Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Налогообложение в странах Евроазиатского экономического сообщества и проблемы их гармонизации


Налогообложение в странах Евроазиатского экономического
сообщества и проблемы их гармонизации

     
     Н.Т. Мамбеталиев,
ответственный секретарь СРНС, к.т.н.     
     
М.Р. Бобоев,
представитель Налогового комитета Республики Таджикистан в Российской Федерации, к.э.н.

     
     Евроазиатское экономическое сообщество (ранее страны-участники Таможенного союза) было образовано 10 октября 2000 года, как экономическое и политическое объединение государств, основывающееся на принципах единой таможенной территории и наличия однотипного механизма регулирования экономик государств-участников, базирующегося на рыночных принципах хозяйствования и гармонизированном законодательстве.
     
     Однако формирование государствами "пятерки" Таможенного союза и Единого экономического простанства началось еще раньше, в соответствии с соглашениями о Таможенном союзе 1995 года, Договором об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях 1996 года и Договором о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве 1999 года. Членами Евроазиатского экономического сообщества (ЕврАзЭС) в настоящее время являются Россия, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан и Таджикистан.
     
     Для перспективного развития ЕврАзЭС и создания единого экономического пространства необходимо ускорение процесса гармонизации налоговых законодательств стран-участников этого сообщества. Для этих целей рассмотрим действующий механизм налогообложения этих стран.
     

1. Налог на прибыль

     
     Налог на прибыль предприятий и организаций (в Республике Казахстан - подоходный налог с юридических лиц) является неотъемлемым атрибутом налоговой системы в каждой рассматриваемой стране. Механизм его взимания также во многом схож. Однако в каждой стране имеются особенности обложения данным налогом, определяющие специфику механизма его взимания.
     
     В качестве плательщиков налога на прибыль выступают предприятия и организации-юридические лица. Во всех рассматриваемых странах, кроме Кыргызстана, плательщиками данного налога являются иностранные юридические лица, то есть предприятия-нерезиденты. В Кыргызстане в качестве плательщиков налога выступают только юридические лица-резиденты. Кроме уже упомянутых различий, в России, Таджикистане и Казахстане налог на прибыль уплачивается при соблюдении определенных условий также филиалами, представительствами и другими обособленными подразделениями предприятий и организаций. В Республике Беларусь юридические лица могут делегировать исчисление и уплату налога на прибыль своим филиалам, имеющим отдельный баланс и расчетный счет.
     
     Кроме того, в Республике Беларусь налог на прибыль платят участники договора о совместной деятельности, которым поручено ведение расчетов с бюджетом по совместной деятельности или которые получают выручку до ее распределения.
     
     В Казахстане, Таджикистане, Кыргызстане основная ставка, по которой взимается данный налог, - 30 %. При этом в Таджикистане и Казахстане действуют дополнительные ставки. В Казахстане - это 20 и 10 %. В Таджикистане предусмотрены ставки, по которым налог взимается с доходов юридических лиц-нерезидентов, не связанных с постоянным учреждением. Так, по ставке 12 % уплачивается налог с доходов в виде процентов и дивидендов, по ставке 4 % - с доходов по страховым платежам, от оказания услуг связи и транспортных услуг при осуществлении международной связи и перевозок, по ставке 6 % - с доходов по фрахту, по ставке 20 % - с доходов в форме роялти.
     
     Основная ставка, по которой налог на прибыль взимается в Беларуси, - 25 % от налогооблагаемой базы. Вместо основной ставки при налогообложении прибыли отдельных категорий налогоплательщиков применяются следующие ставки:
     
     - 15 % - по предприятиям (кроме предприятий розничной торговли), балансовая прибыль которых составляет в год не более 5000 МРОТ, со среднегодовой численностью работающих в промышленности - до 200 человек, в науке - до 100 человек, в строительстве и других производственных сферах - до 50 человек, в других отраслях непроизводственной сферы - до 25 человек;
     
     - 10 % - предприятия АПК по прибыли, полученной от производственно-технического обслуживания АПК;
     
     - 7 % - предприятия АПК по прибыли, полученной от строительства и ремонта производственных объектов АПК.
     
     Кроме перечисленных ставок, местные Советы устанавливают фиксированные суммы налога на прибыль для мелкорозничной торговли в зависимости от товарооборота, ассортимента товаров и вида торговой точки.
     
     В России действует дифференцированная система ставок, основная особенность которых определяется государственно-правовым устройством Российской Федерации. Ставка налога на прибыль состоит из двух частей. Первая, в размере 11 %, определяет размер налога, поступающего в федеральный бюджет. Вторая, размер которой устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации, определяет размер налога, поступающего в региональные бюджеты.
     
     Не менее несовместимым в рассматриваемых системах налогообложения прибыли (дохода), чем ставка, выступает такой элемент налога, как объект налогообложения. Для каждой страны характерен свой механизм определения налогооблагаемой базы. В определенной мере это положение не относится лишь к Казахстану и Кыргызстану. В этих странах объектом налогообложения является разница между совокупным годовым доходом и вычетами из него. Однако даже при сходстве определения налогооблагаемой базы нельзя говорить об идентичности ее расчета в данных странах, так как для каждой из них характерен свой состав расходов, включаемый в вычеты из совокупного годового дохода, а также порядок, регламентирующий их размер.
     
     В Таджикистане действует порядок определения налогооблагаемой базы по данному налогу, несколько схожий с порядком, принятым в Казахстане и Кыргызстане. В качестве объекта налогообложения здесь вы-ступает разница между валовыми доходами и вычетами. Вместе с тем порядок определения объекта налогообложения различается в этих странах по предприятиям-нерезидентам. Прибыль, полученная через постоянное учреждение в Таджикистане, облагается в общепринятом порядке, а по прибыли, не связанной с постоянным учреждением, в качестве объекта налогообложения выступает доход у источника выплаты без осуществления вычетов.
     
     В Беларуси в качестве объекта налогообложения выступает балансовая прибыль, а в России - валовая прибыль, уменьшенная (увеличенная) по определенным законодательством направлениям.
     
     Практика показывает, что применение льгот при налогообложении деятельности хозяйствующих субъектов зависит в любой стране от характера и целей проводимой государством политики в сфере экономики, науки, социальной сфере и т.д. Иными словами, государство применяет льготы преимущественно в тех отраслях, в ускоренном развитии которых нуждается в данное время общество.
     
     Особенностью рассматриваемых систем налогообложения прибыли является преобладание социально направленных льгот, то есть льгот, связанных с решением определенных социальных задач. Так, например, для каждой рассматриваемой системы налогообложения, за исключением Кыргызстана, предоставляются льготы общественным организациям инвалидов, предприятиям и объединениям, созданным на базе этих организаций, а также предприятиям и организациям, использующим труд инвалидов. Наличие этих льгот связано с необходимостью решения задачи социальной реабилитации инвалидов. К льготам социальной направленности можно также отнести льготы, предоставленные при направлении прибыли на благотворительные цели, на осуществление жилищного строительства и т.д.
     
     Кроме льгот социальной направленности, в рассматриваемых системах налогообложения прибыли применяются льготы, связанные с созданием благоприятных условий для развития процессов инвестирования капитала в отдельные отрасли экономики (данное положение не относится к Таджикистану и Кыргызстану). Так, в России и Беларуси предоставляются льготы, связанные с уменьшением налогооблагаемой базы на сумму затрат на финансирование капитальных вложений производственного назначения, а также на погашение кредитов банков, полученных на эти цели. В Казахстане действуют льготы, предоставляемые банкам по доходам, полученным от предоставления среднесрочных и долгосрочных инвестиционных кредитов, выданных на срок более трех лет для создания и модернизации основных средств. Не подлежит налогообложению также доход предприятий и организаций, полученный по лизинговым договорам, предметом которых является лизинг нового технологичного оборудования на срок более трех лет с последующей его передачей в собственность лизингополучателя.
     
     Кроме рассмотренных льгот, в каждой анализируемой системе налогообложения прибыли (дохода) присутствуют отдельные, характерные только для нее льготы. Их наличие, как уже ранее отмечалось, связано с тем, что у каждого государства существуют собственные приоритеты развития экономических, социальных и других процессов.
     
     Общим в уплате налога на прибыль (доход) в рассматриваемых странах является то, что платежи осуществляются ежемесячно. Отличие состоит в порядке расчета этих платежей и в конкретных сроках уплаты.
     
     В Таджикистане платежи вносятся не позднее 15 числа каждого месяца в размере 1/12 суммы налога за предыдущий налоговый год, умноженной на коэффициент 1,2. Окончательный расчет производится не позднее 30 апреля по предоставлении декларации, которая  должна быть представлена до 1 апреля. В Кыргызстане налог уплачивается ежемесячно не позднее 20 числа в размере ставки налога. В Беларуси налог уплачивается ежемесячно на основе данных бухгалтерской отчетности. В России ежемесячно до 15 числа каждого месяца плательщики вносят авансовые платежи в размере 1/3 квартальной суммы. Размер авансовых платежей определяется исходя из предполагаемой прибыли за отчетный период и ставки налога. По истечении первого квартала, полугодия, девяти месяцев и года производится перерасчет суммы налога, фактически подлежащей к уплате по результатам деятельности предприятия (организации). Разница между суммой налога, исчисленной по результатам деятельности налогоплательщика за отчетный период, и суммой, фактически уплаченной за этот период, подлежит либо к доплате, либо к возврату или зачету в счет будущих платежей. В случае если налогоплательщик должен внести дополнительный платеж, его размер увеличивается на сумму, рассчитанную исходя из ставки рефинансирования Банка России, действовавшей в истекшем отчетном периоде.
     
     В каждой рассматриваемой стране налог на прибыль имеет позиции, которые делают невозможным его совместимость с аналогичными налогами в других государствах. При этом наиболее несовместимыми являются такие позиции, как ставка налога, объект налогообложения (налогооблагаемая база), порядок и сроки уплаты налога. В целях обеспечения совместимости данного налога в рассматриваемых государствах необходимо, в первую очередь, унифицировать расчет налогооблагаемой базы и порядок уплаты налога. В меньшей степени требуют унификации такие позиции, как плательщики и льготы. Это связано, во-первых, с тем, что позиция плательщиков налога является наиболее совместимой и содержит меньше всего расхождений, а во-вторых, с тем, что позиция льгот является "открытой", то есть предполагает существование определенных различий по странам.
     
     В целях исключения потерь бюджета и уклонения от налогообложения подлежит унификации также методика налогообложения представительств и филиалов иностранных хозяйствующих субъектов.
     

2. Налог на имущество

     
     Налог на имущество юридических лиц взимается на территории России, Беларуси, Казахстана и Таджикистана. Налогообложение имущества имеет в этих странах много общих черт, однако существуют отдельные позиции, определяющие его специфику. К числу общих черт относится такой элемент налога, как плательщики. Во всех этих странах к числу плательщиков относятся юридические лица, в том числе и иностранные, имеющие имущество, а также филиалы и другие обособленные подразделения, имеющие свой расчетный счет и составляющие отдельный баланс. Для этих стран характерен также невысокий уровень ставки, колеблющийся в пределах от 0,5 до 2 % от налогооблагаемой базы. Основным отличием в определении ставки налога является то, что в Беларуси и Таджикистане размер ставки является фиксированным, а в России определен максимальный уровень, в рамках которого субъектам Федерации дано право устанавливать конкретный размер ставки налога.
     
     К позициям, определяющим специфику налогообложения имущества в каждой стране, относятся такие элементы, как объект налогообложения, льготы, порядок и сроки уплаты налога.
     
     Для всех этих стран характерной чертой в определении объекта налогообложения является то, что налог уплачивается с остаточной стоимости имущества. Спецификой этой позиции является, во-первых, определение состава имущества, которое включается в налогооблагаемую базу, а во-вторых, методика расчета остаточной стоимости.
     
     Другой позицией, определяющей специфику налогообложения имущества в каждой рассматриваемой стране, являются льготы. Система льгот по налогу на имущество строится в каждой стране с учетом особенностей политики, проводимой в области налогообложения, с учетом определенных приоритетов развития экономики, науки и других сфер. Наибольший объем льгот по этому налогу предоставляется в России, а системы льгот в Беларуси и Таджикистане состоят соответственно из 13 и 7 позиций.
     
     Льготы по налогу на имущество являются наиболее отличающимся элементом налога, однако при этом существуют общие позиции для всех этих стран. К их числу относятся льготы по объектам социального и жилищно-коммунального назначения, льготы по имуществу, используемому для нужд образования и культуры, льготы, предоставляемые религиозным организациям.
     
     Последней позицией, определяющей специфику налогообложения имущества в каждой рассматриваемой стране, являются порядок исчисления и сроки уплаты налога. Для всех этих государств характерны свой порядок исчисления и свои сроки уплаты налога на имущество.
     
     Таким образом, исходя из вышерассмотренных положений можно сделать вывод о том, что системы имущественного налогообложения России, Беларуси и Таджикистана не совместимы по следующим основным позициям: объект налогообложения, льготы, порядок исчисления и сроки уплаты, что связано со спецификой налоговой политики и налоговых отношений, а также приоритетами развития этих стран.
     

3. Земельный налог

     
     Сходства и различия земельного налога целесообразно анализировать по позициям, аналогичным тем, что применялись при рассмотрении совместимости налога на имущество, а именно: плательщики, объект, ставка, порядок уплаты, льготы.
     
     К совместимым относится только одна позиция - плательщики. Во всех четырех странах плательщиками данного налога являются юридические и физические лица, имеющие в собственности, владении и пользовании земельные участки.
     
     К позициям, являющимся совместимыми частично, можно отнести объект налогообложения и льготы.
     
     К числу совместимых относится объект обложения земельным налогом в России, Беларуси и Кыргызстане. В этих странах в качестве объекта налогообложения выступают земли:
     
     сельскохозяйственного назначения;
     
     населенных пунктов (городов, поселков городского типа и сельских населенных пунктов);
     
     промышленности, транспорта, связи, иного назначения;
     
     лесного фонда;
     
     водного фонда.
     
     Особенностью определения объекта обложения земельным налогом в Таджикистане является разделение земель в целях налогообложения на две части: земли городов и поселков городского типа и земли вне городов и поселков городского типа.
     
     Анализ систем обложения земельным налогом рассматриваемых стран позволяет выделить три группы льгот:
     
     - льготы, общие для всех этих стран;
     
     - льготы, общие для отдельных стран;
     
     - льготы, присущие отдельным странам.
     
     К числу льгот, общих для всех анализируемых систем обложения земельным налогом, можно отнести льготы по землям заповедников, природных, национальных и дендрологических парков, ботанических и зоологических садов; землям общего пользования населенных пунктов; землям, используемым бюджетными организациями, а также льготы для органов охраны природы, памятников истории и культуры.
     
     Земельный налог нельзя считать подлежащим унификации на территории всех стран ЕврАзЭС, так как он не оказывает влияния на международные экономические отношения: не искажает стоимость экспортируемой и импортируемой продукции, его взимание не приводит к двойному налогообложению хозяйствующих субъектов. Размеры ставок и методы взимания налога на землю могут влиять только на величину налогового бремени в отдельно взятом государстве.
     
     На сегодняшний день в странах ЕврАзЭС действует двухуровневая система налогов и сборов, за исключением Российской Федерации (трехуровневая). Так, в Республике Беларусь насчитываются 12 общегосударственных и 4 местных налога, в Республике Казахстан соответственно - 5 и 12, в Кыргызской Республике - 6 и 16, в Республике Таджикистан - 14 и 3, в Российской Федерации - 17 общегосударственных, 5 региональных и 22 местных налога.
     
     Анализ налоговых систем показывает, что практически всем национальным законодательствам присущи общие проблемы: наличие широкого перечня налоговых льгот, неравномерное распределение налогового бремени (для одной категории налогоплательщиков оно непосильно, для другой оно неощутимо), нечеткое определение соотношения общегосударственных и местных налогов, жестко не установленный паритет закона над ведомственными инструкциями и ведомственными актами. Работа над принятием налоговых Кодексов в ряде государств ЕврАзЭС продолжается и по сегодняшний день.
     
     Совершенно очевидно, что в первую очередь сближение и гармонизацию налоговых законодательств необходимо начинать с налогов и сборов, влияющих на международные торговые отношения.
     
     Наиболее приемлемый путь - переход на взимание НДС по принципу "страны назначения". В данном случае изменение ставок и введение льгот возможно в соответствии с экономической ситуацией, сложившейся в том или ином государстве. Активный торговый баланс, складывающийся при взаимной торговле, не должен играть превалирующую роль при принятии решения. Страна, у которой объем экспорта превышает объем импорта (например, Россия), действительно должна возместить из бюджета НДС по приобретенным материальным ресурсам на бульшую сумму, нежели НДС за импортируемую продукцию. Однако в данной ситуации удешевляется экспортная продукция, а следовательно, расширяется рынок сбыта и объем производства. Как следствие, увеличиваются поступления прямых и целевых налогов. Проанализируем итоги подписания двусторонних соглашений по взиманию косвенных налогов по принципу "страны назначения" во взаимной торговле между государствами-участниками ЕврАзЭС (таблица прилагается). Российская Федерация подписала двусторонние Соглашения с Республикой Казахстан (ратифицировано 27 декабря 2000 года, вступает в силу с 1 июля 2001 года), Кыргызской Республикой (ратифицировано 27 декабря 2000 года, вступило в силу с 1 января 2001 года). Российской Федерацией также подготовлен к подписанию проект Соглашения о взимании косвенных налогов по принципу "страны назначения" с Республикой Таджикистан, с Республикой Беларусь такое Соглашение парафировано 27 октября 1999 года.
     
     В результате предстоящих изменений ряда параметров во внешнеэкономической деятельности возникает необходимость совершенствования механизма действенного налогового и таможенного контроля за фактическим перемещением товаров, работ и услуг между государствами-участниками ЕврАзЭС.
     
     Необходима унификация взимания акцизного налога, который в отдельных случаях ведет к искусственному повышению цен на подакцизные товары импортного производства, что, на первый взгляд, защищает отечественного товаропроизводителя и приносит в бюджет дополнительные поступления. Однако данные меры приводят к повышению удельного веса контрабанды на рынке подакцизных товаров, и данная ситуация свойственна для всех государств-участников ЕврАзЭС. Целесообразно принять единую систему обложения акцизами: либо облагать в стране происхождения, либо в стране назначения. При налогообложении в стране происхождения администрирование осуществляется проще и снимается проблема ложного экспорта. Объем экспорта будет зависеть только от себестоимости продукции. Однако в данном случае ставки акцизного налога во всех странах ЕврАзЭС должны быть идентичными. Таким образом, предотвращается контрабанда в рамках этих стран.
     
     Взимание акцизного налога по принципу страны назначения является на сегодняшний день более рациональным в силу того, что методика взимания косвенных налогов должна быть построена по единому принципу. Стоимость экспортируемой продукции должна быть очищена от влияния местных налогов. Так как фактическим плательщиком акцизного налога является потребитель продукции, то взиматься он должен в стране потребления по ставкам национального законодательства. При данном подходе унификация ставок акцизного налога не обязательна, как и не обязательна и унификация перечней подакцизных товаров. При этом ставки на экспортируемую и импортируемую продукцию должны быть идентичны во всех странах ЕврАзЭС, что должно привести к созданию единой зоны свободной торговли.
     

4. Прямые и целевые налоги

     
     Прямые и целевые налоги [налог на прибыль (доход), имущество, земельный налог] не оказывают прямого влияния на налоговые поступления в соседних государствах. Однако разный уровень налогового бремени ведет к созданию неравных условий для привлечения инвестиций в экономику государств-участников ЕврАзЭС. Отмена нерыночных налогов, сокращение их количества, уменьшение многочисленных налоговых льгот позволит более равномерно распределить налоговое бремя по группам налогоплательщиков, упростить администрирование, что в результате должно увеличить объем налоговых поступлений и не приведет к сокращению доли налоговых поступлений в объеме ВВП. Кроме того, отдельные элементы прямых налогов подлежат гармонизации в целях исключения потерь бюджетов и уклонения от налогообложения отдельных категорий хозяйствующих субъектов при действии договоров по избежанию двойного налогообложения.
     
     Налоги на прибыль (доход) подлежат гармонизации в целях избежания двойного налогообложения. В целях исключения потерь бюджета и уклонения от налогообложения также подлежит унификации методика налогообложения представительств и филиалов иностранных хозяйствующих субъектов.
     
     Налог на имущество подлежит гармонизации в целях исключения двойного налогообложения. В целом нецелесообразно унифицировать методы налогообложения, так как это не оказывает принципиального влияния на межгосударственные налоговые отношения. Его можно рассматривать только как один из элементов формирования налогового бремени. Однако принцип налогообложения имущества, находящегося на территории других государств ЕврАзЭС, должен быть единым.
     

5. Выводы

     
     В результате проведенного анализа выяснилось, что основными недостатками администрирования прямых и целевых налогов являются:
     
     1) несоответствие бухгалтерского и налогового учета;
     
     2) громоздкая система администрирования налога на прибыль при низком удельном весе поступлений;
     
     3) чрезмерно расширенная система льготирования;
     
     4) превышение максимальной ставки подоходного налога над максимальной ставкой налога на прибыль.
     
     В ближайшей перспективе основными направлениями работы по сближению прямых и целевых налогов стран ЕврАзЭС должны стать построение рациональных систем налогообложения, направленных на стимулирование эффективного развития экономики, снижение налогового бремени для товаропроизводителей, поощрение инвестиций в производственный сектор, формирование согласованной системы налогового администрирования, отмена нерыночных налогов (отчисления в различного рода фонды и т.д.), снижение количества налоговых льгот, упрощение налогообложения малого предпринимательства и др.
     
     Необходимо добиваться снижения ставок налогов, улучшения их администрирования, ликвидации льгот и различного рода отсрочек. Вся система налогообложения должна быть оптимизирована таким образом, чтобы отдельные виды налогов, особенно прямые, не теряли сути экономического регулятора и были направлены на достижение равновесия между фискальной и регулирующей функциями.
     

Данные о двусторонних соглашениях по взиманию косвенных налогов по принципу "страны назначения" во взаимной торговле между государствами-участниками ЕврАзЭС
(по состоянию на 1 января 2001 года)

     


 

Республика Беларусь

Республика Казахстан

Кыргызская Республика

Российская Федерация

Республика Таджикистан

Республика Беларусь

  
 

Подписано 2.02.1999. Ратифицировано 20.07.1999. Вступило в силу 01.09.1999

Стороны руководствуются подписанным 25.11.1998 и вступившим в силу с 18.11.1999 Соглашением в рамках СНГ (без заключения двустороннего соглашения)

Парафировано 27.10.1999

Подписано 14.12.1999. Ратифицировано 04.05.2000. Вступило в силу 14.06.2000

Республика Казахстан

Подписано 02.02.1999. Ратифицировано 30.06.1999. Вступило в силу 01.09.1999

  
 

По НДС подписано 18.02.1997. Ратифицировано 21.07.1997. Вступило в силу 18.12.1998. По акцизам подписано 11.06.1997. Вступило в силу 01.07.2000

Подписано 09.10.2000. Вступает в силу с 01.07.2001

Подписано 16.12.1999. Ратифицировано 06.06.2000. Вступило в силу 13.07.2000

Кыргызская Республика

Стороны руководствуются подписанным 25.11.1998 и вступившим в силу с 18.11.1999 Соглашением в рамках СНГ (без заключения двустороннего соглашения)

По НДС подписано 18.02.1997. Ратифицировано 09.07.1998. Вступило в силу 18.12.1998. По акцизам подписано 11.06.1997. Вступило в силу 1.07.2000

  
 

Подписано 10.10.2000. Ратифицировано 30.12.2000. Вступает в силу с 1 января года, следующего за годом выполнения Сторонами необходимых внутригосударственных процедур

Подписано 07.02.1998. Вступило в силу 30.05.1998

Российская Федерация

Парафировано 27.10.1999

Подписано 09.10.2000. Ратифицировано 27.12.2000. Вступает в силу с 01.07.2001

Подписано 10.10.2000. Ратифицировано 27.12.2000. Вступает в силу с 1 января года, следующего за годом выполнения Сторонами необходимых внутригосударственных процедур

  
 

По итогам рабочих встреч 4-5 сентября 2000 года проект Соглашения подготовлен для подписания

Республика Таджикистан

Подписано 14.12.1999. Ратифицировано 15.03.2000. Вступило в силу 14.06.2000

Подписано 16.12.1999. Ратифицировано 15.06.2000. Вступило в силу 13.07.2000

Подписано 07.02.1998. Ратифицировано 24.07.1998. Вступило в силу 26.07.1998

По итогам рабочих встреч 4-5 сентября 2000 года проект Соглашения подготовлен для подписания