Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О применении индивидуальными предпринимателями упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности


О применении индивидуальными предпринимателями упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности

     
     И.М. Андреев,
советник налоговой службы I ранга
     

     Являются ли плательщиками налога с продаж индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности?

     
     В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 29.12.1995 N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" (далее - Федеральный закон N 222-ФЗ) применение упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности индивидуальными предпринимателями предусматривает замену уплаты установленного законодательством Российской Федерации подоходного налога на доход, полученный от занятия предпринимательской деятельностью, уплатой стоимости патента на занятие данной деятельностью.
     
     При этом следует иметь в виду, что индивидуальные предприниматели являются плательщиками не только подоходного налога на доход от осуществляемой деятельности, но и ряда других федеральных и региональных налогов и сборов, обязанность по уплате которых возлагается на них с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих  уплату данного налога или сбора.
     
     К таким налогам, в частности, относится и налог с продаж, плательщиками которого в соответствии с п. 3 ст. 20 Закона РФ от 27.12.1991 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 08.07.1998 N 142-ФЗ) являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, реализующие товары (работы, услуги) на территории Российской Федерации за наличный расчет.
     
     Учитывая изложенное и в целях применения действующего налогового законодательства, индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности и подпадающие в силу специфики осуществляемой ими деятельности под действие законодательства о налоге с продаж, не освобождаются от уплаты данного налога, если региональным законодательством не предусмотрены налоговые льготы для отдельных категорий налогоплательщиков.
     

     Включаются ли в целях применения положений Федерального закона "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" в состав совокупной валовой выручки индивидуальных предпринимателей суммы налога с продаж, полученные от покупателей (заказчиков)?

     
     В соответствии со ст. 2 Федерального закона N 222-ФЗ субъекты малого предпринимательства имеют право на применение упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности при условии, если в течение года, предшествующего кварталу, в котором подано заявление на право применения данной системы, совокупный размер валовой выручки не превысил суммы 100 000-кратного минимального размера оплаты труда, установленного законодательством Российской Федерации на первый день квартала, в котором произошла подача такого заявления.
     
     Согласно ст. 3 вышеуказанного Федерального закона валовая выручка исчисляется как сумма выручки, полученная от реализации товаров (работ, услуг), продажной цены имущества, реализованного за отчетный период, и внереализационных доходов.
     
     При этом в выручку включаются все денежные средства, полученные субъектами предпринимательской деятельности от реализованных по установленным ценам товаров (работ, услуг).
     
     Пунктом 3 ст. 20 Федерального закона от 27.12.1991 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 08.07.1999 N 142-ФЗ) установлено, что сумма налога с продаж включается налогоплательщиком в цену товара, предъявляемую к оплате покупателю (заказчику).
     
     Учитывая изложенное, в целях применения действующего налогового законодательства сумма денежных средств, поступающая от покупателей (заказчиков) в счет оплаты стоимости приобретенных ими товаров (работ, услуг), включая и налог с продаж, подлежит учету в составе совокупной валовой выручки налогоплательщика в общеустановленном порядке.
     

     В соответствии с положениями ранее дейст-вовавшей инструкции Госналогслужбы России от 15.05.95 N 30 "О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды" индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, освобождались от уплаты налога на реализацию горюче-смазочных материалов (ГСМ). Действующая в настоящее время инструкция МНС России от 04.04.2000 N 59 такого освобождения для индивидуальных предпринимателей не преду-сматривает. Возникает ли в данном случае у индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, обязанность по уплате налога на реализацию ГСМ?

     
     В соответствии со ст. 1 Федерального закона N 222-ФЗ применение упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности индивидуальными предпринимателями предусматривает замену уплаты установленного законодательством Российской Федерации подоходного налога на доход, полученный от осуществляемой предпринимательской деятельности, уплатой стоимости патента на занятие данной деятельностью.
     
     Учитывая данное обстоятельство, для индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, сохраняется действующий порядок уплаты прочих налогов и сборов, обязанность по уплате которых возлагается на них действующим налоговым законодательством в зависимости от вида осуществляемой ими деятельности, а также от наличия тех или иных объектов налогообложения помимо доходов, извлекаемых от осуществляемой деятельности. К таким налогам, в частности, относится и налог на реализацию горюче-смазочных материалов (ГСМ), установленный Законом РФ от 18.10.1991 N 1759-1 "О дорожных фондах в Российской Федерации", с изменениями и дополнениями.
     
     В соответствии со ст. 4 указанного Закона налог на реализацию ГСМ уплачивают объединения, предприятия, организации и предприниматели независимо от форм собственности, ведомственной принадлежности и организационно-правовых форм, реализующие указанные материалы, в том числе ввозимые на территорию Российской Федерации. Освобождение от уплаты этого налога каких-либо категорий налогоплательщиков данным Законом не предусмотрено.
     
     До введения в действие инструкции МНС России от 04.04.2000 N 59 порядок исчисления и уплаты налога на реализацию ГСМ регламентировался инструкцией Госналогслужбы России от 15.05.1995 N 30 "О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды", в соответствии с которой индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, освобождались от уплаты этого налога.
     
     Данное положение Инструкции противоречило нормам Федерального закона "О дорожных фондах в Российской Федерации" и не могло применяться в отношении упомянутой выше категории индивидуальных предпринимателей.
     
     С введением в действие инструкции МНС России от 04.04.2000 N 59 "О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды", отменившей ранее действовавшую Инструкцию N 30, это противоречие полностью урегулировано.
     
     Исходя из изложенного, индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности и осуществляющие свою деятельность в сфере торговли ГСМ, являются плательщиками налога на реализацию ГСМ в общеустановленном порядке.
     

     Вправе ли налоговые органы произвести перерасчет годовой стоимости патента, выданного индивидуальному предпринимателю, применяющему упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, исходя из фактических результатов его деятельности? Предпринимателем оплачена годовая стоимость патента по нескольким видам деятельности. Как в этом случае производится исчисление совокупного размера валовой выручки в целях применения в очередном году упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности - раздельно по каждому виду деятельности или общим итогом?

     
     В соответствии со ст. 5 Федерального закона N 222-ФЗ официальным документом, удостоверяющим право применения субъектами малого предпринимательства упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности, является патент, выдаваемый сроком на один календарный год налоговым органом по месту постановки организаций и индивидуальных предпринимателей на налоговый учет.
     
     Для индивидуальных предпринимателей уплачиваемая годовая стоимость патента является фиксированным платежом, заменяющим уплату единого налога на доход за отчетный период.
     
     Годовая стоимость патента для индивидуальных предпринимателей устанавливается решением органа государственной власти субъекта Российской Федерации в зависимости от вида деятельности и на основании статистических данных о фактических средних суммах совокупного годового дохода по группе лиц, осуществляющих тот или иной вид деятельности, в порядке, предусмотренном приказом Минфина России от 15.03.1996 N 27.
     
     Таким образом, годовая стоимость патента, уплаченная индивидуальным предпринимателем, применяющим упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, перерасчету в зависимости от фактических результатов его деятельности не подлежит.
     
     Вместе с тем, в случае превышения совокупного размера валовой выручки по каждому осуществляемому на основе патента виду деятельности установленного ст. 2 Закона предела, индивидуальный предприниматель теряет право на применение упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности в очередном году по таким видам деятельности, и если он предполагает продолжать ими заниматься, налоговые органы на основании фактически полученного дохода за истекший год обязаны исчислить авансовые платежи по подоходному налогу.
     

     Какое количество работников вправе нанять индивидуальный предприниматель, применяющий упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности - 14 или 15 человек (включительно)? Входит ли в это количество сам индивидуальный предприниматель, являющийся работодателем по отношению к нанятым работникам?

     
     В соответствии со ст. 2 Федерального закона N 222-ФЗ действие упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности распространяется на индивидуальных предпринимателей и организации с предельной численностью работающих (включая работающих по договорам подряда и иным договорам гражданско-правового характера) до 15 человек независимо от вида осуществляемой деятельности.
     
     Согласно ст. 2 ГК РФ предпринимательской деятельностью является самостоятельная, осущест-вляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
     
     Однако следует иметь в виду, что действующим в настоящее время законодательством индивидуальным предпринимателям предоставлено право в целях осуществления своей деятельности нанимать физических лиц путем заключения с ними трудовых либо гражданско-правовых договоров, предусматривающих выплату доходов за выполнение возложенных на них обязанностей.
     
     В данных правоотношениях индивидуальные предприниматели выступают в качестве работодателей (источника выплаты), на которых в соответствии со ст. 24 НК РФ возложены обязанности налоговых агентов по исчислению, удержанию у налогоплательщика (работника) и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов.
     
     При этом для самих индивидуальных предпринимателей источником доходов является осуществляемая ими деятельность, результаты от занятия которой подлежат налогообложению в порядке, предусмотренном действующим налоговым законодательством.
     
     Учитывая изложенное, действие упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности распространяется на индивидуальных предпринимателей с предельной численностью работающих у них не более 14 человек, без учета самих предпринимателей.
     

     Индивидуальный предприниматель, применяющий упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности по одному виду деятельности, имеет несколько мест осуществления своей деятельности. Обязан ли он производить оплату годовой стоимости патента по каждому месту осуществления такой деятельности?

     
     В соответствии со ст. 1 Федерального закона N 222-ФЗ применение упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности индивидуальными предпринимателями предусматривает замену уплаты установленного законодательством Российской Федерации подоходного налога на доход, полученный от осуществляемой предпринимательской деятельности, уплатой стоимости патента на занятие данной деятельностью.
     
     Статьей 5 Федерального закона N 222-ФЗ установлено, что официальным документом, удостоверяющим право применения субъектами малого предпринимательства упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности, является патент, выдаваемый сроком на один календарный год налоговыми органами по месту постановки организаций и индивидуальных предпринимателей на налоговый учет.
     
     Годовая стоимость патента для субъектов малого предпринимательства, подпадающих под действие данного Федерального закона, устанавливается с учетом ставок единого налога решением органа государственной власти субъекта Российской Федерации в зависимости от вида деятельности.
     
     Приказом Минфина России от 15.03.1996 N 27 утвержден порядок установления годовой стоимости патента для индивидуальных предпринимателей, в соответствии с которым стоимость патентов утверж-дается на определенный вид предпринимательской деятельности и распространяется на всех физических лиц, осуществляющих данный вид деятельности без образования юридического лица и изъявивших желание перейти на упрощенную систему.
     
     Таким образом, при применении упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности индивидуальные предприниматели производят оплату годовой стоимости патента отдельно по каждому осуществляемому виду предпринимательской деятельности вне зависимости от количества мест осущест-вления такой деятельности.
     

     Индивидуальный предприниматель перешел на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности с начала календарного года, уплатив 1/4 часть годовой стоимости патента за I квартал текущего года. В марте предприниматель уведомил налоговый орган о полном прекращении своей деятельности. Обязан ли предприниматель в этом случае уплатить остающуюся сумму стоимости патента? Подлежит ли возврату оплаченная заранее часть годовой стоимости патента при прекращении деятельности в течение календарного года?

     
     В соответствии с Федеральным законом N 222-ФЗ применение упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности индивидуальными предпринимателями предусматривает замену уплаты установленного законодательством Российской Федерации подоходного налога на доход, полученный от осущест-вляемой предпринимательской деятельности, уплатой стоимости патента на занятие данной деятельностью, который выдается сроком на один календарный год налоговыми органами по месту постановки налогоплательщиков на налоговый учет.
     
     Выплата годовой стоимости патента осуществляется субъектами малого предпринимательства еже-квартально в виде авансовых платежей.
     
     При этом для индивидуальных предпринимателей уплачиваемая годовая стоимость патента является фиксированным платежом, заменяющим уплату единого налога на доход за отчетный период, и не подлежит перерасчету в зависимости от фактических результатов осуществляемой деятельности.
     
     Вместе с тем следует иметь в виду, что в соответствии со ст. 44 НК РФ обязанность по уплате кон-кретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора, и прекращается с уплатой налога или сбора; с возникновением обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и (или) сборах связывает прекращение обязанности по уплате данного налога и сбора, а также по другим, установленным данной статьей НК РФ причинам.
     
     Обстоятельством, с которым законодательство об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства связывает исполнение налогоплательщиками своих налоговых обязательств, является наличие права на осуществление предпринимательской деятельности, которое возникает у налогоплательщиков с момента государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей и прекращается с утратой приобретенного статуса.
     
     Налогоплательщики, утратившие данное право, утрачивают и дальнейшую обязанность по исполнению предусмотренных Федеральным законом N 222-ФЗ налоговых обязательств.
     
     Таким образом, в случае окончательного прекращения индивидуальными предпринимателями в течение календарного года своей деятельности полученный ими патент на право применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности подлежит оплате только в части платежей, приходящихся на кварталы, в течение которых фактически осуществлялась деятельность (включая и квартал прекращения такой деятельности). Сумма стоимости патента, уплаченная предпринимателями авансом за неотработанные кварталы, подлежит возврату в порядке, предусмотренном НК РФ.