Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Уплата налога на прибыль финансово-кредитными организациями


Уплата налога на прибыль финансово-кредитными организациями

     
     В.Е. Мурзин,
советник налоговой службы I ранга
     
     Банк просит разъяснить: следует ли исключать из полученного положительного финансового результата от операции реализации государственных ценных бумаг (например ОФЗ), реализованных в календарном году, следующим за календарным годом, по итогам которого по данным ценным бумагам возникло превышение отрицательной переоценки над положительной, сумму превышения отрицательной переоценки над положительной?
     
     В соответствии с п. 4 ст. 2 Закона РФ от 27.12.1991 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций", с изменениями и дополнениями (далее - Закон РФ N 2116-1), прибыль (убытки) от реализации ценных бумаг, фьючерсных и опционных контрактов определяется как разница между ценой реализации и ценой приобретения с учетом оплаты услуг по их приобретению и реализации. При этом согласно п. 1 ст. 8 вышеуказанного Закона сумма налога определяется плательщиками на основании бухгалтерского учета и отчетности самостоятельно.
     
     Временным порядком бухгалтерского учета по операциям коммерческих банков с облигациями федеральных займов, утвержденным приказом Банка России от 13.06.1995 N 02-124, установлено, что ценные бумаги, обращающиеся на организованном рынке ценных бумаг, отражаются в балансе банка с учетом переоценки по рыночной цене.
     
     Порядок проведения переоценки долговых обязательств Российской Федерации начиная с 5 февраля 1999 года следует применять с учетом Указаний Банка России от 05.02.1999 N 497-У "О порядке бухгалтерского учета операций замены ГКО/ОФЗ при новации государственных ценных бумаг, проводимой в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 1998 года N 1787-Р", а также Указаний Банка России от 08.10.1999 N 659-У "О порядке переоценки кредитными организациями долговых обязательств Российской Федерации, обращаемых на ОРЦБ".
     
     Если при исчислении облагаемой налогом прибыли за предшествующий год сальдо отрицательной переоценки облигаций было отнесено на увеличение налоговой базы по налогу на прибыль и уплачен налог, то при реализации этих облигаций в текущем году прибыль, исчисленная коммерческим банком по данным бухгалтерского учета как положительная разница между ценой реализации и балансовой стоимостью, подлежали уменьшению для целей налогообложения на величину данного отрицательного сальдо от переоценки по свободной строке 3.10 Приложения N 12 к инструкции Госналогслужбы России от 10.08.1995 N 37 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций".
     
     Одновременно следует иметь в виду, что указанные дополнения нашли отражение в Справке о порядке определения данных, отражаемых по строке 1 "Расчета налога от фактической прибыли" при подготовке новой редакции инструкции МНС России от 15.06.2000 N 62 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций" (далее - Инструкция N 62).
     
     В 1998 году введен обязательный сбор в фонд занятости по квотированию рабочих мест для инвалидов. Банк отнес эти расходы на себестоимость, руководствуясь подпунктами "з" и "п" п. 1 постановления Правительства РФ от 05.08.1992 N 552. При проведении выездной налоговой проверки налоговыми органами г. Москвы предлагается эти расходы исключить из расчета налоговой базы по налогу на прибыль. Просим разъяснить: права ли налоговая инспекция, исключая обязательные платежи, проводимые в соответствии с установленным законодательством порядком, из расчета налоговой базы? По нашему мнению, в данном вопросе возникает противоречие: либо данные расходы являются обязательными и законными для банка и должны включаться в себестоимость, либо добровольными и в этом случае могут быть отнесены в состав затрат, направленных на благотворительность?
     
     Согласно п. 20 Положения об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль банками и другими кредитными учреждениями, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.05.1994 N 490, к расходам, включаемым в себестоимость оказываемых банками услуг, и иным расходам, учитываемым при расчете налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль, относятся суммы, причитающиеся к уплате банком в соответствующий бюджет в виде налога на имущество банка, земельного налога, транспортного налога, налога на пользователей автомобильных дорог, налога на приобретение транспортных средств и налога с владельцев транспортных средств, сбора на нужды образовательных учреждений, таможенных пошлин, а также других налогов, сборов и платежей, включаемых в соответствии с законодательством в себе- стоимость продукции (работ, услуг) или относимых на издержки.
     
     Статьей 21 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" организациям независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, численность работников в которых составляет более 30 человек, устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 3 %).
     
     Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать более высокую квоту для приема на работу инвалидов.
     
     В случае невыполнения или невозможности выполнения квоты для приема на работу инвалидов работодатели вносят обязательную плату в установленном размере за каждого нетрудоустроенного инвалида в пределах установленной квоты в Государственный фонд занятости населения Российской Федерации.
     
     Включение различного рода отчислений (социального назначения, страховых платежей и т.п.) в себестоимость продукции (работ, услуг) регулируется законодательством Российской Федерации и постановлениями Правительства РФ.
     
     Законодательством г. Москвы устанавливается, что создание квотируемых рабочих мест осуществляется за счет средств работодателей и иных источников. Так, согласно подпункту 1 ст. 4 Закона г. Москвы от 12.11.1997 N 47 "О квотировании рабочих мест" создание квотируемых рабочих мест производится за счет средств работодателей и иных источников.
     
     Таким образом, расходы в виде обязательной платы в установленном размере за каждого нетрудоустроенного инвалида в пределах установленной квоты осуществляются за счет прибыли, остающейся в распоряжении банков после уплаты налогов и других обязательных платежей.
     
     Кто является плательщиком налога на доход по государственным ценным бумагам (ГКО, ОФЗ, ОГСЗ, ОВГВЗ): эмитент (или уполномоченная им организация) или владелец государственных ценных бумаг (получатель дохода)?
     
     В соответствии со ст. 9 Закона РФ N 2116-1 предприятия помимо налога на прибыль уплачивают налог с доходов в виде процентов, полученных владельцами государственных ценных бумаг Российской Федерации, государственных ценных бумаг субъектов Российской Федерации и ценных бумаг органов мест-ного самоуправления.
     
     Согласно п. 2 указанной статьи налог с данного вида дохода взимается по ставке 15 % у источника выплаты этих доходов.
     
     Ответственность за удержание и перечисление указанного налога в бюджет несет предприятие, вы-плачивающее доход.
     
     Расчеты по налогу с этого вида дохода представляют в налоговые органы по месту своего нахождения предприятия, выплачивающие доходы, в пятидневный срок со дня начисления доходов акционерам, учредителям, но не позднее 10 дней после распределения этих доходов. Уплата налога в бюджет производится в пятидневный срок со дня, установленного для представления расчета.
     
     По обращающимся на вторичном рынке государственным ценным бумагам (ГКО, ОФЗ, ОГСЗ, ОВГВЗ) источником выплаты дохода по ОГСЗ является покупатель ценной бумаги, а получателем дохода - продавец ценной бумаги (владелец ценной бумаги); исчисление и уплата налога на доход в этом случае осуществляются продавцом ценной бумаги (владельцем ценной бумаги).
     
     Данный порядок предусмотрен п. 3 совместного письма Банка России N 408, Минфина России N 10, Госналогслужбы России от 04.02.1997 N ВЕ-6-05/103 "О порядке применения статей 2, 9 и 10 Закона Российской Федерации “О налоге на прибыль предприятий и организаций” при совершении операций с государственными ценными бумагами".
     
     Кроме того, в соответствии с абзацем 4 п. 6.2 Инструкции N 62 расчеты по налогу на доходы (проценты), полученные по государственным ценным бумагам Российской Федерации и субъектов Россий-ской Федерации и ценным бумагам органов местного самоуправления, исчисляемому и уплачиваемому их владельцами, представляются в налоговый орган по месту нахождения налогоплательщиками по форме согласно Приложению N 11.
     
     Акционерное общество, являющееся налоговым агентом по удержанию налога на доход с доходов в виде дивидендов, просит разъяснить порядок представления Расчета (налоговой декларации) по налогу на доходы (в виде дивидендов, доходов от долевого участия в других предприятиях, созданных на территории Российской Федерации, процентов по государственным ценным бумагам Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и ценным бумагам органов местного самоуправления), удерживаемому налоговым агентом (источником выплаты доходов) согласно Приложению N 10 к инструкции МНС России от 15.06.2000 N 62. Следует ли представлять столько деклараций, сколько у нас имеется получателей доходов в виде дивидендов, либо можно представить одну декларацию с итоговой суммой выплаченных доходов по вышеуказанной форме?
     
     В соответствии со ст. 24 НК РФ налоговые агенты обязаны представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осущест-вления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов.
     
     Таким документом является Расчет (налоговая де-кларация) по налогу на доходы [в виде дивидендов, доходов от долевого участия в других предприятиях, созданных на территории Российской Федерации, процентов по государственным ценным бумагам Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и ценным бумагам органов местного самоуправления), удерживаемому налоговым агентом (источником выплаты доходов], являющийся Приложением N 10 к Инструкции N 62.
     
     Указанным расчетом предусматривается обязанность налогового агента (источника выплаты дохода) представлять в налоговый орган по месту своего нахождения информацию о получателях доходов, а именно: полное наименование получателя, юридический адрес получателя, идентификационный номер налогоплательщика.
     
     В связи с тем что ответственность согласно ст. 123 НК РФ за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на налогового агента обязанностей несет налоговый агент, считаем возможным представление налоговым агентом декларации по налогу на доходы с приложением реестра о получателях доходов (полное наименование получателя, юридический адрес получателя, идентификационный номер налогоплательщика), а также сведения о суммах начисленных доходов.
     
     Причем в карточках лицевых счетов налогового агента отражается итоговая сумма начисленных доходов и удержанных налогов на доход по реестру без разбивки по каждому получателю доходов.
     
     Может ли торговое предприятие, более 90 % выручки которого составляет комиссионное вознаграждение, распределять внереализационные доходы и расходы на соответствующие виды деятельности по прямому признаку или каким-либо другим путем, закрепленным в учетной политике? Или же такое распределение неправомерно?
     
     Пунктом 8 ст. 2 Закона РФ от 27.12.1991 N 2116-1 установлено, что в целях налогообложения валовая прибыль уменьшается на суммы прибыли от посреднических операций и сделок, если ставка налога на прибыль, зачисляемого в бюджет субъекта Российской Федерации, отличается от установленной по основному виду деятельности ставки налога на прибыль, зачисляемого в бюджет субъекта Российской Федерации.
     
     Пунктом 2.10 Инструкции N 62 установлено, что в целях правильного исчисления налога на прибыль плательщики обязаны обеспечить раздельное ведение учета по видам деятельности, в частности облагаемых по разным ставкам налога на прибыль.
     
     Повышенная ставка налога на прибыль, зачисляемая в бюджеты субъектов Российской Федерации в размере не свыше 27 %, установлена для страховщиков, бирж, брокерских контор, банков, других кредитных организаций, а для такой категории налогоплательщиков, как предприятия и организации, не являющиеся банками, иными кредитными организациями, страховщиками, биржами и брокерскими конторами, действующее налоговое законодательство предусматривает налогообложение по повышенной ставке только прибыли, полученной от посреднических операций и сделок.
     
     Пунктом 2.9 вышеуказанной Инструкции преду-смотрено, что для целей налогообложения прибыли не относятся к посреднической заготовительная, снабженческо-сбытовая и торговая деятельность (кроме комиссионной).
     
     Что касается внереализационных операций, то если эти операции непосредственно связаны с осущест-влением конкретного вида деятельности (например оказания посреднических услуг), то доходы (расходы) по этим операциям формируют валовую прибыль от этой деятельности (например посреднической).
     
     В случае если не представляется возможным определить принадлежность внереализационных операций к конкретному виду деятельности, доходы (расходы) от них облагаются (учитываются) по ставке, предусмотренной для налогообложения прибыли по обычным видам деятельности.
     
     При этом следует иметь в виду, что в пределах внереализационных доходов принимаются внереализационные расходы, которые не поименованы в п. 15 Положения о составе затрат, осуществление которых связано с получением внереализационных доходов.