Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О лицензировании отдельных видов деятельности


О лицензировании отдельных видов деятельности

     
     С.А. Крючков,
советник налоговой службы III ранга
     
     Как установлено ст. 17 Федерального закона от 25.09.1998 N 158-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (в ред. Федерального закона от 26.11.1998 N 178-ФЗ) лицензирование видов деятельности осуществляется на основании указанного Федерального закона и иных федеральных законов, вступивших до него в силу. Начиная со дня вступления в силу Федерального закона от 25.09.1998 N 158-ФЗ введение лицензирования иных видов деятельности, не поименованных в нем, и иных федеральных законов до него возможно только путем внесения изменений и дополнений в установленный перечень видов деятельности, на осу-ществление которых требуются лицензии.
     
     Статья 7 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" предоставила права выдачи лицензий лицензирующим органам субъектов Российской Федерации, но деятельность по этой лицензии может осуществляться только на территориях данных субъектов Российской Федерации. Положения ст. 7 настоящего Федерального закона в части распространения действия лицензий, выданных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях иных субъектов Российской Федерации вводятся в действие с 1 января 2005 года. Впредь до введения в действие указанных положений применяется установленный Правительством РФ порядок регистрации лицензий, выданных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
     
     Следовательно, в связи с тем что Федеральный закон от 25.09.1998 N 158-ФЗ сохранил действие иных федеральных законов, вступивших до него в силу, ими и следует руководствоваться в лицензировании отдельных видов деятельности.
     
     Одним из таких нормативных актов является Федеральный закон от 26.03.1998 N 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях", устанавливающий правовые основы регулирования отношений, возникающих в области геологического изучения и разведки месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней, их добычи, производства, использования и обращения (гражданского оборота).
     
     Так как вопросы владения, пользования и распоряжения участками недр, содержащими драгоценные металлы и драгоценные камни, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, возникает вопрос о том, кто правомочен осуществлять лицензирование в области производства, использования и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней согласно Федеральным законам "О лицензировании отдельных видов деятельности" и "О драгоценных металлах и драгоценных камнях".
     

     Исходя из требований постановления Правительства РФ от 11.04.2000 N 326 "О лицензировании отдельных видов деятельности" на Минэкономики России были возложены функции по лицензированию некоторых видов деятельности в области производства, использования и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней в связи с тем, что Российская Федерации обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на участках недр континентального шельфа Российской Федерации, содержащих драгоценные металлы и драгоценные камни, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации о континентальном шельфе, законодательством Российской Федерации о недрах, Федеральным законом "О драгоценных металлах и драгоценных камнях", международными договорами Российской Федерации и общепризнанными принципами и нормами международного права.
     
     Как это определено в п. 1 ст. 4 Федерального закона "О драгоценных металлах и драгоценных камнях", добыча и производство драгоценных металлов, добыча драгоценных камней могут осуществляться исключительно организациями, получившими в порядке, установленном этим Федеральным законом и другими федеральными законами, специальные разрешения (лицензии). Право юридических лиц осуществлять деятельность по добыче драгоценных металлов и драгоценных камней, производству драгоценных металлов возникает с момента получения соответствующей лицензии и действует до прекращения действия лицензии.
     
     Возложение на Минэкономики России функции по лицензированию некоторых видов деятельности в области производства, использования и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней вызвано необходимостью государственного регулирования отношений в области геологического изучения и разведки месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней, их добычи, производства, использования и обращения, включая заготовку лома и отходов драгоценных металлов и драгоценных камней, и осуществления государственной политики, направленной на стимулирование добычи и производства драгоценных металлов и драгоценных камней, развития рынка этих ценностей и их рационального использования для социально-экономического развития Российской Федерации и субъектов Российской Федерации с учетом особых свойств драгоценных металлов и драгоценных камней.
     
     О важности лицензирования деятельности в области геологического изучения и разведки месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней, их добычи, производства, использования и обращения свидетельствуют ст. 15 и 16 Федерального закона "О драгоценных металлах и драгоценных камнях", определяющие специальные требования к выдаче лицензии.
     
     Однако в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 17.05.2000 N 867 "О структуре федеральных органов исполнительной власти" упразднены или реорганизованы отдельные министерства и ведомства Российской Федерации, в том числе образовано новое Минэкономразвития России с передачей ему функций упраздненных Минэкономики России и Минторга России.
     
     В связи с этим у нового Министерства отпала функция по обеспечению выполнения постановления Правительства РФ от 11.04.2000 N 326 по лицензированию некоторых видов деятельности в области производства, использования и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, которой должно заниматься одно из федеральных министерств Российской Федерации.
     
     В то же время согласно постановлению Правительства РФ от 23.08.2000 N 624 "Вопросы Министерства финансов Российской Федерации" на Минфин России возложены функции по проведению единой государственной промышленной политики при добыче, производстве и переработке драгоценных металлов и драгоценных камней и осуществлению координации деятельности в этих сферах иных федеральных органов исполнительной власти.
     
     В связи с указанным и были подготовлены и направлены в Правительство РФ предложения Минфина России о предоставлении ему прав лицензирования отдельных видов деятельности, включая лицензирование деятельности в области производства, использования и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней.
     
     До выхода соответствующих постановлений Правительства РФ, как сообщено в письме Минфина России от 04.04.2001 N 23-03-03/260 "О порядке лицензирования", им принято решение о выдаче письменных разрешений на осуществление работ по производству, переработке, использованию и обращению драгоценных металлов и драгоценных камней организациям по их обращению за получением лицензии, но при условии наличия у них ранее выданных разрешительных документов на осуществление работ по производству, обработке, переработке драгоценных металлов и драгоценных камней и на их торговлю. При этом организации представляют в обязательном порядке в Управление драгоценных металлов и драгоценных камней Минфина России копии учредительных, регистрационных и разрешительных документов на заявленный вид деятельности, к которому относятся производство, рекуперация, огранка, обработка, сертификация драгоценных металлов и драгоценных камней; производство и ремонт ювелирных изделий; заготовка и переработка вторичного сырья, содержащего драгоценные металлы и драгоценные камни; скупка у граждан ювелирных и других бытовых изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней; оптовая торговля драгоценными металлами и драгоценными камнями; купля-продажа драгоценных металлов и драгоценных камней.
     
     В соответствии с Федеральным законом от 31.07.1998 N 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 155-ФЗ) п. 3 ст. 3, ст. 12, 13, 14, 15 и 16 части первой НК РФ применяются со дня введения части второй НК РФ. По этой причине до введения соответствующих глав части второй НК РФ налоги, сборы, пошлины и другие платежи в бюджет или внебюджетный фонд взимаются согласно ст. 19, 20 и 21 Закона РФ от 27.12.1991 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", то есть не поименованные в этих статьях налоги и сборы не должны взиматься.
     
     Однако в ст. 10 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" указано, что выдача документа, подтверждающего наличие лицензии, проводится в течение трех дней после представления соискателем лицензии документа, подтверждающего оплату лицензионного сбора. В случае если лицензиат в течение трех месяцев не уплатил лицензионный сбор, лицензирующий орган, выдавший лицензию, вправе аннулировать указанную лицензию.
     
     Часто у налоговых органов и налогоплательщиков возникают следующие вопросы.
     
     Должны ли налоговые органы контролировать своевременность и правильность уплаты лицензионных платежей организациями и др.?
     
     Согласно ст. 21 Закона РФ от 27.12.1991 N 2118-1 организации уплачивают два установленных вида лицензионных сборов - лицензионный сбор за право торговли винно-водочными изделиями и лицензионный сбор за право проведения местных аукционов и лотерей, отнесенных к местным налогам, то есть другие лицензионные платежи в соответствии с п. 2 ст. 8 НК РФ налоговым законодательством не установлены.
     
     Указанное свидетельствует о том, что со стороны налоговых органов не должен осуществляться контроль за полнотой и своевременностью уплаты лицензионных сборов, отсутствующих в Законе РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации".
     
     В то же время ст. 10 и 12 Федерального закона от 25.08.1998 N 158-ФЗ контроль за уплатой лицензионных сборов возложен на лицензирующие органы, которые имеют право:
     
     - проводить проверки деятельности лицензиата на предмет соответствия осуществляемой им деятельности требованиям и условиям выданной лицензии;
     
     - запрашивать и получать от лицензиата необходимые объяснения и справки по вопросам, возникающим при проведении проверок;
     
     - составлять на основании результатов проверок акты (протоколы) с указанием конкретных нарушений;
     
     - выносить решения, обязывающие лицензиата устранять выявленные нарушения, устанавливать сроки устранения таких нарушений и т.д.
     
     Постановление Правительства РФ от 11.04.2000 N 326 "О лицензировании отдельных видов деятельности" возложило на МНС России все необходимые обязанности по осуществлению контрольных функций по обеспечению выполнения организациями требований лицензий следующего вида: производство, хранение и поставки производственного этилового спирта, в том числе денатурата; производство, хранение и поставки произведенной алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции; закупка, хранение и экспорт этилового спирта и алкогольной продукции; хранение этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции; закупка, хранение и поставки алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции; импорт, хранение и поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции; производство, хранение и поставки спиртосодержащей непищевой продукции, а также другие виды производственной деятельности, при осуществлении которых в качестве сырья или вспомогательного материала используется этиловый спирт; распространение и ремонт ККМ; производство табачных изделий; оптовая торговля табачными изделиями.
     
     Исходя из соответствующих статей Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" размер платы за рассмотрение заявления соискателя лицензии устанавливается Правительством РФ, но максимальный размер не может превышать трехкратный минимальный размер оплаты труда, установленный Федеральным законом.
     
     Однако в постановлении Правительства РФ от 11.04.2001 N 285 "О лицензировании оценочной деятельности" определены конкретные суммы платежей: за выдачу лицензии на осуществление оценочной деятельности - в размере 1000 руб.; за рассмотрение лицензирующим органом заявления о выдаче лицензии - в размере 300 руб.; за переоформление и продление лицензии - в размере 10 руб.; за предоставление выписки из реестра лицензий - в размере 10 руб.
     
     Таким образом, только лицензирующие органы осуществляют контроль за соблюдением лицензиатом лицензионных требований, формируют и ведут реестры лицензий на конкретные виды деятельности без предоставления их налоговым органам.
     
     Региональное управление торговли создано организацией, занимающейся изготовлением автотранспортных средств, с обеспечением выполнения обязанностей по реализации продукции. От имени головной организации региональное управление торговли, находящееся не по месту деятельности головной организации, заключает договоры с организациями торговли, осуществляющими розничную торговлю автотранспортными средствами. Необходимо ли в этом случае получение лицензии этому региональному управлению торговли на оптовую торговлю автотранспортными средствами?
     
     Лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с Федеральным законом от 25.09.1998 N 158-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" и вступившими в силу до момента введения его иными федеральными законами, что следует из ст. 2 этого Закона.
     
     В соответствии со ст. 17 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" постановлением Правительства РФ от 05.11.1999 N 1227 "Об утверждении Положения о лицензировании торговли транспортными средствами и номерными агрегатами" установлен порядок лицензирования торговли транспортными средствами и агрегатами, осуществляемой организациями независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальными предпринимателями, занимающимися деятельностью по торговле средствами транспорта. Это связано с тем, что действие указанного Федерального закона распространяется на органы государственной власти, органы местного самоуправления, юридические лица и индивидуальных предпринимателей.
     
     Согласно постановлению Правительства РФ от 05.11.1999 N 1227 под торговлей транспортными средствами и номерными агрегатами следует понимать их поставку (оптовую торговлю), а также продажу транспортных средств и номерных агрегатов, принятых на комиссию (комиссионная торговля).
     
     На основании перечисленных выше нормативных актов, а также принимая во внимание тот факт, что региональное управление торговли создано головной организацией и на него возложены функции по обеспечению продажи автомобилей и номерных агрегатов, то есть региональное управление торговли заключает договор непосредственно с торгующими организациями по розничной продаже автотранс-портных средств, иначе говоря, обеспечивает услуги по оптовой торговле, региональное управление торговли должно иметь лицензию на указанный вид деятельности.
     
     В статье 17 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" поименован перечень видов деятельности, на осуществление которых требуется лицензия. Однако в настоящее время не все Положения по лицензированию деятельности организаций разработаны. В каком порядке осуществляется лицензирование видов деятельности, по которым отсутствуют Положения по лицензированию?
     
     В связи с тем, что в настоящее время действительно по отдельным видам деятельности отсутствуют Положения по их лицензированию, а это препятствует свободе экономической деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, соответствующими органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации во исполнение постановления Правительства РФ от 11.04.2000 N 326 "О лицензировании отдельных видов деятельности" разработаны положения о лицензировании отдельных видов деятельности, которые на данный момент проходят стадию согласования с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, о чем сообщено в письме Минэкономразвития России от 29.12.2000 N ЭН-322/03-126.
     
     Кроме того, в этом письме Минэкономразвития России доводит до сведения Федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, что указанное обстоятельство не должно препятствовать свободе экономической деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, гарантированной частью I ст. 8 Конституции РФ, и ограничивать их права на получение лицензии в соответствии с Федеральным законом от 25.09.2998 N 158-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", который, как следует из ст. 1 этого закона, не распространяется только на внешнеторговую деятельность, таможенную деятельность, деятельность по охране окружающей среды, деятельность, связанную с использованием природных ресурсов, и на отношения, возникающие в связи с использованием результатов интеллектуальной деятельности.
     
     Постановлением Правительства РФ от 11.04.2000 N 326 возложены полномочия по лицензированию отдельных видов деятельности на федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которые имеют право до принятия положений о лицензировании отдельных видов деятельности выдавать лицензии согласно Федеральному закону "О лицензировании отдельных видов деятельности", установившему единый порядок лицензирования для всех видов деятельности, подлежащих лицензированию.
     
     К лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, нравственности и здоровью граждан, обороне страны и безопасности государства и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.
     
     Основными принципами осуществления лицензирования, о чем свидетельствует ст. 3 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", являются: защита свобод, прав, законных интересов нравственности и здоровья граждан, обеспечение обороны страны и безопасности государства; обеспечение единства экономического пространства на территории Российской Федерации; утверждение единого перечня лицензируемых видов деятельности и единого порядка лицензирования на территории Российской Федерации; гласность и открытость лицензирования; соблюдение законности при осуществлении лицензирования.
     
     В ст. 19 указанного Федерального закона установлено, что со дня вступления его в силу Указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства РФ, регулирующие порядок осуществления лицензирования отдельных видов деятельности на территории Российской Федерации, применяются в части, не противоречащей Федеральному закону "О лицензировании отдельных видов деятельности".
     
     Однако в связи с тем, что правовой режим лицензирования также установлен федеральными законами, которые вступили в силу до ввода в действие указанного выше Закона, и по этой причине, как считает Минэкономразвития России, до утверждения положений о лицензировании конкретных видов деятельности, лицензирование по этим видам деятельности осуществляется в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами.
     
     Если имущество по праву наследования перешло в собственность государства, то подлежат ли в этом случае передаче в доход государства и компенсации по вкладам граждан Российской Федерации в Сберегательных банках Российской Федерации?
     
     Учитывая главу 15 ГК РФ, государство становится собственником имущества физического лица в случае его смерти и при отсутствии наследников у этого лица.
     
     Постановлением Правительства РФ от 19.04.2000 N 352 "О порядке проведения в 2000 году предварительной компенсации вкладов отдельных категорий граждан Российской Федерации в Сберегательном банке Российской Федерации по состоянию на 20 июня 1991 года по гарантированным сбережениям граждан, определенным Федеральным законом “О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации”" установлено, что Сбербанк России в 2000 году должен осуществить выплату предварительной компенсации по вкладам отдельных категорий граждан Российской Федерации по состоянию на 20 июня 1991 года.
     
     Выплаты предварительной компенсации по вкладам производились филиалами Сбербанка России по месту нахождения вкладов отдельных категорий граждан непосредственно самому вкладчику (наследнику) или его представителю по доверенности установленного образца и предъявлении паспортных данных.
     
     Средства на предварительную компенсацию по вкладам согласно указанному выше постановлению были предусмотрены Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2000 год" по статье, преду-смотренной на финансирование расходов по обеспечению неотложных социально необходимых нужд граждан, которым принадлежат права по гарантированным сбережениям. При этом права по гарантированным сбережениям определяются Федеральным законом "О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации" и имеют строго целевое направление.
     
     В случае если в 2000 году не будут израсходованы (выплачены) выделенные Минфином России средства на определенные цели, то по состоянию на 1 января 2001 года филиалы Сбербанка России имеют право направить их в 2001 году на выплату предварительной компенсации по вкладам отдельных категорий граждан Российской Федерации, что соответствует Порядку, утвержденному постановлением Правительства РФ от 19.04.2000 N 352.
     
     Исходя из изложенного выше и из нормативных актов в части выплаты предварительной компенсации по вкладам отдельных категорий граждан Российской Федерации, если эти компенсации по вкладу гражданином не были получены, а после его смерти вклад перешел по праву наследования к государству, то перечислению в бюджет они не подлежат.
     
     Закон РФ от 02.04.1993 N 4737-1 позволяет снизить ставки сбора организациям за использование наименований "Россия", "Российская Федерация" и образованных на их основе слов и словосочетаний. Применимо ли это к индивидуальным плательщикам?
     
     Законом РФ от 27.12.1991 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (в ред. Закона РФ от 16.07.1992 N 3317-1) введен федеральный налог в виде сбора за использование наименований "Россия", "Российская Федерация" и образованных на их основе слов и словосочетаний.
     
     Все суммы поступлений от указанных сборов зачисляются в федеральный бюджет согласно п. 2 ст. 19 Закона РФ от 27.12.1991 N 2118-1.
     
     Плательщиками данного сбора являются предприятия, учреждения, организации, которые используют наименования "Россия", "Российская Федерация" и образованные на их основе слова и словосочетания, что соответствует ст. 1 Закона РФ от 02.04.1993 N 4737-1 "О сборе за использование наименований “Россия”, “Российская Федерация” и образованных на их основе слов и словосочетаний", позволяющей понижать ставки сбора, но не более чем на 50 % для отдельных категорий плательщиков или индивидуальных плательщиков по решению Правительства РФ.
     
     В то же время, как это следует из ст. 7 Федерального закона от 31.07.1998 N 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации", федеральные законы и иные нормативные правовые акты, действующие на территории Российской Федерации и не вошедшие в перечень актов, утративших силу, определенный ст. 2 Федерального закона от 31.07.1998 N 147-ФЗ, действуют в части, не противоречащей части первой НК РФ, и подлежат приведению в соответствие с частью первой Кодекса.
     
     В соответствии с п. 1 ст. 56 НК РФ нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера, так как льготы создают преимущества одним налогоплательщикам по сравнению с другими, что запрещает осуществлять НК РФ.
     
     В связи с этим устанавливать льготу для конкретной организации в виде снижения ставки сбора за использование наименований "Россия", "Россий-ская Федерация" и образованных на их основе слов и словосочетаний запрещено законодательством о налогах и сборах.