Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Таможенная стоимость - база расчета таможенных платежей (постатейный комментарий разделов III и IV Закона РФ "О таможенном тарифе")


Таможенная стоимость - база расчета таможенных платежей
(постатейный комментарий разделов III и IV Закона РФ "О таможенном тарифе")*

     
     А.Н. Козырин,
профессор, д.ю.н.  
     
     _____
     *1 Продолжение. Начало см. "Налоговый вестник". 2001, N 2. С. 138; N 3. С. 98.

     

Раздел IV. Методы определения таможенной стоимости товара и порядок их применения

     
     Статья 18. Методы определения таможенной стоимости

     
     1. Определение таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, производится путем применения следующих методов:
     
     - по цене сделки с ввозимыми товарами;
     
     - по цене сделки с идентичными товарами;
     
     - по цене сделки с однородными товарами;
     
     - вычитания стоимости;
     
     - сложения стоимости;
     
     - резервного метода.
     
     2. Основным методом определения таможенной стоимости является метод по цене сделки с ввозимыми товарами.
     
     В том случае, если основной метод не может быть использован, применяется последовательно каждый из перечисленных в пункте 1 настоящей статьи методов. При этом каждый последующий метод применяется, если таможенная стоимость не может быть определена путем использования предыдущего метода.
     
     Методы вычитания и сложения стоимости могут применяться в любой последовательности.
     
     1. В статье 18 Закона РФ от 21.05.1993 N 5003-1 "О таможенном тарифе" закреплена система методов определения таможенной стоимости. Как уже отмечалось, российское законодательство по этому вопросу восприняло соответствующие договоренности в рамках ГАТТ, что позволило нашей стране подключиться к международно-правовому процессу унификации правил оценки товаров в таможенных целях.
     
     Современные международно-правовые стандарты были сформированы в рамках ГАТТ (ст. VII этого Соглашения посвящена проблеме определения стоимости в таможенных целях). В настоящее время сложились две международные системы по определению таможенной стоимости. Первая установлена Брюссельской конвенцией по оценке товаров в таможенных целях (подписана 15 декабря 1950 года, вступила в силу 28 июля 1953 года). Вторая регламентирована Соглашением о порядке применения статьи VII ГАТТ 1979 года (в ред. 1994 года). В основе обеих систем лежит статья VII ГАТТ, что предполагает отсутствие принципиальных, существенных расхождений между ними. Различия проявляются в основном на уровне понятийного аппарата.
     
     В соответствии с Брюссельской конвенцией основой для определения стоимости является нормальная цена, под которой понимается цена товара в условиях свободной конкуренции между независимыми продавцом и покупателем. Предполагается, что нормальная цена является единственным встречным удовлетворением и что на нее не оказывают влияния никакие коммерческие, финансовые или иные отношения, как подтвержденные договором, так и не подтвержденные. В Соглашении 1979 года вместо термина "нормальная цена" употребляется термин "цена сделки", под которой понимается фактическая цена, уплаченная или подлежащая уплате за товары при продаже с целью экспорта в страну импорта и включающая комиссионные, куртаж *1, стоимость контейнеров, упаковки, услуг, предоставляемых вместе с товаром, и других дополнительных начислений к цене сделки в тех случаях, когда они не вошли в эту цену, но были понесены покупателем.
     _____
     *1 Куртаж (фр. courtage) - вознаграждение брокеру за посредничество при совершении биржевой сделки.
     
     Соглашение 1979 года о порядке применения статьи VII ГАТТ (иначе именуемое Кодексом по определению таможенной стоимости) отличается большей обстоятельностью и разработанностью проблемы по сравнению с Брюссельской конвенцией. Поэтому в Сеульской (1984 года) и Оттавской (1987 года) де-кларациях Совета таможенного сотрудничества содержится призыв к тем государствам, которые до сих пор не участвуют в Соглашении 1979 года, приложить все усилия для скорейшего присоединения к этому международно-правовому акту и применения его положений на практике *1.
     _____
     *1 Обстоятельный комментарий к Соглашению 1979 года о порядке применения статьи VII ГАТТ появился в 1988 году: Saul L. Sherman, Hinrich Glashoff. Customs Valuation. Commentary оn the GATT Valuation Code. Paris; New York, 1988. 382 p.
          

     Проблемы таможенной оценки обсуждались в ходе последнего Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров под эгидой ГАТТ. Заключительный акт по результатам Уругвайского раунда (подписан 15 апреля 1994 года в г. Марракеш) включает Соглашение 1994 года о выполнении статьи VII Генерального соглашения по тарифам и торговле *1. Соглашение 1994 года практически полностью воспроизводит принципы и методы таможенной оценки, закрепленные в Соглашении 1979 года. При этом развивающимся странам, продолжавшим использовать Брюссельскую конвенцию, было предложено изменить свои национальные системы, с тем чтобы привести их в соответствие с правилами Соглашения 1994 года. Для этого им был отведен пятилетний срок (до 1 января 2000 года).
     _____
     *1 Подробнее см.: Практическое руководство по Уругвайскому раунду. Женева: Международный торговый центр ЮНКТАД/ВТО. 1995. С. 95-109.

     
     Российское законодательство заимствовало методы таможенной оценки, выработанные в рамках ГАТТ. Для определения таможенной стоимости импортируемых в Российскую Федерацию товаров используются в заданном порядке шесть методов:
     
     1) по цене сделки с ввозимыми товарами;
     
     2) по цене сделки с идентичными товарами;
     
     3) по цене сделки с однородными товарами;
     
     4) вычитания стоимости;
     
     5) сложения стоимости;
     
     6) резервный метод.
     
     Указанная последовательность применения методов не может быть изменена, за исключением методов 4 и 5, последовательность использования которых выбирает сам декларант.
     
     2. Основным методом определения таможенной стоимости для сделок купли-продажи (то есть сделок на стоимостной основе) является оценка по цене сделки с ввозимыми товарами (метод 1). Поэтому начинать оценку следует всегда с проверки применимости этого метода.
     
     Если основной метод в силу ряда причин не может быть использован, применяется один из пяти оставшихся методов. Каждый последующий метод оценки применяется только тогда, когда таможенная стоимость не может быть определена путем использования предыдущего метода.
     
     Методы 2 и 3 основаны на использовании в качестве исходной базы для определения таможенной стоимости цены сделки с идентичными и однородными товарами. При этом в равной мере может применяться как информация, имеющаяся у таможенных органов, так и документально подтвержденная информация, представляемая декларантом. Основным критерием при выборе информации в качестве исходной базы для определения таможенной стоимости становится степень близости к условиям оцениваемой сделки.
     
     Методы вычитания и сложения (методы 4 и 5) предусматривают принципиально иную базу расчета таможенной стоимости. Метод 4 базируется на цене, по которой товары продаются в неизменном виде (либо в переработанном виде, если возможно определить влияние этой переработки на цену товара). Метод 5 основан на данных о затратах на производство товара. Методы 4 и 5 могут применяться в любой последовательности.
     

     Метод 6 является резервным и применяется в случае, если для определения таможенной стоимости не удастся использовать ни один из предыдущих методов.
     

     Статья 19. Метод по цене сделки с ввозимыми товарами

     
     1. Таможенной стоимостью ввозимого на таможенную территорию Российской Федерации товара является цена сделки, фактически уплаченная или подлежащая уплате за ввозимый товар на момент пересечения им таможенной границы Российской Федерации (до порта или иного места ввоза).
     
     При определении таможенной стоимости в цену сделки включаются следующие компоненты, если они не были ранее в нее включены:
     
     а) расходы по доставке товара до авиапорта, порта или иного места ввоза товара на таможенную территорию Российской Федерации:
     
     стоимость транспортировки;
     
     расходы по погрузке, выгрузке, перегрузке и перевалке товаров;
     
     страховая сумма;
     
     б) расходы, понесенные покупателем:
     
     комиссионные и брокерские вознаграждения, за исключением комиссионных по закупке товара;
     
     стоимость контейнеров и(или) другой многооборотной тары, если в соответствии с Товарной номенклатурой они рассматриваются как единое целое с оцениваемыми товарами;
     
     стоимость упаковки, включая стоимость упаковочных материалов и работ по упаковке;
     
     в) соответствующая часть стоимости следующих товаров и услуг, которые прямо или косвенно были предоставлены покупателем бесплатно или по сниженной цене для использования в связи с производством или продажей на вывоз оцениваемых товаров:
     
     сырья, материалов, деталей, полуфабрикатов и других комплектующих изделий, являющихся составной частью оцениваемых товаров;
     
     инструментов, штампов, форм и других подобных предметов, использованных при производстве оцениваемых товаров;
     
     материалов, израсходованных при производстве оцениваемых товаров (смазочных материалов, топлива и других);
     
     инженерной проработки, опытно-конструкторской работы, дизайна, художественного оформления, эскизов и чертежей, выполненных вне территории Российской Федерации и непо-средственно необходимых для производства оцениваемых товаров;
     
     г) лицензионные и иные платежи за использование объектов интеллектуальной собственности, которые покупатель должен прямо или косвенно осуществить в качестве условия продажи оцениваемых товаров;
     
     д) величина части прямого или косвенного дохода продавца от любых последующих перепродаж, передачи или использования оцениваемых товаров на территории Российской Федерации.
     

     2. Указанный метод не может быть использован для определения таможенной стоимости товара, если:
     
     а) существуют ограничения в отношении прав покупателя на оцениваемый товар, за исключением:
     
     ограничений, установленных законодательством Российской Федерации;
     
     ограничений географического региона, в котором товары могут быть перепроданы;
     
     ограничений, существенно не влияющих на цену товара;
     
     б) продажа и цена сделки зависят от соблюдения условий, влияние которых не может быть учтено;
     
     в) данные, использованные декларантом при заявлении таможенной стоимости, не подтверж-дены документально либо не являются количественно определенными и достоверными;
     
     г) участники сделки являются взаимозависимыми лицами, за исключением случаев, когда их взаимосвязь не повлияла на цену сделки, что долж-но быть доказано декларантом. При этом под взаимозависимыми лицами понимаются лица, удовлетворяющие хотя бы одному из следующих признаков:
     
     один из участников сделки (физическое лицо) или должностное лицо одного из участников сделки является одновременно должностным лицом другого участника сделки;
     
     участники сделки являются совладельцами предприятия;
     
     участники сделки связаны трудовыми отношениями;
     
     один из участников сделки является владельцем вклада (пая) или обладателем акций с правом голоса в уставном капитале другого участника сделки, составляющих не менее 5% уставного капитала;
     
     оба участника сделки находятся под непо-средственным либо косвенным контролем третьего лица;
     
     участники сделки совместно контролируют, непосредственно или косвенно, третье лицо;
     
     один из участников сделки находится под непосредственным или косвенным контролем другого участника сделки;
     
     участники сделки или их должностные лица являются родственниками.
     
     1. В статье 19 комментируемого Закона определяется сущность метода по цене сделки с ввозимыми товарами.
     
     Метод 1 применяется в отношении определения таможенной стоимости товаров, ввозимых в соответствии с внешнеторговыми сделками купли-продажи, имеющими стоимостную основу (когда расчеты за купленный товар производятся посредством денежных платежей). Форма расчетов (инкассо, банковский перевод, аккредитив) принципиального значения не имеет. Отсутствие платежных документов на момент таможенного оформления не может служить причиной отказа от применения метода 1 и перехода к последующим методам. Если заявляемая декларантом и фигурирующая в счете-фактуре таможенная стоимость не признается таможенным органом без ее подтверждения платежными документами, то может быть использован механизм условного (временного) выпуска товаров.
     
     В целях упрощения и унификации таможенной оценки допускается применение метода 1 при определении таможенной стоимости товаров, ввозимых по условно-стоимостным сделкам (то есть сделкам, по которым нет реального движения денежных средств). К такого рода сделкам могут быть отнесены сделки мены (товарообменные операции, в том числе бартерные и компенсационные поставки), поставки в счет гарантии и безвозмездные поставки в форме дара в случае, если в соответствующих документах - контракте (договоре, соглашении), счете-проформе *1, таможенной декларации страны вывоза - имеется стоимостная оценка каждого из товаров, поставляемых в рамках подобной операции (при условии обязательного выполнения общих требований по применению метода 1). В то же время по отношению к товарам, ввозимым на таможенную территорию Российской Федерации по договорам комиссии или консигнации, метод 1 не должен применяться, так как имеет место не купля-продажа товара, а только оказание услуг по его реализации.
     _____
     *1 Счет-проформа (англ. proforma-invoice; фр. facture simulee; нем. Proforma-Rechnung) - документ, который, как и все остальные виды счетов, содержит сведения о цене и стоимости партии товара, но не является расчетным документом, так как не содержит требования об уплате указанной в нем суммы. Чаще всего счет-проформа выписывается при поставках товаров на консигнацию, на выставки и ярмарки, аукционы.

     

     Заметим, что метод по цене сделки с ввозимыми товарами может быть применен и в случае, если возможна стоимостная оценка (с необходимыми обоснованиями и документальным подтверждением) ограничений и условий, повлиявших на цену сделки (п. 1.6 Положения о порядке и условиях заявления таможенной стоимости товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации; приложение 1 к приказу ГТК России от 05.01.1994 N 1).
     
     В п. 1 ст. 19 комментируемого Закона закреплено, что таможенной стоимостью ввозимого на российскую таможенную территорию товара является цена сделки, фактически уплаченная или подлежащая уплате за ввозимый товар на момент пересечения им таможенной границы. Цена сделки корректируется с учетом установленных надбавок и вычетов.
     
     Цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате, - это общая сумма уже осуществленного платежа или того, который предстоит осуществить покупателю в пользу продавца за импортируемые товары, но оплата которого на момент таможенного оформления товаров еще не произведена. Платеж может быть осуществлен посредством:
     
     а) перевода;
     
     б) аккредитива;
     
     в) инкассо;
     
     г) смешанных форм расчетов.
     
     В случаях, не противоречащих валютному законодательству, допускается применение авансовых платежей.
     
     В соответствии с письмом ГТК России от 19.04.1994 N 01-13/4234 "Об уточнении порядка определения и контроля таможенной стоимости ввозимых товаров" (в ред. приказа ГТК России от 30.05.1996 N 332) во всех случаях, когда в качестве документов, подтверждающих платеж покупателя продавцу за ввозимый товар, требуется предъявление декларантом таможенному органу банковских платежных документов, вместе с копией платежного поручения с отметкой банка об исполнении в обязательном порядке представляется выписка (копия) из лицевого счета организации, заверенная руководителем и главным бухгалтером данной организации. Данные банковские документы должны содержать все необходимые реквизиты для их идентификации с оформляемой поставкой.
     
     При этом особое внимание таможенные органы обращают на полноту платежа - произведен данный платеж в целом за весь товар или только за его часть (как при предоплате, так и при платеже за уже полученный товар), отражает денежная часть платежа полную стоимость ввозимых товаров (то есть не предусматриваются ли контрактом какие-либо условия, повлиявшие на цену сделки, в том числе осуществление частичной оплаты за данный товар в виде косвенного платежа третьему лицу в пользу продавца, в виде встречной поставки товаров или оказания каких-либо услуг покупателем продавцу) или нет.
     
     В случае если на момент таможенного оформления сумма платежа в полном объеме неизвестна, но будет определена в течение 60 дней (п. 2.10 Положения о порядке и условиях заявления таможенной стоимости товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации), товар может быть предоставлен декларанту в пользование под временную (условную) оценку согласно установленному порядку.
     

     Если же счет-фактура или банковские платежные документы, представленные декларантом в подтверждение цены сделки, не могут быть идентифицированы с данным контрактом или соответствующей поставкой по нему либо не позволяют определить полную сумму платежа, метод 1 применен быть не может и следует использовать оценочные методы (методы 2-6).
     
     После того как возможность применения метода 1 установлена, происходит корректировка цены сделки - в нее включаются перечисленные в п. 1 ст. 19 Закона компоненты (если ранее они не были включены в цену сделки).
     
     Первым компонентом корректировки цены сделки являются расходы по доставке товара до авиапорта, порта или иного места ввоза товара на российскую таможенную территорию.
     
     Для целей определения таможенной стоимости под местом ввоза понимается (п. 1.8 Положения о порядке и условиях заявления таможенной стоимости товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации):
     
     а) для авиаперевозок - аэропорт назначения или первый аэропорт на территории Российской Федерации, в котором самолет, перевозящий товары, совершает посадку и где производится разгрузка товаров;
     
     б) для морских и речных перевозок - первый порт разгрузки или порт перевалки на территории Российской Федерации, если факт перевозки товара подтвержден таможенным органом этого порта;
     
     в) для перевозок другими видами транспорта - место нахождения пункта пропуска на российской таможенной границе на пути следования товара;
     
     г) для товара, доставляемого по почте, - пункт международного почтового обмена.
     
     Расходы по доставке товаров включают:
     
     стоимость транспортировки, то есть расходы, непосредственно связанные с перемещением товаров от места отправления (места погрузки) до места назначения;
     
     расходы по погрузке, выгрузке, перегрузке и перевалке товаров [представляют собой сопутствующие транспортировке расходы, не зависящие непосредственно от расстояния (дальности перевозки)] *1;
     _____
     *1 Согласно коммерческой практике в расходы по погрузке и перевалке товаров могут также включаться услуги экспедитора, сюрвейера (инспектора или агента по осмотру и оценке застрахованного имущества) и т.п. Стоимость этих услуг является неотъемлемой частью расходов по перегрузке и перевалке.

     
     страховую премию, то есть сумму, уплаченную страховой компании в соответствии с договором страхования товара от рисков потери или повреждения в процессе доставки груза на весь маршрут перевозки от пункта отправления до пункта назначения.
     
     При определении таможенной стоимости товаров, ввозимых на российскую таможенную территорию, учитываются фактически возникшие расходы по доставке данного товара до места его ввоза на территорию Российской Федерации. В стоимость транспортировки, помимо прочего, включаются надбавки к фрахту, расходы на оформление товаросопроводительных документов, затраты на поддержание качества и сохранности товаров во время их транспортировки (расходы на поддержание необходимой температуры, влажности и т.п.).
     

     Цена сделки корректируется для последующего использования в качестве таможенной оценки в случае, если в соответствии с конкретными условиями поставки по контракту цена включает не все транспортные расходы до места ввоза товара на российскую таможенную территорию [например EXW (c завода), FOB (свободно на борту судна) и др.].
     
     Особо следует остановиться на безвозмездной транспортировке и доставке товаров с помощью собственных транспортных средств покупателя. В таких ситуациях в таможенную стоимость включается сумма, рассчитанная исходя из действующих на момент транспортировки груза тарифов по перевозке соответствующим видом транспорта. Если данные о единых тарифах на перевозку определенным видом транспорта отсутствуют, то для расчетов транспортных расходов используются данные бухгалтерского учета по калькулированию транспортных расходов с включением всех необходимых статей или элементов затрат.
     
     Если документы на транспортировку товаров не были представлены в таможенный орган, определение таможенной стоимости по методу 1 не производится и необходимо переходить к другим методам оценки.
     
     Наиболее удобными для использования в таможенных целях являются условия поставки СIF (стоимость, страхование и фрахт). Цена СIF соответствует структуре таможенной стоимости. При использовании других условий поставок необходимо производить определенные корректировки. Так, при использовании базовых условий DAF (поставка до границы) к цене добавляются расходы на страхование и в зависимости от места доставки (под термином "граница" может пониматься и граница страны-экспортера) - транспортные расходы от границы страны-экспортера до места ввоза на российскую таможенную территорию.
     
     При условии поставки EXW (с завода), FAS (свободно вдоль борта судна) в расходах на транспортировку до места ввоза учитываются понесенные покупателем расходы по таможенному оформлению товара при вывозе из страны-экспортера.
     
     Следующим компонентом корректировки цены сделки при использовании метода 1 являются расходы, понесенные покупателем, к которым относятся:
     
     - комиссионные и брокерские вознаграждения (кроме комиссионных по закупке товаров);
     

     - стоимость контейнеров и (или) другой многооборотной тары, если в соответствии с ТН ВЭД они рассматриваются как единое целое с оцениваемыми товарами;
     
     - стоимость упаковки, в том числе стоимость упаковочных материалов и работ по упаковке.
     
     Таким образом, таможенная стоимость включает и расходы по выплате комиссионных и иных посреднических вознаграждений. Причем в таможенную стоимость включаются только комиссионные расходы по продаже товара, то есть расходы, произведенные для того, чтобы найти покупателя и продать ему товар. Как правило, они уже содержатся в цене. Однако если по какой-либо причине они не были включены в цену, их необходимо доначислить на основании соответствующих счетов и платежных документов. Комиссионные расходы по продаже товара следует отличать от комиссионных по покупке товара, которые несет покупатель и которые не облагаются таможенной пошлиной.
     
     В случае использования многооборотной тары ее стоимость при многоразовой поставке товара распределяется пропорционально количеству товаров в каждой партии. Пропорциональное распределение расходов на тару (то есть перенос ее стоимости частями на каждую партию) принимается таможенным органом при условии, что это положение нашло отражение в контракте либо подтверждено каким-либо другим документом.
     
     К затратам на тару не относятся отдельно оплачиваемые суммы за возврат тары продавцу.
     
     Третьим компонентом корректировки цены сделки при использовании метода 1 является соответствующая часть стоимости товаров и услуг, которые прямо или косвенно были предоставлены покупателем бесплатно или по сниженной цене для использования в связи с производством или продажей на вывоз оцениваемых товаров.
     
     Эта стоимость разбивается в ДТС-1 по следующим статьям (гр. 14):
     
     1) сырье, материалы, детали, полуфабрикаты и другие комплектующие изделия;
     
     2) инструменты и другое подобное оборудование (штампы, формы и т.д.);
     
     3) материалы, израсходованные при производстве оцениваемых товаров (смазочные материалы, топливо и т.д.);
     
     4) инженерная и опытно-конструкторская проработка, дизайн, чертежи, выполненные вне территории Российской Федерации.
     

     Эти данные заполняются в ДТС, как правило, в случае, если:
     
     - оцениваемые товары ввозятся в Российскую Федерацию по договорам переработки с последующим их вывозом;
     
     - имеет место ввоз товаров на основе договора подряда, в том числе договора подряда на изготовление товара из материала заказчика (покупателя), и при этом покупателем (непосредственно или через третьих лиц) были предоставлены продавцу бесплатно или по сниженной цене товары и услуги в целях их использования для производства и(или) продажи на вывоз в Российскую Федерацию оцениваемых товаров, включая предоставление покупателем оборудования в аренду продавцу, выполнение продавцом заказа по чертежам или лекалам покупателя и т.д.
     
     Следует отметить, что стоимостью сырья, материалов, деталей, полуфабрикатов и других комплектующих изделий, которые были предоставлены покупателем продавцу бесплатно или по сниженной цене для использования при производстве или продаже на вывоз оцениваемых товаров (гр. 14 "а" ДТС), является их цена, оплаченная покупателем при их закупке у третьих лиц. Если же эти товары изготовлены самим покупателем либо связанным с ним лицом, то в качестве их стоимости принимается стоимость изготовления, подтвержденная соответствующей бухгалтерской документацией покупателя.
     
     В случае предоставления продавцу покупателем товаров, бывших в употреблении, их стоимость определяется с учетом степени износа по данным бухгалтерского учета покупателя. Наконец, если покупателем были оказаны продавцу какие-либо услуги по обработке сырья, материалов и комплектующих изделий, их доставке, хранению и т.д., то при расчете таможенной стоимости эти услуги учитываются по той цене, по которой они были произведены или приобретены покупателем.
     
     Четвертым компонентом корректировки цены сделки при использовании метода 1 в ст. 19 комментируемого Закона определены лицензионные и иные платежи за использование объектов интеллектуальной собственности, которые покупатель должен прямо или косвенно осуществить в качестве условия продажи оцениваемых товаров.
     
     В целях таможенной оценки лицензионными и иными платежами считается вознаграждение, выплачиваемое за пользование правами на:
     

     - изготовление ввозимых товаров, в том числе промышленных образцов, "ноу-хау" и т.д.;
     
     - продажу на экспорт ввозимых товаров, в том числе товарных знаков, промышленных образцов;
     
     - использование или перепродажу ввозимых товаров, в том числе патентов, авторских прав на литературные, художественные или научные произведения (включая кинематографическую продукцию), а также технологии производства, представляющие единое целое с импортируемым товаром.
     
     Добавление лицензионных и аналогичных платежей к цене сделки производится только в случае, если эти платежи, во-первых, касаются ввозимого оцениваемого товара и, во-вторых, являются условиями заключенной между продавцом и покупателем сделки. При этом подлежат учету лицензионные платежи, которые покупатель должен выплатить непосредственно продавцу либо в его пользу третьему лицу. Если покупатель выплачивает лицензионный платеж третьему лицу, этот платеж должен быть произведен по требованию продавца или лица, выступающего от его имени.
     
     В таможенную стоимость не включаются лицензии на воспроизводство товара в России.
     
     Последним, пятым компонентом является величина части прямого или косвенного дохода продавца от любых последующих перепродаж, передачи или использования оцениваемых товаров на территории Российской Федерации. Как правило, эта часть дохода продавца оговаривается во внешнеторговом контракте. Так, если контрактом предусмотрено, что 10% от прибыли, которую получит покупатель, будет возвращено продавцу, сумма, соответствующая этой части прибыли, включается в состав таможенной стоимости и указывается в ДТС-1 (гр. 16).
     
     Когда на момент таможенного оформления сумма прибыли неизвестна, в ДТС-1 указывается предварительная (ожидаемая) сумма, для определения которой допускается проведение независимой экспертной оценки. Величина ожидаемой прибыли должна быть подтверждена таможенным органом. Если установление суммы прибыли невозможно, таможенная стоимость не может быть определена по методу 1 (по цене сделки с ввозимыми товарами) и следует переходить к методам 2-6.
     
     Пять перечисленных компонентов корректировки цены сделки с ввозимыми товарами определены в Законе РФ "О таможенном тарифе" как дополнительные начисления к цене сделки. В приложениях 1 и 2 к приказу ГТК России от 05.01.1994 N 1 указаны те случаи, когда для определения таможенной стоимости по методу 1 необходимо произвести корректировку, списывая определенные суммы (то есть вычитая их из цены сделки). Исключению из цены сделки подлежат суммы расходов, фактически понесенных в связи с операциями по доставке товара после ввоза на российскую таможенную территорию - от места ввоза на таможенную территорию Российской Федерации до места назначения товара, при наличии документального подтверждения этих расходов.
     

     Суммы списаний (вычетов) из цены сделки заносятся в графы 19, 20 и 21 ДТС-1. Это:
     
     1) расходы по монтажу, сборке, наладке оборудования или оказанию технической помощи после ввоза;
     
     2) расходы по доставке товара после ввоза до места назначения;
     
     3) расходы по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов и таможенных сборов.
     
     Суммы расходов по монтажу, сборке, наладке оборудования или оказанию технической помощи, произведенных после ввоза товаров на российскую таможенную территорию, вычитаются из цены сделки только в том случае, если эти работы предусмотрены контрактом и соответствующие суммы выделены в счете-фактуре отдельной строкой.
     
     Суммы, уплаченные в виде ввозных таможенных пошлин, иных налогов и таможенных сборов, подлежат вычету из цены товара, когда внешнеторговым договором предусмотрены условия поставки DDP (поставка с оплатой пошлины) и DEQ (поставка с пристани).
     
     Подробнее остановимся на вычетах из цены расходов по доставке товара.
     
     ГТК России разработал Методические рекомендации по учету затрат по доставке товаров при определении таможенной стоимости на основе цены сделки с ввозимыми товарами (письмо ГТК России от 13.03.2000 N 01-06/6088) *1. В них, в частности, отмечается, что в Инструкции по заполнению декларации таможенной стоимости *2 установлено, что в графе 20 ДТС-1 декларантом могут быть (а не должны быть) заявлены расходы по доставке товара от места ввоза на таможенную территорию Российской Федерации до места назначения для исключения этих расходов из цены сделки. При этом устанавливаются обязательные условия, позволяющие декларанту заявлять соответствующие величины при заполнении ДТС-1: раздельное указание в счете-фактуре, выставленном продавцом покупателю на оплату товаров, расходов по доставке до и после ввоза на российскую таможенную территорию, а также соответствующая оговорка во внешнеторговом контракте.
     _____
     *1 Таможенные ведомости. 2000, № 4.
     *2 Утверждена приказом ГТК России от 05.01.1994 № 1.
               
     Раздельное приведение в счете-фактуре и внешнеторговом контракте расходов по доставке товаров до и после места ввоза является обязательным, но недостаточным условием для их учета (исключения из цены сделки) при определении таможенной стоимости ввозимых товаров, так как в отношении всех данных, приведенных в ДТС, должны выполняться требования п. 1 ст. 15 комментируемого Закона, в соответствии с которым все сведения по таможенной стоимости, заявляемые декларантом, должны основываться на достоверной, качественно определяемой и документально подтвержденной информации.
     
     Следовательно, все заявленные в графе 20 ДТС-1 сведения о стоимости доставки товара по территории Российской Федерации должны быть подтверждены документами, позволяющими однозначно доказать правомерность этих вычетов и определить их величину. В качестве подтверждающих документов могут использоваться:
     

     а) документ, определяющий отношения сторон в сделке по оказанию услуг по доставке товаров от места отправления до места назначения. Чаще всего в качестве такого документа выступает договор на доставку груза, который содержит сведения о лицах, заключивших договор, предмет договора, его стоимость и условия оплаты (платежа). При этом в качестве заказчика услуг по доставке товаров может выступать как продавец товаров, так и покупатель, а в ряде случаев - третье лицо, действующее от имени или по поручению одного из них (как правило, это экспедиторские фирмы);
     
     б) счет-фактура от исполнителя договора доставки, содержащий реквизиты сторон, сумму и условия платежа, а также предмет платежа. В случае представления декларантом специфицированного счета-фактуры, содержащего предмет договора [то есть четкое определение обязательств исполнителя, например: погрузка товаров на транспортное средство, транспортировка от места отправления (погрузки) до места ввоза на таможенную территорию Российской Федерации и от места ввоза до места назначения (выгрузки), выгрузка товаров с транспортного средства и т.д.] и другие существенные условия договора (наименование сторон, заключивших договор на перевозку, получатель товаров, условия оплаты и т.д.), такой счет-фактура может выступать в качестве договора на доставку товара;
     
     в) банковские платежные документы, подтверждающие факт оплаты услуг по доставке в соответствии с выставленным счетом-фактурой.
     
     При этом при заявлении декларантом вычетов из цены сделки на величину расходов по доставке товаров от места ввоза на российскую таможенную территорию до места назначения должно учитываться следующее *1:
     _____
     *1 Исходя из того, что в таможенном законодательстве под расходами на доставку товара понимаются расходы на его транспортировку, выгрузку, перегрузку, перевалку, а также стоимость страхования груза.

     
     A) При определении таможенной стоимости расходы на транспортировку от места ввоза на российскую таможенную территорию до места назначения может быть вычтена из цены сделки, если имеется раздельное (до и после места ввоза на таможенную территорию Российской Федерации) указание транспортных расходов в счете-фактуре и если в документах четко определен порядок расчета стоимости транспортировки в зависимости от расстояния (дальности перевозки). Например, установлена тарифная ставка перевозки груза за 1 км соответствующего участка пути.
     
     В целях корректировки таможенной стоимости по цене сделки с ввозимым товаром и списания части транспортных расходов необходимо также сделать соответствующую оговорку в контракте и вести раздельный учет транспортных расходов до места ввоза на территорию России и от этого места до места доставки (в том числе их раздельное указание в счете-фактуре). Это касается таких условий поставки, как CIP (перевозка и страхование оплачены до…), CPT (перевозка оплачена до…), DDP (поставка с оплатой пошлины), DDU (поставка без оплаты пошлины), при которых в фактурную стоимость вошли расходы по доставке товара до места назначения *1.
     _____
     *1 В приложении 2 к приказу ГТК России от 05.01.1994 № 1 перечень этих условий поставок содержит и CIF с учетом практики некорректного использования термина CIF для обозначения до-ставки товара до места назначения внутри российской таможенной территории (например CIF Москва). В Инкотермс CIF означает поставку на условиях «стоимость, страхование, фрахт».

     

     Если в счете-фактуре отсутствует раздельное указание расходов на разных этапах транспортировки, транспортные расходы на участке "место ввоза - пункт назначения" можно вычесть из общей стоимости расходов по транспортировке лишь при условии, что таможенному органу будут представлены доказательства того, что цена, определяемая из расчета "франко-граница", была бы значительно ниже цены, определенной из расчета "франко-место назначения".
     
     Б) Расходы по выгрузке, перегрузке и перевалке товаров могут не включаться в таможенную стоимость ввозимых товаров только в случае, если названные операции осуществлялись после ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации. Это обстоятельство должно быть надлежащим образом документировано.
     
     В) Стоимость страхования зависит от стоимости товаров, а не от дальности перевозки, поэтому расходы на страхование не подразделяются "до места ввоза" или "после места ввоза" и соответственно не подлежат исключению из цены сделки при определении таможенной стоимости.
     
     2. Метод по цене сделки с ввозимыми товарами, как следует из п. 2 ст. 19 комментируемого Закона, применяется при соблюдении ряда условий.
     
     Одним из них является отсутствие ограничений в отношении прав импортера на оцениваемый товар. Однако метод по цене сделки с ввозимыми товарами может быть применен при наличии одного из следующих ограничений:
     
     - ограничения, установленные российским законодательством (например особые требования к упаковке или ограничения в отношении круга лиц, имеющих право импортировать определенные товары, в частности радиоактивные, отравляющие вещества, наркотические средства и др.);
     
     - ограничения, существенно не влияющие на цену товара (например импортированная модель не должна поступить в продажу до определенной даты);
     
     - ограничения географического региона, в котором товары могут быть перепроданы. Этот случай касается одной из разновидностей операций по перепродаже - торговли по договору *1. Экспортер предоставляет посреднику право продажи своих товаров на определенной территории в течение согласованного срока. Задача посредника состоит в содействии продвижению товара от экспортера к конечному потребителю на определенной территории. При необходимости такое содействие включает организацию технического обслуживания проданных товаров, обеспечение покупателей запасными частями и т.д. При этом торговец должен соблюдать интересы экспортера и при продаже придерживаться определенных условий (ограничений), установленных договором о предоставлении права на продажу. В соответствии со ст. 19 комментируемого Закона территориальные ограничения в отношении перепродажи товаров не лишают декларанта права применять метод по цене сделки с ввозимыми товарами.
     _____
     *1 См.: Герчикова И.Н. Международное коммерческое дело. М., 1996. C. 210-211.

     
     Метод определения таможенной стоимости по цене сделки с ввозимыми товарами не может быть использован, если продажа и цена сделки зависят от соблюдения условий, влияние которых не может быть учтено. Например, продавец устанавливает в контракте цену импортируемых товаров с условием, что покупатель закупит у него определенное количество другого товара (поставляется товар А на определенную сумму денежных единиц, но при этом поставщик ставит условие, что импортер должен дополнительно купить у него товар В, стоимость которого неизвестна).
     

     Практика внешнеторговых сделок изобилует многочисленными примерами, когда условия конкретной сделки в значительной степени затрудняют таможенную оценку товара. Например, договор купли-продажи предусматривает условие исключительной покупки только у данного продавца. Другой пример: товар, подлежащий таможенной оценке, - это полуфабрикат, поставляемый на том условии, что его экспортер по данному внешнеторговому контракту получает определенное количество готовых изделий.
     
     В приведенных и иных подобных примерах следует выяснять, повлияли ли "особые" условия контракта на цену сделки и можно ли количественно определить это влияние. В случае если такое влияние количественно неопределяемо, метод 1 не может быть применен. Если же количественное определение степени влияния конкретного условия на цену сделки возможно (при этом сама заявленная цена является фактически уплаченной или подлежащей уплате), то использование метода 1 допустимо.
     
     Метод по цене сделки с ввозимыми товарами применим, если во внешнеторговом контракте фигурируют общепринятые условия поставки (прежде всего те условия поставки, которым дано толкование в Инкотермс *1). Метод 1 может быть применен при заключении сделки с оговорками типа "покупка при условии подключения эксперта (наличия экспертного заключения)", "покупка при условии поставки товара до определенной даты", "предоставление скидки за "верность" данному продавцу", а также с использованием других условий, которые являются общепринятыми для внешнеторговых операций и не оказывают влияния на цену сделки.
     _____
     *1 Инкотермс (International Commercial Terms) - Международные правила по толкованию торговых терминов.

     
     Одним из важнейших требований при использовании метода 1 является документальное подтверждение данных, представляемых декларантом для определения таможенной стоимости. Таможенная стоимость может быть определена по методу 1 только в случае, если все ее элементы, указанные в ДТС, подтверждены соответствующими документами. Цена сделки подтверждается счетом-фактурой (инвойсом), счетом-проформой для условно-стоимостных сделок, банковскими платежными документами (если счет уже оплачен), а также соответствующим контрактом (договором, соглашением) о купле-продаже или поставке товара. Надбавки к цене сделки или вычеты из нее подтверждаются соответствующими платежными, товаросопроводительными, страховыми, таможенными и иными документами.
     
     В ст. 19 комментируемого Закона закреплено, что метод 1 не может быть использован, если участники сделки являются взаимозависимыми лицами. Участники внешнеторговой сделки считаются взаимозависимыми, если они отвечают хотя бы одному из перечисленных признаков:
     

     - один из участников сделки (физическое лицо) или должностное лицо одного из участников сделки является одновременно должностным лицом другого участника сделки;
     
     - участники сделки являются совладельцами организации;
     
     - участники сделки связаны трудовыми отношениями;
     
     - один из участников сделки является владельцем вклада (пая) или обладателем акций с правом голоса в уставном капитале другого участника сделки, составляющих не менее 5 % уставного капитала;
     
     - оба участника сделки находятся под непосредственным либо косвенным контролем третьего лица;
     
     - участники сделки совместно контролируют (непосредственно или косвенно) третье лицо;
     
     - один из участников сделки находится под непосредственным или косвенным контролем другого участника;
     
     - участники сделки или их должностные лица являются родственниками.
     
     Данные о взаимозависимости продавца и покупателя должны указываться декларантом в ДТС. Таможенный орган контролирует заявляемые сведения об отсутствии или наличии взаимозависимости между сторонами сделки по имеющимся у него данным, получаемым в результате проводимых проверок и расследований, а также путем анализа публикуемой информации о регистрации фирм и их уставов. Если таможенному органу удалось установить взаимосвязь сторон внешнеторгового договора и выявить влияние этой взаимосвязи на цену сделки, он сообщает об этом импортеру и предоставляет ему возможность доказать обратное и документально подтвердить заявленную стоимость. При этом необходимость специальной проверки на предмет взаимозависимости сторон договора не служит основанием для задержки груза. Груз отправляется в обычном порядке, впоследствии по данным проводимой проверки таможенная стоимость может быть пересчитана, а недополученные суммы таможенных пошлин, иных налогов и сборов - взысканы в установленном порядке.
     
     При наличии конкретных подозрений данные по внешнеторговой сделке должны ставиться на специальный контроль. В ходе проверки, проводимой таможенными органами, устанавливается, совершались ли ранее сделки с данной фирмой и какие по ним имелись замечания, анализируется вся прямо или косвенно касающаяся данной сделки информация, которой располагают таможенные органы.
     
     Таможенный орган может самостоятельно произвести контрольное сопоставление со сделками, заключенными между невзаимозависимыми контрагентами, предметом которых были идентичные или подобные товары. Если по данным, полученным таможенным органом, взаимозависимость не повлияла на цену сделки, дальнейшее расследование может не проводиться. В этом случае допускается применение метода 1.
     
     Реализуя свое право доказывать отсутствие влияния взаимозависимости участников контракта на цену сделки (подпункт "г" п. 2 ст. 19), декларант в течение 10 дней должен документально подтвердить, что заявленная цена была действительно уплачена или что цена сделки по оцениваемым товарам близка к цене сделки при продаже продавцами, не связанными с покупателями, идентичных или однородных товаров или к таможенной стоимости идентичных или однородных товаров, рассчитанной по методу 4 или по методу 5. Все эти сопоставления проводятся декларантом с учетом различий в условиях сравниваемых сделок (объемы партий, условия поставки, вид транспортировки и т.д.).