Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О налоге на прибыль


О налоге на прибыль

     
     Р.Н. Митрохина,  
консультант Департамента налоговой политики  Минфина России
     

     Банк занимается операциями по купле-продаже драгоценных металлов. В письме УМНС по г. Москве от 28.12.1999 N 03-12/18230 содержатся разъяснения, что драгоценные металлы рассматриваются при налогообложении прибыли как иное имущество. Однако для банков эти сделки относятся к одному из основных видов деятельности, что подтверждается тем, что доходы (расходы) по ним относятся к первому (второму) разделу Положения об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль банками и другими кредитными учреждениями, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.05.1994 N 490.

     
     В соответствии с п. 4 ст. 1 Закона РФ "О валютном регулировании и валютном контроле" драгоценные металлы являются валютными ценностями. Согласно п. 7 этой статьи Закона РФ к валютным ценностям относятся, в частности, связанные с переходом права собственности и иные права на валютные ценности. Таким образом, расходы банка в виде отрицательной реализованной разницы между учетной ценой и ценой покупки (продажи) драгоценных металлов относятся к п. 29 указанного Положения. В соответствии с п. 2.2 инструкции МНС России от 15.06.2000 N 62 банки исчисляют налогооблагаемую базу для расчета налога на прибыль путем уменьшения общей суммы доходов на сумму расходов, определенных в соответствии с Положением. Может ли банк включать в полном объеме расходы в виде отрицательной реализованной разницы между учетной ценой и ценой покупки (продажи) драгоценных металлов в состав расходов, учитываемых при налогообложении прибыли?

     
     Закон РФ от 09.10.1992 N 3615-1 "О валютном регулировании и валютном контроле" не является законодательным актом, регулирующим налоговые правоотношения, включая операции кредитных организаций с драгоценными металлами.
     
     Пунктом 2.4 инструкции МНС России от 15.06.2000 N 62 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций" предусмотрено, что к иному имуществу организации относятся ценные бумаги, валюта, драгоценные металлы и драгоценные камни, нематериальные активы и другое имущество.
     
     В соответствии с п. 4 ст. 2 Закона РФ от 27.12.1991 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" при определении прибыли от реализации основных фондов и иного имущества предприятия (кроме ценных бумаг, фьючерсных и опционных контрактов) для целей налогообложения учитывается разница между продажной ценой и первоначальной стоимостью основных фондов и этого имущества.
     
     Убытки от реализации иного имущества в виде отрицательной реализованной разницы между ценой приобретения и ценой продажи, а также между учетной ценой и ценой покупки драгоценных металлов не уменьшают налогооблагаемую прибыль.
     

     Предприятие, получив от поставщика товарно-материальные ценности производственного назначения, выдало ему простой вексель. По предъявлении векселя к оплате предприятие оплатило его денежными средствами, полученными от банка в кредит. Может ли предприятие уменьшить налогооблагаемую прибыль на уплаченные банку проценты за кредит?

     
     В соответствии с Положением о составе затрат в себестоимость продукции (работ, услуг) подлежат включению затраты, непосредственно связанные с производством продукции (работ, услуг).
     
     Статьей 143 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) вексель отнесен к ценным бумагам. Погашение ценной бумаги (векселя) за счет банковского кредита не может рассматриваться как расходы организации, непосредственно связанные с производством продукции (работ, услуг).
     
     При сделках купли-продажи в случае, если покупатель не может осуществить торговую сделку с уплатой немедленно наличными, продавец товаров соглашается выдать покупателю нужный ему товар при условии, что уплата причитающейся ему суммы денег должна быть произведена покупателем в строго оговоренное время. Такой род сделок купли-продажи носит название сделок "в кредит", то есть речь идет о коммерческом кредите. В силу распространенности в рыночной экономике сделок в кредит установлена специальная форма оформления такого рода сделок долговыми обязательствами, получившими название "вексель".
     
     Таким образом, при предъявлении поставщиком товаров (векселедержателем) векселя к оплате, векселедателю предъявляется фактически к погашению долговое обязательство, то есть ценная бумага.
     
     В соответствии с подпунктом "с" п. 2 Положения о составе затрат в себестоимость продукции (работ,  услуг) включаются затраты на оплату процентов по полученным кредитам банков (за исключением ссуд, связанных с приобретением основных средств, нематериальных и иных внеоборотных активов), процентов за отсрочки оплаты (коммерческие кредиты), предоставляемые поставщиками (производителями работ, услуг) по поставленным товарно-материальным ценностям (выполненным работам, оказанным услугам), процентов по полученным заемным средствам и т.д.
     
     В конкретном случае речь идет о направлении кредита банка на погашение ценной бумаги (векселя), ранее выданной поставщику за поставку товара.
     
     Для целей налогообложения затраты организации по оплате процентов, начисленных по кредитам банка, направленным на погашение ценной бумаги (векселя), не могут быть приняты как затраты, уменьшающие налоговую базу при исчислении налога на прибыль.
     

     Общество с ограниченной ответственностью (ООО) просит разъяснить, облагаются ли налогом на прибыль у закрытого акционерного общества денежные средства, полученные им от ООО, приобретающего акции данного акционерного общества в ходе эмиссии дополнительных акций, в их оплату сверх номинальной стоимости указанных акций - так называемый эмиссионный доход?

     
     ООО имеет право направлять денежные средства на приобретение акций закрытого акционерного общества как учредитель этого общества в качестве взноса в уставный капитал акционерного общества за счет прибыли, остающейся в распоряжении ООО после уплаты налога на прибыль.
     
     В вопросе не указан период выпуска акционерным обществом дополнительных акций.
     
     Согласно ст. 28 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" уставный капитал общества может быть увеличен путем повышения номинальной стоимости акций или размещения дополнительных акций.
     
     В соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий, утвержденного приказом Минфина СССР от 01.11.1991 N 56, у акционерных обществ мог образовываться эмиссионный доход (при учреждении общества, при увеличении уставного капитала путем дополнительной эмиссии акций или повышении номинальной стоимости акций) в виде разницы между продажной и номинальной стоимостью акций, вырученной при их размещении по цене, превышающей номинальную стоимость.
     
     Таким образом, при размещении собственных акций выше номинальной стоимости образуется эмиссионный доход, который является частью капитала акционерного общества и не подлежит включению в налогооблагаемую прибыль.
     
     В вопросе не содержится достаточно информации для более конкретного ответа. Так, в частности, неясно, был ли дополнительный выпуск акций, проводимый в связи с увеличением уставного капитала общества, размещен только среди учредителей акционерного общества.
     
     Одновременно сообщаем, что пунктом 6 совместного письма Госналогслужбы России и Минфина России от 08.12.1993 N НП-4-01/196н/142 "О некоторых вопросах налогообложения, возникающих в связи с использованием ценных бумаг" предусмотрено, что в случае продажи акций при формировании уставного капитала по цене, превышающей их номинальную стоимость, сумма разницы между фактической ценой продажи и номинальной стоимостью в состав прибыли (дохода) акционерных обществ (банков), подлежащих налогообложению, не включается.
     
     Указанная разница рассматривается только в качестве добавочного капитала, и не допускается ее направлять на нужды потребления.
     

     ООО увеличило уставный капитал. Общество представило в налоговый орган по месту своего нахождения уведомление об изменениях в уставных и других учредительных документах, подтверждающих внесение изменений. При увеличении уставного капитала общество получило от нового участника в оплату доли акций другого предприятия (АО), находившиеся на балансе этого участника. Должно ли ООО в данном случае в соответствии с п. 2 ст. 23 НК РФ письменно сообщить в налоговый орган по месту учета об участии в акционерном обществе, акции которого оно получило в оплату доли, или же эта норма относится к тому периоду, когда ООО создается, и только в этом случае учредители письменно сообщают о своем участии в нем?

     
     В соответствии с п. 3 ст. 84 НК РФ об изменениях в уставных и других учредительных документах организаций, в том числе связанных с образованием новых филиалов и представительств, изменением места нахождения, а также с изменениями в отношении лицензируемых видов деятельности, организации обязаны уведомлять налоговый орган, в котором они состоят на учете, в 10-дневный срок с момента регистрации изменений в учредительных документах.
     
     Если ООО согласно вышеуказанной норме НК РФ при уведомлении налогового органа по месту постановки на налоговый учет об изменениях в уставных и других учредительных документах в 10-дневный срок одновременно сообщило и об изменениях, касающихся участия этого общества в капитале третьего лица (акции которого ему переданы новыми участниками), то у ООО нет необходимости письменно (то есть дополнительно) сообщать в налоговый орган по месту учета об участии в акционерном обществе, акции которого оно получило в оплату доли, согласно п. 2 ст. 23 НК РФ.
     

     Согласно абзацу 6 п. 4 ст. 2 Закона РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций" убытки по операциям с ценными бумагами, не имеющими котировки или не обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, могут быть отнесены на уменьшение доходов от реализации данной категории ценных бумаг. Относятся ли облигации государственного внутреннего валютного займа, процент-ные облигации, выпущенные Внешэкономбанком в счет реструктуризации задолженности бывшего СССР Лондонскому клубу кредиторов (облигации IAN), к категории ценных бумаг, не имеющих котировки или не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг?

     
     В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 29.07.1998 N 136-ФЗ "Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг" государственными признаются ценные бумаги, выпущенные от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или от имени муниципального образования.
     
     Минфин России совместно с Госналогслужбой России Положением от 26.02.1998 N 12н/АП-4-05/1н "О налогообложении операций с облигациями внутреннего государственного валютного займа (ОВВЗ)" разъяснил порядок исчисления налогооблагаемой базы по налогу на прибыль для организаций-владельцев облигаций, получивших их на основании Указа Президента Российской Федерации от 07.12.1992 N 1565 "О мерах по урегулированию внутреннего валютного долга бывшего Союза ССР" в результате переоформления внутреннего валютного долга бывшего СССР перед юридическими лицами путем выпуска государственных облигаций в иностранной валюте, из чего следует, что облигации ОВВЗ являются государственными ценными бумагами.
     
     В соответствии с Законом РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (в ред. Федеральных законов от 31.07.1998 N 141-ФЗ и от 29.12.1999 N 192-ФЗ) ценные бумаги делятся на обращающиеся и не обращающиеся на организованном рынке ценных бумаг. Однако критерии отнесения ценных бумаг к конкретной категории ценных бумаг отсутствуют.
     
     В целях определения рыночной цены продажи облигаций может быть использована информация о ценах купли-продажи в СМИ. В качестве рыночной цены принимается средняя цена купли-продажи облигаций определенного транша (выпуска) на день совершения сделки, рассчитанная по данным одного из указанных источников информации (действовало до введения в действие Федерального закона от 31.07.1998 N 141-ФЗ).
     
     В Законе РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций", определяющем порядок исчисления налога на прибыль, отсутствует разъяснение понятия "рыночная цена". В соответствии со ст. 40 НК РФ рыночная цена, определяемая указанной статьей, не действует в отношении ценных бумаг. Так, статьей 6 Федерального закона от 31.07.1998 N 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 155-ФЗ) отмечено, что до введения части второй НК РФ положения, предусмотренные п. 3 и 10 ст. 40 части первой НК РФ, не применяются при определении рыночных цен финансовых инструментов срочных сделок и ценных бумаг. В соответствии с п. 2.4 инструкции МНС России от 15.06.2000 N 62 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций" обращающимися на организованном рынке ценных бумаг признаются государственные облигации Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, облигации органов местного самоуправления, акции и облигации предприятий, допущенные к обращению на организованном рынке ценных бумаг организатором торговли, имеющим лицензию в соответствии с законодательством Российской Федерации о ценных бумагах, и по которым рассчитаны рыночные цены.
     
     Учитывая изложенное, рыночная цена по ценным бумагам должна соответствовать правилам, устанавливаемым ФКЦБ России в отношении обращающихся ценных бумаг.
     
     Процентные облигации IAN, выпущенные Внешэкономбанком во исполнение постановления Правительства РФ от 15.09.1997 N 1167 "Об урегулировании задолженности бывшего СССР иностранным коммерческим банкам и финансовым институтам, объединенным в Лондонский клуб кредиторов" и в соответствии с Договором о реструктуризации и Договором об обмене долговых обязательств, к государственным ценным бумагам не относятся.
     
     Процентные облигации IAN по условиям выпуска предназначены для иностранных инвесторов и подлежат обращению, в основном, на зарубежных рынках ценных бумаг.
     
     Учитывая, что указанные ценные бумаги не обращаются на организованном рынке ценных бумаг Российской Федерации и по ним отсутствуют котировки, при покупке процентных облигаций IAN резидентами Российской Федерации, имеющими доступ к торговле на зарубежных организованных торговых площадках, рыночная стоимость по сделкам с ценными бумагами, совершенным на данных площадках, определяется ими самостоятельно как среднеарифметическая цена на покупку ценной бумаги, представляющая результат от деления на два суммы высшей и низшей цены покупки ценной бумаги.
     

     АО является единственным участником ООО (размер его доли в уставном капитале ООО составляет 100 %). В соответствии со ст. 28, 29 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" АО принимает решение о распределении прибыли дочернего общества. Во исполнение этого решения ООО перечисляет АО денежные средства. Каков порядок налогообложения средств, перечисляемых от ООО к АО в данной ситуации?

     
     В соответствии с п. 2 ст. 6 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" основное общество (материнская компания) считается имеющим право давать дочернему обществу обязательные для последнего указания только в случае, если это право предусмотрено в договоре с дочерним обществом или в уставе общества.
     
     Таким образом, общее собрание участников ООО вправе принять решение о направлении части прибыли акционерному обществу (материнской компании) только в случае, если уставом ООО предусмотрено такое распределение чистой прибыли, то есть прибыли, остающейся в распоряжении ООО после налогообложения.
     
     Поскольку из вопроса неясно, о каком конкретно распределении прибыли ООО по решению основной (материнской) компании идет речь (текущей прибыли, распределяемой пайщиками на основании решения общего собрания ООО, или о перераспределении ранее нераспределенной прибыли), считаем необходимым обратить внимание читателей на то, что при распределении прибыли ООО в соответствии с п. 1 ст. 9 Закона РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций" источником выплаты дохода в пользу основной организации (акционерного общества) удерживается и уплачивается налог на доход, полученный от долевого участия в других предприятиях, в размере 15 %.
     
     В соответствии с п. 6 ст. 2 Закона РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций" не подлежат включению в состав внереализационных доходов, увеличивающих налоговую базу при исчислении налога на прибыль, средства, передаваемые между основными и дочерними предприятиями, при условии, что доля основного предприятия составляет более 50 % в уставном капитале дочерних предприятий (то есть средства, передаваемые основному предприятию после уплаты им налога на доход от долевого участия).
     

     ОАО является одним из учредителей вновь соз-данного ООО. В качестве доли в уставном капитале ООО акционерное общество внесло недвижимое имущество по согласованной стоимости. Учредительные документы были зарегистрированы в сентябре 2000 года. Регистрация права ООО на недвижимое имущество состоялась в январе 2001 года. В какой момент следует произвести списание с баланса ОАО основных средств, переданных в уставный капитал ООО? Возможно ли возникновение у ОАО налоговых обязательств в связи с передачей основных средств (недвижимого имущества) по согласованной стоимости?

     
     В соответствии с п. 2 ст. 15 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (в ред. Федеральных законов от 11.07.1998 N 96-ФЗ и от 31.12.1998 N 193-ФЗ) денежная оценка неденежных вкладов в уставный капитал, вносимых участниками общества и принимаемыми в общество третьими лицами, утверждается решением общего собрания участников общества, принимаемым всеми участниками общества единогласно.
     
     Если номинальная стоимость доли участника общества в уставном капитале общества, оплачиваемой неденежным вкладом, составляет более двухсот минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом на дату представления документов для государственной регистрации общества, такой вклад должен оцениваться независимым оценщиком. Номинальная стоимость доли участника общества, оплачиваемой таким неденежным вкладом, не может превышать сумму оценки указанного вклада, определенную независимым оценщиком.
     
     В случае внесения в уставный капитал общества неденежных вкладов участники общества и независимый оценщик в течение трех лет с момента государственной регистрации общества солидарно несут при недостаточности имущества субсидиарную ответственность по его обязательствам в размере завышения стоимости неденежных вкладов.
     
     Уставом общества могут быть установлены виды имущества, которые не могут быть вкладом в уставный капитал общества.
     
     1. Акционерное общество вправе производить вклады в уставные капиталы других обществ только за счет чистой прибыли.
     
     Датой списания с баланса акционерного общества основных средств, переданных в уставный капитал ООО, следует считать момент перехода права собственности от акционерного общества к обществу с ограниченной ответственностью.
     
     2. В соответствии с п. 3 ст. 39 НК РФ не признается реализацией товаров, работ, услуг передача имущества, если такая передача носит инвестиционный характер (в частности вклады в уставный капитал хозяйственных обществ).
     
     Согласно Положению по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99, утвержденному приказом Минфина России от 06.05.1999 N 32н, с 1 января 2000 года прочими (операционными, внереализационными) доходами являются поступления, связанные с участием в уставных капиталах других организаций, что, по нашему мнению, может быть отнесено к положительной разнице между оценочной стоимостью вклада в уставный капитал и балансовой (остаточной) стоимостью передаваемого в виде вклада имущества.
     
     В соответствии с п. 14 Положения о составе затрат доходы, полученные от передачи основных средств в счет вклада в уставный капитал, в случае если экспертная оценка стоимости передаваемых основных средств превышает их балансовую стоимость, относятся к прочим внереализационным доходам, которые входят в налогооблагаемую базу при исчислении налога на прибыль организации.
     

     В соответствии со ст. 40 НК РФ налоговые органы при осуществлении контроля за полнотой исчисления налогов вправе проверять правильность применения цен по сделкам при отклонении их более чем на 20 % в сторону повышения или в сторону понижения от уровня цен, применяемых налогоплательщиками по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам) в пределах непродолжительного периода времени.

     
     По нашему мнению, банковские операции не подпадают под понятие "услуги" в контексте ст. 38-40 НК РФ и на них не распространяются положения ст. 40 НК РФ по следующим основаниям:

     
     - банковские операции не имеют материального выражения;

     
     - понятие "услуги" относится по Граждан-скому кодексу Российской Федерации (ГК РФ) к договору возмездного оказания услуг, что не распространяется на услуги, предусмотренные главами 44, 45, 46 и другими главами ГК РФ. Исходя из изложенного применяются ли к кредитным организациям положения ст. 40 НК РФ? Что означает формулировка "в пределах непродолжительного периода времени"? Что понимается под официальными источниками информации о рыночных ценах в целях ст. 40 НК РФ?

     
     В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 23.06.1999 N 117-ФЗ "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг" финансовая услуга - это деятельность, связанная с привлечением и использованием денежных средств юридических и физических лиц. Названным Федеральным законом в качестве финансовых услуг рассматривается осуществление банковских услуг и сделок, предоставление страховых услуг и услуг на рынке ценных бумаг, заключение договоров финансовой аренды (лизинга) и договоров по доверительному управлению денежными средствами или ценными бумагами, а также иные услуги финансового характера.
     
     Финансовая организация - это юридическое лицо, осуществляющее на основании соответствующей лицензии, в частности, банковские операции и сделки.
     
     Рынок финансовых услуг - сфера деятельности финансовых организаций на территории Российской Федерации или ее части, определяемых исходя из места предоставления финансовой услуги потребителям.
     
     Ссылка на п. 5 ст. 38 НК РФ, указывающая на то, что для целей налогообложения услугой признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, означает лишь, что в ходе оказания любых услуг, в том числе банковских (как одной из составляющих финансовых услуг), заказчик не получит конечный продукт в материальном выражении (например в виде оборудования, машин, топлива, товаров массового потребления, сельхозпродуктов, продуктов питания и т.д. и т.п.). Но это вовсе не означает, что банки оказывают свои услуги бесплатно (безвозмездно) и за оказание таких услуг заказчик не перечисляет банку определенную сумму оплаты или вознаграждения, то есть что банковские услуги не имеют коммерческой (рыночной) цены.
     
     Кроме того, в соответствии с п. 3 ст. 2 ГК РФ к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется.
     
     В соответствии с п. 2 ст. 5 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" (с изменениями и дополнениями) к банковским операциям относится размещение привлеченных средств (денежных средств физических и юридических лиц) во вклады (до востребования и на определенный срок) от своего имени и за свой счет.
     
     Пунктом 4 ст. 40 НК РФ предусматривается при осуществлении контроля за полнотой исчисления налогов право налоговых органов проверять правильность применения цен по сделкам, в том числе при отклонении более чем на 20 % в сторону повышения или в сторону понижения от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным товарам (работам, услугам) в пределах непродолжительного периода времени.
     
     Представляется, что при использовании оценочного понятия "непродолжительный период времени" должны учитываться особенности оказания конкретного вида банковских услуг, условия конкретных сделок. Так, в отношении банковских операций эту норму следует применять исходя из сложившихся сроков исполнения идентичных банковских операций на рынке финансовых услуг при выполнении сопоставимых (аналогичных) сделок.
     
     Если в результате оказания банковских услуг значительное отклонение цены сделки в непродолжительный период времени от уровня тарифов, установленных на рынке идентичных финансовых услуг, повлекло занижение налоговой базы и суммы налога (авансовых платежей), налоговый орган вправе вынести мотивированное решение о доначислении налога и пеней, рассчитанных исходя из оценки результатов такой сделки на основе рыночной цены на идентичные (однородные) услуги, а также вынести решение о привлечении налогоплательщика к ответственности в порядке, предусмотренном частью первой НК РФ.
     
     В случае несогласия налогоплательщика с действиями налогового органа по вопросу о признании периода, в течение которого имело место значительное отклонение применяемых банком цен от рыночных, вопрос разрешается в судебном порядке.
     
     При определении и признании рыночной цены финансовых (банковских) услуг используются официальные источники информации о ценах (пределах колебаний цен) и биржевых котировках органов, регулирующих в соответствии с законодательством Российской Федерации ценообразование, и других уполномоченных органов (включая Банк России).
     
     Учитывая изложенное, на услуги, оказываемые банками при осуществлении банковских операций и сделок, распространяются положения ст. 40 НК РФ.
     

     Подлежит ли обложению налогом на покупку иностранной валюты операция по покупке организацией иностранной валюты для по-следующей ее выплаты своим сотрудникам в качестве оплаты командировочных расходов на служебную командировку за рубеж?

     
     В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 N120-ФЗ "О налоге на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте" (в ред. Федерального закона от 16.07.1998 N 98-ФЗ) налогооблагаемой базой является сумма в рублях, уплачиваемая при покупке наличной иностранной валюты за наличные рубли.
     
     Пунктом 24 инструкции Банка России от 29.06.1992 N 7 "О порядке обязательной продажи предприятиями, объединениями, организациями части валютной выручки через уполномоченные банки и проведения операций на внутреннем валютном рынке" (в ред. изменений и дополнений) установлено, что юридические лица, являющиеся резидентами Российской Федерации, имеют право покупать иностранную валюту за рубли через уполномоченные банки на внутреннем валютном рынке, в том числе в следующих целях:
     
     - для осуществления текущих валютных операций, являющихся таковыми в соответствии с Законом РФ "О валютном регулировании и валютном контроле";
     
     - для оплаты командировочных расходов своих сотрудников, направляемых в командировку за границу.
     
     В соответствии с п. 7 Указаний Банка России от 20.10.1998 N 383-У "О порядке совершения юридическими лицами-резидентами операций покупки и обратной продажи иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) иностранная валюта, купленная резидентом на валютном рынке за рубли, подлежит обязательному зачислению в полном объеме на специальный транзитный валютный счет в исполняющем банке.
     
     Покупка резидентом иностранной валюты за рубли на валютном рынке без открытия специального транзитного валютного счета не допускается.
     
     Снятие наличной иностранной валюты со специального транзитного валютного счета не допускается, за исключением случаев оплаты командировочных расходов.
     
     Списание иностранной валюты в целях выдачи наличной иностранной валюты резиденту для оплаты командировочных расходов осуществляется уполномоченным банком по распоряжению резидента с его специального транзитного валютного счета в соответствии с порядком, установленным Положением Банка России от 25.06.1997 N 62 "О порядке покупки и выдачи иностранной валюты для оплаты командировочных расходов".
     
     Таким образом, принимая во внимание, что покупка иностранной валюты для оплаты командировочных расходов непосредственно связана с производственной деятельностью организаций и строго контролируется Банком России, в этом случае, по нашему мнению, организации-юридические лица, покупающие иностранную валюту в безналичном порядке и использующие ее в строго по назначению (для оплаты командировочных расходов своих сотрудников, направляемых в командировку за рубеж), не являются плательщиками налога на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте.