Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Субъекты налогообложения: дети, граждане недееспособные и ограниченно дееспособные и их представители



Субъекты налогообложения: дети, граждане недееспособные
и ограниченно дееспособные и их представители

     
     Л.А. Панина,
советник налоговой службы II ранга

     
     Законодательством Российской Федерации о налогах и сборах определен перечень налогов и сборов, порядок их уплаты, объекты и субъекты налогового права. Дети, недееспособные граждане и граждане, ограниченно дееспособные, являются субъектами налогового права и входят в понятие физических лиц, под которыми согласно ст. 11 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) понимаются физические лица - граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства. Обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных НК РФ или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
     
     Например, главой 23 "Налог на доходы физических лиц" НК РФ установлено, что дата фактического получения дохода определяется как день выплаты дохода, в том числе перечисления дохода на счета налогоплательщика в банках либо по его поручению на счета третьих лиц - при получении доходов в денежной форме; день передачи доходов в натуральной форме - при получении доходов в натуральной форме; день уплаты налогоплательщиком процентов по полученным заемным средствам, приобретения товаров (работ, услуг), приобретения ценных бумаг - при получении доходов в виде материальной выгоды. При получении дохода в виде заработной платы датой фактического получения налогоплательщиком такого дохода признается последний день месяца, за который ему был начислен доход за выполненные трудовые обязанности в соответствии с трудовым договором (контрактом).
     
     Законом РФ от 12.12.1991 N 2020-1 "О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения" установлено, что налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения, взимается при условии выдачи нотариусами, должностными лицами, уполномоченными совершать нотариальные действия, свидетельств о праве на наследство или удостоверения ими договоров дарения с общей стоимости переходящего в собственность физического лица имущества на день открытия наследства или удостоверения договора дарения.
     
     Законом РФ от 09.12.1991 N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" установлено, что по новым строениям, помещениям и сооружениям, а также по приобретенным транспортным средствам налог уплачивается с начала года, следующего за их возведением или приобретением. За строение, помещение и сооружение, перешедшее по наследству, налог взимается с наследников с момента открытия наследства. В случае уничтожения, полного разрушения строения, помещения, сооружения или транспортного средства взимание налога прекращается начиная с месяца, в котором они были уничтожены или полностью разрушены. При переходе права собственности на строение, помещение, сооружение или транспортное средство от одного собственника к другому в течение календарного года налог уплачивается первоначальным собственником с 1 января этого года до начала того месяца, в котором он утратил право собственности на указанное имущество, а новым собственником - начиная с месяца, в котором у последнего возникло право собственности.
     
     При этом такие категории физических лиц, как малолетние, не достигшие четырнадцатилетнего возраста, несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, недееспособные граждане, признанные судом недееспособными вследствие психического расстройства, ограниченно дееспособные граждане, ограниченные судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами, привлекаются к уплате налогов и сборов на общих основаниях через своих законных представителей на основании п. 1 ст. 26 НК РФ, которым установлено, что налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах через законного или уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено НК РФ. В соответствии с п. 2 ст. 27 НК РФ законными представителями налогоплательщика-физического лица признаются лица, выступающие в качестве его представителей в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
     
     Законными представителями несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет (малолетних), и несовершеннолетних в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет являются их родители, усыновители или попечитель.
     
     При отсутствии у них родителей, усыновителей, лишении судом родителей родительских прав, а также в случае если такие граждане по иным причинам остались без родительского попечения, в частности когда родители уклоняются от их воспитания, либо для защиты их прав и интересов над несовершеннолетними устанавливаются опека и попечительство. Опека устанавливается над малолетними, а попечительство - над несовершеннолетними в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет.
     
     Над гражданами, признанными судом недееспособными вследствие психического расстройства, устанавливается опека. Опекуны являются представителями подопечных в силу закона и совершают от их имени и в их интересах все необходимые сделки.
     
     Над гражданами, ограниченными судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами, устанавливается попечительство.
     
     Опекуны и попечители выступают в защиту прав и интересов своих подопечных в отношениях с любыми лицами, в том числе в судах, без специального полномочия. Попечители дают согласие на совершение тех сделок, которые граждане, находящиеся под попечительством, не вправе совершать самостоятельно. Попечители оказывают подопечным содействие в осуществлении ими своих прав и исполнении обязанностей, а также охраняют их от злоупотреблений со стороны третьих лиц.
     
     Опекуны и попечители выступают в защиту прав и интересов своих подопечных в отношениях с любыми лицами, в том числе в судах, без специального полномочия. Представительство опекунов (попечителей) в защиту прав и интересов их подопечных следует из сущности данных отношений по опеке и попечительству и поэтому не требует выдачи доверенности или иного специального уполномочия. Опекуны и попечители представляют суду документы, удостоверяющие их полномочия. Таким документом для опекунов (попечителей) является опекунское удостоверение, а при его отсутствии - решение органа опеки и попечительства о назначении данного лица опекуном (попечителем).
     
     За несовершеннолетних, не достигших четырнад-цати лет (малолетних), сделки от их имени могут совершать только родители, усыновители или опекуны. Исключение составляют следующие сделки, которые малолетние в возрасте от шести до четырнадцати лет вправе самостоятельно совершать, а именно:
     
     1) мелкие бытовые сделки;
     
     2) сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующие нотариального удостоверения либо государственной регистрации;
     
     3) сделки по распоряжению средствами, предоставленными законным представителем или с согласия последнего третьим лицом для определенной цели или для свободного распоряжения.
     
     Имущественную ответственность по сделкам малолетнего, в том числе по сделкам, совершенным им самостоятельно, несут его родители, усыновители или опекуны, если не докажут, что обязательство было нарушено не по их вине. В соответствии с законодательством эти лица отвечают также за вред, причиненный малолетними.
     
     Несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет совершают сделки с письменного согласия своих законных представителей - родителей, усыновителей или попечителя. Сделка, совершенная таким несовершеннолетним, действительна также при ее последующем письменном одобрении его родителями, усыновителями или попечителем. Исключение составляют следующие действия, которые несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет вправе самостоятельно совершать без согласия родителей, усыновителей и попечителя:
     
     1) распоряжаться своими заработком, стипендией и иными доходами;
     
     2) осуществлять права автора произведения науки, литературы или искусства, изобретения или иного охраняемого законом результата своей интеллектуальной деятельности;
     
     3) вносить в соответствии с законом вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими;
     
     4) совершать мелкие бытовые сделки, сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующие нотариального удостоверения либо государственной регистрации, сделки по распоряжению средствами, предоставленными законным представителем или с согласия последнего третьим лицом для определенной цели или для свободного распоряжения.
     
     Однако несовершеннолетний в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет может приобрести дееспособность в полном объеме в соответствии с п. 1 ст. 27 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) в случае, если он, достигнув шестнадцати лет, работает по трудовому договору, в том числе по контракту, или с согласия родителей, усыновителей или попечителя занимается предпринимательской деятельностью. Объявление несовершеннолетнего полностью  дееспособным (эмансипация) производится по решению органа опеки и попечительства - с согласия обоих родителей, усыновителей или попечителя либо при отсутствии такого согласия - по решению суда.
     
     Кроме того, в случае если законом допускается вступление в брак до достижения восемнадцати лет, гражданин, не достигший восемнадцатилетнего возраста, приобретает дееспособность в полном объеме со времени вступления в брак. Приобретенная в результате заключения брака дееспособность сохраняется в полном объеме и в случае расторжения брака до достижения восемнадцати лет. При признании брака недействительным суд может принять решение об утрате несовершеннолетним супругом полной дееспособности с момента, определяемого судом. Установленный статьей 12 Семейного кодекса Российской Федерации единый брачный возраст - мужчин и женщин - 18 лет может быть снижен по решению органов местного самоуправления до 16 лет при наличии причин, которые они сочтут уважительными.
     
     Эмансипированный несовершеннолетний, достигший шестнадцатилетнего возраста, а также граждане, не достигшие восемнадцатилетнего возраста, но вступившие в брак начиная с шестнадцатилетнего возраста, самостоятельно выступают в качестве налогоплательщиков и в полном объеме выполняют обязанности, установленные НК РФ и другими актами законодательства о налогах и сборах.
     
     Таким образом, к налогообложению привлекаются все вышеперечисленные категории физических лиц, независимо от их недееспособности или ограниченной дееспособности, через законных представителей, опекунов, попечителей, органов опеки и попечительства. Исключение составляют граждане, достигшие шестнадцатилетнего возраста, такие как эмансипированные несовершеннолетние и несовершеннолетние, вступившие в брак: эти категории граждан лично привлекаются к налогообложению.
     
     За неуплату налога или уплату налога с нарушением срока физическое лицо, в том числе и рассматриваемые категории физических лиц, могут быть привлечены к налоговой ответственности с шестнадцатилетнего возраста.
     
     Обстоятельства, исключающие привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения, установлены статьей 109 НК РФ. В перечень этих обстоятельств входит и то, что физическое лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если к моменту совершения деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, оно не достигло шестнадцатилетнего возраста.
     
     Однако независимо от того, применена ответственность за налоговое правонарушение, выразившееся в неуплате того или иного налога или нет, физическое лицо либо его законные представители не освобождаются от обязанности уплаты причитающихся сумм налога.
     
     Кроме того, в случае совершения налогового правонарушения могут также применяться способы обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов. Так, согласно ст. 72 НК РФ исполнение обязанности по уплате налогов может обеспечиваться следующими способами: залогом имущества, поручительством, пеней, приостановлением операций по счетам в банке и наложением ареста на имущество налогоплательщика.
     
     Согласно НК РФ пеней признается установленная денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов или сборов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 17.12.1996 N 20-П установлено, что по смыслу ст. 57 Конституции Российской Федерации налоговое обязательство состоит в обязанности налогоплательщика уплатить определенный налог, установленный законом. Не- уплата налога в срок должна быть компенсирована погашением задолженности по налоговому обязательству, полным возмещением ущерба, понесенного государством в результате несвоевременного внесения налога. Поэтому к сумме собственно не внесенного в срок налога (недоимки), законодатель вправе добавить дополнительный платеж - пеню как компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок в случае задержки уплаты налога.
     
     Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
     
     Исходя из вышеизложенного неуплата налога или уплата налога с нарушением установленных сроков влечет за собой и уплату пени, которая рассматривается и как способ обеспечения исполнения обязательства по уплате налога, и как компенсация потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок в случае задержки уплаты налога.
     

     Уплата налога на доходы физических лиц

     
     Главой 23 части второй НК РФ установлено, что плательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, расположенных в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации. Налоговыми резидентами признаются лица, находящиеся на территории Российской Федерации не менее 183 дней в календарном году.
     
     Установлен перечень доходов, облагаемых налогом на доходы физических лиц. Этот перечень разделен на два главных блока - это доходы от источников в Российской Федерации и доходы от источников за пределами Российской Федерации.
     
     Объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками:
     
     1) от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации - для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации;
     
     2) от источников в Российской Федерации - для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации.
     
     Не подлежат обложению (освобождаются от налогообложения) налогом на доходы физических лиц следующие доходы:
     
     - государственные пособия, за исключением пособий по временной нетрудоспособности (включая пособие по уходу за больным ребенком), а также иные выплаты и компенсации, выплачиваемые в соответствии с действующим законодательством. При этом к пособиям, не подлежащим налогообложению, относятся пособия по безработице, беременности и родам;
     
     - государственные пенсии, назначаемые в порядке, установленном действующим законодательством;
     
     - алименты, получаемые налогоплательщиками;
     
     - суммы единовременной материальной помощи, оказываемой налогоплательщикам в виде гуманитарной помощи (содействия), а также в виде благотворительной помощи (в денежной и натуральной формах), оказываемой зарегистрированными в установленном порядке российскими и иностранными благотворительными организациями (фондами, объединениями), включенными в перечни, утверждаемые Правительством РФ;
     
     - суммы единовременной материальной помощи, оказываемой налогоплательщикам из числа малоимущих и социально незащищенных категорий граждан в виде сумм адресной социальной помощи (в денежной и натуральной формах), оказываемой за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и внебюджетных фондов в соответствии с программами, утверждаемыми ежегодно соответствующими органами государственной власти;
     
     - стипендии учащихся, студентов, аспирантов, ординаторов, адъюнктов или докторантов учреждений высшего профессионального образования или послевузовского профессионального образования, научно-исследовательских учреждений, учащихся учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования, слушателей духовных учебных учреждений, выплачиваемые указанным лицам этими учреждениями, стипендии, учреждаемые Президентом Российской Федерации, органами законодательной (представительной) или исполнительной власти Российской Федерации, органами субъектов Российской Федерации, благотворительными фондами, стипендии, выплачиваемые из Государственного фонда занятости населения Российской Федерации налогоплательщикам, обучающимся по направлению органов службы занятости;
     
     - доходы в денежной и натуральной формах, получаемые от физических лиц в порядке наследования или дарения, за исключением вознаграждения, выплачиваемого наследникам (правопреемникам) авторов произведений науки, литературы, искусства, а также открытий, изобретений и промышленных образцов;
     
     - суммы, выплачиваемые организациями и (или) физическими лицами на обучение в образовательных учреждениях, имеющих соответствующие лицензии, детей-сирот в возрасте до 24 лет;
     
     - доходы, получаемые детьми-сиротами и детьми, являющимися членами семей, доходы которых на одного члена не превышают прожиточного минимума, от благотворительных фондов, зарегистрированных в установленном порядке, и религиозных организаций.
     
     Налоговый вычет расходов на содержание ребенка (детей) производится на каждого ребенка в возрасте до 18 лет, а также на каждого учащегося дневной формы обучения, аспиранта, ординатора, студента, курсанта в возрасте до 24 лет у родителей и (или) супругов, опекунов или попечителей.
     
     Вдовам (вдовцам), одиноким родителям, опекунам или попечителям налоговый вычет производится в двойном размере. Предоставление указанного вычета вдовам (вдовцам), одиноким родителям прекращается с месяца, следующего за их вступлением в брак.
     
     Указанный вычет предоставляется вдовам (вдовцам), одиноким родителям, опекунам или попечителям на основании письменных заявлений и документов, подтверждающих право на данный вычет. При этом иностранным физическим лицам, у которых ребенок (дети) находится (находятся) за пределами Российской Федерации, такой вычет предоставляется на основании документов, заверенных компетентными органами государства, в котором проживает ребенок (дети).
     
     Под одиноким родителем для целей настоящей главы НК РФ понимается один из родителей, не состоящий в зарегистрированном браке.
     
     Уменьшение налоговой базы производится с месяца рождения ребенка (детей) или месяца, в котором установлена опека (попечительство), и сохраняется до конца того года, в котором ребенок (дети) достиг (достигли) соответствующего возраста, или в случае смерти ребенка (детей). Налоговый вычет предоставляется за период обучения ребенка (детей) в учебном заведении, включая академический отпуск, оформленный в установленном порядке в период обучения.
     
     С 1 января 2001 года введены новые льготы по уменьшению налогооблагаемого дохода - это социальные налоговые вычеты, которые предоставляются при направлении средств на обучение, в том числе и на детей, и на лечение в следующем порядке.
     

     Уплата налогов на имущество физических лиц

     
     В соответствии со ст. 1 Закона РФ от 09.12.1991 N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" плательщиками налогов на имущество физических лиц признаются физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения.
     
     Объектами налогообложения являются находящиеся в собственности физических лиц:
     
     жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения;
     
     самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, катера, мотосани, моторные лодки и другие водно-воздушные транспортные средства, за исключением весельных лодок.
     
     Имущество, признаваемое объектом налогообложения, может находиться как в единоличной собственности, так и в общей долевой или в общей совместной собственности нескольких физических лиц, в том числе малолетних, не достигших четырнадцатилетнего возраста, несовершеннолетних в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, недееспособных граждан и ограниченно дееспособных граждан.
     
     В случае если имущество, признаваемое объектом налогообложения, находится в общей долевой собственности нескольких физических лиц, налогоплательщиком в отношении такого имущества признается каждое физическое лицо соразмерно его доле в этом имуществе. В аналогичном порядке определяются налогоплательщики, если это имущество находится в общей долевой собственности физических лиц и организаций.
     
     В случае если имущество, признаваемое объектом налогообложения, находится в общей совместной собственности нескольких физических лиц, они несут равную ответственность по исполнению налогового обязательства. При этом плательщиком налога может быть одно из этих лиц, определяемое по соглашению между ними.
     
     Исчисление налогов на имущество физических лиц производится налоговыми органами.
     
     Порядком уплаты налогов на имущество физических лиц предусмотрено, что:
     
     - за строения, помещения и сооружения, находящиеся в общей долевой собственности нескольких собственников, налог уплачивается каждым из собственников соразмерно их доле в этих строениях, помещениях и сооружениях;
     
     - за строения, помещения и сооружения, находящиеся в общей совместной собственности нескольких собственников без определения долей, налог уплачивается одним из указанных собственников по соглашению между ними. В случае несогласованности налог уплачивается каждым из собственников в равных долях.
     
     За транспортное средство, находящееся в собственности нескольких физических лиц, налог взимается с того лица, на имя которого зарегистрировано это транспортное средство.
     
     Таким образом, законные представители, опекуны, попечители или органы опеки уплачивают налоги на имущество, находящееся в собственности своих подопечных, либо полностью, либо в той части, собственником которой их подопечные являются.
     

     Уплата налога с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения

     
     Статьей 1 Закона РФ от 12.12.1991 N 2020-1 "О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения" установлено, что плательщиками налога являются физические лица, которые принимают имущество, переходящее в их собственность в порядке наследования или дарения.
     
     Объектами налогообложения являются жилые дома, квартиры, дачи, садовые домики в садоводческих товариществах, автомобили, мотоциклы, моторные лодки, катера, яхты, другие транспортные средства, предметы антиквариата и искусства, ювелирные изделия, бытовые изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней и лом таких изделий, паенакопления в жилищно-строительных, гаражно-строительных и дачно-строительных кооперативах, суммы, находящиеся во вкладах в учреждениях банков и других кредитных учреждениях, средства на именных приватизационных счетах физических лиц, стоимость имущественных и земельных долей (паев), валютные ценности и ценные бумаги в их стоимостном выражении.
     
     Льготы по налогу с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения, не распространяются на имущество, переходящее в собственность таким категориям физических лиц, как малолетние, не достигшие четырнадцатилетнего возраста, несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, недееспособные граждане, признанные судом недееспособными вследствие психического расстройства, ограниченно дееспособные граждане, ограниченные судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами.
     
     Таким образом, рассматриваемые категории физических лиц являются плательщиками налога с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения.
     
     Законом РФ "О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения" не установлен порядок определения долей при обложении этим налогом имущества, переходящего в собственность нескольких физических лиц. Порядок определения долей имущества, приходящихся на каждого собственника, определяется в этом случае нормами ГК РФ.
     
     В соответствии со ст. 244 ГК РФ имущество, находящееся в собственности двух или нескольких лиц, принадлежит им на праве общей собственности. Имущество может находиться в общей собственности с определением доли каждого из собственников в праве собственности (долевая собственность) или без определения таких долей (совместная собственность).
     
     Раздел общего имущества между участниками совместной собственности, а также выдел доли одного из них могут быть осуществлены после предварительного определения доли каждого из участников в праве на общее имущество. При разделе общего имущества и выделе из него доли, если иное не предусмотрено законом или соглашением участников, их доли признаются равными.
     
     Согласно ст. 249 ГК РФ каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
     
     Следовательно, определив доли каждого, в том числе и лица, относящегося к одной из рассматриваемых нами категорий, налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения, взимается в соответствующих долях с каждого собственника.
     
     Однако при определении долей имущества, переходящего в собственность в порядке наследования, для таких категорий граждан как несовершеннолетние и нетрудоспособные граждане, находящиеся на иждивении, необходимо руководствоваться нормами Гражданского кодекса РСФСР (1964 год), устанавливающего права наследования имущества указанных категорий граждан.
     
     Законом установлено, что наследование осуществляется по закону и по завещанию, при этом наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием. Это правило изменяется, когда к наследованию призываются несовершеннолетние или нетрудоспособные граждане. Так, к числу наследников по закону относятся нетрудоспособные лица, состоявшие на иждивении умершего не менее одного года до его смерти. При наличии других наследников они наследуют наравне с наследниками той очереди, которая призывается к наследованию. Внуки и правнуки наследодателя являются наследниками по закону, если ко времени открытия наследства нет в живых того из родителей, который был бы наследником; они наследуют поровну в той доле, которая причиталась бы при наследовании по закону их умершему родителю.
     
     Несовершеннолетние или нетрудоспособные дети наследодателя (в том числе усыновленные), а также нетрудоспособные супруг, родители (усыновители) и иждивенцы умершего имеют право на обязательную долю в наследстве. Независимо от содержания завещания они наследуют не менее двух третей доли, которая причиталась бы каждому из них при наследовании по закону (обязательная доля). При определении размера обязательной доли учитывается и стоимость наследственного имущества, состоящего из предметов обычной домашней обстановки и обихода.
     
     Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате соответствующего налога.
     
     Обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк поручения на уплату соответствующего налога, а при уплате налогов наличными денежными средствами - с момента внесения денежной суммы в счет уплаты налога в банк или кассу органа местного самоуправления либо организацию связи Государственного комитета Российской Федерации по связи и информатизации. Неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных НК РФ.
     
     Может сложиться такая ситуация, когда законный представитель по каким-либо причинам, не зависящим от него, не может оплатить сумму соответствующего налога, причитающегося к уплате его подопечным. В этом случае законный представитель вправе обратиться с заявлением об изменении срока уплаты налога и пени.
     
     Органом, в компетенцию которого входит принятие решения об изменении срока уплаты по федеральным налогам и сборам, является Минфин России.
     
     Органами, в компетенцию которых входит принятие решения об изменении срока уплаты по региональным и местным налогам и сборам, являются финансовые органы субъекта Российской Федерации и муниципального образования.