Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Пути содействия развитию малого предпринимательства и привлечению инвестиций в Российской Федерации


Пути содействия развитию малого предпринимательства и привлечению инвестиций в Российской Федерации

     

А.О. Диков,
советник налоговой службы I ранга

     
     Основными направлениями налоговой политики нашего государства на протяжении 2001 года и последующих лет будут являться:
     
     1) освобождение бюджета от непосильных обязательств, снижение налогового бремени товаропроизводителей, расширение на этой основе налогооблагаемой базы и усиление налогового администрирования;
     
     2) упрощение налоговой системы и уменьшение числа налогов, перенос налоговой нагрузки на те виды доходов, которые не оказывают негативного воздействия на легализацию прибыли, личных доходов;
     
     3) существенное увеличение доходов государства за счет проведения комплекса мероприятий, стимулирующих отказ предпринимателей от теневой экономической деятельности;
     
     4) предоставление субъектам Российской Федерации самостоятельных налоговых источников, соответствующих объему их конституционных функций, постепенное сокращение объемов федеральных трансфертов;
     
     5) проведение налоговой реформы одновременно с бюджетной реформой;
     
     6) укрепление налоговой базы субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления;
     
     7) повышение уровня собираемости налогов;
     
     8) укрепление налоговой базы федерального бюджета как главного стабилизирующего фактора экономики страны;
     
     9) ужесточение административной и уголовной ответственности за незаконные производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции, усиление регулирования оптовой и розничной торговли через аккредитацию и создание специализированных оптовых торговых организаций;
     
     10) отмена льгот по уплате таможенных платежей, за исключением льгот, предусмотренных международными договорами и законами Российской Федерации;
     
     11) сохранение накоплений населения путем снятия налоговых ограничений в целях расширения возможностей покупки мерных золотых слитков и монет физическими лицами;
     
     12) постепенная унификация налоговой системы Российской Федерации с налоговыми системами иностранных (европейских) государств в целях плавного интегрирования налогового законодательства России в налоговую систему ЕЭС;
     
     13) постепенный переход к более справедливому налогообложению доходов физических лиц в зависимости от уровня этих доходов;
     
     14) социализация налоговых поступлений государства - направление налоговых поступлений в государственные налоговые фонды, конкретизирующие расходы бюджета на социальную сферу (например специальный государственный налоговый фонд детских домов и больниц, специальный государственный налоговый фонд федерального транспорта, специальный государственный пенсионный налоговый фонд, специальный государственный антитеррористический налоговый фонд и фонд чрезвычайных ситуаций и т.д.);
     
     15) усиление налогового администрирования нефтехимической промышленности;
     
     16) совершенствование механизмов привлечения иностранного капитала в Российскую Федерацию (например создание специального режима свободных налоговых зон исключительно для капитала, имеющего иностранное происхождение);
     
     17) открытость информации о налогах, деятельности государства по изменению существующей налоговой системы, обязательное доведение до общественности информации о налоговых доходах и расходах государства (по аналогии с порядком, функционирующим в США);
     
     18) создание условий по повышению общеобразовательного уровня налогоплательщиков в области законодательства о налогах и сборах Российской Федерации (включение специального предмета в курс обучения в рамках школьной программы);
     
     19) проработка концепции "гибкого налогообложения" организаций, выполняющих военно-промышленный заказ, "градообразующих предприятий", предприятий стратегического значения;
     
     20) отстаивание интересов российских налогоплательщиков за рубежом, "национальная налоговая опека" организаций, возвращающих финансы в Россию из-за рубежа, доработка межправительственных соглашений об избежании двойного налогообложения в этих целях.
     
     Снижение налогового бремени невозможно осуществить, не добившись его равномерного распределения среди налогоплательщиков.
     
     В настоящее время субъекты малого предпринимательства могут перейти на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности на основании Федерального закона от 29.12.1995 N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" либо могут быть переведены на уплату единого налога на вмененный доход на основании Федерального закона от 31.07.1998 N 148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности".
     
     Федеральный закон "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" направлен на то, чтобы привлечь к уплате единого налога на вмененный доход организации и индивидуальных предпринимателей, занимающихся предпринимательской деятельностью в сферах, где налоговый контроль затруднен и, кроме того, значительная часть расчетов осуществляется в наличной денежной форме. Именно положительной стороной данного налога является то, что его уплата производится всеми без исключения налогоплательщиками, осуществляющими предпринимательскую деятельность в определенных Федеральным законом сферах, и авансовыми платежами.
     
     Указанный режим налогообложения обеспечивает реальное равенство налогоплательщиков, так как устраняет ситуацию, в результате которой одни налогоплательщики, добросовестно выполняющие требования налогового законодательства и соответственно уплачивающие установленные налоги и сборы, несут всю тяжесть налоговой нагрузки, а другие налогоплательщики, которые уходят от уплаты налогов как на законном, так и на незаконном основании, - минимальную налоговую нагрузку или вообще не платят налогов.
     
     Привлечение к уплате единого налога на вмененный доход индивидуальных предпринимателей, занимающихся предпринимательской деятельностью в сферах, где налоговый контроль затруднен, позволило увеличить налоговые поступления в бюджетную систему от данной категории плательщиков (в основном за счет легализации их деятельности, а не за счет увеличения налоговой нагрузки) по сравнению с ранее уплаченными налогами, в том числе и подоходного налога.
     
     Вместе с тем анализ практики применения единого налога на вмененный доход выявил необходимость доработки федерального законодательства и обязательность приведения региональных нормативных правовых актов в соответствие с федеральными.
     
     Кроме того, в связи с получившей распространение практикой занижения законодательными органами субъектов Российской Федерации показателей базовой доходности установление минимального и максимального размеров базовой доходности и другие составляющие формул расчета единого налога необходимо закрепить в федеральном законе. Вместе с тем субъекты Российской Федерации должны быть наделены правом изменять ставку этого налога и устанавливать льготы.
     
     Упрощенная система налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства имеет целью поддержку и развитие малого предпринимательства в Российской Федерации, снижение налогового бремени для данной категории налогоплательщиков.
     
     Федеральный закон "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" предоставил возможность малым предприятиям, численность которых не превышает 15 человек, перейти на упрощенную систему налогообложения с уплатой единого налога с валовой выручки или совокупного дохода, исчисляемых по результатам хозяйственной деятельности за отчетный период. Указанные предприятия - это малые предприятия с простым технологическим процессом производства продукции, совершающие минимальное количество хозяйственных операций с незначительными затратами материальных ресурсов. Поэтому предоставление таким организациям права на оформление первичных документов бухгалтерской отчетности и ведение книги учета доходов и расходов по упрощенной форме, в том числе без применения способа двойной записи, без плана счетов и соблюдения иных требований, предусмотренных действующими положениями о ведении бухгалтерского учета и отчетности, можно считать основным преимуществом введения данного закона.
     
     Вместе с тем в связи с нечетко определенным порядком ведения книги доходов и расходов по упрощенной форме, в частности в разделе, связанном с отражением расходов субъекта на осуществление предпринимательской деятельности, возникает большое количество спорных ситуаций. Кроме того, возникает ряд вопросов, касающихся преемственности показателей бухгалтерского учета организаций, переходящих с общеустановленного порядка ведения бухгалтерского учета и отчетности на упрощенную систему.
     
     В соответствии с налоговой политикой Российской Федерации решение вопроса о сохранении особого порядка налогообложения для субъектов малого предпринимательства в виде специального налогового режима должно приниматься после формирования системы всех налогов и сборов на территории Российской Федерации, так как уже принятые главы Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) дают возможность субъектам малого предпринимательства использовать предоставленные налоговым законодательством преференции в порядке исчисления и уплаты налогов.
     
     Так, ст. 145 НК РФ установлено, что организации и индивидуальные предприниматели имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций или индивидуальных предпринимателей без учета НДС и налога с продаж не превысила в совокупности один миллион рублей. Кроме того, согласно п. 6 ст. 174 НК РФ налогоплательщики с ежемесячными в течение квартала суммами выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС и налога с продаж, не превышающими одного миллиона рублей, вправе уплачивать налог исходя из фактической реализации товаров (работ, услуг) за истекший квартал не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом.
     
     Одной из важнейших проблем на протяжении всего периода становления рыночной экономики в России является острый дефицит инвестиционных ресурсов, в том числе иностранных инвестиций.
     
     Анализ социально-экономического развития российской экономики показывает, что в 2000 году и в первом квартале 2001 года получили развитие тенденции улучшения общеэкономической и финансовой ситуации: имели место низкие темпы инфляции, сформировалась положительная динамика промышленного производства, улучшилось финансовое состояние предприятий реального сектора экономики, повысилась собираемость налогов в бюджет, снизилась задолженность по выплатам заработной платы, погашена задолженность по выплатам пенсий, ослаблена напряженность на рынке труда, растут объемы жилищного строительства, активизировался рынок российских инвесторов.
     
     Однако устойчивых условий для интенсивного развития отечественного производства, обновления производственных фондов, экономической и финансовой стабильности пока не создано. Это подтверждается и острым недостатком оборотных средств, и дефицитом инвестиционных ресурсов.
     
     Среди экономических рычагов, применяемых для регулирования инвестиционной деятельности в Российской Федерации, особое значение имеет налоговая политика государства.
     
     Международный опыт и российская практика показывают, что для привлечения иностранных инвестиций более целесообразно идти не по пути введения для них особых льгот, включая налоговые, а путем устранения существующих препятствий и создания общего благоприятного инвестиционного климата.
     
     В настоящее время проводится работа по совершенствованию налогового законодательства, направленная, с одной стороны, на снижение налогового бремени, а с другой стороны - на улучшение собираемости налогов в бюджеты различных уровней и на защиту экономической свободы. Стратегическая линия должна быть такова: меньше администрирования, больше предпринимательской свободы производить, торговать, инвестировать. Регионы должны конкурировать не за полномочия, а за привлечение инвестиций и трудовых ресурсов. Сделать это можно, только улучшая, но никак не ухудшая условия хозяйственной деятельности. Возможности чиновников действовать по своему усмотрению, произвольно толковать нормы законодательства и в центре, и на местах мешают предпринимателям и создают питательную среду для коррупции. Надо обеспечить применение законов прямого действия, свести к минимуму ведомственные инструкции, устранить двойственность толкования нормативных актов. А кроме того, упростить порядок регистрации предприятий, экспертизы, согласования инвестиционных проектов и так далее.
     
     Необходимо развитие финансовой инфраструктуры. В банковской системе не должно быть нежизнеспособных организаций. Следует обеспечить прозрачность банковской деятельности. Фондовый рынок должен стать действенным механизмом мобилизации инвестиций, их направления в наиболее перспективные секторы экономики.
     
     Введен в действие основополагающий в сфере инвестиционного сотрудничества Федеральный закон от 09.07.1999 N 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации", который определяет национальный режим и стабильные условия для деятельности иностранных инвесторов, основные гарантии прав инвесторов на инвестиции и получаемые доходы и прибыль, а также предусматривает полную и безусловную защиту законных прав и интересов инвесторов на территории Российской Федерации. Ранее вступил в силу Федеральный закон от 25.02.1999 N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений", который устанавливает равные условия инвестирования в форме капитальных вложений для иностранных и отечественных инвесторов.
     
     Существенную роль в совершенствовании системы налогообложения играет НК РФ. Приняты и действуют части первая и вторая НК РФ. В них установлены равные принципы налогообложения для российских и иностранных инвесторов. Иностранные инвесторы имеют налоговые льготы при вложении своих средств в промышленность и экономику России и при получении доходов. Следует отметить, что акты законодательства о налогах и сборах, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей, имеют обратную силу. В случае если НК РФ устанавливает более мягкую ответственность за конкретное правонарушение, чем было ранее определено за соответствующее правонарушение, совершенное до 1 января 1999 года, применяется ответственность, установленная НК РФ. Взыскание ранее наложенных финансовых санкций за данное правонарушение после 31 декабря 1998 года может быть произведено лишь в части, не превышающей максимального размера санкций, предусмотренных НК РФ за такое правонарушение.
     
     Неуплата налога в срок должна быть компенсирована полным возмещением ущерба, понесенного государством в результате несвоевременного внесения налога. Поэтому к сумме собственно не внесенного налога (недоимки) законодатель вправе добавить дополнительный платеж - пеню как компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок в случае задержки уплаты налога. Наряду с этим размер пени не должен носить характер наказания. При этом действовавшим в период с 1 января по 13 августа 1999 года положениям о максимальном ограничении размера пени - не более неуплаченной суммы налога - придана обратная сила. Порядок пересчета задолженности налогоплательщиков (налоговых агентов) по уплате пени, по налогам и сборам урегулирован приказом МНС России от 03.09.1999 N АП-3-09/290.
     
     Принцип приоритета норм международного права реализован в ст. 7 НК РФ, согласно которой если международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.
     
     Часть вторая НК РФ предоставляет льготы для иностранных инвесторов. Так, например, не подлежит обложению НДС реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации долей в уставном (складочном) капитале организаций, паев в паевых фондах кооперативов и паевых инвестиционных фондах; от налога освобождаются товары, работы и услуги, предназначенные для выполнения работ по соглашению о разделе продукции, в том числе ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации инвестором, оператором указанного соглашения, их поставщиками, подрядчиками и перевозчиками и иными лицами, участвующими в выполнении работ по указанному соглашению на основе договоров с инвестором и оператором, и услуги, оказываемые на территории Российской Федерации иностранными юридическими лицами инвесторам или операторам соглашений о разделе продукции в связи с выполнением работ по указанным соглашениям. Освобождаются от НДС обороты между инвестором и оператором соглашения о разделе продукции по безвозмездной передаче товарно-материальных ценностей, необходимых для выполнения работ по этому соглашению, а также операции по передаче денежных средств, необходимых для финансирования таких работ. Освобождаются от налога обороты по передаче инвестором государству вновь созданного или приобретенного инвестором имущества, использованного им для выполнения работ по соглашению и подлежащего передаче государству в соответствии с условиями соглашения и так далее.
     
     При выполнении соглашений о разделе продукции, заключенных в соответствии с Федеральным законом от 30.12.1995 N 225-ФЗ "О соглашениях о разделе продукции", от уплаты акцизов освобождается ввоз на таможенную территорию Российской Федерации подакцизных товаров, предназначенных в соответствии с проектной документацией для выполнения работ по указанным соглашениям. При выполнении таких соглашений о разделе продукции освобождается от налогообложения реализация инвесторами и (или) операторами добываемых подакцизных видов минерального сырья и продуктов их переработки (за исключением ювелирных изделий), если эта переработка предусмотрена указанными соглашениями, если минеральное сырье и товары являются в соответствии с условиями указанных соглашений собственностью инвесторов.
     
     В соответствии с п. 1 Положения о составе затрат определено, что себестоимость продукции представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию.
     
     Для целей налогообложения произведенные организацией затраты корректируются с учетом утвержденных в установленном порядке лимитов, норм и нормативов.
     
     В ст. 10.1 Закона РФ от 27.12.1991 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций", которая регламентирует особенности налогообложения прибыли и доходов при исполнении соглашений о разделе продукции были внесены дополнения. Данное дополнение было внесено Федеральным законом от 10.02.1999 N 32-ФЗ "О внесении в законодательные акты Российской Федерации изменений и дополнений, вытекающих из Федерального закона “О соглашениях о разделе продукции”". Изменениями N 5 к инструкции Госналогслужбы от 10.08.1995 N 37 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятиями и организациями", утвержденными приказом МНС России от 06.07.1999 N АП-3-02/24, были также внесены изменения и дополнения по особенностям налогообложения прибыли и доходов при исполнении соглашений о разделе продукции.
     
     Кроме того, рассматривая вопросы по иностранным инвестициям, следует отметить, что согласно п. 6 ст. 2 Закона "О налоге на прибыль предприятий и организаций" от уплаты налога на прибыль освобождаются безвозмездно полученные средства от иностранных инвесторов, направленные на финансирование капитальных вложений производственного назначения, при условии их использования в течение одного года с момента получения. При нецелевом использовании полученных средств или в случае их неиспользования в течение одного года с момента получения они подлежат налогообложению в составе внереализационных доходов в том отчетном периоде, в котором осуществлено нецелевое расходование этих средств или истек срок их использования по целевому назначению.
     
     Пунктом 5 ст. 6 Закона РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций" предусмотрено освобождение от уплаты налога части прибыли, направленной на покрытие убытка, полученного предприятием в предыдущем году (по данным годового бухгалтерского отчета, за исключением убытков, полученных по операциям с ценными бумагами), в течение последующих 5 лет (при условии полного использования на эти цели средств резервного и других аналогичных по назначению фондов, создание которых предусмотрено законодательством Российской Федерации). Данная льгота применяется в отношении всех плательщиков налога на прибыль, поименованных в ст. 1 вышеуказанного Закона. Иностранные юридические лица исключения из данного перечня не составляют. Управлениям МНС России и госналогинспекциям по субъектам Российской Федерации не давалось указаний препятствовать применению вышеупомянутой льготы иностранными юридическими лицами.
     
     Исключение норм по включению в себестоимость тех или иных затрат, учитываемых для целей налогообложения, приведет к значительным потерям бюджета, а также позволит недобросовестным налогоплательщикам необоснованно занижать свою налоговую базу, учитывая, что в настоящее время налоговым органам не предоставлено право (возможность) проверять обоснованность понесенных расходов.
     
     Проектом главы 25 "Налог на прибыль (доход) организаций" части второй НК РФ также закрепляется режим равного налогообложения иностранных и российских инвесторов.
     
     В заключение необходимо отметить, что состояние правовой стабильности инвестиционного процесса с участием иностранных инвесторов недостаточно соответствует задачам привлечения иностранных инвестиций, поэтому представляется необходимым определить меры по дальнейшему развитию правового обеспечения инвестиционных процессов и впоследствии обеспечить их реализацию.