Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Таможенная стоимость - база расчета таможенных платежей (постатейный комментарий разделов III и IV Закона РФ "О таможенном тарифе")


Таможенная стоимость - база расчета таможенных платежей
(постатейный комментарий разделов III и IV Закона РФ "О таможенном тарифе") *1

     
     А.Н. Козырин,
профессор, д.ю.н.
     
     _____
     *1  Окончание. Начало и продолжение см. «Налоговый вестник». 2001, N 2. С. 138; N 3. С. 98; N 4. С. 110.     
     
     Статья 20. Метод по цене сделки с идентичными товарами

     
     1. При использовании метода по цене сделки с идентичными товарами в качестве основы для определения таможенной стоимости товара принимается цена сделки с идентичными товарами при соблюдении условий, указанных в настоящей статье. При этом под идентичными понимаются товары, одинаковые во всех отношениях с оцениваемыми товарами, в том числе по следующим признакам:
     
     физические характеристики;
     
     качество и репутация на рынке;
     
     страна происхождения;
     
     производитель.
     
     Незначительные различия во внешнем виде не могут служить основанием для отказа в рассмотрении товаров как идентичных, если в остальном такие товары соответствуют требованиям настоящего пункта.
     
     2. Цена сделки с идентичными товарами принимается в качестве основы для определения таможенной стоимости, если эти товары:
     
     а) проданы для ввоза на территорию Российской Федерации;
     
     б) ввезены одновременно с оцениваемыми товарами или не ранее чем за 90 дней до ввоза оцениваемых товаров;
     
     в) ввезены примерно в том же количестве и(или) на тех же коммерческих условиях. В случае, если идентичные товары ввозились в ином количестве и(или) на других коммерческих условиях, декларант должен произвести соответствующую корректировку их цены с учетом этих различий и документально подтвердить таможенному органу Российской Федерации ее обоснованность.
     
     3. Таможенная стоимость, определяемая по цене сделки с идентичными товарами, должна быть скорректирована с учетом расходов, указанных в статье 19 настоящего Закона.
     
     Корректировка должна производиться декларантом на основании достоверных и документально подтвержденных сведений.
     
     4. В случае, если при применении настоящего метода выявляются более одной цены сделки по идентичным товарам, то для определения таможенной стоимости ввозимых товаров применяется самая низкая из них.
     
     1. Статья 20 Закона РФ от 21.05.1993 N 5003-1 посвящена методу 2 - по цене сделки с идентичными товарами. Данный метод применяется, когда в соответствии с предписаниями ст. 19 не может быть использован метод 1.
     
     Метод 2 предполагает использование в качестве основы для определения таможенной стоимости цены сделки с идентичными товарами, под которыми понимаются товары, одинаковые с оцениваемыми по основным идентификационным признакам. К числу последних отнесены:
     

     физические характеристики;
     
     качество и репутация на рынке;
     
     страна происхождения *1;
     _____
     *1 Понятие и порядок определения страны происхождения товара устанавливаются в разделе V комментируемого Закона (ст. 25-33).

        
     производитель.
     
     Определение идентичных товаров, содержащихся в комментируемом Законе, в целом соответствует международным стандартам. Так, согласно ст. 15 Соглашения 1994 года о применении ст. VII ГАТТ товары считаются идентичными, если они "абсолютно одинаковы во всех отношениях, включая технические характеристики, качество и их известность на рынке" *1. В дополнение к этому, для того чтобы эти товары можно было рассматривать как идентичные, они должны быть произведены в той же стране и тем же производителем *2.
     _____
     *1 Практическое руководство по Уругвайскому раунду. Женева: Международный торговый центр ЮНКТАД/ВТО. 1995. С. 105.
     *2 В соответствии с Соглашением 1994 года в тех случаях, когда не обнаруживается сделок по идентичным товарам, произведенным тем же лицом в стране-производителе оцениваемых товаров, должны быть рассмотрены товары, произведенные другим лицом в той же стране.     
     
     В Законе РФ "О таможенном тарифе" установлено, что незначительные, несущественные расхождения во внешнем виде не могут считаться основанием для отказа в рассмотрении товаров в качестве идентичных, если такие товары в остальном одинаковы по основным идентификационным признакам, перечисленным выше.
     
     Товары, произведенные различными лицами, могут считаться идентичными только в случае, если у декларанта и таможенного органа не имеется сведений об идентичных товарах, произведенных тем же лицом, которое изготовило оцениваемые товары.
     
     В качестве идентичных могут рассматриваться и товары, одни из которых находятся в разобранном (демонтированном) состоянии, а после сборки (монтажа) становятся идентичными оцениваемым товарам.
     
     Товары не считаются идентичными оцениваемым, если они не были произведены в той же стране, что и оцениваемые, а также если их проектирование, опытно-конструкторские и иные аналогичные работы выполнены в Российской Федерации.
     
     При использовании метода 2 таможенная стоимость декларируется в ДТС-2. В ней обязательно должно содержаться обоснование выбора данного метода оценки с указанием, почему метод 1 не может быть применен к данной поставке, а также перечень источников информации, использованной для обоснования таможенной стоимости.
     
     2. Таможенный орган принимает декларацию таможенной стоимости по методу 2, когда идентичные товары:
     
     1) проданы для ввоза на российскую таможенную территорию;
     

     2) ввезены одновременно с оцениваемыми товарами или не ранее чем за 90 дней до ввоза оцениваемых товаров;
     
     3) ввезены примерно в тех же количествах и (или) на тех же коммерческих условиях, что и оцениваемые товары.
     
     Таким образом, различия по количественным характеристикам и коммерческим условиям поставки между оцениваемыми товарами и товарами, определяемыми в качестве идентичных, не являются основанием для отказа от использования метода 2. В подобных случаях производится корректировка цены с учетом различий в коммерческих условиях и количественных характеристиках (размер партии). Данные о таких корректировках заносятся в гр. 12 и 13 ДТС-2. Корректировочные расчеты проводятся на основе представляемых таможенному органу документальных доказательств, свидетельствующих о целесообразности и точности такой корректировки.
     
     3. При корректировке таможенной стоимости по цене с идентичными товарами должны учитываться (прибавляться или вычитаться) расходы, уже упоминавшиеся при комментировании ст. 19 Закона. В качестве дополнительных начислений и вычетов (гр. 16-23) в ДТС-2 перечислены стоимость транспортировки, стоимость погрузки, выгрузки и обработки, стоимость страхования, комиссионные и другие посреднические расходы в связи с ввозом (все это - начисления к цене сделки), прибыль, комиссионные и торговые наценки в связи с продажей товара на внутреннем рынке, стоимость дополнительной обработки или переработки ввозимых товаров, таможенные налоги, сборы и другие внутренние платежи, а также прочие расходы и платежи, связанные с продажей на внутреннем рынке (они вычитаются из цены сделки).
     
     4. Если при применении метода 2 будет выявлено более одной цены сделки по идентичным товарам, в качестве таможенной стоимости будет признана самая низкая.
     

     Статья 21. Метод по цене сделки с однородными товарами

     
     1. При использовании метода оценки по цене сделки с однородными товарами в качестве основы для определения таможенной стоимости товара принимается цена сделки по товарам, однородным с ввозимыми, при соблюдении условий, указанных в настоящей статье.
     
     При этом под однородными понимаются товары, которые, хотя и не являются одинаковыми во всех отношениях, имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять те же функции, что и оцениваемые товары, и быть коммерчески взаимозаменяемыми.
     
     При определении однородности товаров учитываются следующие их признаки:
     
     качество, наличие товарного знака и репутация на рынке;
     
     страна происхождения;
     
     производитель.
     
     2. При использовании метода определения таможенной стоимости по цене сделки с однородными товарами применяются положения пунктов 2-4 статьи 20 настоящего Закона.
     
     3. При использовании методов таможенной оценки на основании положений статьи 20 и настоящей статьи:
     
     а) товары не считаются идентичными оцениваемым или однородными с ними, если они не были произведены в той же стране, что и оцениваемые товары;
     
     б) товары, произведенные не производителем оцениваемых товаров, а другим лицом, принимаются во внимание только в том случае, если не имеется ни идентичных, ни однородных товаров, произведенных лицом-производителем оцениваемых товаров;
     
     в) товары не считаются идентичными или однородными, если их проектирование, опытно-конструкторские работы над ними, их художественное оформление, дизайн, эскизы и чертежи и иные аналогичные работы выполнены в Российской Федерации.
     
     1. Статья 21 комментируемого Закона посвящена третьему методу определения таможенной стоимости товаров. Суть его состоит в том, что за основу определения таможенной стоимости ввозимого товара принимается цена сделки по товарам, однородным с ввозимыми.
     
     Однородными товарами в таможенном законодательстве признаются "товары, которые, хотя и не являются одинаковыми во всех отношениях, имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять те же функции, что и оцениваемые товары, и быть коммерчески взаимозаменимыми". Таким образом, при определении однородного товара основными являются три критерия:
     
     1) технический (наличие сходных характеристик и компонентов);
     

     2) функциональный (выполнение тех же функций);
     
     3) коммерческий (коммерческая взаимозаменяемость).
     
     На практике при определении однородности товаров используются следующие основные показатели:
     
     - качество, наличие товарного знака и репутация на рынке;
     
     - страна происхождения;
     
     - производитель *1.
     _____
     *1 В соответствии с Соглашением 1994 года в тех случаях, когда не обнаруживается сделок по идентичным товарам, произведенным тем же лицом в стране-производителе оцениваемых товаров, должны быть рассмотрены товары, произведенные другим лицом в той же стране.

     
     Например, два товара имеют одинаковое качество, отвечают одним и тем же стандартам, пользуются на рынке одинаковой репутацией и выполняют одинаковые функции, но имеют различную торговую марку. Вследствие различия в торговой марке эти товары нельзя признать идентичными (следовательно, нельзя применять метод 2), но они будут считаться однородными.
     
     2. При использовании метода 3 (по цене сделки с однородными товарами) действуют те же правила (п. 2-4 ст. 20 комментируемого Закона), что и при применении метода 2 (по цене сделки с идентичными товарами).
     
     3. Как и в случае с идентичными товарами, не могут быть признаны однородными товары, не произведенные в той же стране, что и оцениваемые товары, а также товары, проектирование, художественное оформление, дизайн и иные аналогичные работы для которых выполнялись в Российской Федерации. При этом товары, изготовленные лицом, не являющимся производителем оцениваемых товаров, могут использоваться для определения таможенной стоимости по методу 3, если не имеется информации об однородных товарах, изготовленных производителем оцениваемых товаров.
     

     Статья 22. Метод на основе вычитания стоимости

     
     1. Определение таможенной стоимости по методу оценки на основе вычитания стоимости производится в том случае, если оцениваемые, идентичные или однородные товары будут продаваться на территории Российской Федерации без изменения своего первоначального состояния.
     
     2. При использовании метода вычитания стоимости в качестве основы для определения таможенной стоимости товара принимается цена единицы товара, по которой оцениваемые, идентичные или однородные товары продаются наибольшей партией на территории Российской Федерации не позднее 90 дней с даты ввоза оцениваемых товаров участнику сделки, не являющемуся взаимозависимым с продавцом лицом.
     
     3. Из цены единицы товара вычитаются следующие компоненты:
     
     а) расходы на выплату комиссионных вознаграждений, обычные надбавки на прибыль и общие расходы в связи с продажей в Российской Федерации ввозимых товаров того же класса и вида;
     
     б) суммы ввозных таможенных пошлин, налогов и иных платежей, подлежащих уплате в Российской Федерации в связи с ввозом или продажей товаров;
     
     в) обычные расходы, понесенные в Российской Федерации, на транспортировку, страхование, погрузочные и разгрузочные работы.
     
     4. При отсутствии случаев продажи оцениваемых, идентичных или однородных товаров в таком же состоянии, в каком они находились на момент ввоза, по просьбе декларанта может использоваться цена единицы товара, прошедшего переработку, с поправкой на добавленную стоимость и при соблюдении положений пунктов 2 и 3 настоящей статьи.
     
     1. Статья 22 комментируемого Закона посвящена четвертому методу определения таможенной стоимости - на основе вычитания стоимости. Метод 4 используется, когда оказывается невозможным применение метода 1 (например рассматриваемая сделка заключена между взаимозависимыми лицами и взаимозависимость сторон сделки оказала влияние на цену, но дать стоимостную оценку этого влияния не представляется возможным), метода 2 (у таможенного органа и декларанта отсутствует информация по идентичным товарам) и метода 3 (отсутствует информация по однородным товарам).
     
     В соответствии с п. 2 ст. 18 комментируемого Закона разрешается изменение последовательности применения метода 4 (на основе вычитания стоимости) и метода 5 (на основе сложения стоимости), то есть после метода 3 могут быть использованы по желанию декларанта методы 4 или 5. Данное положение соответствует международным стандартам таможенной оценки, закрепленным в Соглашении 1994 года по применению ст. VII ГАТТ.
     

     Метод на основе вычитания стоимости действует, когда оцениваемые, идентичные или однородные товары будут продаваться на территории Российской Федерации без изменения своего первоначального состояния. Таким образом, метод 4 сориентирован на последующие сделки купли-продажи ввезенного товара на внутреннем рынке страны-импортера. Суть этого метода заключается в том, что за основу определения таможенной стоимости берется цена, по которой оцениваемые, идентичные или однородные товары продаются на внутреннем рынке в неизменном состоянии. В этом случае в качестве базы расчета таможенной стоимости принимается цена единицы товара, по которой оцениваемые товары продаются наибольшей партией на российской территории в период, максимально приближенный к моменту ввоза товара. При этом покупатель должен быть, как правило, независим от продавца. В комментируемой статье устанавливается требование о сроках продажи товаров, используемых в качестве основы для определения таможенной стоимости по методу 4: не позднее 90 дней с даты ввоза оцениваемых товаров.
     
     В соответствии с международными стандартами, применяемыми для таможенной оценки, при использовании метода вычитания из розничной цены единицы импортируемого товара на внутреннем рынке (или идентичного, или однородного товара) вычитаются такие элементы, как прибыль, уплаченные пошлины и сборы, транспортные расходы и страхование, и другие включенные в цену расходы, относящиеся на импортируемый товар в стране-импортере (ст. 5 Соглашения 1994 года по применению ст. VII ГАТТ) *1. Схожее определение метода содержится и в комментируемом Законе.
     _____
     *1 Практическое руководство по Уругвайскому раунду. Женева: Международный торговый центр ЮНКТАД/ВТО. 1995. С. 105-106.

     
     При использовании метода 4 в качестве источников информации для обоснования таможенной стоимости (гр. 8) могут выступать в ДТС-2 данные контрактов (договоров) о цене ранее импортированных или оцененных товаров, по которой они проданы или будут проданы на российском внутреннем рынке, либо другие документы, подтверждающие цену, по которой товары были проданы наибольшей партией на внутреннем рынке.
     
     Сама цена (в рублях) единицы товара, по которой оцениваемые, идентичные или однородные товары были проданы на территории России наибольшей партией покупателю, не являющемуся взаимозависимым с продавцом, заносится в гр. 11 "б" ДТС-2.
     
     Раздел "Б" ДТС-2 посвящен корректировкам цены, обозначенной в графе 11 "б". При корректировках на размер партии (гр. 12 ДТС-2) в первую очередь учитываются скидки к цене, предоставляемые продавцом в зависимости от размера закупаемой партии товара. При этом количественная скидка учитывается в случае, если указано, что цена на товар устанавливается продавцом в соответствии со схемой, основанной на количестве проданного товара.
     

     Корректировка на коммерческие условия (гр. 13 ДТС-2) учитывает разницу в условиях поставки сравниваемых товаров (согласно Инкотермс), а также прочие различия в коммерческих условиях (например наличие скидки за "верность" продавцу, различные коммерческие уровни продажи - опт, розница, количество посреднических звеньев).
     
     В разделе "В" ДТС-2 приводятся данные по элементам затрат, которые были учтены в "продажной" цене товара на российском внутреннем рынке и подлежат исключению из таможенной стоимости. В соответствии с п. 3 и 4 ст. 22 комментируемого Закона при использовании метода 4 из цены единицы товара, зафиксированной в гр. 11 "б" ДТС-2, вычитаются следующие компоненты:
     
     1) расходы на выплату комиссионных вознаграждений, обычные надбавки на прибыль и общие расходы в связи с продажей в России ввозимых товаров того же класса и вида (заносятся в гр. 20 ДТС-2);
     
     2) суммы ввозных таможенных пошлин, иных налогов, сборов и других платежей, подлежащих уплате в Российской Федерации в связи с ввозом или продажей товаров (заносятся в гр. 22 ДТС-2);
     
     3) обычные расходы, понесенные в Российской Федерации, на транспортировку, страхование, погрузочные и разгрузочные работы (заносятся в гр. 23 ДТС-2);
     
     4) стоимость дополнительной обработки или переработки ввозимых товаров (в соответствии с п. 4 ст. 22 Закона РФ "О таможенном тарифе" заносится в гр. 21 ДТС-2).
     
     4. Оговаривается (п. 4 ст. 22 Закона), что при отсутствии фактов продажи на внутреннем рынке оцениваемых, идентичных или однородных товаров в таком же состоянии, в каком они находились на момент ввоза, по просьбе декларанта может использоваться цена единицы товара, прошедшего переработку, с поправкой на добавленную стоимость. При этом вычитание стоимости, добавленной в процессе дальнейшей переработки, должно основываться на объективных и количественно определяемых данных о стоимости такой работы. Основу расчетов должны составлять принятые формулы, методы оценки произведенных работ и иная практика в соответствующих отраслях производства.
     

     Статья 23. Метод на основе сложения стоимости

     
     При использовании метода оценки на основе сложения стоимости в качестве основы для определения таможенной стоимости товара принимается цена товара, рассчитанная путем сложения:
     
     а) стоимости материалов и издержек, понесенных изготовителем в связи с производством оцениваемого товара;
     
     б) общих затрат, характерных для продажи в Российскую Федерацию из страны вывоза товаров того же вида, в том числе расходов на транспортировку, погрузочные и разгрузочные работы, страхование до места пересечения таможенной границы Российской Федерации и иных затрат;
     
     в) прибыли, обычно получаемой экспортером в результате поставки в Российскую Федерацию таких товаров.
     
     В ст. 23 комментируемого Закона закреплен метод 5 - на основе сложения стоимости. Метод 5 применяется, когда оказывается невозможным использовать методы 1, 2 и 3. В соответствии с п. 2 ст. 18 комментируемого Закона разрешается изменение последовательности применения метода 4 (на основе вычитания стоимости) и метода 5 (на основе сложения стоимости), то есть после метода 3 может быть применен по желанию декларанта метод 4 или 5.
     
     При использовании метода 5 в качестве базы для определения таможенной стоимости принимается цена товара, рассчитанная путем сложения трех компонентов:
     
     - стоимости материалов и иных издержек, понесенных изготовителем в связи с производством оцениваемого товара;
     
     - общих затрат, характерных для продажи в Российскую Федерацию из страны вывоза товаров того же вида, в том числе расходов на транспортировку, погрузочные и разгрузочные работы, страхование до места пересечения российской таможенной границы и др.;
     
     - прибыли, обычно получаемой экспортером в результате поставки оцениваемых товаров в Российскую Федерацию *1.
     _____
     *1 В соответствии со ст. 6 Соглашения 1994 года по применению ст. VII ГАТТ метод сложения стоимости предполагает добавление к себестоимости оцениваемого товара «некоторой суммы на прибыль и расходы, обычно отражаемые при продажах товаров аналогичного класса или типа, что и оцениваемые товары, которые произведены поставщиком в стране-производителе для экспорта в страну импортера». Подробнее см.: Практическое руководство по Уругвайскому раунду. Женева: Международный торговый центр ЮНКТАД/ВТО. 1995. С. 106.

     
     При применении метода 5 в гр. 8 ДТС-2 указываются источники информации, использованной для определения таможенной стоимости (наименование и прочие реквизиты документов, представленных производителем в подтверждение стоимости товара, калькуляция издержек и т.п.).
     
     Таможенная стоимость определяется по методу 5 как на основе информации, получаемой в стране импорта, так и с помощью информации об издержках производства оцениваемых товаров, которую можно получить только за пределами страны импорта.
     

     Использование метода 5 обычно ограничивается теми случаями, когда производитель готов представить таможенным органам страны импорта необходимые данные об издержках производства и облегчить последующую их проверку, которая может оказаться необходимой. При этом данные об издержках должны быть определены на основе информации, относящейся к производству оцениваемых товаров, представляемой производителем или от его имени. Она должна основываться на коммерческих отчетах производителя при условии, что такие отчеты соответствуют общепринятым принципам учета, применяемым в стране, где товары были произведены.
     
     Стоимость элементов, выполненных в стране импорта, должна быть включена только в той мере, в которой оплату этих элементов осуществляет их производитель. Никакие издержки не должны учитываться дважды при определении таможенной стоимости методом сложения.
     
     Размер прибыли, обычно получаемой экспортером в результате поставок в Россию таких товаров, также определяется на основе информации, представляемой производителем или от его имени. Таможенные органы обращают внимание на соответствие заявленных производителем данных тем показателям, которыми характеризуются продажи товара того же класса или вида, что и оцениваемые товары, осуществляемые производителями в стране экспорта для вывоза в страну импорта.
     
     Рассчитанная стоимость ввозимых товаров, определенная сложением стоимости составляющих ее элементов, фиксируется в гр. 11 "в" ДТС-2.
     

     Статья 24. Резервный метод

     
     1. В случаях, если таможенная стоимость товара не может быть определена декларантом в результате последовательного применения указанных в статьях 19-23 настоящего Закона методов определения таможенной стоимости либо если таможенный орган аргументированно считает, что эти методы определения таможенной стоимости не могут быть использованы, таможенная стоимость оцениваемых товаров определяется с учетом мировой практики.
     
     При применении резервного метода таможенный орган Российской Федерации предоставляет декларанту имеющуюся в его распоряжении ценовую информацию.
     
     2. В качестве основы для определения таможенной стоимости товара по резервному методу не могут быть использованы:
     
     а) цена товара на внутреннем рынке Российской Федерации;
     
     б) цена товара, поставляемого из страны его вывоза в третьи страны;
     
     в) цена на внутреннем рынке Российской Федерации на товары российского происхождения;
     
     г) произвольно установленная или достоверно не подтвержденная цена товара.
     
     1. Метод 6 применяется тогда, когда пять предыдущих не позволяют определить таможенную стоимость. Метод 6 именуется резервным *1 и предполагает определение таможенной стоимости оцениваемых товаров с учетом мировой практики. Несмотря на то, что метод 6 является вспомогательным и используется в крайнем случае, он применяется на практике чаще, чем любой из методов 2-5. Объяснить это можно тем, что в большинстве случаев таможенные органы на местах не располагают достаточной ценовой информацией по идентичным и однородным товарам, а тем более по калькуляции цены зарубежного поставщика и структуре внутренней цены реализации на территории Российской Федерации.
     _____
     *1 В Соглашении 1994 года по применению ст. VII ГАТТ этот метод называется обратным.

     
     Особо обратим внимание на то, что общим требованием ко всем исходным ценовым данным, используемым для расчета таможенной стоимости по методу 6, является их строгая адресность - цена должна соотноситься с конкретным товаром способом, позволяющим без труда идентифицировать его (коммерческое наименование товара, его описание, сведения о фирме-производителе, материал, технические параметры и прочие характеристики в зависимости от вида товара).
     
     Определение таможенной стоимости по методу 6 должно базироваться на реальных, обоснованных данных (при условии соблюдения требований п. 2 ст. 24 комментируемого Закона).
     

     Обязательным требованием при использовании метода 6 является также обеспечение максимально возможного подобия товаров. Это означает, что при рассмотрении предполагаемых аналогов для сравнения стоимости товаров сначала подбираются идентичные товары, затем однородные, а при их отсутствии - того же класса или вида.
     
     Метод 6 используется путем гибкого применения методов таможенной оценки 1-5.
     
     В письме ГТК России от 31.08.1995 N 07-11/12510 "О рассылке материалов" отмечается, что мировая практика трактует метод 6 как гибкое использование всех предыдущих методов оценки. Используя данный метод, необходимо соблюдать все основные принципы таможенной оценки, относящиеся к применению методов 1-5. Это означает, что при определении таможенной стоимости по методу 6 в качестве базы для таможенной оценки могут использоваться:
     
     а) таможенная стоимость идентичных, однородных товаров или товаров того же класса и вида *1, принятая таможенным органом и отвечающая установленным требованиям (в данном случае имеет место использование метода 6 на базе методов 1, 2 и 3);
     _____
     *1 Товарами того же класса и вида являются товары, относящиеся к одной группе или диапазону товаров, изготовленных отдельной отраслью или подотраслью (сектором) промышленности, и имеющие примерно одинаковую репутацию на рынке.

           
     б) цена ввозимых, идентичных или однородных товаров либо товаров того же класса или вида, по которой они продаются на внутреннем рынке Российской Федерации, скорректированная с учетом разрешенных вычетов (метод 6 на базе метода 4);
     
     в) ценовые данные из нейтральных источников информации (каталоги независимых фирм типа Евротакс, ОТТО и т.п.; издания, содержащие подробное описание конкретного товара и четкое определение структуры цены; публикуемые или рассылаемые официальные прейскуранты цен на товары либо торговые предложения фирм по поставкам конкретных товаров и их ценам, а также биржевые котировки цен).
     
     При использовании в рамках метода 6 данных по другим сделкам, а также разрешенной ценовой информации необходимо учитывать базовые, исходные условия конкретных сделок (количество закупаемого товара, коммерческий уровень его продажи, наличие скидок с цены, условия поставки и платежей и т.д.). Должны также выполняться требования по составу затрат, включаемых в таможенную стоимость (ст. 19, 22, 23 комментируемого Закона).
     
     Метод 6 базируется на гибком применении метода 1, когда, например, есть информация о цене сделки, но нет документального подтверждения расходов по доставке товара или не выполняются условия применения метода 1, установленные в ст. 19 комментируемого Закона. Заметим, что в этом случае допускается использование ДТС-1. Причины, по которым неприемлемы предыдущие методы, указываются на оборотной стороне формы ДТС-1, а вверху лицевого листа этой формы делается надпись: "метод 6".
     

     При гибком использовании методов 2-5 заполняется форма ДТС-2. В гр. 8 ДТС-2 (источники информации, использованные для обоснования таможенной стоимости) указываются применявшиеся в качестве исходной базы для расчета таможенной стоимости справочные данные о мировых и контрактных ценах, данные информационной базы таможенного органа и др., а также та информация (документы) по рассматриваемой сделке, которая может использоваться при осуществлении таможенной оценки товаров по методу 6. В этом случае источник информации должен быть конкретно указан, с тем чтобы при необходимости он мог быть установлен и проверен.
     
     Гибкое применение методов 2 и 3 касается в первую очередь сроков ввоза идентичных и однородных товаров, возможности использования в качестве основы для таможенной оценки идентичных или однородных товаров, не произведенных в той же стране, что и оцениваемые товары.
     
     В отношении метода на основе вычитания стоимости (метод 4) может быть допущена гибкая трактовка требования о сроках продажи товаров на российском внутреннем рынке, о неизменном первоначальном состоянии оцениваемых товаров (то есть допускается определенная степень переработки товаров).
     
     Наибольшие сложности возникают, когда при использовании метода 6 оказывается невозможным использовать оценочные базы, установленные по пяти предыдущим методам. Это случается, например, когда товары ввозятся по договору аренды (лизинга) или ввозятся временно в качестве выставочных экспонатов, испытательных образцов, когда товары реимпортируются после ремонта или модернизации, а также когда ввозятся уникальная продукция, предметы искусства.
     
     В подобных случаях может быть использована оценка перемещаемого имущества, произведенная в целях его страхования на случай уничтожения или повреждения. Допустимо проведение товарно-стоимостной экспертизы. Во многих случаях вариант привлечения экспертных организаций на практике является единственно возможным.
     
     В случае применения метода 6 в отношении товаров, ввозимых на российскую таможенную территорию по договору аренды (лизинга), для расчета таможенной стоимости можно использовать арендную плату.
     
     Допустим, срок аренды оборудования составляет два года, а нормативный срок его службы - десять лет. Тогда арендная плата - это одна пятая от общей стоимости оборудования (письмо ГТК России от 31.08.1995 N 07-11/12510). При этом необходимо учитывать, что если в сумму текущих арендных платежей вошли расходы, не подлежащие включению в таможенную стоимость (например затраты на ремонт и поддержание в исправности оборудования), то эти расходы могут не включаться в таможенную стоимость (при условии, что такие расходы выделены отдельной строкой и при необходимости могут быть проверены и подтверждены документально).
     

     При применении метода 6 российский таможенный орган представляет декларанту имеющуюся в его распоряжении ценовую информацию. Таможенным органам на местах предписано организовать работу по формированию собственных справочно-информационных баз ценовых данных, ориентированных на номенклатуру товаров, ввозимых через данный таможенный орган (указание ГТК России от 10.06.1993 N 01-13/5627). Основу формируемых баз данных составляет информация из ГТД и ДТС.
     
     В качестве дополнительных источников информации могут использоваться данные местных ценовых, внешнеторговых, биржевых организаций, различные данные о тарифах на перевозку и страхование грузов, стоимость погрузочно-разгрузочных работ, стоимость комиссионных и брокерских услуг, лицензионные платежи, торговые скидки и наценки.
     
     В целях получения информации, необходимой для формирования баз данных и оказания содействия в вопросах, связанных с определением таможенной стоимости, таможенные органы взаимодействуют с местными налоговыми и статистическими органами, банковскими учреждениями, страховыми, транспортными и другими организациями.
     
     ГТК России регулярно рассылает в таможенные органы справочники цен мирового рынка. При отсутствии справочной информации о ценах по конкретным товарам в адрес ГТК России составляется запрос *1. Кроме того, участники внешнеэкономической деятельности самостоятельно могут обращаться за ценовой информацией в государственные учреждения и органы, специализированные организации - Минэкономразвития России, Всероссийский научно-исследовательский конъюнктурный институт, Научно-исследовательский институт по ценообразованию и др.
     _____
     *1 Форма такого запроса приведена в приложении 3 к указанию ГТК России от 10.06.1996 N 01-13/5627.

     
     Использование справочных цен предполагает соответствующую корректировку оцениваемых товаров с учетом условий поставки.
     
     2. В п. 2 ст. 24 комментируемого Закона перечислены те виды цен, которые не могут быть использованы в качестве основы для определения таможенной стоимости:
     
     1) цена товара на внутреннем российском рынке;
     
     2) цена товара, поставляемого из стран его вывоза в третьи страны;
     
     3) цена на внутреннем российском рынке на товары российского происхождения;
     

     4) произвольно установленная или достоверно не подтвержденная цена товара.
     
     Последний пункт нуждается в уточнении. Использование в качестве основы для определения таможенной стоимости произвольно установленной или достоверно не подтвержденной цены товара происходит, помимо прочего, и в том случае, когда выбор аналога для оценки товара сделан неконкретно. Поэтому для определения таможенной стоимости по методу 6 нельзя использовать средние (среднеконтрактные) цены, представляющие собой усредненные данные по обобщенным группам товаров (например обувь мужская, пиво солодовое, часы наручные и т.д.).
     
     Требование к документальному подтверждению при использовании метода 6 также более гибко по сравнению с другими методами определения таможенной стоимости. Допускается использование информационных справочников по мировым ценам и ценам внутреннего рынка, статистических данных об общепринятых уровнях комиссионных, о скидках, прибыли, транспортных тарифах и т.д.
     
     Что касается запрета на использование цены товара на внутреннем рынке Российской Федерации для определения таможенной стоимости по резерв-ному методу, то он ни в коем случае не может быть интерпретирован как исключение возможности применения для таможенной оценки метода 6 на базе метода 4 (на основе сложения стоимости). Суть п. 2 (а) ст. 24 комментируемого Закона заключается в том, что не разрешается использовать для оценки товаров в таможенных целях по методу 6 цену товара на внутреннем рынке Российской Федерации в "чистом" виде, то есть без соответствующей корректировки, предусмотренной статьей 22 комментируемого Закона. Для того чтобы стало возможным исчисление таможенной стоимости на основе внутренней цены на оцениваемые идентичные или однородные товары или на товары того же класса или вида, из нее необходимо выделить те элементы затрат, которые в соответствии с комментируемым Законом не подлежат включению в таможенную стоимость (НДС, ввозная таможенная пошлина, таможенный сбор за таможенное оформление, расходы по доставке товаров после места ввоза на таможенную территорию Российской Федерации, расходы по предпродажной обработке товара, торговая надбавка и др.).