Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Ответы на вопросы

      

Ответы на вопросы

     

В.И. Макарьева,
государственный советник налоговой службы II ранга
     
Т.Н. Соколова

           

     1. Закон РФ от 27.12.1991 N 2116-1 и инструкция МНС России от 15.06.2000 N 62 устанавливают, что от уплаты налога на прибыль освобождается часть прибыли, которая направляется на покрытие убытка, полученного в предыдущем году. Распространяется ли этот порядок на убытки, полученные в результате совместной деятельности?

      
     В соответствии с п. 5 ст. 6 Закона РФ от 27.12.1991 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (с изменениями и дополнениями) для предприятий и организаций, получивших в предыдущем году убыток [по данным годового бухгалтерского отчета (за исключением убытков, полученных по операциям с ценными бумагами)], от уплаты налога освобождается часть прибыли, направленная на его покрытие, в течение последующих пяти лет (при условии полного использования на эти цели средств резервного и других аналогичных по назначению фондов, создание которых предусмотрено законодательством Российской Федерации).
      
     При определении размера указанной льготы в налоговом расчете принимаются понесенные предприятием или организацией убытки от реализации продукции (работ, услуг), а за 1998 год - также убыток по курсовым разницам, предусмотренный п. 14 ст. 2 указанного Закона. В расчете не учитываются убытки, понесенные в результате сокрытия или занижения прибыли, убытки, возникшие до 1 января 1996 года в результате превышения фактических расходов на оплату труда по сравнению с их нормированной величиной, а также убытки, понесенные от превышения лимитов, норм и нормативов, установленных законодательством Российской Федерации по учету затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), учитываемых при расчете налогооблагаемой прибыли.
      
     Начиная с 1 января 1999 года отражение операций по осуществлению договора простого товарищества производится согласно утвержденным приказом Минфина России от 24.12.1998 N 68н Указаниям об отражении в бухгалтерском учете операций, связанных с осуществлением договора простого товарищества, из которых следует, что прибыль, убыток и другие результаты совместной деятельности, распределяемые между участниками, учитываются в следующем порядке:
      
     - прибыль - по дебету счета 74 "Расчеты по выделенному на отдельный баланс имуществу", субсчет "Расчеты по договору простого товарищества", в корреспонденции с кредитом счета 80 "Прибыли и убытки" при начислении доходов от совместной деятельности. Полученные участниками договора о совместной деятельности средства в размерах, определенных в соответствии с договором, списываются с кредита счета 74, субсчет "Расчеты по договору простого товарищества", в корреспонденции с дебетом счетов по учету денежных средств (50 "Касса", 51 "Расчетный счет", 52 "Валютный счет" и т.п.).
      

     Исходя из требований Плана счетов бухгалтер-ского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению, утвержденных приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, на счете 58 "Финансовые вложения", субсчет "Вклады по договору простого товарищества", учитываются наличие и движение вкладов в общее имущество по договору простого товарищества. Предоставление вклада отражается по дебету счета 58, субсчет "Вклады по договору простого товарищества", в корреспонденции со счетами 51 "Расчетный счет" и другими соответствующими счетами по учету выделенного имущества.
      
     Учитывая п. 11 ст. 2 Закона РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций", п. 2.13 инструкции МНС России N 62 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций", Положения по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99, "Расходы организации" ПБУ 10/99, утвержденные соответственно приказами Минфина России от 06.05.1999 N 32н и N 33н, для целей бухгалтерского учета и налогообложения учитываются доходы, полученные от осуществления договоров о совместной деятельности, в составе операционных доходов, что также под-тверждено п. 73 Методических рекомендаций о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организации, утвержденных приказом Минфина России от 28.06.2000 N 60н.
      
     Убытки, полученные от выполнения договоров о совместной деятельности, на результаты деятельности участников-юридических лиц не влияют, так как они должны покрываться за счет собственных средств участников договора о совместной деятельности, то есть списываться не на счет 91 "Прочие доходы и расходы", а на счет 99 "Прибыли и убытки" или 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)".
      
     Более подробное разъяснение, касающееся налогообложения доходов, полученных по договору доверительного управления имуществом, изложено в п. 7 Методических рекомендаций по отдельным вопросам налогообложения прибыли Госналогслужбы России от 27.10.1998 N ШС-6-02/768@, направленных в адрес налоговых органов по субъектам Российской Федерации.
      
     Учитывая изложенное, убытки, полученные в результате совместной деятельности, не могут быть предъявлены к уменьшению налогооблагаемой базы в виде льготы согласно п. 5 ст. 6 Закона РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (с изменениями и дополнениями).
      

     2. В ст. 2 Закона РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций" установлен порядок, согласно которому подлежит увеличению прибыль в случае реализации или безвозмездной передачи основных фондов и объектов, не завершенных строительством, в течение двух лет с момента их приобретения или сооружения в случае предоставления льготы по налогу на прибыль при их приобретении или возведении. Действует ли этот порядок при передаче имущества в доверительное управление?

      
     В соответствии с п. 4 ст. 2 Закона РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций" при реализации или безвозмездной передаче основных фондов и объектов, не завершенных строительством, в течение двух лет с момента их приобретения или сооружения, по которым были предоставлены льготы по налогу на прибыль, налогооблагаемая прибыль подлежит увеличению (в пределах сумм ранее предо-ставленных льгот) на остаточную стоимость этих основных фондов и произведенных затрат по объектам, не завершенным строительством.
      
     Аналогичное изложено в п. 4.1.1 инструкции МНС России от 15.06.2000 N 62 "О порядке начисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций".
      
     Порядок осуществления операций по доверительному управлению имуществом установлен главой 55 ГК РФ.
      
     В п. 7 Методических рекомендаций по отдельным вопросам налогообложения прибыли Госналогслужбы России от 27.12.1998 N ШС-6-02/768@ даны разъяснения, согласно которым бухгалтерский учет операций, связанных с осуществлением доверительным управляющим функций в соответствии с договором доверительного управления, ведется им на обособленном балансе.
      
     Имущество, полученное доверительным управляющим в доверительное управление, остается в собственности учредителя доверительного управления и обособляется от другого имущества учредителя, а также от имущества доверительного управляющего.
      
     Учитывая изложенное, при передаче в доверительное управление основных средств ранее заявленная льгота по налогу на прибыль в части капитальных вложений, предусмотренная подпунктом "а" п. 1 ст. 6 Закона РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций", сохраняется.
      
     Кроме того, передача имущественных активов, созданных на балансе доверительного управления имуществом, на собственный баланс учредителя не является реализацией товаров, работ и услуг в соответствии со ст. 39 НК РФ.
      

     3. Подлежит ли обложению налогом на прибыль операция при смене собственности (из государственной собственности в собственность акционерного общества)?

      
     Согласно п. 1 ст. 39 НК РФ реализацией товаров, работ или услуг признается не только передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, но и на безвозмездной основе в случаях, предусмотренных Кодексом.
      
     Следовательно, при смене собственника (из государственной собственности в собственность акционерного общества) передача имущества подлежит налогообложению по прибыли в соответствии с действующим законодательством.
      
     Согласно ст. 56 НК РФ нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера.

      
     4. Какой контроль осуществляется со стороны налоговых органов по обеспечению выполнения Федерального закона от 25.09.1998 N 158_ФЗ?

      
     Отношения, возникающие в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности, а также перечень видов деятельности, лицензирование которых осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, разрабатывающих проекты положений о лицензировании этих видов деятельности, определены Федеральным законом от 25.09.1998 N 158-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (с изменениями и дополнениями) и постановлением Правительства РФ от 11.04.2000 N 326 "О лицензировании отдельных видов деятельности".
      
     В соответствии со ст. 12 вышеуказанного Закона контроль за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий осуществляется государственными надзорными и контрольными органами, а также лицензирующими органами в пределах их компетенции. Налоговые органы осуществляют контроль по вопросам наличия лицензий на отдельные виды деятельности и своевременности уплаты лицензионных сборов.
      

     5. В п. 6 ст. 6 Закона РФ от 27.12.1991 N 2116-1 установлен порядок, согласно которому не подлежит налогообложению прибыль, полученная от вновь созданного производства на период его окупаемости, но не свыше трех лет. Учитывается ли в этом случае совместное предприятие?

      
     В соответствии с последним абзацем п. 6 ст. 6 Закона РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций", введенным в действие Федеральным законом от 31.03.1999 N 62-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций", не подлежит налогообложению прибыль, полученная от вновь созданного производства (за исключением производств, созданных в рамках торговой, снабженческо-сбытовой и посреднической деятельности организаций), на период его окупаемости, но не свыше трех лет. Вновь созданным производством признается производство, выделенное в обособленное структурное подразделение на базе новых (приобретенных или сооруженных) производственных мощностей, стоимость которых превышает 20 млн руб. при наличии технико-экономического обоснования, согласованного с государственными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Не признается вновь созданным производство, организованное на базе производственных мощностей, приобретенных как имущественный комплекс.
      
     При предоставлении вышеназванной льготы необходимо исходить из того, что по данному вновь созданному производству, выделенному в обособленное структурное подразделение, должен быть обеспечен обособленный бухгалтерский учет с определением финансового результата нарастающим итогом с начала года. При этом данные подразделения могут находиться как по месту нахождения самой организации, так и на другой территории.
      
     Аналогичное требование предъявляется и в случае создания нового производства организацией, ранее не имевшей какого-либо производства.
      
     Таким образом, производство совместного предприятия будет являться вновь созданным при условии соответствия вышеуказанным критериям.
      
     Что касается срока окупаемости, то налоговое законодательство не содержит специального определения понятия "срок (или период) окупаемости". В связи с этим в соответствии с п. 1 ст. 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства.
      
     Статьей 1 Федерального закона от 25.02.1999 N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" (в ред. от 02.01.2000) определено, что срок окупаемости инвестиционного проекта - это срок со дня начала финансирования инвестиционного проекта до дня, когда разность между накопленной суммой чистой прибыли с амортизационными отчислениями и объемом инвестиционных затрат приобретает положительное значение.

      
     6. Законом РФ от 27.12.1991 N 2116-1 предусмотрено освобождение от налогообложения прибыли организаций, в которых инвалиды составляют не менее 50 % от общего числа работников, в случае использования этой прибыли на социальные нужды инвалидов. Рассматривается ли в этом случае вопрос создания рабочих мест для трудоустройства инвалидов?

      
     В соответствии со ст. 6 Закона РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций" установлено, что не подлежит налогообложению прибыль предприятий, учреждений и организаций, в которых инвалиды составляют не менее 50 % от общего числа работников, при условии использования не менее половины полученной прибыли на социальные нужды инвалидов.
      
     Пунктом 4.6 инструкции Госналогслужбы России "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций" установлено, что к социальным нуждам инвалидов, работающих на предприятии, относятся оказание медицинской помощи; обеспечение лекарственными препаратами; санаторно-курортное лечение; обеспечение средствами передвижения, протезно-ортопедической помощью, тифлотехникой, сурдотехникой и другими техническими средствами для труда, быта, обучения, досуга, физкультуры и спорта и иных сфер жизни; социально-бытовое, транспортное и коммунальное обслуживание; общеобразовательная и профессиональная подготовка и профессиональное образование; создание новых рабочих мест; создание оптимальных условий труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалидов; обеспечение инвалидов транспортом для доставки к месту работы и с работы; создание условий для беспрепятственного доступа инвалидов к социальной инфраструктуре (приспособление к потребностям инвалидов жилищ, улиц, транспорта, средств связи и массовой информации, зданий и сооружений культурно-бытового и отдельных зданий производственного назначения).
      
     В соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов - это рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов.
      
     Минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов устанавливается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для каждого предприятия, учреждения, организации в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов.
      
     Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов создаются за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации, Государственного фонда занятости населения Российской Федерации, за исключением рабочих мест для инвалидов, получивших трудовое увечье или профессиональное заболевание. Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов, получивших заболевание или увечье при исполнении обязанностей военной службы или в результате стихийных бедствий и межнациональных конфликтов, создаются за счет средств федерального бюджета.
      
     Специальные рабочие места для лиц, ставших инвалидами вследствие несчастных случаев на производстве или профессиональных заболеваний, создаются за счет средств работодателей - причинителей вреда.
      
     Следует иметь в виду, что строительство объектов с целью создания новых рабочих мест рассматривается как финансирование капитальных вложений и не относится к понятию "создание новых рабочих мест".
      
     Кроме того, действующим налоговым законодательством предусмотрена отдельная льгота по налогу на прибыль для предприятий отраслей сферы материального производства, направивших прибыль при фактически произведенных затратах и расходах за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, на финансирование капитальных вложений производственного назначения.
      

     7. Программой приватизации государственных и муниципальных предприятий в Россий-ской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24.12.1993 N 2284, предусмотрено перечисление в соответствующие бюджеты дивидендов по принадлежащим государству акциям и арендной платы за аренду государственного и муниципального имущества. Каким документом может быть подтверждено право собственности субъекта Российской Федерации на акции предприятия?

      
     В соответствии с п. 4.1 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24.12.1993 N 2284 (с изменениями и дополнениями), дивиденды по принадлежащим государству акциям и арендная плата за аренду государственного и муниципального имущества не включаются в состав средств от приватизации и подлежат перечислению в соответствующий бюджет за вычетом расходов по банковским операциям (кроме случаев, указанных в разделах 2.3 и 6 Программы).
      
     Форма удостоверения права собственности на эмиссионные ценные бумаги определена статьей 28 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (с изменениями и дополнениями). В частности, права владельцев на эмиссионные ценные бумаги документарной формы выпуска удостоверяются сертификатами (если сертификаты находятся у владельцев) либо сертификатами и записями по счетам депо в депозитариях (если сертификаты переданы на хранение в депозитарии).
      
     Права владельцев на эмиссионные ценные бумаги бездокументарной формы выпуска удостоверяются в системе ведения реестра - записями на лицевых счетах у держателя реестра или в случае учета прав на ценные бумаги в депозитарии - записями по счетам депо в депозитариях.
      
     Таким образом, право собственности субъекта Российской Федерации на акции предприятия может быть подтверждено выписками из лицевых счетов у держателя реестра или выписками со счета депо в депозитариях.
      

     8. В подпункте "а" п. 1 ст. 6 Закона РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций" указано, что при исчислении организацией налога на прибыль учитывается предоставляемая ей льгота в случае фактически произведенных затрат и расходов за счет прибыли, остающейся в распоряжении организации, на финансирование капитальных вложений объектов производственного назначения (в том числе в порядке долевого участия). Требуется ли для этого ведение раздельного учета затрат?

      
     В соответствии с подпунктом "а" п. 1 ст. 6 Закона РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций" при исчислении налога на прибыль облагаемая прибыль при фактически произведенных затратах и расходах за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, уменьшается на суммы, направленные предприятиями отраслей сферы материального производства на финансирование капитальных вложений производственного назначения (в том числе в порядке долевого участия), а также на погашение кредитов банков, полученных и использованных на эти цели, включая проценты по кредитам.
      
     Согласно п. 4 Методических рекомендаций по отдельным вопросам налогообложения прибыли Госналогслужбы России от 27.10.1998 N ШС-6-02/768@ (с изменениями и дополнениями), согласованных с Минфином России, эта льгота предоставляется предприятиям и организациям всех организационно-правовых форм, направившим прибыль на указанные цели по развитию видов деятельности, поименованных по кодам 10000-87900 Общесоюзного классификатора "Отрасли народного хозяйства" (ОКОНХ), утвержденного Госкомстатом СССР, Госпланом СССР, Госстандартом СССР (с изменениями и дополнениями).
      
     Для получения вышеуказанной льготы по налогу на прибыль необходимо вести раздельный учет затрат на капитальные вложения по объектам, относящимся согласно смете к сфере материального производства и непроизводственной сфере, так как это следует из вышеуказанного Закона и п. 4.1 инструкции МНС России "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций".
      

     9. Погашение вклада по договору простого товарищества предусмотрено передачей имущества. Это имущество оценено участником договора простого товарищества на день передачи по остаточной рыночной стоимости, которая превышает остаточную учетную стоимость на день передачи. Будет ли это являться облагаемой базой по налогу на прибыль?

      
     Согласно п. 3 ст. 39 НК РФ передача имущества как вклад по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) реализацией товаров (работ, услуг) не является.
      
     Однако если у участника договора простого товарищества возникает положительный результат при списании стоимости основных средств, переданных как вклад по договору простого товарищества, то этот положительный результат учитывается для целей налогообложения как внереализационный доход согласно п. 14 Положения о составе затрат.
      
     В соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцией по его применению, утвержденных приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, вклады по договору простого товарищества учитываются у его участников на отдельном субсчете счета 58 "Финансовые вложения".
      
     Предоставление вклада отражается по дебету счета 58, субсчет "Вклады по договору простого товарищества", и кредиту счета 91 "Прочие доходы и расходы". По дебету счета 91 и кредиту счета 01 "Основные средства" списывается остаточная стоимость основных средств по бухгалтерскому учету.
      
     Если остаточная стоимость основных средств, оцененная исходя из рыночной стоимости, превышает остаточную стоимость основных средств согласно учетным данным, то на эту разницу увеличивается налогооблагаемая база.
      

     10. В обязательном ли порядке организации должны направлять средства, полученные в результате снижения налога на имущество, на возмещение потерь, связанных со льготами отдельным категориям граждан по предоставлению услуг связи?

      
     Пунктом 13 ст. 40 НК РФ установлено, что при реализации товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам (тарифам), установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, для целей налогообложения принимаются указанные цены (тарифы).
      
     Перечень услуг связи, государственное регулирование цен (тарифов), на которые на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляет МАП России, утвержден постановлением Правительства РФ от 28.12.1998 N 1559 "О совершенствовании государственного регулирования цен тарифов на услуги связи".
      
     В соответствии с Федеральными законами от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", от 27.05.1998 N 76_ФЗ "О статусе военнослужащих" и от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" компенсация льгот отдельным категориям граждан при оплате услуг связи должна осуществляться за счет средств федерального бюджета.
      
     В связи с этим компенсация расходов предприятиям связи на сумму предоставленных льгот по оплате услуг связи соответствующим категориям граждан должна возмещаться из федерального бюджета.
      
     Законом РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций" уменьшение налогооблагаемой прибыли на сумму средств, недополученных из бюджета в порядке компенсации льгот по оплате услуг связи, не предусмотрено.
      
     Согласно п. 1 ст. 56 НК РФ льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.
      
     Таким образом, налоговые льготы устанавливаются только налоговым законодательством.
      
     Учитывая изложенное, вопрос компенсации расходов предприятиям связи на сумму предоставленных льгот по оплате услуг связи соответствующим категориям граждан может быть решен только путем возмещения этих расходов из федерального бюджета, как и предусмотрено соответствующими законами.
      
     Если организации, осуществляющие услуги связи населению и предоставляющие льготы в соответствии с Федеральными законами от 12.01.1995 N 5_ФЗ "О ветеранах" и от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", при условии направления высвободившихся от налогообложения средств на компенсацию 50 % абонентской платы за пользование телефоном следующим категориям: ветеранам войны и труда, инвалидам I и II групп, освобождены от уплаты налога на имущество или им снижены ставки, то эти средства должны направляться на возмещение потерь.
      
     Контроль за целевым использованием суммы льготы по налогу на имущество предприятий осущест-вляется администрациями области и контрольно-счетной палатой.
      
     В случае выявления в ходе проверки нецелевого использования организациями средств, высвободившихся в результате предоставленных налоговых льгот, до них доводится решение об отмене налоговых льгот в порядке, предусмотренном НК РФ.
      
     Если налоговые органы установят при выездных налоговых проверках факты нецелевого использования организациями высвободившихся от предоставления льготы по налогу на имущество предприятий средств, то они принимают меры, установленные НК РФ.