Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О реструктуризации кредитных организаций


О реструктуризации кредитных организаций

     
     Е.В. Бурмак,
советник налоговой службы I ранга
     

     Сколько раз и на какой срок Агентство по реструктуризации кредитных организаций (АРКО) имеет право принимать решение о продлении срока моратория на удовлетворение требований кредиторов?

     
     В соответствии с подпунктом 3 п. 2 ст. 13 Федерального закона от 08.07.1999 N 144-ФЗ "О реструктуризации кредитных организаций" установлено, что с момента перехода кредитной организации под управление АРКО вводится мораторий на удовлетворение требований ее кредиторов по обязательствам, возникшим до момента перехода кредитной организации под управление АРКО, в соответствии со ст. 26 Федерального закона от 25.02.1999 N 40-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций". При этом указанный Федеральный закон не уполномочивает какой-либо орган своим решением вводить мораторий, и он начинает применяться в силу свершившегося юридического факта перехода кредитной организации под управление АРКО.
     
     Мораторий на удовлетворение требований кредиторов действует до 12 месяцев и может быть продлен АРКО, но не более чем на шесть месяцев, или отменен АРКО до истечения срока его действия.
     
     Решение об отмене или продлении моратория принимается правлением АРКО, как органом управления Агентства, который в соответствии со ст. 37 Федерального закона "О реструктуризации кредитных организаций" принимает решение о формах и условиях осуществления мероприятий по реструктуризации кредитных организаций, находящихся под управлением АРКО.
     

     Что является основанием для установления суммы требований, предъявляемых налоговыми органами к кредитным организациям?

     
     Требования, которые предъявляются налоговым органом к кредитной организации, должны быть подтверждены актом выверки расчетов с бюджетами и государственными внебюджетными фондами, составляемыми по данным лицевых счетов, открываемых налоговыми органами кредитным организациям как налогоплательщикам по месту их налогового учета, а также актами и решениями по проведенным проверкам своевременности исполнения поручений налогоплательщиков на уплату налогов и сборов, по перечислении подоходного налога с физических лиц и налога на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте.
     
     Сумма задолженности кредитной организации по государственной пошлине устанавливается по исполнительным листам арбитражных судов, вступившим в силу и не исполненным на момент проверки.
     

     Возможно ли формирование налоговыми органами списка надежных кредитных организаций, своевременно исполняющих свои обязанности перед клиентами по уплате налогов и сборов?

     
     В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации, действие которой распространяется на всех налогоплательщиков, безусловным требованием государства является обязанность платить законно установленные налоги и сборы.
     
     Кроме того, ст. 45 и 60 НК РФ уплата налогов и сборов кредитными организациями, равно как и перечисление налогов и сборов их клиентов, вменены им в обязанность.
     
     При этом в действующем законодательстве о налогах и сборах не содержится определения специального термина "надежная кредитная организация".
     
     Вместе с тем Банк России установил критерии определения финансового состояния кредитных организаций (см. Указания Банка России от 31.03.2000 N 766-У), которыми, в частности, предусмотрена категория финансово стабильных кредитных организаций.
     
     Отнесение кредитных организаций к той или иной категории производится территориальными учреждениями Банка России.
     

     В каком порядке налоговые органы представляют интересы государства в процессе конкурсного производства в случае банкротства кредитной организации?

     
     В соответствии с постановлением Правительства РФ от 22.05.1998 N 476 "О мерах по повышению эффективности применения процедур банкротства" интересы государства в процессе конкурсного производства представляют коллегии уполномоченных государственных представителей, образуемые Федеральной службой России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению.
     
     При этом налоговые органы во исполнение указанного постановления представляют коллегиям государственных представителей сведения о задолженности банка в федеральный бюджет как по собственным налоговым платежам, так и по неперечисленным платежам клиентов.
     
     В случае нарушения интересов государства при осуществлении процедуры конкурсного производства указанные коллегии вправе принять меры в соответствии с полномочиями, установленными для них законодательством Российской Федерации.
     

     Когда наступает срок уплаты по мировым соглашениям, заключенным между кредитными организациями и их кредиторами (налоговыми органами) в рамках реализации положений Федерального закона "О реструктуризации кредитных организаций"?

     
     При определении периода, в течение которого должна производиться первая выплата в погашение задолженности перед федеральным бюджетом и государственными внебюджетными фондами при исполнении условий мировых соглашений, заключенных между банками и их кредиторами и утвержденных арбитражными судами, следует исходить из следующего.
     
     При проведении реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам перед федеральным бюджетом в соответствии с постановлением Правительства РФ от 03.09.2000 N 1002 "О порядке и сроках проведения в 1999 году реструктуризации задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом" МНС России письмом от 06.12.1999 N АС-6-10/970@ разъяснило, что первым кварталом  уплаты по графику погашения реструктурируемой задолженности считается следующий квартал после принятия налоговым органом решения о реструктуризации задолженности.
     
     Исходя из сложившейся практики проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц в соответствии с указанным постановлением МНС России применило аналогичный подход к определению срока платежа при исполнении условий мировых соглашений, заключенных реструктуризируемыми кредитными организациями и кредиторами второй группы очередности, установив первым кварталом уплаты по графику погашения реструктурируемой задолженности кредитных организаций следующий квартал после вступления в силу мирового соглашения. Мнение МНС России по данному вопросу было сообщено АРКО письмом от 04.01.2001 N 05-1-13/1131.
     

     Какими документами регламентируется порядок списания штрафных санкций по банкам, перешедшим под управление АРКО?

     
     В соответствии со ст. 13 Федерального закона "О реструктуризации кредитных организаций" кредитные организации считаются переданными под управление АРКО с момента приобретения Агентством акций (внесения вклада в уставный капитал) кредитной организации.
     
     В свою очередь АРКО осуществляет в отношении реструктурируемой кредитной организации мероприятия на основе плана реструктуризации кредитной организации, в состав которого входят согласно ст. 15 указанного Федерального закона и мероприятия по реструктуризации обязательств кредитной организации.
     
     Таким образом, урегулирование кредиторской задолженности банка, в том числе и его филиалов, по пеням и штрафам, начисленным в установленном законодательством о налогах и сборах порядке, возможно исключительно в рамках Федерального закона "О реструктуризации кредитных организаций" путем заключения мирового соглашения.
     
     Условия и порядок реструктуризации задолженности кредитных организаций перед Российской Федерацией определен постановлением Правительства РФ от 15.04.2000 N 348 "О представлении государственной корпорацией “Агентство по реструктуризации кредитных организаций” интересов Российской Федерации при заключении мировых соглашений с ре-структурируемыми кредитными организациями".
     
     Урегулирование кредиторской задолженности перед Российской Федерацией кредитных организаций, перешедших под управление вышеуказанного Агентства в ином порядке, в том числе путем списания начисленных пеней и штрафов, действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрено.
     

     Какова очередность удовлетворения требований кредиторов кредитных организаций, находящихся под управлением АРКО?

     
     Очередность удовлетворения требований кредиторов в рамках мировых соглашений, заключаемых между кредиторами и кредитными организациями в соответствии с Федеральным законом "О реструктуризации кредитных организаций", исходя из целесообразности устанавливается согласно ст. 106 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)".
     
     В соответствии с указанной статьей Федерального закона очередность удовлетворения требований кредиторов по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды производится в четвертую очередь.
     
     Вместе с тем для целей заключения мировых соглашений в рамках реализации положений Федерального закона "О реструктуризации кредитных организаций" АРКО предложено формирование групп кредиторов с учетом установленной законодательством очередности удовлетворения требований кредиторов.
     
     Так, все кредиторы реструктурируемых кредитных организаций разделены на три группы с учетом характера их требований и положений ст. 855 ГК РФ и ст. 49 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций".
     
     К первой группе кредиторов относятся физические лица по денежным обязательствам, возникшим из договоров банковского вклада и банковского счета.
     
     Вторая группа кредиторов - это кредиторы по обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды (по собственным платежам банка и платежам его клиентов).
     
     Третья группа кредиторов - это кредиторы (кроме кредиторов первой группы) по денежным обязательствам, вытекающим из гражданско-правовых договоров и иных оснований, предусмотренных ГК РФ.
     
     Учитывая, что в целях сохранения баланса интересов кредиторов и банков указанная очередность должна определяться в соответствии с Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)", установление отдельными федеральными законами очередности удовлетворения требований министерств и ведомств, так же как и иных кредиторов к реструктуризируемым банкам, недопустимо.
     

     Правомерно ли помещение кредитными организациями денежных чеков на выдачу заработной платы и заявлений на выдачу денежной наличности в картотеку неоплаченных расчетных документов к расчетному счету предприятий при наличии в той же картотеке платежных документов на перечисление платежей в бюджетную систему Российской Федерации?

     
     В соответствии со ст. 4 и 80 Федерального закона от 02.12.1990 N 394-1 "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" Банком России устанавливается порядок ведения картотеки к внебалансовым счетам при недостаточности денежных средств на счете клиента.
     
     Поскольку денежный чек организации на получение заработной платы не является расчетным документом, имеет ограниченный срок действия (10 дней со дня выписки) и не может быть помещен в картотеку не оплаченных в срок расчетных документов, вместо денежного чека предусмотрено помещение в картотеку заявления (в произвольной форме) о выдаче средств на выплату заработной платы, в котором наряду с другими реквизитами указывается период, за который производится выплата заработной платы.
     
     Учитывая, что форма документа, помещенного в картотеку, не влияет на порядок исполнения расчетных документов из картотеки, помещение вышеуказанного заявления в картотеку неоплаченных расчетных документов позволяет банку выдавать денежные средства по чеку клиента в очередности, установленной законодательством.
     

     В каком порядке погашается задолженность по обязательным платежам банков, находящихся под управлением АРКО, в рамках утвержденных арбитражными судами мировых соглашений?

     
     Погашение задолженности банка по обязательным платежам осуществляется в соответствии с порядком, утвержденным приказом Минфина России от 22.12.2000 N 114н "О порядке осуществления финансирования в 2000 году расходов государственной корпорации “Агентство по реструктуризации кредитных организаций” на реализацию мероприятий по реструктуризации кредитных организаций за счет средств, поступающих от погашения задолженности по налоговым и иным обязательным платежам кредитных организаций в федеральный бюджет, включая пени и штрафы, а также по не исполненным ими поручениям (распоряжениям) о перечислении налоговых и иных обязательных платежей, включая пени и штрафы".
     
     Пунктом 3 указанного Порядка предусматривается процедура формирования банком реестров не исполненных банком платежных документов на уплату федеральных налогов, сборов и иных обязательных платежей по кодам бюджетной классификации доходов Российской Федерации в разрезе получателей средств, указанных в платежных документах налогоплательщика.
     
     Перечисление средств в погашение задолженности банка осуществляется платежными поручениями банка в сроки, установленные мировым соглашением, на счета соответствующих органов федерального казначейства.
     
     Платежные поручения на перечисление средств выписываются по каждой группе платежных документов соответствующего реестра.
     
     Погашение задолженности по обязательным платежам (за исключением пеней и штрафов) осуществляется банком не реже одного раза в квартал в установленные сроки в размере не менее 1/24 части задолженности, исчисленной по каждому платежному документу, включенному в реестр.
     
     Погашение задолженности по пеням и (или) штрафам производится после погашения задолженности по обязательным платежам не реже одного раза в квартал в течение четырех лет.