Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Сертификация программных средств налогообложения: некоторые итоги и перспективы


Сертификация программных средств налогообложения: некоторые итоги и перспективы

     

Ю.П. Калинин,
С.В. Чистяков,
ГНИВЦ МНС России

     
     В последнее время в МНС России обращается особое внимание на то, сертифицированы программные средства (ПС) или нет. Причина этого заключается в том, что все чаще встречаются программные продукты, потребительские свойства которых зачастую не соответствуют предъявляемому спросу. По экспертным оценкам, доля лицензионных ПС, используемых разными государственными организациями, не превышает 10 %.
     
     В условиях же свободного рынка организации-разработчики ПС стремятся действовать как можно дольше и иметь при этом хорошую прибыль. Они вынуждены заботиться не только о качестве своих программных продуктов, но и подтвердить их соответствие установленным требованиям.
     

Создание испытательной лаборатории МНС России

     
     Учитывая, что сбор налогов является одной из важнейших составляющих государственного бюджета, использование сертифицированных ПС в налоговой системе стало весьма актуальным. Работа налоговых органов уже невозможна без применения  компьютерной техники и использования прикладных программ.
     
     Именно в связи с этим, а также в целях защиты пользователей программных средств по налогообложению от недобросовестных и непрофессиональных разработчиков в Главном научно-исследовательском вычислительном центре (ГНИВЦ) МНС России в середине 1999 года была создана испытательная лаборатория программных средств, аккредитованная в Системе сертификации ГОСТ Р.
     
     В соответствии с приказом МНС России от 14.10.1999 N АП-3-30/327 налоговые органы России перешли с 2000 года на использование в своей работе только сертифицированных прикладных ПС. Требование этого приказа распространяется не только на собственные разработки налоговых инспекций, но и на все приобретенные и используемые ими прикладные программы.
     
     В соответствии с областью аккредитации лабораторией проведено 56 сертификационных испытаний ПС в системе добровольной сертификации, из них на 28 ПС выданы сертификаты соответствия Госстандарта России.
 


     
     В ходе испытаний лабораторией оценено соответствие функциональных характеристик ПС требованиям технического задания или описания постановки задач и функционирование ПС во всех режимах, проанализированы полнота и качество программной и эксплуатационной документации ПС, а также проверено формирование выходных файлов налоговой и бухгалтерской отчетности.
     
     Большое внимание уделяется проверке соответствия ПС требованиям таких государственных стандартов, как ГОСТ Р ИСО\МЭК 9126-93 (по оценке программной документации), ГОСТ Р ИСО\МЭК ТО 9294-93 (по документированию программного обеспечения), ГОСТ Р ИСО 9127-94 (по оформлению документации пользователя), ГОСТ 28195-89 (по оценке качества программных средств), ГОСТ 28806-90 (по определению понятий в области качества ПС).
     
     Выходные формы налоговой отчетности сертифицируемых ПС оцениваются на примере инструкции Госналогслужбы от 29.06.1995 N 35 "По применению Закона Российской Федерации “О подоходном налоге с физических лиц”" (с изменениями и дополнениями). Проверке подлежат файл справок о доходах физических лиц, реестр сведений о доходах, налоговая карточка по учету доходов и подоходного налога, отчет по форме 8 об итоговых суммах начисленных доходов и удержанного подоходного налога с налогоплательщиков-физических лиц.
     
     Для оценки выходных форм бухгалтерской отчетности лабораторией временно используются Требования к составу и структуре информации бухгалтерской и налоговой отчетности, представляемой в рамках экспериментального проекта организациями в электронном виде на магнитных носителях, утвержденные МНС России в октябре 1999 года. Тестированию подвергаются бухгалтерский баланс (форма 1), отчет о прибылях и убытках (форма 2), расчет по налогу на пользователей автомобильных дорог, расчет (налоговая декларация) по налогу на добавленную стоимость, расчет (налоговая декларация) налога от фактической прибыли и другие.
     

     Сертификационные испытания проводятся лабораторией только на лицензионном системном программном обеспечении с применением инструментальных средств тестирования.
     
     Перечень ПС, прошедших сертификацию и получивших сертификаты соответствия, ежемесячно доводится ГНИВЦ МНС России до всех налоговых инспекций.
     
     После выдачи сертификатов соответствия не реже одного раза в год Орган по сертификации "Сертинформ ВНИИНМАШ" осуществляет инспекционный контроль сертифицированных ПС.
     

Сертификация коммерческих ПС

     
     Анализ сертификационных испытаний показывает, что наибольшее количество обращений разработчиков ПС налогообложения в Орган по сертификации связано прежде всего с проверками выходных форм.
     
     Ежегодные изменения, вносившиеся в инструкцию Госналогслужбы N 35, привели к тому, что свидетельства, подтверждающие соответствие программных продуктов требованиям, предъявляемым к форматам представления данных, выданные организациям-разработчикам ПС в 1998 году, стали недействительными. В связи с изменением подоходного налога на федеральном и местном уровнях изменилась форма справки о доходах физического лица, форма отчета об итоговых суммах начисленных доходов и удержаний подоходного налога с налогоплательщика-физического лица, а также формат представления данных.
     

Представление ПС на сертификационные испытания на соответствие форматам сведений о доходах физических лиц

    
 

Периоды представления

Организации-разработчики ПС

2000 год (форматы 1999 г.)

январь-февраль 2001 года (форматы 2000 г.)

Всего

13

5

В том числе из ранее прошедших сертификацию в 2000 году


 

3

     
     Разработчики ПС не в полной мере отслеживают изменения в налоговом законодательстве. Незнание ими новых нормативных документов МНС России, особенно методики по их применению, стало одной из основных причин получения отрицательных результатов, например по тестированию таких программных модулей ПС, как "Зарплата".
     
     Наряду с этим отмечаются случаи представления на испытания ПС с недооформленной программной и эксплуатационной документацией, без контрольных примеров. Не полностью сформированные комплекты файлов ПС, направленные на сертификацию, не позволяют иногда даже инсталлировать эти программы.
     
     При оформлении заявок на сертификацию организации-разработчики ПС не всегда предлагают оценить ПС на соответствие наиболее полному перечню государственных стандартов и нормативных документов МНС России. Реализация этого принципа могла бы существенно поднять качество ПС и обеспечить более высокий спрос на рынке прикладных программ налогообложения, тем более, что для анализа прикладных программ экономической направленности ГОСТ 28195-89 рекомендует оценивать такие показатели качества, как работоспособность, доступность программных и эксплуатационных документов, полноту реализации, согласованность, логическую корректность и проверенность.
     

Главная цель сертификации ведомственных ПС - оценка на функциональность

     
     Сертификация ведомственных ПС осуществляется в МНС России на основании приказа от 14.10.1999 N АП-3-30/327. Приказом предусматривается подтверждение соответствия ПС требованиям технического задания, описания постановки задач, руководства пользователя и нормативных документов.
     
     В соответствии с утвержденным планом сертификационным испытаниям подверглось 45 пакетов прикладных программ: 23 ПС централизованной разработки и 22 ПС нецентрализованной разработки.
     
     Сертификационные испытания проведены испытательной лабораторией ГНИВЦ МНС России, а для ПС ГНИВЦ МНС России - одной из испытательных лабораторий, аккредитованной в Системе сертификации ГОСТ Р. На 22 ПС, в том числе на 19 ПС централизованной разработки, выданы сертификаты соответствия Госстандарта России.
     
     Подтверждение соответствия ведомственных ПС требованиям государственных стандартов проводилось практически по всем основным ГОСТам.
     
     Проверка качества ведомственных ПС осуществлялась на оценку соответствия установленным в техническом задании на разработку ПС требованиям по структуре и функционированию задач, информационному обеспечению, сохранности и восстановления информации и программной документации.
     
     В ходе испытаний особое внимание обращалось на выполнение разработчиками таких принципов, как:
     
     - единство методологического подхода независимо от типа налогоплательщика (юридического или физического лица);
     
     - контроль операций, их протоколирование и размещение информации в базе данных;
     
     - обеспечение возможности обработки данных в режимах просмотра всей базы, групп плательщиков или объектов (документов, налогов);
     
     - доступность любой информации сразу после ввода для всех пользователей, имеющих соответствующие полномочия на ее использование;
     
     - поиск информации по заданным критериям;
     
     - получение выходных форм и экспорт отчетов в налоговые органы.
     
     Отдельные ведомственные ПС, испытанные на  устойчивость функционирования, работоспособность, полноту реализации заданных функций, а также логическую корректность и согласованность, не соответствовали установленным нормативным требованиям (приказам, инструкциям, методическим указаниям, положениям, письмам МНС России).
     
     Некоторые замечания, сделанные во время испытаний, касались содержания и оформления программной и эксплуатационной документации сертифицируемых ПС. В них, как правило, отсутствовали сведения о разработчиках программных средств, номерах и датах текущих версий ПС, описания ошибочных и сбойных ситуаций, а также информация о поддержке программного средства.
     
     Основными причинами, не позволявшими выдать таким ПС сертификаты соответствия Госстандарта России, явились нереализованные или закрытые, но заявленные в руководстве пользователя функции, невозможность проведения редактирования информации, отсутствие какой-либо "помощи" и другие.
     

Задачи и перспективы сертификации ПС налогообложения

     
     Результаты сертификационных испытаний подтвердили необходимость дальнейшего совершенствования процесса подготовки и проведения сертификации ПС в области налогообложения.
     
     В первую очередь, это относится к организациям-разработчикам ПС.
     
     Разработчику ПС следует определиться, на предмет чего необходимо сертифицировать свою продукцию. Идя на добровольную сертификацию, изготовитель самостоятельно определяет, на соответствие каким именно государственным стандартам нужна сертификация его продукции, какому нормативному документу должны соответствовать выходные формы разработанного ПС.
     
     Что же касается разработчика ПС, уже имеющего сертификат соответствия, то ему важно помнить, что выданный сертификат соответствия распространяется на ПС только той версии, которая подвергалась испытаниям, и не может подтверждать ее соответствие установленным требованиям документов при внесении последующих изменений.
     
     Более того, в соответствии с Законом РФ от 10.06.1993 N 5151-1 "О сертификации продукции и услуг" изготовители ПС обязаны информировать Орган по сертификации, выдавший сертификат соответствия, о разработке новых версий ПС в связи с изменением законодательной и нормативной базы.
     
     На налоговые органы по вопросам сертификации возлагается задача информирования организаций и частных лиц о наличии сертифицированных прикладных программ в области налогообложения, бухгалтерского учета и отчетности. Перечни этих ПС, получаемые от ГНИВЦ МНС России региональными налоговыми управлениями и инспекциями, должны своевременно доводиться до местных налоговых  органов.
     
     Физические и юридические лица вправе запрашивать и получать в налоговых органах интересующую информацию по рынку сертифицированных программ.
     
     Испытательная лаборатория программных средств ГНИВЦ МНС России намерена расширять нормативно-методическую базу сертификационных испытаний, в частности разработать методику расчета уровня качества программных средств, прошедших испытания.
     
     В самое ближайшее время предполагается дальнейшее усовершенствование методики сертификационных испытаний таких модулей, как "Зарплата" и "Бухгалтерская отчетность". Опыт сертификационных испытаний подтвердил, что в целях оценки программ для сдачи отчетности по подоходному налогу за 2000 год важно не только использовать программу "Подготовки и тестирования справок о доходах физических лиц на магнитных носителях", разработанную ГНИВЦ МНС России, но и проверять формирование ряда налоговых показателей в режиме ручного ввода.
     
     В целях оказания реальной помощи в разработке ПС налогообложения лаборатория готова к оказанию услуг по информационному обслуживанию разработчиков ПС.
     
     В настоящее время завершается планирование сертификационных испытаний ведомственных ПС на текущий год. Основу перечня ПС, подлежащих сертификации, составят ПС нецентрализованной разработки. К ним будут отнесены "законченные" прикладные программные комплексы (пакеты прикладных программ), используемые Управлениями (инспекциями) МНС России взамен или в дополнение ПС централизованной разработки.
     
     ГНИВЦ МНС России открыт для всестороннего сотрудничества со всеми заинтересованными организациями, проведения консультационной работы по сертификационным испытаниям программных средств и обмену опытом. Для испытательной лаборатории важны мнения и предложения не только организаций-разработчиков ПС, налоговых инспекций, но и пользователей ПС.