Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Ответы на вопросы


Ответы на вопросы

     
     В.И. Макарьева,
государственный советник налоговой службы II ранга

А.А. Владимирова
     
     1. Как осуществляется оприходование и выбытие материальных ценностей, полученных и переданных безвозмездно?
     
     Исходя из Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н, Положений по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99 и "Расходы организации" ПБУ 10/99, утвержденных соответственно приказами Минфина России от 06.05.1999 N 32н и N 33н (с изменениями и дополнениями), Положения по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" ПБУ 5/98, утвержденного приказом Минфина России от 15.06.1998 N 25н (с изменениями и дополнениями), и др., рассмотрим оприходование и списание на затраты производства материалов, полученных организациями безвозмездно, в том числе по договору дарения.
     
     Полученные безвозмездно материалы должны быть оприходованы по дебету счета 10 "Материалы" и кредиту счета 98 "Доходы будущих периодов" по рыночной стоимости на дату оприходования. При использовании указанных материалов на производственные цели их списание осуществляется по дебету счета 20 "Основное производство" и кредиту счета 10 "Материалы", и одновременно на эту же сумму производятся бухгалтерские проводки по дебету счета 98 "Доходы будущих периодов" и кредиту счета 91 "Прочие доходы и расходы".
     
     Восстановить финансовые результаты организациям необходимо потому, что на затраты производства может быть списана фактическая стоимость материальных ценностей, которые приобретаются организациями для осуществления производства продукции (работ, услуг), согласно п. 6 Положения о составе затрат.
     
     В связи с этим Минфином России и предусмотрено в п. 8 ПБУ 9/99 в составе внереализационных доходов отражать стоимость активов, полученных безвозмездно.
     
     При выбытии материалов (продаже, списании, передаче безвозмездно и др.) их стоимость списывается в дебет счета 91 "Прочие доходы и расходы" с кредита счета 10 "Материалы".
     
     Как сказано в Инструкции по применению Плана счетов, на счет 91 "Прочие доходы и расходы" списывается фактическая себестоимость материалов.
     
     Необходимо при этом учесть, что в главе 21 НК РФ установлено, что передача права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе признается реализацией товаров (работ, услуг).
     
     2. Согласно Федеральному закону от 08.01.1998 N 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" предприятие признано банк-ротом. Каков источник списания расходов управляющих?
     
     Порядок ликвидации организаций, продажи имущества должника и меры по обеспечению требований кредиторов определены Федеральным законом от 08.01.1998 N 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".
     
     Несостоятельность (банкротство) - это признанная арбитражным судом или объявленная должником неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.
     
     Арбитражный управляющий (временный управляющий, внешний управляющий, конкурсный управляющий), назначенный арбитражным судом для проведения процедуры банкротства и осуществления иных полномочий в соответствии с законодательством, ведет реестр требований кредиторов, в котором указываются сведения о каждом кредиторе, размере его требований по денежным обязательствам и (или) обязательным платежам, об очередности удовлетворения каждого требования.
     
     В ходе проведения процедуры банкротства управление организацией-банкротом осуществляется арбитражным, временным, внешним и конкурсным управляющими.
     
     Арбитражный управляющий - это лицо, назначенное арбитражным судом для проведения процедур банкротства и осуществления иных полномочий, установленных Законом о банкротстве.
     
     Временный управляющий - это лицо, назначаемое арбитражным судом для наблюдения, осущест-вления мер по обеспечению сохранности имущества должника и иных полномочий, установленных Законом о банкротстве.
     
     Внешний управляющий - это лицо, назначаемое арбитражным судом для проведения внешнего управления и осуществления иных полномочий, установленных Законом о банкротстве.
     
     Конкурсный управляющий - это лицо, назначаемое арбитражным судом для проведения конкурсного производства и осуществления иных полномочий по Закону о банкротстве.
     
     Из вышеуказанного следует, что каждый назначенный управляющий обеспечивает выполнение определенных возложенных на него функций по производству, управлению и осуществлению процедуры банкротства с получением за это вознаграждения.
     
     Минфин России в письме от 02.02.2000 N 04-02-04/1 сообщил, что в зависимости от функций арбитражного управляющего, определенных Законом о банкротстве, расходы по оплате его вознаграждения будут иметь в бухгалтерском учете различное отражение.
     
     Так, начисление вознаграждения временному управляющему относится на себестоимость произведенной продукции (работ, услуг) как затраты, связанные с управлением производством.
     
     Внешний управляющий управляет делами должника, в том числе по осуществлению производственной деятельности, и принимает необходимые меры к восстановлению его платежеспособности. В связи с этим расходы по оплате его вознаграждения относятся на себестоимость производимой продукции (работ, услуг) аналогично затратам по вознаграждению временного управляющего.
     
     Конкурсный же управляющий фактически реализует процедуру ликвидации должника, и его возна-граждение должно быть отнесено на уменьшение конкурсной массы.
     
     Читателям следует обратить внимание на то, что в ст. 158 НК РФ определены особенности налоговой базы при реализации предприятия в целом как имущественного комплекса.
     
     3. При передаче имущества в уставный (складочный) капитал хозяйственного общества учитывалась его рыночная стоимость, в результате чего образовалось положительное сальдо по счетам выбытия этого имущества. Включается ли оно в налогооблагаемую базу при определении налога на прибыль?
     
     В п. 3 ст. 39 НК РФ установлено, что реализацией товаров, работ или услуг не признается передача имущества, если такая передача носит инвестиционный характер [в частности вклады в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ, вклады по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности), паевые взносы и паевые фонды кооперативов].
     
     Учитывая План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцию по его применению, утвержденные приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, в бухгалтерском учете передача имущества в счет погашения учредительного взноса отражается по дебету счета 58 "Финансовые вложения" в корреспонденции с кредитом счета 91 "Прочие доходы и расходы".
     
     При этом по дебету счета 91 "Прочие доходы и расходы" списывается остаточная стоимость имущества по балансу.
     
     Наличие по счету 91 "Прочие доходы и расходы" положительного результата дает основания для увеличения налогооблагаемой базы по прибыли согласно п. 14 Положения о составе затрат, в то время как отрицательный результат не дает права снижать налогооблагаемую базу при исчислении налога на прибыль.
     
     4. Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ установлен порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Налицо факты использования недвижимого имущества в производственных целях до внесения этих объектов в Единый государственный реестр и получения соответствующих документов о государственной регистрации. Принимаются ли при налогообложении у организаций расходы по содержанию указанных расходов?
     
     Государственная регистрация прав проводится на всей территории Российской Федерации по установленной Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" системе записей о правах на каждый объект недвижимости имущества в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
     
     В связи с этим приказом Минфина России от 24.03.2000 N 31н внесены изменения в п. 41 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации в части того, что если у организаций отсутствуют соответствующие документы, подтверждающие государственную регистрацию объектов недвижимости, то этот объект учитывается в составе незавершенных капитальных вложений и не может учитываться на счете 01 "Основные средства".
     
     Исходя из Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, п. 45 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом Минфина России от 20.07.1998 N 33н, стоимость объектов основных средств погашается посредством начисления амортизации, если иное не установлено Положением по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/97, утвержденным приказом Минфина России от 03.09.1997 N 65н (начиная с бухгалтерской отчетности 2001 года действует ПБУ 6/01, утвержденное приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н).
     
     Следовательно, при отсутствии документов, подтверждающих государственную регистрацию основных средств, они не могут учитываться в составе основных средств и по ним не начисляются амортизационные отчисления в установленном порядке.
     
     Однако если эти средства используются в производственной деятельности организации, то расходы по содержанию их могут быть включены в себестоимость продукции (работ, услуг) как расходы, связанные с производством и реализацией продукции (работ, услуг), что может быть подтверждено п. 20 Приложения к письму МНС России от 15.02.2001 N ВГ-6-02/139.
     
     5. Организацией осуществляется строительство производственного объекта, окончание которого завершается в 2001 году. Но для осуществления деятельности по производству услуг арендуется у юридического лица часть недвижимости. Обязательно ли осуществление регистрации договора по аренде для списания затрат на производство услуг сумм арендной платы?
     
     Согласно п. 10 Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг) организации по элементу "Прочие затраты" списывают платежи за аренду в случае аренды отдельных объектов основных производственных фондов (или их отдельных частей). Это относится к основным производственным фондам, которые арендатор арендует у арендодателя без права выкупа и учитывает их на забалансовом счете 001 "Арендованные основные средства" в оценке, указанной в договорах на аренду. При этом аналитический учет по счету 001 "Арендованные основные средства" организация-арендатор ведет по арендодателям и по каждому объекту арендованных основных средств.
     
     Как статья 9 Федерального закона "О бухгалтер-ском учете", так и специальный раздел "Документирование хозяйственных операций" Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации требуют, чтобы все хозяйственные операции, проводимые организацией, оформлялись оправдательными документами, которыми служат первичные учетные документы на основании которых ведется бухгалтерский учет.
     
     В ст. 651 ГК РФ определено, что договор аренды здания или сооружения заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами в соответствии с п. 2 ст. 434 ГК РФ. Несоблюдение формы договора аренды здания или сооружения влечет его недействительность.
     
     Договор аренды здания или сооружения, заключенный на срок не менее года, подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации.
     
     Указанное выше подтверждено Информационным письмом Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.06.2000 N 53 "О государственной регистрации договоров аренды нежилых помещений", которое доведено по сообщению Минюста России от 27.07.2000 N 6219-ЭР до сведения учреждений юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
     
     Следовательно, если договор на аренду здания или его части заключен арендатором с арендодателем на срок менее года, для списания на затраты производства не обязательно наличие государственной регистрации этого договора, тем более, что это также не следует из требований Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
     
     6. Принимаются ли у организаций потребительской кооперации для целей налогообложения потери в пределах норм естественной убыли, списанные в соответствии с Методическими рекомендациями по бухгалтерскому учету затрат, включаемых в издержки обращения и производства, и финансовых результатов на предприятиях потребительской кооперации?
     
     Статья 4 Закона РФ от 27.12.1991 N 2116-1 (с изменениями и дополнениями) и п. 2.3 Инструкции МНС России от 15.06.2000 N 62 определяют порядок, согласно которому до принятия Федерального закона, устанавливающего перечень затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и порядок формирования финансовых результатов, учитываемых при расчете налогооблагаемой прибыли, для целей налогообложения состав затрат, включаемый в себестоимость продукции (работ, услуг), формируется согласно Положению о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), утвержденному постановлением Правительства РФ от 05.08.1992 N 552.
     
     В п. 3 ст. 12 Федерального закона "О бухгалтер-ском учете" указано, что выявленные при инвентаризации недостача имущества или его порча в пределах норм естественной убыли относятся на издержки производства или обращения, сверх норм - на счет виновных лиц.
     
     В п. 6 Положения о составе затрат предусмотрено списание потерь от недостачи поступивших материальных ресурсов в пределах норм естественной убыли, что и стало основанием п. 2.12 Методических рекомендаций по бухгалтерскому учету затрат, включаемых в издержки обращения и производства, и финансовых результатов на предприятиях потребительской кооперации, утвержденных Центросоюзом России от 06.06.1995 N ЦСЦ-27 (с изменениями и дополнениями), которые согласованы с Минфином России в соответствии с п. 2 постановления Правительства РФ от 05.08.1992 N 552.
     
     Кроме того, в п. 18 Приложения к письму МНС России от 15.02.2001 N ВГ-6-02/139 по этому вопросу содержится следующее.
     
     Правительство РФ поручением от 29.04.1999 N ГК-П2-14232 согласилось с мнением Минторга России, изложенным в письме от 07.04.1999 N 10-09/1928 о том, что в настоящее время хозяйствующие субъекты Российской Федерации по вопросу списания недостач в пределах норм естественной убыли по продовольственным товарам руководствуются (до утверждения новых норм) положениями ранее изданного МВЭС России приказа от 19.12.1997 N 631 "О нормах естественной убыли".
     
     До принятия главы "Налог на доход организаций" второй части НК РФ при списании на себестоимость продукции (работ, услуг) недостач и потерь в пределах норм естественной убыли следует руководствоваться нормами естественной убыли, перечисленными в упомянутом выше приказе МВЭС России, а также нормами естественной убыли по непродовольственным товарам, утвержденными соответствующими министерствами и ведомствами.
     
     При этом по организациям, которые списание недостач и потерь в пределах норм естественной убыли произвели в 1998, 1999, 2000 годах за счет прибыли, остающейся в их распоряжении, фактически внесенные в бюджет суммы налога на прибыль в связи с выходом настоящего письма возврату и зачету в счет налоговых платежей не подлежат.
     
     Аналогично изложенному выше распространяется порядок списания недостач и потерь и в организациях потребительской кооперации согласно п. 2.12 Методических рекомендаций по бухгалтерскому учету затрат, включаемых в издержки обращения и производства, и финансовых результатов на предприятиях потребительской кооперации.
     
     При этом обращается внимание на то, что приказ МВЭС России от 19.12.1997 N 631 отменен приказом Минэкономразвития России от 17.01.2001 N 8.
     
     7. Утвержденное приказом Минфина России от 10.01.2000 N 2н Положение по бухгалтер-скому учету "Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте" ПБУ 3/2000 изменило порядок списания курсовых разниц. Какие курсовые разницы у организации принимаются для целей налогообложения?
     
     Как следует из п. 2 приказа Минфина России от 10.01.2000 N 2н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету “Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте” ПБУ 3/2000", признано утратившим силу Положение по бухгалтерскому учету "Учет имущества и обязательств организации, стоимость которых выражена в иностранной валюте" (ПБУ 3/95), утвержденное приказом Минфина России от 13.06.1995 N 50.
     
     Приказ Минфина России от 10.01.2000 N 2н введен в действие с бухгалтерской отчетности за 2000 год.
     
     В п. 77-78 Методических рекомендаций о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организации, утвержденных приказом Минфина России от 28.06.2000 N 60н, указано, что по статьям "Внереализационные доходы" и "Внереализационные расходы" организации отражают курсовые разницы, возникающие при переоценке в установленном порядке имущества и обязательств, выраженных в иностранной валюте.
     
     Курсовая разница отражается в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в том отчетном периоде, к которому относится дата исполнения обязательств по оплате или за который составлена бухгалтерская отчетность. Курсовая разница зачисляется на финансовый результат организации по мере ее принятия к бухгалтерскому учету, за исключением курсовой разницы, связанной с формированием уставного (складочного) капитала организации, подлежащая отнесению на ее добавочный капитал.
     
     Постановлением от 11.03.1997 N 273 на основании Федерального закона от 10.01.1997 N 13-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “О налоге на прибыль предприятий и организаций”" внесены изменения в порядок включения для целей налогообложения в состав внереализационных доходов и расходов курсовых разниц, то есть в п. 14 и 15 Положения о составе за-трат по производству и реализации продукции (работ, услуг) включены положительные и отрицательные курсовые разницы по валютным счетам, а также курсовые разницы по операциям в иностранной валюте.
     
     Перечень дат совершения отдельных операций в иностранной валюте содержится в Приложении к ПБУ 3/2000.
     
     8. В главе 51 ГК РФ установлены условия за-ключения сделок по договорам комиссии, в том числе уплата комитентом комиссионеру вознаграждения. Включается ли комитентом это комиссионное вознаграждение в состав издержек обращения?
     
     Исходя из требований главы 51 ГК РФ по договору комиссии одна сторона (комиссионер) по поручению другой стороны (комитента) может совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента, и получить за это вознаграждение.
     
     Если договором размер вознаграждения или порядок его уплаты не предусмотрен, и размер возна-граждения не может быть определен исходя из условий договора, вознаграждение уплачивается после исполнения договора комиссии в размере, определяемом в соответствии с п. 3 ст. 424 ГК РФ, а именно - исходя из условий договора по цене, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные услуги.
     
     При этом согласно Плану счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению товары, переданные для продажи на комиссионных началах, учитываются у комитента на счете 45 "Товары отгруженные" до поступления извещения комиссионера о продаже переданных ему товаров, а у комиссионера - на забалансовом счете 004 "Товары, принятые на комиссию".
     
     На основании ГК РФ и п. 3 ПБУ 9/99 у комиссионера не признаются доходом от обычных видов деятельности поступления от юридических или физических лиц в пользу комитента, то есть доходом комиссионера (выручкой от реализации услуг) является разница между стоимостью реализованного товара и перечислениями в пользу комитента.
     
     Так как суммы, принятые на учет комитентом по счету 45 "Товары отгруженные", списываются в дебет счета 90 "Продажи" одновременно с признанием выручки от продажи товаров либо при поступлении извещения комиссионера о продаже переданных ему товаров, то комиссионное вознаграждение у комитента включается в состав издержек обращения.
     
     9. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 26.09.1994 N 1094 расчеты за продукцию осуществлены векселем с предусмотренным процентом. Увеличивается ли стоимость приобретаемых ценностей при списании продукции на затраты производства на процент по векселю, так как приобретенная у поставщика продукция является сырьем для покупателя?
     
     Во исполнение постановления Правительства РФ от 26.09.1994 N 1094 "Об оформлении взаимной задолженности предприятий и организаций векселями единого образца и развитии вексельного обращения" Минфином России разработан и доведен Порядок отражения в бухгалтерском учете и отчетности операций с векселями, применяемыми при расчетах между организациями за поставку товаров, выполненные работы и оказанные услуги, доведенные письмом Минфина России от 31.10.1994 N 142 (в ред. письма от 18.07.1996 N 62).
     
     В указанном порядке определено, что у организации, выдавшей вексель (векселедателя), на счете 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", субсчет "Векселя выданные", отражается сумма по векселю в корреспонденции с дебетом счетов учета материальных ценностей.
     
     Векселедатель сумму причитающихся к уплате по векселю процентов за полученные товары отражает по дебету счетов учета производственных запасов в корреспонденции с кредитом счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" с дальнейшим списанием на затраты производства в момент выдачи векселя в случае использования приобретенных материалов в производстве.
     
     Указанное соответствует также п. 6 Положения по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" ПБУ 5/98, утвержденного приказом Минфина России от 15.06.1998 N 25н, и подпунк-ту "с" п. 2 Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг).
     
     10. На каком балансовом счете учитываются расходы организаций-комиссионеров, осуществляющих деятельность по перепродаже товаров от имени комитента?
     
     Руководствуясь главой 51 ГК РФ, комиссионер обязуется по поручению комитента за полученное от него вознаграждение совершить одну или несколько сделок за счет комитента, но от своего имени.
     
     Если договор комиссии не был исполнен по причине, зависящей от комитента, комиссионер сохраняет за собой право на комиссионное вознаграждение, а также на возмещение понесенных расходов.
     
     Принятое на себя поручение комиссионер обязан исполнить на наиболее выгодных для комитента условиях в соответствии с указаниями комитента, а при отсутствии в договоре комиссии таких условий - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
     
     В случае если комиссионер совершил сделку на условиях более выгодных, чем те, которые были указаны комитентом, дополнительная выгода делится между комитентом и комиссионером поровну, если иное не предусмотрено соглашением сторон.
     
     Так как числящиеся товары на забалансовом счете 004 "Товары, принятые на комиссию" не являются собственностью комиссионера, то и как доходы и расходы не могут быть учтены суммы в пользу комитента, что также следует из п. 3 ПБУ 9/99 и ПБУ 10/99.
     
     В связи с указанным в Инструкции по применению Плана счетов определено, что организации, деятельность которых не связана с производственным процессом, в том числе комиссионеры, используют счет 26 "Общехозяйственные расходы" для обобщения информации о расходах на ведение этой деятельности. Данные организации списывают суммы, накопленные на счете 26 "Общехозяйственные расходы", в дебет счета 90 "Продажи". При этом аналитический учет по этому счету осуществляется по каждой статье соответствующей сметы, месту возникновения затрат и др.
     
     По кредиту счета 90 "Продажи" отражаются суммы полученных вознаграждений комиссионерами от комитентов от осуществления сделок по продаже товаров.
     
     11. Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н утверждены План счетов бухгалтер-ского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению, изменившие порядок отражения в бухгалтерском учете операций, связанных с оказанием услуг обслуживающими производствами и хозяйствами. Как это необходимо отразить в бухгалтерском учете?
     
     Услуги учреждений, находящихся на балансе организации, оказываемые ее работникам и сторонним клиентам в области культуры, отдыха, развлечений, коммунального хозяйства, должны отражаться как доходы от обычных видов деятельности. По этой причине ранее действовавший порядок покрытия убытков (расходов) по содержанию указанных учреждений утратил силу, и результаты от деятельности их должны формировать общий финансовый результат по организации.
     
     Вводимые с 1 января 2001 года новый План счетов и Инструкция по его применению установили порядок отражения в бухгалтерском учете операций по оказанию услуг обслуживающими производствами и хозяйствами.
     
     По дебету счета 29 "Обслуживающие производства и хозяйства" отражаются прямые расходы, связанные непосредственно с выпуском продукции, выполнением работ и оказанием услуг, а также расходы вспомогательных производств. Прямые расходы списываются на счет 29 "Обслуживающие производства и хозяйства" с кредита счетов учета производственных запасов, расчетов с работниками по оплате труда и др. Расходы вспомогательных производств списываются на счет 29 "Обслуживающие производства и хозяйства" с кредита счета 23 "Вспомогательные производства", а доля общехозяйственных расходов - со счета 26 "Общехозяйственные расходы". В аналогичном порядке списываются и другие за-траты, имеющие непосредственное отношение к осу-ществлению работ и услуг, выполняемых обслуживающими производствами и хозяйствами.
     
     По кредиту счета 29 "Обслуживающие производства и хозяйства" и дебету счета 90 "Продажи" отражаются суммы фактической себестоимости завершенной производством продукции, выполненных работ и оказанных услуг.
     
     В случае если продукция, работы и услуги не были еще реализованы в установленном порядке, то они по кредиту счета 29 "Обслуживающие производства и хозяйства" списываются в дебет счетов 10 "Материалы", 40 "Выпуск продукции (работ, услуг)", 43 "Готовая продукция" и др.
     
     Остаток по счету 29 "Обслуживающие производства и хозяйства" на конец месяца показывает стоимость незавершенного производства.
     
     12. Пункт 1.3 Инструкции МНС России от 15.06.2000 N 62 уточнил порядок списания общепроизводственных и общехозяйственных расходов пропорционально размеру выручки, полученной от видов осуществляемой деятельности. Как практически в бухгалтерском учете отражаются данные по распределению общепроизводственных и общехозяйственных расходов?
     
     В п. 1.3 Инструкции МНС России от 15.06.2000 N 62 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций" определено, что общепроизводственные и общехозяйственные расходы (к которым относятся содержание дирекции и охраны предприятия, содержание зданий и их текущий ремонт, командировочные расходы, расходы на оплату труда и т.п.) подлежат распределению пропорционально размеру выручки, полученной от каждого вида деятельности, в том числе и переведенных на уплату единого налога.
     
     При этом, как указано в п. 2.10 Инструкции N 62, по предприятиям, осуществляющим торговую деятельность, под выручкой от данного вида деятельности понимается валовая прибыль, определяемая как разность между ценой продажи и ценой покупки реализуемых товаров без налога на добавленную стоимость и акцизов. При определении общей суммы выручки для указанных целей по торговой деятельности принимается валовая прибыль, а по иным видам деятельности - выручка от реализации продукции (работ, услуг).
     
     Распределение общепроизводственных и общехозяйственных расходов предусмотрено корреспонденцией счетов в Инструкции по применению Плана счетов.
     
     Так, общехозяйственные расходы распределяются на счета: 08 "Вложения во внеоборотные активы" при осуществлении строительства хозяйственным способом; 20 "Основное производство"; 23 "Вспомогательные производства" при осущест-влении основного производства продукции (работ, услуг) или если вспомогательные производства производили изделия и работы и оказывали услуги на сторону; 29 "Обслуживающие производства и хозяйства", если обслуживающие производства и хозяйства выполняли работы и услуги на сторону, и т.д.
     
     Инструкцией по применению Плана счетов пре-дусмотрено как общехозяйственные расходы учитывать следующие виды расходов: административно-управленческие расходы; содержание общехозяйственного персонала, не связанного с производственным процессом; амортизационные отчисления и расходы на ремонт основных средств управленческого и общехозяйственного назначения; арендная плата за помещения общехозяйственного назначения; расходы по оплате информационных, аудитор-ских, консультационных и т.п. услуг; другие аналогичные по назначению управленческие расходы.
     
     13. В ст. 23 НК РФ установлено, что налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке бухгалтерскую отчетность в соответствии с Федеральным законом "О бухгалтерском учете". В какой срок представляется годовая бухгалтерская отчетность акционерными обществами?
     
     В подпункте 4 п. 1 ст. 23 НК РФ установлен порядок, согласно которому налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах, а также бухгалтерскую отчетность в соответствии с Федеральным законом от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете".
     
     Организации, созданные в виде акционерных обществ, согласно ст. 15 указанного закона обязаны представлять годовую бухгалтерскую отчетность в течение 90 дней по окончании года, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. При этом представляемая годовая бухгалтерская отчетность должна быть утверждена в порядке, установленном учредительными документами организации.
     
     Руководствуясь Федеральным законом "О бухгалтерском учете", Минфин России определил в п. 86 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом от 29.07.1998 N 34н (с изменениями и дополнениями), что организации обязаны представлять годовую бухгалтерскую отчетность в течение 90 дней по окончании года, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
     
     В пределах указанного срока конкретная дата представления бухгалтерской отчетности определяется учредителями (участниками) организации или общим собранием, но она может быть представлена не ранее 60 дней по окончании отчетного года.
     
     Кроме того, в п. 9 Указаний о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности, утвержденных приказом Минфина России от 13.01.2000 N 4н, установлено, что при составлении и представлении бухгалтерской отчетности необходимо руководствоваться Федеральным законом "О бухгалтерском учете", Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, Положением по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" ПБУ 4/99, утвержденным приказом Минфина России от 06.07.1999 N 43н, а также иными Положениями по бухгалтерскому учету. Это также нашло отражение в п. 2 Методических рекомендаций о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организации, утвержденных приказом Минфина России от 28.06.2000 N 60н.
     
     Согласно п. 51 указанных Методических рекомендаций в годовом бухгалтерском балансе данные по группам статей "Резервный капитал", "Нераспределенная прибыль прошлых лет", "Непокрытый убыток прошлых лет", "Нераспределенная прибыль отчетного года", "Непокрытый убыток отчетного года" показываются с учетом рассмотрения итогов деятельности организации за отчетный год, принятых решений о покрытии убытков, выплате дивидендов и пр.
     
     О том, что годовая бухгалтерская отчетность представляется по сроку, установленному Федеральным законом "О бухгалтерском учете", свидетельствует и п. 142 Методических рекомендаций о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организации.
     
     14. Правомерны ли требования налоговых органов об обязательном наличии в бухгалтерской отчетности сведений о квалификационном аттестате профессионального бухгалтера?
     
     Как в п. 5 ст. 13 Федерального закона "О бухгалтерском учете", так и в п. 38 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации установлено, что бухгалтерская отчетность подписывается руководителем и главным бухгалтером организации.
     
     Бухгалтерская отчетность организаций, в которых бухгалтерский учет ведется централизованной бухгалтерией, специализированной организацией или бухгалтером-специалистом, подписывается руководителем организации, централизованной бухгалтерии или специализированной организации либо бухгалтером-специалистом, ведущим бухгалтерский учет.
     
     Пока ни Федеральный закон "О бухгалтерском учете", ни Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации не содержат обязательного требования о том, чтобы бухгалтерская отчетность была подписана главным бухгалтером, имеющим квалификационный аттестат профессионального бухгалтера, что является одним из реквизитов бухгалтерского баланса и обусловлено требованиями Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности, утвержденной постановлением Правительства РФ от 06.03.1998 N 283.
     
     Именно в целях реализации указанной Программы Межведомственная комиссия по реформированию бухгалтерского учета и финансовой отчетности одобрила ряд документов, в том числе по регулированию вопроса аттестации профессиональных бухгалтеров.
     
     Однако отсутствие соответствующих законодательных документов по вышеуказанному вопросу позволяет сделать вывод о том, что проводимая в настоящее время аттестация является необходимой, но не обязательной, а инициативной и предусмотрена лишь для определенных групп организаций, в том числе открытых акционерных обществ.
     
     В связи с этим, а также учитывая письмо Минфина России от 23.03.2001 N 16-00-17/09, налоговые органы не могут не принимать бухгалтерскую отчетность в случае отсутствия данных о квалификационном аттестате профессионального бухгалтера до утверждения в установленном порядке новой редакции Федерального закона "О бухгалтерском учете".
     
     Минфин России сообщил также в вышеуказанном письме, что аналогичная позиция была изложена в "Финансовой газете" за 2000 год N 22.
     
     15. В письме Минфина России от 31.10.1994 N 142 (в ред. письма от 16.07.1996 N 62) был установлен порядок по списанию разности между суммой, указанной в векселе, и суммой задолженности за поставленные товары (продукцию), выполненные работы и оказанные услуги, в счет оплаты которых получен вексель, на финансовые результаты. Изменился ли этот порядок в связи с изданием ПБУ 9/99?
     
     Во исполнение постановления Правительства РФ от 26.09.1994 N 1094 "Об оформлении взаимной задолженности предприятий и организаций векселями единого образца и развитии вексельного обращения" Минфином России в письме от 31.10.1994 N 142 "О порядке отражения в бухгалтерском учете и отчетности операций с векселями, применяемыми при расчетах между организациями за поставку товаров, выполненные работы и оказанные услуги" (в ред. от 16.07.1996 N 62) было установлено следующее.
     
     У организации-получателя денег по векселю (векселедержателя) сумма, указанная в векселе, при получении отражается по дебету счета 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" в корреспонденции с кредитом счета 46 "Реализация продукции (работ, услуг)" или счета 90 "Продажи" по Плану счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению, утвержденным приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, а разность между суммой, указанной в векселе, и суммой задолженности за поставленные товары (продукцию), выполненные работы и оказанные услуги, в счет оплаты которых получен вексель, отражается по кредиту счета 80 "Прибыли и убытки", субсчет "Доходы по векселю" (соответственно по счету 91 "Прочие доходы и расходы").
     
     В п. 6.2 Положения по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99, утвержденного приказом от 06.05.1999 N 32н, Минфин России определил порядок отражения выручки от продажи продукции и товаров, поступлений, связанных с выполнением работ, оказанием услуг в случае реализации продукции и товаров, выполнения работ, оказания услуг на условиях коммерческого кредита, предо-ставляемого в виде отсрочки и рассрочки оплаты, согласно которому выручка принимается к бухгалтер-скому учету в полной сумме дебиторской задолженности.
     
     Иначе говоря, начисленные организацией-поставщиком проценты за то, что в рассрочку покупателю предоставлена оплата за отгруженную ему продукцию (товары, работы, услуги), отражаются на счете 46 "Реализация продукции (работ, услуг)" (или 90 "Продажи").
     
     Однако, как это следует из Инструкции по применению Плана счетов, действующей с 1 января 2001 года, Минфин России сохранил ранее установленный порядок списания в бухгалтерском учете процента, полученного по векселю, обеспечивающему получение задолженности покупателя (заказчика) за продукцию (товары, работы, услуги), то есть по мере погашения задолженности осуществляется запись по дебету счета 51 "Расчетный счет" или 52 "Валютные счета" и кредиту счета 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" (на сумму погашения задолженности) и 91 "Прочие доходы и расходы" (на величину процента), что также подтверждено в письме Департамента методологии бухгалтерского учета и отчетности Минфина России от 25.01.2001 N 16-00-17/05.
     
     16. В п. 24 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств Минфин России определил порядок отражения в бухгалтерском учете основных средств, полученных организациями в счет задолженности учредителей по их взносу в уставный (складочный) капитал. Однако не упомянуто о дополнительных расходах, связанных с доставкой этих основных средств и приведением их в состояние, пригодное для использования в за-планированных целях. Куда в этом случае списываются указанные расходы?
     
     В п. 24 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных Минфином России от 20.07.1998 N 33н, на основании п. 3.3 Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/97 (утверждено приказом Минфина России от 03.09.1997 N 65н, с изменениями и дополнениями) указано, что первоначальной стоимостью основных средств (по которой основные средства принимаются к бухгалтерскому учету), внесенных в счет вклада в уставный (складочный) капитал организации, признается их денежная оценка, согласованная учредителями (участниками) организации, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
     
     Принятие объектов основных средств, внесенных учредителями в счет их вклада в уставный капитал, отражается по дебету счета учета капитальных вложений в корреспонденции с кредитом счета учета расчетов с учредителями (соответствующий субсчет), то есть по дебету счета 08 "Вложения во внеоборотные активы" и кредиту счета 75 "Расчеты с учредителями".
     
     Если у учредителя расходы по доставке и установке основных средств будут учтены в общей стоимости переданных основных средств, то первоначальная стоимость этих основных средств будет равна стоимости самих основных средств и расходов по их доставке и установке.
     
     Если же учредитель вносит в счет вклада в уставный (складочный) капитал организации только основные средства, а остальные расходы осуществляются за счет организации, то в первоначальную стоимость объектов основных средств включаются также фактические затраты организации, связанные с доставкой объектов основных средств и их приведением в состояние, пригодное для использования, что следует из п. 12 ПБУ 6/01, утвержденного приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету “Учет основных средств” ПБУ 6/01". Это же подтверждено в письме Департамента методологии бухгалтерского учета и отчетности Минфина России от 05.04.2001 N 16-00-17/13.
     
     17. В п. 10 ст. 40 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) установлено, что в случае отсутствия информации о цене товаров, работ или услуг используется затратный метод, при котором рыночная цена товаров, работ или услуг, реализуемых продавцом, определяется как сумма произведенных затрат и обычной для данной сферы деятельности прибыли. Как это применимо при осуществлении строительных работ?
     
     Минстрой России разработал и письмом от 30.12.1992 N БВ-906/12 довел согласованные с Минэкономики России, Минфином России и Госкомстатом России Методические рекомендации по определению величины сметной прибыли при формировании свободных цен на строительную продукцию, определяющие порядок расчета величины сметной прибыли при формировании свободных цен на строительную (ремонтно-строительную) продукцию для всех организаций независимо от формы собственности, осуществляющих строительство на территории Российской Федерации.
     
     При разработке Методических рекомендаций Минстрой России руководствовался Положением о составе затрат и Основными положениями (концепциями) новой системы ценообразования в строительстве, одобренной коллегией Минстроя России.
     
     Минстрой России рекомендовал определять величину сметной прибыли при формировании свободных цен на строительную продукцию на основе индивидуальной нормы для конкретной организации путем калькулирования по статьям затрат, учитываемых в сметной прибыли, рекомендуемого общеотраслевого норматива.
     
     При этом, как определено в п. 2.1 указанных Методических рекомендаций, сметная прибыль - это сумма средств, необходимая для покрытия отдельных (общих) расходов строительных организаций, не относимых на себестоимость работ, и является нормативной прибылью при выполнении строительно-монтажных работ.
     
     Однако, учитывая изменения как в экономике России, так и нормативных актах федеральных министерств и ведомств Российской Федерации, Госстрой России постановлением от 28.02.2001 N 15 утвердил по согласованию с Минфином России и Минэкономразвития России Методические указания по определению величины сметной прибыли в строительстве (МДС 81-25.2001), вводимые с 1 марта 2001 года.
     
     Постановлением Госстроя России от 28.02.2001 N 15 отменены ранее действующие Методические рекомендации по определению величины сметной прибыли при формировании свободных цен на строительную продукцию и раздел 3 Методических указаний по определению величины накладных расходов и сметной прибыли в строительстве, осущест-вляемом в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним (МДС 81-5.99), о чем сообщено в письме Госстроя России от 20.03.2001 N НЗ-1311/10 "О порядке применения Методических указаний по определению величины сметной прибыли в строительстве".
     
     Положения, приведенные во вновь утвержденных Методических указаниях, обязательны к применению, по мнению Госстроя России, для всех предприятий и организаций независимо от принадлежности и формы собственности, осуществляющих капитальное строительство за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации, государственных кредитов, получаемых под государственные гарантии, других средств, поступающих в качестве государственной поддержки, если иное не предусмотрено соответствующими распорядительными документами Правительства РФ.
     
     В то же время для строек, финансирование которых осуществляется за счет собственных средств предприятий, организаций и физических лиц, положения, изложенные в Методических указаниях, носят рекомендательный характер.
     
     В связи с изменениями в порядке применения нормативов сметной прибыли Госстрой России рекомендовал строительным организациям в письме от 20.03.2001 N НЗ-1311/10 при пересчете сметной документации и расчетах за выполненные работы иметь в виду следующее.
     
     По объектам строительства, сметная документация по которым утверждена до выхода указанного постановления, подлежит уточнению остаток сметной стоимости строительно-монтажных работ по переходящим на 2001 год стройкам по состоянию на 1 марта 2001 года, а также полная сметная стоимость строительно-монтажных работ по стройкам, вновь начинаемым в 2001 и последующих годах.
     
     Стоимость работ, подлежащих выполнению подрядными организациями после 1 марта 2001 года, а также расчеты за выполненные работы определяются с применением вновь утвержденных нормативов сметной прибыли.
     
     В случае исчерпания сумм, предусмотренных в сметах, заказчики могут использовать для этой цели резерв средств на непредвиденные работы и затраты или экономию по другим статьям сметы.
     
     При отсутствии указанных источников необходимые дополнительные средства включаются в сметный расчет стоимости строительства в порядке, предусмотренном п. 3.5.9.2 Методических указаний по определению стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации (МДС 81-1,99).
     
     18. Исходя из п. 65 Методических рекомендаций о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организации по статье "Себестоимость проданных товаров, продукции (работ, услуг)" отражаются учтенные затраты на производство продукции (работ, услуг) в доле, относящейся к проданным в отчетном периоде товарам, работам, услугам. Как правильно определить эти данные?
     
     Указаниями Минфина России о порядке составления и предоставления бухгалтерской отчетности, утвержденными приказом от 13.01.2000 N 4н, и Методическими рекомендациями о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организации, утвержденными приказом от 28.06.2000 N 60н, установлено, что по стр. 020 ф. N 2 "Отчет о прибылях и убытках" как "Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг" отражаются учтенные затраты на производство продукции, работ, услуг в доле, относящейся к проданным в отчетном периоде продукции, работам, услугам. Организации, осуществляющие торговую деятельность, отражают по данной строке покупную стоимость товаров, выручка от продажи которых отражена по стр. 010 ф. N 2 в отчетном периоде.
     
     При определении себестоимости проданных продукции, работ, услуг следует руководствоваться требованиями Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утвержденного приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н.
     
     В п. 16 ПБУ 10/99 определено, что расходы, связанные с изготовлением продукции и ее продажей, приобретением и продажей товаров, выполнением работ и оказанием услуг, признаются в бухгалтер-ском учете при наличии следующих условий:
     
     расход производится в соответствии с конкретным договором, требованием законодательных и нормативных актов, обычаями делового оборота;
     
     сумма расхода может быть определена;
     
     имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет уменьшение экономических выгод организации в случае, если организация передала актив или отсутствует неопределенность в отношении передачи актива.
     
     Так как ПБУ 10/99 устанавливает порядок формирования себестоимости изготовленной и реализованной продукции (работ, услуг), то есть себестоимость продаж, по которым признана выручка, отражаемая по стр. 010 ф. N 2, то необходимо правильно осуществить расчет этого показателя.
     
     Как говорится в письме Департамента методологии бухгалтерского учета и отчетности Минфина России от 10.01.2001 N 16-00-16/03, правомерность применяемого организациями порядка определения фактической себестоимости реализованных (проданных) в отчетном периоде ценностей была подтверждена Минфином России при подготовке и передаче уточненных форм регистров для централизованного печатания бланков по заказам министерств, ведомств и предприятий, доведенных письмом от 24.06.1992 N 59 "О рекомендациях по применению учетных регистров бухгалтерского учета на предприятиях".
     
     Порядок, изложенный в рекомендациях, применяется при определении фактической себестоимости реализованных (проданных) в отчетном периоде ценностей в случае реализации продукции промышленными предприятиями или от реализации товаров торговыми организациями и предприятиями общественного питания.
     
     В п. 7 вышеуказанного письма Минфина России указывается следующее:
     
     предприятия, осуществляющие бухгалтерский учет по единой журнально-ордерной форме счетоводства, ведут учет реализации продукции (работ, услуг) в типовой форме журнала-ордера N 11;
     
     в зависимости от применяемого метода определения выручки от реализации продукции (работ, услуг) учет расчетов с покупателями и заказчиками может вестись в ведомости N 16 (отгрузка) - при определении выручки по отгрузке продукции (работ, услуг) или в ведомости N 16-а - при определении выручки по оплате отгруженной продукции (работ, услуг);
     
     небольшие предприятия и хозяйственные организации, определяющие выручку от реализации продукции (работ, услуг) по отгрузке, для учета расчетов с покупателями и заказчиками используют ведомость N 16 (отгрузка) из единой журнально-ордерной формы счетоводства.
     
     19. Согласно п. 62 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации готовая продукция при потере своего первоначального качества была переоценена с отнесением разницы в ценах на финансовые результаты. Может ли эта разница снизить прибыль для целей налогообложения?
     
     Исходя из п. 62 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н (с изменениями и дополнениями), готовая продукция, морально устаревшая или частично потерявшая свое первоначальное качество, отражается в бухгалтерском учете и балансе на конец отчетного года по цене возможной реализации с отнесением разницы в ценах на финансовые результаты.
     
     До введения в действие главы 25 "Налог на прибыль организации" при определении финансовых результатов для целей налогообложения организации, руководствуясь ст. 4 Закона РФ от 27.12.1991 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (с изменениями и дополнениями) и п. 2.3 инструкции МНС России от 15.06.2000 N 62 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций", исчисляют финансовые результаты для целей налогообложения согласно Положению о составе затрат, учитываемых при налогообложении прибыли.
     
     В п. 15 указанного Положения поименован конкретный состав внереализационных расходов, не включающий списание суммы разницы в ценах по готовой продукции, потерявшей на конец года свое первоначальное качество.
     
     Иными словами, если организация списала суммы уценки по указанной готовой продукции в результате неправильного ее хранения на счет 91 "Прочие доходы и расходы", то на эти суммы необходимо увеличить налогооблагаемую базу по налогу на прибыль, что также подтверждено в ответе Департамента налоговой политики Минфина России от 05.01.2001 N 04-02-03/1.
     
     20. Нормативными документами Минфина России предусмотрено отражение в бухгалтерском учете основных средств, приобретенных за плату (в том числе бывших в экс-плуатации), по сумме фактических затрат организации. Утвержденные нормы амортизационных отчислений не предусматривают начисление амортизации по основным средствам, бывшим в эксплуатации. Как в этом случае осуществляется списание стоимости основных средств на затраты производства?
     
     Положением по бухгалтерскому учету основных средств ПБУ 6/01 и Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств определен порядок принятия к бухгалтерскому учету основных средств (в том числе бывших в эксплуатации), приобретенных за плату, которой признается сумма фактических затрат организации на приобретение, сооружение и изготовление, за исключением НДС и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации).
     
     При приобретении основных средств, бывших в эксплуатации, принимается во внимание срок полезного использования у бывшего владельца-продавца и улучшение (повышение) первоначально принятых нормативных показателей функционирования объекта основных средств в результате проведенной реконструкции или модернизации, оказывающих влияние на срок полезного использования.
     
     Сложившиеся затраты по приобретению основных средств, доставке, установке и т.п. отражаются организацией-покупателем с отметкой фактического износа по дебету счета 08 "Вложения во внеоборотные активы" в корреспонденции с кредитом счетов по учету денежных средств или расчетов.
     
     Учитывая утвержденные постановлением Совета Министров СССР от 22.10.1990 N 1072 "О единых нормах амортизационных отчислений" нормы амортизационных отчислений, организация сама рассчитывает нормы амортизационных отчислений бывших в эксплуатации основных средств исходя из их состояния с учетом письма МНС России от 11.09.2000 N ВГ-6-02/731.
     
     Как это следует из письма Департамента методологии бухгалтерского учета и отчетности Минфина России от 28.12.2000 N 16-00-14/836, срок полезного использования объектов основных средств, приобретенных на вторичном рынке (бывших в эксплуатации до 1 января 2000 года), определялся новым собственником (организацией) при принятии объектов к бухгалтерскому учету путем вычитания из срока полезного использования, исчисленного для новых объектов основных средств, срока их фактической эксплуатации у предыдущего собственника (собственников).
     
     Стоимость объектов основных средств, бывших в эксплуатации, списывается на затраты производства путем начисления амортизации методами, определенными в п. 18 ПБУ 6/01, а для целей налогообложения - по п. 9 Положения о составе затрат.
     
     21. Списываются ли произведенные расходы организаций в виде акционерных обществ, ценные бумаги которых обращаются на фондовом рынке, по составлению и представлению годовой бухгалтерской отчетности исходя из требований Международных стандартов финансовой отчетности, разрабатываемых Комитетом по международным стандартам финансовой отчетности?
     
     Согласно п. 1 ст. 15 Федерального закона "О бухгалтерском учете" и п. 84 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации все организации, за исключением бюджетных, представляют год