Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

"Горячая линия" от 11 апреля 2001 года


"Горячая линия" от 11 апреля 2001 года

     
     Проведенная 11 апреля 2001 года "горячая линия" показала, что некоторые подписчики "Налогового вестника" читают не все публикуемые в журнале материалы.
     
     Так, только за январь-апрель 2001 года вопросы исчисления единого социального налога затрагивались в трех номерах "Налогового вестника" (N 2/2001 - 4/2001). При этом даны исчерпывающие ответы о действующем порядке исчисления и уплаты единого социального налога согласно главе 24 НК РФ.
     
     Например, в статье Н.В. Барсуковой "Об изменениях и дополнениях, внесенных в главу 24 "Единый социальный налог (взнос)"" НК РФ Федеральным законом от 29.12.2000 N 166-ФЗ содержится четкое разъяснение о суммах, не подлежащих налогообложению согласно ст. 236-238 НК РФ, а также порядке исчисления и сроках уплаты единого социального налога и др.
     
     В статье "Заполнение расчетов по авансовым платежам по единому социальному налогу (взносу) для работодателей" изложен весь порядок заполнения расчетов по авансовым платежам согласно приказу МНС России от 29.12.2000 N БГ-3-07/469, а в статье "Об уплате единого социального налога (взноса)" даны ответы на наиболее часто возникающие у налогоплательщиков и налоговых органов вопросы по уплате единого социального налога.
     
     В статье "О налоге на прибыль" (N 4/2001) разъясняется, что если по безвозмездно переданному имуществу для целей налогообложения не принимаются никакие осуществляемые расходы налогоплательщиков, кроме расходов по ГСМ, подтвержденных соответствующими документами, то, следовательно, любые выплаты физическому лицу или возмещение ему расходов подлежат обложению единым социальным налогом согласно ст. 236 НК РФ.
     
     Ответы о списании сумм арендной платы у арендатора, о применении льготы по НДС организациями, использующими труд инвалидов, неденежных расчетов и операций в главе 21 НК РФ изложены в журнале N 1/2001, а уплата налогов от деятельности организаций, переведенных на уплату единого налога на вмененный доход и предоставляемые льготы малым предприятиям освещены в журнале N 2/2001.
     
     Были также заданы следующие вопросы.
     

     1. Имеются ли права у налогоплательщика отказаться от льготы по НДС?

     
     Ответ на заданный вопрос ранее содержался в п. 1 ст. 5 Закона РФ от 06.12.1991 N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" (с изменениями и дополнениями), а с 1 января 2001 года - в п. 5 ст. 149 части второй НК РФ.
     

     2. В каком случае суммы НДС включаются в стоимость приобретаемого имущества?

     
     В п. 6 ст. 170 НК РФ установлено следующее.
     
     Суммы НДС, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг) либо фактически уплаченные при ввозе товаров на территорию Российской Федерации, учитываются в стоимости соответствующих товаров (работ, услуг) в случае:
     
     1) приобретения (ввоза) товаров (работ, услуг) лицами, не являющимися налогоплательщиками в соответствии с главой 21 НК РФ либо освобожденными от обязанностей налогоплательщика в соответствии со ст. 145 Кодекса;
     
     2) приобретения (ввоза) амортизируемого имущества для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации (передаче) которых не признаются реализацией товаров (работ, услуг) в соответствии с п. 2 ст. 146 НК РФ.
     

     3. В каких случаях расчеты осуществляются с применением контрольно-кассовых машин?

     
     Положением по применению ККМ при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30.07.1993 N 745 (в ред. постановления Правительства РФ от 07.08.1998 N 904), установлено, что денежные расчеты с населением при осуществлении торговых операций или оказании услуг на территории Российской Федерации производятся всеми организациями с применением ККМ.
     
     Выдаваемые покупателям (клиентам) счета, квитанции, товарные чеки и другие документы не освобождают организации от применения ККМ, за исключением следующих случаев:
     
     а) когда денежные расчеты с населением осуществляются организациями отдельных категорий по перечню, утверждаемому Правительством РФ;
     
     б) когда расчеты с населением осуществляются с применением документов, используемых при расчетах с населением, утвержденных соответствующими приказами и письмами Минфина России.
     

     4. Какие дополнительные требования предъявляются к счетам-фактурам в 2001 году?

     
     Требования, предъявляемые к счетам-фактурам, изложены в ст. 169 НК РФ, постановлениях Правительства РФ от 02.12.2000 N 914 "Об утверждении Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость" и от 15.03.2001 N 189 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2000 года N 914", которыми установлены следующие требования к счетам-фактурам:
     
     1) на счете-фактуре должна стоять оригинальная печать организации, выписавшей данный счет-фактуру;
     
     2) в графе "номер ГТД" должен стоять номер, сформированный по правилам, изложенным в приказе ГТК России и МНС России от 23.06.2000 N 543/БГ-3-11/420.
      

     5. Планом счетов и Инструкцией по его применению исключен счет 43 "Коммерческие расходы". Как учитываются расходы, связанные с реализацией продукции у предприятий отраслей материального производства?

     
     До введения в действие Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению приказом от 31.10.2000 N 94н действовал порядок, согласно которому расходы, связанные с реализацией (сбытом) продукции, учитывались на счете 43 "Коммерческие расходы". В частности на этом счете отражались расходы, имеющие непосредственное отношение только к реализации готовой продукции, а именно расходы: на тару и упаковку изделий на складах готовой продукции (если упаковка продукции осуществлялась не во время производства); по доставке продукции на станцию (пристань) отправления; погрузке в вагоны, суда, автомобили и другие транспортные средства; комиссионные сборы (отчисления), уплачиваемые сбытовым и другим посредническим предприятиям; по содержанию помещений для хранения продукции в местах ее реализации и оплате труда продавцов на сельскохозяйственных предприятиях; рекламные расходы; другие аналогичные по назначению расходы.
     
     Так как коммерческие расходы у предприятий-производителей аналогичны издержкам обращения у торговых предприятий, то в новом Плане счетов Минфином России предусмотрен один счет 44 "Расходы на продажу", так как коммерческие расходы и издержки обращения однотипны и связаны с продажей товаров.
     
     Значит, все расходы организаций, осуществляющих промышленную и иную производственную деятельность, отражаются на счете 44 "Расходы на продажу", по дебету которого накапливаются произведенные организацией расходы, связанные с продажей продукции, товаров, работ или услуг. Эти суммы списываются полностью или частично в дебет счета 90 "Продажи", но при частичном списании они распределяются:
     
     в организациях, осуществляющих промышленную и иную производственную деятельность, - расходы на упаковку и транспортировку (между отдельными видами отгруженной продукции ежемесячно исходя из веса, объема, производственной себестоимости или другим соответствующим показателям);
     
     в организациях, заготавливающих и перерабатывающих сельскохозяйственную продукцию, - в дебет счетов 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей" (расходы по заготовке сель-скохозяйственного сырья) и (или) 11 "Животные на выращивании и откорме".