Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Ответы на вопросы


Ответы на вопросы

     
     В.И. Макарьева,
государственный советник налоговой службы II ранга
     
Т.Н. Соколова
     

     1. В письме Госкомстата России, Минфина России и Госналогслужбы России от 23.12.1992 N 17-1-17/179, 04-02-047, ВГ-6-01/458 определяется перечень объектов социальной сферы, в который не были включены объекты мечети и других аналогичных объектов религиозного характера. В то же время в письме Межрегиональной инспекции МНС России от 01.09.2000 N 26-4-14/1148 содержится противоположное мнение. Каким документом должны руководствоваться организации, принимающие участие в строительстве мечети?

     
     В соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОК 004-93), утвержденным постановлением Госстандарта России от 06.08.1993 N 17, в раздел "Услуги коммунальные, социальные и персональные прочие" включены услуги, предоставляемые религиозными организациями.
     
     Строительство мечети не может быть отнесено к услугам социальной сферы. При определении объектов, относящихся к объектам социальной инфраструктуры, следует руководствоваться совместным письмом Госкомстата России, Минфина России и Госналогслужбы России от 23.12.1992 N 17-1-17/179; 04-02-047; ВГ-6-01/458 "О порядке предоставления льгот по налогу на прибыль", согласно которому к объектам социальной инфраструктуры строительство мечети не относится.
     

     2. Согласно Федеральному закону от 22.08.1996 N 126-ФЗ "О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации" и Закону РФ от 27.12.1991 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" организациям предоставляется льгота по налогу на прибыль при осуществлении целевого финансирования производства и тиражирования фильма, получившего статус национального. Однако имеют место факты аннулирования удостоверения национального фильма в процессе производства или проката, другие факты. Предоставляется ли при этом льгота по налогу на прибыль на указанные цели?

     
     Пунктом 6 ст. 6 Закона РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (с изменениями и дополнениями) определено, что прибыль организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, направляемая на производство и тиражирование кинопродукции, получившей удостоверение национального фильма, налогообложению не подлежит.
     
     Следовательно, при перечислении части прибыли на расчетный счет организации кинематографии в порядке целевого финансирования производства и тиражирования фильма, получившего статус национального, в соответствии с положениями, определенными Федеральным законом от 22.08.1996 N 126-ФЗ "О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации", организации независимо от вида их основной деятельности, а также от организационно-правовых форм и форм собственности вправе заявить в расчете налога от фактической прибыли вышеназванную льготу, уменьшив облагаемую налогом прибыль на сумму фактически перечисленных в отчетном периоде средств.
     
     При этом организация кинематографии отражает на счете 96 "Целевые финансирование и поступления" целевые денежные средства, перечисленные организациями на производство и тиражирование кинопродукции, получившей удостоверение национального фильма.
     
     Обращаем внимание читателей на то, что от налогообложения освобождаются средства, направленные только на кинопроизводство и тиражирование и используемые строго по целевому назначению. Обязательным условием является наличие статуса национального фильма. Каких-либо иных ограничений данной льготы действующим налоговым законодательством не предусмотрено.
     
     Использование средств, полученных организациями кинематографии для производства и тиражирования кинопродукции, получившей удостоверение национального фильма, при их размещении на депозитных счетах в банках либо их направлении на приобретение ликвидных ценных бумаг не является целевым. Указанные средства считаются безвозмездно полученными.
     
     В случае направления названных средств (вкладов и доходов по депозитным счетам, от размещения средств в ценные бумаги и т.п.) на производство и тиражирование кинопродукции, получившей удостоверение национального фильма, до истечения налогового периода, в котором этих средства получены от инвесторов, они признаются как используемые по целевому назначению.
     
     В соответствии с Положением о национальном фильме, утвержденным приказом Госкино России от 17.06.1999 N 7-1-19/37 удостоверение национального фильма может быть аннулировано в случае, если сведения, содержащиеся в документах, представленных в Госкино России, не соответствуют действительности либо если в процессе производства и проката фильм перестал соответствовать требованиям национального фильма.
     
     Сведения об аннулировании удостоверения национального фильма передаются в ГНИ по месту регистрации продюсера, прокатчика, демонстратора национального фильма, а также публикуются в Информационном бюллетене Госкино России.
     
     С даты принятия решения об аннулировании удостоверения национального фильма продюсер, прокатчик и демонстратор фильма лишаются возможности получения государственной поддержки, предусмотренной Федеральным законом.
     
     Таким образом, с этого момента организации, применившие льготу, предусмотренную пунктом 6 ст. 6 Закона РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций", теряют на нее право и должны увеличить налогооблагаемую прибыль в пределах суммы предоставленной ранее льготы, отразив ее в составе внереализационных доходов как прибыль прошлых лет.
     
     Следует иметь в виду, что не подлежит налогообложению прибыль, направляемая на производство и тиражирование кинопродукции, до истечения срока действия удостоверения национального фильма.
     

     3. В ст. 7 Федерального закона "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации" установлена система платежей и определены размеры, условия и порядок взимания платы с организаций за использование живых и неживых ресурсов. Имеются ли основания у организаций включать эти расходы в затраты производства?

     
     В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 17.12.1998 N 191-ФЗ "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации" в компетенцию федеральных органов государственной власти в исключительной экономической зоне входит установление систем платежей, определение размеров, условий и порядка взимания платы за использование живых и неживых ресурсов. К живым ресурсам относятся все виды рыб, морских млекопитающих, моллюсков, ракообразных, а также другие водные биологические ресурсы, за исключением живых организмов "сидячих видов" морского дна и его недр, использование которых регулируется Федеральным законом от 30.11.1995 N 187-ФЗ "О континентальном шельфе Российской Федерации".
     
     В случае получения разрешения на ведение рыбного промысла организацией в экономической зоне Российской Федерации на основании соответствующего договора с федеральным государственным унитарным предприятием "Национальные рыбные ресурсы", действующим на основании Генерального соглашения с Государственным комитетом Российской Федерации по рыболовству от 10.12.1999 N 1-99, организация должна произвести платежи за предоставление права ведения промыслом в исключительной экономической зоне Российской Федерации за одну метрическую тонну, которая должна поступать в Фонд управления, изучения, сохранения и воспроизводства водных биологических ресурсов (на лицевой счет Минфина России).
     
     Федеральным законом от 22.02.1999 N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 год" и Федеральным законом от 31.12.1999 N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 год" средства указанного Фонда включены в федеральный бюджет на соответствующий год.
     
     Учитывая изложенное, оплата за право ведения промысла может быть включена в себестоимость продукции (работ, услуг) согласно подпункту "а" п. 2 Положения о составе затрат как затраты, непосредственно связанные с производством продукции (работ, услуг), обусловленные технологией и организацией производства, что подтверждено в подпункте "э" п. 2 указанного Положения.
     

     4. Нормативными документами по бухгалтерскому учету определен порядок отражения сумм арендной платы у арендодателя как в составе доходов от обычных видов деятельности, так и в составе операционных доходов. Как в этом случае списываются расходы?

     
     В соответствии со ст. 39 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) реализацией товаров, работ или услуг организацией признается возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу.
     
     Согласно ст. 38 вышеуказанного Кодекса услугой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности.
     
     Статьей 779 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) определено, что по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик - оплатить эти услуги.
     
     Верховный Суд Российской Федерации решением от 24.02.1999 N ГКПИ 98-808, 809 сделал вывод о том, что данная норма ГК РФ фактически не исключает возможности распространения правил, касающихся этого договора, и на отношения, вытекающие из договора аренды имущества.
     
     Следовательно, в случае если одним из видов деятельности организации является предоставление имущества в аренду, подобную деятельность для целей налогообложения следует рассматривать как оказание услуг организацией.
     
     Департаментами налоговой политики и методологии бухгалтерского учета и отчетности Минфина России в письме от 05.06.2000 N 04-05-11/50 аренда у арендодателя также признана доходом от обычных видов деятельности на основании решения Верховного Суда Российской Федерации независимо от суммы доходов.
     
     В соответствии с п. 2 ст. 2 Закона РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций" валовая прибыль представляет собой сумму прибыли (убытка) от реализации продукции (работ, услуг), основных фондов (включая земельные участки), иного имущества предприятия и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.
     
     Следовательно, если суммы полученной арендной платы отражаются как доходы от обычных видов деятельности, то и расходы являются расходами от обычных видов деятельности.
     

     5. Имеются ли основания у организаций связи снижать доходы по прибыли в результате недополучения средств из соответствующего бюджета при предоставлении льгот отдельной категории граждан?

     
     Согласно Федеральным законам от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" компенсация льгот отдельным категориям граждан при оплате услуг связи должна осуществляться за счет средств федерального бюджета.
     
     В связи с этим компенсация расходов предприятиям связи на сумму предоставленных льгот по оплате услуг связи соответствующим категориям граждан должна возмещаться из федерального бюджета.
     
     Законом РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций" уменьшение налогооблагаемой прибыли на сумму средств, недополученных из бюджета в порядке компенсации льгот по оплате услуг связи, не предусмотрено.
     
     Согласно п. 1 ст. 56 НК РФ льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.
     
     Таким образом, налоговые льготы устанавливаются только налоговым законодательством.
     
     Учитывая изложенное, вопрос компенсации расходов предприятиям связи на сумму предоставленных льгот по оплате услуг связи соответствующим категориям граждан может быть решен только путем возмещения этих расходов из федерального бюджета, как и предусмотрено в соответствующих законах.
     

     6. Нет ли противоречий между п. 2 ст. 8 Закона РФ от 27.12.1991 N 2116-1 и разделом 5 инструкции МНС России от 15.06.2000 N 62 по порядку исчисления и сроков уплаты налога на прибыль в части оплаты пени и дополнительных платежей при осуществлении авансовых платежей?

     
     Согласно части первой НК РФ при уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных Кодексом.
     
     При нарушении сроков уплаты налога на прибыль, определенного к доплате по Расчету (налоговой декларации) налога от фактической прибыли нарастающим итогом с начала года, и авансовых платежей по налогу на прибыль начисляются пени.
     
     В соответствии с п. 2 ст. 8 Закона РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций" предприятия, являющиеся плательщиками авансовых взносов налога на прибыль, исчисляют сумму указанного налога исходя из фактически полученной прибыли, подлежащей налогообложению, с учетом предоставленных льгот и ставки налога на прибыль нарастающим итогом с начала года по окончании I квартала, полугодия, девяти месяцев и года. Сумма налога на прибыль, подлежащая уплате в бюджет, определяется с учетом ранее начисленных сумм платежей. Разница между суммой, подлежащей внесению в бюджет по фактически полученной прибыли, и авансовыми взносами налога за истекший квартал подлежит уточнению на сумму, рассчитанную исходя из ставки рефинансирования Банка России, действовавшей в истекшем квартале.
     
     Таким образом, фраза "с учетом ранее начисленных сумм платежей" применяется только при расчете налога от фактической прибыли для определения причитающейся к уплате (начисленной) в бюджет суммы налога нарастающим итогом с начала года.
     
     В дальнейшем причитающаяся (начисленная) к уплате в бюджет сумма налога используется в Расчете дополнительных платежей в бюджет (возврата из бюджета), исчисленных исходя из сумм доплат (уменьшения) налога на прибыль и авансовых взносов налога, скорректированных на учетную ставку Банка России за использование банковским кредитом (Приложение N 8 к инструкции МНС России от 15.06.2000 N 62 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций").
     
     В соответствии с указанным расчетом путем сравнения суммы налога, причитающейся (начисленной) к уплате в бюджет исходя из фактически полученной прибыли за квартал, с суммой фактически перечисленных авансовых платежей за тот же период определяется сумма налога, подлежащая к доплате или уменьшению, к которой применяется учетная ставка Банка России.
     
     Порядок заполнения вышеуказанного расчета изложен в примечаниях к нему.
     
     Согласно п. 2 ст. 8 вышеуказанного Закона в случае, если предприятие уплатило в истекшем квартале авансовые платежи в меньшем размере, чем причитается в этом квартале исходя из фактически полученной прибыли, оно обязано уплатить дополнительную сумму налога, определенную по ставке рефинансирования Банка России, то есть дополнительная сумма налога является в данном случае платой за находящиеся в обороте предприятия бюджетные средства.
     
     Таким образом, пени и дополнительные платежи налога, определенные исходя из ставки рефинансирования Банка России, выполняют различные функции.
     
     Положения инструкции МНС России "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций" основаны на действующем налоговом законодательстве и не противоречат ему.
     

     7. В п. 81 Методических рекомендаций о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организации определен порядок формирования чистой прибыли организаций и ничего не говорится о создании фондов, влияющих на выплату дивидендов. Как указанные фонды влияют на образование прибыли при выплате дивидендов?

     
     Согласно п. 81 Методических рекомендаций о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организации, утвержденных приказом Минфина России от 28.06.2000 N 60н, чистая прибыль организации за отчетный период или убыток формируется исходя из прибыли или убытка от обычной деятельности с учетом влияния на результат последствий чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности (стихийного бедствия, пожара, аварии, национализации и т.п.) в случае их возникновения.
     
     Таким образом, чистая прибыль определяется расчетным путем в соответствии с приказами Минфина России от 06.07.1999 N 43н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету “Бухгалтерская отчетность организации ПБУ 4/99”" и от 13.01.2000 N 4н "О формах бухгалтерской отчетности организаций" и отражается по строке 190 формы N 2 "Отчет о прибылях и убытках".
     
     Кроме того, пунктом 1 ст. 43 НК РФ определено, что дивидендом признается любой доход, полученный акционером (участником) от организации при распределении прибыли, остающейся после налогообложения (в том числе в виде процентов по привилегированным акциям), по принадлежащим акционеру (участнику) акциям (долям).
     
     В связи с изложенным при определении чистой прибыли, оставшейся после налогообложения, нет необходимости принимать во внимание различные фонды (накопления, социальные и т.д.), поскольку требования обязательного создания организацией каких-либо фондов с их отражением на счетах бухгалтерского учета отсутствуют.
     
     Одновременно сообщаем, что в соответствии с Федеральным законом от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" утверждение годовых отчетов, бухгалтерских балансов, счета прибылей и убытков общества, распределение его прибылей и убытков относится к компетенции общего собрания учредителей (акционеров). Кроме того, вышеназванным Федеральным законом предусматривается представление акционерам при подготовке к проведению общего собрания заключения ревизионной комиссии (ревизора) общества и аудитора общества по результатам годовой проверки финансово-хозяйственной деятельности общества. Таким образом, контроль за определением чистой прибыли, распределением дивидендов и т.п. является правом акционеров.