Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О налоговых режимах для субъектов малого предпринимательства


О налоговых режимах для субъектов малого предпринимательства

     
     Д.А. Горшков
     
     Упрощенная система налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства основывается в настоящее время на Федеральном законе от 29.12.1995 N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" и Федеральном законе от 31.07.1998 N 148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности".
     
     Практика применения к субъектам малого предпринимательства действующей системы налогообложения показала, что разделение системы на две составляющие, а именно: налогообложение по упрощенной системе и налогообложение по принципу вмененного дохода - имеет как положительные, так и отрицательные стороны.
     
     Каждая из этих систем преследует свои цели и охватывает определенный круг налогоплательщиков.
     
     Упрощенная система налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства имеет целью поддержку и развитие малого предпринимательства в Российской Федерации, снижение налогового бремени для данной категории налогоплательщиков.
     
     Система же налогообложения по принципу вмененного дохода направлена на привлечение к уплате единого налога на вмененный доход организаций и индивидуальных предпринимателей, занимающихся предпринимательской деятельностью в сферах, где налоговый контроль объективно затруднен, а именно: в сфере розничной торговли, общественного питания, бытового и транспортного обслуживания, то есть таких налогоплательщиков, которые значительную часть расчетов с покупателями и заказчиками осуществляют в наличной денежной форме.
     
     Привлечение к уплате единого налога на вмененный доход индивидуальных предпринимателей, занимающихся предпринимательской деятельностью в сферах, где налоговый контроль затруднен, позволило увеличить налоговые поступления в бюджетную систему от данной категории плательщиков (в основном за счет легализации их деятельности, а не за счет увеличения налоговой нагрузки) по сравнению с ранее уплаченными налогами, в том числе и подоходного налога.
     
     Федеральный закон "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" предоставил возможность малым предприятиям, численность работающих в которых не превышает 15 человек, перейти на упрощенную систему налогообложения с уплатой единого налога с валовой выручки или совокупного дохода, исчисляемых по результатам хозяйственной деятельности за отчетный период. Указанные предприятия - это малые предприятия с простым технологическим процессом производства продукции, совершающие минимальное количество хозяйственных операций с незначительными затратами материальных ресурсов. Поэтому предоставление таким организациям права на оформление первичных документов бухгалтерской отчетности и ведение книги учета доходов и расходов по упрощенной форме, в том числе без применения способа двойной записи, плана счетов и соблюдения иных требований, преду-смотренных действующими положениями о ведении бухгалтерского учета и отчетности, можно считать основным преимуществом введения данного Закона.
     

     Нечетко определенный порядок ведения книги доходов и расходов по упрощенной форме, в частности установленный в разделе, связанном с отражением расходов субъекта на осуществление предпринимательской деятельности, становится причиной многих спорных ситуаций. Кроме того, у налогоплательщиков возникают вопросы, касающиеся преемственности показателей бухгалтерского учета организаций, переходящих с общеустановленного порядка ведения бухгалтерского учета и отчетности на упрощенную систему.
     
     Анализ практики применения единого налога на вмененный доход выявил необходимость доработки законодательства Российской Федерации и обязательность приведения региональных нормативных правовых актов в соответствие с федеральными.
     
     В частности, в связи с получившей распространение практикой занижения законодательными органами субъектов Российской Федерации показателей базовой доходности только Правительство РФ долж-но иметь право на установление минимального и максимального размеров вмененного дохода по видам деятельности и других составляющих формул расчета единого налога.
     
     В целях исключения потерь бюджетов всех уровней, связанных с переводом одной категории плательщиков на уплату единого налога по видам предпринимательской деятельности, предусматривающим одновременный перевод как индивидуальных предпринимателей, так и юридических лиц, представляется целесообразным введение нормы, запрещающей перевод только одной из предусмотренных Федеральным законом категории плательщиков по конкретному виду деятельности.
     
     В связи с тем, что многие субъекты Российской Федерации предлагают ввести норму, согласно которой организациям и индивидуальным предпринимателям будет предоставлено право на добровольный выбор системы налогообложения: по принципу вмененного налога на доход или налогообложение в общеустановленном порядке, следует отметить следующее.
     
     Основными направлениями налоговой политики в современных условиях являются постепенный перенос основной налоговой нагрузки с товаропроизводителей на сектор потребления; улучшение собираемости налогов; усиление в рамках существующих налогов их стимулирующей роли; ослабление тех элементов налоговой системы, которые снижают заинтересованность товаропроизводителя в росте инвестиций и расширении материального производства.
     
     Снижение налогового бремени невозможно осуществить, не добившись его равномерного распределения среди налогоплательщиков.
     
     Положительной стороной Федерального закона от 31.07.98 N 148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" является то, что его уплата производится всеми без исключения налогоплательщиками, осуществляющими предпринимательскую деятельность в определенных Федеральным законом сферах.
     
     Указанный режим налогообложения обеспечивает реальное равенство налогоплательщиков, так как устраняет ситуацию, в результате которой одни налогоплательщики, добросовестно выполняющие требования налогового законодательства и соответственно уплачивающие установленные налоги и сборы, несут всю тяжесть налоговой нагрузки, а другие налогоплательщики, которые уходят от уплаты налогов как на законном, так и на незаконном основании, несут минимальную налоговую нагрузку или вообще не платят налогов.
     
     Поэтому вносить изменения в указанный Федеральный закон о предоставлении налогоплательщикам права добровольного выбора системы налогообложения, по нашему мнению, нецелесообразно.
     
     Кроме того, необходимо отметить, что в настоящее время действующим законодательством для субъектов малого предпринимательства, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, установлена предельная сумма валовой выручки, равная стотысячекратному минимальному размеру оплаты труда.
     
     В соответствии с Федеральным законом от 19.06.2000 N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" для целей налогообложения с 2001 года минимальный размер оплаты труда установлен в размере 100 руб.
     
     Таким образом, с указанного периода предельная валовая выручка для субъектов малого предпринимательства будет составлять 10 млн руб.
     
     Установление меньшего размера валовой выручки может ухудшить положение субъектов малого предпринимательства, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности.
     
     В связи с этим в целях отнесения организаций и индивидуальных предпринимателей к субъектам малого предпринимательства представляется целесообразным установить размер валовой выручки в пределах 20 и 10 млн руб. соответственно для организаций и индивидуальных предпринимателей.
     
     Учитывая изложенное, а также то, что данные поправки имеют большое значение для уточнения критериев отнесения хозяйствующих субъектов к субъ-ектам малого предпринимательства, необходимо внести изменения и дополнения в законодательство Российской Федерации.