Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Методические рекомендации налоговым органам о порядке применения главы 23 "Налог на доходы физических лиц" части второй Налогового кодекса Российской Федерации


Приказ
МНС России
от 29.11.2000 N БГ-3-08/415

     

Методические рекомендации налоговым органам о порядке применения главы 23 "Налог на доходы физических лиц" части второй Налогового кодекса Российской Федерации

(в ред. приказа МНС России от 05.03.2001 N БГ-3-08/73)

     
     В целях реализации положений Главы 23 "Налога на доходы физических лиц" части второй Налогового кодекса Российской Федерации ("Собрание законодательства РФ", 07.08.2000, N 32, ст. 3340)
     
     ПРИКАЗЫВАЮ:
     
     1. Утвердить Методические рекомендации налоговым органам о порядке применения главы 23 "Налог на доходы физических лиц" части второй Налогового кодекса Российской Федерации.
     
     2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2001 года.
     

Министр Российской Федерации
по налогам и сборам
Г.И. Букаев

    

Приложение
к приказу МНС России
от 29.11.2000 г. N БГ-3-08/415

Методические рекомендации налоговым органам о порядке применения главы 23 "Налог на доходы физических лиц" части второй Налогового кодекса Российской Федерации

(в ред. приказа МНС России от 05.03.2001 N БГ-3-08/73)

     
     Методические рекомендации налоговым органам о порядке применения главы 23 "Налог на доходы физических лиц" части второй Налогового кодекса Российской Федерации (далее именуются - Методические рекомендации) разработаны на основании пункта 2 статьи 4 части первой Налогового кодекса Российской Федерации с учетом изменений и дополнений, внесенных у Федеральным законом от 9 июля 1999 г. N 154-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации".
     
     Методические рекомендации содержат разъяснения по порядку применения отдельных положений, предусмотренных статьями 207-233 главы 23 "Налог на доходы физических лиц" части второй Налогового кодекса, и не относятся к актам законодательства о налогах и сборах.
     
     Методические рекомендации предназначены для применения Министерством Российской Федерации по налогам и сборам и его территориальными органами, осуществляющими контроль за соблюдением налогового законодательства Российской Федерации, и изданы в целях единообразного применения налоговыми органами в Российской Федерации положений норм главы 23 части второй Налогового кодекса.
     

Раздел I. Общие положения

     
     1. Налог на доходы физических лиц исчисляется и уплачивается на основании главы 23 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекса), принятой Федеральным законом от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2000 года N 166-ФЗ), введенного в действие с 1 января 2001 года Федеральным законом от 5 августа 2000 года N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах". (в ред. приказа МНС России от 05.03.2001 N БГ-3-08/73)
     
     2. Налогоплательщиками налога на доходы физических лиц (далее - налогоплательщики) признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, получающие доходы от источников в Российской Федерации. (в ред. приказа МНС России от 05.03.2001 N БГ-3-08/73)
     
     Под физическими лицами понимаются граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства.
     
     Доказательство принадлежности к гражданству Российской Федерации подтверждается паспортом гражданина Российской Федерации (удостоверением личности гражданина Российской Федерации), а до их получения - свидетельством о рождении или иным документом, содержащим указание на гражданство лица (статья 10 Закона РФ от 28.11.91 N 1948-1 "О гражданстве Российской Федерации").
     
     Иностранным гражданином признается лицо, обладающее гражданством иностранного государства и не имеющее гражданства Российской Федерации (статья 11 Закона РФ N 1948-1 "О гражданстве Российской Федерации").
     
     Принадлежность к гражданству иностранного государства подтверждается иностранным паспортом.
     
     Лицом без гражданства признается лицо, не принадлежащее к гражданству Российской Федерации и не имеющее доказательств принадлежности к гражданству другого государства (статья 11 Закона РФ N 1948-1 "О гражданстве Российской Федерации").
     
     Документы, удостоверяющие принадлежность к гражданству того или иного государства, предъявляются налогоплательщиками налоговому агенту по месту получения дохода, а также налоговым органам, осуществляющим постановку на учет налогоплательщиков, и в иных случаях, установленных законодательством о налогах и сборах.
     
     Наименование документов, удостоверяющих личность налогоплательщика, принимаемых в качестве доказательства принадлежности к гражданству того или иного государства, приведено в Приложении к формам N 1-НДФЛ и 2-НДФЛ Справочник "Виды документов, удостоверяющих личность налогоплательщика", утвержденным приказом МНС России.
     
     3. К физическим лицам налоговым-резидентам Российской Федерации относятся физические лица, фактически находящиеся на территории Российской Федерации не менее 183 дней в календарном году.
     
     Физические лица, фактически находящиеся на территории Российской Федерации менее 183 дней в календарном году, не являются налоговыми резидентами Российской Федерации.
     
     В соответствии со статьей 6.1 части первой Кодекса течение срока фактического нахождения на территории Российской Федерации начинается на следующий день после календарной даты, являющейся днем прибытия на территорию Российской Федерации.
     
     Календарная дата дня отъезда за пределы территории Российской Федерации включается в количество дней фактического нахождения на территории Российской Федерации.
     
     Даты отъезда и даты прибытия физических лиц на территорию Российской Федерации устанавливаются по отметкам пропускного контроля в документе, удостоверяющем личность гражданина.
     
     Для граждан Российской Федерации таким документом является паспорт гражданина Российской Федерации (за-гранпаспорт гражданина СССР образца" до 1997 г.), дипломатический паспорт, служебный паспорт или паспорт моряка.
     
     В соответствии со статьей 24 Федерального закона от 15.08.96 N 114-03 "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" иностранные граждане и лица без гражданства могут въезжать на территорию Российской Федерации и могут выезжать из Российской Федерации при наличии российской визы (если иное не преду-смотрено международными договорами Российской Федерации) по действительным документам, удостоверяющим их личность и признаваемым Российской Федерацией в этом качестве.
     
     Период временного пребывания на территории Российской Федерации иностранного гражданина определяется с учетом отметок пропускного контроля в заграничном паспорте такого гражданина. Если соответствующие отметки отсутствуют, в качестве доказательства нахождения на территории Российской Федерации могут приниматься любые документы, удостоверяющие фактическое количество дней пребывания в Российской Федерации.
     
     Граждане Российской Федерации, состоящие на регистрационном учете по месту жительства и по месту пребывания в пределах Российской Федерации, а также иностранные граждане, получившие в органах внутренних дел разрешение на постоянное проживание или вид на жительство в Российской Федерации, либо иностранные граждане, временно пребывающие на территории Российской Федерации, зарегистрированные в установленном порядке по месту проживания на территории Российской Федерации и состоящие на 1 января 2001 г. в трудовых отношениях с организациями, включая филиалы и представительства иностранных организаций, осуществляющих свою деятельность на территории Российской Федерации, предусматривающие продолжительность работы в Российской Федерации в текущем календарном году свыше 183 дней, считаются налоговыми резидентами Российской Федерации на начало отчетного периода.
     
     Уточнение налогового статуса налогоплательщика производится:
     
     на дату фактического завершения пребывания иностранного гражданина (лица без гражданства) на территории Российской Федерации в текущем календарном году;
     
     на дату отъезда гражданина Российской Федерации на постоянное местожительство за пределы Российской Федерации;
     
     на дату, следующую после истечения 183 дней пребывания в Российской Федерации российского или иностранного гражданина, либо лица без гражданства.
     
     Для освобождения от налогообложения доходов, полученных от источников в Российской Федерации, получения налоговых вычетов или иных налоговых привилегий налогоплательщиком, не признаваемым налоговым резидентом Российской Федерации, такой налогоплательщик должен представить в налоговые органы официальное подтверждение того, что он является резидентом государства, с которым Российская Федерация заключила действующий в течение соответствующего налогового периода (или его части) договор (соглашение) об избежании двойного налогообложения. Такое подтверждение может быть предоставлено в сроки, установленные пунктом 2 статьи 232 Кодекса.
     
     В случае отсутствия названного подтверждения налогообложение доходов, полученных налогоплательщиком - нерезидентом от российских источников, не подпадающих под действие статьи 217 Кодекса, производится по ставке 30 % установленной пунктом 3 статьи 224 Кодекса.
     

II. Налоговая база и особенности ее определения по отдельным видам доходов физических лиц

     
     1. В соответствии со статьей 53 Кодекса налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения.
     
     2. С учетом положений статей 226, 227 и 228 главы 23 части 2 Кодекса, исчисление налоговой базы по налогу на доходы физических лиц производится:
     
     - российскими организациями, индивидуальными предпринимателями и постоянными представительствами иностранных организаций в Российской Федерации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, подлежащие налогообложению у источника выплаты, по суммам таких доходов;
     
     - коллегиями адвокатов (их учреждениями) с доходов адвокатов; (в ред. приказа МНС России от 05.03.2001 N БГ-3-08/73)
     
     - физическими лицами, зарегистрированными в установленном действующим законодательством порядке и осу-ществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - по суммам доходов, полученных от осуществления такой деятельности;
     
     - частными нотариусами, частными охранниками и частными детективами, занимающимися в установленном действующим законодательством порядке частной практикой, по суммам доходов, полученных от такой деятельности;
     
     - физическими лицами, получившими вознаграждения от других физических лиц, не являющихся налоговыми агентами, на основе заключенных договоров гражданско-правового характера, включая доходы по договорам найма или договорам аренды любого имущества, а также от продажи имущества, принадлежащего этим лицам на праве собственности, - по суммам названных доходов;
     
     - физическими лицами - налоговыми резидентами Российской Федерации, получающими доходы от источников, находящихся за пределами Российской Федерации, по суммам таких доходов;
     
     - физическими лицами, получающими другие доходы, при получении которых не был удержан налог налоговыми агентами, по суммам таких доходов.
     
     3. Исчисление налоговой базы налоговыми агентами - российскими организациями и постоянными представительствами иностранных организаций в Российской Федерации производится на основе данных регистров бухгалтерского учета и иных документально подтвержденных данных о доходах, подлежащих налогообложению.
     
     4. Индивидуальные предприниматели исчисляют налоговую базу на основе данных Книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций. Учет доходов и расходов и хозяйственных операций осуществляется в соответствии с Порядком, утвержденным совместным приказом Министерства финансов Российской Федерации и Министерства Российской Федерации по налогам и сборам.
     
     Учет доходов, полученных от них физическими лицами, ведется по форме, установленной Министерством Российской Федерации по налогам и сборам (форма N 1-НДФЛ "Налоговая карточка по учету доходов и налога на доходы физических лиц").
     
     5. Налогоплательщики-физические лица исчисляют налоговую базу на основе справок о полученных доходах и удержанных суммах налога, выдаваемых налоговыми агентами физическим лицам по их заявлениям по форме 2-НДФЛ "Справка о доходах физического лица", утвержденной Министерством Российской Федерации по налогам и сборам, а также иных документально подтвержденных данных о доходах, подлежащих налогообложению.
     
     6. По применению пункта 3 статьи 210 Кодекса можно привести следующий пример:
     
     Пример. Работнице организации, не состоящей в зарегистрированном браке (разведенной, вдове, одинокой матери), имеющей двоих детей в возрасте до 18 лет, ежемесячно начисляется заработная плата в сумме 1500 рублей. При определении размера налоговой базы работница имеет право на получение следующих стандартных налоговых вычетов за каждый месяц налогового периода до месяца, в котором ее доход, исчисленный нарастающим итогом с начала налогового периода, превысит 20 000 руб.: - в разме- ре 400 рублей в соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 218 части 2 Кодекса;
     
     - в размере 600 руб. на каждого ребенка, всего на сумму 1200 руб. (600 руб. х 2) на основании пп. 4 п. 1 ст. 8 части 2 Кодекса.
     
     Поскольку доход, исчисленный нарастающим итогом с начала года, не превышает 20 000 руб. (1500 руб. х 12 мес. = 18 000 руб.), работница вправе ежемесячно получать стандартные налоговые вычеты в общей сумме 1600 руб. (400 руб. + 1200 руб.). Ежемесячный доход составляет 1500 руб., налоговая база принимается равной нулю, исчисление и удержание налога на доходы не производителя. Разница между суммой налоговых вычетов 19 200 руб. (1600 руб. х 12 мес.) и суммой доходов, полученных за налогооблагаемый период в размере 18 000 руб. (1500 руб. х 12 мес.), в размере 1200 руб. (19 200 руб. - 18 000 руб.) на следующий налоговый период в соответствии с п. 3 ст. 210 части 2 Кодекса не переносится.
     
     7. По применению пункта 4 статьи 210 Кодекса можно привести следующий пример:
     
     Пример. Физическое лицо от участия в лотерее выиграло денежный приз в сумме 500 000 руб. Налоговая ставка для таких доходов установлена статьей 224 части 2 Кодекса в размере 35 % от суммы выигрыша. Организатор лотереи в соответствии с п. 1 ст. 226 части 2 Кодекса обязан исчислить, удержать и перечислить в бюджет налог с доходов физического лица в размере 175 000 руб. (500 000 руб. х 0,35). Физическому лицу выплачивается 325 000 руб. (500 000 руб. - 175 000 руб.).
     

II-1. Особенности определения налоговой базы и исчисления налога при получении доходов в натуральной форме

     
     К оплате труда в натуральной форме относится оплата всего или части труда продукцией собственного производства или приобретаемой организацией для этих целей, а также в виде выполняемых в интересах налогоплательщика работ и оказываемых услуг.
     
     В случае оплаты труда в натуральной форме налоговая база определяется как стоимость выданной работнику продукции (выполненных в его интересах работ, оказанных услуг) по рыночным (государственным регулируемым ценам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации).
     
     Сумма налога, исчисленного с оплаты труда в натуральной форме, удерживается налоговым агентом за счет любых денежных средств, выплачиваемых работникам. При этом удерживаемая сумма налога не может превышать 50 % суммы выплаты.
     
     Исчисленная и удержанная сумма налога с доходов, полученных в натуральной форме, перечисляется в бюджет не позднее дня, следующего за днем фактического удержания исчисленной суммы налога.
     
     При невозможности удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога с дохода, выплаченного в натуральной форме, налоговый агент обязан в течение одного месяца с момента возникновения соответствующих обстоятельств письменно сообщить в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог и сумме задолженности налогоплательщика. Невозможностью удержать налог, в частности, признаются случаи, когда заведомо известно, что период, в течение которого может быть удержана сумма начисленного налога, превысит 12 месяцев.
     
     По применению статьи 211 Кодекса можно привести следующие примеры:
     
     Пример 1. Организация в мае месяце оплатила две туристические путевки, приобретенные для своего сотрудника его супруги, не являющейся работником этой организации. Стоимость каждой путевки составила 10 000 рублей, всего организация оплатила 20 000 рублей за обе путевки.
     
     1. Ежемесячно сотруднику начисляется заработная плата в размере 3000 руб., из которой в целях налогообложения производится стандартный вычет, предусмотренный пп. 3 п. 1 ст. 218 Кодекса, в размере 400 руб. за каждый месяц до месяца, в котором его доход, исчисленный нарастающим итогом с начала года, превысит 20 000 руб. Налог исчисляется и удерживается по итогам каждого месяца при выплате зарплаты за вторую половину истекшего месяца.
     
     Налоговая база за январь-апрель составляет 10 400 руб. ( 3000 руб. х 4 мес.) - (400 руб. х 4 мес.). Сумма исчисленного и удержанного налога 1352 руб. (10 400 руб. х 0,13).
     
     За январь-май сумма начисленного сотруднику дохода с учетом стоимости путевки составила 25 000 руб. {(3000 руб. х х 5 мес.) + 10 000 руб.)}. Сумма стандартных вычетов за 4 месяца составляет 1600 руб., с мая месяца стандартные вычеты не предоставляются. Налоговая база для исчисления налога за январь-май определяется в размере 23 400 руб. (25 000 руб. - 1600 руб.). Исчисленная сумма налога составляет 3042 руб. (23 400 руб. х 0,13). С зачетом ранее удержанной суммы налога с налогоплательщика причитается к удержанию 1690 руб. (3042 руб. - 1352 руб.). Сумма дохода, начисленная налогоплательщику в денежной форме за май месяц, составляет 3000 руб. Так как удерживаемая сумма налога не может превышать 50 % суммы выплаты, в мае месяце производится удержание налога в сумме 1500 руб., сотруднику выплачивается 1500 руб. Всего за 5 месяцев удержанный налог составляет 2852 руб. Сумма задолженности по налогу за налогоплательщиком в размере 190 руб. (3042 руб. - 2852 руб.) переходит на июнь месяц.
     
     За июнь сотруднику начислено 3000 руб. Сумма дохода начисленного за 6 месяцев, составляет 28 000 руб. {(3000 руб. х х 6 мес.) + 10 000 руб.)}. Налоговая база для исчисления налога за январь-июнь определяется в размере 26 400 руб. (28 000 руб. -- 1600 руб.). Исчисленная сумма налога составляет 3432 руб. (26 400 руб. х 0,13). С зачетом ранее удержанного налога производится удержание с заработка за июнь в сумме 580 руб. (3432 руб. - 2852 руб.). Работнику выплачивается 2420 руб. (3000 руб. - 580 руб.). Всего за б месяцев сумма исчисленного и удержанного налога составляет 3432 руб.
     
     2. С дохода в натуральной форме, полученного супругой сотрудника в виде оплаты стоимости путевки в сумме 10 000 руб., исчисленная сумма налога в размере 1300 руб. (10 000 руб. х 0,13) передается на взыскание в налоговый орган в том случае, если организация не будет производить этому лицу какие-либо выплаты денежных средств в налогооблагаемом периоде. Для этого организация в течение месяца со дня выдачи путевки письменно сообщает в налоговый орган о сумме полученного дохода (10 000 руб.) и сумме задолженности по налогу (1300 руб.). Уплата налога, переданного на взыскание в налоговый орган, производится налогоплательщиком, получившим доход в натуральной форме, на основании налогового уведомления об уплате налога. Уведомление вручается налоговым органом по месту жительства такого налогоплательщика. Уплата налога осуществляется равными долями в два платежа: первый - не позднее 30 дней с даты вручения налогового уведомления, второй - не позднее 30 дней после первого срока уплаты.
     
     Пример 2. Предприятие производит оплату труда один раз в месяц 6 числа за истекший месяц. В связи с отсутствием денежных средств принято решение об оплате труда своих работников за январь продукцией собственного производства. Для расчета налога на доходы физических лиц стоимость выдаваемой продукции учтена исходя из рыночной цены на такую продукцию, сложившуюся на товарном рынке места нахождения организации.
     
     Работнику Н. было начислено в счет оплаты труда за январь 2000 руб. Этому же работнику выдано 6 февраля 4 изделия стоимостью по 550 руб. за каждое. Налоговая база определяется в размере 2200 руб. (550 руб. х 4 шт.), вся сумма дохода получена в натуральной форме. Работник имеет право на стандартный вычет, предусмотренный пп. 3 п. 1 ст. 218 части 2 Кодекса, в размере 400 рублей. Исчисленная сумма налога составляет 234 руб. {(2200 руб. - 400 руб.) х 0,13}. Из-за отсутствия выплаты работнику денежных средств удержание исчисленной суммы налога не производится. Задолженность по налогу за налогоплательщиком составляет 234 руб.
     
     За февраль работнику Н. начислено 2000 руб. Доход с начала года определяется в размере 4200 руб. (2200 руб. + 2000 руб.). Сумма стандартного вычета 800 руб. (400 руб. х 2). Налоговая база с начала года составляет 3400 руб. (4200 руб. - 800 руб.). Исчисленная сумма налога с начала года определяется в размере 442 руб. (3400 руб. х 0,13). Предприятие 6 марта получило в банке денежные средства на оплату труда и одновременно перечислило в бюджет налог, удержанный за январь и февраль, в сумме 442 руб. Работнику выплачено 1558 руб. (2000 руб. - 442 руб.).
     
     Пример 3. Работнику К. аванс за январь месяц выдан 21 января в сумме 1200 руб. Всего за месяц начислено 3000 руб. Сумма исчисленного налога с учетом стандартных вычетов в размере 400 руб. на работника и 600 руб. (300 руб. х 2) на двоих детей, составила 260 руб. {(3000 руб. - 1000 руб.) х 0,13)}. Сумма заработной платы к выдаче за вторую половину января определена в размере 1540 руб. (3000 руб. - 1200 руб. - 260 руб.), всего за месяц работнику причитается 2740 руб. (1200 руб. + 1540 руб.). Установленный срок для выдачи заработной платы 7 число каждого месяца.
     
     Заработная плата своевременно выплачена не была. 10 февраля в счет заработной платы за январь работнику выдана продукция на сумму 1540 рублей.
     
     В соответствии с пунктом 2 ст. 223 Кодекса, датой получения дохода в виде заработной платы признается последний день месяца, за который был начислен доход за выполненные трудовые обязанности. Налоговая база в таком случае независимо от даты фактической выплаты дохода определяется исходя из суммы начисленной заработной платы за истекший месяц. Если оплата труда или ее часть произведены в натуральной форме, стоимость выданных товаров (работ, услуг) включается в расчет налоговой базы по соответствующим ценам, определяемым в соответствии со статьей 40 Кодекса.
     
     У организации по состоянию на 11 февраля задолженность по оплате труда за январь месяц отсутствует. Доход был выплачен частично в денежной, частично в натуральной формах. Сумма налога на доход работника, исчисленная в размере 260 руб., фактически удержана.
     
     Согласно пункту б статьи 226 Кодекса удержанная сумма налога должна быть перечислена не позднее дня, следующего за днем фактического удержания исчисленной суммы налога, то есть 11 февраля.
     

II-2. Особенности определения налоговой базы и исчисления налога при получении доходов в виде материальной выгоды

     
     Заемные (кредитные) средства могут быть получены налогоплательщиком по договору займа, кредитному договору, договору товарного кредита. (в ред. приказа МНС России от 05.03.2001 N БГ-3-08/73)
     
     В соответствии со статьей 807 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору займа одна сторона (заимодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги или другие вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить заимодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество вещей того же рода и качества.
     
     Договор займа считается заключенным с момента передачи денег или других вещей.
     
     Иностранная валюта и валютные ценности могут быть предметом договора займа на территории Российской Федерации с соблюдением требований Закона Российской Федерации от 09.10.92 N 3615-1 "О валютном регулировании и валютном контроле", в случае предоставления уполномоченным банком налогоплательщику денежных средств в иностранной валюте по кредитному договору.
     
     В случае установления налоговыми органами фактов выдачи организациями в пользование налогоплательщикам денежных средств без должного оформления такой выдачи договором займа, распространение положений статьи 212 Кодекса в части определения налоговой базы при получении дохода в виде материальной выгоды, полученной от экономии на процентах за пользование налогоплательщиком заемными средствами, производится в судебном порядке.
     
     В соответствии со статьей 819 Гражданского кодекса Российской Федерации по кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее.
     
     Согласно статье 820 Гражданского кодекса Российской Федерации кредитный договор должен быть заключен в  письменной форме, несоблюдение которой влечет его недействительность. Такой договор считается ничтожным. (в ред. приказа МНС России от 05.03.2001 N БГ-3-08/73)
     
     Кредитный договор вступает в силу с момента его подписания сторонами (кредитором и заемщиком), проценты за пользование кредитными средствами начисляются со дня поступления таких средств на счет заемщика, если иное не вытекает из кредитного договора. (в ред. приказа МНС России от 05.03.2001 N БГ-3-08/73)
     
     Не производится определение материальной выгоды в соответствии со статьей 212 Кодекса в случае заключения налогоплательщиком договора коммерческого кредита, определяемого ст. 823 параграфа 3 главы 42 Гражданского кодекса Российской Федерации либо договора приобретения товара в кредит или рассрочку.
     
     Определение налоговой базы при получении дохода в виде материальной выгоды, выраженной как экономия на процентах при получении заемных средств, осуществляется налогоплательщиком в день уплаты процентов по полученным заемным (кредитным) средствам, но не реже чем один раз в налоговый период (не реже одного раза в календарном году).(в ред. приказа МНС России от 05.03.2001 N БГ-3-08/73)
     
     В соответствии со статьями 26 и 29 Кодекса налогоплательщик вправе уполномочить организацию, выдавшую заемные средства, участвовать в отношениях по уплате налога на доходы с материальной выгоды, полученной в виде экономии на процентах за пользование заемными (кредитными) средствами, в качестве уполномоченного представителя налогоплательщика. (в ред. приказа МНС России от 05.03.2001 N БГ-3-08/73)
     
     Уполномоченный представитель налогоплательщика-физического лица осуществляет свои полномочия на основании нотариально удостоверенной доверенности.
     
     В случае назначения в установленном порядке организации-заимодавца (кредитора) в качестве уполномоченного представителя налогоплательщика в отношениях по уплате налога с суммы материальной выгоды, такой уполномоченный представитель осуществляет определение налоговой базы, а также исчисляет, удерживает и перечисляет в бюджет сумму исчисленного и удержанного налога. (в ред. приказа МНС России от 05.03.2001 N БГ-3-08/73)
     
     Дата фактического получения дохода в виде материальной выгоды от экономии на процентах в соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 223 Кодекса определяется как день уплаты налогоплательщиком процентов по полученным заемным (кредитным) средствам. (в ред. приказа МНС России от 05.03.2001 N БГ-3-08/73)
     
     Согласно пункту 3 ст. 225 Кодекса по итогам налогового периода исчисляется общая сумма налога применительно ко всем доходам налогоплательщика, дата получения которых относится к соответствующему налоговому периоду.
     
     При уплате налогоплательщиком процентов, налогоплательщиком либо организацией-уполномоченным представителем налогоплательщика производится исчисление налога с суммы материальной выгоды, полученной в виде экономии на процентах за пользование заемными средствами, по ставке 35 %, за пользование кредитными средствами - по ставке 13 % (у налогоплательщиков-нерезидентов - по ставке 30 %). (в ред. приказа МНС России от 05.03.2001 N БГ-3-08/73)
     
     Исчисленная сумма налога удерживается у налогоплательщика уполномоченным представителем за счет любых денежных средств, выплачиваемых налогоплательщику. (в ред. приказа МНС России от 05.03.2001 N БГ-3-08/73)
     
     В случае неназначения налогоплательщиком, получившим заемные (кредитные) средства от организаций или индивидуальных предпринимателей, уполномоченного представителя, либо получения дохода в виде материальной выгоды по заемным (кредитным) средствам от источников, находящихся за пределами Российской Федерации, налоговая база определяется, налог исчисляется и уплачивается налогоплательщиком на основании налоговой декларации, представляемой в налоговый орган по месту жительства налогоплательщика не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, в котором был получен доход в виде материальной выгоды от экономии на процентах за пользование заемными (кредитными) средствами. (в ред. приказа МНС России от 05.03.2001 N БГ-3-08/73)
     
     Расчет суммы материальной выгоды, полученной в виде экономии на процентах в налоговом периоде, рекомендуется производить в следующем порядке:
     
     1. Определяется сумма процентной платы за пользование заемными (кредитными) средствами исходя из трех четвертых ставки рефинансирования, установленной Центральным банком России, по рублевым средствам (исходя из 9 процентов годовых по валютным средствам) по формуле:
     

С1 = Зс х Пцб х Д/365 или 366 дней, где

     
     С1 - сумма процентной платы исходя из трех четвертых действующей ставки рефинансирования Центрального банка России на дату выдачи средств (исходя из 9 годовых по валютным средствам);
     
     Зс - сумма заемных (кредитных) средств, находящаяся в пользовании в течение соответствующего количества дней в налоговом периоде;
     
     Пцб - сумма процентов в размере трех четвертых действующей ставки рефинансирования на дату получения рублевых заемных средств (9 процентов годовых по валютным заемным средствам);
     
     Д - количество дней нахождения заемных средств в пользовании налогоплательщика со дня выдачи займа (кредита) до дня уплаты процентов либо возврата суммы займа (кредита).
     
     2. Из суммы процентной платы, исчисленной исходя из трех четвертых ставки рефинансирования по рублевым средствам (исходя из 9 годовых по валютным) - С1, вычитается сумма процентной платы, внесенной согласно условиям договора займа (кредита) - С2. При этом сумма процентной платы, внесенной заемщиком исходя из условий договора, рассчитывается с учетом порядка ее уплаты, предусмотренного соответствующим договором. Налоговая база определяется в размере полученной положительной разницы от произведенного вычитания (Мв).
     

С1 - С2 = Мв.

     
     Пример 1. Работнику организации 20 февраля этой организацией выдан рублевый займ в сумме 50 000 руб. на три месяца. Процентная ставка за пользование заемными средствами по договору определена в размере 10 % годовых. Займ с процентами возвращен 21 мая. Уплачено процентов 1233 руб. {(50 000 руб. х 10 % х (90 дней : 365 дней)}.
     
     Организация, признаваемая на основании доверенности налогоплательщика его уполномоченным представителем в отношениях по уплате налога с суммы материальной выгоды по заемным средствам, производит определение налоговой базы, а также исчисляет, удерживает и перечисляет причитающуюся сумму налога.
     
     Ставка рефинансирования на дату выдачи заемных средств была установлена в размере 24 % (здесь и далее в примерах размер ставки принят условно), три четвертых от ставки рефинансирования составили 18 %. Сумма процентов за период пользования заемными средствами исходя из 18 % определена в размере 2219 руб. {(50 000 руб. х 18 % х (90 дней : 365 дней)}.
     
     Сумма материальной выгоды, полученная от экономии на процентах, составила 986 руб. (2219 руб. - 1233 руб.).
     
     Сумма налога, исчисленная по ставке 35 %, составляет 345 руб. (986 руб. х 35 %). Удержание налога произведено 2 июня при выдаче заработной платы за май месяц.
     
     Пример 2. Работнику организации 5 января выдан займ в сумме 9000 руб. на три месяца. Процентная плата в размере 5 % годовых вносится ежемесячно одновременно с частичным погашением займа. Ставка рефинансирования на дату выдачи займа 28 % (величина ставки условная). Организация назначена в качестве уполномоченного представителя налогоплательщика.
     
     1 февраля в погашение займа внесено 3000 руб. и уплачены проценты в сумме 33 руб. {(9000 руб. х 5 % (27 дней :  : 365 дней)}.
     
     Процентная плата исходя из трех четвертых ставки рефинансирования определяется в размере 140 руб. {(9000 руб. х 21 % х х (27 дней : 365 дней)}.
     
     Сумма материальной выгоды исчисляется в размере 107 руб. (140 руб. - 33 руб.).
     
     Сумма налога на доходы по ставке 35 % составляет 37 рублей (107 руб. х 35 %).
     
     Исчисленная сумма налога удерживается 14 февраля при выплате аванса за февраль месяц, и перечисляется в бюджет не позднее дня, следующего за днем фактического удержания исчисленной суммы налога, то есть 15 февраля.
     
     5 марта в погашение займа внесено 2000 руб. и уплачены проценты в сумме 26 руб. {(6000 руб. х 5 % х (32 дня : 365 дней)}.
     
     Процентная плата исходя из трех четвертых ставки рефинансирования определяется в размере 110 руб. {(6000 руб. х 21 % х х (32 дня : 365 дней)}.
     
     Сумма материальной выгоды исчисляется в размере 84 руб. (110 руб. - 26 руб.).
     
     Сумма налога на доходы по ставке 35 % составляет 29 руб. (84 руб. х 35 %).
     
     Исчисленная сумма налога удерживается 14 марта при выплате аванса за март месяц, и перечисляется в бюджет не позднее дня, следующего за днем фактического удержания исчисленной суммы налога, то есть 15 марта.
     
     9 апреля в погашение займа внесено 4000 руб. и уплачены проценты в сумме 19 руб. {( 4000 руб. х 5 % (35 дней : 365 дней)}.
     
     Процентная плата исходя из трех четвертых ставки рефинансирования определяется в размере 81 руб. {(4000 руб. х 21 % х х (35 дней : 365 дней)}.
     
     Сумма материальной выгоды исчисляется в размере 62 руб. (81 руб. - 19 руб.).
     
     Сумма налога на доходы по ставке 35 % составляет 22 руб. (62 руб. х 35 %).
     
     Исчисленная сумма налога удерживается 16 апреля при выплате аванса за апрель месяц, и перечисляется в бюджет не позднее дня, следующего за днем фактического удержания исчисленной суммы налога, то есть 17 апреля.
     
     Пример 3. Организация выдала физическому лицу беспроцентный займ на пять лет. Условиями договора займа предусмотрено, что его погашение будет произведено единовременно по истечении пяти лет со дня выдачи заемных средств. Организация в качестве уполномоченного представителя налогоплательщика по уплате налога с суммы материальной выгоды не назначена.
     
     В таком случае налогоплательщик самостоятельно по итогам каждого налогового периода (календарного года) определяет налоговую базу и производит уплату налога на доходы на основании налоговой декларации, представляемой налоговому органу по месту жительства не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
     
     При получении налогоплательщиком дохода в виде материальной выгоды от приобретения товаров (работ, услуг) в соответствии с гражданско-правовым договором у физических лиц, организаций и индивидуальных предпринимателей, являющихся взаимозависимыми по отношению к налогоплательщику, налоговая база определяется как превышение цены идентичных (однородных) товаров (работ, услуг), реализуемых лицами, являющимися взаимозависимыми по отношению к налогоплательщику, в обычных условиях лицам, не являющимся взаимозависимыми, понятие которых установлено статьей 20 части первой Кодекса над ценами реализации идентичных (однородных) товаров (работ, услуг) налогоплательщику. (в ред. приказа МНС России от 05.03.2001 N БГ-3-08/73)
     
     Исчисление налога с налоговой базы, определяемой в виде материальной выгоды, полученной от приобретения товаров (работ, услуг), производится по ставке 13 % (у налогоплательщиков-нерезидентов по ставке З0 %) налоговыми агентами, являющимися источником дохода, либо налогоплательщиками, получившими доход от физических лиц, продавших им по льготной цене свое имущество, не являющихся налоговыми агентами.
     
     Пример. Строительная организация продавала своим работникам квартиры по ценам ниже цен реализации квартир с аналогичными характеристиками сторонним лицам.
     
     Суд признал организацию и физических лиц, состоящих с этой организацией в трудовых отношениях, приобретавших у этой организации квартиры по ценам ниже цен реализации квартир в обычных условиях, взаимозависимыми лицами.
     
     В этом случае организацией производится исчисление материальной выгоды, подлежащей налогообложению по ставке 13 %, как превышение цены реализации идентичных квартир лицам, не являющимся взаимозависимыми, над ценами реализации квартир своим работникам.
     
     Расчет производится в разрезе каждого работника, купившего квартиру по льготной цене.
     
     При получении налогоплательщиком дохода в виде материальной выгоды, полученной от приобретения ценных бумаг, налоговая база определяется как превышение рыночной стоимости ценных бумаг над суммой фактических расходов налогоплательщика на их приобретение.
     
     Исчисление налога по ставке 13 % (у нерезидентов по ставке - 30 %) и уплата налога с дохода в виде материальной выгоды производится при покупке таких ценных бумаг. Либо исчисленная сумма налога передается налоговым агентом в установленном порядке на взыскание в налоговый орган.
     
     Если материальная выгода получена от приобретения ценных бумаг у других физических лиц в соответствии с гражданско-правовым договором, исчисление и уплата налога производится на основании налоговой декларации, подаваемой по месту жительства налогоплательщика на территории Российской Федерации в сроки, установленные законодательством.
     

II-3. Особенности определения налоговой базы по договорам страхования и договорам негосударственного пенсионного обеспечения

     
     1. При заключении договоров страхования за счет средств налоговых агентов налоговая база определяется следующим образом.
     
     Суммы страховых взносов, уплаченные работодателями за своих работников в обязательном порядке в соответствии с действующим законодательством, не учитываются при определении налоговой базы. В соответствии со статьей 11 Закона Российской Федерации от 27.11.92 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" страховым взносом является плата за страхование, которую страхователь обязан внести страховщику в соответствии с договором страхования или законом.
     
     Также не учитываются суммы страховых взносов, уплаченные за счет средств организаций или иных работодателей по договорам добровольного страхования, предусматривающим выплаты в возмещение вреда жизни и здоровью застрахованных физических лиц и (или) оплату страховщиками медицинских расходов застрахованных физических лиц при условии отсутствия выплат застрахованным физическим лицам.
     
     В случае оплаты за счет средств организаций или иных работодателей страховых взносов по договорам добровольного пенсионного страхования с 1 января 2001 г. в размерах, превышающих 10 000 руб. в год на одного застрахованного, а с 1 января 2002 г. в размерах, превышающих 2000 руб. в год на одного застрахованного (участника фонда), возникающая в виде разницы налоговая база подлежит налогообложению по ставке 13 процентов.
     
     2. Страховая выплата производится при наступлении страхового случая. Страховым случаем согласно статье 9 Закона Российской Федерации от 27.11.92 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" является совершившееся событие, предусмотренное договором страхования или законом, с наступлением которого возникает обязанность страховщика произвести страховую выплату страхователю, застрахованному, выгодоприобретателю или иным третьим лицам.
     
     При определении налоговой базы не учитываются доходы, полученные физическими лицами в виде страховых вы-плат в связи с наступлением соответствующих страховых случаев:
     
     по обязательному страхованию, осуществляемому в порядке, установленном действующим законодательством, страхователями, застрахованными лицами, выгодоприобретателями или иными третьими лицами;
     
     по договорам добровольного долгосрочного (на срок не менее 5 лет) страхования жизни страхователями, застрахованными лицами;
     
     в возмещение вреда жизни, здоровью и медицинских расходов (за исключением оплаты санаторно-курортных путевок) страхователей, застрахованных лиц;
     
     по договорам добровольного пенсионного страхования, заключенным со страховщиками на любой срок, если такие выплаты осуществляются при наступлении пенсионных оснований в соответствии с законодательством Российской Федерации (страхователями, застрахованными лицами, выгодоприобретателями или иными третьими лицами).
     
     Основаниями для пенсионного обеспечения согласно статье 2 Закона РСФСР от 20.11.90 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в РСФСР" являются: достижение соответствующего пенсионного возраста, наступление инвалидности, а для нетрудоспособных членов семьи кормильца - его смерть; для отдельных категорий трудящихся - длительное выполнение определенной профессиональной деятельности.
     
     Пример 1. По договору добровольного пенсионного страхования, заключенному организацией в пользу своего работника в 1996 году, выплачиваемая с 1 января 2001 г. сумма пенсии бывшему работнику (ныне пенсионеру) не подлежит налогообложению.
     
     Пример 2. По договору добровольного долгосрочного пенсионного страхования, заключенному организацией на 5 лет в пользу своего работника 22 января 1997 года, выплачиваемая в 2001 г. сумма пенсии бывшему работнику (ныне пенсионеру) не подлежит налогообложению.
     
     3. Суммы страховых выплат, полученные по договорам добровольного страхования жизни, заключенным на срок менее пяти лет, не учитываются при определении налоговой базы, если суммы таких страховых выплат не превышают сумм, внесенных физическими лицами в виде страховых взносов, увеличенных на сумму, рассчитанную исходя из действующей на момент заключения договора страхования ставки рефинансирования Банка России. Договор страхования, если в нем не предусмотрено иное, согласно статье 957 Гражданского кодекса РФ, вступает в силу в момент уплаты страховой премии или первого ее взноса.
     
     Положительная разница между суммой страховой выплаты и суммой страхового взноса, внесенного физическим лицом, увеличенной страховщиками на сумму, рассчитанную исходя из действующей на момент заключения договора страхования ставки рефинансирования Банка России, подлежит налогообложению у источника выплаты по ставке 35 процентов.
     
     Пример. Физическое лицо заключило договор добровольного страхования жизни на 1 год и ежемесячно вносило равными долями сумму страхового взноса всего в размере 5 тыс. руб. (согласно условиям договор вступает в силу с момента уплаты первого страхового взноса, ставка рефинансирования Банка России на этот момент - 28 %). При наступлении страхового случая физическому лицу производится страховая выплата в размере 7 тыс. рублей. В налоговую базу по ставке 35 % включается 600 рублей {7000 руб. - - (5000 руб. + 5000 руб. х 0,28)}.
     
     4. В случаях досрочного расторжения договора добровольного долгосрочного страхования жизни до истечения пятилетнего срока его действия (за исключением случаев расторжения договора страхования по причинам, не зависящим от воли сторон) и возврата физическим лицам денежной (выкупной) суммы, подлежащей выплате согласно Правилам страхования и условиями договора при досрочном расторжении договора страхования, а также в случае изменения условий указанного договора в отношении срока его действия полученный доход, за вычетом внесенных физическим лицом взносов, учитывается при определении налоговой базы и подлежит налогообложению у источника выплаты по ставке 13 процентов (в ред. приказа МНС России от 05.03.2001 N БГ-3-08/73).
     
     Пример 1. Физическое лицо, заключившее договор добровольного долгосрочного страхования жизни сроком на 5 лет, изменяет срок действия договора в сторону уменьшения срока его действия. При наступлении страхового случая с выплаченных ему страховых сумм, превышающих сумму внесенных им страховых взносов, страховая компания обязана удержать налог по ставке 13 процентов.
     
     Пример 2. Организация, заключившая в 2000 году договора добровольного долгосрочного страхования жизни своих работников сроком на 5 лет и уплатившая страховые взносы, изменяет сроки действия договора до 4-х лет. Положительная разница, возникающая между суммой страховой выплаты и уплаченной организацией суммой страхового взноса, с которого был удержан подоходный налог, подлежит налогообложению у источника выплаты по ставке 13 процентов.
     
     5. По договору добровольного имущественного страхования (включая страхование гражданской ответственности за причинение вреда имуществу третьих лиц и (или) страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств) при наступлении страхового случая доход налогоплательщика, подлежащий налогообложению, определяется в случаях:
     
     - гибели или уничтожения застрахованного имущества (имущества третьих лиц) как разница между полученной страховой выплатой и рыночной стоимостью застрахованного имущества на дату заключения договора (на дату наступления страхового случая - по договору страхования гражданской ответственности), определяемой в соответствии со статьей 40 Кодекса, увеличенной на сумму уплаченных по страхованию этого имущества взносов (как физическим, так и юридическим лицом);
     
     - повреждения застрахованного имущества (имущества третьих лиц) как разница между полученной страховой вы-платой и расходами, необходимыми для проведения ремонта (восстановления) этого имущества (в случае, если ремонт не осуществлялся), или стоимостью ремонта (восстановления) этого имущества (в случае осуществления ремонта), увеличенными на сумму уплаченных на страхование этого имущества страховых взносов. (в ред. приказа МНС России от 05.03.2001 N БГ-3-08/73)
     
     Обоснованность расходов, необходимых для проведения ремонта (восстановления) застрахованного имущества в случае, если ремонт (восстановление) не производился, подтверждается документом (калькуляцией, заключением, актом), составленным страховщиком или независимым экспертом (оценщиком). (в ред. приказа МНС России от 05.03.2001 N БГ-3-08/73)
     
     Обоснованность расходов на произведенный ремонт (восстановление) застрахованного имущества подтверждается следующими документами: (в ред. приказа МНС России от 05.03.2001 N БГ-3-08/73)
     
     1) договором (копией договора) о выполнении соответствующих работ (об оказании услуг);
     
     2) документами, подтверждающими принятие выполненных работ (оказанных услуг);
     
     3) платежными документами, оформленными в установленном порядке, подтверждающими факт оплаты работ (услуг).
     
     Если при повреждении застрахованного имущества (имущества третьих лиц) отсутствуют какие-либо из названных документов, налоговая база, облагаемая по ставке 13 %, определяется как превышение размера страховых выплат над суммой уплаченных (юридическим или физическим лицом) на страхование этого имущества страховых взносов. (в ред. приказа МНС России от 05.03.2001 N БГ-3-08/73)
     
     При этом не учитываются в качестве дохода суммы возмещенных страхователю или понесенных страховщиками расходов, произведенных в связи с расследованием обстоятельств наступления страхового случая, установлением размера ущерба, осуществлением судебных расходов, а также иных расходов в соответствии с действующим законодательством и условиями договора имущественного страхования.
     
     6. При определении налоговой базы, облагаемой по ставке 13 %, налоговые агенты учитывают суммы пенсионных взносов по договорам о добровольном негосударственном пенсионном обеспечении, перечисленные ими за физических лиц в размерах, превышающих 10 000 руб. в год на одно лицо - участника негосударственного пенсионного фонда (с 1 января 2002 г. - 2000 руб.). В противном случае объекта налогообложения не возникает.
     
     В случае досрочного расторжения договоров добровольного пенсионного обеспечения, заключенных с российскими негосударственными пенсионными фондами (до наступления пенсионных оснований) и возврата физическим лицам денежной (выкупной) суммы, подлежащей в соответствии с законодательством Российской Федерации о негосударственных пенсионных фондах и условиями договора выплате при досрочном расторжении договора пенсионного обеспечения, полученный доход, за вычетом суммы внесенных физическим лицом взносов, учитывается при определении налоговой базы и подлежит налогообложению у источника выплаты по ставке 13 процентов.
     
     Пример. Негосударственный пенсионный фонд досрочно расторг договор о негосударственном пенсионном обеспечении и вы-платил физическому лицу - участнику фонда выкупную сумму в размере 6000 рублей. Поскольку взносы в негосударственный пенсионный фонд были произведены за счет средств организации-вкладчика, вся выкупная сумма подлежит налогообложению. Исчисление, удержание и уплата в бюджет налога производится налоговым агентом-негосударственным пенсионным фондом при выплате выкупной суммы физическому лицу по ставке 13 процентов.
     
     Доходы, получаемые физическими лицами в виде пенсионных выплат по договорам добровольного пенсионного обеспечения, заключенным с негосударственными пенсионными фондами, в случае, если такие выплаты осуществляются при наступлении пенсионных оснований в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 2 Закона РСФСР от 20.11.90 N 340-1 "О государственных пенсиях в РСФСР"), не подлежат налогообложению и не учитываются при определении налоговой базы. При этом договор о негосударственном пенсионном обеспечении может быть заключен как между негосударственным пенсионным фондом и организацией-вкладчиком в пользу физического лица-участника, так и между соответствующим фондом и физическим лицом-вкладчиком, одновременно являющимся участником фонда.
     

II-4. Особенности уплаты налога на доходы физических лиц в отношении доходов от долевого участия в организации
(в ред. приказа МНС России от 05.03.2001 N БГ-3-08/73)

     
     1. Согласно пункту 1 статьи 43 Кодекса дивидендом признается любой доход, полученный физическим лицом-акционером (участником) от организации при распределении прибыли, остающейся после налогообложения (в том числе в виде процентов по привилегированным акциям), по принадлежащим акционеру (участнику) акциям (долям) пропорционально долям акционеров (участников) в уставном (складочном) капитале этой организации.
     
     2. Если источником дохода налогоплательщика, полученного в виде дивидендов, является российская организация или действующее в Российской Федерации постоянное представительство иностранной организации, указанные организация или постоянное представительство иностранной организации определяют сумму налога отдельно по каждому налогоплательщику применительно к каждой выплате указанных доходов по ставке 30 процентов, с учетом следующих положений:
     
     - сумма уплаченного распределяющей доход организацией налога на доход организаций (до принятия главы "Налог на доход организаций" Кодекса применяется Закон РФ от 27.12.91 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций"), относящаяся к части прибыли, распределяемой в виде дивидендов в пользу налогоплательщика, который является налоговым резидентом Российской Федерации (физическим лицом, фактически находящимся на территории Российской Федерации не менее 183 дней в календарном году), подлежит зачету в счет исполнения обязанности по уплате налога налогоплательщиком-получателем дивидендов. (в ред. приказа МНС России от 05.03.2001 N БГ-3-08/73)
     
     Пример. Организация с полученного дохода 100 000 руб. уплатила налог на прибыль по ставке 38 %. Сумма уплаченного налога на прибыль составила 38 000 руб. (100 000 руб. х 0,38), оставшаяся к распределению сумма прибыли 62 000 рублей. Если количество акций, на которые начисляются дивиденды, составляет 6200 шт., то на каждую акцию приходится дивиденд в размере 10 рублей. Физическому лицу-резиденту, имеющему 50 акций, распределен доход в виде дивидендов в размере 500 руб. (10 руб. х 50), подлежащих налогообложению по ставке 30 процентов, то есть исчисленная сумма налога на доход физического лица в виде дивидендов составляет 150 рублей (500 руб. х 0,30). В то же время сумма налога на прибыль, уплаченного организацией, относящаяся к части прибыли, распределенной в виде дивидендов физическому лицу-акционеру, составит 190 руб. (500 руб. х 0,38). В соответствии с п. 2 ст. 214 части 2 НК РФ, к зачету в счет исполнения обязательств по уплате налога физическим лицом принимается 150 руб. Сумма дивидендов к выплате физическому лицу составляет 500 рублей.
     

III. Доходы, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения)

     
     В соответствии со статьей 217 Кодекса установлен исчерпывающий перечень доходов, не подлежащих налогообложению, получаемых физическими лицами (налоговыми резидентами и нерезидентами).
     
     Абзац исключен. (в ред. приказа МНС России от 05.03.2001 N БГ-3-08/73)
     
     Доходы, не подлежащие налогообложению, поименованные в настоящем разделе, не учитываются при определении налоговой базы в размерах, освобождаемых от налогообложения.
     
     Такой порядок освобождения от налогообложения отдельных видов доходов распространяется на соответствующие доходы физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации.
     
     В случае получения налогоплательщиками доходов, полностью освобождаемых от налогообложения, независимо от суммы таких доходов, эти доходы при заполнении налоговой отчетности по формам N 1-НДФЛ и 2-НДФЛ, не учитываются.
     
     Если по таким доходам предусмотре