Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О перспективах гармонизации национальных налоговых законодательств государств-участников Евразийского экономического сообщества


О перспективах гармонизации национальных налоговых законодательств государств-участников Евразийского экономического сообщества

     
     Н.Т. Мамбеталиев,
ответственный секретарь СРНС, к.т.н.

Ж.Н. Мамбеталиева
     
     Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС, Сообщество) требует осмысления новых подходов к интеграционному взаимодействию, а также преодоления государственными органами и органами ЕврАзЭС определенных правовых проблем.
     
     Прежде всего это касается вопросов правового обеспечения функционирования как самого ЕврАзЭС, так и введения в действие актов его органов.
     
     Практически все эти проблемы связаны с необходимостью принятия национальных актов, внесения изменений и дополнений в национальные законодательства государств-учредителей, то есть их гармонизацией, которая должна стать важнейшим элементом реализации права Сообщества.
     
     В результате работы аппарата Интеграционного Комитета по созданию эффективного механизма правового обеспечения интеграционного экономического взаимодействия была подготовлена концепция системного подхода к гармонизации национальных законодательств.
     
     В Программе, утвержденной решением Межгосударственного Совета от 26.10.1999 N 52, определена система взаимосогласованных государствами-участниками взглядов на общие для них цели и приоритеты развития правовой основы Таможенного союза.
     
     Стержнем Программы является добровольность и самостоятельность государств в определении направлений и глубины участия в процессах сближения, гармонизации и унификации законодательства.
     
     В этой связи необходимо определиться в содержании используемых терминов.
     
     Сближение - выработка общего курса государств в определенной сфере правоотношений на определенном этапе интеграционного взаимодействия.
     
     Гармонизация - согласование общих подходов и концепций, совместная разработка правовых принципов и отдельных решений.
     
     Унификация - введение в действие общеобязательных единообразных юридических норм и правил.
     
     Применение того или иного термина зависит прежде всего от глубины и многообразия интеграционных связей.
     
     Не вызывает сомнений, что процессы гармонизации, происходимой в рамках межгосударственной экономической интеграции, должны осуществляться согласованно, последовательно и синхронно. Это диктует, в свою очередь, необходимость системного подхода к работе по гармонизации национальных законодательств.
     
     К основным принципам гармонизации в принятых документах отнесены:
     
     - согласованность правового регулирования;
     
     - синхронность принятия гармонизированных актов;
     
     - последовательность этапов гармонизации;
     
     - приоритетность международных договоров над национальным законодательством.
     
     Совершенно очевидно, что процесс гармонизации должен осуществляться поэтапно.
     
     На наш взгляд, можно выделить пять основных этапов.
     
     Первый этап - определение требующих гармонизации отраслей законодательства; сфер в рамках отдельной отрасли и проблемных вопросов.
     
     Второй этап - проведение сравнительно-правового анализа, результатом которого станет третий этап - определение согласованных перечней национальных законодательных и иных нормативных правовых актов, подлежащих гармонизации.
     
     Четвертый этап - синхронное принятие гармонизированных актов.
     
     Пятый этап - контроль над реализацией решений по вопросам гармонизации.
     
     Основаниями гармонизации служат заключенные международные договоры, решения органов управления Сообщества, собственная инициатива государств, а также Основы законодательства и типовые законодательные акты Межпарламентского Комитета.
     
     В этой связи хотелось бы подробнее остановиться на работе, проводимой Интеграционным Комитетом по гармонизации налоговых законодательств.
     
     В соответствии с заключенными международными договорами, соглашениями, а также решениями органов управления интеграцией налоговое законодательство рассматривается как одно из первоочередных направлений гармонизации.
     
     Под гармонизацией налоговых законодательств мы представляем систему взаимосогласованных взглядов на общие для них цели и приоритеты формирования правовой основы Таможенного союза в налоговой сфере, пути, мероприятия, механизм и этапы их практического осуществления. Основой гармонизации являются добровольность и самостоятельность государств в определении направлений и глубины участия в процессе сближения, гармонизации и унификации национальных налоговых законодательств, их постепенность и этапность реализации.
     
     Целью гармонизации является установление единообразного (унифицированного) порядка регулирования межгосударственных налоговых отношений. Для этого используются такие основные принципы, как согласованность правового регулирования, синхронность принятия актов по вопросам налогового законодательства, последовательность этапов гармонизации.
     
     Для создания реальных условий гармонизации в налоговой сфере на первом этапе необходимо глубокое изучение и анализ налоговых законодательств каждой страны ЕврАзЭС с точки зрения развитости налоговой системы, достоинств и недостатков. Очередным этапом предусматривается сравнение, выявление сходств и различий, использование позитивных аспектов налоговых законодательств отдельных стран с целью их гармонизации.
     
     Формирование налоговой политики возложено на министерства финансов, экономики и налоговые службы Сторон. Их совместная деятельность направлена на создание однородного правового пространства. Для работы по координации деятельности налоговых служб Советом глав Правительств было принято решение о создании Совета руководителей налоговых служб (СРНС) Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Российской Федерации и Республики Таджикистан.
     
     Одним из основных направлений деятельности Совета явилось сближение и гармонизация налоговых законодательств государств-участников Таможенного союза. Для реализации этих задач создана рабочая группа, предметом деятельности которой являются:
     
     - проведение сравнительного анализа действующих национальных налоговых систем Сторон (определение объектов налогообложения, перечня и ставок налогов, порядка исчисления налогов, налоговых льгот, систем их администрирования и др.), выявление основных различий в налоговых системах и согласование принципов их сближения и гармонизации;
     
     - подготовка проектов нормативно-правовых документов, необходимых для проведения работ по сближению, гармонизации и унификации налоговых законодательств;
     
     - разработка рекомендаций и предложений по проведению гармонизированной налоговой политики в рамках Таможенного союза.
     
     В целях реализации поставленных задач разработан и утвержден на заседании Совета глав правительств План практических действий по гармонизации налогового законодательства государств-участников Таможенного союза на 2000-2002 годы от 06.10.2000 N 106.
     
     Рабочая группа сделала обзор действующих национальных налоговых законодательств, разработала сопоставительную таблицу по перечню и ставкам основных налогов, элементам налогообложения, порядку учета налогоплательщиков, методам контроля, мерам ответственности за нарушения налогового законодательства, сделала их сравнительный анализ с целью выявления сходств и различий в налоговых системах Сторон.
     
     Определены следующие основные направления работы:
     
     - гармонизация налоговых законодательств;
     
     - совершенствование принципов налогового администрирования;
     
     - укрепление информационного обмена между налоговыми службами Сторон;
     
     - подготовка кадров.
     
     В соответствии с проведенной в 2000 году работой по выполнению вышеуказанного Плана утверждены основные налоги, подлежащие гармонизации - косвенные налоги (НДС и акцизы), налог на прибыль (доходы) юридических лиц, налог на доходы физических лиц (подоходный налог) и социальный налог (платежи во внебюджетные фонды), налог на имущество (недвижимость) организаций и физических лиц.
     
     Анализ этих основных общегосударственных налогов проводился по следующим элементам налогообложения - объект налогообложения, налоговая база, налоговый период и налоговые льготы, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога. Одновременно выработаны предложения по перечню основных налогов, работа над гармонизацией которых предусматривается в 2001 и 2002 годах.
     
     В течение 2001 года будет проводиться работа по сближению и унификации косвенных налогов, которые обслуживают взаимную торговлю государств-участников Таможенного союза. Страны-участники союза практически завершили переход на международный принцип их взимания по "стране назначения".
     
     Наиболее результативным может также стать обсуждение и согласование налогов на прибыль и доходы юридических лиц.
     
     На 2002 год предусмотрена совместная работа Сторон по гармонизации налога на доходы физических лиц (подоходный налог) и социальный налог (платежи во внебюджетные фонды) с учетом изучения опыта Республики Казахстан, Российской Федерации и Кыргызской Республики по итогам 1999-2001 годов. С 1999 года в Республике Казахстан введен единый социальный налог, а в 2001 году в Российской Федерации установлена единая шкала подоходного налога в 13 % и введен единый социальный налог.
     
     Особенности гармонизации налога на имущество (недвижимость) целесообразно проработать после изучения и принятия государствами-участниками ЕврАзЭС общих принципов применения конвенций, соглашений об избежании двойного налогообложения и уклонений от уплаты налога на доход и капитал.
     
     Итогом проводимой работы по гармонизации налогового законодательства должна стать разработка конкретных предложений и рекомендаций по корректировке национальных налоговых законодательств органам законодательной власти, а также подготовка и принятие в перспективе Налогового кодекса стран-участниц интеграционного взаимодействия.
     
     По степени влияния на экономику соседних государств виды налогов можно разделить на две группы:
     
     - прямые и целевые налоги (налог на прибыль, подоходный налог с физических и юридических лиц, налог на пользование автодорогами, налог на имущество, транспортные средства и т.п.);
     
     - косвенные налоги (акциз, НДС).
     
     Системы взимания косвенных налогов подлежат гармонизации в большей степени, так как они оказывают наибольшее влияние на ценообразование и составляют наибольший удельный вес в объеме налоговых поступлений всех государств-участников Таможенного союза.
     
     Основными направлениями гармонизации должны явиться исключение двойного налогообложения при переходе на взимание по принципу "страны назначения", выравнивание ставок акцизного налога на импортируемую и производимую продукцию, унификация методики исчисления и перечня подакцизных товаров.
     
     Прямые и целевые налоги не оказывают прямого влияния на налоговые поступления в соседних государствах. Однако разный уровень налогового бремени (нагрузки) ведет к созданию ассиметричных условий для привлечения инвестиций в экономику государств-партнеров.
     
     Работа по гармонизации прямых налогов должна вестись по следующим направлениям:
     
     - построение рациональных систем налогообложения, направленных на стимулирование эффективного развития экономик, снижение налоговой нагрузки для товаропроизводителей, поощрение инвестиций в производственный сектор;
     
     - формирование согласованной системы налогового администрирования;
     
     - отмена нерыночных налогов (отчисления в различного рода фонды и т.д.);
     
     - снижение количества налоговых льгот;
     
     - упрощение налогообложения малого предпринимательства и др.
     
     Объединение налогов, сокращение их количества, отмена многочисленных налоговых льгот позволит уменьшить уровень налоговых изъятий у налогоплательщиков, упростит их администрирование, увеличит объем налоговых поступлений и не приведет к сокращению доли доходов бюджета в ВВП.
     
     В этой связи на первом этапе следует провести анализ состояния налогообложения юридических и физических лиц, разработать методические основы по определению уровня налоговой нагрузки и выработать согласованные предложения по их снижению.
     
     В рамках СРНС будет обращаться особое внимание на работу по гармонизации процедур налогового администрирования, так как налоговые службы Сторон формируют и реализуют совместную административную работу в сложившемся или складывающемся правовом пространстве.
     
     Принципы налогового администрирования анализируется по следующим направлениям:
     
     - структура налоговых органов;
     
     - права (полномочия) должностных лиц налоговых органов;
     
     - учет налогоплательщиков;
     
     - способы взыскания неуплаченных платежей;
     
     - формы и методы налогового контроля;
     
     - ответственность за налоговые правонарушения;
     
     - ведомственный контроль в системе налоговых органов и др.;
     
     В процессе совместной работы по гармонизации налоговых законодательств необходимо определить специфичные формы и методы налогового контроля в каждом государстве и предложить на рассмотрение вопросы унификации составов нарушений налогового законодательства, а также единые минимальные и максимальные размеры штрафных санкций за единообразные нарушения.
     
     Пришло время приступить к разработке проекта единой формы документа (свидетельства) по постановке на налоговый учет в государствах-участниках ЕврАзЭС.
     
     Одним из завершающих этапов гармонизации долж-на стать подготовка предложений по основным (модельным) принципам налогового администрирования.
     
     Для информационного обеспечения гармонизации в Интеграционном Комитете создана интегрированная база законодательства, статистической и другой социально-экономической информации. Такая база станет основой для сравнительно-правового анализа национальных законодательств, подготовки соответствующих рекомендаций по их гармонизации и обмена правовой информацией между Сторонами.
     
     Работа по формированию системы налоговых отношений сопровождается множеством проблем экономического, социального и методологического характера. Особую остроту эта проблема приобретает в связи с завершением внутригосударственных процедур по вступлению в силу Договора об учреждении Евразийского экономического сообщества от 10 октября 2000 года.

     

№ п/п

Наименование мероприятий

Исполнители

Сроки исполнения

1

2

3

4

1

Определение перечня основных налогов государств-участников Таможенного союза, подлежащих гармонизации

Интеграционный Комитет, министерства финансов, налоговые и таможенные службы Сторон

II полугодие 2000 г.

2

Гармонизация и сближение налоговых законодательств по следующим этапам:

Интеграционный Комитет, министерства финансов, налоговые и таможенные службы Сторон

2000-2002 гг.

  
 

  проведение сравнительного анализа национальных налоговых законодательств;

  
 

  
 

  
 

  определение элементов налогообложения, подлежащих сближению и гармонизации;

  
 

  
 

  
 

  определение соответствия выявленных позиций основным принципам налогообложения, используемым в мировой практике;

  
 

  
 

  
 

  выработка согласованных предложений по осуществлению сближения и гармонизации налоговых законодательств;

  
 

  
 

  
 

  определение перечня нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы налогообложения, требующих внесения изменений и дополнений, разработка соответствующих международных договоров и решений органов управления интеграцией;

  
 

  
 

  
 

  подготовка рекомендаций государственным органам Сторон по внесению изменений, дополнений для приведения национальных налоговых законодательств в соответствие с международными договорами и решениями органов управления интеграцией

  
 

  
 

3

Анализ принципов налогового администрирования, методов контроля, мер ответственности, оценка их эффективности, выработка согласованных предложений по их сближению

Интеграционный Комитет, министерства финансов, налоговые службы Сторон

II полугодие 2000 г.

4

Анализ уровня налогообложения (налоговой нагрузки) физических лиц, разработка методических основ по его определению

Интеграционный Комитет, министерства экономики и финансов, налоговые службы Сторон

I полугодие 2001 г.

5

Разработка мероприятий налоговых и таможенных органов по обеспечению согласованного перехода и взимания косвенных налогов во взаимной торговле по принципу "страны назначения"

Интеграционный Комитет, министерства финансов, налоговые и таможенные службы Сторон

II полугодие 2000 г.

6

Проведение согласованной акцизной политики, выработка предложений по:

Интеграционный Комитет, министерства финансов, налоговые и таможенные службы Сторон

2001 г.

  
 

  унификации методики исчисления акциза;

  
 

  
 

  
 

  выравниванию ставок акциза на импортируемую и производимую продукцию;

  
 

  
 

  
 

  унификация базового перечня подакцизных товаров

  
 

  
 

7

Разработка методических основ применения концепций (соглашений) об избежании двойного налогообложения и уклонений от уплаты налога на доход и капитал

Интеграционный Комитет, налоговые службы, министерства финансов Сторон

II полугодие 2000 г.

8

Подготовка предложений по разработке и применению эффективных систем налогообложения субъектов малого предпринимательства в государствах-участниках Таможенного союза

Интеграционный Комитет, заинтересованные министерства и ведомства, налоговые службы Сторон

II полугодие 2000 г.

9

Анализ существующих информационных систем налоговых служб Сторон, систем приема-передачи данных, разработка совместных программ информатизации и автоматизации налоговых органов

Министерства финансов, налоговые службы Сторон

I полугодие 2001 г

10

Разработка мероприятий по повышению эффективности информационного обмена между налоговыми органами Сторон

Налоговые службы Сторон

I полугодие 2001 г.

11

Подготовка проекта Соглашения о таможенном и налоговом контроле над производством, оборотом и перемещением спирта, алкогольной, спиртосодержащей и табачной продукции по территории Сторон

Интеграционный Комитет,  заинтересованные министерства и ведомства, таможенные и налоговые службы Сторон

II полугодие 2000 г.

12

Обмен опытом по контролю за уплатой налогов крупными налогоплательщиками: критерии отнесения, отраслевые и иные особенности, организационная система контроля и предложения по повышению ее эффективности

Министерства экономики, налоговые службы Сторон

2000-2002 гг.

13

Анализ практики унификации налогового законодательства Российской Федерации и Республики Беларусь и возможность распространения основных ее принципов на государства-участники Таможенного союза

Интеграционный Комитет, министерства финансов, налоговые и таможенные службы Сторон

I полугодие 2001 г.

14

Подготовка информации о ходе реализации решений Межгосударственного Совета, Совета глав правительств, Интеграционного Комитета и Совета руководителей налоговых служб государств-участников Договора о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве от 26 февраля 1999 года по проведению согласованной налоговой политики

Интеграционный Комитет, налоговые службы Сторон

II полугодие 2001 г.

15

Анализ налоговых систем государств-участников Таможенного союза в разрезе согласованных показателей и подготовка аналитических материалов

Интеграционный Комитет, министерства экономики, налоговые службы Сторон

I полугодие 2001 г.

16

Рассмотрение вопросов о ходе проведения гармонизации налогового законодательства на заседаниях органов управления интеграцией

Интеграционный Комитет, министерства финансов, налоговые службы Сторон

Не реже одного раза в полугодие

17

Разработка совместно с Межпарламентским Комитетом основ налогового законодательства государств-участников Таможенного союза

Интеграционный Комитет, министерства финансов, налоговые службы Сторон, МПК

Весь период