Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О своевременной уплате налоговых платежей коммерческими банками


О своевременной уплате налоговых платежей коммерческими банками

     
     Л.Л. Теймуразова,
     
А.Т. Володина

     
     Период, прошедший после августовского кризиса 1998 года, показал, что банковская система России не только успешно справилась с последствиями кризиса, но и набирает темпы развития.
     
     По итогам 2000 года и первого квартала 2001 года впервые за последние годы отмечено сокращение недоимки по налоговым платежам в федеральный бюджет. Вместе с тем в 2000 году наблюдался существенный рост объема отсроченных налоговых платежей в федеральный бюджет, связанный в основном с проведением реструктуризации кредиторской задолженности предприятий по налогам на основании постановления Правительства РФ от 03.09.1999 N 1002 "О порядке и сроках проведения в 1999 году реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом" и с предоставлением отсрочек по решениям арбитражных судов о несостоятельности (банкротстве) предприятий. В целом за 2000 год отсроченные платежи в федеральный бюджет возросли в 2,8 раза (за 1999 год - в 1,6 раза) и на 1 января 2001 года достигли 49,5 млрд руб.
     
     Просроченная кредиторская задолженность предприятий и организаций по полученным кредитам и займам увеличилась за 2000 год на 14,2 % и на 1 января 2001 года составила 103,7 млрд руб. Происходивший в 2000 году рост просроченной кредиторской задолженности предприятий и организаций по полученным кредитам и займам и частая смена тенденций в изменении ее объемов свидетельствовали не только об очевидных просчетах в формировании кредитного портфеля отдельными кредитными организациями и о слабости финансового менеджмента хозяйствующих субъектов, но и о сохраняющейся практике использования технологии неплатежей в финансовых расчетах реального сектора экономики с банковской системой.
     
     МНС России в 2000 году обеспечило поступления в федеральный бюджет в объеме 709 млрд руб.  (с учетом платежей в целевые бюджетные фонды), на 40 % превысив годовое задание по постановлению Правительства РФ от 13.03.2000 N 222. Однако следует отметить, что доля поступлений налоговых платежей от банковской деятельности в общем объеме налоговых платежей составляет не более 3 %, что крайне незначительно. И поэтому большое значение приобретает функция банка как посредника при перечислении налогов в бюджет от предприятий и организаций.
     
     В результате экономического кризиса 1997-1998 годов в проблемных банках зависло много налоговых платежей. Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 12.10.1998 N 24-П установлено, что обязанность юридического лица по уплате налога признается исполненной со дня списания кредитным учреждением платежа с расчетного счета. Однако вышеуказанным постановлением не была определена ситуация, когда списание банком денежных средств с расчетного счета налогоплательщика осуществляется при фактическом их отсутствии на корреспондентском счете банка или при использовании вексельных и других безденежных схем.
     
     Указанной ситуацией неправомерно воспользовались налогоплательщики, вступившие в сговор с коммерческими банками с целью уклонения от уплаты налогов. Наиболее злоупотребляли этим негативным явлением табачные, ликероводочные, спиртопроизводящие предприятия страны.
     
     В результате систематизации и обработки представленных налоговыми органами документов были выявлены основные финансовые схемы, используемые для ухода от уплаты налогов и сборов в бюджет.
     
     Анализ сложившейся ситуации показал, что отдельные неплатежеспособные банки (чаще зарегистрированные в г. Москве) с ноября 1998 года стали активно использовать так называемые "вексельные" схемы. В рамках такой схемы неплатежеспособный банк передает посреднической фирме свой вексель. По согласованию с посреднической фирмой налогоплательщик, выпускающий высоколиквидную продукцию, открывает в данном банке свой счет, далее посредническая фирма заключает с налогоплательщиком договор мены, по которому вексель проблемного банка обменивается на векселя данного налогоплательщика. Имея на руках вексель банка, налогоплательщик предъявляет этот вексель в банк-эмитент. Банк зачисляет на расчетный счет налогоплательщика средства от погашения векселя. Этим же днем налогоплательщик направляет в банк платежные поручения на перечисление платежей в бюджет, на основании которых банк списывает с расчетного счета налогоплательщика указанные средства, но не перечисляет их в бюджет из-за отсутствия средств на своем корреспондентском счете. Таким образом, обязанность по уплате налогов в бюджет для налогоплательщика считается исполненной. Вся ответственность за неперечисление платежей в бюджет в соответствии с действующим законодательством возлагается на банк.
     
     Отличительной чертой большинства специальных схем является то, что деньги на расчетный счет налогоплательщика поступают не из другого банка, а создаются проблемным банком путем внутрибанковских проводок. Учитывая наличие умысла при рассмотрении большинства упомянутых выше налоговых нарушений, территориальным налоговым инспекциям рекомендовано проводить массовые налоговые проверки совместно с органами налоговой полиции.
     
     В отношении клиента КБ "Миссион-банк" ОАО "Московский комбинат шампанских вин", использующего вексельную схему уплаты налогов, органами налоговой полиции возбуждено и расследуется уголовное дело по факту нарушения законодательства о налогах и сборах в соответствии со ст. 199 УК РФ.
     
     В процессе анализа поступивших документов налогоплательщиков Комиссия выявила следующие признаки мошеннических финансовых схем: осуществление налоговых платежей через заведомо неплатежеспособные, как правило, московские коммерческие банки; открытие расчетных счетов для проведения одной-единственной операции с целью списания налогового платежа; отсутствие денежных средств на корреспондентском счете банка на момент появления записей на расчетных счетах налогоплательщиков, а также в момент платежа и др. Кроме того, остатки на расчетных счетах налогоплательщиков формировались, как правило, с помощью погашения ничем не обеспеченных векселей и иных ценных бумаг самих неплатежеспособных банков.
     
     Централизованная система рассмотрения вопросов о списании фиктивных средств с расчетных счетов налогоплательщиков позволила приостановить массовые правонарушения и тем самым предотвратить ущерб государству более чем на 20 млрд рублей.
     
     Работа Комиссии показала, что практически во всех случаях, когда выявляются признаки использования мошеннических схем, а на счетах налогоплательщиков отсутствуют реальные деньги, необходимо вмешательство правоохранительных органов, поскольку дальнейшие процессуальные действия по определению признаков правонарушений выходят за рамки компетенции налоговых органов.
     
     В результате деятельности органов МНС России и ФСНП России налогоплательщики стали отзывать платежные поручения из неплатежеспособных банков. После отзыва платежных поручений налогоплательщики обязались провести эти платежи через нормально функционирующие банки, то есть пополнить бюджет на указанную сумму. К настоящему времени сумма отозванных налогоплательщиками платежных поручений составила почти 1 млрд рублей. Кроме того, получен ряд писем от нефтяных, газовых и других организаций, в которых говорится о готовности пересмотреть практику платежей через неплатежеспособные банки.
     
     По инициативе МНС России в соответствии с протоколом заседания Комиссии Правительства РФ по совершенствованию налоговой системы и обеспечению доходов федерального бюджета от 16.09.1999 N 1 при участии ФСНП России создана Межведомственная рабочая группа по оперативной подготовке мер, направленных на предотвращение злоупотреблений, допускаемых некоторыми коммерческими банками и их клиентами при перечислении налоговых платежей в бюджет. В Межведомственную рабочую группу (МРГ) вошли представители Аппарата Президента Российской Федерации, Аппарата Правительства РФ, ФСНП России, МВД России, ФСБ России, Минфина России, Банка России, МНС России.
     
     Основной целью создания МРГ было принятие оперативных мер в отношении банков, занимающихся сговором с налогоплательщиками в проведении мошеннических операций по уходу от уплаты налогов.
     
     С момента образования МРГ проведено 9 заседаний, на которых рассмотрена деятельность 41 кредитной организации и оформлены ходатайства об отзыве лицензий на осуществление банковской деятельности по 33 банкам, из них в настоящее время отозваны лицензии на осуществление банковской деятельности у 26 коммерческих банков.
     
     Анализ материалов, поступающих в МНС России и ФСНП России, свидетельствует о том, что необходимо обратить внимание на проверку не только неплатежеспособных банков, но и фирм-посредников,  участвующих в мошеннических сделках. Такой подход позволит своевременно выявлять реальность сформированных на расчетных счетах налогоплательщиков остатков денежных средств.
     
     МНС России инициировало заключение с Банком России соглашения об обмене сведениями ограниченного распространения по проблемам, связанным с нарушениями законодательства о налогах и сборах, включая нарушения кредитными организациями обязанностей по своевременному исполнению поручений налогоплательщиков на перечисление налоговых платежей в бюджеты всех уровней, а также решений налоговых органов по актам налоговых проверок, подписанного 11 апреля 2000 года.
     
     В соответствии с указанным соглашением Банк России представляет сведения о банках, к которым применены меры пруденциального надзора в соответствии с письмом Банка России от 18.06.1999 N 182-Т. Информация, представляемая Банком России о коммерческих банках, которые предположительно готовятся к реализации схемы проведения фиктивных платежей в бюджеты всех уровней, в оперативном порядке доводится МНС России до сведения территориальных налоговых органов с целью предупреждения такого рода нарушений.
     
     Анализ информации, поступающей от Банка России, показывает, что по состоянию на 01.01.2001 мера воздействия в виде ограничения на осуществление проведения платежей в бюджет была неоднократно применена к 36 коммерческим банкам за период с июля 1999 года по настоящее время.
     
     В сложившихся условиях, по мнению МНС России, было бы целесообразно предложить Банку России рассматривать вопрос об отзыве лицензии на осуществление банковских операций по результатам одноразового применения меры воздействия, предусмотренной письмом Банка России от 18.06.1999 N 182-Т.
     
     В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 08.07.1999 N 144-ФЗ "О реструктуризации кредитных организаций" и п. 4.1 инструкции Банка России от 31.03.1997 N 59 "О применении к кредитным организациям мер воздействия за нарушения пруденциальных норм деятельности" к кредитным организациям, находящимся под управлением Агентства по реструктуризации кредитных организаций (АРКО), не применяются предусмотренные ст. 75 Федерального закона от 02.12.1990 N 394-1 "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" принудительные меры воздействия за нарушение требований банковского законодательства.
     
     Учитывая, что после введения под управление АРКО кредитная организация продолжает работать с клиентами в обычном режиме, но никакие меры воздействия к ней применены быть не могут, создаются условия для злоупотреблений со стороны коммерческих банков и их клиентов при перечислении платежей в бюджет.
     
     Примером такого положения является рост задолженности по налоговым платежам АКБ "СБС-АГРО".
     
     Для исправления сложившейся ситуации было бы целесообразно кроме принимаемых в настоящее время мер (направление материалов в правоохранительные органы) Банку России с участием АРКО внести изменения в действующие законодательные и нормативные акты, предусматривающие применение мер воздействия со стороны Банка России к кредитным организациям, находящимся под управлением АРКО.
     
     В целях улучшения ситуации по исполнению банками и иными кредитными организациями платежных поручений налогоплательщиков на перечисление денежных средств в бюджеты всех уровней и ликвидации связанного с этим особого вида "теневого" бизнеса с многомиллиардными оборотами необходимо внести изменения в ст. 45 НК РФ, установив, что обязанность налогоплательщика по уплате налога (сбора) следует считать исполненной с момента фактического зачисления соответствующих сумм на счета по учету доходов бюджетов (государственных внебюджетных фондов).
     
     При этом следует иметь в виду, что обязанность по уплате налога не признается исполненной в случае, если денежные средства, направляемые в бюджет (государственные внебюджетные фонды), не были списаны с корреспондентского счета банка в течение одного операционного дня, следующего за днем получения банком поручения налогоплательщика или инкассового поручения, распоряжения налогового и таможенного органов.
     
     В части установления порядка действий кредитных организаций по возврату платежных поручений при отсутствии денежных средств на корреспондентском счете (субсчете) банка на момент исполнения им поручения налогоплательщика на перечисление налога (пеней, штрафа, уплачиваемого за совершение налогового правонарушения) в бюджеты (государственные внебюджетные фонды) банк обязан не позднее дня, следующего за днем истечения установленного НК РФ срока перечисления указанного налога (пеней, штрафа), вернуть налогоплательщику его неисполненное поручение, а также известить соответствующий налоговый орган (таможенный орган) о неисполнении им поручения налогоплательщика и дате возврата налогоплательщику неисполненного поручения на перечисление налога (пеней, штрафа).