Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Ответы на вопросы


Ответы на вопросы


О налоге на добавленную стоимость

     

А.Н. Лозовая,
ведущий специалист Департамента налоговой политики Минфина России

     

     Следует ли российскому налогоплательщику относить на расчеты с бюджетом НДС, уплаченный им при приобретении товаров (работ, услуг), используемых при осуществлении таких видов деятельности, как оказание консультационных услуг иностранным юридическим лицам-нерезидентам Российской Федерации и сдачи в аренду офисных помещений представительству иностранной (швейцарской) фирмы в г. Москве?

     
     Согласно действующему порядку применения НДС суммы этого налога, уплаченные по товарам (работам, услугам), подлежат вычету у налогоплательщика только в случае приобретения таких товаров (работ, услуг) для осуществления производственной деятельности, иных операций, признаваемых объектами обложения НДС, и (или) для перепродажи товаров (работ, услуг), облагаемых НДС (за исключением экспортируемых).
     
     Пунктом 1 ст. 149 НК РФ предусмотрено, что реализация на территории Российской Федерации услуг по сдаче в аренду служебных и жилых помещений иностранным гражданам или организациям, аккредитованным в Российской Федерации, от НДС освобождается.
     
     В соответствии со ст. 146 НК РФ объектом обложения НДС признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. Согласно подпункту 4 п. 1 ст. 148 НК РФ местом реализации консультационных услуг является территория Российской Федерации в случае, если покупатель услуг осуществляет деятельность на территории Российской Федерации. Таким образом, местом реализации консультационных услуг иностранным юридическим лицам-нерезидентам Российской Федерации территория России не является, и данные услуги не подлежат обложению НДС в Российской Федерации.
     
     Учитывая изложенное, суммы НДС, уплаченные при приобретении товаров (работ, услуг), используемых при осуществлении вышеуказанных видов деятельности, к вычету у налогоплательщика не принимаются.
     

     Имеет ли право предприятие с иностранными инвестициями предъявить к вычету сумму НДС, уплаченную таможенным органам при ввозе на территорию Российской Федерации легкового автомобиля в качестве вклада иностранного учредителя в уставный (складочный) капитал, в случае если предприятие занимается производством и реализацией продукции на базе филиалов, расположенных в регионах Российской Федерации, а легковой автомобиль регистрируется в г. Москве и используется на нужды находящегося там головного офиса?

     
     В соответствии с п. 2 ст. 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для свободного обращения и временного ввоза в отношении товаров, приобретаемых для осуществления производственной деятельности, иных операций, признаваемых объектами обложения НДС, или для перепродажи.
     
     Согласно п. 1 ст. 172 НК РФ вычеты сумм НДС, уплаченных при ввозе на территорию Российской Федерации основных средств, приобретаемых для вышеназванной деятельности, производятся в полном объеме после принятия на учет основных средств.
     
     Учитывая изложенное, суммы НДС, уплаченные таможенным органам при ввозе на территорию Российской Федерации легкового автомобиля в качестве вклада иностранного учредителя в уставный (складочный) капитал, подлежат вычету в указанном порядке.
     

Н.Д. Лозина,
советник налоговой службы I ранга

     

     С введением в действие части второй НК РФ предприниматели без образования юридического лица отнесены к категории плательщиков НДС. Могут ли предприниматели не исчислять и не уплачивать НДС согласно ст. 9 Федерального закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации"?

     
     Пунктом 1 ст. 9 Федерального закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" предусмотрено, что в случае если изменения налогового законодательства создают менее благоприятные условия для субъектов малого предпринимательства по сравнению с ранее действовавшими условиями, то в течение первых четырех лет своей деятельности указанные субъекты подлежат налогообложению в том же порядке, который действовал на момент их государственной регистрации.
     
     Однако необходимо принять во внимание, что с введением в действие части второй НК РФ, перечень плательщиков НДС расширен. Статьей 143 указанного Кодекса в этот перечень, наряду с теми, кто являлся плательщиками НДС до 1 января 2001 года, включены также индивидуальные предприниматели. Таким образом, с 1 января 2001 года налогообложение субъектов малого предпринимательства в том же порядке, который действовал на момент их государственной регистрации, невозможно.
     
     Кроме того, порядок обложения индивидуальных предпринимателей НДС, установленный НК РФ, не создает менее благоприятных условий для субъектов малого предпринимательства по сравнению с ранее действовавшими условиями, так как указанный порядок предусматривает включение суммы НДС в цену товара (работы, услуги), предъявляемую к оплате покупателей этих товаров (работ, услуг). Суммы же налога, включенные индивидуальным предпринимателем в цену товара (работы, услуги) фактически взимаются не за счет прибыли (результатов хозяйственной деятельности) индивидуального предпринимателя, а с покупателей (клиентов), то есть с фактических, но не юридических плательщиков налога.
     
     Включение индивидуальных предпринимателей в число плательщиков НДС нельзя рассматривать в отрыве от налоговой реформы, в ходе которой, в частности, одновременно был резко уменьшен подоходный налог, то есть в целом условия для предпринимательской деятельности не ухудшились.
     
     В связи с изложенным налогоплательщики - субъекты малого предпринимательства должны уплачивать налог на добавленную стоимость в порядке, установленном НК РФ, учитывая также и то обстоятельство, что Федеральный закон от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" имеет более позднюю дату принятия, чем Федеральный закон от 14.06.1995 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации".