Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Как избежать ошибок при осуществлении отдельных хозяйственных операций


Как избежать ошибок при осуществлении отдельных хозяйственных операций

     
     А.Н. Медведев,
к.э.н.

    
"Человек совершал бы меньше ошибок,
если бы знал, чего именно он не знает".

    
Публий Сир,
древнеримский поэт

     
     Как известно, болезнь легче предупредить, чем затем лечить. То же самое можно сказать и о бухгалтерских ошибках - их легче предотвратить в момент совершения хозяйственной операции, чем затем исправить. Неисправленная ошибка влечет за собой неизбежные финансовые потери для налогоплательщиков - доначисление налога, плюс штраф в размере 20 % от доначисленного налога, плюс пени; исправленная (до налоговой проверки) ошибка также влечет за собой, пусть и в меньшем размере, финансовые потери для налогоплательщиков - пени. Таким образом, самым "дешевым" способом является предотвращение ошибок на стадии совершения хозяйственных операций.
     
     В 2001 году произошли (и продолжают происходить) изменения в бухгалтерском учете, налогообложении, государственном регулировании отдельных экономических процессов. Несмотря на то, что в целом и система бухгалтерского учета, и налоговая система России сохранили определенную преемственность, бухгалтеры могут не обратить внимания на ряд принципиальных изменений, которые просто "тонут" в том большом объеме новой информации, которую еще предстоит переработать и воспринять. Вот почему Редакция журнала приняла решение опубликовать серию статей, подготовленных квалифицированными аудиторами Российской Федерации. В данных статьях авторы будут обращать внимание бухгалтеров на самые "скользкие" (с точки зрения вероятности совершения ошибок) ситуации, по которым произошли кардинальные изменения в бухгалтерском и налоговом учете. Те бухгалтеры, которые "по инерции" руководствуются своим прошлым опытом, без учета изменившихся условий, наверняка совершат ошибки. Именно для предотвращения этих ошибок авторы статей и будут комментировать нюансы отдельных хозяйственных ситуаций, знание которых сэкономит организациям денежные средства на вполне вероятных штрафных санкциях, которые были бы применены к организациям, если бы они заранее не учли все то, о чем пойдет речь в данных публикациях.
     
     Эта серия статей будет публиковаться под редакцией главного аудитора ЗАО "Коллегия аудиторов “Бухгалтерские технологии”", консультанта Специализированного адвокатского бюро "Адвокат" Московской городской коллегии адвокатов, аудитора в области общего аудита, инженера-аналитика, экономиста, кандидата экономических наук МЕДВЕДЕВА Александра Николаевича, автора свыше 20 книг и 180 журнальных публикаций по вопросам бухгалтерского учета, налогообложения и гражданского права.
     
     Ситуация 1. Подтверждение производственного характера командировки.
     
     Подпунктом "и" пункта 2 Положения о составе затрат установлено, что в себестоимость включаются затраты на командировки, связанные с производственной деятельностью.
     
     В практической деятельности возникают проблемы с однозначной квалификацией производственной направленности командировок, так как, кроме приказа о командировке и авансового отчета, в бухгалтерии от командировок ничего больше не остается.
     
     Следует напомнить, что инструкцией Минфина СССР, Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 07.04.1988 N 62 "О служебных командировках в пределах СССР" не был предусмотрен в качестве обязательного документа содержательный отчет о командировке.
     
     Вместе с тем статьей 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" установлено, что все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами, составленными по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, которые согласно постановлению Правительства РФ от 08.07.1997 N 835 "О первичных учетных документах" разрабатываются и утверждаются Госкомстатом России.
     
     Постановлением Госкомстата России от 29.12.2000 N 136 утвержден ряд унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, среди которых следует особое внимание обратить на форму N Т-10а "Служебное задание для направления в командировку и отчет о его выполнении". С 1 января 2001 года данный первичный документ однозначно определяет как производственный характер всех командировок сотрудников организации, так и степень реализации командированным поставленных перед ним производственных задач.
     
     ВЫВОД. Для обоснования производственного характера командировок с 1 января 2001 года необходимо оформление формы N Т-10а "Служебное задание для направления в командировку и отчет о его выполнении", исходя из содержания которого и можно сделать вывод об отражении в учете командировочных затрат:
     
     - в качестве текущих производственных расходов, если задание на командировку связано либо с заключением нового договора, либо с исполнением ранее заключенного;
     
     - в качестве вложений во внеоборотные активы, если задание на командировку предусматривает приобретение объектов внеоборотных активов;
     
     - в качестве покупной стоимости материалов, если задание на командировку предусматривает приобретение материалов;
     
     - в качестве затрат, не уменьшающих налогооблагаемую прибыль, если задание на командировку или отчет командированного не содержат никакой связи с решением производственных вопросов организации.
     
     Ситуация 2. Отражение в учете бартера в 2001 году.
     
     С учетом положений ст. 40 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), которой установлена возможность контроля для целей налогообложения за ценами бартерных сделок, и п. 6.3. Положений по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99 и "Расходы организации" ПБУ 10/99, утвержденных приказами Минфина России от 06.05.1999 N 32н и N 33н, реализация товаров (работ, услуг) по бартерным (товарообменным) сделкам должна производиться по обычным ценам (с обычным для данной организации уровнем рентабельности, то есть максимально приближенным к рыночным). Аналогичное требование применительно к исчислению НДС установлено и пунктом 2 ст. 154 НК РФ.
     
     Таким образом, при реализации по бартерным сделкам товаров (работ, услуг) НДС должен исчисляться исходя из рыночных цен:
     
     Д-т 90 К-т 68
     
     Согласно договору бартера (мены) стоимость обмениваемых товаров (работ, услуг) сторонами сделки может быть принята эквивалентной.
     
     Однако в соответствии с п. 2 ст. 172 НК РФ налоговый вычет по бартерным сделкам может производиться только исходя из балансовой стоимости выбываемого имущества.
     
     Таким образом, налоговому вычету:
     
     Д-т 68 К-т 19 -
     
     подлежит сумма НДС, меньшая, чем исчисленная по реализации.
     
     Данную ситуацию можно проиллюстрировать следующим примером.
     
     Организация обменивает принадлежащее ей имущество балансовой стоимостью 120 руб., рыночная цена которого составляет 150 руб. (включая НДС в сумме 25 руб.).
     
     Таким образом, по кредиту счета 68 будет начислена сумма в 25 руб., а налоговый вычет:
     
     Д-т 68 К-т 19 -
     
     будет произведен исходя из балансовой стоимости обмененного имущества в 120 руб., то есть в сумме 20 руб.
     
     Равенство оборотов по дебету и кредиту счета 68 при бартерных (товарообменных) сделках возможно только в том редком случае, если рыночная стоимость выбываемого имущества с точностью до копейки совпадает с его балансовой стоимостью.
     
     ВЫВОД. Несмотря на то, что условиями договоров, не предусматривающими денежную оплату (бартерные, товарообменные сделки), цены товаров и могут признаваться эквивалентными, с 1 января 2001 года сумма, подлежащая вычету из налоговых обязательств по НДС по приобретенному имуществу, практически всегда будет меньше суммы НДС, начисленной с реализации по выбывшему имуществу (работам, услугам).
     
     Объяснение этому - новые налоговые нормы, содержащиеся в ст. 154 и 172 НК РФ применительно к бартерным (товарообменным) сделкам:
     
     - выбытие товаров (работ, услуг) отражается по рыночной цене исходя из норм ст. 40 НК РФ. Основываясь на этих же ценах, исчисляются и налоговые обязательства по НДС, отражаемые по кредиту счета 68;
     
     - оплата полученных по бартеру товаров (работ, услуг) дает основание для налогового вычета, который согласно п. 2 ст. 172 НК РФ производится исходя из балансовой стоимости выбывшего имущества, основываясь на которой и осуществляется бухгалтерская запись по дебету счета 68 в уменьшение налоговых обязательств по НДС.
     
     Ситуация 3. Исчисление НДС по посредническим сделкам в 2001 году.
     
     Вступившая в действие с 1 января 2001 года глава 21 НК РФ принципиальным образом изменила порядок исчисления НДС по посредническим сделкам.
     
     Напомним, что ранее Федеральным законом от 25.04.1995 N 63-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “О налоге на добавленную стоимость”" было установлено, что плательщиками НДС являются как собственники товаров (комитенты, принципалы, доверители), так и посредники (комиссионеры, агенты, поверенные). Посредники должны были исчислять НДС по суммам, полученным ими за реализованные товары, которые находились у них до момента их направления по назначению, указанному собственником товаров.
     
     С 1 января 2001 года порядок исчисления НДС по посредническим сделкам принципиальным образом изменился: согласно ст. 167 НК РФ датой реализации товаров (работ, услуг) у комитента (доверителя, принципала) является не только дата зачисления денежных средств на расчетный счет или в кассу собственника товаров, но и дата поступления денежных средств посреднику (комиссионеру, агенту, поверенному) - при участии посредника в расчетах.
     
     Таким образом, собственник товаров, реализованных посредником, должен исчислить НДС с сумм, вырученных от продажи этих товаров, которые поступили посреднику. Данное обстоятельство предъявляет дополнительные требования к посредническим договорам.
     
     Статьей 999 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) применительно к договору комиссии установлено, что по исполнении поручения комиссионер обязан представить комитенту отчет и передать ему все полученное по договору комиссии. Конкретный срок для исполнения обязанности посредника по перечислению комитенту (принципалу, доверителю) денежных средств устанавливается сторонами в договоре. Вместе с тем пунктом 6 Указа Президента Российской Федерации от 18.08.1996 N 1212 было установлено, что "агентские договоры (договоры комиссии) по сделкам на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг), совершаемым агентом (комиссионером) от своего имени, но в интересах и за счет принципала (комитента), должны предусматривать перечисление в течение трех банковских дней на расчетный счет принципала всего полученного агентом по этим сделкам, за исключением вознаграждения (в том числе дополнительного вознаграждения за делькредере), предусмотренного договором".
     
     Несмотря на то, что приведенный выше Указ Президента Российской Федерации входит в определенное противоречие с ГК РФ, который не устанавливает жестких сроков для перечисления денежных средств посредником на расчетный счет комитента (принципала, доверителя), именно соблюдение этих сроков и их указание в тексте посреднических договоров убережет комитентов (принципалов, доверителей) от налоговых санкций за несвоевременное исчисление и уплату в бюджет НДС.
     
     ВЫВОД. Поскольку с 1 января 2001 года комитенты (принципалы, доверители) являются плательщиками НДС по суммам, которые поступили на счета посредников за реализованные ими товары, в посреднических договорах необходимо предусматривать жесткие сроки (в 3 дня) для перечисления посредниками денежных средств на счета комитента (принципала, доверителя) для исполнения последним своих обязанностей по исчислению и уплате в бюджет НДС.
     
     Ситуация 4. В налоговую базу по НДС включаются все платежи, полученные в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг).
     
     Статьей 162 НК РФ установлена норма, действовавшая и ранее: в налоговую базу по НДС включаются не только авансовые платежи, но и любые платежи, получение которых связано с предстоящими поставками. При этом необходимо обратить внимание на то, что связь полученного платежа с поставками товаров (выполнением работ, оказанием услуг) определяется не только формально (назначением платежа, указанным в платежном поручении), но и содержательно (исходя из действительного направления полученных сумм на погашение дебиторских задолженностей покупателей).
     
     Так, например, в ряде случаев полученные под предстоящую поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг) суммы авансов оформляются в качестве залоговых или заемных сумм, на основании чего и не включаются в налоговую базу по НДС.
     
     Действительно, суммы, полученные по договору займа, не включаются в налоговую базу по НДС.
     
     Напомним, что согласно ст. 807 ГК РФ по договору займа одна сторона (заимодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги или другие вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить заимодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество других полученных им вещей того же рода и качества.
     
     Согласно налоговому законодательству в налоговую базу по НДС включаются все полученные организацией денежные средства, если их получение связано с реализацией товаров (работ, услуг). Таким образом, получаемые организацией денежные средства по договорам займа обложению НДС не подлежат. Данное положение приведено в информационном письме Президиума ВАС РФ от 10.12.1996 N 9, в котором констатируется: "денежные средства, полученные по договорам займа, не включаются в облагаемый оборот по налогу на добавленную стоимость".
     
     Однако в письме Минфина России от 07.08.1998 N 04-03-08 разъяснено: "не подлежат налогообложению только те заемные средства, получение которых не связано с расчетами за реализуемые товары, что необходимо фактически подтвердить способом, не вызывающим сомнений у налоговых органов".
     
     Поэтому, оформляя договор займа, следует четко прослеживать как поступление денежных средств:
     
     Д-т 51 К-т 66 (67),
     
     так и их возврат:
     
     Д-т 66 (67) К-т 51.
     
     Только такое отражение в учете заемных денежных средств полностью освобождает их от обложения НДС.
     
     Если же сумма полученного займа не будет возвращена заемщиком заимодавцу, а будет зачтена в счет каких-либо расчетов по реализации товаров (продукции, работ, услуг):
     
     Д-т 90 (91) К-т 01 (10,20,40,41 и т.п.) - списание себестоимости реализованных активов (работ, услуг);
     
     Д-т 90 (91) К-т 68, субсчет "Расчеты по НДС", - исчисление НДС;
     
     Д-т 62 К-т 90 (91) - формирование задолженности покупателя (заказчика);
     
     Д-т 90 (91) К-т 99 - определение финансового результата от сделки (прибыль);
     
     Д-т 66 (67) К-т 62 - погашение имеющейся кредиторской задолженности по займу дебиторской задолженностью по встречной реализации товаров (работ, услуг),
     
     - то налоговые органы могут квалифицировать сумму полученного займа в качестве полученного аванса под предстоящую реализацию товаров (работ, услуг), который подлежит обложению НДС в общеустановленном порядке в момент получения:
     
     Д-т 51 К-т 62 (66, 67) - получение суммы аванса в виде займа;
     
     Д-т 62 (66, 67) К-т 68 - исчисление НДС с суммы полученного аванса по расчетной ставке в 16,67 % ко всей полученной сумме.
     
     В качестве примера отражения в учете договора займа, который впоследствии был квалифицирован как аванс, приведем обстоятельства конкретного налогового спора, проанализированного в постановлении Президиума ВАС РФ от 16.09.1997 N 551/96: организация получила заемные средства под залог имущества (нежилых помещений). В дальнейшем, не сумев возвратить заемные денежные средства, организация заключила с заимодавцем договор купли-продажи нежилого помещения и реализовало его заимодавцу, погасив тем самым сумму полученного займа. Заемщик отразил полученные от реализации нежилого помещения средства в качестве заемных, не включив их в облагаемый НДС оборот. Однако, как установил Суд, данные денежные средства фактически являются уже не заемными, а выручкой от реализации объекта недвижимости, поэтому подлежат обложению НДС в общеустановленном порядке в момент получения аванса.
     
     Другой подобный пример аналогичного налогового спора проанализирован в постановлении Президиума ВАС РФ от 17.09.1996 N 367/96: полученные организацией заемные средства погашались поставкой компьютеров, поэтому имел место не договор займа с освобождением от НДС полученных заемных средств, а договор поставки с условием предоплаты. Таким образом, полученные авансы подлежали обложению НДС в общеустановленном порядке.
     
     ВЫВОД. При отражении в учете любых полученных средств для целей включения их в налоговую базу по НДС необходимо руководствоваться не только формой и содержанием договора, но и конкретными целями конечного использования данных средств:
     
     - если денежные средства возвращаются по договору займа, то они не подлежат включению в налоговую базу по НДС;
     
     - если денежные средства (даже и будучи получены по договору займа) зачитываются в счет погашения дебиторской задолженности по отгруженным товарам (выполненным работам, оказанным услугам), то они являются, на самом деле, авансами и поэтому подлежат включению в налоговую базу по НДС.
     
     Ситуация 5. Особенности определения в 2001 году налоговой базы по налогу на доходы физических лиц при получении дохода в виде материальной выгоды.
     
     Статьей 212 НК РФ установлены три вида материальной выгоды, которые составляют налогооблагаемый доход физических лиц:
     
     - материальная выгода, полученная от экономии на процентах за пользование налогоплательщиком заемными (кредитными) средствами, полученными от организаций и индивидуальных предпринимателей (которая подлежит налогообложению в части, превышающей 3/4 ставки рефинансирования, действующей на дату получения таких средств, над установленной в договоре ставкой). При этом следует отметить, что заемные и кредитные отношения оформ-ляются соответствующими договорами согласно главе 42 ГК РФ:
     
     - заем;
     
     - банковский кредит;
     
     - товарный кредит;
     
     - коммерческий кредит.
     
     Таким образом, по всем перечисленным выше сделкам с 1 января 2001 года возникает налогооблагаемый доход физических лиц, если установленная в этих договорах ставка процента составляет менее 3/4 ставки рефинансирования Банка России.  Пунктом II-2 Методических рекомендаций налоговым органам о порядке применения главы 23 "Налог на доходы физических лиц" части второй НК РФ, утвержденных приказом МНС России от 29.11.2000 N БГ-3-08/415, разъяснено, что не производится определение материальной выгоды в соответствии со статьей 212 Кодекса в случае заключения налогоплательщиком договора коммерческого кредита, определяемого статьей 823 параграфа 3 главы 42 ГК РФ, либо договора приобретения товара в кредит или рассрочку. Данное разъяснение еще потребует появления правоприменительной практики, поскольку в этом же пункте констатируется, что заемные средства могут быть получены налогоплательщиком по договору займа, кредитному договору, договору товарного кредита.
     
     Следует обратить внимание читателей на то, что определенное противоречие заложено непосредственно в тексте ст. 212 НК РФ:
     
     - с одной стороны, налогооблагаемым доходом является материальная выгода за пользование "заемными (кредитными) средствами, полученными...";
     
     - с другой стороны, согласно ГК РФ заем может предоставляться не только денежными средствами, но и вещами, а товарный и коммерческий кредит хотя и подпадают под гражданско-правовое регулирование договора кредита, предполагают получение вещей, которые в случае коммерческого кредита предусматривают отсрочку или рассрочку платежа.
     
     Таким образом, сделки товарного и коммерческого кредита должны образовывать доход физических лиц в виде материальной выгоды только в случае, если физические лица получают денежные средства [если трактовать "заемные (кредитные) средства" только в качестве денежных средств], а не вещи. Вместе с тем данный вывод должен быть подтвержден правоприменительной практикой;
     
     - материальная выгода, полученная от приобретения товаров (работ, услуг) в соответствии с гражданско-правовым договором у физических лиц, организаций и индивидуальных предпринимателей, являющихся взаимозависимыми лицами по отношению к налогоплательщику. Хотя статьей 30 НК РФ применительно к физическим лицам и определено, что  взаимозависимыми являются:
     
     физические лица, находящиеся в должностном подчинении друг у друга;
     
     физические лица, состоящие в родстве или свойстве согласно Семейному кодексу РФ:
     
     - пунктом 2 ст. 20 НК РФ установлено, что суд может признать лица взаимозависимыми и по иным основаниям, если отношения между этими лицами могут повлиять на результаты сделок по реализации товаров (работ, услуг). Таким образом, сделки между работодателями и наемными работниками могут быть также квалифицированы как сделки между взаимозависимыми лицами, по которым должна исчисляться налогооблагаемая у физических лиц материальная выгода;
     
     - материальная выгода, полученная от приобретения ценных бумаг.
     
     Сложность в налогообложении дохода физических лиц в виде материальной выгоды заключается в том, что:
     
     - с одной стороны, согласно ст. 212 НК РФ определение налоговой базы в виде материальной выгоды, выраженной как экономия на процентах при получении заемных средств, производится не реже одного раза в год налогоплательщиком самостоятельно (то есть самим физическим лицом);
     
     - с другой стороны, пунктом 2 ст. 226 НК РФ на налогового агента возлагается обязанность по исчислению налога на доходы физических лиц со всех доходов физического лица, источником которых является налоговый агент (за исключением доходов, вы-плачиваемых индивидуальным предпринимателям).
     
     Разрешение данной коллизии предложено в п. II-2 Методических рекомендаций налоговым органам о порядке применения главы 23 "Налог на доходы физических лиц" части второй НК РФ, утвержденных приказом МНС России от 29.11.2000 N БГ-3-08/415:
     
     "В соответствии со статьями 26 и 29 Кодекса налогоплательщик вправе уполномочить организацию, выдавшую заемные средства, участвовать в отношениях по уплате налога на доходы с материальной выгоды, полученной в виде экономии на процентах за пользование заемными средствами, в качестве уполномоченного представителя налогоплательщика.
     
     Уполномоченный представитель налогоплательщика - физического лица осуществляет свои полномочия на основании нотариально удостоверенной доверенности.
     
     В случае назначения в установленном порядке организации-заимодавца в качестве уполномоченного представителя налогоплательщика в отношениях по уплате налога с суммы материальной выгоды, такой уполномоченный представитель осуществляет определение налоговой базы, а также исчисляет, удерживает и перечисляет в бюджет сумму исчисленного и удержанного налога".
     
     Напомним, что согласно ст. 44 и 45 НК РФ обязанность по уплате налога налогоплательщиком считается исполненной в момент уплаты налога самим налогоплательщиком или налоговым агентом (в случае если на налогового агента НК РФ возлагает подобные обязанности). Если обязанность по уплате налога возложена на налогоплательщика, а исполняется налоговым агентом, даже при поступлении в бюджет полностью всех сумм налога обязанность налогоплательщика считается исполненной ненадлежащим образом, и за ним будет числиться недоимка, а за налоговым агентом - переплата налога. Именно во избежание такой ситуации статьями 26 и 29 НК РФ и предусмотрена возможность оформления физическими лицами нотариально заверенных доверенностей на право исчисления и перечисление налога на доходы физических лиц организациями - источниками доходов в виде материальной выгоды в форме экономии на процентах при получении от организаций и индивидуальных предпринимателей заемных (кредитных) средств.
     
     ВЫВОД. При получении физическим лицом материальной выгоды в виде экономии на процентах при получении заемных (кредитных) средств налогоплательщиком является физическое лицо, которое самостоятельно должно определять налоговую базу и исчислять сумму налога, в то время как налоговые агенты - источники этого дохода могут исполнять обязанности налогоплательщика по перечислению в бюджет сумм налога только на основании нотариальной доверенности от физического лица. Без такой доверенности даже сполна перечисленные в бюджет суммы налога будут составлять недоимку физического лица, поскольку исполнение по уплате налога совершено ненадлежащим образом.
     
     Ситуация 6. Изменение с 1 января 2001 года порядка предоставления имущественных налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц.
     
     Пунктом 2 ст. 220 НК РФ установлено принципиально новое правило: все положенные физическим лицам имущественные налоговые вычеты (как при продаже принадлежащего им имущества, так и при приобретении жилых домов и квартир) предоставляются не у источника дохода (для налоговых льгот при новом строительстве или приобретении жилья - по месту работы), а исключительно по окончании года - при подаче налоговой декларации в налоговые органы на основании заявления.
     
     Следует также обратить внимание на изменение формулировок:
     
     - если согласно подпункту "т" п. 1 ст. 3 Закона РФ от 07.12.1991 N 1998-1 "О подоходном налоге с физических лиц" не подлежали налогообложению доходы от продажи имущества (в установленных пределах - для объектов недвижимости - в пределах 5000 минимальных месячных размеров оплаты труда; для прочего имущества - в пределах 1000 минимальных размеров оплаты труда, при этом налоговые агенты удерживали подоходный налог лишь с сумм, выплачиваемых физическим лицам за приобретенное у них имущество, которые превышали установленные пределы),
     
     - то согласно ст. 220 НК РФ все положенные налогоплательщику имущественные вычеты из налоговой базы предоставляются только в налоговом органе и только по окончании года на основании поданной налоговой декларации и заявления на налоговые вычеты. Таким образом, если физические лица получают доходы от сделок по продаже имущества, покупателями которого являются налоговые агенты (организации или индивидуальные предприниматели), налоговые агенты должны удерживать налог на доходы физических лиц со всех сумм, выплачиваемых физическим лицам, без учета положенных имущественных налоговых вычетов. Физические же лица за положенными им имущественными вычетами должны по истечении года самостоятельно обращаться в налоговые органы по месту своего постоянного жительства (по месту регистрации в качестве налогоплательщиков).
     
     ВЫВОД. Все имущественные налоговые вычеты по налогу на доходы физических лиц (как при продаже имущества, так и при приобретении жилых домов и квартир) предоставляются физическим лицам только в налоговых органах - по истечении года при подаче налоговой декларации и соответствующего заявления.