Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Ответы на вопросы

     

Ответы на вопросы

Государственная пошлина и налог на имущество

     

Н.А. Орехов,
советник налоговой службы I ранга

     
     Кто относится к инвалидам Великой Отечественной войны, которым предоставляется льгота по государственной пошлине?

     
     Взимание государственной пошлины в настоящее время производится в соответствии с Законом РФ от 09.12.1991 N 2005-1 "О государственной пошлине" (в ред. Федеральных законов от 31.12.1995 N 226-ФЗ, от 20.08.1996 N 118-ФЗ, от 19.07.1997 N 105-ФЗ, от 21.07.1998 N 117-ФЗ, от 13.04.1999 N 76-ФЗ).
     
     В соответствии с п. 1 ст. 5 упомянутого Закона участники и инвалиды Великой Отечественной войны освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, арбитражных судах по делам о несо-стоятельности (банкротстве) и Конституционном Суде Российской Федерации, в органах, совершающих нотариальные действия, и в органах, осущест-вляющих государственную регистрацию актов гражданского состояния, а также за выдачу заграничного (общегражданского) паспорта или продление срока его действия освобождаются участники и инвалиды Великой Отечественной войны.
     
     Инвалиды Великой Отечественной войны, которым предоставляется вышеназванная льгота, указаны в части четвертой Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах".
     
     К инвалидам Великой Отечественной войны в соответствии с названным законом относятся:
     
     - военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу (включая воспитанников воинских частей и юнг) либо временно находившиеся в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии, партизаны, члены подпольных организаций, действовавших в период гражданской войны или период Великой Отечественной войны на временно оккупированных территориях СССР, рабочие и служащие, работавшие в районах боевых действий, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период гражданской войны или период Великой Отечественной войны в районах боевых действий, и приравненные по пенсионному обеспечению к военнослужащим воинских частей, входивших в состав действующей армии;
     
     - военнослужащие, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при защите Отечества или исполнении обязанностей военной службы на фронте, в районах боевых действий в периоды, указанные в настоящем Федеральном законе;
     
     - лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при исполнении служебных обязанностей в районах боевых действий; военнослужащие, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, бойцы и командный состав истребительных батальонов, взводов и отрядов защиты народа, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при выполнении боевых заданий в период с 22 июня 1941 года по 31 декабря 1951 года, а также при разминировании территорий и объектов на территории СССР и территориях других государств, включая операции по боевому тралению в период с 22 июня 1941 года по 31 декабря 1957 года согласно решениям Правительства СССР;
     
     - лица, привлекавшиеся организациями Осоавиа-хима СССР и органами местной власти к сбору бое-припасов и военной техники, разминированию территорий и объектов в период с февраля 1944 года по декабрь 1951 года и ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных в указанный период;
     
     - лица, обслуживавшие действующие воинские части Вооруженных Сил СССР и Вооруженных Сил Российской Федерации, находившиеся на территориях других государств, и ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период ведения в этих государствах боевых действий.
     
     Льгота вышеуказанным гражданам предоставляется на основании Удостоверения инвалида Отечест-венной войны (постановление Совета Министров СССР от 23.02.1981 N 209). В Удостоверении производится отметка "Инвалид __ группы, имеет право на льготы, установленные статьей 14 Федерального закона “О ветеранах”".
     

     В подпункте 1 п. 2 ст. 5 Закона РФ от 09.12.1991 N 2005-1 "О государственной пошлине" сказано, что от уплаты госпошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются истцы - по искам о взыскании денежного содержания. Из каких составляющих состоит денежное содержание у государственных служащих? Относится ли к денежному содержанию денежное довольствие военнослужащих?

     
     Согласно подпункту 1 п. 2 ст. 5 Закона РФ от 09.12.1991 N 2005-1 "О государственной пошлине" (с изменениями и дополнениями) от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются истцы - по искам о взыскании заработной платы (денежного содержания) и иным требованиям, вытекающим из трудовых правоотношений.
     
     Согласно п. 1 ст. 17 Федерального закона от 31.07.1995 N 119-ФЗ "Об основах государственной службы Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) денежное содержание государственного служащего состоит из должностного оклада, надбавок к должностному окладу за квалификационный разряд, особые условия государственной службы, выслугу лет, а также премий по результатам работы.
     
     Согласно п. 1 ст. 12 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (в ред. от 07.08.2000) денежное довольствие военнослужащих состоит из месячного оклада в соответствии с занимаемой воинской должностью и месячного оклада в соответствии с присвоенным воин-ским званием, которые составляют оклад месячного денежного содержания военнослужащих, месячных и иных дополнительных выплат. Денежное довольствие военнослужащих приравнивается к денежному содержанию.
     

     Суд общей юрисдикции частично удовлетворил иск гражданки к Пенсионному фонду о взыскании сумм своевременно невыплаченной умершему мужу пенсии. Из какого бюджета - федерального или местного - следует возместить вдове судебные расходы?

     
     Согласно части первой ст. 90 Гражданского процессуального кодекса РСФСР (в ред. от 07.08.2000) стороне, в пользу которой состоялось решение, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, хотя бы эта сторона и была освобождена от уплаты судебных расходов в доход государства. Если иск удовлетворен частично, то указанные в настоящей статье суммы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику - пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
     
     Следовательно, возмещение правопреемнику (вдове) судебных расходов, в том числе по госпошлине, должно быть произведено за счет ответчика.
     

     Как взыскать с гражданки Украины налог с имущества, переходящего в порядке наследования, если частным нотариусом Н-ской области свидетельство о праве на наследство выдано ей без предъявления квитанции об уплате налога?

     
     В соответствии с п. 7 ст. 5 Закона РФ от 12.12.1991 N 2020-1 "О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения" (в ред. от 06.03.1993 N 4618-1) физические лица, проживающие за пределами Российской Федерации, обязаны платить налог до получения документа, удостоверяющего право собственности на имущество. Выдача им такого документа без предъявления квитанции об уплате налога не допускается.
     
     В связи с тем что частный нотариус Н-ской области нарушил вышеуказанную норму закона, следует предъявить в суд иск о взыскании с него ущерба, нанесенного государству, в виде невзысканной суммы налога с имущества, переходящего в порядке наследования гражданке Украины.
     

Е.А. Гусакова,
советник налоговой службы III ранга

     
     Гражданин является членом ЖСК. Права собственности на квартиру зарегистрированы в регистрационной палате, но пай будет выплачиваться в течение пяти лет. С какого момента возникает обязанность по уплате налога на имущество?

     
     Согласно п. 1 ст. 1 Закона РФ от 09.12.1991 N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" налог на имущество физических лиц уплачивается собственниками имущества, признаваемого объектом налогообложения.
     
     В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним, возникающие в соответствии со ст. 130, 131, 132 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ).
     
     Таким образом, при купле-продаже, мене, дарении, ренте, аренде с правом выкупа, ипотеке, признании наследства по решению суда право собственности должно быть зарегистрировано в установленном законом порядке, и с этого момента у физического лица возникают налоговые обязательства.
     
     Однако согласно ст. 218 ГК РФ член жилищного, жилищно-строительного, дачного, гаражного или иного потребительского кооператива, другие лица, имеющие право на паенакопления, полностью внес-шие свой паевой взнос за квартиру, дачу, гараж, иное помещение, предоставленное этим лицам кооперативом, приобретают право собственности на указанное имущество и, как следствие, становятся в соответствии с Законом РФ "О налогах на имущество физических лиц" плательщиками налога на имущество физических лиц независимо от времени государственной регистрации их прав.
     

     Гражданин подал иск в суд общей юрисдикции 12 июня 1998 года и уплатил в местный бюджет государственную пошлину. Решение суда в пользу истца вынесено только в мае 2000 года, и определена сумма государственной пошлины, подлежащая возврату из местного бюджета как излишне уплаченная. Каков порядок возврата излишне уплаченной государственной пошлины в связи с действующими Законом РФ "О государственной пошлине" и НК РФ в связи с тем, что они по-разному определяют этот порядок?

     
     Законом РФ от 09.12.1991 N 2005-1 "О государственной пошлине", с изменениями и дополнениями, предусмотрено, что возврат излишне уплаченной в местный бюджет государственной пошлины производится по заявлениям, подаваемым в налоговый орган, в течение одного года со дня ее поступления в указанный бюджет.
     
     В соответствии с п. 8 ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика. Заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.
     
     Согласно ст. 7 Федерального закона от 31.07.1998 N 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" федеральные законы и иные нормативные правовые акты, действующие на территории Российской Федерации и не вошедшие в перечень актов, утративших силу, действуют в части, не противоречащей части первой НК РФ.
     
     Таким образом, государственная пошлина, подлежащая возврату из местного бюджета, должна быть возвращена плательщику при подаче им заявления в налоговый орган, если не истек срок, предусмотренный НК РФ.