Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Ответы на вопрсы


Ответы на вопрсы

Об избежании двойного налогообложения

     
     Е.В. Анисимова,
ведущий специалист отдела международного налогообложения Минфина России
     

     Что следует понимать под термином "агент с независимым статусом" для целей Соглашения между Правительством РФ и Правительством Республики Кипр об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал от 05.12.1998?

     
     В соответствии с п. 5 ст. 3 Соглашения между Правительством РФ и Правительством Республики Кипр об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал если лицо иное, чем агент с независимым статусом осуществляет деятельность в одном договаривающемся государстве от имени предприятия другого договаривающегося государства, то считается, что это предприятие имеет постоянное представительство в первом упомянутом государстве, за исключением случаев, когда деятельность такого лица ограничивается видами деятельности, упомянутыми в п. 4 вышеназванной статьи. Предприятие не будет рассматриваться как имеющее постоянное представительство в случае осуществления предпринимательской деятельности в другом государстве через брокера, комиссионера или любого другого агента с независимым статусом при условии, что эти лица действуют в рамках своей обычной деятельности.
     
     Статья 3 Соглашения предусматривает, что при применении Соглашения договаривающимися государствами любой термин, не определенный в нем, имеет то значение в зависимости от контекста, которое придает ему законодательство этого государства в отношении налогов, к которым применяется настоящее Соглашение.
     
     Соответственно, в Российской Федерации для целей Соглашения при толковании понятия "агента с независимым статусом" следует учитывать положения инструкции Госналогслужбы России от 16.06.1995 N 34 "О налогообложении прибыли и доходов иностранных юридических лиц". В частности ст. 1 вышеуказанной инструкции, которая дает определение "постоянного представительства", устанавливает, что под лицом иным, чем агент с независимым статусом, следует понимать российскую организацию или физическое лицо, которые на основании договорных отношений с иностранным юридическим лицом представляют его интересы в Российской Федерации, действуют от его имени и имеют полномочия на заключение контрактов от имени данного иностранного юридического лица или имеющие полномочия обговаривать существенные условия контрактов.
     
     Следующее положение данной статьи предусматривает, что если такая российская организация или физическое лицо осуществляют эту деятельность в рамках своей основной (обычной) деятельности, то такая организация или физическое лицо не рассматриваются как постоянное представительство иностранного юридического лица, что, по сути, является понятием "агент с независимым статусом".
     
     Вместе с тем если указанная российская организация или физическое лицо действуют в отношении иностранного юридического лица не только в рамках своей основной (обычной) деятельности, но и как лицо, уполномоченное заключать контракты и представлять его интересы в Российской Федерации, то в отношении этой особой деятельности они могут рассматриваться как постоянное представительство иностранного юридического лица.
     
     Исходя из положений ст. 11 НК РФ, предусматривающей применение институтов, понятий и терминов гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации для целей налогообложения в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства (если иное не предусмотрено Кодексом), понятие "в рамках основной (обычной) деятельности" необходимо давать исходя из норм гражданского права. Рамки этой основной (обычной деятельности) следует считать установленными, в частности, в учредительных документах лица и (или) лицензии, так же как ином разрешении компетентного государственного органа.
     

     Что в соответствии с подпунктом "а" п. 2 ст. 10 Соглашения между Правительством РФ и Правительством Республики Кипр об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал от 05.12.1998 следует считать прямым вложением в капитал и какой метод используется для определения эквивалента 100 000 долл. США в случае приобретения акций на вторичном рынке либо при первичном размещении, но по цене выше номинальной стоимости?

     
     Поскольку понятие "прямое вложение в капитал компании" не дается в Соглашении между Правительством РФ и Правительством Республики Кипр об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал от 05.12.1998, с учетом положений п. 2 ст. 3 данного Соглашения его следует рассматривать исходя из внутреннего законодательства Российской Федерации и имеющейся международной практики.
     
     Положения ст. 10 Соглашения предусматривают возможность обложения дивидендов в государстве, резидентом которого является компания, их выплачивающая, в размере 5 % от общей суммы дивидендов, если лицо-резидент другого государства, имеющее фактическое право на дивиденды, прямо вложило в капитал компании сумму, эквивалентную не менее 100 000 долл. США.
     
     Под прямыми вложениями в капитал для целей налогообложения при этом следует понимать денежные средства и имущество, направленные на приобретение акций компании как в результате их распределения среди учредителей компании, так и в результате покупки таких акций на первичном или вторичном рынках. Кроме того, необходимо руководствоваться положениями ст. 2 Федерального закона от 09.07.1999 N 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации", предусматривающего, что под прямой иностранной инвестицией, в частности, понимается приобретение иностранным инвестором не менее 10 % доли, долей (вклада) в уставном (складочном) капитале коммерческой организации, созданной или вновь создаваемой на территории Российской Федерации в форме хозяйственного товарищества или общества в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
     
     Приобретение акций на вторичном рынке может рассматриваться как прямое вложение в капитал акционерного общества, если выполняется вышеназванное условие (10 % порог).
     
     При подсчете суммы, эквивалентной 100 000 долл. США, следует исходить из номинальной стоимости акций в соответствии с данными реестра владельцев ценных бумаг компании.