Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Практика исчисления и уплаты единого социального налога


Практика исчисления и уплаты единого социального налога

     
     Н.Н. Шелемех,
государственный советник налоговой службы II ранга

Л.В. Комарова,
советник налоговой службы III ранга, Московская обл.
     
     С 1 января 2001 года введен единый социальный налог (ЕСН), который заменил страховые взносы во внебюджетные социальные фонды: Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, фонды обязательного медицинского страхования.
     
     Главой 24 "Единый социальный налог (взнос)" части второй Налогового кодекса Российской Федерации определен порядок исчисления и уплаты ЕСН. Положениями Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" установлено, что с 1 января 2001 года контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения взносов в государственные внебюджетные социальные фонды, уплачиваемые в составе ЕСН, осу-ществляется налоговыми органами.
     
     В течение года налогоплательщик обязан производить уплату авансовых платежей ЕСН при каждом получении средств для осуществления вы-плат, являющихся объектом налогообложения согласно ст. 236 НК РФ. Общая сумма исчисленных авансовых платежей за отчетный период, которым статьей 240 НК РФ признан календарный месяц, должна быть внесена не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным. Например, все исчисленные платежи за февраль 2001 года должны были быть уплачены не позднее 15 марта текущего года, а за март - не позднее 16 апреля текущего года, так как 15 апреля приходится на выходной день.
     
     Данные о суммах исчисленных и уплаченных авансовых платежей налогоплательщик отражает в расчете, представляемом не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным, по форме, утвержденной приказом МНС России от 29.12.2000 N БГ-3-07/469. Например, расчет о суммах исчисленных и уплаченных авансовых платежей за март 2001 года должен быть сдан в налоговый орган не позднее 20 апреля текущего года.
     
     В Московской области поступление ЕСН в I квартале 2001 года обеспечено в пределах контрольных цифр, а налогоплательщики, в основном, производят начисление и уплату единого социального налога в соответствии с требованиями НК РФ. Однако уже в первые месяцы работы в условиях введения ЕСН возникло множество вопросов, на которые исходя из практики исчисления и уплаты ЕСН авторы попытаются дать ответы.
     
     Как правильно начислять ЕСН: в рублях или с копейками без округления?
     
     Статьей 243 НК РФ, устанавливающей порядок исчисления, порядок и сроки уплаты ЕСН работодателями, установлено, что сумма налога исчисляется и уплачивается налогоплательщиками отдельно в отношении каждого фонда и определяется как соответствующая процентная доля налоговой базы.
     
     Уплата налога (авансовых платежей) производится отдельными платежными поручениями в каждый фонд.
     
     В соответствии с п. 25 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н, уплата налога может производиться в суммах, округленных до целых рублей, что подтверждено в п. 25 Методических рекомендаций по порядку исчисления и уплаты ЕСН.
     
     Каков порядок перечисления ЕСН через федеральное казначейство?
     
     Правилами зачисления взносов, уплачиваемых в составе ЕСН на счета органов федерального казначейства Минфина России, и перечисления этих средств в бюджеты государственных социальных внебюджетных фондов, а также по зачислению недоимки, пеней и штрафов по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды (в том числе в Государственный фонд занятости населения Российской Федерации), образовавшихся на 1 января 2001 года, на эти счета и перечисления указанных средств в бюджеты государственных социальных внебюджетных фондов и федеральный бюджет, утвержденными приказом Минфина России от 15.01.2001 N 3н, разработанными в целях реализации положений главы 24 части второй НК РФ, определено, что налогоплательщики представляют в банк платежные поручения на перечисление средств в уплату ЕСН, а также суммы недоимки, пеней и штрафов (далее - недоимки), образовавшихся на 1 января 2001 года по платежам в государственные социальные внебюджетные фонды, отдельно по каждому вышеуказанному государственному социальному внебюджетному фонду на лицевые счета органов федерального казначейства Минфина России (далее - органы федерального казначейства), открытые ранее в банках на балансовом счете N 40101 "Доходы, распределяемые органами федерального казначейства между уровнями бюджетной системы Россий-ской Федерации".
     
     Органы федерального казначейства осуществляют учет поступивших на счета, указанные в пункте 3 Правил, сумм ЕСН, а также недоимки по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, образовавшейся на 1 января 2001 года, по следующим кодам классификации доходов бюджетов Российской Федерации:
     
     1010510 Единый социальный налог (взнос), зачисляемый в Пенсионный фонд Российской Федерации;
     
     1010520 Единый социальный налог (взнос), зачисляемый в Фонд социального страхования Россий-ской Федерации;
     
     1010530 Единый социальный налог (взнос), зачисляемый в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;
     
     1010540 Единый социальный налог (взнос), зачисляемый в территориальные фонды обязательного медицинского страхования;
     
     1400305 Задолженность предыдущих лет по уплате страховых взносов, пеней и штрафов в Государственный фонд занятости населения Российской Федерации, а также средства Фонда занятости, возвращаемые организациями в соответствии с ранее заключенными договорами (соглашениями);
     
     1400310 Задолженность по страховым взносам, пеням и штрафам, зачисляемым в Пенсионный фонд Российской Федерации;
     
     1400311 Задолженность по страховым взносам, пеням и штрафам, зачисляемым в Фонд социального страхования Российской Федерации;
     
     1400312 Задолженность по страховым взносам, пеням и штрафам, зачисляемым в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;
     
     1400313 Задолженность по страховым взносам, пеням и штрафам, зачисляемым в территориальные фонды обязательного медицинского страхования.
     
     Порядок зачисления расписан в указанных правилах.
     
     Утверждена ли карточка по начислению ЕСН для каждого работника?
     
     Приказом МНС России от 27.02.2001 N БГ-3-07/63 "Об утверждении формы индивидуальной карточки учета сумм начисленных выплат и иных возна-граждений, а также сумм начисленного единого социального налога (взноса) и порядка ее заполнения" утверждена форма индивидуальной карточки учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, а также сумм начисленного ЕСН и порядок ее заполнения.
     
     Следует ли сдавать копии расчета по ЕСН в соответствующие внебюджетные фонды?
     
     Статьей 243 НК РФ, определяющей порядок исчисления, порядок и сроки уплаты налога налогоплательщиками, установлено, что данные о суммах исчисленных и уплаченных авансовых платежей налогоплательщик отражает в расчете, представляемом не  позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным, в налоговый орган по форме расчетов, утвержденной МНС России.
     
     Приказом МНС России от 29.12.2000 N БГ-3-07/468 утверждены налоговые декларации по ЕСН и инструкции по их заполнению и сроки представления в территориальные налоговые органы. Сдача расчетов по авансовым платежам и налоговых деклараций по ЕСН во внебюджетные фонды не предусмотрена. Однако п. 6 ст. 243 НК РФ установлено, что налогоплательщики ежеквартально, не позднее 15 числа месяца, следующего за истекшим кварталом, обязаны представить в региональные отделения фонда социального страхования Российской Федерации сведения (отчеты) по форме, утвержденной фондом социального страхования Российской Федерации (ФСС РФ) о суммах:
     
     1) начисленного налога в ФСС РФ;
     
     2) использованных на выплату пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, при рождении ребенка, на возмещение стоимости гарантированного перечня услуг и социального пособия на погребение, на другие виды пособий по государственному социальному страхованию;
     
     3) направленных ими в установленном порядке на санаторно-курортное обслуживание работников и их детей;
     
     4) расходов, подлежащих зачету;
     
     5) уплачиваемых в ФСС РФ.
     
     Все вышеперечисленные параметры отражаются в "Расчетной ведомости по средствам фонда социального страхования Российской Федерации" (форма 4 ФСС РФ), утвержденной постановлением ФСС РФ от 30.11.2000 N 113, причем первый раздел данной формы согласован с МНС России, и налогоплательщик обязан первый экземпляр первого раздела данной формы (заполненный) представлять в исполнительный орган Фонда, второй экземпляр - в налоговый орган.
     
     Какие документы являются основанием для предоставления льготы по ЕСН при приобретении медикаментов работникам организаций, финансируемых за счет средств бюджетов?
     
     Пунктом 2 ст. 238 НК РФ, устанавливающей суммы, не подлежащие налогообложению, определено, что не подлежат налогообложению выплаты работникам организаций, финансируемых за счет средств бюджетов, не превышающие 2000 руб. на одно физическое лицо за налоговый период по каждому из следующих оснований:
     
     - суммы материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам, а также бывшим своим работникам, уволившимся в связи с выходом на пенсию по инвалидности или по возрасту;
     
     - суммы возмещения (оплата) работодателями своим бывшим работникам [пенсионерам по воз- расту и (или) инвалидам] и (или) членам их семей стоимости приобретенных ими (для них) медикаментов, назначенных им лечащим врачом.
     
     Согласно п. 17 Методических рекомендаций при применении п. 2 ст. 238 НК РФ следует иметь в виду, что не подлежат налогообложению суммы материальной помощи, а также возмещения (оплата), произведенные после 1 января 2001 года работодателями своим бывшим работникам [пенсионерам по возрасту и (или) инвалидам] и (или) членам их семей стоимости приобретенных ими (для них) медикаментов, назначенных им лечащим врачом.
     
     Документами, подтверждающими право на применение указанной льготы, являются рецепт, выданный лечащим врачом, а также товарный (кассовый) чек на приобретение медикаментов вне зависимости от даты выдачи рецепта.
     
     При отсутствии вышеприведенных документов указанные выплаты подлежат налогообложению.
     
     В п. 4 ст. 236 НК РФ говорится о том, что не облагаются ЕСН выплаты, если они производятся из прибыли, остающейся в распоряжении предприятия. Все ли выплаты, производимые за счет вышеуказанных средств, не признаются объектом налогообложения? Например, материальная помощь ко дню рождения и т.п.?
     
     Объект налогообложения ЕСН определяется ст. 236 НК РФ (п. 1, 2, 3). Пунктом 4 данной статьи определено, что указанные в п. 1 и 2 ст. 236 выплаты не признаются объектом налогообложения, если они производятся за счет средств, остающихся в распоряжении организации после уплаты налога на доходы организаций, или средств, остающихся в распоряжении индивидуального предпринимателя либо физического лица после уплаты налога на доходы физических лиц.
     
     В п. 1 ст. 236 определено, что выплаты в натуральной форме, производимые сельскохозяйственной продукцией и (или) товарами для детей, признаются объектом налогообложения в части сумм, превышающих 1000 руб. в расчете на одного работника за календарный месяц.
     
     Статьей 237 НК РФ уставнавливается налоговая база ЕСН, которая помимо денежных и натуральных выплат работодателей в пользу работников включает и доходы в виде предоставленных работникам материальных, социальных и иных выгод.
     
     Суммы единовременной материальной помощи, оказываемые работодателем и не подлежащие налогообложению, указаны в подпункте 3 п. 1 ст. 238 НК РФ.
     
     Статьей 238 НК РФ (подпункт 11 п. 1), устанавливающей суммы, не подлежащие налогообложению, определено, что не подлежит налогообложению стоимость форменной одежды и обмундирования, выдаваемых работникам, обучающимся, воспитанникам в соответствии с законодательством Российской Федерации бесплатно или с частичной оплатой и остающихся в личном постоянном пользовании. Просим конкретно разъяснить: какая категория форменной одежды и обмундирования (для какой категории работников) подлежит налогообложению, а какая нет?
     
     В п. 14 Методических рекомендаций по порядку исчисления и уплаты ЕСН разъяснено следующее.
     
     При применении подпункта 11 п. 1 ст. 238 НК РФ следует учитывать, что не подлежит налогообложению стоимость форменной одежды и обмундирования, выдаваемых работникам, обучающимся, воспитанникам бесплатно или с частичной оплатой и остающихся в личном постоянном пользовании в случаях, установленных законодательством Российской Федерации.
     
     В целях применения данного подпункта под законодательством Российской Федерации следует понимать федеральные законы и постановления Верховного Совета Российской Федерации:
     
     - для прокурорских работников - ст. 41.3 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации";
     
     - для работников лесного хозяйства - ст. 108 Лесного кодекса Российской Федерации от 29.01.1997 N 22-ФЗ. Ношение должностными лицами государственной лесной охраны Российской Федерации форменной одежды осуществляется в соответствии с п. 11 раздела III "Положения о государственной лесной охране Российской Федерации", утвержденного постановлением Правительства РФ от 27.07.1998 N 850;
     
     - для сотрудников таможенных органов - ст. 25 Федерального закона от 21.07.1997 N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации";
     
     - для судебных приставов при исполнении служебных обязанностей - п. 3 ст. 4 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах". Судебные приставы военных судов носят форменную одежду и имеют знаки различия, установленные для военнослужащих;
     
     - для работников ведомственной охраны - ст. 10 Федерального закона от 14.04.1999 N 77-ФЗ "О ведомственной охране";
     
     - для работников государственной службы карантина растений Российской Федерации - ст. 19 Федерального закона от 15.07.2000 N 99-ФЗ "О карантине растений";
     
     - для сотрудников милиции - ст. 17 Закона РФ от 18.04.1991 N 1026-1 "О милиции";
     
     - для должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор, - п. 4 ст. 49 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения";
     
     - для сотрудников налоговой полиции - ст. 38 Положения о прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 20.05.1993 N 4991-1.
     
     Подлежит налогообложению стоимость форменной одежды и обмундирования, выдача которой не установлена законодательством Российской Федерации, в том числе:
     
     - для работников постов иммиграционного контроля Федеральной миграционной службы России (п. 2 постановления Правительства РФ от 07.06.1995 N 563 "О дополнительной оплате труда за работу в ночное время и введении форменной одежды для работников постов иммиграционного контроля ми-грационной службы России");
     
     - для работников налоговых органов, которым присвоены классные чины на основании п. 5 Указа Президента Российской Федерации от 31.12.1991 N 340 "О Государственной налоговой службе Российской Федерации", постановления Правительства РФ от 29.06.2000 N 484 "О форме одежды работников Министерства Российской Федерации по налогам и сборам";
     
     - для государственных инженеров-инспекторов гостехнадзора (п. 14 Положения о государственном надзоре за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации, утвержденного постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 13.12.1993 N 1291);
     
     - для работников Российской транспортной ин-спекции (п. 12 Положения о Российской транспортной инспекции Минтранспорта России, утвержденного постановлением Правительства РСФСР от 26.11.1991 N 20);
     
     - для личного состава подразделений военизированных горно-спасательных частей при исполнении служебных обязанностей (п. 22 Положения о военизированных горно-спасательных частях по обслуживанию горно-добывающих предприятий металлургической промышленности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.01.1995 N 47);
     
     - для государственных инспекторов в области семеноводства сельскохозяйственных растений (п. 10 Положения о деятельности государственных инспекторов в области семеноводства сельскохозяйственных растений, утвержденного постановлением Правительства РФ от 15.10.1998 N 1200).
     
     Просим разъяснить, какие категории компенсационных выплат подлежат налогообложению и не подпадают под действие ст. 238 НК РФ, устанавливающей суммы, не подлежащие налогообложению?
     
     В п. 6.2 Методических рекомендаций по порядку исчисления и уплаты ЕСН, утвержденных приказом МНС России от 29.12.2000 N БГ-3-07/465, разъяснено, что налогообложению подлежат:
     
     1) компенсационные выплаты, связанные с возмещением иных расходов, включая расходы на повышение профессионального уровня, не установленные законодательством Российской Федерации, а также суммы, выплаченные сверх норм, установленных в соответствии с законодательством, в частности:
     
     постановлением Совета Министров СССР от 13.11.1979 N 1014 "Об условиях труда рабочих, служащих, занятых в лесной промышленности и лесном хозяйстве";
     
     2) компенсационные выплаты работникам, находящимся в отпусках без сохранения заработной платы в связи с вынужденным временным прекращением работы организаций, порядок и условия выплаты которых регламентирован приказом Федеральной службы занятости населения от 06.03.1995 N 44;
     
     3) компенсационные выплаты работникам предприятий, учреждений и организаций, вынужденно работающим неполный рабочий день или неполную рабочую неделю, осуществляемые в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21.04.1993 N 471 "О дополнительных мерах по защите трудовых прав граждан Российской Федерации" и приказом Федеральной службы занятости России от 26.05.1993 N 67;
     
     4) выплаты за время передвижения работников, постоянно занятых на подземных работах в шахтах (рудниках), от ствола к месту работы и обратно;
     
     5) надбавки за подвижной, разъездной характер работы (кроме выплачиваемых взамен суточных), начисляемые в процентах к месячной тарифной ставке, должностному окладу и предусмотренные коллективными, трудовыми договорами или должностными инструкциями в связи с разъездным характером труда, но не относящиеся к выплатам взамен суточных, учитываются в составе среднего заработка.
     
     При проверке правильности оплаты командировочных расходов, так же как и других расходов, влияющих на исчисление налога, налоговый орган вправе получить от налогоплательщика необходимые дополнительные сведения и объяснения.
     
     ДРСУ просит дать разъяснение по начислению ЕСН с выплаты надбавок работникам за разъездной характер работ в размере не менее 50 % нормы суточных при командировках на территории Российской Федерации за каждый день нахождения на линии, трассе (согласно перечню работ, носящих разъездной характер). 50 % нормы суточных выплачиваются согласно отраслевому тарифному соглашению по дорожному хозяйству?
     
     Глава VI "Заработная плата" КЗоТа РФ устанавливает систему оплаты труда, определяет оплату труда рабочих, руководителей, специалистов, служащих, оплату в сверхурочное время и в праздничные дни и др.
     
     Статьей 80 КЗоТа РФ определено, что при оплате труда рабочих могут применяться тарифные ставки, оклады, а также бестарифная система, если предприятие, учреждение сочтут такую систему наиболее целесообразной.
     
     Вид, системы оплаты труда, размеры тарифных ставок, окладов, премий, иных поощрительных выплат, а также соотношение в их размерах между отдельными категориями персонала предприятия определяются учреждениями, организациями самостоятельно и фиксируются в коллективных договорах, иных локальных нормативных актах.
     
     Согласно ст. 7 КЗоТа РФ коллективным договором признается правовой акт, регулирующий трудовые, социально-экономические и профессиональные отношения между работодателем и работниками на предприятии, в учреждении, организации.
     
     Пунктом 1 ст. 236 НК РФ, устанавливающим объект налогообложения ЕСН, определено, что объектом налогообложения для налогоплательщиков, указанных в абзацах втором-пятом подпункта 1 п. 1 ст. 235 НК РФ признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые работодателями в пользу работников по всем основаниям.
     
     Пунктом 4 ст. 236 уточнено, что указанные в п. 1 и 2 настоящей статьи выплаты не признаются объектом налогообложения, если они производятся за счет средств, остающихся в распоряжении организации после уплаты налога на доходы организаций, или средств, оставшихся в распоряжении индивидуального предпринимателя либо физического лица после уплаты налога на доходы физических лиц.
     
     В случае, приведенном в вопросе, выплата надбавок работникам за разъездной характер работ в размере не менее 50 % нормы суточных при командировках на территории Российской Федерации за каждый день нахождения на линии, трассе установлена отраслевым тарифным соглашением по дорожному хозяйству, то есть локальным нормативным актом (или коллективным договором), и, следовательно, данные выплаты относятся к категории выплат, начисляемым работодателем в пользу работников, и подлежат налогообложению ЕСН.
     
     К тому же согласно Инструкции о составе фонда заработной платы и выплат социального характера при заполнении организациями форм Федерального государственного статистического наблюдения, утвержденной постановлением Госкомстата России от 24.11.2000 N 116 (п. 8.10.10), надбавки к заработной плате, выплаченные работникам в связи с подвижным (разъездным) характером работы, включаются в фонд заработной платы в составе оплаты за отработанное время.
     
     Приказом МНС России от 29.12.2000 N БГ-3-07/465, утвердившим Методические указания по порядку исчисления и уплаты ЕСН, разъяснено, что надбавки за подвижной, разъездной характер работы (кроме выплачиваемых взамен суточных), исчисляемые в процентах к месячной тарифной ставке, должностному окладу и предусмотренные коллективными, трудовыми договорами или должностными инструкциями в связи с разъездным характером труда, но не относящиеся к выплатам взамен суточных, учитываются в составе среднего заработка и подлежат налогообложению.
     
     Однако предприятию следует иметь в виду, что согласно ст. 238 НК РФ, устанавливающей суммы, не подлежащие налогообложению, определено, что при оплате работодателем расходов на командировки работников как внутри страны, так и за ее пределы не подлежат налогообложению суточные в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации, при этом нормы возмещения командировочных расходов установлены постановлением Правительства РФ от 26.02.1992 N 122 "О нормах возмещения командировочных расходов", письмом Минфина России от 12.05.1992 N 30 "О порядке возмещения командированным работникам затрат за пользование постельными принадлежностями в поездах", приказом Минфина России от 13.08.1999 N 57н "Об изменении норм возмещения командировочных расходов на территории Российской Федерации".
     
     Просим разъяснить: относятся ли на затраты предприятия суммы исчисленного ЕСН?
     
     Письмом Департамента методологии налогообложения прибыли и бухгалтерского учета для целей налогообложения МНС России от 01.03.2001 N 02-5-11/91-Г853 в адрес УМНС России по Московской области разъяснено следующее.
     
     Статья 4 Закона РФ от 27.12.1991 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" предусматривает, что до принятия федерального закона при определении состава затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), следует руководствоваться Положением о составе затрат.
     
     Согласно подпункту "п" п. 2 Положения о составе затрат в себестоимость продукции (работ, услуг) включаются отчисления (страховые взносы) в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, фонд обязательного медицинского страхования и государственный Фонд занятости населения от расходов на оплату труда работников, занятых в производстве продукции (работ, услуг), в соответствии с порядком, установленным законодательством Российской Федерации.
     
     В связи с вступлением в силу главы 24 "Единый социальный налог (взнос)" НК РФ организации вместо взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования уплачивают ЕСН.
     
     Учитывая вышеизложенное, до внесения изменений в налоговое законодательство суммы ЕСН включаются в себестоимость продукции (работ, услуг) и учитываются для целей налогообложения в соответствии с вышеназванным Положением о составе затрат.
     
     Кроме того, в п. 25 Методических рекомендаций по порядку исчисления и уплаты ЕСН разъяснено, что отнесение начисленных сумм налога на затраты осуществляется в соответствии с вышеназванным Положением о составе затрат, а также Положением об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль банками и другими кредитными учреждениями, утвержденным постановлением Правительства РФ от 16.05.1994 N 490 и Положением об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль страховщиками, утвержденным постановлением Правительства РФ от 16.05.1994 N 491.
     
     Просим разъяснить, должны ли ЖСК, существующие на членские взносы, платить единый социальный налог с заработной платы лиц, обслуживающих ЖСК (председатель, бухгалтер, слесарь, дворник и т.д.)?
     
     В соответствии с подпунктом 8 п. 1 ст. 238 НК РФ не подлежат обложению единым социальным налогом суммы, выплачиваемые за счет членских взносов садоводческих, садово-огородных, гаражно-строительных и жилищно-строительных кооперативов (товариществ) лицам, выполняющим работы (услуги) для указанных организаций.
     
     Исходя из вышеуказанного выплаты, начисляемые работникам за выполненные работы (оказанные услуги) для жилищно-строительного кооператива за счет членских взносов данного кооператива, единым социальным налогом не облагаются.
     
     Аналогичное следует из п. 11 Методических рекомендаций.
     
     Являясь товариществом собственников жилья во вновь создаваемом кондоминиуме, наша организация не осуществляет предпринимательской деятельности и существует за счет членских взносов членов товарищества. Согласно п. 8 ст. 238 НК РФ суммы, выплачиваемые за счет членских взносов садоводческих, садово-огородных, гаражно-строительных и жилищно-строительных кооперативов (товариществ) лицам, выполняющим работы (услуги) для указанных организаций, не подлежат налогообложению. Просим разъяснить: имеем ли мы право на эту льготу?
     
     Подпунктом 8 п. 1 ст. 238 НК РФ, определяющей перечень выплат (сумм), не подлежащих налогообложению, определено, что не подлежат налогообложению суммы, выплачиваемые за счет членских взносов садоводческих, садово-огородных, гаражно-строительных и жилищно-строительных кооперативов (товариществ) лицам, выполняющим работы (услуги) для указанных организаций.
     
     Кондоминиум - это единый комплекс недвижимого имущества, который включает земельный участок в установленных границах и расположенные на указанном участке жилое здание, иные объекты недвижимости и в котором отдельные предназначенные для жилых или иных целей части (помещения) находятся в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности, а другие части (общее имущество) находятся в общей долевой собственности.
     
     Товарищество собственников жилья - это некоммерческая организация, созданная домовладельцами в целях совместного управления единым комплексом недвижимого имущества кондоминиума и обеспечения его эксплуатации, а также в целях владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом кондоминиума.
     
     Следовательно, суммы, выплачиваемые товариществом собственников жилья за счет членских взносов лицам, выполняющим работы (услуги) для данного товарищества, будут исключаться из налогообложения по ЕСН.