Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О налогах на имущество физических лиц


О налогах на имущество физических лиц*1

     _____
     *1 Окончание. Начало см. "Налоговый вестник". 2001, №4. С. 53.

     
     3. Государственная пошлина

     
     Л.Н. Крыканова,
советник налоговой службы I ранга

     

     Кто должен уплачивать государственную пошлину в бюджет при добровольном удовлетворении ответчиком исковых требований после предъявления иска в суд в случае освобождения истца от уплаты государственной пошлины?

     
     В соответствии со ст. 3 Закона РФ от 09.12.1991 N 2005-1 "О государственной пошлине" (в ред. Федеральных законов от 31.12.1995 N 226-ФЗ, от 20.08.1996 N 118-ФЗ, от 19.07.1997 N 105-ФЗ) государственная пошлина взимается с исковых и иных заявлений и жалоб, подаваемых в суды.
     
     В случае если после принятия судом общей юрисдикции искового заявления к производству истец не поддерживает своих требований вследствие добровольного удовлетворения их ответчиком или вследствие заключения сторонами мирового соглашения, производство по делу прекращается на основании ст. 219 и 220 Гражданского процессуального кодекса РСФСР (ГПК РСФСР). В данной ситуации суд общей юрисдикции согласно ст. 93 ГПК РСФСР решает вопрос об уплате государственной пошлины применительно к ст. 90 и 95 упомянутого Кодекса.
     
     В случае если истец был освобожден от уплаты государственной пошлины и не поддерживает своих требований вследствие добровольного удовлетворения их ответчиком после предъявления иска, суд должен рассмотреть вопрос об уплате ответчиком государственной пошлины в бюджет исходя из того, что требования истца фактически удовлетворены (ч. 1 ст. 95 ГПК РСФСР).
     
     Если стороны при заключении мирового соглашения не предусмотрели порядок распределения судебных расходов, суд решает этот вопрос применительно к ст. 90 и 95 ГПК РСФСР, то есть государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика в доход государства пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
     

     Освобождаются ли от уплаты государственной пошлины в органах, совершающих нотариальные действия, иностранные граждане (в том числе граждане стран ближнего зарубежья - Белоруссии, Украины и т.д.), являющиеся инвалидами I и II группы?

     
     Согласно ст. 2 Закона РФ "О государственной пошлине" плательщиками государственной пошлины являются граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства и юридические лица, обращающиеся за совершением юридически значимых действий или за выдачей документов.
     
     В соответствии с п. 5 ст. 5 Закона РФ "О государственной пошлине" от уплаты государственной пошлины в органах, совершающих нотариальные действия, освобождаются инвалиды I и II группы - на 50 % по всем видам нотариальных действий, за исключением удостоверения сделок, предметом которых является отчуждение недвижимого имущества и автомототранспортных средств.
     
     На основании вышеизложенного все плательщики - инвалиды I и II группы независимо от того, являются они гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами или лицами без гражданства, имеют право на указанную льготу. Основанием для предоставления льготы является документ, подтверж-дающий инвалидность, выданный соответствующими органами других стран.
     

Н.А. Орехов,
советник налоговой службы I ранга

     

     Необходимо ли уплачивать государственную пошлину при подаче надзорной жалобы в Верховный суд Российской Федерации?

     
     В соответствии с абзацем 1 ст. 2 Закона РФ "О государственной пошлине" плательщиками государственной пошлины являются граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства (далее - граждане), обращающиеся за совершением юридически значимых действий или за выдачей документов.
     
     В соответствии с абзацем 1 ст. 3 вышеуказанного Закона государственная пошлина взимается с исковых и иных заявлений и жалоб, подаваемых гражданами в суды общей юрисдикции.
     
     Согласно подпункту 3 п. 1 ст. 4 Закона РФ "О государственной пошлине" с гражданина, подающего надзорную жалобу по делу, которое не было обжаловано в кассационном порядке, взыскивается государственная пошлина: 50 % от размера государственной пошлины, взимаемой при подаче исковых заявлений (жалоб) по спорам имущественного характера, исчисленной из суммы, оспариваемой стороной или другим лицом, участвующим в деле.
     

     Уполномочены ли суды общей юрисдикции, арбитражные суды предоставлять отсрочку или рассрочку по уплате государственной пошлины в бюджет?

     
     В соответствии с подпунктом 4 п. 1 ст. 63 НК РФ право принимать решения об изменении срока уплаты (отсрочке или рассрочке) государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, арбитражных судах, предоставлено только налоговым органам, поскольку они осущест-вляют контроль за ее уплатой.
     
     В соответствии с НК РФ суды общей юрисдикции, арбитражные суды не имеют права изменять сроки уплаты налогов и сборов, в том числе и сроки уплаты госпошлины.
     
     Согласно ст. 7 Федерального закона от 31.07.1998 N 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" федеральные законы и иные нормативные правовые акты, действующие на территории Российской Федерации и не вошедшие в перечень актов, утративших силу, определенный ст. 2 настоящего Федерального закона, действуют в части, не противоречащей части первой НК РФ.
     
     Разъясните на конкретном примере порядок исчисления государственной пошлины пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований, если:
     
     - согласно поданному в арбитражный суд до 1 января 1998 года исковому заявлению цена иска с учетом проведенной деноминации составляет 201 236 руб.;
     
     - государственная пошлина с этой суммы иска с учетом проведенной деноминации составит 5624, 72 руб.;
     
     - истец освобожден от уплаты госпошлины по закону;
     
     - арбитражным судом в апреле 1998 года иск удовлетворен частично на сумму 51 079 руб.
     
     Согласно п. 32 инструкции Госналогслужбы России от 15.05.1996 N 42 "По применению Закона Российской Федерации “О государственной пошлине”", с изменениями и дополнениями, государственная пошлина, от уплаты которой в установленном порядке истец был освобожден, взыскивается с ответчика в доход федерального бюджета пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований, если ответчик не освобожден от уплаты пошлины.
     
     С ответчика по решению (определению) арбитражного суда и в соответствии с подпунктом 1 п. 2 ст. 4 Закона РФ от 09.12.1991 N 2005-1 "О государственной пошлине" следует взыскать пошлину в сумме 1427 руб. 70 коп. [(51 079 : 201 236) х 5624,72].
     
     Разъясните порядок взимания государственной пошлины по поступившему в УМНС исполнительному листу арбитражного суда Н-ской области с должника, находящегося в г. Рига (Латвия).
     
     Принудительное исполнение решения суда Российской Федерации судом Латвийской Республики осуществляется в соответствии с действующим Договором между Российской Федерацией и Латвий-ской Республикой о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Рига, 3 февраля 1993 года).
     
     В соответствии с п. 2 ст. 51 указанного Договора УМНС России по Н-ской области следует подать в арбитражный суд Н-ской области ходатайство о разрешении исполнения решения, в котором указать реквизиты банка и счета, на который поступает государственная пошлина в федеральный бюджет. Вышеуказанный суд препровождает ходатайство суду, компетентному вынести решение по ходатайству.
     
     К ходатайству, направляемому компетентному суду Латвийской Республики о признании и разрешении принудительного исполнения решения о взыскании государственной пошлины в федеральный бюджет Российской Федерации, Управлению МНС России по Н-ской области в соответствии со ст. 52 того же Договора следует приложить полученные от областного арбитражного суда следующие документы:
     
     1) заверенную судом копию решения, официальный документ о вступлении решения в законную силу, если это не следует из текста самого решения, а также справку о его исполнении;
     
     2) документ, из которого следует, что ответчику, который не принял участия в процессе, было свое-временно и в надлежащей форме хотя бы один раз вручено извещение о вызове в суд;
     
     3) заверенные переводы документов, указанных в п. 1 и 2 настоящей статьи.
     

     Наше общество с ограниченной ответственностью имеет расчетные счета в двух городах Н-ской области, в одном из которых оно зарегистрировано. Разъясните: с какого счета следует уплатить государственную пошлину при подаче искового заявления (жалобы) в арбитражный суд Н-ской области?

     
     При подаче искового заявления (жалобы) в арбитражный суд Ваше общество с ограниченной ответственностью вправе по своему усмотрению уплатить причитающуюся сумму государственной пошлины с любого из указанных расчетных счетов с условием правильного заполнения реквизитов платежных поручений. В любом случае госпошлина поступит в доход федерального бюджета Российской Федерации.
     

     В каком порядке взыскивается в федеральный бюджет Российской Федерации государственная пошлина с должника, находящегося в Узбекистане?

     
     Принудительное исполнение решения суда Российской Федерации судом Республики Узбекистан осу-ществляется в соответствии с действующей Конвенцией о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Минск, 22 января 1993 года, с изменениями от 28.03.1997).
     
     В соответствии с п. 1 ст. 53 указанной Конвенции областному УМНС России следует подать в областной арбитражный суд ходатайство о разрешении исполнения решения, в котором указать реквизиты банка и счета, на который поступает государственная пошлина в федеральный бюджет. В свою очередь, вышеуказанный суд препровождает ходатайство суду, компетентному вынести решение по ходатайству.
     
     К ходатайству перед компетентным судом Республики Узбекистан о признании и разрешении принудительного исполнения решения о взыскании государственной пошлины в федеральный бюджет Российской Федерации областному УМНС России согласно п. 2 ст. 53 той же Конвенции следует приложить полученные от областного арбитражного суда следующие документы:
     
     а) решение или его заверенную копию, а также официальный документ о том, что решение вступило в законную силу и подлежит исполнению, или о том, что оно подлежит исполнению до вступления в законную силу, если это не следует из самого решения;
     
     б) документ, из которого следует, что сторона, против которой было вынесено решение, не принявшая участия в процессе, была в надлежащем порядке и своевременно вызвана в суд, а в случае ее процессуальной недееспособности была надлежащим образом представлена;
     
     в) документ, подтверждающий частичное исполнение решения на момент его пересылки;
     
     г) документ, подтверждающий соглашение сторон, по делам договорной подсудности.
     
     Согласно п. 3 той же статьи Конвенции ходатайство о разрешении принудительного исполнения решения и приложенные к нему документы снабжаются заверенным переводом на язык запрашиваемой Договаривающейся Стороны или на русский язык.
     

С.В. Жукова,
советник налоговой службы II ранга

     

     Следует ли предоставлять льготу по государственной пошлине гражданам за выдачу свидетельств о праве на наследство жилого дома, квартиры, если эти лица проживали совместно с наследодателем не в доме (квартире) наследодателя, а в доме (квартире) наследника?

     

     Предоставляются при этом льготы по налогу с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения?

     
     Согласно п. 5 ст. 5 Закона РФ "О государственной пошлине" от уплаты государственной пошлины в органах, совершающих нотариальные действия, освобождаются граждане за выдачу свидетельств о праве на наследство жилого дома, квартиры, если эти лица проживали совместно с наследодателем на день смерти наследодателя и продолжают проживать в этом доме, в этой квартире после его смерти.
     
     Согласно ст. 4 Закона РФ "О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения" от налогообложения освобождаются жилые дома (квартиры), если наследники (одаряемые) проживали в этих домах (квартирах) совместно с наследодателем (дарителем) на день открытия наследства или оформления договора дарения.
     
     Следовательно, льготы по государственной пошлине и по налогу с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения, не распространяются на наследников (одаряемых), если наследодатель (даритель) проживал совместно с наследником (одаряемым) в квартире наследника (одаряемого).
     

Е.А. Гусакова,
советник налоговой службы III ранга

     

     Освобождаются ли от уплаты госпошлины и налогов на имущество физических лиц несовершеннолетние узники концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных нацистами и их союзниками в период второй мировой войны?

     
     Законами РФ "О государственной пошлине" и "О налогах на имущество физических лиц" льгот по уплате госпошлины и налогов на имущество физических лиц для данной категории граждан не преду-смотрено.
     

     С созданием учреждений юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним оформление документов по отчуждению недвижимого имущества производится сторонами непосредственно в этих учреждениях. Должны ли учреждения юстиции взыскивать государственную пошлину при оформлении документов по отчуждению недвижимого имущества?

     
     В соответствии со ст. 160 и 161 ГК РФ сделки по отчуждению недвижимого имущества могут быть за-ключены в простой письменной форме, и они не требуют обязательной нотариальной формы. Таким образом, сделки по отчуждению недвижимости могут заключаться как в виде удостоверенного нотариусом договора, так и в простой письменной форме. Тем не менее эти сделки, заключенные в любой форме, согласно ст. 164 ГК РФ подлежат государственной регистрации.
     
     Обязательная государственная регистрация сделок по отчуждению недвижимого имущества осущест-вляется учреждениями юстиции в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
     
     Законом РФ "О государственной пошлине" при оформлении сделок по отчуждению недвижимого имущества учреждениями юстиции взимание государственной пошлины не предусмотрено.
     

     4. Налог на строения

     
     Н.А. Орехов,
советник налоговой службы I ранга

     

     На какие строения, помещения и сооружения распространяется льгота судьям, работникам аппаратов судов Российской Федерации, которым присвоены классные чины (далее - судьи), и проживающим с ними членам их семей?

     

     Предоставляется ли эта льгота:
     
     а) членам семьи судьи, проживающим вместе с ним в приватизированной квартире и прописанным в ней (либо в квартире ЖСК, либо в квартире, приобретенной по сделке купли-продажи, и т.д.), если собственником жилья судья не является;
     
     б) судье и членам его семьи, прописанным в муниципальной квартире, но фактически проживающим в другой квартире, приобретенной по сделке купли-продажи и зарегистрированной в долевую собственность?
     
     в) судье, зарегистрированному по месту проживания в муниципальной квартире, имеющему в собственности иное имущество, признаваемое объектом (или объектами) налогообложения в соответствии с Законом РФ "О налогах на имущество физических лиц"?

     
     Льгота по налогу на имущество физических лиц предоставляется судьям и проживающим с ними членам их семей в соответствии со ст. 6 Федерального закона РФ от 10.01.1996 N 6-ФЗ "О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации" и с под-пунктом "е" п. 7 инструкции МНС России "По применению Закона Российской Федерации “О налогах на имущество физических лиц”" в размере 50 % только за квартиры и жилые дома.
     
     Основанием для получения льготы является справка с места работы с указанием присвоенного клас-сного чина и справка жилищного органа о совместном проживании членов семьи судьи.
     
     По предъявлении соответствующих документов предусмотренная вышеуказанными Законом и Инструкцией льгота предоставляется:
     
     а) членам семьи судьи, если судья не является собственником строений, но проживает совместно с членами своей семьи в приватизированной квартире (либо в квартире ЖСК, либо в квартире, приобретенной по сделке купли-продажи, и т.д.).
     
     В соответствии со ст. 2 Семейного кодекса Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ к членам семей следует относить супругов, родителей и детей (усыновителей и усыновленных);
     
     б) судье и членам его семьи, прописанным с ним в муниципальной квартире, но фактически проживающим в другой квартире, за квартиру, приобретенную по сделке купли-продажи и зарегистрированную в долевую собственность;
     
     в) судье, проживающему в муниципальной квартире, за все квартиры и жилые дома, находящиеся в его собственности.
     

     По косвенным сведениям, собственник объекта недвижимости выехал на постоянное место жительства за границу. Сведения о доверенном лице и адресе проживания в налоговый орган не представлены. Какой порядок действий налоговых органов по привлечению таких собственников недвижимости к налогообложению?

     
     Если известно, что собственник имущества, признаваемого объектом налогообложения, выехал на постоянное место жительства за границу и известна страна его пребывания, а сведения о доверенном лице и его точном адресе проживания отсутствуют, налоговый орган должен:
     
     а) начислить выехавшему за границу собственнику недвижимого имущества налог на имущество в установленном Законом РФ "О налогах на имущество физических лиц" порядке;
     
     б) выслать в Управление международных налоговых отношений МНС России следующие документы, подтверждающие, что выехавший за границу собственник является налогоплательщиком:
     
     - заверенные гербовой печатью налогового органа и подписью руководителя налогового органа копию налогового уведомления и копию лицевого счета;
     
     - ксерокопии документов, подтверждающие право собственности плательщика на недвижимое имущество (договора отчуждения недвижимого имущества, свидетельства о праве на наследство, другие документы);
     
     - сопроводительное письмо, подписанное руководителем налогового органа, с изложением всех обстоятельств, возникших при взимании налога с выехавшего за границу физического лица.
     
     Если между Российской Федерацией и государством, куда выехал владелец недвижимого имущества, заключен Договор или соглашение о правовой помощи и правовых отношениях, то меры по взысканию с владельца недвижимости причитающихся налоговых платежей либо недоимки по налогу будут приняты.
     

С.В. Жукова,
советник налоговой службы II ранга

     

     В соответствии с п. 2 ст. 4 Закона РФ "О налогах на имущество физических лиц" налог на строения не уплачивается с расположенных на участках в садоводческих и дачных некоммерческих объединениях граждан жилого строения жилой площадью до 50 кв.м и хозяйственных строений и сооружений общей площадью до 50 кв.м. Какие объекты следует относить к жилым строениям применительно к вышеназванной статье Закона?

     
     Согласно ст. 4 Закона РФ "О налогах на имущество физических лиц" от налогообложения освобождаются жилые строения жилой площадью до 50 кв.м и хозяйственные строения и сооружения общей площадью до 50 кв.м, расположенные на участках в садоводческих и дачных некоммерческих объединениях граждан.
     
     В соответствии с Федеральным законом от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" владелец земельного участка имеет право возвести на этом участке жилой дом с правом регистрации проживания или жилое строение без права регистрации проживания, а также хозяйственные  строения и сооружения.
     
     Согласно постановлению Госкомстата России от 11.02.1999 N 13 к жилым зданиям относятся здания, входящие в жилой фонд, и жилые здания (помещения), не входящие в жилой фонд (летние дачи, садовые домики, домики щитовые передвижные, вагончики, помещения, приспособленные под жилье, и т.п.).
     
     Основанием для предоставления упомянутой льготы будет являться справка, выданная органами технической инвентаризации, с указанием технических характеристик объектов.
     

     В соответствии с Законом РФ "О налогах на имущество физических лиц" налог на строения начисляется на основании данных об их инвентаризационной стоимости. Согласно приказу Госстроя России от 04.04.1992 N 87 "Об утверждении порядка оценки строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности" инвентаризационная стоимость приватизированных строений, помещений и сооружений в первый год начисления налога принимается равной их стоимости, определенной при приватизации. Предприятия технической инвентаризации подают (в год приватизации) сведения об оценке приватизированных квартир, отличной от стоимости, указанной в договоре приватизации. Следует ли при исчислении налога за год, в котором произошла приватизация, использовать данные о стоимости, указанные в договоре приватизации?

     
     Согласно ст. 5 Закона РФ "О налогах на имущество физических лиц" налог на строения, помещения и сооружения исчисляется на основании данных об их инвентаризационной стоимости.
     
     За приватизированные строения, помещения и сооружения в год приватизации и в последующие годы исчисление налога производится на основании данных об их инвентаризационной стоимости, представленных органами технической инвентаризации для целей налогообложения.
     

     В случае если владелец имущества меняет местожительство и по новому адресу приходит уведомление, что данный гражданин не проживает, можно ли данного собственника считать неизвестным и в соответствии с п. 23 инструкции МНС России от 02.11.1999 N 54 "По применению Закона Российской Федерации “О налогах на имущество физических лиц”" налог не начислять?

     
     Согласно п. 23 инструкции МНС России от 02.11.1999 N 54 "По применению Закона Россий- ской Федерации “О налогах на имущество физических лиц”" за строения, помещения и сооружения, не имеющие собственника, или собственник которых не известен, или взятых налоговыми органами на учет как бесхозяйные, налог не взимается.
     
     В данном случае собственник известен, но неизвестно его местонахождение, поэтому налоговый орган обязан исчислить налог и привлечь милицию и налоговую полицию к розыску налогоплательщика.
     

     Какой порядок установлен для признания имущества, на которое начисляются налоги, бесхозяйным?

     
     Бесхозяйным является имущество, которое не имеет собственника или собственник которого не известен.
     
     Порядок признания имущества бесхозяйным установлен ст. 225 ГК РФ и инструкцией Минфина СССР от 19.12.1984 N 185 "О порядке учета, оценки и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества, имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и кладов", действующей в части, не противоречащей законодательным и нормативным актам Российской Федерации.
     
     Иного порядка учета и реализации данного имущества не установлено.
     

     Должен ли быть начислен налог на имущество или долю имущества, владелец которого умер, наследники имеются, но официально в наследство не вступают?

     
     Согласно ст. 1 Закона РФ "О налогах на имущество физических лиц" (в ред. Федерального закона от 17.07.1999 N 168-ФЗ) плательщиками налога признаются физические лица-собственники имущества.
     
     Наследники имущества становятся плательщиками налога на имущество с момента принятия наследства и платят его со времени открытия наследства (день смерти наследодателя), но не более, чем за три предшествующих года.
     
     Статья 546 Гражданского кодекса РСФСР преду-сматривает единый для всех порядок принятия наследства. Признается, что наследник принял наследство, когда он фактически вступил во владение наследственным имуществом или когда он подал нотариальному органу по месту открытия наследства заявление о принятии наследства.
     
     Наследственное имущество в случае отсутствия заявления у нотариуса о принятии наследства и факта принятия наследства необходимо оформить в пользу государства.