Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Об изменениях и дополнениях, внесенных в Федеральный закон от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах"


Об изменениях и дополнениях, внесенных в Федеральный закон от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах"

     
     А.О. Диков,
советник налоговой службы I ранга
     
С.В. Разгулин,
советник налоговой службы I ранга

     

     
     Первоначальная редакция Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" (далее - Закон о введении) содержала ряд существенных недостатков.
     
     В целях их устранения Государственная Дума 24 ноября 2000 года приняла Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах”" (далее - Закон о поправках).
     
     К сожалению, Закон о поправках был одобрен Советом Федерации только 20 декабря 2000 года. В соответствии с частью 3 ст. 107 Конституции Российской Федерации Президент Российской Федерации отклонил направленный ему для подписания и обнародования Закон о поправках, в том числе и по причине несоответствия срока его вступления в силу ст. 5 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ). Таким образом, с 1 января 2001 года Закон о введении действовал в редакции от 5 августа 2000 года.
     
     Государственная Дума приняла Закон о поправках с учетом замечаний Президента Российской Федерации (Федеральный закон от 24.03.2001 N 33-ФЗ).
     
     При этом указанная в ст. 3 Закона о поправках новая дата его вступления в силу - по истечении месяца со дня официального опубликования - относится только к самому Закону о поправках. Однако таким способом нельзя обойти нормы, относящиеся к налогам, порядок исчисления и уплаты которых изменяется поправками. Поскольку поправками вносятся изменения и дополнения в иные акты законодательства о налогах и сборах, то их применение в отношении соответствующих налогов должно производиться не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, то есть применение положений Закона о введении, с учетом изменений и дополнений, должно осуществляться в соответствии со ст. 5 НК РФ.
     
     В связи с принятием Закона о поправках подготовленные в настоящее время нормативные правовые акты по реализации части второй НК РФ и Закона о введении во многом подвергнутся корректировке.
     
     Ряд изменений носит технический характер. В частности, исправлена допущенная в официальном тексте Закона о введении опечатка, касающаяся исключения из постановления Верховного Совета Российской Федерации от 24.02.1993 N 4543-1 абзаца четвертого из пункта 3, а не из пункта 1 (соответствующий абзац просто отсутствовал). Редакционные изменения вызваны заменой в ст. 27 Закона о введении ссылки на ст. 148 НК РФ ссылкой на ст. 149 Кодекса.
     
     Правила юридической техники потребовали введения отдельной статьи о вносимых в законодательные акты изменениях (ст. 8.1 Закона о поправках об исключении слов "сбора за пограничное оформление при осуществлении пограничного контроля" в абзаце третьем части второй ст. 44 Закона РФ от 01.04.1993 N 4730-1 "О Государственной границе Российской Федерации").
     
     Согласно Закону о поправках положения НК РФ о компетенции органов власти в установлении налогов, а также перечень налогов и специальных налоговых режимов вводятся в действие со дня признания утратившим силу Закона РФ от 27.12.1991 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации".
     
     Взамен новой редакции ст. 3-5 Федерального закона от 31.07.1998 N 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" предложена новая ст. 32.1 Закона о поправках, закрепляющая механизм, который позволит применять содержащиеся отсылки на положения НК РФ к действующим федеральным законам, регулирующим порядок взимания конкретных налогов. Аналогичным образом решены вопросы в части содержащихся отсылок к еще не введенным главам части второй НК РФ: ссылки на налог на доходы организаций, таможенную пошлину (новая редакция ст. 28 Закона о введении).
     
     Внесено корреспондирующее изменение в Закон РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" в части исключения налога на отдельные виды транспортных средств из перечня федеральных налогов в связи с отменой Законом о введении Федерального закона об одноименном налоге.
     
     Как известно, представительным органам местного самоуправления предоставлено право установления ставки налога на прибыль, зачисляемого в бюджеты муниципальных образований, в размере не свыше 5 %.
     
     Однако соответствующие положения ст. 8 Закона о введении содержали возможность возникновения судебных споров, связанных с обжалованием налогоплательщиками решений органов местного самоуправления об установлении ставки налога на прибыль предприятий и организаций как принятых с нарушением требований, предъявляемых НК РФ к установлению налогов и сборов и порядку введения в действие актов законодательства о налогах и сборах (ст. 5, 17 НК РФ).
     
     Закон о введении не исключал ситуацию, при которой представительные органы местного самоуправления могли не установить указанную ставку. В этом случае согласно ст. 17 НК РФ сам налог на прибыль считается не установленным (не определен элемент налогообложения). Кроме того, положения ст. 5 НК РФ заставляли представительные органы власти в целях реализации данных положений с 1 января 2001 года принять указанное решение и официально опубликовать его не позднее 1 декабря 2000 года (один месяц со дня официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода).
     
     В целях обеспечения реализации положений ст. 8 Закона о введении с 1 января 2001 года в первоначальной редакции поправок (которые Президент Российской Федерации отклонил) предусматривались нормы, согласно которым решения представительных органов местного самоуправления об установлении ставки налога на прибыль применяются к правоотношениям, возникшим с 1 января 2001 года. Кроме того, до принятия соответствующих решений представительными органами местного самоуправления устанавливалась максимальная ставка налога в размере 5%.
     
     Однако поскольку практически все муниципальные образования установили данную ставку до 1 декабря 2000 года (в ряде случаев в муниципальных образованиях не был введен в действие налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы), а также учитывая, что налоговым периодом по налогу на прибыль является календарный год, от регулирования подобного вопроса отказались.
     
     Пункт 5 ст. 3 Закона РФ от 18.10.1991 N 1759-1 "О дорожных фондах в Российской Федерации" предусматривает возможность установления сбора за проезд по автомобильным дорогам на территории Российской Федерации. Там же указано, что порядок и размер сборов устанавливаются Правительством РФ. Поэтому слово "сбор" заменено словом "плата", тем самым характеристика правовой природы платежа приведена в соответствие с названием.
     
     Исключены положения об обязанности плательщика налога на пользователей автомобильных дорог перечислять налог раздельно на счета Федерального дорожного фонда и территориальных дорожных фондов. Это связано с тем, что статьей 7 Федерального закона от 27.12.2000 N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год" с 1 января 2001 года Федеральный дорожный фонд упразднен.
     
     Действие части второй и третьей ст. 10 Закона о введении в части уплаты недоимки, пеней и штрафов в Федеральный дорожный фонд приостановлено с 1 января по 31 декабря 2001 года Федеральным законом от 27.12.2000 N 150-ФЗ. Средства, поступающие в счет погашения задолженности, образовавшейся на 1 января 2001 года по налогу на пользователей автомобильных дорог, а также суммы штрафов и пеней за несвоевременную уплату указанного налога в полном объеме зачисляются в доходы территориальных дорожных фондов субъектов Российской Федерации. В доходах федерального бюджета учитываются средства, поступающие от налогоплательщиков в счет погашения задолженности, образовавшейся на 1 января 2001 года по налогу на реализацию горюче-смазочных материалов, штрафы и пени за несвоевременную уплату указанного налога в части, зачислявшейся ранее в Федеральный дорожный фонд, а также доходы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации до 1 января 2001 года являлись источниками формирования других федеральных целевых бюджетных фондов (за исключением 15 % сумм штрафов, налагавшихся в административном порядке, зачислявшихся ранее в Государственный фонд борьбы с преступностью).
     
     НК РФ закрепляет положения о предоставлении налоговых льгот актом законодательства о налогах и сборах при установлении налога (сбора). В целях прекращения сложившейся практики использования налоговых льгот на основе актов, принятых до введения в действие НК РФ, Закон о введении дополнен положениями об отмене норм о налоговых льготах, содержащихся в ряде законов (ст. 15 Федерального закона от 26.02.1997 N 31-ФЗ "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации", части пятой ст. 2 Федерального закона от 10.01.1996 N 6-ФЗ "О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации").
     
     Появляются новые условия вычета НДС при принятии на учет объектов завершенного или незавершенного капитального строительства. Отныне вычетам (то есть уменьшению общей суммы НДС) подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику подрядными организациями (заказчиками-застройщиками) при проведении ими капитального строительства, сборке (монтаже) основных средств, суммы налога, предъявленные налогоплательщику по товарам (работам, услугам), приобретенным для выполнения строительно-монтажных работ, суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении им объектов незавершенного капитального строительства, а также суммы налога, исчисленные налогоплательщиками при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления, после принятия на учет объектов завершенного или незавершенного капитального строительства только в части суммы налога, приходящейся на работы, выполненные после 31 декабря 2000 года.
     
     Не совсем ясна ситуация с имущественными вычетами при осуществлении операций с ценными бумагами. Согласно НК РФ при реализации ценных бумаг налогоплательщики вправе уменьшить сумму общего дохода от их реализации на совокупную сумму фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов на приобретение этих ценных бумаг. Налогоплательщики имеют право фактически получить имущественный вычет или уменьшить доход при реализации ценных бумаг только в конце года, так как в соответствии с п. 2 ст. 220 НК РФ имущественные налоговые вычеты предоставляются на основании  письменных заявлений налогоплательщиков при подаче ими налоговой декларации в налоговые органы по окончании налогового периода.
     
     В соответствии с поправками до 1 января 2002 года сохраняет силу часть третья ст. 12 Закона РФ от 07.12.1991 N 1998-1 "О подоходном налоге с физических лиц" в части продажи ценных бумаг, а имущественный вычет, предусмотренный Кодексом при продаже ценных бумаг, вводится в действие с 1 января 2002 года.
     
     Предложено отложить до 1 июня текущего года применение положений НК РФ о вычетах сумм авансового платежа, уплаченных при покупке специальных региональных марок, и уплате акциза по алкогольной продукции, реализуемой с акцизных складов.
     
     В первоначальной редакции Закона о поправках планировалось, что правовой основой и уплаты, и взыскания сумм недоимки, пеней и штрафов по платежам в государственные внебюджетные фонды будет НК РФ (ст. 9 и 10 Закона о введении). Эти положения также вызвали замечания Президента Российской Федерации.
     
     При этом ст. 10 Закона о введении устанавливала только порядок уплаты недоимки и пени, но не содержала положения о порядке начисления пеней.
     
     Согласно Закону о поправках к указанной задолженности будут применяться действовавшие нормативные правовые акты по каждому виду социального страхования. Законодатель не посчитал возможным распространить положения НК РФ на порядок исчисления и уплаты сумм пеней по платежам в государственные внебюджетные фонды, образовавшихся до введения в действие части второй НК РФ. Действительно, данные нормы могут рассматриваться как улучшающие положение плательщиков, их обратная сила возможна только в случае прямого указания закона.
     
     Следовательно, порядок расчета задолженности, образовавшейся до 1 января 2001 года, затруднен в связи с тем, что он различен по взносам в разные государственные социальные внебюджетные фонды.
     
     В отношении задолженности и пеней, которые образовались после 1 января 2001 года, исчисление и уплата должны производиться в порядке, установленном НК РФ (ст. 45, 75 и др. Кодекса).
     
     Правительством РФ должны быть определены порядок и условия проведения реструктуризации задолженности по взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, начисленным пеням и штрафам по состоянию на 1 января 2001 года (первоначально содержалась дата 1 января 2000 года ).
     
     Согласно первой редакции ст. 20 Закона о введении порядок и условия проведения реструктуризации задолженности по взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, начисленным пеням и штрафам, имевшимся у организаций по состоянию на 1 января 2000 года, определяются Правительством РФ.
     
     Вместе с тем ст. 21 Закона о введении устанавливает, что решения о реструктуризации сумм задолженности по взносам и начисленной пени в указанные внебюджетные фонды, принятые до введения в действие части второй НК РФ, применяются в соответствии с условиями, на которых они были предоставлены. Данный порядок предусмотрен в действующих нормативных правовых актах, регулирующих уплату (взимание) платежей во внебюджетные фонды.
     
     Противоречия, возникшие в результате, видимо, технической ошибки, устранены поправками.
     
     В силу абзаца второго ст. 21 Закона о введении с 1 января 2001 года решение о предоставлении отсрочки (рассрочки) отменяется органами государственных внебюджетных фондов на основании представления налоговых органов в течение 5 дней со дня получения соответствующего представления (Законом о поправках введена дата, с которой производится отсчет данных пяти дней).
     
     С введением в действие части второй НК РФ в законодательстве отсутствовали положения, предусматривающие уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения. Согласно новой редакции ст. 19 Закона о введении уплата данных взносов будет производиться органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в соответствии с Положением о порядке уплаты страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования (утверждены постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24.02.1993 N 4543-1 "О порядке финансирования обязательного медицинского страхования граждан на 1993 год").
     
     Восстановлена функция территориальных фондов обязательного медицинского страхования по аккумулированию финансовых средств на обязательное медицинское страхование граждан.
     
     Статьей 32.2 Закона о поправках правила ст. 59 НК РФ о признании задолженности безнадежной распространены на суммы налоговых санкций за нарушения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, которые до введения в действие Кодекса взимались в бесспорном порядке и по которым решение налогового органа было вынесено до 1 января 1999 года.
     
     Напомним, что до 1 января 1999 года бесспорный порядок взыскания недоимок по налогам с юридических лиц производился в силу ст. 24 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" в течение шести лет с момента образования указанных недоимок, а срок исковой давности взыскания налогов с физических лиц составлял три года. Частью второй ст. 8 Федерального закона "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" устанавливалось, что указанные санкции продолжают взыскиваться в бесспорном порядке.
     
     Однако постановлением Конституционного суда Российской Федерации от 17.12.1996 N 20-П был установлен запрет на бесспорный порядок взыскания сумм санкций с организаций (в отношении физических лиц данный запрет содержался в Законе РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации").
     
     Распространение порядка списания задолженности только на данный вид налоговых санкций, по-видимому, объясняется мнением, что поскольку налоговые санкции являются мерой ответственности за совершение налогового правонарушения и взыскиваются в судебном порядке, для признания безнадежной к взысканию задолженности по штрафам требуется решение судебного органа. Вместе с тем эта позиция не совсем верна хотя бы потому, что процессуальное законодательство не содержит такого вида производства, как производство по делу о признании задолженности по штрафам безнадежной ко взысканию и ее списании. Представляется целесообразным внесение в ст. 59 НК РФ поправок, предусматривающих возможность признания задолженности по штрафам безнадежной безотносительно каких-либо дополнительных условий, как, например, установленных статьей 32.2 Закона о поправках.