Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О перспективах развития некоторых аспектов налогообложения неинтегрированных нефтегазодобывающих компаний


О перспективах развития некоторых аспектов налогообложения неинтегрированных нефтегазодобывающих компаний

     
     А.О. Диков,
советник налоговой службы I ранга
     
     Система налогообложения, существующая в сфере нефтегазодобывающего комплекса, отнюдь не совершенна и нуждается в реформировании. В соответствии с действующим законодательством в систему платежей предприятий включаются сборы за участие в конкурсе (аукционе) и выдачу лицензий, платежи за пользование недрами, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы и акцизы. Кроме указанных платежей, недропользователи обязаны уплачивать налоги и сборы, установленные законодательными актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Особенно много вопросов возникает по поводу платежей за пользование недрами, отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы и акцизов, взимаемых независимо от того, реализована или не реализована произведенная продукция.
     
     В таких условиях при определении налоговой базы и исчислении платежей в бюджет нефтедобывающие компании стали широко применять внутрикорпоративные цены, что приводит, в свою очередь, к снижению уровня ожидаемых государством налоговых поступлений.
     
     Действующее законодательство не предусматривает каких-либо особенностей, учитываемых при налогообложении малых и средних нефтегазодобывающих организаций, которые не входят в состав вертикально интегрированных компаний.
     
     Налоговая политика государства будет, по нашему мнению, строиться на государственной поддержке организаций, работающих в сфере малого и среднего бизнеса в добывающих отраслях промышленности, для чего на законодательном уровне следует определить:
     
     - понятие "независимые организации в сфере малого и среднего бизнеса в добывающих отраслях промышленности";
     
     - условия применения специального налогового режима при добыче нефти, газа и угля организациями малого и среднего бизнеса в добывающих отраслях промышленности;
     
     - условия проведения закрытых конкурсов или аукционов на право пользования недрами небольших месторождений;
     
     - условия установления соответствующего порядка доступа к магистральным нефтегазопроводам.
     
     В настоящее время разрабатывается методика, позволяющая относить запасы нефти и газа к категории трудноизвлекаемых, а также рассматриваются вопросы упрощения порядка принятия решений по установлению льгот по платежам за пользование недрами для организаций, разрабатывающих месторождения с трудноизвлекаемыми запасами, в соответствии со ст. 40 и 44 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах". Эти меры будут в то же время стимулировать развитие организаций малого и среднего бизнеса в сфере добывающих отраслей промышленности, которые, не имея крупных финансовых ресурсов, получат по результатам конкурсов и аукционов право пользования недрами по участкам, содержащим трудноизвлекаемые запасы, а также режим льготного налогообложения.
     
     Концептуальным направлением реформирования налоговой системы в сфере нефтегазодобычи является постепенный отказ от взимания отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы и переход к системе налогообложения при добыче углеводородных полезных ископаемых, состоящей из: налога на пользование недрами, налога на доход организаций и налога на дополнительный доход от добычи углеводородов.
     
     В этих целях в проект части второй Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) планируется включить главу "Налог на дополнительный доход при добыче углеводородов". Данным налогом предлагается заменить на новых месторождениях административный механизм взимания акциза на нефть инструментом изъятия рентного дохода. Это позволит создать для нефтегазодобывающих предприятий более гибкий налоговый режим, учитывающий повышенные затраты, которые несут предприятия в первые годы эксплуатации нефтяных и газовых скважин. Механизм изъятия налога на дополнительный доход от добычи углеводородов должен реализовываться при достижении определенного уровня окупаемости затрат в добычу нефти и газа, прогрессивно возрастать по мере увеличения добычи и снижаться по мере ее уменьшения, тогда как акцизы взимаются по фиксированной ставке на протяжении всего периода разработки месторождения и не учитывают уровень затрат организации, производимых в разные периоды.
     
     Другим элементом налоговой системы, призванным учесть особые условия добычи полезных ископаемых, должно стать применение специального налогового режима при выполнении соглашений о разделе продукции. Это вызвано необходимостью четко определить особенности налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции в целях создания стабильных условий работы для инвесторов на весь период пользования месторождениями полезных ископаемых, а также обеспечить соблюдение интересов государства при реализации этих соглашений.
     
     С целью создания условий для продолжения добычи на низкопродуктивных участках недр предполагается введение специального налогового режима добычи нефти из таких участков, что найдет свое отражение в разрабатываемой главе "Специальный налоговый режим при добыче нефти из низкопродуктивных участков недр".
     
     Предполагаемый налоговый режим будет применяться только по отношению к организациям, добывающим нефть из низкопродуктивных участков недр. Для пользователей недр, перешедших на данный специальный налоговый режим, сохраняется действующий порядок уплаты НДС, таможенных платежей, государственных пошлин, налога на приобретение автотранспортных средств, лицензионных сборов, отчислений в государственные внебюджетные фонды. При этом организация будет исчислять прибыль как разницу между выручкой от продажи нефти и капитальными и эксплуатационными затратами на ее производство и уплачивать единый налог на доход.
     
     Эти изменения законодательства о налогах и сборах должны быть реализованы в период с 1 января 2002 года путем принятия изменений и дополнений в часть вторую НК РФ.
     
     Теперь о том, что уже сделано.
     
     Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации приняла во втором чтении четыре главы части второй НК РФ - "Единый социальный налог", "Налог на доходы физических лиц", "Налог на добавленную стоимость" и "Акцизы".
     
     Основные положения, регулирующие порядок налогообложения предприятий нефтегазового ком-плекса, закреплены в главах "Налог на добавленную стоимость" и "Акцизы" НК РФ.
     
     По налогу на добавленную стоимость:
     
     - не подлежит налогообложению ввоз на таможенную территорию Российской Федерации технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к нему, ввозимого в качестве вклада в уставный (складочный) капитал организаций (подпункт 7 п. 1 ст. 150 НК РФ). Это свидетельствует о расширении сферы применения льготы, ранее распространявшейся только на иностранных инвесторов. Таким образом, иностранное технологическое оборудование, которое в основном используется при добыче нефти, газа и других ресурсов при образовании новых предприятий, регистрации новых юридических лиц, может быть освобождено от налогообложения, если декларируется как вклад в уставный капитал вновь созданных либо ранее созданных организаций;
     
     - предусматривается налогообложение по нулевой ставке работ (услуг) по переработке товаров, помещаемых под таможенные режимы переработки товаров на таможенной территории и под таможенным контролем. Переработка товаров на таможенной территории - это таможенный режим, при котором иностранные товары используются в установленном порядке для переработки на таможенной территории Российской Федерации без применения мер экономической политики и с возвратом сумм ввозных таможенных пошлин и налогов при условии вывоза в соответствии с таможенным режимом экспорта продуктов переработки за пределы таможенной территории Российской Федерации. Иными словами, освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин и налогов либо их возврат осуществляются при ввозе на территорию Российской Федерации нефти, перерабатываемой в бензин, с дальнейшим ее вывозом в иностранные государства в режиме экспорта. Переработка товаров под таможенным контролем - таможенный режим, при котором иностранные товары используются в установленном порядке на таможенной территории Российской Федерации без взимания таможенных пошлин и налогов, а также без применения к товарам мер экономической политики для переработки под таможенным контролем с последующим выпуском для свободного обращения или помещением продуктов переработки под иной таможенный режим;
     
     - нормами ст. 164 НК РФ предусматривается налогообложение по нулевой ставке нефти и газового конденсата, природного газа, помещенных под таможенный режим экспорта, при условии их фактического вывоза за пределы таможенной территории Российской Федерации. Правда, данная норма может использоваться двояко вплоть до 1 июля 2001 года. Так, ст. 164 НК РФ установлена нулевая ставка налогообложения в отношении товаров (за исключением нефти, включая стабилизированный газовый конденсат, природного газа, экспортируемых на территорию государств-участников СНГ), помещаемых под таможенный режим экспорта, при условии их фактического вывоза за пределы таможенной территории Российской Федерации.
     
     Порядок подтверждения права на получение налоговых льгот (включая налогообложение по ставке 0 % и возмещение входного НДС) при вывозе товаров в режиме экспорта за пределы территории Российской Федерации, в том числе в страны дальнего зарубежья, предусмотрен ст. 165 НК РФ. При этом в качестве документов, подтверждающих фактический вывоз товаров в страны дальнего зарубежья, используются грузовые таможенные декларации и товаросопроводительные документы с отметками россий-ских пограничных таможенных органов о том, что товар с территории Российской Федерации вывезен.
     
     До 1 января 2001 года экспортом товаров (в целях исчисления и уплаты НДС) признавалось пересечение товаром не только государственной границы Российской Федерации, но и государственной границы государств-участников СНГ, то есть вывоз товаров в страны дальнего зарубежья. В случае если товар пересек границу России, но не пересек границу государства-участника СНГ (то есть остался на территории СНГ), он облагался НДС по ставке 20 % (даже если в отношении товара установлена ставка НДС в размере 10 % или предусмотрено его освобождение от НДС при реализации на территории Российской Федерации) - так называемый принцип налогообложения "по месту происхождения товаров".
     
     В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые Законодательные акты Российской Федерации о налогах" (далее - Закон о введении части второй НК РФ) до 1 июля 2001 года реализация товаров (работ, услуг) в государства-участники СНГ приравнивается к реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
     
     Указанные статьи НК РФ и Закона о введении части второй НК РФ, с одной стороны, исключают подтверждение вывоза товаров за пределы территорий государств-участников СНГ, а с другой - вводят принцип "страны назначения" во взимании косвенных налогов с государствами-участниками СНГ только с 1 июля 2001 года.
     
     Переход России во взаимной торговле со странами СНГ на взимание косвенных налогов по принципу "страны назначения" не согласуется с нормами международных документов, предусматривающими вступление в силу двухсторонних соглашений о принципах взимания косвенных налогов во взаимной торговле между Российской Федерацией и государствами-участниками СНГ с 1 января года, следующего за годом выполнения сторонами необходимых внутригосударственных процедур. Кроме того, согласно Договору от 8 декабря 1999 года, заключенному между Российской Федерацией и Республикой Беларусь "О создании Союзного государства", в Союзном государстве действуют единые принципы взимания налогов, не зависящие от местонахождения налогоплательщиков на его территории. В связи с этим по товарам (работам, услугам), реализуемым в рамках Союзного государства, не может применяться принцип взимания косвенных налогов "по стране назначения", поскольку хозяйственные операции осущест-вляются в пределах одного государства.
     
     Вышеуказанное дает основания полагать, что если нефть вывезена за пределы России в страну СНГ, заявлена как экспортируемая в иностранное государство, а фактически не вышедшая за границы государств-участников СНГ, то налоговым органам будет очень трудно до 1 июля 2001 года отказывать в возмещении "экспортных" сумм налога на добавленную стоимость.
     
     Обоснованность применения налоговой ставки 0 % и подтверждение права на соответствующие налоговые вычеты (ст. 165 НК РФ) взаимосвязаны и не могут рассматриваться отдельно друг от друга. При этом для подтверждения налоговых вычетов налоговыми органами должны быть также проанализированы договор купли-продажи или мены товаров (выполнения работ, оказания услуг) между налогоплательщиком, претендующим на применение ставки 0 % и налоговые вычеты, и организацией-поставщиком товаров (работ, услуг), использованных при производстве и реализации товаров (работ, услуг), подлежащих налогообложению по ставке 0 %; документы, подтверждающие фактическую оплату материальных ресурсов, товаров (работ, услуг), использованных при производстве и реализации товаров (работ, услуг), подлежащих налогообложению по ставке 0 %;
     
     по акцизам:
     
     - ставки акцизов на нефтепродукты увеличены примерно в 2,8 раза. Так, ставка акциза на бензин автомобильный с октановым числом до "80" включительно повышен с 455 руб. за 1 тонну до 1350 руб. за 1 тонну;
     
     - в число подакцизных товаров включено дизельное топливо (550 руб. за тонну) и масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей (1500 руб. за тонну);
     
     - отменен налог на реализацию горюче-смазочных материалов;
     
     - налог на пользователей автомобильных дорог в размере 1 % остается в качестве источников формирования дорожных фондов;
     
     - установлены особенности определения налогоплательщика в рамках договора простого товарищества (договора о совместной деятельности). Так, определено, что участники договора простого товарищества несут солидарную ответственность по исполнению обязанности по уплате акцизов. При этом плательщиком акцизов является лицо, ведущее дела простого товарищества (договора о совместной деятельности), либо лицо, определенное участниками договора простого товарищества из числа участников данного договора. Это лицо обязано встать на налоговый учет в качестве налогоплательщика повторно, независимо от постановки на учет в качестве налогоплательщика, ведущего собственную деятельность;
     
     - при совершении экспортных операций от уплаты акцизов освобождаются только те подакцизные товары, которые направляются на экспорт непосредственно налогоплательщиком - производителем этих товаров, а также собственником нефтепродуктов, выработанных из собственного сырья по договору переработки нефти с нефтеперерабатывающим заводом или по его поручению иным лицом на основании договора комиссии. Новым является установление правила, согласно которому в случае, если в соответствии с международным договором Россий-ской Федерации с иностранными государствами отменяется таможенный контроль и таможенное оформ-ление перемещаемых через таможенную границу России товаров, налогообложение подакцизных товаров, происходящих из такого государства или выпущенных в свободное обращение на его территории и ввозимых на территорию Российской Федерации, производится в порядке, определяемом Правительством РФ.
     
     Следует учесть, что в соответствии с подпунктом "щ" ст. 5 Закона РФ от 06.12.1991 N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" от уплаты НДС освобождается технологическое оборудование (комплектующие и запасные части к нему), аналоги которого не производятся в Российской Федерации, по перечню, утверждаемому Правительством РФ. Однако данная льгота предоставляется по технологическому оборудованию, оплаченному до 1 января 1999 года, в отношении которого ранее предоставлялась льгота по НДС. Таким образом, эта льгота может использоваться нефтяными компаниями в случае, если согласно контракту данное технологическое оборудование хотя и не ввезено в страну, но оплачено до 1 января 1999 года.