Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Ответы на вопросы


Ответы на вопросы

     
     В.И. Макарьева,
государственный советник налоговой службы II ранга
     
А.А. Владимирова
     

     1. Организация списала с баланса производственное здание в связи с его ликвидацией по причине невозможности использования. Недоамортизированная стоимость списана за счет добавочного капитала в 2000 году. Следует ли в этом случае увеличивать налогооблагаемую базу по налогу на прибыль?


     До исключения п. 102 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом Минфина России от 20.07.1998 N 33н, было определено, что при списании объектов основных средств, подвергавшихся переоценке, сумма дооценки по ним списывается на счет по выбытию основных средств.
     
     Иначе говоря, в бухгалтерском учете списание основных средств в результате их ликвидации до внесенных поправок в Методические рекомендации согласно приказу Минфина России от 28.03.2000 N 32н (по которому п. 102 исключен) отражалось следующим образом:
     
     Д-т 47 "Реализация и прочее выбытие основных средств" К-т 01 "Основные средства" - списание первоначальной (восстановительной) стоимости основных средств;
     
     Д-т 87 "Добавочный капитал" К-т 47 - списание суммы дооценки;
     
     Д-т 02 "Износ основных средств" К-т 47 - списание начисленных амортизационных отчислений на день выбытия основных средств;
     
     Д-т 10 "Материалы" К-т 80 "Прибыли и убытки" - списание оприходованных материальных ценностей от выбывших основных средств;
     
     Д-т (К-т) 80 Д-т (К-т) 47 - списание результата от выбытия основных средств в результате их ликвидации.
     
     Таким образом, если по учету реализации выбытия основных средств списывался положительный результат (Д-т 47 К-т 80), он увеличивал согласно п. 14 Положения о составе затрат базу при исчислении налога на прибыль.
     
     В связи с тем что переоценка основных средств всегда отражалась на счете 87 "Добавочный капитал", а амортизационные отчисления от восстановительной стоимости снижали налог на прибыль, то в ряде случаев возникали разногласия с налоговыми органами в части увеличения налогооблагаемой базы за счет переоценки основных средств, и это явилось основой для исключения п. 102 Методических рекомендаций по бухгалтерскому учету основных средств.
     
     Кроме того, в п. 2 письма МНС России по согласованию с Минфином России от 17.04.2000 N ВГ-6-02/288 сказано, что налогооблагаемая прибыль от сумм переоценки основных средств не способствует увеличению налога на прибыль, так как это не урегулировано налоговым законодательством.
     
     Наличие различных позиций по указанному вопросу в 1999 году и завершение расчетов по налогу от фактической прибыли уточнению не подлежат.
     

     2. Как можно правильно отразить в бухгалтерском учете перевод малоценных и быстроизнашивающихся предметов в связи с изменениями их учета в 2001 году?

     
     Минфин России в письме от 18.10.2000 N 16-00-17/26 сообщил, что начиная с 1 января 2001 года в рамках исполнения Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности, утвержденной постановлением Правительства РФ от 06.03.1998 N 283, предполагается отказаться от применения в качестве критерия для отнесения имущества к основным средствам какой-либо стоимостной величины, сохранив критерий продолжительности использования имущества.
     
     Исходя из вышеизложенного, предметы со сроком использования свыше 12 месяцев, должны относиться, независимо от их стоимости, к основным средствам, а предметы со сроком использования менее 12 месяцев будут учитываться применительно к порядку, установленному для учета материалов.
     
     По мнению Департамента методологии бухгалтерского учета и отчетности Минфина России, остатки предметов, учитываемых на счете 12 "Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы", переносятся по состоянию на 1 января 2001 года в зависимости от срока их полезного использования либо на счет 01 "Основные средства", либо на счет 10 "Материалы". Амортизация по ним, учитываемая на счете 13 "Износ малоценных и быстроизнашивающихся предметов", в части предметов, переведенных на счет 01 "Основные средства", переносится на счет 02 "Амортизация основных средств", а в части предметов, переведенных на счет 10 "Материалы", записывается в уменьшение их стоимости на этом счете. По предметам, переданным в производство, неперенесенная часть стоимости списывается со счета 10 "Материалы" на затраты производства (расходы на продажу).
      

     3. Федеральными законами от 14.06.1995 N 88-ФЗ и от 29.10.1998 N 164-ФЗ определена возможность начисления ускоренной амортизации по основным производственным фондам. Возможно ли применение сразу двух льгот?

     
     На основании ст. 10 Федерального закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" в п. 10 Типовых рекомендаций по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства, утвержденных приказом Минфина России от 21.12.1998 N 64н, определено, что амортизационные отчисления на полное восстановление объектов основных средств отражаются в учете в суммах, определяемых по годовому расчету исходя из применяемых малым предприятием способов начисления норм амортизации, утвержденных в установленном порядке, включая и ускоренную амортизацию при линейном способе начисления амортизационных отчислений.
     
     Наряду с этим при линейном способе начисления амортизационных отчислений малое предприятие может списывать дополнительно к норме амортизационных отчислений до 50 % первоначальной стоимости объекта основных средств со сроком службы более трех лет, что также подтверждено в п. 64 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом Минфина России от 20.07.1998 N 33н.
     
     В соответствии с Федеральным законом от 29.10.1998 N 164-ФЗ "О лизинге" лизингодатель приобретает основные фонды для лизингополучателя, который заинтересован использовать их с наибольшей эффективностью, и по этой причине закон позволяет осуществлять амортизационные отчисления на полное восстановление лизингового имущества исходя из его стоимости и норм, утвержденных в установленном порядке, либо указанных норм, увеличенных в связи с применением механизма ускоренной амортизации на коэффициент не выше 3.
     
     Из вышеизложенного следует, что малые предприятия не имеют оснований для использования в практической деятельности двух указанных методов начисления амортизационных отчислений.
     

     4. Имеют ли право субъекты Российской Федерации, местные органы устанавливать ставки платы за загрязнение окружающей природной среды?

     
     В соответствии с Законом РФ от 19.12.1991 N 2060-1 "Об охране окружающей природной среды" постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 N 632 "Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" утвержден и введен в действие с 1 января 1993 года порядок определения платежей за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов и другие виды вредного воздействия.
     
     Правительство РФ вышеуказанным постановлением обязало Министерство экологии и природных ресурсов России с привлечением соответствующих заинтересованных министерств и ведомств, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с Минэкономики России и Минфином России разработать и утвердить базовые нормативы платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду, размещение отходов и другие виды вредного воздействия, а также коэффициенты, учитывающие экологические факторы.
     
     На основании п. 4 постановления Правительства РФ от 28.08.1992 N 632 субъекты Российской Федерации с участием территориальных органов Министерства экологии и природных ресурсов России устанавливают дифференцированные ставки платы за загрязнение окружающей природной среды на основании утвержденных базовых нормативов платы и коэффициентов, учитывающих экологические факторы, а также осуществляют корректировку размеров платежей природопользователей с учетом освоения ими средств на выполнение природоохранных мероприятий и зачисление этих средств в счет указанных платежей.
     
     Как это определено в п. 5 данного постановления, плата за загрязнение окружающей природной среды и порядок направления указанных средств в доход республиканского бюджета Российской Федерации и во внебюджетные экологические фонды разработан и утвержден Министерством экологии и природных ресурсов России, Минфином России, Госналогслужбой России с участием Банка России.
     
     В соответствии с подпунктом "з" п. 2 Положения о составе затрат платежи за предельно допустимые выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в природную среду осуществляются за счет себестоимости продукции (работ, услуг), а платежи за их превышение - за счет прибыли, остающейся в распоряжении природопользователей.
     
     Кроме того, на себестоимость продукции (работ, услуг) списываются текущие затраты, связанные с содержанием и эксплуатацией фондов природоохранного назначения, а именно: очистных сооружений, золоуловителей, фильтров и других природоохранных объектов, расходы по захоронению экологически опасных отходов, оплате услуг сторонних организаций за прием, хранение и уничтожение экологически опасных отходов, очистку сточных вод, другие виды текущих природоохранных затрат.
     
     Таким образом, субъекты Российской Федерации имеют право устанавливать размеры платежей за загрязнение окружающей среды на основе базовых нормативов, утвержденных Министерством экологии и природных ресурсов России.
     

     5. При проведении налоговыми органами камеральных и документальных проверок возникает необходимость в получении информации о деятельности налогоплательщика. Учитываются ли для целей налогообложения убытки, причиненные налогоплательщику правомерными действиями налоговых органов?

     
     Согласно ст. 87 НК РФ налоговые органы имеют право проводить камеральные и выездные налоговые проверки налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов.
     
     Если при проведении камеральных и выездных налоговых проверок у налогового органа возникает необходимость получения информации о деятельности налогоплательщика (плательщика сбора), связанной с иными лицами, он может истребовать у этих лиц документы, относящиеся к деятельности проверяемого налогоплательщика (встречная проверка).
     
     В ст. 103 НК РФ установлено, что убытки, причиненные неправомерными действиями налоговых органов или их должностных лиц при проведении налогового контроля, подлежат возмещению в полном объеме, включая упущенную выгоду (неполученный доход).
     
     Убытки, причиненные налогоплательщику, налоговому агенту или их представителям правомерными действиями должностных лиц налоговых органов, возмещению не подлежит, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
     
     Списание убытков у налогоплательщика в уменьшение налогооблагаемой базы Положением о составе затрат не предусмотрено.
     
     Однако, как это следует из ответа Минфина России от 11.05.1999 N 04-00-11, все произведенные расходы организаций, связанные с исполнением запросов органов налоговой полиции и налоговых органов о представлении им в соответствии с законами копий документов, необходимых для осуществления налогового контроля, должны включаться в состав затрат на производство продукции (работ, услуг) как расходы по управлению производством согласно подпункту "и" п. 2 Положения о составе затрат.
     

     6. Можно ли в практической деятельности списывать на себестоимость продукции за-траты по аренде малоценных и быстроизнашивающихся предметов и других материальных ценностей?

     
     Исходя из главы 34 ГК РФ:
     
     1) по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется представить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование;
     
     2) в аренду могут быть переданы земельные участки и другие обособленные природные объекты, предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования (непотребляемые вещи);
     
     3) при прекращении договора аренды арендатор обязан вернуть арендодателю имущество в том состоянии, в котором он его получил, с учетом морального износа или в состоянии, обусловленном договором.
     
     На основании вышеизложенного в подпункте "ч" п. 2 Положения о составе затрат предусмотрено отнесение на себестоимость продукции (работ, услуг) платежей за аренду отдельных объектов основных производственных фондов (или их отдельных частей).
     
     К малоценным и быстроизнашивающимся предметам относятся предметы, срок полезного использования которых составляет менее 12 месяцев.
     
     Вышеизложенное свидетельствует о том, что малоценные и быстроизнашивающиеся предметы, учитываемые в настоящее время на счете 10 "Материалы", при сроке их использования до одного года не могут быть арендованным имуществом.
     

     7. Кому принадлежит собственность на отделимые улучшения арендованного имущества, осуществленные арендатором?

     
     Согласно ст. 623 ГК РФ произведенные арендатором отделимые улучшения арендованного имущества являются его собственностью, если иное не предусмотрено договором аренды.
     
     В случае если арендатор произвел за счет собственных средств и с согласия арендодателя улучшения арендованного имущества, не отделимые без вреда для имущества, арендатор имеет право после прекращения договора аренды на возмещение стоимости этих улучшений, если иное не предусмотрено договором аренды.
     
     Стоимость неотделимых улучшений арендованного имущества, произведенных арендатором без согласия арендодателя, возмещению не подлежит, если иное не предусмотрено законом.
     
     Как отделимые, так и неотделимые улучшения арендованного имущества, произведенные за счет амортизационных отчислений от этого имущества, являются собственностью арендодателя.
     
     На основании ст. 623 ГК РФ в п. 65 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом Минфина России от 20.07.1998 N 33н, предусмотрено, что капитальные затраты на арендованные основные средства, подлежащие после прекращения договора аренды передаче арендодателю, амортизируются ежемесячно арендатором в течение срока аренды исходя из способа начисления амортизационных отчислений, установленных арендодателем по объекту, на который произведены указанные затраты.
     
     Рассмотрим учет вышеизложенных операций на конкретном примере, согласно требованиям Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению, утвержденных приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н.
     
     1. Арендатором осуществлены капитальные вложения в объект, взятый в аренду, на сумму 100 тыс. руб. - Д-т 08 "Вложения во внеоборотные активы" (субсчет "Строительство объектов основных средств") и К-т счетов затрат, связанных с капитальными работами (02 "Амортизация основных средств", 07 "Оборудование к установке", 10 "Материалы", 16 "Отклонение в стоимости материальных ценностей", 23 "Вспомогательные производства", 26 "Общехозяйственные расходы", 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению", 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда" и др. - в случае осуществления самим арендатором капитальных затрат; 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" - в случае использования услуг сторонних организаций).
     
     2. Списаны законченные затраты по арендованным основным средствам - Д-т 01 "Основные средства" и К-т 08 "Вложения во внеоборотные активы" - 100 тыс. руб.
     
     3. Начислены у арендатора суммы амортизации по арендованным основным средствам по нормам амортизационных отчислений объекта арендодателя до окончания срока аренды - Д-т 20 "Основное производство" и К-т 02 "Амортизация основных средств" - 60 тыс. руб.
     
     4. Стоимость арендованных основных средств списана следующим образом:
     
     а) стоимость выбывающего объекта - Д-т 01, субсчет "Выбытие основных средств", К-т 01 - 100 тыс. руб.;
     
     б) сумма начисленного износа по арендованным основным средствам - Д-т 02 "Амортизация основных средств" и К-т 01, субсчет "Выбытие основных средств", - 60 тыс. руб.;
     
     в) остаточная стоимость выбывающего арендованного объекта - Д-т 91 "Прочие доходы и расходы" К-т 01, субсчет "Выбытие основных средств", - 40 тыс. руб.;
     
     г) отнесение на расчеты с арендодателем остаточной стоимости арендованных основных средств - Д-т 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" или счетов учета денежных средств К-т 91 "Прочие доходы и расходы".
     
     Если арендодателем не будут приняты к возмещению суммы по остаточной стоимости основных средств, сданных им в аренду, то арендатор их списание осуществляет без уменьшения налогооблагаемой базы по налогу на прибыль.
     

     8. Почему кредитная организация не должна исполнять обязательства с момента отзыва лицензии на осуществление банковских операций?

     
     Банк России в ответе от 30.11.2000 N 016-33-3/5341 сообщил о том, что согласно ст. 20 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" (с изменениями и дополнениями) срок исполнения обязательств у кредитной организации считается наступившим с момента отзыва у нее лицензии на осуществление банковских операций. При этом обязательства кредитной организации в иностранной валюте учитываются в рублях по курсу Банка России на дату отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций.
     
     Учитывая, что с момента отзыва лицензии у кредитной организации предприятиями и организациями задолженность за этой кредитной организацией учитывается на счете 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" (субсчет "Расчеты по претензиям"), эта задолженность переносится по курсу Банка России на день отзыва лицензии у кредитной организации.
     
     Как Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н (с изменениями и дополнениями), так и Положение по бухгалтерскому учету "Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте" ПБУ 3/2000, утвержденное приказом Минфина России от 10.01.2000 N 2н, не предусматривают пересчет расчетов по претензиям в зависимости от курса иностранных валют.
     

     9. Оказывает ли влияние на финансовые результаты организации излишне образованный ремонтный фонд после завершения ремонтных работ?

     
     Пункт 10 Положения о составе затрат позволяет организациям в составе элемента "Прочие затраты" отражать отчисления в ремонтный фонд на проведение особо сложных видов ремонта основных производственных фондов.
     
     Отчисления в ремонтный фонд определяются и утверждаются организациями исходя из балансовой стоимости основных производственных фондов и нормативов отчислений.
     
     Созданный ремонтный фонд учитывается на отдельном субсчете счета "Резервы предстоящих расходов".
     
     На основании п. 3.52 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств при инвентаризации резерва расходов на особо сложный ремонт основных средств следует иметь в виду, что после окончания этого вида ремонта излишне зарезервированные суммы отражаются по дебету счета 96 "Резервы предстоящих расходов", субсчет по образованию ремонтного фонда, и кредиту счета 91 "Прочие доходы и расходы", с увеличением налогооблагаемой базы по налогу на прибыль согласно п. 14 Положения о составе затрат.
     

     10. Как могут быть реализованы права налоговых органов по обеспечению подпункта 7 п. 1 ст. 31 НК РФ?

     
     В подпункте 7 п. 1 ст. 31 части первой НК РФ определено, что налоговые органы вправе определять суммы налогов, подлежащие внесению налогоплательщиками в бюджет (внебюджетные фонды) расчетным путем на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках в случае отказа допустить должностных лиц налогового органа к осмотру (обследованию) производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, непредставления в течение более двух месяцев налоговому органу необходимых для расчета налогов документов, отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения или ведения учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги.
     
     Иначе говоря, на основании предоставленного ст. 31 НК РФ права налоговые органы определяют сумму налога расчетным путем; при этом отсутствуют ограничения в порядке проведения анализа и обработки информации.
     
     В то же время принципы определения цены товаров, работ или услуг для целей налогообложения содержатся в ст. 40 НК РФ. Применительно к этой статье Кодекса налоговый орган исчисляет суммы налогов на основании данных по идентичным или однородным налогоплательщикам с использованием данных органов статистики, ценообразования и т.п.
     

     11. Возможно ли снизить налогооблагаемую базу по налогу на прибыль на расходы, связанные с получением аттестата аудитора или квалификационного аттестата профессионального бухгалтера?

     
     Исходя из Указа Президента Российской Федерации от 22.12.1993 N 2263 "Об аудиторской деятельности в Российской Федерации" и утвержденных этим Указом Временных правил аудиторской деятельности в Российской Федерации юридические лица (аудиторские фирмы) и физические лица (аудиторы), занимающиеся аудиторской деятельностью самостоятельно, обязаны получать соответствующие лицензии на осуществление аудиторской деятельности. Проведение аудиторской деятельности без аттестации и лицензии начиная с 1 октября 1994 года запрещено.
     
     Если лицензия на осуществление аудиторской деятельности юридического лица может быть рассмотрена аналогично списанию лицензии на право осуществления деятельности, то лицензия на осу-ществление аудиторской деятельности физического лица не может быть рассмотрена в аналогичном порядке, если это лицо не является индивидуальным предпринимателем.
     
     В законодательном порядке, в том числе и Федеральным законом от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", не определено, что главный бухгалтер должен в обязательном порядке иметь аттестат профессионального бухгалтера, тем более что согласно п. 1 ст. 6 указанного Федерального закона ответственность за организацию бухгалтерского учета в организациях, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несут руководители организаций, которые принимают решения о бухгалтерской службе или должности бухгалтера в их организациях.
     

     12. Уменьшается ли налогооблагаемая база по налогу на прибыль при списании организациями на издержки производства (обращения) оплаты проезда членов семей работников организаций районов Крайнего Севера к месту использования отпуска и обратно?

     
     На основании ст. 4 Закона РФ N 2116-1 (в ред. Федерального закона от 31.12.1995 N 227-ФЗ) и п. 2.3 Инструкции N 62 до принятия федерального закона по перечню затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и порядка формирования финансовых результатов, учитываемых при расчете налогооблагаемой прибыли, организации формируют состав затрат и финансовые результаты в соответствии с Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), утвержденным постановлением Правительства РФ от 05.08.1992 N 552 (Собрание актов Президента и Правительства РФ, 1992, N 9, ст. 602; Собрание законодательства РФ, 1995, N 27, ст. 2587; N 28, ст. 2686; N 48, ст. 4683; 1996, N 43, ст. 4924; N 49, ст. 5557; 1997, N 11, ст. 1322; 1998, N 2, ст. 260; N 22, ст. 2469; N 37, ст. 4624 и 4634; N 38, ст. 4810; 1999, N 29, ст. 3757) с учетом последующих изменений и дополнений.
     
     В подпункте "о" п. 2 вышеуказанного Положения определено, что в себестоимость включаются расходы по оплате проезда к месту использования отпуска и обратно, включая оплату провоза багажа, работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
     
     Согласно Закону РФ от 19.02.1993 N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" предусмотрена оплата проезда один раз в два года к месту использования отпуска на территории Российской Федерации и обратно любым видом транспорта (кроме такси) и стоимости провоза багажа до 30 кг за счет предприятия для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
     
     Что касается оплаты стоимости проезда и провоза багажа членам семей этих работников, то производимые организацией расходы списываются на прибыль, остающуюся в распоряжении организаций.
     

     13. Являются ли членские вступительные взносы и другие поступления некоммерческим организациям объектом при исчислении налога на прибыль?

     
     На основании п. 10 ст. 2 Закона РФ N 2116-1 в п. 2.12 Инструкции N 62 установлен следующий порядок расчетов некоммерческих организаций по налогу на прибыль.
     
     Бюджетные и другие некоммерческие организации, имеющие доходы от предпринимательской деятельности, уплачивают налог с полученной от такой деятельности суммы превышения доходов над расходами. Такие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям. Порядок исчисления сумм превышения доходов над расходами некоммерческих организаций (кроме бюджетных) производится аналогично порядку, установленному для исчисления налогооблагаемой прибыли предприятия.
     
     В составе доходов и расходов общественных организаций, перечисленных в п. 2.12 Инструкции N 62 (в том числе и бюджетных), не учитываются доходы, образующиеся в результате целевых отчислений на содержание указанных организаций, поступившие от других предприятий и граждан, членские вступительные взносы, долевые (паевые и целевые вклады участников этих организаций) и расходы, производимые за счет этих средств. Ведение учета доходов и расходов этих средств, а также сумм доходов и расходов от предпринимательской деятельности производится раздельно, что подтверждено в п. 24 письма МНС России от 15.02.2001 N ВГ-6-02/139.
     
     Следовательно, полученные общественными организациями вступительные взносы подлежат отдельному учету и направлению их на целевое использование.
     

     14. По какой статье состава затрат отражаются авторские гонорары, выплачиваемые по договорам на издание произведений науки, литературы и искусства?

     
     В соответствии с п. 2 постановления Правительства РФ от 05.08.1992 N 552 "Об утверждении Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли" письмом Министерства печати и информации Российской Федерации от 08.04.1993 N 02-68-А/18 доведены отраслевые особенности состава затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг) по издательской деятельности, в которых установлено, что авторский гонорар, выплачиваемый по договорам на издание произведений науки, литературы и искусства, не включается в состав элемента "Расходы на оплату труда" у предприятий, занимающихся издательской деятельностью, а учитывается по элементу себестоимости "Прочие расходы" и может отражаться в плановых и отчетных калькуляциях отдельной строкой.
     
     Дополнительно к этому из п. 41 Инструкции о составе фонда заработной платы и выплат социального характера при заполнении организациями форм федерального государственного статистического наблюдения, утвержденной постановлением Госкомстата России от 24.11.2000 N 116, следует, что в состав расходов, не учитываемых в фонде заработной платы и выплат социального характера, включаются авторские вознаграждения, выплачиваемые по договорам на создание и использование произведений науки, литературы и искусства, а также вознаграждения авторам открытий, изобретений и промышленных образцов.
     

     15. Правомерно ли списание износа форменной одежды на себестоимость охранных услуг у охранной организации?

     
     Согласно Положению по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации форменная одежда, предназначенная для выдачи работникам предприятия, учитывается в составе малоценных и быстроизнашивающихся предметов.
     
     В соответствии с п. 6 Положения о составе затрат износ малоценных предметов отражается по элементу "Материальные затраты".
     
     В связи с этим при решении вопроса об отнесении износа форменной одежды на себестоимость охранных услуг следует иметь в виду, что если организация имеет лицензию МВД России на осуществление соответствующего вида деятельности и функционирует на основании постановлений Правительства РФ от 14.08.1992 N 587 "Вопросы частной детективной и охранной деятельности", с изменениями и дополнениями, или от 14.08.1992 N 589 "Об утверждении положения о вневедомственной охране при органах внутренних дел Российской Федерации", то износ форменной одежды, учитываемой охранным предприятием в составе малоценных и быстроизнашивающихся предметов, правомерно относить на себестоимость продукции (работ, услуг).
     
     Организации, на которые не распространяются названные постановления, указанные расходы осуществляют за счет прибыли, оставшейся после налогообложения.
     
     Начиная с 1 января 2001 года Минфином России установлен порядок списания износа по форменной одежде исходя из срока службы.
     

     16. В подпункте "ж" п. 2 Положения о составе затрат определено, что в себестоимость продукции (работ, услуг) не включаются за-траты на проведение мероприятий по охране здоровья и организации отдыха. Подлежат ли в этом случае отнесению на затраты производства амортизационные отчисления по объектам, находящимся в комнатах отдыха работников?

     
     Исходя из подпункта "ж" п. 2 Положения о составе затрат организация должна обеспечить нормальные условия труда и технику безопасности с отнесением соответствующих затрат на себестоимость продукции, а именно: затрат на устройство и содержание дезинфекционных камер, умывальников, душевых, бань и прачечных на производстве (где предоставление услуг работающим связано с особенностями производства и предусмотрено коллективным договором); по оборудованию рабочих мест специальными устройствами некапитального характера; по обеспечению специальной одеждой и обувью, защитными приспособлениями и в случаях, предусмотренных законодательством, специальным питанием; по содержанию установок по газированию воды, льдоустановок, кипятильников, баков, раздевалок, шкафчиков для специальной одежды, сушилок, комнат отдыха; по созданию других условий, предусмотренных специальными требованиями.
     
     Затраты организаций на проведение мероприятий по охране здоровья и организации отдыха, не связанных непосредственно с участием работников в производственном процессе, в себестоимость продукции (работ, услуг) не включаются.
     
     На себестоимость продукции (работ, услуг) относится сумма амортизационных отчислений на полное восстановление основных производственных фондов, к которым, как это определено в п. 118 Методических рекомендаций о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организации, утвержденных приказом Минфина России от 28.06.2000 N 60н, относятся объекты, использование которых направлено на систематическое получение прибыли как основной цели деятельности, то есть использование в процессе производства промышленной продукции, в строительстве, сельском хозяйстве, торговле, общественном питании, заготовке сельскохозяйственной продукции и др. Исключение составляют амортизационные отчисления по помещениям общественного питания (подпункт "ф" п. 2 Положения о составе затрат), а также от стоимости помещений и инвентаря, предоставляемых организациями медицинским учреждениям для организации медпунктов непосредственно на территории организаций.
     
     Следовательно, организации не могут списать амортизационные отчисления по основным средствам, находящимся в комнатах отдыха и объектах социального характера.
     

     17. Принимаются ли для целей налогообложения начисленные организациями амортизационные отчисления по объектам основных средств, приобретенных за счет бюджетных ассигнований?

     
     В п. 48 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (до внесения изменений в соответствии с приказом Минфина России от 24.03.2000 N 31н) было определено, что по основным средствам, приобретенным с использованием бюджетных ассигнований, амортизация не начисляется.
     
     Приказом от 24.03.2000 N 31н "О внесении изменений в нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету" Минфином России были внесены изменения, и с 2000 года начисление амортизации по указанным основным средствам осуществляется в установленном порядке.
     
     Однако согласно п. 47 Методических рекомендаций о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности основные средства, приобретенные за счет ассигнований из бюджета, отражаются следующим образом:
     
     а) затраты на приобретение основных средств за счет ассигнований из бюджета - по дебету счета 08 "Капитальные вложения" ("Вложения во внеоборотные активы" по новому Плану счетов) и кредиту счета 83 "Доходы будущих периодов" (98 "Доходы будущих периодов");
     
     б) списание ввода в действие основных средств, приобретение которых осуществлено за счет бюджетных ассигнований - по дебету счета 01 "Основные средства" и кредиту счета 08;
     
     в) списание амортизационных отчислений по указанным основным средствам - по дебету счета 20 "Основное производство", 23 "Вспомогательные производства" и др. и кредиту счета 02 "Износ основных средств" (02 "Амортизация основных средств");
     
     г) в сумме начисленных амортизационных отчислений - по дебету счета 83 "Доходы будущих периодов" (98 "Доходы будущих периодов") и кредиту счета 80 "Прибыли и убытки" (91 "Прочие доходы и расходы").
     
     Иначе говоря, нельзя занижать налогооблагаемую базу по налогу на прибыль за счет амортизационных отчислений по основным средствам, приобретенным за счет специальных источников.
     

     18. Как осуществляется списание амортизационных отчислений по нематериальным активам, приобретенным по договору дарения?

     
     Учитывая требования ст. 11 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", в п. 10 Положения по бухгалтерскому учету "Учет нематериальных активов" ПБУ 14/2000, утвержденного приказом Минфина России от 16.10.2000 N 91н, первоначальной стоимостью нематериальных активов (по которой осуществляется принятие к бухгалтерскому учету нематериальных активов), полученных организацией по договору дарения (безвозмездно), является рыночная стоимость на дату принятия их к бухгалтерскому учету.
     
     В соответствии с п. 47 Методических рекомендаций о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организации оприходование безвозмездно полученных нематериальных активов производится по счету 08 "Капитальные вложения" (08 "Вложения во внеоборотные активы") в корреспонденции со счетом "Доходы будущих периодов".
     
     При списании амортизационных отчислений по нематериальным активам на счета затрат на производство финансовые результаты восстанавливаются со счета учета доходов будущих периодов.
     
     Если амортизация по нематериальным активам учитывается без использования счета 05 "Амортизация нематериальных активов", а начисленные суммы амортизационных отчислений списываются непосредственно в кредит счета 04 "Нематериальные активы", то снижение данных по доходам будущих периодов в доле амортизационных отчислений осуществляется по дебету счета 83 "Доходы будущих периодов" (98 "Доходы будущих периодов") в корреспонденции с кредитом счета 04 "Нематериальные активы".
     

     19. Приказом Минфина России от 15.03.2000 N 26н установлены предельные размеры представительских расходов, учитываемых для целей налогообложения. Принимаются ли налоговыми органами в составе представительских расходов счета ресторанов, где был проведен прием представителей другой организации?

     
     Начиная с 1 апреля 2000 года при списании представительских расходов организации руководствуются п. 1 Норм и нормативов на представительские расходы, расходы на рекламу и на подготовку и переподготовку кадров на договорной основе с учебными заведениями, регулирующими размер отнесения этих расходов на себестоимость продукции (работ, услуг) для целей налогообложения, и порядок их применения, утвержденных приказом Минфина России от 15.03.2000 N 26н, в котором предусмотрено следующее.
     
     Представительские расходы - это расходы по проведению официального приема (завтрака, обеда или другого аналогичного мероприятия) представителей (участников) других организаций (включая иностранных), с целью установления и (или) поддержания взаимовыгодного сотрудничества.
     
     Включение представительских расходов в себестоимость продукции (работ, услуг) разрешается только при наличии первичных учетных документов, в которых должны быть указаны дата и место проведения деловой встречи (приема), приглашенные лица, участники со стороны организации, конкретное назначение расходов и величина расходов.
     
     Минфином России не регламентирован порядок обязательного приема представителей других организаций на территории принимающей стороны, но определены требования по составлению первичных документов, которые являются основанием для отнесения на себестоимость продукции (работ, услуг) указанных расходов.