Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Практика исчисления и уплаты единого социального налога


Практика исчисления и уплаты единого социального налога *1

     

Н.Н. Шелемех,
государственный советник налоговой службы II ранга
     
Л.В. Комарова,
советник налоговой службы III ранга, Московская обл.     

     _____
     *1 Окончание. Начало см.: Налоговый вестник. - 2001. - N 6. - С. 45.
     

     Статьей 237 НК РФ определено включение материальной выгоды, полученной работником в виде экономии на процентах при получении работником от работодателя заемных средств, в налоговую базу для исчисления ЕСН. Таким образом, плательщик ЕСН - юридическое лицо должно исчислять ежемесячно материальную выгоду по заемным средствам, предоставленным работнику на льготных условиях, начислять ЕСН и перечислять его в бюджет. Каким образом производить исчисление ЕСН с сумм материальной выгоды в виде экономии на процентах при получении работником от работодателя заемных средств на льготных условиях в случае, если налогоплательщик-физическое лицо не уполномочил налогового агента (юридическое лицо) на перечисления суммы налога на доходы, исчисленной с материальной выгоды?

     
     В ст. 237 НК РФ, определяющей порядок формирования налоговой базы по ЕСН, указано, что при расчете налоговой базы выплаты и иные вознаграждения, полученные в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг), учитываются как стоимость этих товаров (работ, услуг) на день их получения, исчисленная исходя из рыночных цен (тарифов), определенных с учетом положений ст. 40 НК РФ, а при государственном регулировании цен (тарифов) на эти товары (работы, услуги) - исходя из государственных регулируемых розничных цен.
     
     В аналогичном порядке учитывается материальная выгода, получаемая работником и (или) членами его семьи за счет работодателя. К одной из категорий материальной выгоды, перечисленных в п. 4 ст. 237 НК РФ, относится материальная выгода в виде экономии на процентах при получении работником от работодателя заемных средств на льготных условиях, определяемая в порядке, предусмотренном п. 2 ст. 212 НК РФ и Методическими рекомендациями по порядку применения главы 23 "Налог на доходы физических лиц" НК РФ, утвержденными приказом МНС России от 29.11.2000 N БГ-3-08/415.
     
     Исходя из вышеизложенного независимо от того, уполномочил или не уполномочил налогоплательщик-физическое лицо организацию, выдавшую заемные средства, участвовать в отношениях по уплате налога на доходы с материальной выгоды, при исчислении ЕСН организацией, выступающей по отношению к данному физическому лицу работодателем, она обязана включить в налоговую базу по ЕСН (которая согласно п. 2 ст. 237 НК РФ определяется отдельно по каждому работнику) и материальную выгоду, полученную от экономии на процентах при получении работником от работодателя заемных средств на льготных условиях.
     
     Следует иметь в виду, что плательщиком ЕСН, в том числе и с материальной выгоды, является организация-работодатель, а не физическое лицо.
     

     Наша организация (лечебно-производственные трудовые мастерские) ранее, до 1 января 2001 года, была освобождена от уплаты налога в Фонд обязательного медицинского страхования, так как мы работаем с инвалидами, имеющими психические заболевания. Просим разъяснить: имеем ли мы право на льготное налогообложение по ЕСН, и если да, то каков порядок ее получения?

     
     В п. 18-19 Методических рекомендаций по порядку исчисления и уплаты ЕСН разъяснено следующее.
     
     Правомерность использования организациями льготы подтверждается при представлении ими совместно с налоговой декларацией списка работающих инвалидов (номера и даты выдачи справки учреждения медико-социальной экспертизы, подтверждающей факт установления инвалидности на каждого инвалида).
     
     В соответствии с п. 28 Положения о признании лица инвалидом, утвержденного постановлением Правительства РФ от 13.08.1996 N 965 "О порядке признания граждан инвалидами", в зависимости от степени нарушений функций организма и ограничения жизнедеятельности лицу, признанному инвалидом, инвалидность устанавливается на определенный срок. Так, инвалидность I группы устанавливается на 2 года, II и III групп - на 1 год.
     
     Данная льгота не распространяется на работодателей - индивидуальных предпринимателей и иных категорий, предусмотренных подпунктом 1 п. 1 ст. 239 НК РФ.
     
     Согласно подпункту 2 п. 1 ст. 239 НК РФ от уплаты налога с сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих 100 000 рублей в течение налогового периода на каждого отдельного работника, освобождаются следующие категории работодателей:
     
     а) общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 %, их региональные и местные отделения.
     
     В соответствии со ст. 33 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" общественными организациями инвалидов признаются организации, созданные инвалидами и лицами, представляющими их интересы, в целях защиты прав и законных интересов инвалидов, обеспечения им равных с другими гражданами возможностей решения задач общественной интеграции инвалидов, среди членов которых инвалиды и их законные представители (один из родителей, усыновитель, опекун или попечитель) составляют не менее 80 %, а также союзы (ассоциации) указанных организаций.
     
     Для получения льготы общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 %, и их структурные подразделения должны документально подтвердить, что среди членов этих организаций инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 %. К законным представителям инвалидов относятся: один из родителей, усыновитель, опекун или попечитель;
     
     б) организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов и в которых среднесписочная численность инвалидов составляет не менее 50 %, а доля заработной платы инвалидов в фонде оплаты труда составляет не менее 25 %. В случае изменения численности работающих инвалидов и фонда их заработной платы в фонде оплаты труда производится перерасчет по налогу за соответствующий период;
     
     в) учреждения, созданные для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных социальных целей, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям, единственными собственниками имущества которых являются указанные общественные организации инвалидов.
     
     Льготы по уплате налога предоставляются учреждениям, единственным собственником имущества которых являются общественные организации инвалидов на основании учредительных документов (решение учредителя о создании организации, устав, положение), в которых должны содержаться сведения о собственнике имущества данной организации (реестра акционеров), при наличии в учредительных документах организации записи о том, что они созданы для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных социальных целей, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям.
     
     Следовательно, вопрос об освобождении от уплаты ЕСН может быть рассмотрен налоговыми органами при представлении организацией всех документов, подтверждающих ее право на налоговые льготы.
     
     До решения же вопроса о представлении (или непредставлении) организации льготы трудовые мастерские согласно ст. 243 НК РФ должны производить исчисление и уплату авансовых платежей по ЕСН (по форме, предусмотренной приложением N 1 к приказу МНС России от 29.12.2000 N БГ-3-07/469).
     

     Наше акционерное общество (далее - Общество) зарегистрировано в установленном порядке на территории Московской области в г. Подольске.

     
     Вместе с тем Общество имеет на территории г. Москвы обособленные подразделения, которые в соответствии со ст. 83 НК РФ состоят на учете в территориальных ИМНС г. Москвы, не имеют самостоятельного баланса и расчетного счета, а бухгалтерский учет ведется централизованно.

     
     Работники Общества оформлены на работу в установленном порядке как в г. Подольске - по месту нахождения головной организации, так и по месту расположения обособленных подразделений.

     
     До 31 декабря 2000 года Общество уплачивало страховые взносы за своих работников в соответствующие фонды по месту нахождения головного предприятия, то есть в г. Подольске. В связи с вступлением в силу части второй НК РФ и заменой сборов в фонды ЕСН Общество просит разъяснить, где ему надлежит уплачивать ЕСН за своих работников: по месту нахождения Общества или по месту нахождения его обособленных подразделений - за тех работников, которые числятся в этих подразделениях?

     
     Пунктом 9 ст. 243 НК РФ, устанавливающей порядок исчисления, порядок и сроки уплаты ЕСН налогоплательщиками-работодателями, определено, что налогоплательщики-организации, в состав которых входят обособленные подразделения, уплачивают налог по месту своего нахождения, а также по месту нахождения каждого из обособленных подразделений. Сумма налога, подлежащая уплате по месту нахождения обособленного подразделения, определяется исходя из величины налоговой базы, относящейся к этому обособленному подразделению.
     
     Сумма налога, подлежащая уплате по месту нахождения организации, в состав которой входят обособленные подразделения, определяется как разница между общей суммой налога, подлежащей уплате организацией в целом, и совокупной суммой налога, подлежащей уплате по месту нахождения всех обособленных подразделений организации.
     
     Указанные налогоплательщики представляют налоговые декларации по месту своего нахождения, а также по месту нахождения обособленных подразделений.
     
     Пунктом 3 этой же статьи НК РФ установлено, что по итогам отчетного периода налогоплательщики производят исчисление авансовых платежей по налогу исходя из налоговой базы, исчисленной с начала календарного года, включая последний отчетный период, и соответствующей ставки налога. Сумма авансового платежа по налогу, подлежащая уплате за отчетный период, определяется с учетом ранее уплаченных сумм авансовых платежей.
     
     Следовательно, исходя из вышеизложенного акционерное общество должно ежемесячно до 20-го числа месяца, следующего за отчетным, представлять расчеты по авансовым платежам по ЕСН для организаций, выступающих в качестве работодателей (по форме, предусмотренной приложением N 1 к приказу МНС России от 29.12.2000 N БГ-3-07/469) в ИМНС России по г. Подольску и в ИМНС России по г. Москве, причем сумма налога, подлежащая уплате по месту нахождения общества с ограниченной ответственностью (г. Подольск) будет определяться как разница между общей суммой налога, подлежащей уплате организацией в целом, и совокупной суммой налога, подлежащей уплате по месту нахождения всех обособленных подразделений (в случае, указанном в вопросе, - в г. Москве).
     
     По окончании налогового периода (календарного года) акционерное общество будет обязано представить в вышеуказанные налоговые органы налоговую декларацию по ЕСН по форме, предусмотренной приложением N 1 к приказу МНС России от 29.12.2000 N БГ-3-07/468.
     
     Кроме того, в п. 26 Методических рекомендаций по порядку исчисления и уплаты ЕСН предусмотрено, что обособленные подразделения могут исполнять обязанности организаций, их создавших, по расчету условий для применения регрессивной шкалы налогообложения, расчету налоговых льгот, исчислению и уплате налога, вести учет расходов на цели государственного социального страхования, а также представлять в территориальные налоговые органы по месту постановки на налоговый учет расчеты по авансовым платежам, налоговые декларации по налогу и сведения о произведенных расходах на цели государственного социального страхования в порядке, предусмотренном главой 4 НК РФ.
     
     Ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обособленными подразделениями вышеуказанных обязанностей организаций, предусмотренную законодательством о налогах и сборах, несет организация.
     

     Обязан ли глава крестьянского хозяйства - индивидуальный предприниматель заключать трудовые договора с членами крестьянского хозяйства и исчислять по их доходам ЕСН?

     
     Согласно ст. 235 НК РФ к категории плательщиков налога относятся крестьянские (фермерские) хозяйства, производящие выплаты наемным работникам. Методическими рекомендациями по порядку исчисления и уплаты ЕСН разъяснено следующее.
     
     В соответствии с п. 2 ст. 23 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) глава крестьянского (фермерского) хозяйства, осуществляющий деятельность без образования юридического лица, признается предпринимателем с момента государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства.
     
     Вместе с тем крестьянское (фермерское) хозяйство, зарегистрированное до введения в действие части первой ГК РФ, согласно п. 1 ст. 1 Закона РСФСР от 22.11.1990 N 348-1 "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" наделено правами юридического лица.
     
     Таким образом, крестьянское (фермерское) хозяйство может быть представлено следующими организационно-правовыми формами:
     
     1) глава крестьянского (фермерского) хозяйства - как индивидуальный предприниматель;
     
     2) крестьянское (фермерское) хозяйство - как юридическое лицо.
     
     При этом глава крестьянского (фермерского) хозяйства и крестьянское (фермерское) хозяйство могут выступать в качестве работодателя и, следовательно, являться плательщиками налога как со своего дохода, так и с выплат и вознаграждений, начисленных наемным работникам. В этом случае они представляют в налоговый орган две декларации об уплате налога по двум основаниям и расчет по уплате авансовых платежей по налогу за наемных работников.
     
     Обязанности налогоплательщика-работодателя возлагаются в этом случае как на крестьянские (фермерские) хозяйства - юридические лица, так и на глав крестьянских фермерских хозяйств - индивидуальных предпринимателей как лиц, производящих выплаты и вознаграждения наемным работникам.
     
     Следовательно, если глава крестьянского хозяйства выступает в качестве работодателя, он обязан оформлять трудовые отношения с членами крестьянского хозяйства в соответствии с ГК РФ или КЗоТ РФ.
     

     Глава крестьянского (фермерского) хозяйства, зарегистрированный в качестве юридического лица, согласно разъяснениям, данным Методическими рекомендациями, не является работодателем по отношению к членам данного крестьянского хозяйства и, следовательно, не исчисляет ЕСН. Заключает ли он с ними трудовые договора?

     
     Согласно Методическим рекомендациям по порядку исчисления и уплаты ЕСН обязанности налогоплательщика как лица, самостоятельно получающего доходы, возлагаются на:
     
     - главу крестьянского (фермерского) хозяйства - индивидуального предпринимателя;
     
     - главу крестьянского (фермерского) хозяйства, зарегистрированного в качестве юридического лица. В данном случае глава крестьянского (фермерского) хозяйства не является работодателем по отношению к членам данного крестьянского (фермерского) хозяйства и производит лишь распределение полученного совместно дохода между членами крестьянского (фермерского) хозяйства.
     
     Следовательно, заключение трудовых договоров с членами крестьянского (фермерского) хозяйства не обязательно.
     

     Если в январе 2001 года у организации, производящей сельскохозяйственную продукцию, она составляет менее 50% от общего объема производства, то какой расчет авансовых платежей организация должна представлять - по приложению N 2 или N 4 к приказу МНС России от 29.12.2000 N БГ-3-07/469?

     
     По итогам работы за 2000 год общий объем производства сельскохозяйственной продукции превышал у организации 50 %. Какую ставку ЕСН следовало бы применять - 35,6 или 26,1 %?

     
     Статьей 235 НК РФ, устанавливающей категорию налогоплательщиков, определено, что плательщиками налога являются работодатели, производящие выплаты наемным работникам.
     
     Юридический статус предприятия, характер и род его деятельности определяются его уставными документами; органами статистики предприятию присваивается код по ОКОНХ, определяющий его отраслевую принадлежность, и т.п.
     
     В п. 22 Методических рекомендаций по порядку исчисления и уплаты ЕСН разъяснено, что при рассмотрении вопроса об отнесении сельхозпроизводителей к организациям, занятым в производстве сельскохозяйственной продукции, следует руководствоваться ст. 1 Федерального закона от 08.12.1995 N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации", в соответствии с которой к сельхозтоваропроизводителю относится юридическое лицо, осуществляющее производство сельскохозяйственной продукции, которая составляет в стоимостном выражении более 50 % общего объема производимой продукции, в том числе рыболовецкая артель (колхоз), производство сельскохозяйственной (рыбной) продукции и объем вылова водных биоресурсов в которой составляет в стоимостном выражении более 70 % общего объема производимой продукции.
     
     При отнесении продукции к сельскохозяйственной следует руководствоваться Общероссийским классификатором продукции ОК 005-93, утвержденным постановлением Правительства РФ от 01.11.1999 N 1212 "О развитии единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации".
     
     Предприятие-налогоплательщик в течение налогового периода (календарного года) самостоятельно исчисляет ЕСН и представляет в налоговые органы расчет по авансовым платежам по форме, которая соответствует роду его деятельности.
     
     По окончании налогового периода при проверке налоговой декларации налоговые органы вправе согласно ст. 93 НК РФ истребовать все необходимые документы, подтверждающие обоснованность представления данного вида декларации, и сделать соответствующие выводы о правильности (обоснованности) применения плательщиком ставки ЕСН.
     
     В случае необходимости доначисления по данному налогу они имеют право привлечь налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения.
     

     Создано муниципальное учреждение - районный центр санаторно-курортного лечения, отдыха и туризма. Целью создания учреждения является охрана и реабилитация здоровья граждан, развитие физической культуры, спорта и других социальных благ в соответствии с нормами действующего законодательства. Имеет ли право вышеназванное учреждение применить налоговую льготу согласно подпункту 2 п. 1 ст. 239 НК РФ как учреждение, созданное для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных и иных социальных целей?

     
     Статьей 239 НК РФ, устанавливающей налоговые льготы, определено, что от уплаты налога освобождаются учреждения, созданные для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных социальных целей, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям, единственными собственниками имущества которых являются указанные общественные организации инвалидов. На муниципальное предприятие вышеуказанная льгота не распространяется.
     

     Включаются ли в состав сумм, не подлежащих налогообложению, выплаты, осуществляемые за счет членских профсоюзных взносов, за выполнение трудовых обязанностей проф-активу (председателю и т.д.), включая премии?

     
     Подпунктом 13 п. 1 ст. 238 НК РФ определено, что не подлежат налогообложению выплаты, осуществляемые за счет членских профсоюзных взносов каждому члену профсоюза, при условии, что данные выплаты производятся не чаще одного раза в три месяца и не превышают 10 000 рублей в год.
     
     При применении подпункта 13 п. 1 ст. 238 НК РФ следует учитывать, что в случае если члену профсоюза выплаты за счет членских профсоюзных взносов будут производиться чаще одного раза в три месяца, то такие выплаты независимо от выплачиваемой суммы подлежат налогообложению. Суммы, выплаченные членам профсоюза в размере, превышающем 10 000 рублей в год, также подлежат налогообложению. Указанное следует из п. 16 Методических рекомендаций по исчислению и уплате ЕСН.
     
     Выплаты, производимые профсоюзной организацией профактиву из членских взносов за выполнение трудовых обязанностей, должны включаться в налогообложение ЕСН, так как профсоюзная организация выступает в качестве работодателя.
     

     Исчисляется ли ЕСН с суммы дохода, выплаченного казначею, бухгалтеру и председателю садоводческого товарищества, дачно-строительного и жилищно-строительного кооперативов?

     
     Согласно подпункту 8 п. 1 ст. 238 НК РФ не подлежат налогообложению суммы, выплачиваемые за счет членских взносов садоводческих, садово-огородных, гаражно-строительных и жилищно-строительных кооперативов (товариществ) лицам, выполняющим работы (услуги) для указанных организаций.
     
     Если суммы дохода выплачены казначею, бухгалтеру и председателю за счет членских взносов садоводческих, садово-огородных, гаражно-строительных, жилищно-строительных кооперативов, то они не подлежат налогообложению ЕСН. В указанной статье НК РФ дачно-строительные кооперативы не упоминаются, поэтому на этот тип организаций льгота не распространяется.
     

     Работники строительного кооператива, гаражного кооператива интересуются, как им будут начисляться пенсия, обеспечиваться выплаты по больничным листам и пр., если фонды не формируются, не пополняются, так как организации используют льготы по ЕСН? Сдавать ли этим организациям нулевые расчеты до 20-го числа ежемесячно?

     
     Начисление пенсии регулируется Федеральным законом от 29.12.2000 N 167-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “О государственных пенсиях в Российской Федерации“".
     
     Назначение и выплата пособий (больничные листы и пр.) предусмотрены Положением "О порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию" (Постановление ВЦСПС от 12.11.1984).
     
     Подпунктом 8 п. 1 ст. 238 НК РФ определено, что не подлежат налогообложению только суммы, выплачиваемые за счет членских взносов садоводческих, садово-огородных, гаражно-строительных и жилищно-строительных кооперативов (товариществ) лицам, выполняющим работы (услуги) для указанных организаций, то есть в данном случае эта льгота применяется к категории организаций, указанных в данной статье и выступающих по отношению к лицам, выполняющим для них работы, работодателями.
     
     Полученные от данной организации средства за выполненные работы, услуги у физического лица (в данном случае работника этого же кооператива) являются его доходом и должны облагаться налогами (сборами) согласно действующему законодательству.
     
     По вопросу начисления пенсии и пособия по больничному листу работникам строительного кооператива необходимо обратиться в территориальное отделение Пенсионного фонда Российской Федерации и территориальное отделение Фонда государственного социального страхования. Гаражно-строительному кооперативу, выступающему в качестве работодателя, необходимо в соответствии с приказом МНС России от 29.12.2000 N БГ-3-07/469 в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным, представлять в налоговые органы расчет по авансовым платежам по единому социальному налогу.
     

     Постоянное представительство Латвии осуществляет деятельность на территории Российской Федерации. Должна ли организация уплачивать взносы в Фонд социального страхования за своих работников, не иностранных граждан? В остальные фонды взносы уплачиваются.

     
     С 1 января 2001 года уплата страховых взносов во внебюджетные фонды заменена ЕСН.
     
     Согласно п. 1 ст. 235 НК РФ налогоплательщиками налога признаются также работодатели, организации, производящие выплаты наемным работникам. В соответствии с п. 2 ст. 11 НК РФ к организациям относятся юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные объединения, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории Российской Федерации.
     
     Аналогичное изложено в п. 2 Методических рекомендаций по исчислению и уплате ЕСН.
     
     Учитывая вышеизложенное, постоянному представительству Латвии следует вносить платежи по ЕСН по месту своего нахождения.
     

     В ст. 236 НК РФ объектом налогообложения ЕСН признаются вознаграждения (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям) по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ.

     
     Должен ли индивидуальный предприниматель-работодатель платить единый социальный налог с вознаграждения продавца, если продавец в свободное от работы время сам занимается торгово-закупочной деятельностью на рынке и состоит на учете в качестве налогоплательщика в налоговой инспекции?

     
     Сумма вознаграждения, выплачиваемая индивидуальным предпринимателем-работодателем продавцу, не будет считаться объектом налогообложения только в случае, если продавец состоит на учете в налоговых органах в качестве индивидуального предпринимателя.
     

     Авансовые платежи единого социального налога исчисляются от начисленных сумм дохода или от фактически выплаченных?

     
     Статья 236 НК РФ определяет объект налогообложения ЕСН.
     
     В ст. 237 НК РФ, определяющей налоговую базу ЕСН, указано, что налоговая база налогоплательщиков, указанных в абзацах втором-пятом подпункта 1 п. 1 ст. 235 НК РФ, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных п. 1 ст. 236 Кодекса, начисленных работодателями за налоговый период в пользу работников.
     
     Следовательно, авансовые платежи по ЕСН исчисляются исходя из выплат и вознаграждений, начисленных по всем объектам обложения.
     

     Возможны (обязательны) ли перерасчеты по авансовым платежам по ЕСН, если справка ВТЭК представлена позже? Например, инвалидность - с 1 июня 2001 года, справка ВТЭК представлена в августе 2001 года. За июнь и июль отчеты представлены в налоговую инспекцию.

     
     Правомерность использования организацией льготы по уплате ЕСН подтверждается при представлении совместно с налоговой декларацией списка работающих инвалидов [номера и даты выдачи справки учреждения медико-социальной экспертизы (МСЭ), подтверждающей факт установления инвалидности на каждого инвалида]. В соответствии с п. 28 Положения о признании лица инвалидом, утвержденного постановлением Правительства РФ от 13.08.1996 N 965 "О порядке признания граждан инвалидами", инвалидность устанавливается до первого числа месяца, следующего за тем месяцем, на который назначено переосвидетельствование. В случае если в результате переосвидетельствования инвалид теряет право на получение инвалидности и в организации изменяются численность работающих инвалидов и фонд их заработной платы в общем фонде оплаты труда, налогоплательщику необходимо произвести перерасчет авансовых платежей по ЕСН за соответствующий период.
     
     Согласно п. 3 ст. 243 главы 24 НК РФ исчисление авансовых платежей ЕСН производится исходя из налоговой базы, исчисленной с начала календарного года, включая последний отчетный период. Сумма авансового платежа по налогу, которая подлежит уплате за отчетный период, определяется с учетом ранее уплаченных сумм авансовых платежей. Таким образом, налогоплательщик имеет возможность скорректировать авансовые платежи с учетом возникших льгот в течение года.
     

     В подпункте 8 п. 1 ст. 238 НК РФ в числе некоммерческих организаций (ГСК, ЖСК, садоводческие), не уплачивающих ЕСН, не названы дачные кооперативы, имеющие такой же правовой статус и уплачивающие налоги за счет членских взносов. Почему?

     
     В соответствии с п. 2 ст. 35 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" вышеуказанные объединения могут в установленном федеральными законами порядке полностью или частично освобождаться от федеральных налогов, взносов во внебюджетные фонды и платежей. Вместе с тем в подпункте 8 п. 1 ст. 238 НК РФ дачные кооперативы не упоминаются, следовательно, уплата ЕСН данной категорией налогоплательщиков должна осуществляться в общеустановленном главой 24 НК РФ порядке.