Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Об обложении налогом на прибыль затрат на содержание собственной охранной службы банка

     

Об обложении налогом на прибыль затрат на содержание
собственной охранной службы банка

          

М.В. Романова,
советник налоговой службы II ранга

     
     В соответствии с п. 2 информационного письма Президиума ВАС РФ от 31.05.1999 N 41 затраты по оплате труда сотрудников собственной службы охраны банка включаются в себестоимость оказываемых банком услуг в составе общих затрат по оплате труда сотрудников банка согласно п. 52 Положения об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль банками и другими кредитными учреждениями, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.05.1994 N 490 (далее - Положение N 490).
     
     Названное информационное письмо Президиума ВАС РФ было доведено по системе налоговых органов Российской Федерации для сведения и использования в работе письмом МНС России от 21.06.1999 N ВП-6-18/490.
     
     По-другому решается вопрос, если охранник банка является индивидуальным частным предпринимателем.
     
     Согласно п. 52 Положения N 490 в себестоимость банковских услуг для целей налогообложения включаются затраты на оплату труда работников, в том числе не состоящих в штате банка, по выполненным работам согласно заключенным с ними договорам гражданско-правового характера в соответствии с перечнем таких затрат, предусмотренных Положением о составе затрат, утвержденным постановлением Правительства РФ от 05.08.1992 N 552.
     
     Согласно п. 7 Положения о составе затрат в состав затрат на оплату труда не включается оплата услуг граждан, зарегистрированных как индивидуальные частные предприниматели.
     
     Согласно п. 1 Методических указаний Госналогслужбы России по применению постановления Правительства РФ от 01.07.1995 N 660 "О порядке расчетов с федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Российской Федерации по налогу на прибыль предприятий и организаций, в состав которых входят территориально обособленные структурные подразделения, не имеющие отдельного баланса и расчетного (текущего, корреспондентского) счета", направленных письмом Госналогслужбы России от 04.08.1995 N НП-4-01/46н, в фактическую среднесписочную численность работников включаются работники, состоящие в штате, в том числе работающие по совместительству, а также лица, не состоящие в штате (выполняющие работы по договорам подряда и другим договорам гражданско-правового характера за соответствующий отчетный период).
     
     Согласно ст. 23 ГК РФ граждане вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
     

     К предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, применяются правила настоящего Кодекса, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не следует из закона, иных правовых актов или существа правоотношения.
     
     На основании вышеизложенного гражданин-предприниматель заключает со своим контрагентом гражданско-правовые договора, на основании которых получает оплату (доход) за выполнение работы.
     
     Данные суммы относятся на состав затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг) для целей налогообложения в качестве услуг сторонних организаций. Привлекаемые специалисты, зарегистрированные как индивидуальные частные предприниматели, в том числе охранники банка, не должны учитываться в среднесписочной численности, и начисленные им вознаграждения не должны включаться в фонд оплаты труда.
     
     Пунктом 21 Положения N 490 в себестоимость банковских услуг для налогообложения включаются обязательные отчисления банка в Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР), Фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации (ФОМС РФ), Государственный фонд занятости населения Российской Федерации (ГФЗН РФ), Фонд социального страхования Российской Федерации (ФСС РФ), производимые в соответствии с законодательством.
     
     Учитывая вышеизложенное, обязательные отчисления банка в ПФР, ФОМС РФ, ГФЗН РФ, ФСС РФ за сотрудников собственной службы охраны банка, кроме охранников, зарегистрированных индивидуальными частными предпринимателями, относятся на себестоимость банковских услуг.
     
     Следующий вопрос, который хотелось бы осветить: может ли сотрудник охранной службы банка быть направлен в командировку?
     
     В соответствии с п. 36 вышеуказанного Положения в состав расходов банка, включаемых в себестоимость оказываемых банками услуг, включаются затраты на командировочные расходы, связанные с банковской деятельностью и осуществляемые в соответствии со сметами, утверждаемыми ежегодно правлением (советом) банка, в пределах установленных в соответствии с законодательством норм и нормативов.
     
     Учитывая изложенное, командировочные расходы работников собственной службы безопасности банка, находящихся в штате банка, могут быть включены в себестоимость оказываемых банком услуг, если эти расходы связаны с банковской деятельностью и осуществлены в соответствии с ежегодно утверждаемыми правлением (советом) банка сметами, в пределах норм и нормативов, установленных законодательством.
     
     При этом под основной (банковской) деятельностью согласно Федеральному закону от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" понимается деятельность кредитной организации, связанная с извлечением прибыли от осуществления банковских операций, предусмотренных указанным Федеральным законом. Осуществление коммерческим банком определенных банковских операций возможно после получения специального разрешения (лицензии) Банка России на их осуществление и их отражения в уставе банка, зарегистрированном Банком России.
     
     Следующий вопрос, связанный с охранной деятельностью - отнесение на себестоимость банковских услуг затрат по добровольному страхованию сотрудников собственной службы охраны банка.
     
     Порядок учета при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль затрат по добровольным видам страхования изложен в совместном письме Минфина России N 24, Госналогслужбы России N НП-4-05/21н от 13.03.1996 "О порядке применения для страховых организаций, коммерческих банков и других кредитных организаций подпункта "р" п. 2 Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли".
     
     Поскольку установленный данным письмом Порядок учета при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль затрат по добровольным видам страхования зарегистрирован Минюстом России 16.04.1996 N 1067, указанное письмо признано соответствующим нормам действующего гражданского законодательства и подлежит применению при расчете налоговой базы для уплаты налога на прибыль кредитными организациями.
     
     Учитывая вышеизложенное, затраты по добровольному страхованию сотрудников собственной службы охраны банка по видам страхования и в пределах установленных норм подпункта "р" п. 2 Положения о составе затрат относятся на себестоимость банковских услуг для целей налогообложения.
     
     Теперь рассмотрим другую ситуацию.
     
     У банка возникает необходимость установить пост охраны кассы. В штат введена должность охранника с правом владения оружием. Банк лицензии на охранную деятельность не имеет, но оружие необходимо для обеспечения безопасности кассиров и сохранности денежных средств. Оружие было приобретено и поставлено на баланс предприятия в составе основных средств.
     
     Можно ли вызванные производственной необходимостью затраты по содержанию службы безопасности относить на себестоимость банковских услуг, а также начислять амортизацию на оружие и относить ее на себестоимость?
     
     Частная охранная деятельность регламентируется Законом РФ от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации".
     
     Охрана имущества собственников - один из видов услуг, разрешаемых в целях охраны ст. 3 этого Закона.
     
     Согласно ст. 11 вышеуказанного Закона оказание этого вида услуг разрешается только предприятиям, специально учреждаемым для этих целей.
     
     Предприятие, которое в соответствии со своим уставом занимается оказанием охранных услуг, обязано иметь на то лицензию, выдаваемую органом внутренних дел в порядке, установленном вышеназванным Законом для лицензирования объединений частных детективов (ст. 11).
     
     Данным Законом также установлено, что предприятия, независимо от их организационно-правовых форм, расположенные на территории Российской Федерации, вправе учреждать обособленные подразделения для осуществления охранно-сыскной деятельности в интересах собственной безопасности учредителя с правом открытия текущих и расчетных счетов (службы безопасности).
     
     Руководители и персонал служб безопасности обязаны действовать на основании собственных уставов, согласованных с органами внутренних дел по месту своего учреждения, обязаны получить лицензии в соответствии с положениями вышеназванного Закона и руководствоваться иными его требованиями.
     
     В частности, согласно ст. 11 Закона руководители и персонал служб безопасности, оказывающие услуги, связанные с использованием в своей профессиональной деятельности оружия и специальных средств, обязаны получить лицензию в порядке, установленном для частных детективов. При этом требуется представить в орган внутренних дел документы, подтверждающие прохождение специальной подготовки для работы в качестве охранника либо стаж работы не менее трех лет в органах внутренних дел или органах безопасности.
     
     В соответствии с Инструкцией о порядке лицензирования и осуществления органами внутренних дел контроля за частной детективной и охранной деятельностью, утвержденной приказом МВД России от 22.08.1992 N 292, лицензии выдаются следующим субъектам частной охранной деятельности: персоналу (охранникам) частных охранных предприятий, служб безопасности; частным охранным предприятиям.
     
     Согласно п.2.1.6 этой Инструкции лицензия на осуществление частной охранной деятельности служит основанием персоналу частных охранных предприятий и служб безопасности для работы по договору (трудовому соглашению) в целях оказания отдельных видов услуг в частном охранном предприятии, службе безопасности либо для утверждения в должности руководителя частного охранного предприятия, службы безопасности.
     
     Таким образом, банк в целях охраны собственного имущества может заключить договор на предоставление такого рода услуг с охранным предприятием или учредить обособленное подразделение - службу безопасности в соответствии с действующим законодательством.
     
     Расходы организации по оплате заключенных договоров на охрану, обеспечиваемую в соответствии с требованиями законодательства, включаются в себестоимость продукции в соответствии с п. 54 Положения N 490 в числе затрат на обслуживание производственного процесса как затраты по обеспечению сторожевой охраны.
     
     Учет затрат обособленного подразделения (службы безопасности) осуществляется в общеустановленном порядке.
     
     Что касается оружия, то вопросы оборота (в том числе продажи, приобретения, хранения, ношения и т.п.) гражданского, служебного, а также боевого ручного стрелкового и холодного оружия на территории Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 13.12.1996 N 150-ФЗ "Об оружии".
     
     Указанным Федеральным законом определены субъекты, имеющие право на приобретение оружия, установлено, что производство оружия, торговля им, его приобретение, коллекционирование или экспонирование на территории Российской Федерации подлежат лицензированию, за исключением производства и приобретения военизированными организациями.
     
     В соответствии с положениями раздела 3 Инструкции о порядке лицензирования и осуществления органами внутренних дел контроля за частной детективной и охранной деятельностью оружие и бое- припасы, использование которых разрешено в частной охранной деятельности, предназначены для вооружения охранников, имеющих лицензии с указанием права хранения и ношения оружия.
     
     Пунктом 2.2.6 Инструкции установлено, что в лицензиях и удостоверениях личности, выдаваемых частным охранникам, оказывающим услуги в виде вооруженной охраны имущества собственников, в том числе при его транспортировке, указывается их право на хранение и ношение огнестрельного оружия при оказании этих услуг.
     
     В случае если оружие было приобретено частным охранником, имеющим соответствующую лицензию, в установленном законодательством порядке, право хранения и ношения возникает у этого охранника и данное оружие не может быть отнесено к собственности банка.
     
     В соответствии с постановлением Правительства РФ от 21.07.1998 N 814 "О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации" во исполнение Федерального закона "Об оружии" утверждены Правила оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, согласно которым поставщикам (продавцам) запрещается продавать на территории Российской Федерации оружие юридическим и физическим лицам, не имеющим лицензий на приобретение конкретного вида и типа оружия.
     
     В связи с изложенным амортизационные отчисления в случае, если права на приобретение и хранение оружия имеет только охранник, не могут относиться на себестоимость банковских услуг банка.
     
     Одновременно сообщается, что огнестрельное оружие и боеприпасы к нему (кроме гладкоствольных охотничьих ружей) приобретаются частными охранниками банка, а также службами безопасности во временное пользование за плату через хозяйственные управления (отделы) определенных Инструкцией органов внутренних дел по сертификатам, выдаваемым городскими (районными) органами внутренних дел по месту учреждения предприятий (организаций), служб безопасности.