи с исполнением ими своих функций членам совета директоров общества. Каков источник списания этих расходов у акционерного общества? Можно ли их списать на себестоимость продукции (работ, услуг)?

     
     Согласно подпункту "а" п. 2 Положения о составе затрат, которым следует руководствоваться в соответствии со ст. 4 Закона РФ от 27.12.1991 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (с изменениями и дополнениями) и п. 2.3 инструкции МНС России от 15.06.2000 N 62 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций" (далее - Инструкция N 62) до принятия федерального закона по налогу на прибыль, в себестоимость продукции (работ, услуг) организации включают затраты, которые непосредственно связаны с производством продукции (работ, услуг), обусловленные технологией и организацией производства, включая материальные затраты, расходы на оплату труда работников, занятых производством продукции, выполнением работ и оказанием услуг, расходы по контролю за производственными процессами и качеством выпускаемой продукции, сопровождению и гарантийному надзору за продукцией, устранению недостатков, выявленных в процессе ее эксплуатации, и т.п.
     
     Как следует из ст. 48, 64, 71 и других Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", совет директоров (наблюдательный совет) акционерного общества осуществляет общее руководство деятельностью общества, тем более, что как затраты по управлению производством списываются на себестоимость продукции (работ, услуг) согласно Положению о составе затрат расходы по содержанию работников аппарата управления организацией и его структурных подразделений, их материально-техническое и транспортное обслуживание при осуществлении их деятельности, в том числе затраты на содержание служебного автомобильного транспорта и компенсацию за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей.
     
     По решению общего собрания акционеров членам совета директоров (наблюдательного совета) общества в период исполнения ими своих обязанностей могут выплачиваться вознаграждения и (или) компенсироваться расходы, связанные с исполнением ими функций членов совета директоров (наблюдательного совета) общества. Размеры таких вознаграждений и компенсаций устанавливаются решением общего собрания акционеров, что соответствует п. 2 ст. 64 Федерального закона "Об акционерных обществах".
     
     Федеральный закон "Об акционерных обществах" подтверждает, что выплачиваемые вознаграждения и (или) компенсационные выплаты членам совета директоров (наблюдательного совета) не связаны с производством продукции (работ, услуг) и по этой причине у акционерных обществ нет оснований их списывать на себестоимость продукции (работ, услуг).
     

     6. Акционерный коммерческий банк, руководствуясь Федеральным законом "Об акционерных обществах", возместил командировочные расходы членам совета директоров (наблюдательного совета). Есть ли основания для списания этих расходов на расходы, включаемые в себестоимость оказываемых банками услуг?

     
     В п. 2.3 Инструкции N 62 указано, что до принятия федерального закона по перечню затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг) при определении расходов, включаемых в себестоимость оказываемых банками услуг, и иных расходов, учитываемых при расчете налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль банками, следует руководствоваться Положением об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль банками и другими кредитными учреждениями, утвержденным постановлением Правительства РФ от 16.05.1994 N 490.
     
     В п. 36 указанного Положения определено, что командировочные расходы в пределах установленных законодательством норм и нормативов включаются в состав расходов по оказанию банковских услуг, то есть услуг, связанных с банковской деятельностью.
     
     Федеральный закон "Об акционерных обществах" распространяется на все акционерные общества, созданные или создаваемые на территории Российской Федерации, если иное не установлено этим законом или иными федеральными законами.
     
     Согласно п. 3 ст. 1 указанного Федерального закона особенности создания и правового положения акционерных обществ в сферах банковской, инвестиционной и страховой деятельности определяются федеральными законами.
     
     Как Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ, так и другие федеральные законы об акционерных обществах должны быть разработаны и приняты в соответствии с ГК РФ, в ст. 103 которого определены функции, выполняемые членами совета директоров (наблюдательного совета), которые также поименованы в ст. 65 вышеуказанного Федерального закона.
     
     К исключительной компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества не относятся вопросы, которые обеспечивали бы функции по осуществлению производства продукции (работ, услуг), и в связи с этим возмещаемые расходы по командировкам членам совета директоров (наблюдательного совета), прибывшим на очередное заседание, не могут быть списаны как расходы по оказанию банковских услуг.
     

     7. Организация-комитент отгрузила продукцию потребителю, но с участием в расчетах комиссионера. Денежные средства поступили на счет комиссионера от покупателя. Считается ли в этом случае выручка от реализации продукции у комитента при учетной политике для целей налогообложения по оплате?

     
     Согласно п. 13 Положения о составе затрат до принятия федерального закона о перечне затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), организации могут определять выручку для целей налогообложения от реализации либо по мере ее  оплаты (при безналичных расчетах - по мере поступления средств за товары (работы, услуги) на счета в учреждения банков, а при расчетах наличными деньгами - по поступлении средств в кассу), либо по мере отгрузки товаров (выполнения работ, услуг) и предъявления покупателю (заказчику) расчетных документов.
     
     Как План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и Инструкция по его применению, утвержденные приказом Минфина СССР от 01.11.1991 N 56, так и План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению, утвержденные приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, определили порядок отражения отгруженной продукции (товаров), выручка от продажи которой определенное время не может быть признана в бухгалтерском учете, в том числе и по готовым изделиям, переданным другим организациям для продажи на комиссионных началах.
     
     Согласно указанным нормативным документам принятые на учет по счету 45 "Товары отгруженные" товары списываются на счет 90 "Продажи" одновременно с признанием выручки от продажи продукции (товаров) либо при поступлении извещения комиссионера о продаже переданных ему изделий.
     
     Так как отгружала продукцию покупателю (заказчику) сама организация-комитент, а не организация-комиссионер, которая явилась участницей только в расчетах, то даже при выборе метода расчета выручки от реализации продукции (работ, услуг) по оплате для целей налогообложения при поступлении денег за отгруженную продукцию на счета организации-комиссионера это будет являться основанием для исчисления соответствующих налогов, тем более, что это подтверждено п. 14 информационного письма Президиума ВАС РФ от 14.11.1997 N 22 "Обзор судебной практики применения законодательства о налоге на прибыль".
     

     8. Организация осуществляет несколько видов деятельности, в том числе отдельные виды деятельности переведены на единый налог на вмененный доход. Как в этом случае правильно распределить расходы, учтенные на счетах 25 "Общепроизводственные расходы", 26 "Общехозяйственные расходы"?

     
     В ст. 4 Федерального закона от 31.07.1998 N 148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" установлено, что при осуществлении нескольких видов деятельности на основе свидетельства учет доходов и расходов ведется раздельно по каждому виду деятельности.
     
     На счетах 25 "Общепроизводственные расходы", 26 "Общехозяйственные расходы" учитываются расходы по обслуживанию основных и вспомогательных производств организации, а также расходы по управлению организацией, к которым, в частности, относятся расходы по содержанию и эксплуатации машин и оборудования; амортизационные отчисления; за-траты на ремонт основных средств и иного имущества; расходы по страхованию имущества; расходы на отопление, освещение и содержание помещений; арендная плата; оплата труда работников, занятых обслуживанием производства и общехозяйственной деятельностью; расходы по оплате информационных, аудиторских, консультационных и т.п. услуг; другие аналогичные по назначению расходы.
     
     Согласно п. 1.2.5 и 2.10 Инструкции N 62 расходы общепроизводственного и общехозяйственного назначения распределяются организациями пропорционально размеру выручки, полученной от видов деятельности, переведенными на уплату единого налога, и от иных видов деятельности в общей сумме выручки. По предприятиям, осуществляющим торговую деятельность, под выручкой от данного вида деятельности понимается валовая прибыль, определяемая как разность между ценой продажи и ценой покупки реализуемых товаров без НДС и акцизов.
     
     При определении общей суммы выручки для указанных целей по торговой деятельности принимается валовая прибыль, а по иным видам деятельности - выручка от реализации продукции (работ, услуг).
     

     9. Организация осуществляет строительство хозспособом. Необходимо ли при этом относить общехозяйственные расходы на счет 08 "Вложения во внеоборотные активы"?

     
     Как определено в Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, на счете 26 "Общехозяйственные расходы" учитываются расходы, связанные с нуждами управления и не имеющие отношения непосредственно к производственному процессу.
     
     К указанным расходам, например, относятся следующие виды расходов: административно-управленческие расходы; содержание общехозяйственного персонала, не связанного с производственным процессом; амортизационные отчисления и расходы на ремонт основных средств управленческого и общехозяйственного назначения; арендная плата за помещения общехозяйственного назначения; расходы по оплате информационных, аудиторских, консультационных и т.п. услуг; другие аналогичные по назначению управленческие расходы.
     
     В соответствии с Планом счетов и Инструкцией по его применению общехозяйственные расходы отражаются на счете 26 "Общехозяйственные расходы" по дебету в корреспонденции с кредитом счетов учета производственных запасов, расчетов с работниками по оплате труда, расчетов с другими организациями (лицами) и др.
     
     Состав и статьи общехозяйственных (накладных) расходов, учитываемых на счете 26, устанавливаются министерствами и ведомствами в отраслевых инструкциях по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции.
     
     Учтенные на счете 26 "Общехозяйственные расходы" фактические затраты подлежат списанию на счета учета основного и вспомогательных производств.
     
     Следовательно, часть общехозяйственных расходов списывается и на стоимость строительно-монтажных работ, осуществленных хозспособом, о чем свидетельствует приведенная корреспонденция счета 26 "Общехозяйственные расходы" со счетами в Инструкции по применению Плана счетов.
     

     10. В п. 15 Положения о составе затрат предусмотрено отражать как внереализационные расходы затраты по аннулированным производственным заказам, а также затраты на производство, не давшее продукции. Принимаются ли эти затраты при расчете налогооблагаемой базы?

     
     В п. 2 ст. 2 Закона РФ от 27.12.1991 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (с изменениями и дополнениями) установлен порядок исчисления облагаемой прибыли, согласно которому объектом обложения налогом на прибыль является валовая прибыль, представляющая собой сумму прибыли (убытка) от реализации продукции (работ, услуг), основных фондов (включая земельные участки), иного имущества предприятия и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям. Аналогичный порядок изложен в п. 2.1-2.2 Инструкции МНС России N 62.
     
     Согласно п. 15 Положения о составе затрат в состав внереализационных расходов включаются затраты по аннулированным производственным заказам, а также затраты на производство, не давшее продукции.
     
     При наличии указанных затрат в организации должны быть выяснены причины их возникновения и выявлены виновные в этом лица.
     
     Если покупатель (заказчик) отказался от поставки продукции (работ, услуг), поставщик-производитель имеет в соответствии со ст. 15 ГК РФ право на возмещение причиненных убытков, то есть произведенных затрат за вычетом стоимости ценностей, возможных к использованию или реализации, списание которых производится по дебету счета 10 "Материалы" или других счетов по учету оприходованных ценностей и кредиту счета 20 "Основное производство".
     
     Под убытками, возмещаемыми виновным лицом, понимаются также и доходы от упущенной выгоды, которые могли быть получены при обычных условиях гражданского оборота, если бы право на возмещение убытков не было нарушено. О полном возмещении убытков потерпевшей стороне свидетельствует и ст. 1082 ГК РФ и др.
     
     В связи с указанным в ст. 14 Положения о составе затрат установлено получение и отражение доходов от операций, непосредственно не связанных с производством и реализацией продукции (работ, услуг), в состав которых должны быть включены доходы (поступления) в возмещение причиненных организацией убытков согласно п. 8 Положения по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99, утвержденного приказом Минфина России от 06.05.1999 N 32н (с изменениями и дополнениями).
     
     Без возмещения затрат на производство, не давшее продукции, организация не может уменьшать облагаемую базу по налогу на прибыль.
     

     11. В подпункте "у" п. 2 Положения о составе затрат определен порядок, согласно которому в состав затрат, связанных со сбытом продукции, включаются расходы на рекламу и другие расходы. Подлежат ли они нормированию при исчислении себестоимости выпускаемой продукции для целей налогообложения?

     
     Согласно подпункту "у" п. 2 Положения о составе затрат в себестоимость продукции (работ, услуг) включаются затраты, связанные непосредственно со сбытом продукции, а именно: упаковка, хранение, транспортировка до пункта, обусловленного договором поставки; погрузка в транспортные средства (кроме случаев, когда они возмещаются покупателями сверх цены на продукцию); оплата услуг банков по осуществлению в соответствии с заключенными договорами торгово-комиссионных (факторинговых) и других аналогичных операций; реклама, включая участие в выставках, ярмарках; стоимость образцов товаров, переданных в соответствии с контрактами, соглашениями и иными документами непосредственно покупателям или посредническим организациям бесплатно и не подлежащих возврату; другие аналогичные затраты.
     
     Из вышеуказанных расходов расходы на рекламу включаются в себестоимость продукции (работ, услуг) в пределах норм, утвержденных в установленном порядке.
     
     С 1 апреля 2001 года приказом Минфина России от 01.03.2001 N 18н "О внесении изменений и дополнений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 15.03.2000 N 26н “О нормах и нормативах на представительские расходы на рекламу и на подготовку и переподготовку кадров на договорной основе с учебными заведениями, регулирующих размер отнесения этих расходов на себестоимость продукции (работ, услуг) для целей налогообложения и порядке их применения”" увеличены предельные размеры расходов на рекламу в 1,5 раза по сравнению с размерами, которые были ранее.
     
     Другие расходы по сбыту продукции не подлежат нормированию.
     
     Однако, учитывая п. 4 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н, одной из основных задач бухгалтерского учета в соответствии с Федеральным законом от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" является предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации, обеспечение финансовой устойчивости.
     
     Следовательно, при включении тех или иных расходов по сбыту продукции в себестоимость продукции необходимо учесть, будут ли они возмещены потребителем.
     

     12. В п. 72 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации предусмотрен порядок создания резерва на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание. Учитывается ли этот резерв для целей налогообложения?

     
     В соответствии с п. 72 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации наравне с другими резервами предусмотрено создание резерва на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание в целях равномерного включения предстоящих расходов в издержки производства.
     
     Однако, учитывая п. 3 Положения о составе затрат, в фактической себестоимости могут быть отражены затраты на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание изделий, на которые установлен гарантийный срок службы и не предусмотрено образование резерва на указанные расходы.
     
     Кроме того, в п. 1 Положения о составе затрат указано, что себестоимость продукции (работ, услуг) представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию, то есть дополнительно подтверждается, что состав затрат на производство продукции (работ, услуг) состоит из фактически осуществленных расходов.
     
     В п. 3.55 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49, указано, что при образовании разрешенных в установленном порядке резервов на покрытие каких-либо расходов и убытков, инвентаризационная комиссия проверяет правильность их расчета и обоснованность на конец отчетного года.
     

     13. В строительных организациях при определении стоимости используемых в производстве материалов наряду с другими используется метод планово-расчетных цен - франко-приобъектный склад с выделением отклонений фактической себестоимости материалов от их стоимости по планово-расчетным ценам. Какая принимается в этом случае стоимость для целей налогообложения, в том числе и тогда, когда фактические затраты по использованному в строительстве сырью превышают планово-расчетные данные?

     
     Как следует из п. 4.14 Типовых методических рекомендаций по планированию и учету себестоимости строительных работ, утвержденных Минстроем России 04.12.1995 N БЕ-11-260/7, строительная организация может применять при определении стоимости используемых в производстве материалов один из методов оценки запасов, списываемых в производство: метод планово-расчетных цен - франко-приобъектный склад с отдельным учетом отклонений фактической себестоимости материалов от их стоимости по планово-расчетным ценам.
     
     При учете материалов по планово-расчетным ценам - франко-приобъектный склад и отдельным учетом отклонений фактической себестоимости материалов от их стоимости по планово-расчетным ценам строительные организации определяют номенклатуру материалов, по которым устанавливаются планово-расчетные цены, в пределах наименования, видов и групп материальных ценностей.
     
     Отклонения фактической себестоимости материалов от их стоимости по планово-расчетным ценам учитываются по принятым в строительной организации видам производственных запасов и ежемесячно списываются на счета учета использования материалов, а также на объекты пропорционально планово-расчетной стоимости израсходованных и отпущенных материалов (за исключением части отклонений, относящейся к планово-расчетной стоимости остатка материалов на конец месяца).
     
     В случае значительного отклонения фактической себестоимости материалов от их стоимости по планово-расчетным ценам и в целях анализа отклонений бухгалтерия может вести специальные карточки определения и распределения отклонений по основным видам материалов.
     
     Но указанное вовсе не означает, что для целей налогообложения следует учитывать стоимость материалов по планово-расчетным ценам.
     
     Во всех случаях необходимо принимать во внимание п. 2.9 указанных выше Методических рекомендаций, который свидетельствует о том, что по статье "Материалы" строительные организации отражают произведенные ими затраты на используемые непосредственно при выполнении строительных работ материалы, строительные конструкции, детали, топливо, электроэнергию, пар, воду и другие виды материальных ресурсов.
     
     Указанные затраты определяются исходя из стоимости приобретения этих ресурсов, расходов на их доставку до приобъектного склада и заготовительно-складских расходов, включая затраты на комплектацию материалов, осуществляемую конторами материально-технического снабжения или управлениями производственно-технологической комплектации.
     
     Следовательно, если фактические затраты по материальным ценностям превышают планово-расчетные данные, то для целей налогообложения принимаются данные по фактической стоимости используемых непосредственно при осуществлении строительных работ материалов.
     

     14. Как исчисляется себестоимость затрат по переработке сельскохозяйственной продукции в подсобных промышленных производствах сельского хозяйства?

     
     Порядок исчисления себестоимости производимой продукции в подсобных промышленных производствах по переработке сельскохозяйственной продукции определен Минсельхозом России в разделе 7 Методических рекомендаций по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции (работ, услуг) в сельском хозяйстве от 04.07.1996 N П-4-24/2068 в части сырья и материалов и заключается в следующем.
     
     Исчисление себестоимости продукции подсобных (промышленных) производств по переработке сельскохозяйственной продукции производится исходя из суммы затрат на выработку продукции (за вычетом стоимости возвратных и безвозвратных отходов по цене возможной реализации или использования) и объемов производства продукции.
     
     Под возвратными отходами производства понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов и других видов материальных ресурсов, образовавшиеся в процессе производства продукции (работ, услуг), утратившие полностью или частично потребительские качества исходного ресурса (химические или физические свойства) и в силу этого используемые с повышенными затратами (понижением выхода продукции) или вовсе не используемые по прямому назначению.
     
     Не могут быть отнесены к возвратным отходам остатки материальных ресурсов, которые в соответствии с установленной технологией передаются в другие цеха, подразделения в качестве полноценного материала для производства других видов продукции (работ, услуг).
     
     Исходя из Инструкции по применению Плана счетов сельскохозяйственная продукция, заготовленная для переработки, учитывается на счете 10 "Материалы". В аналогичном порядке подлежат учету остатки материальных ресурсов, пригодные к использованию в других подразделениях сельского хозяйства.
     
     Возвратные отходы оцениваются в следующем порядке:
     
     по пониженной цене исходного материального ресурса (по цене возможного использования), если отходы могут быть использованы для основного производства, но с повышенными затратами (пониженным выходом готовой продукции), для нужд вспомогательного производства, изготовления предметов широкого потребления (товаров культурно-бытового назначения и хозяйственного обихода) или реализованы на сторону;
     
     по полной цене исходного материального ресурса, если отходы реализуются на сторону для использования в качестве полноценного ресурса.
     
     Иначе говоря, если в подсобных (промышленных) производствах при переработке сельскохозяйственной продукции приходуются возвратные отходы по цене возможной реализации или использования, то на эти суммы снижается стоимость материальных ценностей, используемых при переработке сельскохозяйственной продукции.
     
     Себестоимость продукции при ее переработке определяется исходя из фактических затрат за минусом оприходованных возвратных отходов.
     

     15. Существует ли обязанность у налогоплательщиков сдавать в установленном порядке квартальную бухгалтерскую отчетность?

     
     Статьей 15 Федерального закона "О бухгалтерском учете" установлено, что все организации, за исключением бюджетных (для которых установлен специальный порядок), обязаны представлять квартальную бухгалтерскую отчетность в течение 30 дней по окончании квартала учредителям, участникам организации или собственникам ее имущества, территориальным органам государственной статистики по месту регистрации. Государственные и муниципальные унитарные предприятия представляют бухгалтерскую отчетность органам, уполномоченным управлять государственным имуществом.
     
     Другим органам исполнительной власти, банкам и иным пользователям бухгалтерская отчетность представляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
     
     Федеральный закон от 09.07.1999 N 154-ФЗ внес поправку в подпункт 4 п. 1 ст. 23 НК РФ в части представления налогоплательщиком бухгалтерской отчетности в налоговые органы.
     
     В разделе XI Положения по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" ПБУ 4/99, утвержденного приказом Минфина России от 06.07.1999 N 43н, определен состав промежуточной бухгалтерской отчетности.
     
     Промежуточная (квартальная) бухгалтерская отчетность организаций состоит из бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках, если иное не установлено законодательством Российской Федерации или учредителями (участниками) организации.
     
     Однако в п. 2 Указаний об объеме форм бухгалтерской отчетности, утвержденных приказом Минфина России от 13.01.2000 N 4н, отмечено, что организация может представлять в составе промежуточной бухгалтерской отчетности, кроме предусмотренных нормативными документами по бухгалтерскому учету, иные отчетные показатели, а также пояснительную записку, входящие в состав годовой бухгалтерской отчетности.