Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Финансовое состояние крупнейших российских предприятий и возможности их финансового оздоровления


Финансовое состояние крупнейших российских предприятий и возможности их финансового оздоровления

     
     Н.М. Вараксина,
государственный советник налоговой службы III ранга,

С.Е. Кован,
к.т.н, советник Российской Федерации 2 класса,

В.А. Вараксина
     
     Оставаясь одним из немногих экономических рычагов в руках государства, налоговая система должна решать взаимно противоречивые и потому трудные задачи:
     
     1) обеспечивать достаточные поступления в бюджеты всех уровней для финансирования государственных расходов и социальных программ;
     
     2) стимулировать рост объемов производств;
     
     3) решительно воздействовать на процесс структурной перестройки всей производственной сферы, четко выделяя приоритеты;
     
     4) оказывать помощь тем, чьи возможности адаптации к новым условиям минимальны (инвалиды, пенсионеры, многодетные семьи).
     
     Налоги становятся наиболее действенным инструментом регулирования новых экономических отношений. Рациональная налоговая система должна обеспечивать сбалансированность общегосударственных, региональных, местных и частных интересов, содействовать развитию производства, предпринимательства и активизации инвестиционной деятельности. Налоги и сборы как обязательные эквиваленты платежей физических и юридических лиц, собираемых с целью обеспечения расширенного воспроизводства, призваны сглаживать остроту кризисных явлений в экономике государства и создавать стимулы повышения эффективности производства.
     
     В целях обеспечения поступления налоговых платежей и сокращения недоимки налоговые органы осуществили совместно с другими контролирующими органами комплекс мер, направленных на ликвидацию допущенного отставания по поступлению налогов в бюджетную систему, обратив особое внимание на бесспорное взыскание недоимки.
     
     Согласно ст. 45, 46 и 47 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства организации на счетах в банках, а при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах либо отсутствии информации о счетах налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества организации.
     
     По итогам 2000 года в результате применения всего комплекса мер по принудительному взысканию недоимки в бюджеты всех уровней поступило налоговых платежей в 1,2 раза больше, чем в 1999 году.
     
     Одним из основных направлений деятельности Правительства РФ является создание благоприятного предпринимательского и инвестиционного климата. Важной составляющей для решения этой задачи должно стать общее финансовое оздоровление предприятий российской экономики, которая характеризуется особенностями, не соответствующими требованиям рыночной экономики и являющимися, по существу, производными от форм хозяйствования в советское время.
     
     До сих по сохраняется ситуация, при которой российская экономика является экономикой крупных предприятий, что стало причиной возникновения парадокса, выразившегося в том, что крупнейшие предприятия - налогоплательщики, вносящие наибольший вклад в бюджеты, являются одновременно и основными должниками государства.
     
     Наблюдение за финансовым состоянием крупных, экономически или социально значимых организаций ведется начиная с 1999 года в рамках обязательного финансового мониторинга, проводимого в соответствии со ст. 25 Федерального закона от 08.01.1998 N 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)". Еже-квартально осуществляется сбор и анализ финансовых документов примерно 1700 российских предприятий. Среди них:
     
     - предприятия с численностью работающих более 10 тыс. чел., а также крупнейшие по численности предприятия для субъектов Российской Федерации;
     
     - градообразующие предприятия с численностью работающих более 1000 чел.;
     
     - предприятия - субъекты естественных монополий;
     
     - предприятия, входящие в первую сотню предприятий по рыночной стоимости (капитализации);
     
     - предприятия, являющиеся экономически или социально значимыми для регионов.
     
     Результаты мониторинга финансового состояния предприятий позволяют сделать следующие выводы.
     
     1. Продолжает иметь место (хотя и в меньшем масштабе) зачетная схема во взаимоотношениях предприятий между собой и с фискальной системой. И если в расчетах с федеральным бюджетом государству удалось достичь существенных результатов, в частности 97 % расчетов производится в денежной форме, то при расчетах с региональными бюджетами данный показатель составил всего 89 %. Результаты мониторинга свидетельствуют о том, что по сравнению с 1999 годом доля денежного расчета предприятий в отношениях между собой выросла за первое полугодие на 9 % и составила на 1 июля 2000 года 53 %. Следует напомнить, что в 1996-1997 годах было зафиксировано, что доля денежного расчета на тот период составляла около 25 %, а перед кризисом 1998 года снизилась до 20 %.
     
     За три года рассматриваемый показатель увеличился практически в два раза. Но даже такой рост пока недостаточен. Если в экономике половина расчетов происходит не деньгами, а другими способами, значит деньги не могут в полном объеме выполнять функ-цию рыночного регулятора спроса, предложения, инвестиционной привлекательности и т.д. Важнейшей задачей является сохранение тенденции роста денежной составляющей в расчетах предприятий.
     
     2. Сроки, в течение которых большинство российских предприятий рассчитывается по своим обязательствам перед кредиторами, существенно превышают нормы и пределы, установленные законодательством. Гражданским кодексом Российской Федерации (ГК РФ ) установлена граница в 3 месяца просрочки оплаты по долгам, после которой кредитор, имея обязательства в размере более 500 МРОТ, получает право на обращение в арбитражный суд с иском о банкротстве предприятия-должника.
     
     Средняя величина соотношения текущих обязательств предприятий и их среднемесячной выручки за 1998 год составляла (согласно мониторингу) около 9 месяцев, за 1999 год - 7,4 месяца, а по итогам 1 полугодия 2000 года - 6,5 месяцев. Несмотря на положительную тенденцию, рассматриваемый показатель превышает установленное значение более чем в два раза. Кроме того, данные мониторинга свидетельствуют о том, что только четвертая часть организаций может в течение срока, меньшего, чем 3 месяца, рассчитаться по своим обязательствам за счет своей выручки. Следовательно, 75 % российских предприятий являются потенциальными объектами применения процедур банкротства.
     
     Все вышесказанное свидетельствует как о необходимости решения основной задачи финансового оздоровления предприятий, так и относительно более простой, но тоже очень важной задачи экспертизы финансового состояния предприятий и определения их платежеспособности. Последнее особенно важно в связи с тем, что в свете особенностей отечественной экономики далеко не все подходы, разработанные в мировой практике, применимы к российским предприятиям. Кроме того, признаки неудовлетворительной структуры баланса, установленные постановлением Правительства РФ от 20.05.1994 N 498 и раньше широко использовавшиеся для экспертизы финансового состояния предприятий, в настоящее время следует признать недостаточными для определения платежеспособности предприятий.
     
     Конечно, полный и глубокий анализ платежеспособности и уровня финансового состояния предприятия может быть проведен на основе подробного изучения первичной финансовой документации, что в практике работы органов государственной власти очень трудно реализовать. В то же время финансовое состояние и платежеспособность предприятий могут быть с высокой достоверностью определены и по основным документам бухгалтерской отчетности (бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках и т.д.). Для этого можно выделить следующие основные показатели:
     
     1) соотношение среднего размера текущих обязательств организации и ее среднемесячной выручки за тот же период. Если значение данного показателя превышает 3, то предприятию понадобится более трех месяцев, чтобы рассчитаться по своим долгам, при условии, что вся выручка будет направлена на погашение текущей задолженности перед кредиторами. Этот срок выше, чем установленный законодательством.
     
     Предприятие может расплатиться по своим долгам, если сможет реализовать свое имущество, в первую очередь то, что является относительно быстрореализуемым - оборотные активы. Конечно, при этом оборотных активов должно быть в достаточном количестве как для расчетов по обязательствам, так и для продолжения процесса производства;
     
     2) соотношение стоимости оборотных активов и текущих обязательств предприятия. В зарубежной практике принято, что данное соотношение должно быть не ниже двух. Для российской действительности следует признать, что такая граница достижима только для небольшого количества предприятий. По данным мониторинга, только 11 % организаций отвечают этому критерию, а около 40 % предприятий имеют менее 1 руб. оборотных активов на 1 руб. текущих обязательств. Среднее соотношение составляет 1 руб. 8 коп. на 1 руб. обязательств.
     
     Таким образом, в случае если у предприятия соотношение среднего размера текущих обязательств к среднемесячной выручке превышает три месяца и одновременно соотношение стоимости оборотных активов к стоимости текущих обязательств меньше 1 руб. на 1 руб., то оно, безусловно, является неплатежеспособным. Но и в случае, если рассматриваемое соотношение активов и обязательств превышает 1, но находится в критической области до 1,2, финансовое состояние предприятия также неудовлетворительное, поскольку, расплатившись по своим долгам, оно не сможет продолжать производственную деятельность, лишившись большей части оборотного капитала;
     
     3) наличие собственного капитала в оборотных средствах. Этот показатель представляет собой разницу между стоимостью оборотного и заемного капитала предприятий. Отсутствие собственного капитала в оборотных средствах говорит о том, что все оборотные активы предприятия сформированы за счет заемного капитала, а также часть его внеоборотных (основных) средств уже принадлежат, по сути, кредиторам. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 20.05.1994 N 498 доля собственного капитала в оборотных средствах должна быть выше 10 %.
     
     По состоянию на 1 июля 2000 года среднее значение доли собственного капитала в обороте по организациям, по которым проводился финансовый мониторинг, составляет менее 1 %. Половина всех организаций вообще не имеют собственных оборотных средств, а требуемый норматив выполняется только в отношении 30 % предприятий. Очевидно, что организации, не имеющие собственных источников формирования оборотных средств, должны относиться к числу организаций с неудовлетворительным финансовым состоянием;
     
     4) динамическая характеристика безубыточности текущей хозяйственной деятельности предприятия. По ряду понятных причин такой характеристикой не может быть прибыль, остающаяся в распоряжении организации. Целесообразно использовать показатель рентабельности продаж, определяемый как соотношение прибыли и выручки от продаж. По данным мониторинга, средний показатель рентабельности продаж составляет 8 коп. на 1 руб. выручки без учета НДС, акцизов и других обязательных платежей.
     
     Рентабельность текущей деятельности является одним из важнейших показателей действительного финансового состояния предприятия. Даже при других не вполне удовлетворительных показателях наличие рентабельности свидетельствует о положительных тенденциях. В то же время при благополучии всех других статических финансовых показателей отсутствие рентабельности по основной деятельности предприятия является признаком возникших проблем, которые могут быть причиной ухудшения финансового состояния в будущем.
     
     При этом значительную роль в финансовом оздоровлении предприятий сыграла реструктуризация кредиторской задолженности перед федеральным бюджетом.
     
     Реструктуризация задолженности организаций по обязательным налоговым платежам перед федеральным бюджетом в 1999-2000 годах проводилась в соответствии с постановлением Правительства РФ от 03.09.1999 N 1002 "О порядке и сроках проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом", принятым во исполнение ст. 115 Федерального закона "О федеральном бюджете на 1999 год" и ст. 132 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2000 год".
     
     Все организации, кроме нефтедобывающих и нефтеперерабатывающих, имевшие задолженность по обязательным платежам перед федеральным бюджетом, имели право в период с сентября 1999 года по март 2000 года обратиться в соответствующие налоговые органы с заявлением о предоставлении права на реструктуризацию задолженности при соблюдении условия по уплате 100 % текущих налоговых платежей в течение двух месяцев до 1 числа месяца подачи заявления.
     
     При принятии решения о реструктуризации задолженности организации по обязательным платежам в федеральный бюджет ей предоставляется право равномерной уплаты задолженности по налогам и сборам в течение 6 лет, по пени и штрафам - в течение 4 лет после погашения задолженности по налогам и сборам. С сумм задолженности по налогам и сборам организация должна была ежеквартально уплачивать проценты за пользование бюджетными средствами.
     
     Организации, не имевшей задолженности по налогам и сборам, предоставлялось право погашения задолженности по пени и штрафам в течение 10 лет.
     
     Организация должна была при этом в полном объ-еме вносить начисленные текущие налоговые платежи и осуществлять платежи по утвержденному графику погашения реструктурированной задолженности.
     
     Кроме того, согласно п. 5 вышеуказанного постановления предусматривалось списание пени и штрафов по налогам и сборам при погашении половины реструктурируемой кредиторской задолженности перед федеральным бюджетом в течение 2 лет и полном и своевременном внесении текущих налоговых платежей в федеральный бюджет в течение 2 лет после принятия решения о реструктуризации.
     
     При погашении реструктурируемой задолженности в течение 4 лет и полном и своевременном внесении налоговых платежей в федеральный бюджет в течение 4 лет производится полное списание задолженности по пеням и штрафам (исключая подлежащие к взысканию на основании решений судебных органов).
     
     С заявлениями о реструктуризации в налоговые органы обратились свыше 22 тыс. организаций, пожелавших урегулировать свою задолженность перед федеральным бюджетом на общую сумму 164 млрд руб.
     
     Право на реструктуризацию задолженности по обязательным платежам перед федеральным бюджетом было предоставлено 16 тыс. организаций на общую сумму просроченной задолженности около 83,1 млрд руб., из которых недоимка по налогам и сборам составляла около 42,6 млрд руб., а пени и штрафы - 40,4 млрд руб. Фактически урегулирована пятая часть общероссийской задолженности в федеральный бюджет, имевшая место на начало текущего года.
     
     При рассмотрении результатов реструктуризации задолженности в отраслевом разрезе можно отметить следующее.
     
     Среди организаций, которые пожелали урегулировать свою кредиторскую задолженность федеральному бюджету, можно выделить предприятия газовой отрасли, железнодорожного транспорта, трубопроводного транспорта общего пользования, автомобильного и водного транспорта, геологии и разведки недр, геодезической и гидрометеорологической служб, черной и цветной металлургии.
     
     Доля реструктурированной задолженности в потенциально возможной за 2000 год составила 23 %. В промышленности сумма реструктурированной задолженности в федеральный бюджет составила 81,21 % от всей суммы реструктурированной задолженности в федеральный бюджет. Из нее 45,92 % - реструктурированная задолженность в газовой отрасли, 8,03 % - в машиностроении, 8,67 % - в нефтеперерабатывающей, химической и нефтехимической промышленности, что составляет соответственно 69, 17 и 23 % от потенциально возможной суммы реструктуризации в федеральный бюджет.
     
     Сумма реструктуризированной задолженности в федеральный бюджет на транспорте составила 14,6 % от общей суммы реструктурированной задолженности в федеральный бюджет. Из нее 54,78 % - реструктурированная задолженность на железнодорожном транспорте, 39,08 % - на трубопроводном транспорте общего пользования.
     
     Это соответственно составило 27 и 21 % от потенциально возможной суммы реструктуризации задолженности в федеральный бюджет.
     
     В региональном разрезе это выглядит следующим образом.
     

                                              в % от общей задолженности


Регионы

Удельный вес реструктуризированной задолженности

Республика Башкортостан

6,95

Хабаровский край

1

Камчатская область

2,34

Магаданская область

3

Мурманская область

2

Новгородская область

2

Сахалинская область

4,03

Ярославская область

3,59

г. Москва

2,47

Ингушская Республика

0,028

Республика Тува

0,072

Коми-Пермяцкий автономный округ

0,16

Ненецкий автономный округ

0,14

Чукотский автономный округ

0

          
     Учитывая положительные результаты проводимой реструктуризации налоговой задолженности и с целью дальнейшего улучшения финансового состояния организаций, их платежеспособности, считаем целесообразным продолжить ее проведение в соответствии с накопленным опытом, так как проведение мероприятий по реструктуризации налоговой задолженности в рамках постановления Правительства РФ от 03.09.1999 позволяет дополнительно мобилизовать в федеральный бюджет значительные средства за счет стимулирования уплаты текущих платежей. Только по организациям, рассмотренным к реструктуризации на федеральном уровне (401 организация), в истекшем периоде текущего года в доход бюджета дополнительно в результате увеличения платежей до размеров начисляемых сумм поступило около 23 млрд руб. Кроме того, более 1 млрд руб. поступило в счет погашения сумм реструктурированной задолженности и уплаты процентов за пользование бюджетными средствами.
     
     При этом анализ налоговой отчетности по указанным предприятиям показывает, что они вышли на 100 % уровень уплаты текущих платежей.
     
     В настоящее время налоговые органы осуществляют мониторинг исполнения налоговых платежей организациями, включая их филиалы, в отношении которых принято решение о предоставлении права на реструктуризацию задолженности, что позволяет осуществлять контроль за ходом реструктуризации задолженности организации в целом.
     
     Главной задачей по этим организациям является мобилизация налоговых платежей во все уровни бюджета как текущих, так и уплачиваемых в счет погашения графиков реструктурируемой задолженности, что требует слаженной работы налоговых, финансовых и казначейских органов на местах.
     
     В МНС России поступает большое количество обращений глав администраций регионов, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания, в которых высказывается мнение о необходимости урегулирования задолженности организаций, которые в силу причин экономического характера, а также в связи с кратковременностью срока действия постановления Правительства РФ от 03.09.1999 N 1002 не смогли своевременно подать заявления о предоставлении права реструктуризации налоговой задолженности перед федеральным бюджетом. В соответствии со ст. 124 Федерального закона от 27.12.2000 N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год" действие ст. 115 Федерального закона "О федеральном бюджете на 1999 год" продлено и Правительству РФ поручено обеспечить завершение в 2001 году реструктуризации задолженности организаций по налогам, сборам, начисленным пени и штрафам. Однако работа в данном направлении может быть продолжена только после принятия специального решения Правительством РФ по данному вопросу.