Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Ответы на вопросы

     

Ответы на вопросы

Налогообложение предпринимателей и частных нотариусов

     

Л.А. Короткова,
советник налоговой службы II ранга

     
     Вправе ли частный нотариус в одном отчетном году учесть расходы, связанные с приобретением ксерокса?

     
     Закон РФ "О подоходном налоге с физических лиц" определял порядок налогообложения различных доходов, получаемых физическими лицами.
     
     Порядок налогообложения доходов, получаемых физическими лицами за выполнение ими трудовых и иных приравненных к ним обязанностей по месту основной работы (службы, учебы), регулировался главой II Закона.
     
     Главой III Закона определен порядок налогообложения доходов, получаемых физическими лицами одновременно с доходами по основному месту работы (службы, учебы) от других предприятий, учреждений и организаций или физических лиц, зарегистрированных в качестве предпринимателей.
     
     Порядок налогообложения доходов физических лиц, полученных в течение календарного года от предприятий, учреждений, организаций и физических лиц, зарегистрированных в качестве предпринимателей, в связи с осуществлением ими любых видов предпринимательской деятельности, и других доходов, полученных иными способами, не преду-смотренными в главах II и III Закона, установлен главой IV Закона.
     
     Поскольку доходы, полученные частными нотариусами, не относились к доходам, полученным способами, предусмотренными в главах II и III Закона, порядок их налогообложения должен был определяться положениями главы IV Закона.
     
     Согласно ст. 12 Закона состав расходов физических лиц, налогообложение которых регулировалось гла-вой IV Закона, должен быть увеличен на сумму понесенных расходов применительно к составу затрат, включенных в себестоимость продукции (работ, услуг), определяемых Правительством РФ. В состав затрат включаются документально подтвержденные расходы.
     
     Перечень затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), содержится в Положении о составе затрат.
     
     Таким образом, состав затрат (расходов) частного нотариуса формируется с учетом норм, содержащихся в Положении о составе затрат.
     
     Подпунктом "х" п. 2 Положения о составе затрат предусмотрено, что в себестоимость продукции (работ, услуг) включаются амортизационные отчисления на полное восстановление основных производственных фондов по нормам, утвержденным в установленном порядке.
     
     Нормы амортизационных отчислений утверждены постановлением Совета Министров СССР от 22.09.1990 N 1072 "О единых нормах амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР".
     
     Амортизационные отчисления на полное восстановление основных фондов производятся в течение нормативного срока их службы или срока, за который балансовая стоимость этих фондов полностью переносится на издержки производства и обращения (абзац третий п. 3 вышеуказанного постановления).
     
     Таким образом, амортизационные отчисления производятся по мере потребления (использования) основных фондов.
     
     Согласно "Общероссийскому классификатору основных фондов" ОК 013-94, утвержденному постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 N 359, к материальным основным фондам (основным средствам) относятся здания, сооружения, машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, жилища, вычислительная техника и оргтехника, транспортные средства, инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь, рабочий, продуктивный и племенной скот, многолетние насаждения и прочие виды материальных основных фондов.
     
     Учитывая изложенное, амортизационные отчисления на полное восстановление оргтехники производятся по мере потребления (использования) данных основных фондов.
     
     Таким образом, поскольку ксерокс, являясь предметом оргтехники, относится к основным средствам (фондам), то расходы, направленные на его приобретение, должны относиться на себестоимость продукции (работ, услуг) постепенно в течение нескольких лет через амортизационные отчисления по мере его потребления (использования), и стоимость ксерокса должна быть полностью учтена в затратах нотариуса, но не в одном отчетном периоде.
     

     Кем определяется налоговая база по налогу на имущество физических лиц? Вправе ли предприниматели, осуществляющие оценочную деятельность, определять суммарную инвентаризационную стоимость имущества и представлять сведения о ней в налоговый орган?

     
     Согласно п. 4 ст. 5 Закона РФ от 09.12.1991 N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" органы, осуществляющие регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также органы технической инвентаризации, Главное управление воздушной авиации, инспекции речного и мор-ского пароходства и другие организации, осущест-вляющие регистрацию транспортных средств, обязаны ежегодно до 1 марта представлять в налоговый орган сведения, необходимые для исчисления налогов, по состоянию на 1 января текущего года. Данные, необходимые для исчисления налоговых платежей, представляются налоговым органам бесплатно.
     
     Сведениями, необходимыми для исчисления налога на имущество, являются сведения о собственниках имущества и суммарной инвентаризационной стоимости имущества, поскольку налоговая база по налогу на строения, помещения и сооружения конкретному налогоплательщику определяется исходя из данных сведений.
     
     Верховный Совет РСФСР в связи с введением в действие Закона РФ "О налогах на имущество физических лиц" постановил Правительству РФ обеспечить проведение оценки строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности (п. 3 постановления Верховного Совета РСФСР от 09.12.1991 N 2004-1 "О порядке введения в действие Закона Российской Федерации “О налогах на имущество физических лиц”").
     
     Во исполнение постановления Верховного Совета РСФСР "О порядке введения в действие Закона РСФСР “О налогах на имущество физических лиц”" Правительством РФ было издано распоряжение от 12.03.1992 N 469-р, согласно которому оценка строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности, осуществляется местными бюро технической инвентаризации с привлечением при необходимости на договорной основе страховых, проектных, строительных и иных организаций.
     
     Таким образом, обязанность по определению и представлению в налоговый орган сведений о суммарной инвентаризационной стоимости строений, помещений и сооружений, которая является налоговой базой по налогу на строения, помещения и сооружения, возложена на органы технической инвентаризации.
     
     Органы, осуществляющие регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, представляют в налоговый орган сведения о собственниках строений, помещений, сооружений (п. 3 ст. 7 и п. 2 ст. 8 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним").
     
     Определение суммарной инвентаризационной стоимости имущества и представление сведений о ней в налоговый орган предпринимателями, осущест-вляющими оценочную деятельность, нормами данных правовых актов не предусмотрено.
     
     Однако необходимо учитывать, что вышеуказанными правовыми актами установлено, что для исчисления налога на строения, помещения и сооружения принимается суммарная инвентаризационная стоимость объекта, определяемая органами технической инвентаризации, то есть налог исчисляется на основании стоимости, определенной указанными органами, что не исключает возможности определения стоимости имущества экспертами-оценщиками в иных случаях.
     
     Так, например, согласно абзацу одиннадцатому ст. 8 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" проведение оценки объектов оценки является обязательным при возникновении спора о стоимости объекта оценки, например в случае возникновения спора об исчислении налогооблагаемой базы при проведении оценки объектов оценки в целях контроля за правильностью уплаты налогов.
     
     В целом вышеуказанный Федеральный закон определяет правовые основы регулирования оценочной деятельности в отношении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, физическим лицам и юридическим лицам, для целей совершения сделок с объектами оценки.
     
     Таким образом, в вышеназванной норме данного Закона содержится специальное указание об обязательности проведения оценки объектов оценки, в том числе в сфере налоговых отношений в целях контроля за правильностью уплаты налогов в случае возникновения спора об исчислении налогооблагаемой базы. Определение суммарной инвентаризационной стоимости имущества и представление сведений о ней в налоговый орган в иных случаях самостоятельно оценщиками не предусмотрено.