Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Акцизы в условиях действия части второй Налогового кодекса Российской Федерации

     

Акцизы в условиях действия части второй Налогового кодекса Российской Федерации

          

1. Спирт этиловый и спиртосодержащая продукция
    

Е.Н. Шереметьева,
советник налоговой службы I ранга     

          

     Спирт этиловый передается одним обособленным структурным подразделением (спирт- заводом) другому обособленному структурному подразделению (ликероводочному заводу) внутри одной организации. Подлежит ли обложению акцизами в данном случае операция по передаче спирта этилового?

     
     В соответствии с подпунктом 1 п. 1 ст. 183 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) операции по передаче подакцизных товаров одним структурным подразделением организации, не являющимся самостоятельным налогоплательщиком, для производства других подакцизных товаров другому такому же структурному подразделению этой организации налогообложению не подлежат.
     
     Поскольку спирт этиловый передается одним обособленным структурным подразделением (спиртзаводом) безвозмездно другому обособленному структурному подразделению (ликероводочному заводу) этой же организации для дальнейшего производства водки, уплата акцизов по спирту этиловому не производится. Уплата же акцизов по водке осуществляется организацией или ликероводочным заводом, исполняющим обязанности этой организации по уплате акцизов, согласно п. 5 ст. 204 НК РФ по месту производства водки.
     

     Каков порядок применения льготы по акцизам на денатурированный спирт этиловый и спиртосодержащую денатурированную продукцию?

     
     Согласно подпунктам 1 и 2 п. 1 ст. 181 НК РФ денатурированный спирт этиловый и спиртосодержащая денатурированная продукция признаются подакцизными товарами.
     
     От налогообложения акцизами освобождаются только операции по реализации данных товаров, указанные в подпунктах 2 и 3 п. 1 ст. 183 НК РФ.
     
     При применении этих положений следует иметь в виду, что в соответствии с постановлением Правительства РФ от 09.07.1998 N 732 "О введении государственной регистрации денатурированных спирта и спиртосодержащей продукции из всех видов сырья" денатурированные этиловый спирт и спиртосодержащая продукция проходят государственную регистрацию:
     
     денатурированные этиловый спирт и спиртосодержащая продукция из пищевого сырья - в Минсельхозе России;
     
     денатурированные спирт и спиртосодержащая продукция из непищевого сырья - в Минэкономразвития России.
     

     Налогоплательщику-производителю данных товаров Минсельхозом России выдается Удостоверение о государственной регистрации денатурированных этилового спирта и спиртосодержащей продукции из пищевого сырья, а Минэкономразвития России - Регистрационное удостоверение, в которых должно быть указано, что данный спирт и спиртосодержащая продукция являются денатурированными.
     

     Признается ли с введением в действие части второй НК РФ спирт этиловый фармакопейный, включенный в Государственный реестр лекарственных средств и изделий медицин-ского назначения, подакцизным товаром?

     
     В соответствии с подпунктом 2 п. 1 ст. 181 в целях главы 22 НК РФ не рассматриваются как подакцизные товары спиртосодержащие лекарственные, лечебно-профилактические, диагностические средства, прошедшие государственную регистрацию в уполномоченном федеральном органе исполнительной власти и внесенные в Государственный реестр лекарственных средств и изделий медицинского назначения.
     
     Вместе с тем продукция, изготовленная по фармакопейным статьям ФС 42-3071-94 и ФС 42-3072-94, представляя собой лекарственное средство, является не спиртосодержащей продукцией, а спиртом этиловым.
     
     Согласно подпункту 1 п. 1 ст. 181 НК РФ спирт этиловый (за исключением спирта коньячного) признается подакцизным товаром независимо от его концентрации и от того, по какой нормативно-технической документации он изготавливается.
     
     Следовательно, независимо от того, что спирты этиловые, изготовленные по фармакопейным статьям, включены в Государственный реестр лекарственных средств и изделий медицинского назначения, они признаются подакцизными товарами.
     

     При каких условиях спиртосодержащие отходы не рассматриваются как подакцизные товары?

     
     В соответствии с подпунктом 1 п. 1 ст. 181 главы 22 НК РФ спиртосодержащая продукция (растворы, эмульсии, суспензии и другие виды продукции в жидком виде) с объемной долей этилового спирта более 9 % признается подакцизным товаром. В целях главы 22 не рассматриваются как подакцизные товары только подлежащие дальнейшей переработке и (или) использованию для технических целей спиртосодержащие отходы, образующиеся при производстве спирта этилового из пищевого сырья, водки, ликероводочных изделий, соответствующие нормативной документации, утвержденной (согласованной) федеральным органом исполнительной власти, и внесенные в Государственный реестр этилового спирта из пищевого сырья, алкогольной и алкогольсодержащей продукции в Российской Федерации.
     
     При применении этих положений следует иметь в виду, что в соответствии с постановлением Правительства РФ от 23.07.1996 N 874 "О введении государственной регистрации этилового спирта из пищевого сырья, алкогольной, алкогольсодержащей пищевой и другой спиртосодержащей продукции" государственную регистрацию указанных отходов проводит Минсельхоз России.
     
     Налогоплательщику-производителю данных отходов Минсельхозом России выдается Удостоверение о государственной регистрации этилового спирта из пищевого сырья, алкогольной и алкогольсодержащей продукции.

     
     Признается ли подакцизным товаром головная фракция этилового спирта?

     
     Согласно ОСТ 10-217-98 головная фракция этилового спирта является отходом спиртового производства, образующимся при выработке спирта этилового ректификованного из пищевого сырья.
     
     В соответствии с подпунктом 1 п. 1 ст. 181 главы 22 НК РФ спиртосодержащая продукция (растворы, эмульсии, суспензии и другие виды продукции в жидком виде) с объемной долей этилового спирта более 9 % признается подакцизным товаром. В целях главы 22 не рассматриваются как подакцизные товары только подлежащие дальнейшей переработке и (или) использованию для технических целей спиртосодержащие отходы, образующиеся при производстве спирта этилового из пищевого сырья, водки, ликероводочных изделий, соответствующие нормативной документации, утвержденной (согласованной) федеральным органом исполнительной власти, и внесенные в Государственный реестр этилового спирта из пищевого сырья, алкогольной и алкогольсодержащей продукции в Российской Федерации.
     
     Таким образом, в случае если головная фракция этилового спирта зарегистрирована в установленном порядке в Минсельхозе России и отпускается организацией-производителем организациям-потребителям на основании специальных разрешений (наряд-заказов), выданных в установленном порядке с указанием направления использования этой продукции, то она акцизами не облагается. Если же головная фракция этилового спирта реализуется организацией-производителем организации-потребителю для применения без переработки и использования не для технических целей, то она признается подакцизным товаром, и организация-производитель, реализующая данный товар, обязана предъявить к оплате организации-покупателю данного товара соответствующую сумму акциза, исчисленную в общеустановленном порядке как по спиртосодержащей продукции.
     

2. Алкогольная продукция

     

     Организация производит и реализует спиртованные соки. Признаются ли с введением в действие части второй НК РФ спиртованные соки подакцизными товарами и по какой налоговой ставке осуществляется их налогообложение?

     
     Согласно подпункту 3 п. 1 ст. 181 НК РФ подакцизным товаром признается алкогольная продукция, к которой относятся спирт питьевой, водка, ликероводочные изделия, коньяки, вино и иная пищевая продукция с объемной долей этилового спирта более 1,5 % (в том числе и спиртованные соки).
     
     В соответствии с действующим ГОСТом 28539-90 "Соки плодово-ягодные спиртованные. Технические условия" данная продукция предназначается для производства ликероводочных изделий и безалкогольных напитков. При этом согласно п. 1.2.4 данного ГОСТа для производства безалкогольных напитков используются спиртованные соки с объемной долей этилового спирта 16 %, а для производства ликероводочных изделий - 25 %.
     
     Учитывая изложенное, налогообложение спиртованных соков осуществляется в соответствии с п. 1 ст. 193 НК РФ по налоговой ставке, установленной для алкогольной продукции с объемной долей этилового спирта от 9 до 25 % включительно, то есть 65 руб. 10 коп. за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизных товарах.

     
     Организация производит и реализует винные напитки. Признаются ли с введением в действие части второй НК РФ винные напитки подакцизными товарами и по какой налоговой ставке осуществляется их налогообложение?

     
     Согласно подпункту 3 п. 1 ст. 181 НК РФ подакцизным товаром признается алкогольная продукция, к которой относятся спирт питьевой, водка, ликероводочные изделия, коньяки, вино и иная пищевая продукция с объемной долей этилового спирта более 1,5 % (в том числе и винные напитки).
     
     Согласно п. 4.1.3 ГОСТа Р 51159-98 "Напитки винные. Общие технические условия" объемная доля этилового спирта в винных напитках составляет от 5 до 28 %.
     
     Учитывая изложенное, налогообложение винных напитков осуществляется в соответствии с п. 1 ст. 193 НК РФ по налоговой ставке, установленной для алкогольной продукции с объемной долей этилового спирта за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизных товарах, соответственно: свыше 25 % - 88 руб. 20 коп., от 9 до 25 % включительно - 65 руб. 10 коп., до 9 % включительно - 45 руб. 15 коп.
     

     Организация выпускает высококачественные натуральные газированные вина. По какой ставке акцизов облагается данная продукция?

     
     В соответствии с п. 1 ст. 193 НК РФ вина натуральные, в том числе газированные (за исключением шампанских и игристых), облагаются акцизом по ставке в размере 3 руб. 15 коп. за 1 литр.

     
     Предприятие производит виноградные вина из виноматериалов, закупленных в Республике Молдова, которые по местному законодательству являются подакцизными товарами. Просим разъяснить: имеет ли право наше предприятие произвести зачет суммы акциза на виноматериалы, уплаченной на территории Республики Молдова, при исчислении акцизов, подлежащих уплате по виноградному вину, произведенному из этих виноматериалов?

     
     В соответствии со ст. 181 НК РФ виноматериалы, как производимые на территории Российской Федерации, так и ввозимые на территорию Российской Федерации, подакцизными товарами не признаются.
     
     Согласно ст. 200 НК РФ налоговым вычетам подлежат суммы акциза, предъявленные продавцами и уплаченные налогоплательщиком акциза при приобретении подакцизных товаров либо уплаченные налогоплательщиком акциза при ввозе подакцизных товаров на таможенную территорию Российской Федерации, выпущенных в свободное обращение, в дальнейшем использованных в качестве сырья для производства подакцизных товаров.
     
     Таким образом, предприятие при определении сумм акциза, подлежащих уплате в бюджет по произведенному и реализованному им виноградному вину, не имеет правовых оснований на осуществление по виноматериалам налоговых вычетов сумм акциза, уплаченных на территории Республики Молдова.
     

     Организация осуществляет первичную реализацию конфискованной алкогольной продукции иностранного производства, для маркировки которой приобретает марки у таможенных органов. Подлежат ли зачету при расчете акцизов, подлежащих уплате в бюджет по данным товарам, суммы, уплаченные при приобретении марок?

     
     Согласно постановлению Правительства РФ от 17.01.1996 N 824 "О порядке реализации алкогольной и табачной продукции иностранного производства, конфискованной или обращенной в федеральную собственность иным способом" алкогольная продукция иностранного производства, конфискованная или обращенная в федеральную собственность иным способом, маркируется маркой, подтверждающей право ее реализации на территории Российской Федерации.
     
     Главой 22 НК РФ предусмотрена уплата авансового платежа по акцизам только в случае приобретения налогоплательщиком региональных специальных марок для маркировки алкогольной продукции, производимой на территории Российской Федерации.
     
     Учитывая, что марка, подтверждающая право реализации на территории Российской Федерации алкогольной продукции иностранного производства, конфискованной или обращенной в федеральную собственность иным способом, не является региональной специальной маркой, суммы, уплаченные организацией, осуществляющей первичную реализацию конфискованной алкогольной продукции иностранного производства, по приобретению марок для маркировки указанной алкогольной продукции, не являются авансовым платежом и не подлежат вычетам при определении сумм акцизов, подлежащих уплате в бюджет по этим товарам. Стоимость марок, подтверждающих право реализации на территории Российской Федерации алкогольной продукции иностранного производства, конфискованной или обращенной в федеральную собственность иным способом, относится на затраты по реализации продукции данной организацией.
     

3. Табачная продукция

     

     Признаются ли налогоплательщиками акциза организации, производящие и реализующие на территории Российской Федерации табачное сырье, табачные отходы, прочий промышленно изготовленный табак и промышленные заменители табака, используемые в качестве сырья для производства табачной продукции, и обязаны ли данные организации представлять налоговую декларацию по акцизам?

     
     Согласно подпункту 5 п. 1 ст. 181 НК РФ табачная продукция признается подакцизным товаром.
     
     В соответствии с п. 1 ст. 193 НК РФ на табачное сырье, табачные отходы, прочий промышленно изготовленный табак и промышленные заменители табака, используемые в качестве сырья для производства табачной продукции, установлена налоговая ставка в размере 0 %.
     
     При этом согласно ст. 24 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" пункт 1 ст. 193 НК РФ вступает в действие в отношении табачного сырья, табачных отходов, прочего промышленно изготовленного табака и промышленных заменителей табака, используемых в качестве сырья для производства табачной продукции, с 1 января 2002 года.
     
     Таким образом, согласно ст. 17 НК РФ налог по данной продукции с 1 января 2002 года считается установленным.
     
     В соответствии со ст. 179 НК РФ организации и другие лица признаются плательщиками акциза, если они совершают операции, подлежащие налогообложению в соответствии с главой 22 НК РФ.
     
     Согласно подпункту 1 п. 1 ст. 182 НК РФ объектом обложения акцизом признается операция по реализации на территории Российской Федерации лицами произведенных ими подакцизных товаров.
     
     Следовательно, организации, осуществляющие операции по реализации на территории Российской Федерации произведенных ими табачного сырья, табачных отходов, прочего промышленно изготовленного табака и промышленных заменителей табака, признаются с 1 января 2002 года плательщиками акциза и обязаны согласно п. 6 ст. 204 НК РФ представлять в налоговый орган по месту своей регистрации налоговую декларацию в срок не позднее последнего числа месяца, следующего за отчетным.
     

     Предприятие производит сигареты из табачного сырья, предварительно обработав его подакцизной спиртосодержащей продукцией (ароматизаторами, разрешенными к применению Минздравом России). Правомерно ли производить при исчислении акцизов на сигареты, подлежащих уплате в бюджет, вычеты сумм акциза, уплаченных поставщикам спиртосодержащих ароматизаторов?

     
     В соответствии со ст. 181 НК РФ спиртосодержащая продукция и табачные изделия облагаются акцизами.
     
     Согласно п. 3 ст. 199 НК РФ не учитываются в стоимости приобретенного подакцизного товара и подлежат вычету суммы акциза, предъявленные покупателю при приобретении подакцизных товаров, используемых в качестве сырья для производства других подакцизных товаров. Указанное положение применяется в случае, если ставки акциза на подакцизные товары, используемые в качестве сырья, и ставки налога на подакцизные товары, произведенные из этого сырья, определены на одинаковую единицу измерения налоговой базы.
     
     Данная норма предусмотрена в целях избежания двойного налогообложения одного и того же вида объекта за определенный законом период налогообложения. Ситуация двойного обложения акцизами может возникнуть только при переработке подакцизных товаров, имеющих одинаковый объект налогообложения (например при изготовлении водки из спирта этилового, где объектом обложения является 1 литр безводного этилового спирта).
     
     В рассматриваемом случае присутствуют два различных, самостоятельных и не сопоставимых в единицах их измерения объекта налогообложения (по сигаретам - в рублях и копейках за 1000 штук и по спиртосодержащей продукции - в рублях и копейках за 1 литр безводного этилового спирта). Данное обстоятельство исключает ситуацию двойного обложения одним и тем же видом налога одного и того же объекта, и, следовательно, оснований для применения налоговых вычетов [то есть уменьшения суммы акциза по сигаретам на сумму акциза, уплаченную по спиртосодержащей продукции (ароматизаторам), использованной для их производства] не имеется.
     
     Поэтому акциз, уплаченный по спиртосодержащей продукции (ароматизаторам), использованной в качестве компонента для ароматизации сигарет, следует относить на себестоимость сигарет.
     

     Организация начинает производство сигарет с фильтром 5-го класса по ГОСТу. Признаются ли данные сигареты подакцизным товаром и по какой налоговой ставке осуществляется их налогообложение?

     
     Согласно подпункту 5 п. 1 ст. 181 НК РФ табачная продукция признается подакцизным товаром. При этом исключение из перечня подакцизных товаров сигарет 5-го класса по ГОСТу НК РФ не предусмотрено.
     
     Пунктом 1 ст. 193 НК РФ на сигареты с фильтром, за исключением сигарет длиной свыше 85 мм и сигарет 1, 2, 3 и 4-го классов по ГОСТу, установлена налоговая ставка в размере 55 руб. за 1000 штук. Следовательно, на сигареты с фильтром 5-го класса по ГОСТу применяется данная налоговая ставка.
     

     По какой налоговой ставке облагаются акцизами сигареты иностранных марок отечественного производства?

     
     Порядок исчисления и уплаты акцизов по сигаретам иностранных марок, производимых на территории Российской Федерации, устанавливается НК РФ.
     
     Согласно нормам данного Кодекса в основу принципа дифференциации ставок акциза по конкретным видам сигарет заложено изготовление этой продукции по применяемым на территории Российской Федерации ГОСТам, предусматривающим дифференциацию качества сигарет по классам.
     
     При этом выдаваемый на сигареты иностранных марок Сертификат соответствия, свидетельствующий лишь о соответствии производимой продукции тому или иному ГОСТу, не следует оценивать как однозначное подтверждение изготовления этой продукции по данному ГОСТу, поскольку в отличие от нормативно-технической документации, устанавливающей определенные требования, правила, нормы производства и характеристики продукции, Сертификат соответствия согласно Закону РФ от 10.06.1993 N 5151-1 "О сертификации продукции и услуг" представляет собой документ, служащий средством защиты потребителя от недобросовестности изготовителя или продавца, наличие которого является одним из основных условий реализации данной продукции.
     
     Кроме того, в требованиях, установленных на сигареты действующим ГОСТом 3935-81, предусмотрено, что каждая коробка, пачка, бокс или сувенирная коробка сигарет должна иметь обозначение этого стандарта, что, естественно, неприменимо и не производится при упаковке сигарет иностранных марок.
     
     Таким образом, учитывая, что ГОСТы разработаны только на отечественные виды, сорта и марки сигарет и, следовательно, изготовление сигарет иностранных марок осуществляется по другой нормативно-технической документации, на сигареты иностранных марок применяется ставка акциза, установленная пунктом 1 ст. 193 НК РФ на сигареты с фильтром, за исключением сигарет длиной свыше 85 мм и сигарет 1, 2, 3 и 4-го классов по ГОСТу, а именно: 55 руб. за 1000 штук.

     
     Организация, производящая табачные изделия, в целях рекламы своей продукции раздает ее посетителям выставки бесплатно. Облагаются ли данные табачные изделия акцизом?

     
     Согласно подпункту 1 п. 1 ст. 182 НК РФ в целях главы 22 передача прав собственности на подакцизные товары одним лицом другому лицу на безвозмездной основе признается реализацией подакцизных товаров, а операция по реализации на территории Российской Федерации лицами произведенных ими подакцизных товаров признается объектом обложения акцизами.
     
     Следовательно, табачные изделия, розданные организацией в целях рекламы производимой ими продукции на безвозмездной основе (бесплатно) посетителям выставки, облагаются акцизами.
     

     В какие сроки уплачиваются акцизы в бюджет организациями, производящими табачную продукцию?

     
     Сроки и порядок уплаты акциза при реализации табачной продукции установлены пунктом 4 ст. 204 НК РФ.
     
     Организации уплачивают акцизы при реализации произведенной ими табачной продукции исходя из фактической реализации за истекший налоговый период (календарный месяц) в следующие сроки:
     
     не позднее 30-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем, - по табачной продукции, реализованной с 1-го по 15-е число включительно отчетного месяца;
     
     не позднее 15-го числа второго месяца, следующего за отчетным месяцем, - по табачной продукции, реализованной с 16-го по последнее число отчетного месяца.
     
     Согласно п. 5 ст. 204 НК РФ акциз по табачной продукции уплачивается по месту ее производства.
     
     Налогоплательщики обязаны представлять в налоговые органы по месту своей регистрации в качестве налогоплательщика налоговую декларацию в срок не позднее последнего числа месяца, следующего за отчетным месяцем.
     

4. Пиво

     

     Налоговые ставки на пиво установлены в зависимости от нормативного (стандартизированного) содержания объемной доли этилового спирта. Как производится начисление акцизов по конкретной партии пива?

     
     Согласно п. 1 ст. 193 части второй НК РФ обложение акцизами пива производится по налоговым ставкам, дифференцированным в зависимости от нормативного (стандартизированного) содержания в нем объемной доли этилового спирта. Так, на пиво с нормативным (стандартизированным) содержанием объемной доли этилового спирта до 8,6 % включительно установлена налоговая ставка 1 руб. за 1 литр, на пиво с нормативным (стандартизированным) содержанием объемной доли этилового спирта свыше 8,6 % - 3 руб. 30 коп. за 1 литр.
     
     При этом под определением "нормативного (стандартизированного) содержания" понимается объемная доля спирта (в процентах), предусмотренная техническими требованиями, установленными действующими государственными стандартами (ГОСТами), регламентирующими производство пива.
     
     Требованиями, установленными п. 4.1.6 ГОСТа Р 51174-98 "Пиво. Общие технические условия", предусмотрен показатель, определяющий только минимальную долю содержания в этой продукции спирта, без регламентации ее верхнего предела.
     
     В соответствии с разъяснениями Госстандарта России цифровые значения, установленные в государственных стандартах, для показателей конкретной продукции являются нормативными. Если в стандарте при описании области допустимых значений используется понятие "не менее", например объемная доля спирта не менее 8,6 %, это означает, что фактические значения оцениваемых показателей, превышающие или равные 8,6 %, являются нормативными.
     
     С учетом данного разъяснения исчисление акциза по конкретной партии пива производится с применением налоговой ставки в соответствии с фактическим содержанием в этом пиве объемной доли этилового спирта.
     

     Технологический процесс производства пива предусматривает отбор проб пива с линий розлива для проведения лабораторных анализов. Признается ли данная операция объектом налогообложения акцизом?

     
     Согласно подпункту 6 п. 1 ст. 182 НК РФ операция по передаче на территории Российской Федерации лицами произведенных ими подакцизных товаров для собственных нужд признается объектом обложения акцизом.
     
     Вместе с тем объем пива, отобранный для проверки его качества, не может считаться используемым для собственных нужд по следующим основаниям.
     
     ГОСТом 12786-80 "Пиво. Правила приемки и методы отбора проб" предусмотрено, что пиво принимается партиями. Партией считается количество пива одного наименования, в однородной потребитель-ской или транспортной таре, одной даты розлива, оформленное одним документом о качестве.
     
     Документ о качестве пива выдается только после проверки его качества на соответствие требованиями нормативно-технической документации по различным показателям. Кроме того, в зависимости от показателей качества и объема партии пива (в бутылках) ГОСТом определен объем выборки пива.
     
     Таким образом, организация, производящая пиво, обязана определенный ГОСТом объем произведенного пива направлять на проверку его качества.
     
     Следовательно, передача проб пива с линий розлива для проведения лабораторных анализов в количестве, предусмотренном ГОСТом 12786-80, объектом налогообложения акцизом не признается.

     
     В какие сроки уплачиваются акцизы в бюджет организациями и индивидуальными предпринимателями, производящими пиво?

     
     Сроки и порядок уплаты акциза при реализации пива установлены пунктом 4 ст. 204 НК РФ.
     
     Организации и индивидуальные предприниматели уплачивают акцизы при реализации произведенного ими пива исходя из фактической реализации за истекший налоговый период (календарный месяц) в следующие сроки:
     
     не позднее 30-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем, - по пиву, реализованному с 1-го по 15-е число включительно отчетного месяца;
     
     не позднее 15-го числа второго месяца, следующего за отчетным месяцем, - по пиву, реализованному с 16-го по последнее число отчетного месяца.
     
     Согласно п. 5 ст. 204 НК РФ акциз по пиву уплачивается по месту его производства.
     
     Налогоплательщики обязаны представлять в налоговые органы по месту своей регистрации в качестве налогоплательщика налоговую декларацию в срок не позднее последнего числа месяца, следующего за отчетным месяцем.
     

5. Ювелирные изделия

     
     Индивидуальный предприниматель осущест-вляет деятельность по производству ювелирных изделий. Является ли он налогоплательщиком акцизов по производимым им ювелирным изделиям?
     
     Согласно ст. 179 НК РФ индивидуальные предприниматели признаются плательщиками акциза, если они совершают операции, подлежащие налогообложению.
     
     В соответствии с подпунктом 1 п. 1 ст. 182 НК РФ объектом налогообложения признается реализация на территории Российской Федерации индивидуальными предпринимателями произведенных ими подакцизных товаров, а согласно подпункту 4 п. 1 ст. 182 данного Кодекса - передача на территории Российской Федерации индивидуальными предпринимателями произведенных ими из давальческого сырья (материалов) подакцизных товаров собственнику указанного сырья (материалов).
     
     Перечень изделий, признаваемых в целях главы 22 НК РФ ювелирными изделиями, признаваемыми подакцизными товарами, установлен в подпункте 6 п. 1 ст. 181 НК РФ.
     
     Следовательно, индивидуальные предприниматели, осуществляющие операции по реализации на территории Российской Федерации произведенных ими ювелирных изделий, а также по передаче на территории Российской Федерации собственнику давальческого сырья (материалов) произведенных ими из указанного сырья (материалов) ювелирных изделий, признаваемых согласно подпункту 6 п. 1 ст. 181 данного Кодекса подакцизными товарами, признаются налогоплательщиками акцизов.
     

     Индивидуальный предприниматель закупил партию ювелирных изделий в Республике Беларусь для продажи на территории Россий-ской Федерации. Является ли он в данном случае налогоплательщиком акциза?

     
     Согласно ст. 179 НК РФ индивидуальные предприниматели признаются плательщиками акциза, если они совершают операции, подлежащие налогообложению.
     
     В соответствии с подпунктом 11 п. 1 ст. 182 НК РФ объектом налогообложения признается первичная реализация подакцизных товаров, происходящих и ввезенных на территорию Российской Федерации с территории государств-участников Таможенного союза без таможенного оформления (при наличии соглашений о едином таможенном пространстве).
     
     В настоящее время таможенный контроль и таможенное оформление отменены только в отношении перемещаемых товаров через границу Российской Федерации с Республикой Беларусь.
     
     Следовательно, индивидуальные предприниматели, осуществляющие первичную реализацию ювелирных изделий, происходящих и ввезенных на территорию Российской Федерации из Республики Беларусь, признаются плательщиками акцизов.
     
     При этом индивидуальные предприниматели, осуществляющие первичную реализацию ювелирных изделий, происходящих из Республики Беларусь и ввезенных на территорию Российской Федерации без таможенного оформления, не будут являться плательщиками акцизов только в случае, если они переведены на уплату единого налога на вмененный доход, установленного и введенного в действие нормативными правовыми актами законодательных органов государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 31.07.1998 N 148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности".
     

     В какие сроки уплачиваются акцизы в бюджет организациями и индивидуальными предпринимателями, производящими ювелирные изделия?

     
     Сроки и порядок уплаты акциза при реализации ювелирных изделий установлены пунктом 4 ст. 204 НК РФ.
     
     Организации и индивидуальные предприниматели уплачивают акцизы при реализации произведенных ими ювелирных изделий исходя из фактической реализации за истекший налоговый период (календарный месяц) в следующие сроки:
     
     не позднее 30-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем, - по ювелирным изделиям, реализованным с 1-го по 15-е число включительно отчетного месяца;
     
     не позднее 15-го числа второго месяца, следующего за отчетным месяцем, - по ювелирным изделиям, реализованным с 16-го по последнее число отчетного месяца.
     
     Согласно п. 5 ст. 204 акциз по ювелирным изделиям уплачивается по месту их производства.
     
     Налогоплательщики обязаны представлять в налоговые органы по месту своей регистрации налоговую декларацию в срок не позднее последнего числа месяца, следующего за отчетным месяцем.
     

     Организация производит сувенирные изделия из кости со вставками из золотых самородков. Признаются ли данные изделия подакцизными товарами?

     
     В соответствии с подпунктом 6 п. 1 ст. 181 НК РФ в целях настоящей главы ювелирными изделиями, признаваемыми подакцизными товарами, являются изделия, произведенные с использованием драгоценных металлов и их сплавов и (или) драгоценных камней и (или) культивированного жемчуга.
     
     В связи с этим изделия, изготовленные с использованием золотых самородков, для целей налогообложения признаются ювелирными изделиями и, соответственно, подакцизными товарами.
     

     Организация заключила с другой организацией договор на аренду производственных мощностей и оборудования для производства ювелирных изделий. Для обслуживания арендованного оборудования заключен договор о возмезд-ном оказании услуг персоналом организации-арендодателя. Производство ювелирных изделий будет осуществляться из собственного сырья арендатора и из давальческого сырья третьих лиц. Какая организация (арендатор или арендодатель) будет в данном случае плательщиком акцизов по ювелирным изделиям?

     
     Согласно ст. 179 НК РФ организации признаются плательщиками акциза, если они совершают операции, подлежащие налогообложению.
     
     В соответствии с подпунктом 1 п. 1 ст. 182 НК РФ объектом налогообложения признается реализация на территории Российской Федерации организациями произведенных ими подакцизных товаров, а согласно подпункту 4 п. 1 ст. 182 данного Кодекса - передача на территории Российской Федерации организациями произведенных ими из давальческого сырья (материалов) подакцизных товаров собственнику указанного сырья (материалов).
     
     При этом данная норма закона применяется независимо от того, на каких производственных площадях и оборудовании (собственных или арендованных) осуществляется процесс производства подакцизного товара, а также (поскольку договорные отношения между хозяйствующими субъектами не могут вступать в противоречие с законодательными нормами, регламентирующими порядок исчисления и уплаты налогов) от того, на каких договорных условиях это оборудование обслуживается.
     
     В связи с этим плательщиком акцизов по ювелирным изделиям, изготовленным как из собственного, так и из давальческого сырья, независимо от того, кому принадлежит это сырье, а также производственные мощности и оборудование, на котором эти ювелирные изделия изготовлены, признается непосредственно производитель готовых ювелирных изделий, то есть в данном конкретном случае арендатор производственных мощностей и оборудования.
     

     Организацией освоен новый вид продукции: часы наручные и карманные механические в корпусах из драгоценных металлов. Признается ли данная продукция подакцизным товаром?

     
     В соответствии с подпунктом 6 п. 1 ст. 181 главы 22 НК РФ в целях настоящей главы ювелирными изделиями, признаваемыми подакцизными товарами, являются изделия, произведенные с использованием драгоценных металлов и их сплавов и (или) драгоценных камней и (или) культивированного жемчуга.
     
     Поэтому часы в корпусах из драгоценных металлов для целей налогообложения акцизами признаются ювелирными изделиями и, соответственно, подакцизными товарами.
     

     Организация производит государственные награды и медали с использованием драгоценных металлов и их сплавов и (или) драгоценных камней и (или) культивированного жемчуга, статус которых определен законами или иными нормативными актами государств-участников СНГ. Облагается ли акцизами данная продукция?

     
     Согласно подпункту 6 п. 1 ст. 181 НК РФ в целях настоящей главы не признаются ювелирными изделиями государственные награды и медали, статус которых определен законами Российской Федерации или указами Президента Российской Федерации.
     
     Следовательно, государственные награды и медали, произведенные с использованием драгоценных металлов и их сплавов и (или) драгоценных камней и (или) культивированного жемчуга, статус которых определен законами или иными нормативными актами государств-участников СНГ, для целей налогообложения акцизами признаются подакцизными товарами.
     

6. Бензин автомобильный

     

     Организация изготавливает и реализует бензин автомобильный с октановым числом более "80", который получен нестандартным способом путем осуществления смешения бензина автомобильного с октановым числом до "80" с высокооктановыми добавками. Признается ли данная организация плательщиком акциза?

     
     Согласно подпункту 8 п. 1 ст. 181 НК РФ бензин автомобильный признается подакцизными товаром.
     
     В соответствии со ст. 179 НК РФ организации и другие лица признаются налогоплательщиками акциза, если они совершают операции, подлежащие налогообложению в соответствии с главой 22.
     
     Согласно подпункту 1 п. 1 ст. 182 НК РФ объектом обложения акцизом признается операция по реализации на территории Российской Федерации лицами произведенных ими подакцизных товаров.
     
     Пунктом 3 ст. 182 НК РФ в целях главы 22 установлено, что к производству приравниваются любые виды смешения товаров в местах их хранения и реализации, в результате которых получается подакцизный товар.
     
     Таким образом, если организацией или другим лицом в результате определенного смешения различных марок бензина или низкооктановых бензинов с различного рода высокооктановыми добавками вырабатывается, а впоследствии реализуется бензин автомобильный новой марки и нового качества, отвечающий требованиям ГОСТа Р 511313-99 "Бензины автомобильные. Общие технические требования", то данный бензин автомобильный признается подакцизным товаром, а у его производителя при реализации возникает объект обложения акцизом, и, следовательно, он признается налогоплательщиком акциза.
     

     Бензин автомобильный произведен из давальческого сырья (нефти), принадлежащего российской организации, на нефтеперерабатывающем заводе, расположенном в Республике Казахстан, и затем ввезен данной российской организацией на территорию Российской Федерации для реализации. Кто в данном случае является плательщиком акцизов по бензину автомобильному и как определяется налоговая база?

     
     В соответствии со ст. 179 НК РФ организации и другие лица признаются плательщиками акциза, если они совершают операции, подлежащие налогообложению в соответствии с главой 22 данного Кодекса.
     
     Согласно подпункту 10 п. 1 ст. 182 НК РФ объектом обложения акцизом признается операция по ввозу подакцизных товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
     
     Следовательно, в данном случае российская организация-собственник давальческого сырья (нефти) признается налогоплательщиком акциза в связи с перемещением подакцизного товара (бензина автомобильного) через таможенную границу Российской Федерации.
     
     При этом в соответствии с п. 4 ст. 191 НК РФ при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации подакцизных товаров в качестве продуктов переработки вне таможенной территории Российской Федерации налоговая база по подакцизным товарам, в отношении которых установлены твердые (специфические) ставки (в абсолютной сумме на единицу измерения), определяется как объем ввозимых подакцизных товаров в натуральном выражении.
     

     Бензин автомобильный произведен из давальческого сырья (нефти), принадлежащего российской организации, на нефтеперерабатывающем заводе, расположенном в Республике Беларусь, и затем ввезен данной российской организацией на территорию Российской Федерации для реализации. Кто в данном случае является плательщиком акцизов по бензину автомобильному и как определяется налоговая база?

     
     В соответствии со ст. 179 НК РФ организации и другие лица признаются плательщиками акциза, если они совершают операции, подлежащие налогообложению в соответствии с главой 22 данного Кодекса.
     
     Согласно подпункту 11 п. 1 ст. 182 НК РФ объектом обложения акцизом признается операция по первичной реализации подакцизных товаров, происходящих и ввезенных на территорию Российской Федерации с территории государств-участников Таможенного союза без таможенного оформления (при наличии соглашений о едином таможенном пространстве).
     
     В настоящее время таможенный контроль и таможенное оформление отменены только в отношении перемещаемых товаров через границу Российской Федерации с Республикой Беларусь.
     
     Следовательно, в данном случае российская организация-собственник давальческого сырья (нефти) признается плательщиком акциза в связи с первичной реализацией подакцизного товара (бензина автомобильного), происходящего и ввезенного на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь.
     
     При этом в соответствии с п. 3 ст. 187 НК РФ налоговая база при первичной реализации подакцизных товаров, происходящих и ввезенных с территории Республики Беларусь, в отношении которых установлены твердые (специфические) ставки (в абсолютной сумме на единицу измерения), определяется как объем реализованных (переданных) подакцизных товаров в натуральном выражении.
     

7. Легковые автомобили

     
     Признаются ли плательщиками акциза организации, производящие и реализующие на территории Российской Федерации автомобили легковые с мощностью двигателя до 67,5 кВт (90 л.с.) и обязаны ли они представлять налоговую декларацию по акцизам?
     
     Согласно подпункту 7 п. 1 ст. 181 НК РФ легковые автомобили признаются подакцизными товарами.
     
     В соответствии с п. 1 ст. 193 НК РФ на автомобили легковые с мощностью двигателя до 67,5 кВт (90 л.с.) включительно установлена налоговая ставка в размере 0 руб. за 0,75 кВт (1 л.с.).
     
     Таким образом, согласно ст. 17 НК РФ налог по данным автомобилям считается установленным.
     
     В соответствии со ст. 179 НК РФ организации и другие лица признаются плательщиками акциза, если они совершают операции, подлежащие налогообложению в соответствии с главой 22 данного Кодекса.
     
     Согласно подпункту 1 п. 1 ст. 182 НК РФ объектом обложения акцизом признается операция по реализации на территории Российской Федерации лицами произведенных ими подакцизных товаров.
     
     Следовательно, организации, осуществляющие операции по реализации на территории Российской Федерации произведенных ими автомобилей легковых с мощностью двигателя до 67,5 кВт (90 л.с.), признаются плательщиками акциза и обязаны согласно п. 6 ст. 204 НК РФ представлять в налоговый орган по месту своей регистрации налоговую декларацию в срок не позднее последнего числа месяца, следующего за отчетным месяцем.

     
     В каких случаях организации, осуществляющие первичную реализацию подакцизных товаров, ввезенных из Республики Беларусь, не признаются плательщиками акциза по этим товарам?

     
     Организация, осуществляющая первичную реализацию подакцизных товаров, происходящих из Республики Беларусь и ввезенных на территорию Российской Федерации без таможенного оформления, не признается плательщиком акциза только в случае, если она переведена на уплату единого налога на вмененный доход, установленного и введенного в действие нормативными правовыми актами законодательных органов государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 31.07.1998 N148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности".